База ВВС Великобритании Хетел, Великобритания — обзор

Разведывательная авиация ВВС Великобритании (2019)

Капитан 2 ранга С. Денисов

Силы и средства разведки, наблюдения, обнаружения целей и рекогносцировки ВВС Великобритании — один из важнейших видов боевого обеспечения национальных вооруженных сил.

В соответствии с доктринальными положениями основными задачами разведывательной авиации являются: ведение воздушной разведки и радиоэлектронной борьбы, применение ударных средств, оказание авиационной поддержки сухопутным войскам и ВМС, поиск терпящих бедствие экипажей воздушных и морских судов.

В интересах обеспечения деятельности сил и средств воздушной разведки задействуются британские авиабазы (АвБ) Уоддингтон, Марем, Дигби и Витон. Кроме того, за пределами национальной территории развернуты постоянные отряды на АвБ Акротири (Кипр), Крич (США) и Эль-Удейд (Катар).

На вооружении разведывательной авиации ВВС Великобритании состоят самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОУ) E-3D «Сентри», разведки наземных целей «Сентинел» R.1, радио- и радиотехнической разведки RC-135V/W «Ривет Джойнт», разведки и целеуказания «Шэдоу» R.1, беспилотные летательные аппараты (БПЛА) МQ-9 «Рипер». Кроме того, задачи разведки могут решать тактические истребители «Торнадо» GR.4.

Вся авиационная техника организационно входит в состав эскадрилий 1-й авиагруппы боевой авиации королевских ВВС, дислоцирующихся на АвБ Уоддингтон в графстве Линкольншир: 8 аэ ДРЛОУ (шесть Е-3D «Сентри»), 5 раэ (пять «Сентинел» R.1), 14 раэ (шесть «Шэдоу» R.1), 51 раэ РЭБ (три RC-135W «Ривет Джойнт»), 13 аэ БПЛА (пять БПЛА MQ-9 «Рипер»), 39 аэ БПЛА (пять БПЛА MQ-9 «Рипер»).

Ключевым элементом системы воздушной разведки ВВС Великобритании являются самолеты ДРЛОУ E-3D «Сентри». В декабре 1986 года Великобритания разместила в США заказ на покупку шести таких самолетов производства корпорации «Боинг». В октябре 1987-го был реализован опцион на закупку седьмой машины.
Самолет Е-3D, построенный на базе грузового авиалайнера Боинг 707-320 с современной РЛС AN/APY-2 производства компании «Нортроп-Грумман», предназначен для решения задач управления, связи и радиотехнической разведки.

Первый «Сентри» для британских ВВС поднялся в воздух в сентябре 1989 года. Полет с полным комплектом бортового радиоэлектронного оборудования самолет совершил в январе 1990-го. Британская модификация Е-3D отличается установленными на законцовках крыла контейнерами РТР «Лорал». Обтекатель антенны основной РЛС диаметром 9 м закреплен на двух пилонах в хвостовой части фюзеляжа.

E-3D способен находиться в воздухе до 11 ч. Это время может быть увеличено при дозаправке в воздухе. Примечательно, что данный самолет — единственный в ВВС Великобритании, в котором технологически реализованы два варианта дозаправки: американский (с использованием телескопической штанги) и европейский (по схеме «шланга-конуса»). В настоящее время один из семи E-3D, выработавший летный ресурс, используется на АвБ Уоддингтон в учебных целях.

Приобретение британскими ВВС «Сентри» позволило использовать национальный парк боевых самолетов «Торнадо» в качестве элемента многоуровневой системы ДРЛОУ.

В 1999 году министерство обороны Великобритании объявило конкурс на определение прототипа самолета для системы воздушной разведки и управления нанесением ударов «Астор».

Основными претендентами на заключение контракта стали европейская компания «Бомбардир» (платформа «Глобал Экспресс») и американская авиастроительная фирма «Гольфстрим аэроспейс» (платформа «Гольфстрим-5»). По итогам конкурса был выбран самолет «Глобал Экспресс». Данный летательный аппарат имеет на 30% бóльшую площадь для размещения аппаратуры, а мощность источников электропитания на 50% превосходит показатели «Гольфстрим-5». Это позволяет разместить на борту значительную номенклатуру радиотехнического оборудования.

В соответствии с условиями контракта в ВВС Великобритании в период с 2007 по 2009 год поставлены пять модифицированных самолетов «Глобал Экспресс», получивших наименование «Сентинел» R.1, a также восемь наземных станций системы «Астор».

Стандартный экипаж самолета состоит из пяти человек (два пилота, три оператора). Кроме того, на нем предусмотрены места для сменного экипажа. Продолжительность полета без дозаправки более 9 ч.

Основная РЛС DMRS производства «Рейтеон» размещена в нижней части фюзеляжа. Кроме обнаружения воздушных целей может использоваться для наблюдения за морской акваторией и/или для контроля зоны боевых действий. Завершение срока эксплуатации парка самолетов «Сентинел» R.1 ожидается в 2021 году.

В июне 2011 года из боевого состава 51 аэ РЭБ (АвБ Уоддингтон) 1-й авиагруппы авиационного командования ВВС Великобритании были выведены разведывательные самолеты «Нимрод» R.1.

В целях замены машин данного типа Лондон принял решение о приобретении трех стратегических разведывательных самолетов американского производства RC-135V «Ривет Джойнт». Соответствующее соглашение было заключено между США и Великобританией 19 марта 2010 года.

RC-135V для Великобритании переоборудовались американской корпорацией «L-3 коммьюникейшнз» на оборонном предприятии в г. Гринвилл (штат Техас) на базе самолетов стратегической заправочной авиации KC-135R «Стратотанкер», выведенных из боевого состава ВВС США.

Наряду с американским оборудованием самолеты получили также специальную аппаратуру британского производства, в частности комплекс радиоразведки «Кинетик Тайгершарк-2».

Кроме того, «Ривет Джойнт» оснащены современными средствами спутниковой связи, которые позволяют экипажу получать данные от других самолетов, а также от наземных станций приема, обработки и передачи разведывательной информации в масштабе реального времени.

Переоборудование и поставка RC-135V, а также средств наземного обслуживания и контрольно-проверочной аппаратуры оцениваются в 1,1 млрд долларов США. Еще 800 млн руководство Великобритании планирует потратить на модернизацию и ремонт машин.

«Ривет Джойнт» поставлялись ВВС Великобритании в период с 2013 по 2017 год. В конструкцию второго и третьего самолетов внесено более 60 усовершенствований в области боевых систем и двигателей, что позволило обеспечить экономию топлива и увеличить максимальную дальность полета до 11 тыс. км и более.

В 2006 году МО Великобритании приобрело четыре турбовинтовых самолета общего назначения «Кинг Эр» 350ER, которые были переоборудованы британским подразделением корпорации «Рейтеон» для ведения разведки и получили наименование «Шэдоу» R.1. Первоначальной целью программы являлось обеспечение разведывательной информацией британских воинских подразделений в составе МССБ и учебно-тренировочной миссии НАТО «Решительная поддержка» в Афганистане.

На борту «Шэдоу» размещены: станции оптоэлектронной разведки «Авес», способные вести непрерывное наблюдение за обширными участками территории в видимом и инфракрасном диапазоне длин волн, РЛС с режимом синтезирования апертуры, средства связи УКВ/КВ/СВ-диапазонов и система спутниковой связи.

Первая партия из четырех самолетов введена в эксплуатацию в 2007-2010 годах, пятый — принят на вооружение в 2011-м, шестой — в 2013-м.

С 2007 по 2014 год Великобритания приобрела у США десять беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) MQ-9 «Рипер», предназначенных для воздушной разведки, наблюдения, целеуказания и поражения наземных целей. Общая стоимость контракта составила 1 млрд долларов США. Помимо БПЛА, были приобретены также восемь наземных станций управления и четыре системы автоматического взлета-посадки.

MQ-9 «Рипер» создан на базе многоцелевого БПЛА RQ/MQ-1 «Предатор» производства американской компании «Дженерал атомикс аэронотикл системз». Основным конструктивным отличием данного образца является V-образное хвостовое оперение. Оборудование «Рипер» состоит из оптико-электронной прицельной системы MTS-B и РЛС с синтезированием апертуры AN/APY-8 фирмы «Дженерал атомикс».

Следует отметить, что эти БПЛА активно используются в интересах обеспечения деятельности британских вооруженных сил на Ближнем Востоке.

В период с 1979 по 1998 год по проекту германской компании «Мессершмитт», британской «Бритиш аэроспейс» и итальянской «Алениа аэронотика» производился двухместный многоцелевой боевой самолет с крылом изменяемой стреловидности «Торнадо». В общей сложности было выпущено 992 машины в ударном и разведывательном вариантах.

Самолеты поставлялись в британские ВВС с 1980 года, где получили обозначение «Торнадо» GR.1.

Программа модернизации этих машин до версии GR.4 по заказу ВВС Великобритании осуществлялась компанией «Бритиш аэроспейс» с 1996 по 2003 год. Кроме того, на платформе истребителя «Торнадо» GR.4 была создана модификация GR.4A, которая выполняет в национальных ВВС задачи тактического всепогодного разведчика.

Читать еще:  Карьер «Дьявик», Канада - обзор

В настоящее время в боевом составе ВВС Великобритании находится более 20 самолетов «Торнадо» GR.4 и GR.4A.

Организационно данные машины входят в состав 1-й авиагруппы боевой авиации и выполняют разведывательные задачи в зависимости от наличия бортового оборудования. Как правило, самолет оснащен целым набором электронных средств разведки и обнаружения целей (оптико-электронная станция «Раптор», навигационная система GPINS, многофункциональная РЛС, система лазерного целеуказания и поиска помеченных целей LRMTS).

«Торнадо» GR.4 планируются к выводу из боевого состава ВВС страны начиная с 2019 года по программе их замены тактическими истребителями F-35B «Лайтнинг-2» производства американской корпорации «Локхид-Мартин», которые поступают на вооружение британских военно-воздушных сил с 2018 года.

Перспективы развития разведывательной авиации ВВС Великобритании определены в национальных документах «Стратегический обзор в области обороны и безопасности» (2015) и «Стратегия королевских ВВС» (2017) и включают следующие основные положения:
— приобретение до 26 новых беспилотных летательных аппаратов MQ-9B «Протектор» и до шести наземных станций управления и обслуживания с целью замены MQ-9 «Рипер»; ожидается, что новые БПЛА будут обладать увеличенной дальностью полета (до 5 тыс. км) и смогут нести на борту больше полезной нагрузки;
— модернизация парка самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления E-3D «Сентри» с целью продления срока их эксплуатации до 2035 года;
— закупка двух дополнительных самолетов радиоэлектронной разведки и целеуказания «Шэдоу» R.1.

Реализация соглашения между Великобританией и Францией о создании к 2025 году консорциумом британских и французских компаний «БАэ системз» и «Дассо» при участии «Талес франс», «Леонардо», «Роллс-Ройс» и «Сафран» технологических демонстраторов БПЛА нового поколения с использованием стелт-технологий в рамках двусторонней программы FCAS.

Стоимость совместных работ на этапе модернизации составляет 1,87 млрд долларов США. По итогам последующих испытаний возможно принятие перспективных БПЛА на вооружение после 2030 года.

Таким образом, в настоящее время военным ведомством Великобритании активно реализуется «Программа интеграции сил и средств воздушной разведки», нацеленная на решение следующих задач:
— завершение объединения сил и средств воздушной разведки в единый многоуровневый разведывательный комплекс национальных ВВС с привлечением соответствующего сегмента армейской авиации;
— оптимизация и повышение эффективности закупочной деятельности, а также организации технического обслуживания и ремонта разведывательной авиации;
— совершенствование подходов к организации обучения и переподготовки специалистов ВВС для их задействования в операциях с привлечением новейших авиационных компонентов системы разведки и наблюдения вооруженных сил Великобритании.

В целом текущее состояние разведывательной авиации Великобритании позволяет решать задачи по обеспечению национальных ВС, а реализация программ закупок новых образцов военной и специальной техники значительно повысит возможности этого вида вооруженных сил.

alex_leshy

В берлоге у Лешего

Таблице умножения без разницы, вы продаете или покупаете.

Военно-воздушные силы

Британские ВВС повторяют судьбу Сухопутных сил. Они реорганизовываются в штатах и оптимизируются в технике. В составе военно-воздушных сил страны имеются три авиационные группы.

— 1-я авиационная группа тактической авиации включает в себя ударные машины. Ее основой должен был стать многоцелевой истребитель-бомбардировщик Typhoon FGR4 совместной британо-германо-итало-испанской разработки. В части современной боевой авиации Великобритания уже более 20 лет как утратила сколько-нибудь значимые позиции. Изначально эту машину проектировали под стандарт «F2 модель 1», предполагавший ее использование только для воздушного боя и задач ПВО. Однако война в Афганистане выявила необходимость получения прежде всего универсальной машины, способной работать и по наземным целям. С июля 2008 года «Тайфун» стал «мультизадачным» (многоцелевым) истребителем-бомбардировщиком (модификация FGR4). Все ранее выпущенные машины модели F2 прошли модернизацию до уровня FGR4.

Royal Air Force Eurofighter Typhoon FGR.4 ZJ911

В будущем, предполагается перевооружение истребителей новыми системами, такими как: ракетами «воздух-воздух Метеор», Пэйввэй IV (Paveway IV), «Шторм Шедоу» (Storm Shadow), «Бримстон» (Brimstone), «Бомбы Небольшого Диаметра» (Small Diameter Bomb), а также новыми активными направленными электронными сканерами.

Всего планировалось приобрести 250 этих машин. Но позднее по финансовым соображениям заказ был сокращен до 232 штук, а потом и до 160. На сегодняшний день ВВС получили всего 114 Typhoon FGR4, в том числе 22 — учебно-боевых, и еще три находятся на хранении. Судьба остального заказа сегодня неизвестна. Вероятнее всего, минимум до 2020 года дополнительных закупок не будет. Во всяком случае, в бюджете на период до 2018 года таких расходов не предусмотрено.

RAF Panavia Tornado GR4

Кроме указанных, в составе ВВС числятся 88 истребителей-бомбардировщиков (по ТТХ скорее бомбардировщиков и совсем чуть-чуть истребителей) Tornado GR4 и одни перехватчик Tornado F2 — последние машины чисто британской разработки. Еще 44 «Торнадо» GR и 16 «Торнадо» F3 находятся на хранении, но 30 и 12 из них соответственно предназначены для разборки на запчасти либо уже находятся в ее процессе), их количество постепенно сокращается. Кроме того, на хранении числятся до 65 штурмовиков «Ягуар».

RAF SEPECAT Jaguar

— 2-я авиационная группа вспомогательной и обеспечивающей авиации включает в себя 6 самолетов ДРЛО Е-3 (плюс один находится на хранении) и 12 разведчиков (5 «Сентинел-R1», 5 «Шэдоу-R1», 1 BN-2, 1 RC-135W). В будущем планируется закупить еще два RC-135W. Кроме них сюда же относятся транспортные самолеты и заправщики — восемь С-17, семь «Тристар», два КС2, пять КС3, шесть Вае125, шесть Вае146, 24 С-130 «Геркулес» (еще 24 на хранении).

Sentinel R1 RAF

— 22-я авиационная группа подготовки имеет 392 различных учебных и учебно-боевых самолета (в том числе 98 «Хок», 119 «Тьютор» и 41 «Тукано»). Еще 26 самолетов находятся на хранении.


Учебно-боевой самолет Hawker Siddeley Hawk («Хок»), Пилотажная группа Red Arrows (Красные стрелы) Королевских ВВС Великобритании

Вертолетный парк ВВС насчитывает 45 «Чинук», 24 «Пума» (плюс 12 на хранении), 27 «Мерлин» НС3, 25 «Си Кинг» HAR3, 5 А-109Е.

Кроме упомянутых, на вооружении ВВС Великобритании состоят 10 БПЛА MQ-9 «Рипер».

Пять новых беспилотных систем MQ-9 Reaper Королевских ВВС начали применяться в Афганистане

На территории Великобритании остаются две действующие военно-воздушные базы США — Лейкенхит и Мидлденхолл. На первой базируется 48-е истребительное авиакрыло (около 50 самолетов F-15C/D/E), на второй — 100-е заправочное авиакрыло и 352-я группа специальных операций (заправщики КС-135, разведчики RC-135, самолеты спецназа МС-130Р/Н). Ядерное оружие США с территории Великобритании полностью выведено.

Aerospatiale SA.330 Puma, RAF

Военно-морские силы

На данный момент организационно военно-морские силы Великобритании состоят из собственно флота, морской пехоты и военно-морской авиации. Руководство ВМС осуществляет Первый морской лорд, адмирал флота, начальник штаба обороны. Он отвечает за боевое оснащение и строительство новейших кораблей, за обучение командного и рядового состава, повышение боевой подготовки и совершенствование структуры организации штабного руководства. В общую организацию входят отдельные штабы, располагающиеся в базах флота отдельных городов и Гибралтарский военно-морской район.

Британский флот по сей день рассматривается как важнейшая, после ВМС США, часть морской мощи НАТО, хотя по фактическому составу такое позиционирование вызывает множество обоснованных вопросов.

Основой ВМС Великобритании считаются авианосцы, которых у нее по факту нет. Еще числящийся в списках авианосец «Илластриез» уже не имеет авиагруппы и может рассматриваться только номинально. Все самолеты с вертикальным взлетом и посадкой (СВВП) «Харриер» (как корабельного, так и наземного базирования) в 2011 году проданы в США на запчасти. Соответственно, «авианосность» «Иластриеса» является формальностью, он может нести только вертолеты. Тем более, что планы реорганизации в рамках программы «Армия 2020» предусматривают его списание к 2017 году.

Читать еще:  Габороне, Габороне - обзор

ВМС строят два новейших атомных авианосца типа «Куин Элизабет», но с ними пока наблюдаются серьезные проблемы. Первый вскоре должен выйти на ходовые испытания, в то время как судьба второго находится под вопросом. Парламент уже дважды обсуждал предложение по прекращению строительства в виду дефицита средств в бюджете страны. Кроме того, вооружать новые корабли планируется американскими самолетами F-35 модификации «В», т.е. вертикального взлета и посадки. Но из 138 запланированных пока закуплены всего три такие машины и дальнейшая судьба контракта остается туманной. Как по причине резкого удорожания цены самолета у производителя, так и в виду ряда проблем технического характера, которые он все еще не сумел решить у этой модификации. Да и имеющихся у ВМС Великобритании эскортных кораблей недостаточно для формирования полноценного ордера сопровождения.

Британский атомный авианосец «Куин Элизабет»

В состав британского флота только что введены шесть новейших эсминцев типа «Дэринг». На вооружении ВМС состоят 13 фрегатов типа «Норфолк». В неопределенном будущем предполагается заменить их на аналогичное количество фрегатов нового проекта 26, но пока данная программа находится на уровне обсуждения. Минно-тральные силы включают 15 тральщиков: восемь типа «Хант», семь типа «Сэндаун».

Эскадренный миноносец HMS Daring

При общем значительном сокращении британского флота в последние два десятилетия его десантные возможности за этот период возросли. На вооружении имеются один универсальный десантный корабль (УДК) «Океан» (сегодня это крупнейший корабль ВМС Великобритании), два десантных вертолетоносных корабля типа «Альбион», три десантных транспортных дока (ТДК) типа «Бэй», кроме того, ТДК «Сэр Тристрам» используется как учебный. В составе морской пехоты — три батальонные группы, одни группа защиты объектов ВМС, одна десантно-штурмовая группа и ряд подразделений обеспечения.

В подводный флот Ее Величества поступают многоцелевые атомные подводные лодки типа «Эстьют». Уже введены в строй две такие лодки, еще три строятся, две заказаны. Остаются в строю также пять ПЛА типа «Трафальгар». Кроме того, выведены из боевого состава ВМС четыре ПЛАРБ типа «Резолюшн», две ПЛА типа «Трафальгар», шесть ПЛА типа «Свифтшур» и шесть ПЛА старых типов. Командование ВМС объявило конкурс на наиболее дешевый вариант их утилизации.

АПЛ «Эстьют», контрактная стоимость 1,3 млрд. фунтов стерлиногов.

В морской авиации после продажи «Харриеров» не осталось самолетов, есть только вертолеты — 38 «Мерлин» (еще четыре на хранении), 55 «Си Кинг» (еще 27 на хранении).

Вертолет «Мерлин» / Merlin HC3

Британский флот остается единственным носителем национального ядерного оружия. Оно размещено на четырех ПЛАРБ типа «Вэнгард». Формально каждая из них имеет на борту по 16 баллистических ракет «Трайдент-2», но фактически Лондон располагает всего 58 такими ракетами. Великобритания является единственной страной в мире, официально обнародовавшей размер своего ядерного арсенала: 160 развернутых и 65 неразвернутых БЧ для указанных 58 БРПЛ. В стране идет активная дискуссия, чем заменять «Вэнгарды» и стоит ли это делать вообще.

ПЛАРБ типа «Вэнгард»

В существующем виде Вооруженные силы Великобритании своей официальной задаче — обороне Британских островов — соответствуют в достаточной мере. Ни одна из стран — потенциальных противников, не располагает армиями и флотами, атаку которых на Метрополию британцы бы не сумели успешно отразить. Конечно, тот же Китай имеет большие сухопутные силы, но не имеет достаточного флота. Серьезный флот есть у США, но Америка является стабильным геополитическим союзником Лондона, а значит военной угрозы для него не представляет. Аргентина, с которой, не смотря на победу в войне за Фолкленды, до сих пор у Великобритании сохраняются политические трения, к сегодняшнему дню в военном отношении серьезно деградировала и возможностью потягаться с Лондоном силами не располагает.

Однако и сама британская армия сейчас сколько-нибудь серьезно способна воевать лишь с заведомо слабыми государствами «третьего мира». Где-нибудь в Африке или на островах Океании. Ввязываться в любую войну в Европе Лондон не имеет ни возможностей ни, что еще важнее, желания. Не смотря ни на какие воинственные высказывания британских политиков. По крайней мере, до тех пор, пока победа в такой войне не будет достижима силами всего 20 — 30 тыс. штыков за 3 — 4 месяца. Причем, желательно, чтобы она еще и обошлась вообще без потерь. Что совершенно невозможно в текущей реальности.

База ВВС Великобритании Хетел, Великобритания — обзор

Судьба заброшенных военных баз

Военные базы и сооружения, чей срок службы был рассчитан всего на несколько лет, или же наоборот, объекты, построенные для поддержки тысячелетнего рейха, раскиданы по всему земному шару. Некоторые из них обрели вторую жизнь, а другие до сих пор остаются заброшенными и продолжают разрушаться.


База ВВС Великобритании Хетел

База королевских ВВС Хетел представляет собой бывшую базу королевских ВВС, которая использовалась ВВС США и ВВС Великобритании во время Второй мировой войны. Взлетное поле расположено в 11 километрах к юго-востоку от города Норидж Англия; в настоящее время им владеет английский производитель спортивных и гоночных машин Lotus Cars.


Авиабаза Хетел в 1944 году

В 1966 году компания Lotus Cars переехала в помещение, специально построенное на месте аэродрома, и реконструировала часть взлетных полос и рулежных дорожек под тестовые треки для своих машин. Завод и инженерные центры занимают площадь 0,22 кв.км бывшего аэродрома, для пробегов испытаний выделено 4 км бывших взлетных полос. Большая часть покрытия оставшихся взлетных полос была снята и использована для строительства дорог, часть земли также была возвращена в сельскохозяйственный оборот. Старую планировку до сих пор можно разглядеть на фотографиях с воздуха.

Сегодня компания также работает в сфере инжинирингового консалтинга, выполняя инженерные разработки для автомобильной промышленности. Академия вождения Lotus Driving Academy, гоночное направление компании Lotus Racing, также расположены в Хетел.


База подводных лодок в Балаклаве, Крым. Входной туннель в эту старую советскую базу подводных лодок

В Крыму расположен морской музейный комплекс Балаклава, представляющий собой подземную базу для подлодок. В эпоху Холодной войны в бухте Балаклава располагался суперсекретный военный объект.

Сталин издал секретную директиву: найти место, где можно было бы базировать подводные лодки, предназначенные для нанесения ответного ядерного удара. После нескольких лет поиска выбор пал на тихую бухту Балаклава и город тут же был засекречен. Город Балаклава расположен в узком заливе шириной всего 200–400 метров. Небольшие бухточки защищают город не только от штормов, но также от пытливых глаз, со стороны открытого моря она не видна ни под каким углом. Кроме того, место находится неподалеку от Севастополя, главной военно-морской базы российского черноморского флота.


Старый причал советских подлодок

В 1957 году был организовано специальное строительное управления номер 528, которое напрямую руководило строительством подземных сооружений. Строительство данного подземного комплекса длилось четыре года, с 1957 по 1961 год.

После закрытия в 1993 году большая часть комплекса была оставлена без охраны. В 2000 году заброшенный объект был передан военно-морским силам Украины.

Музей был организован в 2002 году в соответствии с приказом министерства обороны Украины, согласно которому был учрежден филиал Центрального музея ВС Украины — морской комплекс «Балаклава».


Заброшенные казармы Форта Орд

Форт Орд был открыт в 1940 году и закрыт в 1994 году. Этот Форт стал самой крупной американской военной базой закрытой на тот момент. Большая часть старых зданий и инфраструктуры остается заброшенной, но всё же многие сооружения уже снесены под запланированное строительство.

Читать еще:  Вокзал Сент-Панкрас, Великобритания - обзор


Форт Орд в 40-е годы

В апреле 2012 года президент Обама подписал декларацию, согласно которой 5929 гектаров были отданы под создание так называемого Национального монумента Форт Орд. В своей декларации президент заявил, что «охрана района Форта Орд позволит сохранить его историческое и культурное значение, привлечет туристов и любителей активного отдыха отовсюду и обогатит его уникальные природные ресурсы к радости всех американцев».


Атолл Джонстон, США

Атолл Джонстон представляет собой так называемую неинкорпорированную неорганизованную территорию США. Управляет атоллом Управление охоты и рыболовства Соединенных Штатов. Попасть на атолл можно только по специальному разрешению и в основном континент, прибывающий туда, ограничен учеными и исследователями.

Почти 70 лет атолл контролировался американскими военными. В это время он использовался в качестве птичьего заповедника, морского топливозаправочного терминала, посадочной площадки для космических аппаратов, авиабазы, испытательного полигона ядерного и биологического оружия, секретной ракетной базы и, наконец, места хранения и предприятия по уничтожению дефолианта «эйджент оранж». Работы по уничтожению дефолианта сильно загрязнили окружающую среду, поэтому там в настоящее время продолжаются работы по восстановлению и мониторингу. В 2004 году американская военная база была закрыта и была передана гражданским структурам правительства США.


Авиабаза Желява в Хорватии

Авиабаза Желява на границе Хорватии и Боснии и Герцеговины была крупнейшим подземным аэродромом и военной авиабазой в бывшей Югославии и одной из крупнейших в Европе.

Строительство авиабазы Желява или Бихач (кодовое имя «Объект 505») началось в 1948 и завершено в 1968 году. За эти два десятилетия Югославия потратила на строительство 6 миллиардов долларов, втрое больше текущих ежегодных оборонных расходов Сербии и Хорватии вместе взятых. Это был один из самых крупных и дорогостоящих военных проектов в Европе.


Командный центр

Авиабаза использовалась интенсивно в 1991 году во время Югославских войн. Во время отхода югославская народная армия разрушила взлетную полосу, заполнив предварительно подготовленные пустоты (напрямую предназначенные для этой цели) взрывчаткой и затем подорвав ее. С целью предотвращения любого возможного использования комплекса в дальнейшем оппозиционными силами военные Сербской Краины закончили разрушение в 1992 году, подорвав в нем еще 56 тонн взрывчатки. Последующие взрывы были такими мощными, что толчки почувствовали в близлежащем городе Бихач. Жители городка говорили, что дым поднимался из туннелей еще спустя шесть месяцев после взрывов.

Стоимость разрушенных основных зданий и оборудования не поддается оценке, также был причинен большой ущерб окружающей среде. Возможное восстановление (реконструкция) объекта ограничена отсутствием финансовых ресурсов. Международная граница делит базу на две части, весь район вокруг нее в значительной степени заминирован. Казармы в близлежащей деревеньке Личко Петрово Село находятся в ведении Хорватской армии.


Радарный комплекс Дуга 3, Украина

Дуга-3 — это советский загоризонтный радарный комплекс, используемый как часть советской же системы раннего предупреждения о ракетном нападении. Комплекс функционировал с июля 1976 по декабрь 1989 года. Были развернуты два радара Дуга-3, один вблизи Чернобыля и Чернигова и второй в восточной Сибири.

В конце 80-х годов украинский радар, расположенный в 30-километровой зоне отчуждения вокруг Чернобыльской атомной станции, был деактивирован.


База подводных лодок Сен-Назер, Франция

До второй мировой войны Сен-Назер была одной из самых глубоких гаваней на атлантическом побережье Франции. Во время битвы за Францию немецкая армия высадилась в Сен-Назере в июне 1940 года. Гавань сразу же стала использоваться для операций подводного флота, в сентябре 1940 года на базу прибыли немецкие подлодки U-46.

В декабре комиссия строительного управления Третьего рейха проверила гавань на предмет возможности построить базу подлодок, неуязвимую для воздушных бомбардировок из Англии.


База в стадии завершения строительства, апрель 1942 года

Строительство началось в феврале 1941 года, стоянки 6, 7 и 8 были завершены в июне 1941 года. Доки с 9 по 14 были построены с июля 1941 по январь 1942 года; и с февраля по июнь 1942 года причалы с 1 по 5. Работы, в конечном счете, завершились строительством башни.

В конце 1943 — начале 1944 года был построен укрепленный шлюз с целью защиты подводных лодок во время их перемещения из реки Луары и укрытий. Шлюз имел длину 155 метров, ширину 25 метров и высоту 14 метров, на крыша было установлено зенитное вооружение.


Башни ПВО в Австрии и Германия; на фото L-Tower в Вене

Начиная с 1940 года было построено всего 8 огромных бетонных сооружений, так называемых противозенитных башен, в городах Берлин (3), Гамбург (2) и Вена (3).

В других немецких городах, например Штутгарте и Франкфурте также были сооружены башни ПВО. Меньшего размера специальные башни ПВО были построены в таких ключевых удаленных немецких пунктах, как например, Анжер во Франции и Хельголанд в Германии.


Башня во время строительства (1942 год)

Во время Второй мировой войны эти башни использовались Люфтваффе для защиты городов от воздушных налетов союзников и координации противовоздушной обороны. Во время налетов они также становились убежищами для десятков тысяч людей.


Линия Мажино, Франция. Вид на форт Schoenenbourg в Эльзасе

Линия Мажино представляла собой линию бетонных фортификационных сооружений и орудийных комплексов, которую Франция построила вдоль границы со Швейцарией и границ с Германии и Люксембургом в 30-е годы. Эта линия не шла вдоль пролива Ла-Манш, поскольку французские военные не хотели подвергать опасности нейтралитет Бельгии. Французский боевой опыт, полученный в Первой мировой войне, лег в основу концепции Линии Мажино, строительство которой велось в основном в 30-е годы в рамках подготовки ко Второй мировой войне.


Бункер 14 в Увраж Хохвальд в 1940 году

Французы построили эти фортификационные сооружения с целью выигрыша времени для своей армии, проведения всеобщей мобилизации в случае нападения и продвижения французской армии в Бельгию для решающего столкновения с немцами. Успехи в статичных, оборонительных боях Первой мировой войны оказали существенное влияние на французское военное мышление. Французские военные эксперты превозносили Линию Мажино как гениальное сооружение, полагая, что она сможет предотвратить любые вторжения с Востока.

Если вся эта система и предотвращала от прямого нападения, то со стратегической точки зрения она оказалась бесполезной, поскольку немецкие войска вторглись через Бельгию, обошли Линию Мажино и атаковали ее с тыла.

В конце 1944 года и начале 1945 года уже немцы обороняли Линию от наступающих союзников, которые снова атаковали ее с тыла.


Морские форты Маунселла в Северном море

Морские форты Маунселла расположены в Северном море, неподалеку от побережья Великобритании, в устьях рек Мерси и Темзы. Они служили в качестве фортификационных сооружений армии и флота и получили свое название в честь их проектировщика Гая Маунселла. Форты были выведены из эксплуатации в конце 50-х годов и позднее использовались для других видов деятельности, включая размещение в них пиратских радиостанций. Одним из фортов управляет непризнанное княжество Sealand. Суда посещают остальные форты от случая к случаю, а консорциум под названием Project Redsands планирует сохранить форт, расположенный в Red Sands.


Армейский форт на действительной службе ее Величества

Летом 2007 и 2008 годов станция Red Sands Radio вела свою работу с Форта Red Sands в память о пиратских радиостанциях 60-х годов. Позднее форт был объявлен небезопасным и коммерческая радиостанция Red Sands Radio переехала в свой офис на побережье.

Источники:

http://factmil.com/publ/strana/velikobritanija/razvedyvatelnaja_aviacija_vvs_velikobritanii_2019/9-1-0-1656
http://alex-leshy.livejournal.com/478042.html
http://sozero.livejournal.com/232362.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector