Чатал-Хююк, Турция – обзор
Чатал-Хююк, Турция – обзор
3D-реконструкции
‘Zentrum fur Kunst- und Medientechnologie Karlsruhe’:
Неолитические города Анатолии (Турции)
Мария Гимбутас. “Цивилизация Великой Богини: мир Древней Европы”. Москва, РОССПЭН, 2006. (Науч. ред. О.О. Чугай. Рец. Антонова Е.М. Пер. с анг. Неклюдовой М.С.) Оригинал был издан в 1991 в С.-Франциско. С. 15-20.
Распространение земледелия с юго-востока на северо-запад
Как показывает карта распространения земледелия по Европе (рис. 1-2), быстрой диффузии идей в эпоху неолита в первую очередь способствовали морские пути. В Эгейском и Адриатическом морях, равно как и вдоль берегов Средиземного моря, навигация особых трудностей не представляла: об этом свидетельствует широкая циркуляция обсидиана и раковин. Контакты во внутренних районах происходили медленней. Понадобилось почти 500 лет, чтобы земледелие распространилось от Эгейского моря до Дуная, и еще 500 лет для того, чтобы от Среднего Дуная оно дошло до Восточной Франции и Голландии. Северная Европа, от Дании до Литвы, перешла к земледелию лишь в 4000-3500 гг. до н.э.
Распространение земледелия по Европе. Указанные даты основаны на данных радиоуглеродного анализа и дендрохронологии; они относятся к периоду развитого керамического неолита. В Западном Средиземноморье одомашнивание животных началось приблизительно за тысячу лет до перехода к полноценному земледельческому укладу. В Юго-Восточную Европу неолит пришел вместе с полным земледельческим комплексом (выращиванием зерновых и полным набором одомашненных животных, за исключением лошади).
Ранние формы неолита в Юго-Восточной Европе тесно связаны с аналогичной культурой Анатолии. В обоих случаях мы видим сходные орудия, украшения, скульптуру, близкие традиции возведения святилищ для поклонения одним и тем же божествам, использование единого символического языка. Археологические данные из Анатолии, равно как и из восточных областей Средиземноморья, позволяют судить о промежуточных этапах перехода от полуоседлой натуфийской культуры к докерамическому неолиту, тогда как в случае Юго-Восточной Европы подобная информация отсутствует. Сообщение между Грецией и Турцией, по-видимому, началось около 7000 г. до н.э., еще в докерамический период, или даже ранее. Западная Турция до сих пор мало изучена, и мы не знаем точную географию подобных контактов. Наиболее значительные из известных нам неолитических поселений располагались в Центральной Анатолии, в 300-600 км от берегов Эгейского моря. Но несмотря на разделяющее их расстояние, нет сомнения в большом культурном сходстве этих регионов.
Древнейшие города Анатолии достигли удивительно высокого уровня культурного развития: об этом свидетельствует пример Чатал-Хююка и Хаджилара, первый из которых датируется концом VIII-VII тыс. до н.э., а второй – концом VII-началом VI тыс. до н.э.
В 1961—1963 и 1965 гг. Джеймс Мелларт провел раскопки Чатал-Хююка, города VII тыс. до н.э., что в корне изменило представление о доисторической Анатолии и о доисторическом Старом Свете в целом 13 .
Чатал-Хююк – это два “жилых холма”, стоящих неподалеку от реки на сухом плато (1000 м над уровнем моря) равнины Конья (южная часть Центральной Турции). Тот, что покрупней, занимает примерно 32 акра (16 га), из которых один акр был раскопан. В нем археологи обнаружили тринадцать строительных горизонтов – остатки домов, святилищ, стенных росписей, рельефов, скульптур, предметов обмена и многое другое. Эти находки вызвали настоящее потрясение в научной среде и открыли глаза на уровень развития неолитической культуры VII тыс. до н.э. Культурная близость неолита Юго-Восточной Европы и его анатолийского варианта заставляет нас с особым вниманием приглядеться к Чатал-Хююку, этому удивительному кладезю информации, который проливает свет на многие стороны неолитического образа жизни, в том числе на хозяйственное устройство, обмен, архитектуру, на обстановку жилищ и святилищ, на религию и искусство.
Равнина Конья – одна из плодороднейших частей Старого Света, богатая дикорастущими злаками и поддающимися приручению животными. Согласно уточненной хронологии, поселение возникло здесь примерно в 7250 г. до н.э. и просуществовало более тысячи лет, вплоть до 6150 г. до н.э. (или с 6500 по 5750 г. до н.э. по относительной хронологии: именно эта датировка фигурирует в книгах и статьях Мелларта и других авторов, опубликованных до 1989 г.). Но Чатал-Хююк возник не на пустом месте. Под ним скрыты и другие напластования – двенадцать строительных горизонтов культуры, еще не знавшей керамики. Нижние слои относятся к докерамическому неолиту и поздней натуфийской культуре, а обнаруженные там материалы связаны с культурами Сирии и Палестины. На уровне докерамического неолита А были найдены модели святилища, статуэтки, пряслица, богато украшенные известняковые таблички и остатки полихромных стенных росписей. В поздненатуфийском (нижнем) слое – деревянные таблички с росписью, таблички из глинистого сланца, микролиты геометрической формы и другие находки 14 . Эти предшествующие Чатал-Хююку напластования свидетельствуют о длительном развитии данной культуры, проходившем в X-VIII тыс. до н.э. Скорее всего, в эти тысячелетия делались попытки окультурить известные злаки и приручить местных животных, в особенности туров. О творческом, изобретательском духе этого древнего народа говорит разнообразие росписей на табличках и полихромная стенопись. Найденные в этих слоях культовые предметы, модели святилищ и статуэтки будут потом встречаться на всем протяжении неолита.
Чатал-Хююк был упорядоченно устроенным поселением, что свидетельствует об удивительно стабильном общественном порядке на протяжении многих столетий. Это – самый большой ранненеолитический город во всем Старом Свете: по некоторым подсчетам, в нем одновременно могло жить до 7000 человек. (Как теперь считается, в знаменитом Иерихоне в долине Иордана могло быть не более 400-900 жителей 15 ).
Чатал-Хююк был тесно застроен, многие жилища возводились вплотную к уже существующим постройкам, открытые дворы встречались редко (рис. 1-3). Каркасы этих домов с плоскими кровлями были деревянными, стены – из необожженного кирпича. Дверей не было, люди проникали в свои жилища через отверстия в кровле. Отсутствие во внутренних помещениях следов или остатков пищи говорит о том, что их обитатели тщательно следили за чистотой. Внутреннего убранства почти не было: приподнятые над полом глиняные платформы служили сиденьями и лежанками. Исходя из того, что площадь жилища равнялась примерно 25 кв. м, а также из количества лежанок, Мелларт заключил, что ни в одном из раскопанных домов не могло жить более восьми человек. Кухни занимали примерно треть общего пространства дома, а печи располагались в нижней части стены. В кладовых стояли плетеные корзины для хранения зерна, инструментов и пр.
Жители города выращивали три вида пшеницы и один – ячменя, а также выращивали или собирали целый ряд зеленных культур, корнеплодов и фруктов. Крупный рогатый скот был главным источником мясной пищи и молока, кроме того, они держали коз и охотились на оленей и диких свиней.
На протяжении всего существования города постоянными предметами торгового обмена были обсидиан и кремень. Обсидиан, вероятно, находили у вулкана Хасан-Даг и в других местах Центральной Анатолии. Это вулканическое стекло шло не только на изготовление режущих инструментов, из него делали и зеркала, причем их умели отполировывать без единой царапины. Кальцит и алебастр (использовавшийся для изготовления украшений и статуэток) поступали, скорей всего, из окрестностей Кайсери, а белый мрамор – из Западной Анатолии. Холмы к западу от Коньи, богатые минералами, ярко окрашенными окисями железа, давали, по-видимому, некоторые краски для росписей. А вот медные руды, гематит, лимонит, марганец, галенит и лигнит добывались на склонах Тавра. Раковины попадали в эти места с берегов Средиземного моря, а горный хрусталь, сердолик, яшма, халцедон и другие минералы, из которых изготовлялись бусы и чье точное местонахождение не всегда можно установить, наверное, поступали очень издалека. Можно предположить, что торговый обмен немало способствовал процветанию Чатал-Хююка, где существовала специализация производства: одни люди занимались обработкой обсидиана, другие – работой с металлами или ткачеством, обработкой дерева и т.д. Многие из здешних изделий отличает необычайно высокий уровень мастерства.
Вполне очевидно, что религиозные практики были тесно вплетены в повседневную жизнь людей. Святилища располагались рядом с жилищами, в строениях, схожих с жилыми домами. Из трехсот раскопанных комнат в восьмидесяти восьми были расписаны стены. Каждая фреска была длиной от 12 до 18 м (рисунки-реконструкции многих из них опубликованы Джеймсом Меллартом в первом томе его книги “Анатолийская Богиня” [1989]). Изображения на восточных и северных стенах, вдоль которых располагались платформы, отличались поразительной изобретательностью и разнообразием рисунка, подчеркивавшегося глиняными рельефами и букраниями (бычьими головами или черепами).
Для стенописи использовались желтая и коричневая охра (из окиси железа), ярко-синие и зеленые цвета (из медной руды), темно-красный и ярко-красный (из окиси ртути и гематита), розовато-лиловый и фиолетовый (из марганца) и свинцово-серый (из галенита). Для придания блеска в краски добавляли слюдяную крошку. Мелларт отмечает, что эти стенные росписи имели обрядовое назначение, и, после того как они исполняли свою функцию, их покрывали слоем белой обмазки. Когда же снова возникала необходимость, на эту чистую поверхность наносилась новая роспись.
Основной мотив этих стенописей и рельефов – рожающая женщина в позе лягушки – связан с Богиней плодородия. Она ассоциируется с животным миром: рядом с ней можно видеть как грифа – воплощение смерти, так и бычью голову, символ обновления жизненного цикла. Картину равномерно обрамляет множество сопроводительных символов, по большей части – схематизированные изображения рогов, треугольников, ромбов или двойных треугольников, “песочных часов” или бабочек. Эти символы удваиваются, утраиваются, умножаются, накладываются друг на друга, выворачиваются наизнанку, предстают в виде позитива или негатива. Разнообразие их сочетаний практически не имеет предела. Кроме того, встречаются полуреалистические изображения охоты на оленей, женщин, несущих рыболовные сети, гор, растений и водоемов с рыбой. (Мы вернемся к святилищам Чатал-Хююка в главе VII; образцы стенописи см. на цветных вклейках 38 и 39, святилищ с грифами — на рис. 7-26, бычьих голов и рогов — на рис. 7-51 и 7-52.).
Покойников обычно закапывали под платформами, но перед этим они подвергались экскарнации (то есть скелет освобождали от мягких тканей и внутренних органов, для чего тела выставляли на поживу птицам, возможно – на открытых башнях). Под полом святилищ и под украшенными росписью стенами находят захоронения женских скелетов, окрашенных охрой. В самом большом из святилищ (Е VII, 4) было обнаружено богатое захоронение женщины, вокруг головы которой лежали три нижних, клыкастых челюсти дикого кабана. На самой крупной фреске этого святилища изображен город (возможно, сам Чатал-Хююк), позади которого виден извергающий лаву вулкан. Размеры святилища и находившейся в нем стенописи, а также необычный погребальный инвентарь, заставляют предположить, что это – захоронение женщины, занимавшей высокое положение в обществе, возможно, главной жрицы. По этому и по другим европейским погребениям отчетливо видно, что немолодые женщины и девушки занимали важное положение в обществе: их хоронили под полом, рядом с домом, под длинными земляными насыпями или в могильниках, о чем речь пойдет в главе IX. Ни одна из мужских могил не обладала столь значительным символическим инвентарем.
Антропологическое исследование около 300 обнаруженных в Чатал-Хююке костяков еще не закончено. По предварительным отчетам, его население делилось на длинноголовых евроафриканцев (54,2%), длинноголовых протосредиземноморцев (16,9%) и круглоголовых (брахицефальных) альпийцев (22,9%). У наиболее многочисленной группы прослеживается сходство с верхнепалеолитическим типом из Комб-Капелль (Южная Франция), который характеризуется как средиземноморский вариант кроманьонца. Вслед за Меллартом следует подчеркнуть, что основная часть населения по-прежнему мало отличалась по типу от своих верхнепалеолитических предков.
Хаджилар и после
Хаджилар – город меньших размеров, примерно из 50 домов, расположен в 220 км к западу от Чатал-Хююка; его раскопки также проводил Мелларт 16 . Его возникновение более или менее совпадает с закатом Чатал-Хююка, а существование охватывает всю первую половину VI тыс. до н.э. В этот же период происходил подъем неолитической культуры Юго-Восточной Европы – групп сескло, старчево и караново, обладавших собственным стилем в керамике и скульптуре.
Мало что известно об анатолийском неолите после Хаджилара, тогда как культура Юго-Восточной Европы процветает и достигает высшей точки развития между 5500 и 4500 гг. до н.э. Развитие этих культур пошло разными путями, и местные культурные сообщества сформировались в разных экологических и географических зонах. Их детальному описанию будет посвящена следующая глава: мы начнем с Эгейского бассейна и Балкан, а закончим Центральной Европой.
Судя по святилищам с их стенописью и статуарными изображениями, анатолийский неолит был цивилизацией Великой Богини: это подразумевает, что люди в основном поклонялись ей, веря, что она наделена таинственной производительной силой, и первостепенную роль играли святилища – общественные центры, катализаторы творческой активности и религиозного самовыражения, а кроме того, что общество обладало сбалансированной матрилинейной структурой. Начиная примерно с 6500 г. до н.э. сходные культурные признаки появляются сперва на юго-востоке, а позднее – по всей Европе, и сохраняются вплоть до распада этой цивилизации в 4500-2500 гг. до н.э. Однако на некоторых средиземноморских островах, таких как Крит и Тира, ее существование продлилось вплоть до середины II тыс. до н.э.
Даже если допустить, что в VII тыс. до н.э. Юго-Восточная Европа находилась под анатолийским влиянием, это была не своеобразная “пересадка” дерева, которая имеет свой срок, но плавное течение реки. Кроме того, нельзя ставить знак равенства между этой матриальной цивилизацией, с ее ярко выраженной любовью к искусству, и протоиндоевропейской – колыбелью индоевропейских языков – которая, согласно компаративистским работам по индоевропейской лингвистике и мифологии, была патриархальной, патрилинейной, воинственной, подвижной (конной) и имела преимущественно мужской пантеон. Когда в 1987 г. Колин Ренфрю 17 предложил не делать между ними различия, то он основывался на искаженных представлениях о культурных структурах и очевидным образом противоречил данным индоевропеистики.
13. Mellaart J. Catal Huyuk: A Neolithic Town in Anatolia. New York: McGraw-Hill, 1967; Mellaart J., Hirsch U., Balpinar B. The Goddess from Anatolia. Milan: Eskenazi, 1989; Mellaart J. Excavation Report // Anatolian Studies. 1962-1964. Vol. 12-14; 1966. Vol. 16.
14. Mellaart J. L’art surplaquettes from earliest Qatal Hiiyiik: A Contribution to the beginning of Anatolian Religion (доклад на конференции “Изменение культуры в Европе и Анатолии в 4500-2500 гг. до н. э.”, Дублин, сент. 1989).
15. Bar-Yosef. The Walls of Jericho: An Alternative Interpretation // Current Anthropology. 1986. N° 27. P. 157-162.
16. Mellaart J. Excavations at Hacilar. Vols. 1-2. Edinburgh University Press, 1970.
17. Renfrew C. Archaeology and Language. The Puzzle of Indo-European Origins. London: Jonathan Cape, 1987.
На равнинах центральной Анатолии расположен удивительный памятник древней цивилизации – поселение Чатал-Хююк. В то время, когда царил первобытно-общинный строй и древние люди селились в пещерах, это был процветающий город, жители которого знали ремёсла, выплавляли медь из руды, а самое главное занимались земледелием и скотоводством.
Общая информация о Чатал-Хююке
Чатал-Гуюк или Чатал-Хююк является большим поселением эпохи керамического неолита и энеолита в южной Анатолии. Расположено на болотистой равнине в центре Турции, в 50 км от турецкого города Конья. Чатал-Хююк является самым крупным и хорошо сохранившимся неолитическим поселением с высоким уровнем цивилизации. По подсчёту учёных, поселение просуществовало почти две тысячи лет, потом жители неизвестной причине покинули его.
Открытие Чатал-Хююка относится к 1956 году, когда в турецкий городок Хаджилар приехал молодой аспирант Джеймс Мелларт. Проанализировав рассказы местных жителей, а также собственные выводы, он вскоре приступил к раскопке холма Чатал-Хююк. Уже в 1961 году появились первые результаты раскопок, что позволило ему понять, что открыто древнее поселение. С тех пор интерес к Чатал-Хююк только растёт и вызывает у учёного мира всё больше вопросов.
Чатал-Хююк очень интересен образом жизни тех, кто его населял. Прежде всего, это похоронные обряды, отсутствие социального расслоения жителей и неравенства между мужчинами и женщинами. Хотя в селении господствовал культ Богини-Матери, что свидетельствует о матриархате. Примечателен тот факт, что за все время раскопок не было найдено останков с механическими повреждениями. Это значит то, что ни один житель поселения не умер насильственной смертью.
Особый интерес представляет экономика Чатал-Хююк, жители которого занимались земледелием (выращивали примерно 14 видов растений, но особое предпочтение отдавали пшенице) и скотоводством, охоте, торговле и горном деле. А если судить по остаткам окалины и шлака, жители Чатал-Хююка одними из первых в мире научились выплавлять из руды медь, что связывает это селение с началом медного века.
История Чатал-Хююка
Учеными было установлено, что Чатал-Хююк возник во второй половине 7 – первой половине 6 тысячелетия до н.э. В период своего наивысшего расцвета занимал площадь в 13 га и насчитывал от 2 до 6 тысяч человек. После 5600 г. до н. э. старое поселение Чатал-Хююк было покинуто жителями по неизвестным причинам, и на другой стороне реки возник новый город Чатал-Хююк Западный. По расчётам, он просуществовал примерно 700 лет, а затем люди также ушли из него, не оставив никаких следов разрушения или насилия.
Однако самое большое удивление вызывает высокий уровень цивилизации в городе. Об этом свидетельствуют найденные в захоронениях гарнитуры женских украшений, а также мужские и женские браслеты. По мнению учёных, многообразие найденных камней и минералов говорит о том, что одной из основ экономики города были торговля и разработка полезных ископаемых. Основной статьёй дохода жителей была торговля обсидианом, из которого изготавливались орудия труда. Высокого уровня достигли ткачество и изготовление предметов повседневного обихода.
Большую роль в жизни горожан играла религия. В её центре стоит образ матери-богини, чьё изображение проявляется в сюжетах барельефов и фресок, которые были найдены в результате раскопок. Чаще всего она изображалась в сопровождении леопарда, или в одежде из шкуры леопарда. Эти изображения делали богиню ещё и владычицей диких зверей. В жизни жителей она играла двойную роль: была покровительницей жизни и смерти. Но помимо матери-богини было божество мужского пола, символом которого был бык или его голова. В этом заключается главное отличие Чатал-Хююка от других поселений эпохи неолита.
Особый интерес вызывает похоронный обряд. Тела усопших хоронили в доме, прямо под спальным местом. Барьером между миром живых и мёртвых выступал слой глины, всего в несколько сантиметров толщиной. Помимо этого у мёртвых иногда отделяли голову от тела. Отдельные черепа иногда находят в основании дома или в других захоронениях. Некоторые из них были покрыты алебастром и раскрашены охрой. По мнению археологов это было связано с почитанием умерших и данью уважения к ним. Предки не покидали этот мир, а оставались в одном доме с живыми.
Сам город был застроен однообразными жилыми домами из сырцового кирпича на кирпичных же основаниях, при каждом из которых имелось хранилище. Дома были одноэтажными, не имели окон и дверей. Попасть внутрь можно было через отверстие в плоской крыше. Улиц в современном понимании не было. Дома стояли стена к стене. На их крышах строились новые жилища. Попасть на другую крышу можно было по лестнице. Наружные стены домов, которые располагались по внешнему периметру города, образовывали массивную стену, которая играла оборонительную роль. В случае нападения жители могли дать хороший отпор любому противнику.
Жители покинули город до еще наступления Бронзового века, но эти земли по-прежнему оставались привлекательны. Уже в византийскую эпоху недалеко от Чатал-Хююка было основано поселение, жители которого использовали древний город в качестве кладбища.
Культурное (либо религиозное) значение Чатал-Хююка
Культурное наследие Чатал-Хююка велико. Оно полностью переворачивает наши представления об образе жизни и религиозных представлениях жителей древнего города. Культура в Чатал-Хююке, привлекает внимание тем, что это пример поистине огромных возможностей, которые открылись перед человечеством благодаря переходу к земледелию и скотоводству. Всего в нескольких сотнях километров от Чатал-Хююка в те же времена обитали племена пещерных людей, которые не поднялись выше охоты на диких зверей и примитивного собирательства.
Среди первых оседлых неолитических поселений Чатал-Хююк был самым большим. Это был развитый город со своей особой религией, отличающейся поклонением матери-богини, символом плодородия. В то же время она символизировала не только рождение, но и смерть – начало и конец, что пропитывало жизнь горожан удивительными обрядами и культами. Кульминацией этих представлений стал похоронный обряд, который связывал живых и мертвых неразрывной связью. Вместе с тем существовал и культ мужского божества, что было для эпохи матриархата революционным событием. Также о равноправии полов говорят данные археологических раскопок. Это связано с культом почитания не только женских, но и мужских черепов.
Оседлый образ жизни давал жителям Чатал-Хююка огромные преимущества перед кочевыми племенами. Переход к земледелию и скотоводству дал мощный толчок для развития культуры, религии и ремёсел, а также предопределил будущее нашей цивилизации.
Текущее состояние Чатал-Хююка
Древнее поселение в Чатал-Хююке занимало значительную территорию в 13 га. Начиная с 1961 года, раскопано всего около 0,5 га. Но даже этот небольшой кусок поселения даёт понять, что найден город не менее древний, чем Иерихон. А когда археологи сняли с холма, где стояло когда-то селение, десять метров культурных напластований, то обнаружили еще более старые следы седьмого тысячелетия до нашей эры.
Чатал-Хююк достался археологам в лучшем состоянии, чем Иерихон, и о его строениях и об образе жизни его обитателей известно куда больше, чем о иерихонцах. В самых древних слоях города обнаружили немало зерна, костей коз, свиней и овец, а также собак. Кроме того, там были кости диких зверей, на которых охотились жители Чатал-Хююка, рыболовные крючки, рыбьи кости и чешуя, что говорит о рыболовстве, а также сосуды со следами меда. Археологические раскопки города продолжаются.
Это уникальное место не может не привлекать туристов, которые хоть немного слышали о Чатал-Хююке. Каждый желающий может своим ходом или с экскурсией приехать и ознакомиться с этим удивительным памятником древности. Популярности добавляет, и тот факт, что в 2012 году Чатал-Хююк был внесён в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Где находится Чатал-Хююк, что можно посмотреть рядом
Чатал-Хююк расположен в Центральной Анатолии в провинции Конья в 50 км. от одноименного центра и в 11 км к северу от г. Чумра, в долине р. Коньи. Ближайшим туристическим центром является древний турецкий город Конья. Этот город, известный ещё с истории Хеттского царства, является настоящей туристической жемчужиной, и хранит множество памятников древности, интересных музеев и удивительных религиозных обрядов.
Из достопримечательностей можно посетить руины сельджукского дворца, медресе Индже, медресе Каратай, медресе Сырчалы, или музей надгробий, Собор св. Петра, мечеть Алаеддин, мечеть Селимийе, а также множество других памятников архитектуры. В городе сосредоточено множество музеев, среди которых выделяется Археологический музей Коньи, где собрано множество артефактов, в том числе имеются находки из раскопок Чатал-Хююка, дом-музей Ататюрка, музей Мевляны, основателя ордена дервишей. Значимым событием, привлекающим внимание туристов со всего мира, является ежегодный фестиваль дервишей, проходящий с 10 по 17 декабря.
Как добраться до Чатал-Хююка
Загадки древности, одной из которых является Чатал-Хююк, всегда привлекали к себе повышенное внимание не только учёного мира, но и многочисленных туристов. Кто-то прочитал о городе в туристическом справочнике, для кого-то это место силы, а кто-то просто интересуется историей Древнего мира. В любом случае, для тех, кто приезжает в Конью, открывается возможность побывать в этом уникальном месте.
Проще всего добраться до Чатал-Хююка из Коньи. Можно попытаться купить тур через отель или заказать в местном экскурсионном бюро. Для тех, кто предпочитает самостоятельные путешествия, или приезжают в Конью на короткое время, можно добраться до места раскопок на такси. Есть и более бюджетный вариант. Из Коньи выехать на автобусе до г. Чумры, а оттуда взять такси до Чатал-Хююка.
Заключение
Современная археология не так часто преподносит нам такие редкие находки эпохи неолита, как Чатал-Хююк. Памятники той эпохи редко доходят в хорошей сохранности, как это древнее поселение. И наша главная задача – сохранить город для наших потомков. Каждый турист, бывающий в Чатал-Хююке, должен бережно относиться памятнику той эпохи, когда человек понял все преимущества оседлой жизни и дол толчок к развитию новой эпохи – эпохи металла.
Хозяйка двойной горы
В Турции найден редкий артефакт эпохи неолита
Один из самых интересных археологических объектов в мире находится в центральной Турции: это холм Чатал-Хююк (его название переводится как «раздвоенный» или «двуглавый» холм, курган). На холме расположено большое неолитическое поселение, жители которого девять тысяч лет назад умели охотиться и выращивать злаки, строить дома и украшать стены сложными рисунками и впечатляющими рельефами. На примере Чатал-Хююка отрабатывались и отрабатываются многочисленные теории и практические методы исследования в археологии. На примере Чатал-Хююка разбиваются клише, накопившиеся в популярной науке за последние сто лет. Последняя яркая находка сделана там летом текущего года: это статуэтка очень толстой женщины с большим животом и отвисшей грудью. «Неолитическая Венера?» — спросили журналисты. «Нет», — ответил руководитель экспедиции Иэн Ходдер, по совместительству — крупнейший теоретик археологии нашего времени.
Jason Quinlan / Çatalhöyük Research Project
Мегаполис эпохи неолита
Холм Чатал-Хююк расположен в 50 километрах к юго-востоку от города Конья в центральной Анатолии. Раннее неолитическое поселение занимало восточную часть холма, позднее — западную. Площадь интересующего нас восточного «протогорода» составляла 13,5 гектара, в нем одновременно проживало от 3000 до 8000 человек (это очень много по меркам неолита). Поселение существовало примерно между 7400 и 6000 годами до н.э. В принятой для Ближнего Востока хронологии Чатал-Хююк относится к позднему докерамическому неолиту (PPNC, Pre-Pottery Neolithic C) и раннему керамическому неолиту (PN). Стратиграфически Чатал-Хююк подразделяется на 18 слоев.
Дома в Чатал-Хююке строили из сырцового кирпича и дерева, здания стояли вплотную друг к другу; в поселении не было улиц: очевидно, внутрь домов попадали через крыши. Жители украшали стены домов росписями и лепными рельефами. Покойников хоронили внутри домов под специально построенными платформами. Нередки повторные перезахоронения, причем черепа отделяли от скелетов и переносили в другие дома.
Древние жители Чатал-Хююка регулярно ели зерна нескольких видов пшеницы (в т.ч. однозернянки Triticum monococcum и двузернянки Triticum dicoccum), чечевицу, горох, вику, клубнекамыш (Bolboschoenus maritimus), желуди, фисташки, сливы. Они употребляли в пищу мясо коз и овец, охотились на туров (Bos primigenius), оленей и кабанов, гусей и уток. Среди наземных хищников особо выделяли леопардов: существует большой корпус изображений этих кошачьих, часто парами, среди воздушных — стервятников.
Два дерущихся леопарда. Изображение, найденое при раскопках Чатал-Хююка
Обитатели Чатал-Хююка умели ткать, плести корзины и циновки, обрабатывать обсидиан, из которого делались не только ножи и наконечники, но и зеркала. К использованию глины для изготовления посуды они пришли не сразу: сначала они додумались до плетеных сосудов, в которые бросали нагретые в очаге глиняные шарики, а уже потом начали лепить горшки.
Джеймс Меллаарт раскапывал Чатал-Хююк очень быстро: 160 зданий за четыре сезона. Нынешняя экспедиция во главе с Иэном Ходдером работает уже 23 сезона и раскопала вдвое меньше домов. И это всего пять процентов общей площади поселения.
Изобилие и опыт
Сами по себе статуэтки гипертрофированно пышных женщин — не редкость в Чатал-Хююке. За годы раскопок их нашли около сорока. Однако находка 2016 года — каменная, в отличие от большинства прочих, сделанных из глины. По мнению Ходдера, детально проработанная фигурка, скорее всего, представляет собой изображение пожилой женщины, достигшей высокого социального статуса. Найдена статуэтка в характерном для Чатал-Хююка контексте — под платформой внутри жилого дома: в этом поселении так часто хоронили покойников. Примечательно, что рядом со статуэткой лежал кусок обсидиана, важного для Чатал-Хююка материала. Ходдер не исключает, что фигурка и камень были помещены вместе с символической целью.
Первооткрыватель Чатал-Хююка Джеймс Меллаарт, ведший раскопки на холме в первой половине 1960-х, был убежден в том, что изображения пышных женщин — это символ продолжения жизни, божество деторождения, Великая мать и т.д. Современные археологи и антропологи, работающие с Ходдером, не согласны с предположением Мелаарта. Так, Линн Мескелл из Стэнфордского университета вместе с Кэролин Накамура опубликовала статью под названием «Оформленные тела: формы и фигуры в Чатал-Хююке» («Articulate Bodies: Forms and Figures at Çatalhöyük»). В этой работе исследовательницы обращают внимание на то, что статуэтки из Чатал-Хююка совсем не выглядят женщинами детородного возраста: наоборот, это сплошь немолодые, оплывшие, чрезвычайно дородные дамы. Возможно, эти изображения — «визуальная метафора» изобилия, долголетия и опыта.
Kathryn Killackey / Çatalhöyük Research Project
Иэн Ходдер утверждает, что ни в Турции, ни в Леванте, где расположены современные Чатал-Хююку поселения, не встречаются изображения женщин в роли матерей. Также археолог отмечает, что если в Чатал-Хююке кого-то и почитали как дух или божество, то животных — леопардов, стервятников, туров (диких быков). К статуэткам людей относились, скорее, как к покойникам: их хоронили и перезахоранивали. Таким образом, заключает исследователь, человеческие фигурки, вероятно, представляют старейших и уважаемых жителей общины, и статуэтка, найденная в 2016 году, — из их числа. Почему она сделана из другого материала и уложена под платформу, присыпанная слоями чистого песка и глины, пока не вполне понятно. Может быть, останки женщины, которую изображает фигурка, не удалось похоронить по всем правилам и пришлось погребать каменное подобие.
Работу Ходдера в Чатал-Хююке отличает осторожность и намеренный отказ от стереотипов. Он интерпретирует очень мелкие детали, уделяя особое внимание отношению человека с материальным миром. Только после того, как описание объекта и его контекста доведено до логического предела, тогда можно приниматься за обобщения и гипотезы об устройстве духовного мира неолитических жителей Чатал-Хююка. И от этого история странного поселения на двойном холме оказывается еще увлекательнее.
Jason Quinlan / Çatalhöyük Research Project
Источники:
http://rec.gerodot.ru/chatal/gimbutas1.htm
http://warps.ru/%D1%82%D1%83%D1%80%D1%86%D0%B8%D1%8F/%D0%A7%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%BB_%D0%A5%D1%8E%D1%8E%D0%BA.html
http://nplus1.ru/material/2016/09/19/stonewoman