Деревня Лукомир, Босния и Герцеговина — обзор

Босния и Герцеговина

217 материалов по 85 объектам, 2 810 фотографий

  • Карта
  • Заметки 112
  • Фотографии 2 810

Ссылки от бывалых

  • в Моих лентах

Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на это направление в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
Подробнее

В этот список попадают авторы, набравшие наибольший рейтинг за материалы о Боснии и Герцеговине.

Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.

Трое на Балканах. Босния и Герцеговина

Материал понравился:

Эта заметка является частью дневника «Трое на Балканах»

Вечером того же дня мы въехали в Боснию и Герцеговину. Эта страна является конфедерацией и состоит из двух образований — Федерации Боснии и Герцеговины и Республики Сербской. Основное население составляют боснийцы, сербы и хорваты. Но мы решили прежде всего сосредоточиться на красивой природе страны, которая по большей части горная и посмотреть столицу Сараево.

Первый город на пути — Бихач, известный своей разрушенной цитаделью, которая раньше отделяла часть земель от самого города. Осталась только башня, в которой расположился музей.

Пришла пора искать ночлег и мы притормозили в каком-то селе у магазина , где отдыхали подвыпившие местные мужчины. Я отправился к ним спрашивать, где можно переночевать. Один из них вышел на дорогу и начал показывать, что в следующем селе есть езеро (озеро), а рядом с ним бунгало.

Через 5 км в селе Рогали мы увидели езеро и бунгало. Но остановили свой выбор на отеле напротив через дорогу. Василий снял номер в этом отеле, а мы со Славиком очень хотели ночевать в палатке. Нам отвели место за отелем, после чего мы разбили там каждый свою палатку. Ночью пошёл дождь и похолодало, но согревал самогон, которым Вася угощал нас перед сном ))

Единственный в мире водопад в центре города

13 сентября. Ранним утром мы отправились в город Яйце, известный своим водопадом на реке Пливе.

Рассказывают, что основатель Яйце Хрвое Вукчич Хрватинич писал своей жене в письме: «Я построю самый красивый город на свете». Наверное, в тот момент он сидел у водопада и видел внутренним взором, как удачно дополнят пейзаж крепостные стены и высокие башни. В наше время ежегодно полюбоваться водопадом приезжает до ста тысяч человек. Мы получили удовольствия, наблюдая за этим чудом творения.

Во время прогулки по Яйце, мы неожиданно обнаружили, что попали на 22-ю годовщину освобождения города.

В пути сделали одну очень интересную остановку на серпантине, с видом на Рамское озеро, одно из самых живописных в Боснии. Картину дополняет вид сверху на город Прозор-Рама и высокие синие горы, стоящие стеной за городом.

Лукомир — этническая деревня на краю пропасти

Попасть в Лукомир, находящийся в 50 км от Сараево, получилось не так сразу, пришлось попетлять по сельской местности. По пути неожиданно для себя мы заметили заброшенные олимпийские объекты, умершие вскоре после зимней Олимпиады 1984 года.

По пути в Лукомир мы пару раз сомневались в правильности выбранной дороги, поэтому спрашивали у местных жителей.

Чем ближе Лукомир, тем более дикой становилась природа. Наконец мы увидели средневековую этническую деревню на краю обрыва. Дорога перед деревней обложена с обеих сторон каменным забором, а в свете заката с гор спускается стадо овец.

Об этой деревне знают лишь немногие путешественники. Эта деревня надёжно скрыта от посторонних глаз среди непреодолимых Динарских Альп, она является самой изолированной и удалённой от крупных городов деревней страны. Жизненный уклад в деревне совершенно особенный, некоторые её жители осознанно отказались от всех благ цивилизации, поэтому в некоторых домах и сейчас нет электричества и проточной воды. Основное занятие жителей деревни — это овцеводство.

Не обошлось и без казусов. По пути я убеждал своих друзей в том, что дома в деревне с цветными крышами, потому что такую фотографию я видел в интернете. Но ни одной цветной крыши мы так и не нашли, кроме ржавой жести. Вася шутил, что наверное это и есть те цветные крыши ))

До наступления темноты мы как раз успели прогуляться по деревне и пришло время искать ночлег. Вася выбрал ночлег в единственном отеле «Летня Башта», Славик решил спать в машине, а я в палатке. Ночью температура опустилась до 4 и мне пришлось одевать второй свитер и шапку. Но я запомнил не холод, а тишину и красивейшее звёздное небо.

Сараево — не только столица

14 сентября. Утром мы совершили ещё одну прогулку по деревне Лукомир, постояли над пропастью и уехали в Сараево — столицу Боснии и Герцеговины.

На окраине Сараево, рядом с аэропортом находится Туннель Спасения, построенный боснийской армией в 1993 году в разгар Боснийской войны.

Насладившись панорамным видом Сараево, мы спустились в город прямо к Латинскому мосту.

Дальше мы гуляли по старой части города под названием Башчаршия.

Сама по себе Башчаршия — это не столько площадь, сколько огромный рынок, куда туристы идут за сувенирами. Мне лично понравились кованые изделия из меди, особенно турки для кофе )) Улочки вокруг Башчаршии узкие, шумные и как-то по-азиатски суетливые. Хотя, без сомнения, симпатичные. А на площади всегда находятся сотни голубей, которые каким-то неведомым образом совершенно не пачкают улицы.

Напоследок мы зашли на одно из кладбищ, где похоронены жертвы гражданской войны 1992 — 1996 годов.

Из Сараево мы отправились на границу с Черногорией. В этой туристической стране мы намерены проехать по северу, через горы, в Косово. Посмотрим, получилось ли нам осуществить свой замысел?

Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует ( за конский процент с отелей — платим мы!) я давно практикую Румгуру, реально выгодней Букинга.

Знаешь Трипстер ? это эволюция городских экскурсий. Вип-гид — горожанин, покажет самые необычные места и расскажет городские легенды, пробовал, это огонь ! Цены от 600 р. — точно порадуют

Луший поисковик Рунета — Яндекс ❤ начал продавать авиа авиа-билеты!

Нажатием кнопки вы поблагодарите автора и повысите его рейтинг.

Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на этот материал в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
Подробнее

Деревня Лукомир, Босния и Герцеговина — обзор

тематическая неделя Боснии и Герцеговины. День четвертый

Доброе утро, дорогие сообщники!
И вот уже четвертый день нашего разговора о Боснии.
Сегодня, как и обещала, я расскажу о природных интересностях Боснии, а также о том, как же к ним добраться и на чем.

А для затравки и хорошего утреннего настроения — вот вам веселая песня известной боснийской группы Crvena Jabuka («Красное яблоко») с участием звезд балканского экрана. В этой песне вы не только увидите улицы Сараево, но и услышите типичные сараевские междометия, сленг и характерное для сарайлий перекручивание слов (например: «хочу» — чухо, «давай» — вайда и т.д.), от которых эту привычку переняли все народы бывшей Югославии.
Песня называется Jazz.ba и является опять же характерной для балканцев игрой слов — выглядит как название боснийского сайта о джазе, а звучит как сленговое сараевское приветствие — «dje s` ba?!» (дословно переводится как «эй, где ты?!»)

Вчера мы говорили о том, какие природные достопримечательности можно увидеть вокруг Сараево (это будет особенно удобно тем, кто приедет в Боснию не надолго и не сможет путешествовать дальше по стране). Продолжим же эту тему.

Совсем недалеко, в 25 км от Сараево, есть маленький городок Високо (Visoko), который до недавнего времени не был ничем знаменит и примечателен. Однако в боснийской среде вырос свой «генрих шлиман», и Високо прославилось на весь свет.
Археолог-любитель Семир Османагич заявил миру, что в Високом находятся единственные в Европе. пирамиды, возраст которых старше их египетских родственников!
Этот вывод он сделал, обратив внимание на формы некоторых гор в Високом, которые слишком уж напоминали творения рук человеческих

фото из интернета

Сторонников этой теории немало, и не только в самой Боснии (боснийцы как раз народ довольно скептичный, хотя идея быть прародителями египтян им очень льстит. Ходят даже шутки о том, что фараон Рамзес на самом деле потомок боснийца Ремзо :), равно как и множество ученых поднимают на смех археолога-аматора. Он не сдается и периодически ведет раскопки в Високом с целью доказать свою правоту.
Ну, а предприимчивые местные жители уже развивают целую инфраструктуру вокруг сомнительной, но все же уже знаменитой достопримечательности. Так что не пожалеете, туда съездив — тем более, что кое-какие следы творения рук человеческих на тех горах все-таки бесспорно имеются:

фото из интернета
Вот сайт археологического фонда, который занимается раскопками в Високом:
http://www.piramidasunca.ba/

Как бонус мы встретили в селе рядом с Високо человека, который выращивает редкие виды петухов и. павлинов! Просто так, для души. Загадочной боснийской души.

На юго-восток от Сараево, на границе с Черногорией, находится национальный парк Сутеска (Sutjeska), в состав которого входит единственный в Европе первобытный лес Перучица (Perućica)

фото из интернета

Тут же располагается и самая высокая гора в Боснии — Маглич (Maglić) — 2386 м.

фото из интернета

Вот официальная страница национального парка:
http://www.npsutjeska.net/

Но вернемся поближе к Сараево. Здесь, где-то в глуши горы Белашницы на высоте полторы тысячи метров сохранилось единственное в Боснии горное полукочевое село Лукомир (Lukomir), где жители ведут древний образ жизни, носят традиционную боснийскую одежду и занимаются натуральным хозяйством.

Конечно, сюда не идут автобусы из города, но если вы останетесь в Сараево подольше и не прочь заняться велосипедным спортом — это будет очень интересное путешествие.

Национальных парков и просто живописных мест в Боснии, как и вообще на Балканах, очень много. Все не перечислишь и не посетишь в один приезд, но упомянуть стоит такие:
Водопады Кравице (Kravice) недалеко от Мостара:

фото из интернета

Знаменитый мост на реке Дрина (most na Drini), принесший мировую славу Иво Андричу, в Вишеграде (Višegrad):

Да и сам каньон реки Дрина, воспетый в песнях, очень живописен:

фото из интернета

В западной Боснии, неподалеку от города Приедор (Prijedor) располагается национальный парк Козара (Kozara) — место боевой славы боснийцев во Второй Мировой войне, и просто очень красивое место, где можно отдохнуть с семьей:

Здесь же, на западе Боснии протекает прекрасная река Уна (Una), живописный каньон и стремительный пороги которой делают ее бесспорно одной из самых красивых рек на Балканах. На этих порогах летом проходят ежегодные международные регаты, а также можно просто заниматься рафтингом.

Фото я взяла из интернета, но ручаюсь вам — вода не подкрашена в фотошопе, Уна действительно имеет такой изумительный цвет. Она к тому же очень чистая, но ужасно холодная, даже летом.

фото из интернета

Полноводная Уна в городе Бихач ((Bihać):

Это моя любимая река в Боснии, я на нее могу часами смотреть! Прямо в центре города на реке живут утки, и их никто не трогает — знали бы вы, как они за лето разжирели! Катаются такие на порожках реки и прекрасно сожительствуют в городе с людьми.

Вот сайт одной из многочисленных компаний, занимающихся рафтингом на Уне (осторожно, там сразу включается музыка!)
http://www.una-kiro-rafting.com/

Есть в Боснии места, которые можно посмотреть и зимой. Более того, есть кое-что, что можно увидеть только зимой!

В северной Герцеговине, или же южной Боснии (даже местные жители спорят о том, что это на самом деле) на Купреском и Ливанском полях (Kupresko i Livansko polje) зимой, если повезет, можно встретить диких коней.
Летом они спасаются от жары высоко в горах, а вот в зимние месяцы, набравшись терпения, можно их поискать.
Уляна вот поискала 🙂

(дело было под конец зимы, кони уже начали заботиться о продолжении рода, как можно видеть по фотографии )))

Вот сайт добровольцев, которые охраняют диких коней от диких людей:
http://www.divljikonji.org/

Но даже если вы не встретите коней (мы вот не дождались, уехали, теперь приходится тащить фотографии из Уляниных альбомов :), в тех краях будет что сфотографировать — виды там головокружительные:

(вот, кстати, из-за этого горного хребта в Боснии и не средиземноморский климат 🙁

Там же, в Герцеговине, находится природный и птичий заповедник Хутово блато (Hutovo blato), который в основном, как можно догадаться из его названия, состоит из болота, населенного множеством диких птиц и редкий растений.

фото из интернета

Официальный сайт: http://www.hutovo-blato.ba/ (осторожно, тоже со звуком)

Если вы думаете, что я рассказала обо всех достопримечательностях, то это не так. Всех я и сама-то не знаю. Да и знает ли кто-то? Такое ощущение, что здесь в каждом селе — своя микрокультура, свое яркое и неповторимое «я». Но кое-какое представление о Боснии вы теперь имеете. Надеюсь, уже позитивное 🙂

Теперь о том, как же все-таки сюда добраться.

К большому сожалению, общественный транспорт в Боснию и внутри самой страны развит очень слабо, поэтому составление маршрута поездки может быть сопряжено с определенными трудностями.
Так, авиабилет практически из любой страны в Сараево будет стоить недешево, от 500 долларов и выше (к примеру, Киев-Сараево стоит около 640 долларов, Москва-Сараево — 930 долларов). Местные жители даже сами предпочитают прилетать в Белград или Загреб (в зависимости от того, в какой части страны живут), а дальше добираться своим ходом или на такси.
Чаще всего наши люди едут в Боснию из Сербии (в таком случае удобнее всего будет добраться самолетом в Белград, из Москвы и Киева туда есть ежедневные недорогие рейсы), Черногории (то же самое, летом к тому же масса дешевых чартерных рейсов) или Хорватии (ежедневные рейсы в Загреб или дешевые чартерные летом в приморские города — Пулу, Задар, Сплит, Дубровник).
Подобным же образом можно добраться и на поезде — из Москвы и Киева идет поезд до Будапешта, оттуда переформировываются вагоны до Загреба и Белграда. Ну, а уже оттуда — в Боснию.
Лучший способ добраться в Боснию из Загреба или Белграда общественным транспортом — это автобус. Автобусы идут несколько раз в день во многие крупные боснийские города.
Расписание автобусов из Загреба можно посмотреть здесь.
Расписание автобусов из Белграда можно посмотреть здесь.
Из Белграда в начале этого года наконец-то первый раз после войны пустили поезд до Сараево. Однако идет он долго, к тому же через Хорватию, так что большинство народа все-таки предпочитает автобусы.
Расписание сербской ж/д можно посмотреть здесь.
Если вы отдыхаете в Черногории или Хорватии, то вы можете взять напрокат машину и отправиться в Боснию на ней.
Это самый идеальный вариант, поскольку внутри страны с общественным транспортом очень туго. Местное население от этого не страдает, потому что в подавляющем большинстве имеет свои машины, а вот туристам приходится нелегко.
В самом крайнем случае можно всегда путешествовать автостопом — в Боснии за проезд, как и везде в нормальных европейских странах, деньги не берут. Туристы же отмечают доброту боснийских водителей, даже по сравнению с соседними хорватскими, которые так просто не остановятся, чтобы подобрать путника. Боснийский водитель может сделать крюк в неудобство себе, только чтобы подбросить туриста поближе к тому месту, куда ему нужно — это нам не раз рассказывали наши иностранные гости.
Но, как я уже сказала, машина на Балканах — это идеальный вариант. Здесь частенько хочется запланировано остановиться в каком-нибудь интересном месте, к тому же чаще всего такие места находятся вдалеке от основных маршрутов общественного транспорта.
Дороги в Боснии неплохие, однако имеется много горных дорог и даже серпантинов, потому неопытным водителям стоит быть осторожнее.
Автотрасса имеется пока всего одна, по маршруту Зеница-Сараево, протяженностью всего 40+ км (но она продолжает строиться), стоимость проезда по ней — 1 евро.

Теперь о том, как въехать в Боснию.
В этом вопросе боснийская бюрократия стоит впереди планеты всей, потому что такой нелогичности, которая наличествует у боснийского МИДа, я не видала нигде, кроме, пожалуй, соседней Хорватии.
Ни для россиян, ни для украинцев, ни для белорусов, въезд в Боснии не является полностью безвизовым.
Честно сразу скажу, что я не знаю ничего о визах для белорусов (по-моему, им надо обращаться в Москву), но на украинцах и россиянах остановимся подробнее.
Гражданам РФ для въезда в Боснию последние два года необходимо приглашение от частного или юридического лица в Боснии или же туристический ваучер, в котором будут стоять даты поездки и будет подтвержден факт совершения оплаты.
И если раньше можно было как-то выкрутиться из этой ситуации (уговорить пограничников, подделать ваучер и т.д.), то теперь с этим очень строго — на ваучер выдавшая его сторона по вашему отъезду из Боснии обязана поставить какую-то печать-подтверждение того, что вы действительно поживали там, где планировали, и использовали этот ваучер по назначению.
Я знаю истории о том, что некоторым россиянам удавалось просочиться в Боснию из Сербии, договариваясь с пограничниками, что они «только на минутку и сразу назад».
Но к сожалению, я знаю гораздо больше историй о том, как туристам приходилось прямо на границе разворачиваться и ехать в обратном направлении — в лучшем случае, в худшем они получали в паспорт штамп о запрете въезда в Боснию — это не очень красивая отметка в паспорте, поверьте. Поэтому я всегда предупреждаю едущих сюда — лучше перебдеть, чем недобдеть, друзья мои.
Я сама, когда первый раз въезжала в Боснию, пользовалась туристическим ваучером от одного хостела в Сараево. Я не буду его называть по той причине, что это не единственный хостел или гостиница в Боснии, выдающий подобные ваучера, а мне не хочется, чтобы все злоупотребляли добротой хозяина хостела. Простите.
Теперь насчет граждан Украины. Сначала плохая новость, а потом хорошая, ок? 🙂
Украинцам виза в Боснию нужна. И это не самое плохое. Хуже то, что визу в Боснию гражданин Украины может получить только в посольстве Боснии в Будапеште. Я не знаю, какими садистами придумывалось это глупое правило, но поверьте, я пыталась найти хоть какую-то лазейку — Москву, Варшаву, еще какой-нибудь город, ближе и удобнее, чем Будапешт, но боснийские бюрократы оставались глухи к моим мольбам — только Будапешт, только Венгрия. Если бы вы знали, сколько седых волос на моей бедной голове благодарят за свое появление МИД Боснии!
Основанием для получения визы может служить, как и в случае с россиянами, приглашение или туристический ваучер. Сразу вас предупрежу — приглашение делается очень долго и сопряжено с большими неудобствами для тех, кто его будет делать (вплоть до того, что сотрудники службы, выдающей приглашения, будут приезжать к ним домой и проверять, правда ли они там живут и достаточно ли у них в доме места для принятия гостей — я не шучу!). Так что пожалейте бедных боснийцев, сделайте лучше ваучер.
Стоимость визы — 35 евро, и оплату надо производить на счет посольства в Будапеште — еще одно неудобство, потому что такие платежи практически невозможно, или же очень сложно сделать из Украины. В одном случае во время получения визы я просила мою приятельницу, проживающую в Будапеште, сделать платеж за меня, в остальных случаях ее оплачивал мой муж из Боснии (так что в трудностях с платежом виновата хоть в кои-то веки не Босния, а сама Украина :).
Все документы на получение визы нужно отослать на адрес посольства в Будапешт, и где-то через неделю виза будет готова и за ней можно приезжать. Обычно выдается туристическая виза сроком до трех месяцев (конечно, надо сначала доказать, что вы, как турист, можете себе позволить три месяца торчать в Боснии).
При этом в консульстве с вами еще и проведут настоящее интервью, прямо как в посольстве США (только почему-то в коридоре).
Обычно я делала так — высылала документы, потом планировала свою поездку в Боснию и забирала визу по пути — ехала поездом до Будапешта, и у меня как раз было несколько часов до поезда в Загреб, чтобы посетить посольство. Это ни разу не произошло без приключений и лишних нервов, так что если бы был лучший вариант — я бы так никогда не делала. Но лучше варианта нет, увы.

Вы все еще хотите в Боснию? 🙂
Тогда вот вам хорошая новость. МИДы Украины и Боснии договорились о взаимном отмене виз! Ура! Одно НО — договорились-то они еще в июле, а не отменили до сих пор. Но я не теряю надежды, что в новом году эта отмена все-таки войдет в силу, и все-все украинцы смогут путешествовать в Боснию!
Надо сказать, что подобные драконьи меры по отношению к украинцам со стороны боснийского МИДа в данный момент могут быть оправданы тем, что до недавнего времени 99% украинок, въезжающих в страну, были в лучшем случае стриптизершами, а в худшем — проститутками 🙁 К счастью, ситуация меняется, и я тому пример 😉

На сегодня все. Вопросы, уточнения и благодарности складывайте у сцены в комментах 🙂

Едем в Боснию и Герцеговину

Встречай новую историю в рубрике «Полуфабрикат»: Оля Талантова, писательница из Самары, вдохновилась кинолентами Кустурицы и отправилась в путешествие по Боснии и Герцеговине. В короткий, но насыщенный маршрут попал старый город Мостар, монастырь в Благае и водопады Кравице.

Мостар

Мостар – исторический центр Герцеговины, город с живописными видами, прекрасными мостами через реку Неретва и добродушными местными жителями (50% из которых – хорваты, 40% – боснийцы и около 4% – сербы). Это пятый по количеству населения город в стране. Здесь много мечетей: большинство жителей мусульмане.

Как добраться до Мостара?

Мостар – крупный транспортный узел страны, и добраться сюда можно несколькими способами. Проще всего попасть сюда из Сараево: автобусы перевозчика Autoprevoz-bus совершают рейсы 7 раз в день, самый ранний – 06:00, самый поздний – 19:55. Доедешь за два с половиной часа, а один билет обойдется примерно в 10 марок (€ 5). Электрички из столицы в Мостар ходят 2 раза в день – время прибытия 9:02 и 18:27. Расписание найдешь у железнодорожной кассы. Можно попасть в город и из Черногории: к примеру, автобусы из Будвы до Мостара ходят 2 раза в день, в 11:30 и в 22:40. За билет отдашь € 24. Из Тивата довезет автобусный перевозчик Globtur Doo за € 23,5.

Наше путешествие начиналось с Черногории, поэтому мы добирались до Мостара из Будвы вечерним автобусом. Если ты планируешь снова вернуться в Черногорию – на автовокзале Будвы есть камеры хранения, где за € 2 можно оставить свои чемоданы на сутки. Дорога займет около 7 часов, а еще тебя может ждать сюрприз – вместо нарисованного на рекламных листовках огромного автобуса в большинстве случаев приезжает обычная маршрутка, в которой вытянуть ноги – настоящая проблема. На границе Черногории и Боснии есть паспортный контроль: водитель собирает паспорта и передает их на пост. В нашем случае весь процесс занял не больше 30 минут. Автовокзал (Autobusni Kolodvor) Мостара совмещен с железнодорожным вокзалом: здесь есть несколько кофеен, один ресторанчик и платный туалет за 1 марку (€ 0,5). В 10 минутах ходьбы отсюда – старый город.

«Тебя может ждать сюрприз – вместо нарисованного на рекламных листовках огромного автобуса в большинстве случаев приезжает обычная маршрутка, в которой вытянуть ноги – настоящая проблема»

Платить в Боснии и Герцеговине можно как марками, так и евро. В основном, принимают только кэш – мы даже называли свой трип «онликэш». Стоит учесть, что расплачиваться можно только бумажными купюрами евро (монет в обороте нет). Если отдашь крупную купюру, то готовься к сдаче в местной валюте. На центральных улицах много обменных пунктов, которые можно узнать по желтым табличкам, но мы ими не пользовались: просто платили в евро и получали марки на сдачу. В старом городе и возле вокзала множество апартаментов, отелей и хостелов. Мы остановились в хостеле Yellow House Hostel (Marsala Tita 60) – он был больше похож на апартаменты без кухни и обошелся в € 22 за сутки в двухместном номере.

Магазины, лавки, кондитерские и кофейни Мостара открываются рано – многие с 7 утра. Одни из самых популярных сетей супермаркетов в Мостаре – «DM» и «Konzum», которые работают с 09:00 до 23:00. А множество пекарен расположились на улицах Majdan и Marsala Tita: мы выбирали Pekara Galeb и Old bridge bakkery. В центре старого города много ресторанов, рассчитанных на туристов, однако и в них общий чек на двоих составит не больше € 15. Большие порции, бесплатный wi-fi, живописные виды на горы, старый город и мосты – что еще нужно для счастья? Из мест, которые понравились нам – ресторан Hindin Han (Jusovina bb) , Sadrvan (Jusovina 11) , National Restaurant Cevabdzinica Tima – Irma, Kriva Cuprija, Ascinica Balkan и множество кафе на улице Majdan.

Главное пиво Мостара – это Mostarsko Pivo и PAN. Не упусти возможности попробовать, оно того стоит – и подают его почти во всех кафе и ресторанах. А если хочешь прочувствовать дух барной жизни Мостара, зайди в местные пабы Duradzik, Black Dog Pub и Mostar Pub Crawl.

Главные достопримечательности каждого города – это, конечно же, люди. А в Мостаре это люди, а еще мосты и мечети, которые они построили. Самый популярный из мостов – Старый мост (Stari Most) . Фотографии на его фоне рвут инстаграм, а сам мост – объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Застать его голым (то есть без толпы туристов) возможно ранним утром и после 23:00. В дневное время на нем любят загорать полуобнаженные местные жители, ловко уцепившись за перила. Вечером это очень атмосферное место: мост красиво подсвечивается. Второй по значимости мост – Кривой мост (Kriva Cuprija) . Это арочный мост, который является переправой через реку Радобля (приток Неретвы) и расположен недалеко от Старого моста.

«Старый город – это торговые лавки, мосты, мечети, разрушенные здания и даже памятник Брюсу Ли»

Старый город сам по себе является достопримечательностью. Это узкие мощеные улицы, торговые лавки, мосты, мечети, католические церкви, разрушенные здания и даже памятник Брюсу Ли в парке Зреньевац. Одни из самых главных мечетей Мостара – Караджозбегова мечеть недалеко от Старого моста и мечеть Коски Мешмед-паши с величественным минаретом на фоне балканских гор. Именно она является фоном Старого моста на снимках.

Благай

Город Благай находится в 12 км от Мостара. Сюда едут, чтобы полюбоваться живописным видом на исток реки Буна и текке – монастырем дервишей в скале. Монастырь построили в XIX веке, как можно дальше от домов городка Благай. Однако в настоящее время текке – популярная у туристов достопримечательность, а уединенность нарушают многочисленные кафе на берегу Буны. Вход в текке стоит 4 марки (€ 2), но можешь не тратить деньги, а просто перейти на бесплатную смотровую площадку на другом берегу – оттуда откроется один из самых красивых видов на текке, скалы и небольшой водопад. Обычно туристы ограничиваются посещением только монастыря, но в самобытном Благае тоже есть что посмотреть. А по дороге из текке в город мы встретили маленькую деревеньку, напоминающую деревню хоббитов: не больше 8 домов с маленькими мостиками, печками, тишиной и умиротворением.

Как добраться в Благай?

Каждые 2 часа между Мостаром и Благаем курсируют автобусы, билет купишь у водителя за 2,10 марки. Мы же домчались на такси за € 10: приятный босниец улыбался и рассказывал, откуда на горе

Хум католический крест, какая мечеть справа от нас и какое население в Мостаре и Благае. Учитывай, что пунктуальность транспорта (включая железнодорожный транспорт) – не конек Боснии и Герцеговины. На остановке будет висеть расписание автобусов, однако расхождение между желаемым и действительным может составить полтора часа. По выходным многие маршруты сокращены или вовсе не ходят.

Capljina – Водопады Kravice

На следующий день мы отправились в соседний город Ćapljina, из которого можно добраться до еще одной прекрасной достопримечательности Боснии и Герцеговины – живописных водопадов Kravice.

Самый быстрый и дешевый способ попасть из Мостара в Ćapljina – железная дорога. Поезда Sarajevo-Ćapljina с остановкой в Мостаре ходят 2 раза в день (в Мостар они прибывают в 09:02 и 18:27). Дорога займет полчаса и будет стоить 10 марок (€ 5) за место в вагоне 2 класса. Бонусом – бесплатный wi-fi, розетки, удобные сиденья и чудесный вид из окна. Еще один вариант – автобусы Centrotrans-eurolines. Сразу возле вокзала найдешь стойку информации для туристов (ее легко заметить по желтым обозначениям), несколько кафе, пекарен и супермаркетов – это подходящий момент, чтобы прикупить продуктов и напитков в дорогу до водопадов.

Водопады Кравице расположены между городом Ćapljina и деревней Ljubuški, недалеко от населенного пункта Studenci. Три раза в день из Ćapljina в Ljubuški ходят автобусы. Мы же, проверив расстояние между этими населенными пунктами, решили пройти 12-13 километров пешком, накупив еды для пикника. Путь лежал через удивительные тихие деревни: Ćapljina, Trebižat, Krča, Prćavci, Stubica, Studenci, Glavica, Treseljevina, Mahala Pirići, Pregrađe, Jurjevica, Ljubuški. Первые 4 километра рядом с дорогой и домами проложены пешеходные тропинки, однако с исчезновением домов и появлением садов и огородов тропинки пропадают. Пришлось идти по обочине. Нужно было быть внимательными – в некоторых местах это действительно опасно, потому что боснийцы любят полихачить и посигналить пешеходам от души. Зато по дороге нам помогали отзывчивые местные жители, которые подбадривали «Еще немного, еще 4 километра, потом налево, и еще 4 километра». Боснийцы широко улыбаются, громко приветствуют и вежливо спрашивают, не нужна ли помощь. Через 20 километров мы увидели на дороге долгожданный указатель Waterfall Kravice и попытались максимально быстро пройти оставшиеся 4 километра. И вид водопадов стоил этого пути.

Вход в заповедник стоит 6 марок (€ 3). У входа есть парковки для автобусов, автомобилей, несколько апартаментов для проживания, ресторанчик, продуктовые и сувенирные лавки. Ориентироваться на территории самого заповедника легко: есть множество карт и указателей. Мы прошли к самым большим водопадам. Рядом с ними есть 2 ресторана с довольно кусачими для Боснии ценами. На берегу много туристов, в ресторанах – много туристов. Чтобы перебраться на сторону, что ближе к водопадам, нужно заплатить € 5 с человека, чтобы чувак с усами, в шляпе и лосинах, да еще и с желтым веслом, перевез тебя через ручей длиной чуть больше 10 метров (а € 5 в Боснии – это полноценный ужин). Впрочем, можно найти обходные дорожки через суженное русло реки. Тропинка натоптана, и шум водопадов зовет в нужном направлении. Стоит провести несколько часов у водопадов и никуда не торопиться. Рокот воды успокаивает и вдохновляет.

Через несколько часов мы направились в сторону указателя, чтобы попробовать вернуться в Ćapljina на автобусе, но оказалось, что автобус идет немного другим маршрутом, потому добраться прямиком к водопадам ни на чем, кроме такси, не получилось бы. Мы отправились к деревне Ljubiški (это 8 км), где и заночевали (эта ночевка обошлась нам в € 39). На карте был отмечен автовокзал: на деле оказалось, что это будка метр на метр и 4 пыльных автобуса. В воскресенье транспорт из Ljubuški в Ćapljina не ходит вообще, так что мы снова воспользовались такси – это стоило € 10. После этого мы снова вернулись в Черногорию, а Босния и Герцеговина осталась для нас страной с прекрасным климатом, величественными горами и улыбчивыми людьми.

«Боснийцы широко улыбаются, громко приветствуют и вежливо спрашивают, не нужна ли помощь»

Источники:

http://turbina.ru/guide/Bosniya-i-Gertsegovina-79092/Zametki/Troe-na-Balkanakh-Bosniya-i-Gertsegovina-102549/
http://practic-travel.livejournal.com/35402.html
http://34travel.me/post/bosnia-herzegovina

Читать еще:  Горный туннель Гуолян, Китай - обзор
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×