Эгитуйский дацан, Россия — обзор

Зандан Жуу. В Бурятии находится самая ценная реликвия буддийского мира

Автор: Александр Михайлов

Представители Китая не так давно потребовали вернуть в Пекин знаменитую реликвию Эгитуйского дацана — статую Сандалового Будды.

Требование это можно рассматривать, как беспрецедентное, так как в буддийской традиции она приравнивается к живому Будде и несет в мир безграничное благословение.

Представители Традиционной буддийской сангхи России никак не прокомментировали этот инцидент. Однако известно, что эти китайские граждане не представлялись и не предъявляли никаких документов.

По мнению юриста Традиционной сангхи России Биликто Дугарова, скорей всего, это мошенники, которые предприняли попытку провокации.

— Цели этой провокации, скорей всего, лежат вне плоскости религиозных отношений. Вряд ли это представители какой-то буддийской организации Китая. Вероятно, это частные лица иностранного происхождения, соответственно ими должны заниматься российские спецслужбы, – отметил Биликто Дугаров.

Тем не менее, это повод вновь напомнить общественности об огромной значимости этой буддийской святыни.

Прижизненное изображение Будды

По мнению известного российского буддолога Андрея Терентьева, в буддийской традиции махаяны указывается несколько скульптурных и живописных портретов, сделанных еще при жизни Будды. Однако лишь одно из этих изображений считается дошедшим до наших дней. Это как раз и есть известная статуя Сандалового будды Зандан Жуу, которая находится в Эгитуйском дацане.

Изначально это была скульптура «в натуральную величину» (то есть около 2 м) скульптура из гоширши (разновидность сандалового дерева), изготовленная по заказу раджи Удаяны на 38-м году жизни Шакьямуни.

Впервые эта история была зафиксирована письменно в китайском переводе «Экоттара-агама-сутры» расширенной махаянской версии «Ан-гуттара-никаи», составленной тохарским монахом Дхармананди в 385 году. Устное предание должно быть намного древнее этого года, так как уже в кушанское время была известна другая версия этой легенды, согласно которой изготовление статуи связывается с раджей Прасенаджитом, а не Удаяной.

Согласно одной из версий этой легенды в IV веке кашмирский монах Кумараяна, желая спасти эту святыню от местных войн, перенес ее в Центральную Азию, где буддизм тогда процветал. Он остановился в одном из оазисов Великого шелкового пути – в Куче. Правитель Кучи повелел ему жениться на своей младшей сестре и стать духовным вождем государства. А его сын, Кумараджива (344- 413), стал настолько знаменитым буддийским мудрецом, что в Кучу были направлены китайские войска, чтобы захватить Кумарадживу и привезти его в Китай.

Сандаловый Будда в Китае

В 384 году Куча пала и Кумараджива был доставлен в Китай вместе с этой статуей. До 417 года статуя оставалась в Чанъани, затем переехала в Цзянькан, где содержалась в монастыре до 588 года. Во время военных действий этот монастырь был разрушен, но статую спас монах по имени Чжу-ли, который переправил ее в Янчжоу, в Цзянсу, а в 614 году изготовил копию этой скульптуры. Очевидно, были сделаны и другие копии, поскольку японский паломник Эннин, посетивший Китай в 838 году упоминает уже четыре статуи Сандалового Будды.

В 970 году еще одна копия была сделана по заказу японского пилигрима Тёнэна (938-1016) и увезена в Японию. Там она и по сей день считается наисвятейшей реликвией японского буддизма. В 1018 году она была установлена в зале Сяка храма Сэйкадзи, где и находится по сей день.

Читать еще:  Замок Балморал, Шотландия - обзор

Рассказывал об истории Сандалового Будды и знаменитый Чжан-чжа хутухта Ролби Дорже (1717-1786): «…И после воздвигли святыню Зандан Жуу в великой обители «Минжунсы» – города, находившегося на месте нынешнего Пекина во времена династии Дай Жина Чжурчжэньского. Впоследствии все императоры, унаследовавшие трон, оказывали ей высочайшие почести, построив множество храмов… А во времена великой монгольской династии Дай Юань Зандан Жуу установили в монастыре Шэнъансы. По приказу императора Хубилай-Сэчена (Мудрого) построили вихар-монастырь на месте нынешней великой Белой ступы (Байтасы) и учредили многочисленный монашеский орден, оказывали беспримерные и беспрестанные почести и проводили молебны. Последующие юаньские императоры (монгольские) и цари минской династии молились и поклонялись также усердно и прилежно. Наступило время династии Чин (Цин), четвертый год императора Канси. Милостивый чакравартин, воплощение бодхисаттвы Манджушри, издал указ построить новый храм под названием «Чрезмерная милость» вблизи заветного града на северо-западе в чертогах желтого города, и перенесли туда драгоценный Жуу».

Из российских исследователей первым об этой статуе написал Д. Позднеев, который, в частности, отмечал, что именно в монастыре Сандалового Будды у подножия этой статуи состоялась историческая встреча Дзанабазара и императора Канси. Они оба сидели на одном ковре, вспоминая, вероятно, об исторической встрече Пагба-ламы с императором Хубилаем.

Как Зандан Жуу попал в Бурятию

В 1900 году во время боксерского восстания в Китае монастырь Сандансы был разрушен, а статуя перевезена в храм бурятского поселка Еравна – в Эгитуйский дацан.

Известны три версии перевозки статуи на территорию России. Так, Базар Барадин сообщал, что ее туда перевезли сами китайские монахи, спасая от французских погромов при подавлении боксерского восстания в Пекине. По второй версии, изложенной А. М. Стрелковым, монахи увезли ее в Утайшанъ, а там буряты, а именно эгитуйский лама Эрдени Соржо (настоящее имя его – Гомбо Дорже), ее выкупили и привезли в Еравну. Согласно третьей версии, бурятские казаки во время пожара вынесли драгоценную статую из монастыря и спасли ее от гибели. Потом зимой 1901 года в качестве трофея они доставили статую в Бурятию.

После пожара китайские монахи, по разным сведениям, собрали пепел, оставшийся от сгоревшего монастыря, в несколько больших кувшинов. Эти кувшины являются религиозной реликвией, которой до сих пор поклоняются.

Как бы там ни было, в январе 1901 года статуя была установлена в Эгитуйском дацане. В 1935 году советская власть разгромила дацаны, и статуя попала в фонды Антирелигиозного музея Улан-Удэ. Тогда же вынули из ур-на-коши Будды вставленный туда тысячи лет назад алмаз и разбили ушнишу статуи, после чего исчезли хранившиеся там священные вложения. Сама статуя, не представлявшая, по мнению большевиков, «валютной ценности», уцелела.

Возвращение в Эгитуйский дацан

25 сентября 1991 года статуя была возвращена в отстроенный заново Эгитуйский дацан. Как рассказал «Байкальской правде» известный журналист и писатель Александр Махачкеев, который тогда работал в Министерстве культуры РЬ, ему пришлось в то время участвовать в процессе передачи статуи Эгитуйскому дацану.

— Как говорят, когда Сандалового Будду вывозили из Еравны, люди бросали в грузовик деньги. Тогда на сотрудников правоохранительных органов это произвело огромное впечатление, потому что в Улан-Удэ грузовик приехал буквально заполненный деньгами. – рассказал Александр Махачкеев.

По его словам, когда было принято решение о передаче Зандан Жуу буддистам, ему было поручено организовать этот процесс.

— Священная статуя хранилась на втором этаже нынешнего Одигитриевского собора – там располагался Антирелигиозный музей. С величайшими предосторожностями мы спустили статую по лестнице со второго этажа и погрузили в машину. Считаю, что Зандан Жуу спас меня от сильной травмы. Ведь каменные ворота собора очень узкие, машина буквально шоркнула бортом по каменному столбу и мне чуть не отхватило пальцы. Но, видимо, благодаря помощи Зандан Жуу я вовремя спохватился и убрал руку.

Читать еще:  Фурункулы Земли. Величественные кратеры и кратерные озера - обзор

По мнению Андрея Терентьева, прижизненная скульптура стоящего Будды действительно существовала, и именно она послужила прототипом для художников Гандхары, Матхуры и Бамьяна. К IX веку в Китае было, по крайней мере, четыре копии этой статуи. Какая из них попала в Пекин, сейчас сказать трудно.

В настоящее время в Эгитуйском дацане находится та статуя, которая стояла более тысячи лет в Пекине. Бурятский Зандан Жуу, совершенно необычно глядящий вверх, покрытый темной сандаловой пастой и тремя слоями китайской сусальной позолоты, в точности соответствует описанию Ролби Дорже и других очевидцев, упоминающих эти особенности.

Эгитуйский дацан, Россия — обзор

Главная » Наши путешествия по России » Наши путешествия по Бурятии » Дацаны Бурятии: Эгитуйский дацан. Статуя Сандалового Будды — Зандан Жуу

Дацаны Бурятии: Эгитуйский дацан. Статуя Сандалового Будды — Зандан Жуу

Автор: Nargiza · Июнь 17, 2014

После Анинского дацана нас повезли на границу Еравнинского района в поэтический сад камней посвященный поэтам Бурятии.

Так встречает Еравнинский район

Подробнее напишу об этом немного позже. Далее мы отправились вглубь Еравнинского района в местность Хара-Шибирь, где на берегу реки Маракта расположился Эгитуйский дацан со священной статуей Сандалового Будды — Зандан Жуу.

Фотография с сайта selorodnoe.ru

Признаюсь, только в этой поездке я узнала, что в Бурятии есть статуя Сандалового Будды. И это не просто статуя, а по преданию, единственная прижизненная скульптура Будды Шакьямуни, которая признана буддийской святыней России. Она является мировой святыней буддистов, выполнена полностью из сандалового дерева, высота статуи 2 м. 18 см. Сделана статуя была по заказу раджи Уддияны 2800 тысяч лет назад.

Статуя попала на территорию России в Еравну благодаря невероятным усилиям Соржо-ламы Эгитуйского дацана Гомбо Доржо Эрдынеева и многих других людей, рисковавших своей жизнью. Сандаловая статуя была куплена ламами дацана во время «боксерского» восстания в Китае. По другой версии зимой 1901 года, после разгрома восстания в Пекине бурятские казаки во время пожара вынесли драгоценную статую из горящего монастыря, и тем самым спасли от гибели в огне. В качестве трофея статую с большими предосторожностями на санях доставили в Бурятию. Тогда же была изготовлена металлическая копия статуи, а оригинал скрыт. До 1935 года статуя находилась в одном из сумэ Эгитуйского дацана и была объектом поклонения и почитания. В период антирелигиозных репрессий статуя была перевезена в Улан-Удэ и хранилась в фондах Национального музея истории Бурятии. (источник)

Перед тем, как зайти в храм-дуган Сандалового Будды, нам рассказали историю Эгитуйского дацана и историю статуи Зандан Жуу.

А так же предупредили, что выражение лица Сандалового Будды меняется в зависимости от угла обзора, а может быть от его отношения к вам, кто знает 🙂 Лично, когда я зашла и впервые посмотрела в лицо Сандалового Будды, мне показалось, что он смотрит на нас несколько недовольно.

У него были недовольно поджаты губы и прищур глаз не предвещал ничего хорошего. Когда я помолилась и сделала подношения в виде конфет и монеток, лицо как будто подобрело и появилась легкая усмешка. Тут же, в дацане есть деревянная доска для простираний, гладко отполированная простираниями молящихся. Я тоже сделала 21 простирание молясь о здоровье, счастье и благополучии.

Кто-то возможно спросит, почему именно 21 раз? Дело в том, что в буддизме числа 3, 7, 21 и 108 имеют сакральное значение. Поэтому, читать молитвы, делать гороо или простирания нужно именно такое количество раз.

После простираний, Сандаловый Будда, как мне показалось, удовлетворенно улыбался. Я поделилась своими наблюдениями с подругой, с которой мы вместе поехали в эту поездку. И знаете, наши ощущения и наблюдения сошлись практически во всем.

Читать еще:  Туалет в отеле Sofitel Queenstown, Новая Зеландия - обзор

В конце посещения у нас была лекция-обсуждение буддизма в целом и буддизма Бурятии, в частности. Выяснилось, что из Бурятии каждый год ездят паломники в Тибет. Тибетские ламы узнав из каких мест они приезжают, очень удивляются и спрашивают, зачем они едут так далеко, когда на родине есть величайшая святыня мирового буддизма — статуя Сандалового Будды Зандан Жуу. Я больше чем уверенна, что половина населения Бурятии даже не знает о его существовании, не говоря уже о других регионах России. Я убедилась в этом, когда опросила своих родственников и знакомых. Зато многие из нас уже побывали в Таиланде и видели статуи лежащего Будды, нефритового Будды и многих других. Грустно это как-то, что не ценим и не замечаем, то что имеем рядом.

Еще статьи про поездку по буддийским дацанам и святым местам Бурятии:

Сервисы которыми мы пользуемся в своих самостоятельных путешествиях:

Главный буддийский иерарх России больше не пустит на порог дацана главу Бурятии

Автор:
Золотая Орда

Глава Бурятии на столетии самой крупной ступы в стране, 21 Сентября 2019 (фото: egov-buryatia.ru)

2 октября в Иволгинском дацане Республики Бурятия прошло празднование 255-летия Института Пандито Хамбо Лам. Выступая перед собравшимися , глава Буддийской традиционной Сангхи России перечислил важные для буддистов события 2019 года, а также разразился критикой в адрес главы республики и зампреда по социальной политике.

В сети появился полный текст выступления Пандито Хамбо ламы Дамбы Аюшеева на бурятском языке, который переведен «МК в Бурятии».

«Свершению великих, благих дел всегда пытаются помешать нечистые силы, — сказал Хамбо лама. — Когда идешь уверенной поступью, нередко возникают препятствия, которые необходимо преодолеть.

Глава нашей республики и В. Цыбикжапов (зампред по социальной политике – ред.) обещали до сентября найти 30 миллионов рублей, но обманули, не сдержали слова. Этих двух … я на порог дацана не пущу. Они опозорили свое имя. Я им говорил, что тридцать миллионов рублей необходимы для покупки прядильного оборудования, чтобы помочь людям, занимающимся овцеводством, перерабатывать шерсть в пряжу. Но до этих двух … начальников не дошло. Для этих двух … отныне закрыты двери в Иволгинский и все другие дацаны. Цыбикжапова я принимал как селенгинского бурята, а он своим землякам не помог.

Я сказал Баиру Дашиевичу Цыренову (руководитель администрации главы Бурятии – ред.) напечатать на кяхтинском диалекте газету «Буряад Yнэн». Душа болит, что лишь 11% кяхтинских бурят говорят на бурятском языке.

Эти кяхтинцы – Нимаев и Цыремпилов — за 20 лет, которые мы занимаемся восстановлением и развитием дацанов в районе ни разу ничем не помогли и ходят в начальниках Кяхтинского района. Я им тоже сказал, чтобы даже в ограду дацана не заходили. Такие вот нечестивцы! Так нельзя себя вести, как они.

В Селенгинском районе лишь 15% бурят говорят на родном языке. В Улан-Удэ буряты на бурятском не говорят. Поводов для радости нет, когда наш народ теряет свой язык».

Далее Хамбо лама рассказал о больших планах по восстановлению дацанов и возведению ступ. Огласил программу бурятских традиционных соревнований.

Напомним, в 2017 году Алексей Цыденов обещал народу Бурятии освоить бурятский язык, но в силу своей занятости не может этого сделать. Также вспоминается случай, когда в 2017 году глава Бурятии обещал об открытии в конце года перинатального центра. Позднее сроки сдачи медучреждения переносились на февраль и июнь 2018 г. В июле 2018 г. в ходе рабочего визита в Бурятию глава ГК «Ростех» Сергей Чемезов взял под личный контроль завершение строительства и в итоге объект был сдан в эксплуатацию в сентябре 2018 г. Статью «Чемезов не надеется на Цыденова» читайте здесь.

Источники:

http://asiarussia.ru/buddhism/17465/
http://livetraveling.ru/dacany-buryatii-egitujskij-dacan-statuya-buddy-zandan-zhuu/
http://zolord.ru/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/glavnyij-buddijskij-ierarx-rossii-bolshe-ne-pustit-na-porog-daczana-glavu-buryatii

Ссылка на основную публикацию