Форт Обручев, Россия — обзор

Форт «Обручев». Кронштадт.

Начну с форта «Обручев».

«Обручев» и форт «Тотлебен» — наиболее поздние части оборонительной системы Кронштадта. Решение об их строительстве было принято в 1895 году. Первоначально для защиты северного фарватера планировалось построить три однотипных форта, называемых в плане литерами А, Б, и В. Но еще на этапе проектирования и гидрографических работ стало понятно, что оборону вполне можно организовать двумя фортами, современные на то время пушки отлично простреливали окрестности, и от строительства форта Б отказались.

Форт под литерой А был назван «Тотлебен», в честь известного фортификатора, а форт с литерой В в 1903 году получил название «Обручев», в честь начальника Главного штаба генерал-адъютанта Николая Обручева.

Генерал Обручев – как мне кажется, был удивительный человек. С одной стороны, он явил пример блестящей государственной карьеры. Сын потомственного офицера из дальних гарнизонов осиротел в семь лет, на пенсию отца выучился и, по сути, достиг вершины служебной лестницы. Он не был непосредственным участником крупных военных компаний, но, к примеру, вся Балканская освободительная война прошла по плану, подготовленному Обручевым. Он был правой рукой маршала Милютина, автора военной реформы при Александре II, и реально много сделал для развития русской армии.

С другой стороны, Обручев в пятидесятые годы XIX века издавал журнал «Военный вестник», в котором, среди прочих, печатался Чернышевскй. Журнал выходил недолго, через шесть номеров прикрыла цензура. Был знаком с Герценым, Огаревым, и сослуживцы открыто называли генерала «красным». Обручев писал, что «государственная воля может давать общее направление жизни народа, но жить за него, работать, думать за всех, руководить каждым частным интересом оно не может, не должна». Согласитесь, совершенно либеральное суждение, слышать которое от одного из высших имперских чиновников странно. Да и звучит вполне современно и сегодня. Но, тем не менее, именно генерал Обручев отдал приказ о начале проектных работ по созданию форта.

Впрочем, дальше про форт. Информации про вооружение, и как он строился, в и-нете полно, не буду повторяться. Из того, чего в не нашел в открытом доступе:
1. когда форты были «введены в строй», гарнизон «Обручева» состоял из 650 артиллеристов при 12 офицерах по штату мирного времени и 920 при 17 офицерах в случае войны.
2. Все нижние чины жили в казематах в нижнем ярусе форта, для офицеров был построен отдельный дом на площадке северного крыла
3. Дальность стрельбы основным калибром (10 10-дюймовых орудий) составляла 18 километров. В первую мировую войну форт был в глубоком тылу, и стрелять оттуда не пришлось. Во время Великой отечественной форт активно стрелял, причем и устаревшими десяти-дюймовками, боезапас для которых хранился еще с начала века.
4. На форте было две паровые машины с парогенераторами («паро-динамо», как их тогда называли) и шесть(!) керосиновых генераторов Рудольфа Дизеля. Одного такого генератора на 100 л.с. хватало для покрытия электрических потребностей форта, остальные предназначались для дублирования.
5. Форт имел свою систему опреснения и очистки воды и подачи ее на боевые посты. Здесь была своя баня, хлебопекарня, обширные запасы провизии и боеприпасов, церковь и даже синематограф.

Увы, но сегодня «Обручев» — это большая помойка.

На выходные дни сюда приходят на разных судах довольно много народу, а некоторые, как например, этот кораблик, просто живут здесь все лето, как на даче. По крайней мере, я уже много лет, как прихожу сюда, его встречаю:

Вход в гавань форта прикрывает бон:

… и подводные ряжи – специальные дубовые заграждения, вбитые в дно, и часто не видимые над водой. Это было противодесантное укрепление. Сейчас ряжи никак не обозначены, и могут представлять серьезную опасность для яхты, если не знать фарватера. На снимке видно, что чайки не сидят на воде, а стоят. Стоят как раз на ряжах:

Швартоваться можно во внутренней гавани форта. Есть три относительно удобных места, или с растяжкой на якоре:

Сохранились старые рымы для швартовки:

…или можно привязаться за вкопанные в землю старинные пушки. Настоящие!:

Вот эта наклонная дорога наверх называется аппарель. По ней поднимались тяжести на боевые позиции:

Дальномерная башня (как мне кажется):

Здесь, похоже, была позиция орудия главного калибра:

Главный командный пост:

А вот это, наверно, боевая позиция для орудия поменьше, очевидно – для мортиры:

Вход в один из батарейных постов:

Внутри постов все разобрано и уже очень давно:

… и заметно, как постепенно разрушается бетон:

Читать еще:  Национальный центр исполнительских искусств, Китай - обзор

Но неожиданно можно наткнуться, например, на сохранившийся лифт для подъема снарядов из погребов:

Центральный вход ведет в какие-то парадные в прошлом помещения:

Здесь, наверно, была крепостная церковь. Похоже на место для иконостаса:

Коридор с казематами, где жили артиллеристы:

На снимке слева – сгнившая лестница наверх на орудийную позицию:

Ходить здесь немного жутковато даже днем, поскольку выглядит все чертовски мрачно. Прям пещера Лейзвиста:

Местами на потолке уже выросли сталактиты:

Когда лазишь по этому запустению, очень хочется поскорее выйти наружу. Остатки офицерского дома:

На стенах форта во многих местах следы от осколков, метки Великой отечественной:

В общем-то я как-то случайно начал рассказ про Кронштадт и форты с туалета, но сейчас понял, что в этом есть некоторая символика. Просто слово «задница» ассоциативно приходит на ум, после посещения «Обручева». Именно этим словом можно охарактеризовать его нынешнее состояние. Форты вывели из состава ВМФ в 1958 году. И бросили. Потом мародеры спилили и вывезли с форта все металлическое и мало-мальски ценное. Теперь неоштукатуренный и неокрашенный бетон разрушается, постоянная сырость во внутренних помещениях только ускоряют процесс деградации. К тому же сегодня это место, куда питерцы приплывают «на шашлыки», и бесхозный форт превращается в свалку. А ведь форты включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО! Слышал, что уже объявлен приватизационный конкурс, что, по идее, должно как-то остановить разрушение. Что ж, «пожуем – увидим», как говорил один мой знакомый повар.

Про первый приватизированный форт «Константин» я напишу чуть позже. А так же и про сам Кронштадт и все остальное…

Форт Обручев

Пару недель назад в ходе очередной поездки в город-герой Ленинград в составе группы местных жителей нанёс визит в форт Обручев на предмет выпить и закусить среди живописных руин. Ну и пофотать малость. На картинке Форт №2, мимо которого пролегал наш путь.

Погрузившись на лодку в Шанхае™, направились, рассекая волны через Водопропускное сооружение В3™ в сторону форта. Я лежал на носу баластом для смещения центра тяжести и фоткать лёжа было крайне неудобно и лень, поэтому могучих фотограмм форта с воды нет — издалека оно всё в зелени и мелкое, а вблизи километр ни в какой ширик не влезает.

Ну вот как-то так.

А так дамба выглядит с форта. Слева второй форт, справа, если не ошибаюсь, первый, а посередь вдалеке дамба с пропускным сооружениемъ™. Путь от Шанхая™ супротив ветра занял около часа — что вполне себе неплохо, учитывая, что некоторые граждане на резиновых лодках умудряются и по пять часов гребсти.

Ну а дальше начались возлияния (холодная водка в термосе — это гениально!) и поедания всякого вкусного на фоне прекрасного. Но, думаю, про пьянки вам читать не шибко интересно, поэтому перейду к рассказу о форте. Поскольку я был опьянён алкоголем и прекрасными видами, не имел с собою штатива и нормального фонаря, сколько-нибудь осмысленный репортаж с качественными снимками не мог получиться по определению, но я попытался. Итак. Для начала айда наверх!

Советую смотреть под ноги. Во-первых, кругом всякая хрень валяется или торчит, во-вторых, можно обнаружить замечательные вещи типа такого вот устройства ступеней из чугуниевой сетки с бетоном.

Наверху можно побродить по разного рода наблюдательным пунктам, ДОТам

Это, судя по всему, место, где стояла башня крейсера «Рюрик».

А в основном поверхность форта покрыта такими вот орудийными двориками 11-дм батареи.

Как говорится, на всякого хитрожопого противника у нас найдётся болт с резьбой подходяшчего калибру.

Среди травы на верхнем уровне регулярно попадаются всякие люки

а по краям форта имеются две шахты от могучих прожекторов —

раньше отседова поднимался прожектор и радовал супостата солнечными зайчиками.

Но больше всего конечно разного рода ДОТов и наблюдательных пунктов.

Внутре особо ничего интересного нет,

но можно взглянуть на мир через амбразуру.

Много чего было спилено на металлолом. Тут вот был колпак броневой будки командира батареи,

здесь вроде бы должОн быть вообще могучий бронеколпак.

двери. но внутри строений металла ещё на несколько поколений металлистов хватит.

Когда спускаешься чуть ниже, попадаешь на аллею, где расположены входы во всякие укрепления.

Повсюду крайне живописный бетон с трещинами и мхом.

Некоторые трещины совсем диких размеров.

Внутрь мы пойдём чутка позжее, а пока что дойдём по поверхности до восточной части.

Если с западной стороны поверхность почти голая, то здесь всё нахрен заросло деревьями.

Временами похоже на декорации к фильму про заклятие долины змей и всякое такое.

Ладно, айда внутрь. Входы в казематы устроены так, что при взрыве ударная волна проходит через этот «предбанник» насквозь, не задевая двери.

Читать еще:  Тоннель Сэйкан, Япония - обзор

Внутри очень сыро, местами даже вода на полу лежит

Смотреть (особенно без хорошего фонаря) особо не на что — в основном стеллажи для разных снарядов и ржавые лифты, большая часть из которых спилена на металлолом.

Всякие вспомогательные комнаты для хознужд итп.

Всё это соединяется коридорами,

в которых запросто можно блуждать весь день, если повезёт. Если не повезёт — то можно напороться на что-нибудь сурово торчащее или провалиться куда-нибудь глубоко.

А я со своим убогим фонариком старался держаться ближе к выходу,

в тех местах, где расположены выходы на орудийные дворики, есть лифты для подачи снарядов и ниши для хранения боезапаса.

Окна тут специальные с железными противопожарными рамами. Стёкла, говорят, тоже были армированные и толстые.

Во многих казематах до сих пор видны рельсы для тележек, на которых перевозили снаряды.

Они вели от самого причала, где стоял кран.

Так, ну мне лично бродить в пяьном виде по тёмным одинаковым коридорам быстро наскучило (примерно через час), так что я выбрался на волю и оценил разрушения на западной и северной стороне форта. Там вода размыла берег,

и береговые сооружения элегантно развалились,

обнажив старинные сваи, арматуру и прочие внутренности.

Сверху выглядит как детский конструктор,

но вблизи можно оценить силу стихии.

На таких вот хреновинах диаметром в пару метров стояли орудия, ЕМНИП, а теперь оно всё валяется вдоль берега как пластмассовые игрушки, разбросанные грудничком.

Ближе к середине разрушения меньше, а в восточной части вообще всё цело. Ну, насколько это слово можно применить к сооружениям, построенным сотню лет назад и заброшенным уже как лет пятьдесят.

Загажено место не сильно, хотя конечно есть комнаты, превращённые в свалки. И раздражают «граффити», которые наносятся лет сорок точно. с такими гражданами надо поступать сурово! Прибивать за ноги к дереву, например, тащемта.

Ну что ещё добавить? У причала швартовные тумбы сделаны из старинных пушек. Как заметил один из членов нашей регаты: военные! Всё в дело идёт.

Короче говоря, было круто. В кажом камне чувствуется старина, а военные изыски выгодно отличают эти форты от банальных руин каких-нибудь пионерлагерей. Если кто из граждан заинтересуется — дам координаты нашего капитана, он может за умеренное вознаграждение тоже доставить вас на какой-нибудь форт. Но обязательно берите нормальный фонарь, внутри форта света нет вообще, а всяких железок типа упавших вентиляционных коробов и кабелей, а также внезапных шахт на пару этажей вниз предостаточно.

Экскурсия на Форт Обручев

Армейская и флотская служба — далеко дело нелегкое. Кронштадт был закрытым городом до 1996 года, где всё было строго регламентировано. Даже стороны улиц, только по одной из них могли ходить солдаты. Служба на островном форте, расположенном в 4 км от острова Котлин была намного сложнее. Караулы, учения, повседневные занятия, а ещё водная стихия, которая оказывала не последнее место в жизни и службе. Изначально форты строились из красного кирпича. Но, фортификаторы должны были поспевать за артиллеристами, изобретая новые технологии способные защитить город.

По первоначальному плану форты Кронштадта строились только с южной стороны, а вот с северной стороны город был не защищен. Поэтому в начале 20 века было принято решение строить новые форты. И если раньше их называли в честь императоров и членов их семьи, то впоследствии стали называться уже именами строителей и других выдающихся деятелей. Дмитрий Алексеевич Милютин – это министр обороны, Константин Яковлевич Зверев – строитель Кронштадтской крепости. Эдуард Иванович Тотлебен – фортификатор и Николай Николаевич Обручев – начальник генерального штаба. Проследить развитие технологий удалось на экскурсии по форту Обручев, организованную компанией «Серебряное кольцо».

В начале экскурсии на форт Обручев, мы на комфортабельном автобусе отправились из Санкт-Петербурга в Кронштадт, и по Тулонской аллее въехали на причал, где нас ожидал капитан водолазного бота «BM».

Надо сразу признаться, что нигде подобных впечатлений получить невозможно. Прогулка на корабле по Финскому заливу — это уже настоящее приключение.

Бот построен в 1953 году. Суда такого типа используют для проведения длительных водолазных работ.

Бот, несмотря на то, что он списан со службы, оснащен современными механизмами и устройствами. Посмотрим, как он устроен внутри:

Помещение водолазного поста расположено на шлюпочной палубе с левого борта, возле места спуска водолазов.

Люки выполнены так, чтобы во время шторма в них не попадала вода. Задрайка на гидроизоляции. Расположен под углом, а сама кромка люка поднята над плоскостью, чтобы вода, если она сюда попадёт, стекала

Читать еще:  Лестница к водопаду Котел Дьявола, Эквадор - обзор

А мы тем временем начали движение. С левой стороны по ходу движения – еще один из самых интереснейших фортов крепости – Зверев. Уникальность форта в том, что на нем образовались сталагмиты и сталактиты из расплавленного кирпича. Такого нигде в мире больше не увидите. Экскурсии на форт организуются компанией «Серебряное Кольцо».

К форту попадают по Финскому заливу, одному из живописнейших и красивых мест России.

Так как наша цель – форт Обручев, то плывем дальше и проходим не через южные ворота, а через северные, что позволительно только морским судам. И это еще один приятный бонус данной экскурсии.

И вот перед нами простирается водная гладь и ворота совсем близко, и все приготовили камеры для съемки. Но, не тут было. Вместо того, чтобы идти прямо на ворота, мы шли «зигзагами» строго по фарватеру, так как судно может пройти не везде. Есть и мель, и отмель, и свалки грунта. На дне моря в окрестностях Кронштадта сейчас лежит около 200 кораблей. Совсем недавно был поднят достаточно большой кусок борта, который лежал на дне с начала 18 века. Его можно не только посмотреть, но и потрогать в музее «Полтава», куда организуются экскурсии. Для того, чтобы большие морские корабли могли проходить в город по дну залива, тянется самый большой канал Санкт-Петербурга – это морской канал, который невозможно увидеть, но зато можно ощутить, совершив морскую прогулку.

А мы тем временем проходим через северные ворота:

Через некоторое время цель нашего путешествия начинает вырисовываться на горизонте

Представьте себе все это построено руками человеками! Это единый монолит. Целых девять лет продолжались бетонные работы. Только представьте себе, какую надо было возвести деревянную опалубку, чтобы потом сверху заливать непрерывным бетонированием, для того, чтобы в бетоне не было швов.

Форт Обручев и его брат близнец Тотлебен должны были обстреливать все северное побережье, чтобы до самого Сестрорецка никакие корабли приплыть не могли.

Пришвартовываемся. И в нашем распоряжении два часа на осмотр форта.

На момент начала строительства самые мощные орудия, которые были у России, это десятидюймовые орудия образца 1895 года. Орудийный дворик перед вами.

На центральном штыре размешалось орудие. Оно вращалось. Десятки могли сопротивляться с самыми мощными линейными кораблями. Для небольших же целей использовали скорострельные орудия — шестидюймовые орудия, 152 мм, Кане. Снаряды хранились на первом этаже. Их поднимали на элеваторах и на тележках подвозили к казенной части.

Это жилое помещение изначально. Нижние чины жили в бетонных казематах. Офицеры в таких домах. Здесь была столовая, баня. На форте так же был врач и священник. Была библиотека, и проводились киносеансы. Офицеры занимались с артиллеристами общеобразовательными предметами побатарейно. Так же распорядок включал обязательно занятия у артиллерийских орудий.

Форты Обручев и Тотлебен – это единственные форты, где стояли башенные установки. Здесь сохранилась единственная не срезанная броневая будка наблюдателя. У каждой пушки свои снаряды, которые летят по-разному. У каждой батареи свой командир, он управляет стрельбой батареи. Задачей командира было вносить корректировки по направлению движения снарядов. Все выступающие железные части срезаны. Но, форт Обручев — единственное место, где мы можем посмотреть целую башню, так как она залита сверху бетоном.

Вопрос с канализацией решался очень просто

На форте стояли опреснители. Пресной воды здесь не было, как и колодца.

Для того, чтобы вести ночные боевые действия были установлены прожектора с керосиновыми двигателями. Позже заменены на дизельные. Здесь круглосуточно несли вахту нижние чины.

После часовой обзорной экскурсии по острову нам дали время погулять самостоятельно по острову. Полазать внутри форта.

Кранцы первого выстрела

Входы в пороховые погреба нижнего уровня в северной части форта – дверь.

Насладившись прогулкой по форту, возвращаемся на посадку. Даже в нынешнем полуразрушенном виде он поражают своей мощью. Кроме нас, на форте никого больше не было.

С самого начала путешествия по Финскому заливу я обратила внимание, что фарватер ограничен буями разного цвета. Мне стало интересно почему так. Один красного, другой зеленого. На этот вопрос мне ответил капитан судна. Оказывается, зеленый должен быть всегда справа, красный слева. Это означает, что идём к населенному пункту. Если наоборот, то это означает, что мы удаляемся от населенного пункта.

На обратном пути я наслаждалась солнцем и ощущением ветра на лице. Какой же выдался замечательный день для путешествия. В качестве бонуса в Кронштадте желающие посетили Кронштадтский морской собор святителя Николая Чудотворца — самый крупный из морских соборов Российской империи.

Источники:

http://a-sharkov.livejournal.com/23385.html
http://ru-abandoned.livejournal.com/1072543.html
http://club.silver-ring.ru/posts/515-kronshtadtskaja-krepost-fort-obruchev.html

Ссылка на основную публикацию