Форты Росе, Черногория – обзор
Форты Росе
За два года, прошедших с первого посещения нами фортов, практически ничего не изменилось. Та же пустота, заброшенность, заросли и мусор. Устроил историческую экскурсию с элементами ужастика для четырех девушек.
Форты занимают западную оконечность полуострова. Северная его часть, выходящая на акваторию Боко-Которской бухты,скрывает преимущественно подземные катакомбы и доты. С юга, от турецкого форта 17 века проходит почти разрушенная железная дорога, на береговой оконечности которой еще можно распознать остатки грузового порта.
Первые укрепления на поселении были построены турками. На сохранившиеся крепости массово возят туристов из Херцег-Нови и Котора.
В конце 1930х годов, разрушив два турецких форта практически до фундамента, итальянцы при помощи местных рабочих отстроили практически идеальный форт береговой линии обороны полуострова, надежно охраняющий Боко-Которский залив от морского вторжения.
С этого форта и стоит начать осмотр укреплений.
Форт состоит из двух зданий – основного трехэтажного комплекса с казармами, батареей противолодочной обороны на крыше, дотами для станковых пулеметах по всему периметру и дополнительного кирпичного здания, вход в который, по нашему пониманию, возможен исключительно через затопленные части подвала основного здания. Ни дверей, ни окон в кирпичном комплексе не обнаружено – исключительно бойницы и метровая толща кладки.
Вход в форт. Левая стена – собственно кирпичное здание. Правая просто поддерживает земляную насыпь.
Основное здание сделано крайне добротно из каменных блоков с элементами металлической арматуры.
Раньше вход защищали массивные двери. Сегодня из стальных частей мало что сохранилось.
Второй этаж – открытый. Здесь только защитные стены и лестницы на батареи.
Третий этаж – собственно батареи и доты.
На переднем плане – платформа для орудия. Справа – щель, через которую подавались патроны лифтами с первого этажа и подвала.
Дот, вход в который есть только изнутри форта.
Масштаб строения в сравнении с человеческим ростом.
Внутренние переходы достаточно узкие. Исключение – первый этаж, где по коридору проложены рельсы для подвозки снарядов к лифтам.
Спуск на первый этаж.
Редкие сохранившиеся заслоны в наддверной части казармы. Вроде уже немецкие, а не итальянские.
Склад. Жилые казармы попросторнее.
В центре казармы – люк, ведущий в затопленную часть подвала.
Единственный сохранившийся лифт для снарядов. В эпоху, когда не знали пластика, перегородки выточены из дерева. На верхнем этаже сохранился сложный механизм из кучи шестеренок, которые облюбовали летучие мыши.
Лестница, ведущая в дот.
Существует также отдельная тупиковая пристройка, представляющая собой Т-образный коридор с окнами для стрельбы из пулеметов или аналогичного автоматического оружия.
Станок и бойница.
Далеко не единственное место форта, где видны следы боев. На стенах – сплошные выбоины от пуль.
Единственный изолированный участок незатопленного подвала. Играем в ужастики.
С водой на полуострове и сейчас напряженка, тем не менее, умывальники оснащены трубами для подачи пресной воды.
А вот туалеты далеко не WC. Интересно, что подставки под ноги выточены вручную из цельных красных кирпичей и потом отштукатурены.
А вот эти трубы остаются загадкой. Похоже на вентиляцию, но ее смысл не ясен, а приводной механизм не найден.
Нижняя часть укреплений по северному побережью мыса также основана на старом форте. Немцы, выбивая итальянцев с плацдарма, начисто разнесли надземную часть форта, оставив небольшие фрагменты. Зато по линии берега в скалах накопали неплохую линию катакомб с выходами на береговые батареи.
Все, что осталось от небольшого форта.
Здесь стояло ну очень крупное орудие.
От разрушенного форта до катакомб вела широкая дорога. Вход в катакомбы представляет собой коридор шириной метров пять.
Раньше можно было пройти свободно, но недавно кто-то завалил проход ветками растущих выше колючих кустарников.
Приходится спускаться к воде и заходить через батареи.
Катакомбы внутри достаточно однообразны – один длинный коридор с пятью одинаковыми выходами на батареи, множество комнат-ниш в скале и один тоннельный выход по винтовой лестнице на маленький закрытый дот, скорее наблюдательный, нежели боевой.
Местные жители – пещерные сверчки. Пару лет назад было много, сейчас приходится искать по комнатам.
Ну и самая известная точка комплекса – базы для ремонта лодок. Спроектированные как укрытия для небольших субмарин, до конца 1980х годов использовались как ремонтный цех для военных и гражданских судов.
Всего таких баз две, но доступна с земли одна, оборудованная причалом и часто посещаемая туристами. Вторая находится ближе в поселку Росе, и попасть на нее можно только долго прыгая по скалам.
Не Балаклава, конечно, но тоже впечатляет.
Дверь ведет на электростанцию, топливохранилище и к тоннелю на поверхность.
Подземная электростанция, видимо, обслуживала весь комплекс фортов. По крайней мере, технологические мощности четырех турбин существенно превосходят объем потребления присоединенного оборудования самой лодочной базы.
Скорее всего, именно здесь находятся приводные механизмы вентиляции фортов.
Турбины работали по принципу генераторов – исключительно в конденсационном режиме. Не экономно, но логично – в черногорском климате паровая выработка не сильно актуальна, а тепловые выбросы могут выдать месторасположение замаскированной базы.
Турбины 1980х годов, в отличном состоянии.
Из турбинного зала можно попасть в тупичок, открывающий выход на поверхность через вертикальный тоннель. Высота подъема метров пятьдесят.
В верхней части тоннеля – заваренный люк. Выходит в небольшой форт – на фото ниже он на вершине скалы, в кипарисах.
Лодочная база, возможно, станет первым объектом для массового посещения туристами. Уже сейчас к пристани постоянно плавают лодки, из внутренних помещений убирается мусор. К сожалению, от деятельности неизвестных уборщиков страдает оборудование – все защитные сетки взломаны, заметно уменьшилось количество оригинальных единиц техники по сравнению в летом 2008го.
Сами же форты, несмотря на доступность подъезда и легкость определения местонахождения, остаются практически не посещаемыми. От этого их интересность, пожалуй, только возрастает.
Вся поездка:
1. Румыния, Трансильвания
2. Румыния, Бухарест. Македония
3. Черногория. Форты Росе
4. Черногория. Ледяная пещера
ru_travel
путешествия и прочее
Форты Росе, Черногория
Удивительно, но до сих пор информацию о фортах Росе (Rose) на западной оконечности полуострова Луштица, в 15 минутах езды от аэропорта Тивата и получаса езды от мегатуристической Будвы приходится собирать по фрагментам европейских и американских военно-исторических форумов.
За два года, прошедших с первого посещения нами фортов, практически ничего не изменилось. Та же пустота, заброшенность, заросли и мусор. Устроил историческую экскурсию с элементами ужастика для четырех девушек.
Форты занимают западную оконечность полуострова. Северная его часть, выходящая на акваторию Боко-Которской бухты,скрывает преимущественно подземные катакомбы и дзоты. С юга, от турецкого форта 17 века проходит почти разрушенная железная дорога, на береговой оконечности которой еще можно распознать остатки грузового порта.
Первые укрепления на поселении были построены турками. На сохранившиеся крепости массово возят туристов из Херцег-Нови и Котора.
В конце 1930х годов, разрушив два турецких форта практически до фундамента, итальянцы при помощи местных рабочих отстроили практически идеальный форт береговой линии обороны полуострова, надежно охраняющий Боко-Которский залив от морского вторжения.
С этого форта и стоит начать осмотр укреплений.
Форт состоит из двух зданий – основного трехэтажного комплекса с казармами, батареей противолодочной обороны на крыше, дотами для станковых пулеметах по всему периметру и дополнительного кирпичного здания, вход в который, по нашему пониманию, возможен исключительно через затопленные части подвала основного здания. Ни дверей, ни окон в кирпичном комплексе не обнаружено – исключительно бойницы и метровая толща кладки.
На следующем фото – вход в форт. Левая стена – собственно кирпичное здание. Правая просто поддерживает земляную насыпь.
Основное здание сделано крайне добротно из каменных блоков с элементами металлической арматуры.
Раньше вход защищали массивные двери. Сегодня из стальных частей мало что сохранилось.
Второй этаж – открытый. Здесь только защитные стены и лестницы на батареи.
Третий этаж – собственно батареи и дзоты.
На переднем плане – платформа для орудия. Справа – щель, через которую подавались патроны лифтами с первого этажа и подвала. На заднем плане – дзот, вход в который есть только изнутри форта.
Масштаб строения в сравнении с человеческим ростом.
Внутренние переходы достаточно узкие. Исключение – первый этаж, где по коридору проложены рельсы для подвозки снарядов к лифтам.
Спуск на первый этаж.
Редкие сохранившиеся заслоны в наддверной части казармы. Вроде уже немецкие, а не итальянские.
Склад. Жилые казармы попросторнее.
В центре казармы – люк, ведущий в затопленную часть подвала.
Единственный сохранившийся лифт для снарядов. В эпоху, когда не знали пластика, перегородки выточены из дерева. На верхнем этаже сохранился сложный механизм из кучи шестеренок, которые облюбовали летучие мыши.
Лестница, ведущая в дзот.
Существует также отдельная тупиковая пристройка, представляющая собой Т-образный коридор с окнами для стрельбы из пулеметов или аналогичного автоматического оружия.
Станок и бойница.
Здесь единственное место форта, где видны следы боев. На стенах – сплошные выбоины от пуль.
Единственный изолированный участок незатопленного подвала. Играем в ужастики.
С водой на полуострове и сейчас напряженка, тем не менее, умывальники оснащены трубами для подачи пресной воды.
А вот туалеты далеко не WC. Интересно, что подставки под ноги выточены вручную из цельных красных кирпичей и потом отштукатурены.
А вот эти трубы остаются загадкой. Похоже на вентиляцию, но ее смысл не ясен, а приводной механизм не найден.
Нижняя часть укреплений по северному побережью мыса также основана на старом форте. Немцы, выбивая итальянцев с плацдарма, начисто разнесли надземную часть форта, оставив небольшие фрагменты. Зато по линии берега в скалах накопали неплохую линию катакомб с выходами на береговые батареи.
Все, что осталось от небольшого форта.
Здесь стояло ну очень крупное орудие.
От разрушенного форта до катакомб вела широкая дорога. Вход в катакомбы представляет собой коридор шириной метров пять.
Раньше можно было пройти свободно, но недавно кто-то завалил проход ветками растущих выше колючих кустарников.
Приходится спускаться к воде и заходить через батареи.
Катакомбы внутри достаточно однообразны – один длинный коридор с пятью одинаковыми выходами на батареи, множество комнат-ниш в скале и один тоннельный выход по винтовой лестнице на маленький закрытый дзот, скорее наблюдательный, нежели боевой.
Местные жители – пещерные сверчки. Пару лет назад было много, сейчас приходится искать по комнатам.
Ну и самая известная точка комплекса – базы для ремонта лодок. Спроектированные как укрытия для небольших субмарин, до конца 1980х годов использовались как ремонтный цех для военных и гражданских судов.
Всего таких баз две, но доступна с земли одна, оборудованная причалом и часто посещаемая туристами. Вторая находится ближе в поселку Росе, и попасть на нее можно только долго прыгая по скалам.
Не Балаклава, конечно, но тоже впечатляет.
Дверь ведет на электростанцию, топливохранилище и к тоннелю на поверхность.
Подземная электростанция, видимо, обслуживала весь комплекс фортов. По крайней мере, технологические мощности четырех турбин существенно превосходят объем потребления присоединенного оборудования самой лодочной базы.
Скорее всего, именно здесь находятся приводные механизмы вентиляции фортов.
Турбины работали по принципу генераторов – исключительно в конденсационном режиме. Не экономно, но логично – в черногорском климате паровая выработка не сильно актуальна, а тепловые выбросы могут выдать месторасположение замаскированной базы.
Турбины 1980х годов, в отличном состоянии.
Из турбинного зала можно попасть в тупичок, открывающий выход на поверхность через вертикальный тоннель. Высота подъема метров пятьдесят.
В верхней части тоннеля – заваренный люк. Выходит в небольшой форт – на фото ниже он на вершине скалы, в кипарисах.
Лодочная база, возможно, станет первым объектом для массового посещения туристами. Уже сейчас к пристани постоянно плавают лодки, из внутренних помещений убирается мусор. К сожалению, от деятельности неизвестных уборщиков страдает оборудование – все защитные сетки взломаны, заметно уменьшилось количество оригинальных единиц техники по сравнению в летом 2008го.
Сами же форты, несмотря на доступность подъезда и легкость определения местонахождения, остаются практически не посещаемыми. От этого их интересность, пожалуй, только возрастает.
- 14 comments
- —
- Leave a comment
спасибо большое
очень интересно и познавательно!
по поводу подъезда – как до них добираться на общественном транспорте? и какие у вас есть tips to follow касаемо посещения этого сайта? там же несколько входов и прочее. т.е. как лучше спланировать эту выездку?
***На сохранившиеся крепости массово возят туристов из Херцег-Нови и Котора.***
то есть экскурсии туда все-таки проводятся? – как запасной выход на случай, если с общественным транспортом там попа
Общественным транспортом – разве что найти маршрутку на Росе и оттуда пешком, но по жаре это не сильно просто.
По осмотру собственно фортов – изложил в оптимальной последовательности. Дорога на деревню Росе (можно ехать по указателям на одноименную таверну) проходит мимо большого форта (грунтовая дорога через свалку, форт виден с дороги за километр до подъезда, напротив въезда развалины еще одной немецкой постройки), дальше идет серпантином вниз – и там, не доезжая до деревни пары поворотов, уходит грунтовка – сначала до катакомб, потом каменной насыпью спускается к лодочной базе.
Экскурсии не проводятся. Люди нанимают лодки и плавают сами, но ни в катакомбы, ни в верхние форты не ездят. Про форты, на которые массово возят туристов из Херцег-нови – это турецкие форты в районе пляжа Zanjic, они не так интересны, использовались как склады для близлежащего порта. Именно возле них в соснах мы нашли остатки железной дороги.
Мы уже пару лет как думаем сделать в Будве экскурсии на форты, но все как-то руки не доходят.
Edited at 2010-08-01 08:36 am (UTC)
а, то есть экскурсии водят на другие форты.. я думала, что на эти группы тоже какие-то набирают 😀
получается, самый оптимальный вариант = машина?
Re: спасибо
Re: спасибо
Немцы выбивали итальянцев?
Это когда это такое было? Вроде они союзниками были.
Опять же, что это за итальянцы в конце 1930-х тут могли строить? В это время Черногория была в составе независимой Югославии.
А вообще удивительное место, первый раз о нем слышу, хотя в Черногории был.
История этих фортов вообще очень мутная. Я пытаюсь соединить то, что пишут на форумах с тем, что нахожу непосредственно на месте.
Во многих источниках указано, что нацистская Италия, готовясь к оккупации Хорватии и Югославии, на скорую руку модернизировала полуостров Луштица под военные базы. Некоторые источники указывают, что базы изначально были югославскими, но если сравнить форты с еще недавно действующей базой Росе (находится в паре сотен метров от верхнего форта), понимаешь, что уровень построек и их технического оснащения далеко не югославский. Тем более, что вся база завязана на морской порт, выходящий даже не в Боко-Которскую бухту, а в Адриатику.
Но – если строения приписывают итальянцам, то откуда в катакомбах раскладушки с немецкими надписями, почему на стенах казарм исключительно немецкие и югославские подписи? Почему форт капитально расстрелян с адриатического берега – те же югославские ополченцы явно штурмовали бы его с менее укрепленного островного тыла.
Напротив, части форта. стоящие в бухте, разнесены до основания именно со стороны воды. Из развалин наспех собраны укрепления для новых противолодочных батарей. Форты явно брались с боем, пусть и скоротечным, и не похоже, что брали их югославы.
Edited at 2010-08-01 09:13 am (UTC)
Вот что удалось найти Гуглом:
Vienna, October 17.
K.V. The Press Bureau announces officially :
“Details are to hand concerning the bombardment of the
works in the Bay of Cattaro on September igth. The bom-
bardment was undertaken by two French battleships and
three cruisers, which were accompanied by four transports.
At 5.30 a.m. several ships were sighted nearing the harbour
entrance in two groups. As soon as the ships came within
range the coast batteries at Lustica and the mortar batteries
at Ostro opened fire, whereupon the ships altered course to
the west and opened fire. The minimum range was 5,000
to 6,000 metres from the Ostro point. The ships soon got
out of range and the fire from the works therefore ceased.
Immediately afterwards the French vessels opened a lively
fire on the open sea, presumably against imaginary submarines.
At 6.50 a.m. the enemy turned to the south-west and soon
disappeared in the smoke and fog. The batteries at Lustica
and Ostro made one successful hit. The French fired 200
shots of heavy and medium calibre. The stone fort of Ostro
was hit on one side without sustaining particular damage.
Nine or ten shots fell on the cliffs of Punt a d’ Ostro where
they left visible traces by the splintering of the rocks. The
fort of Mamola was hit three times with slight results. One
shot went through the observation platform of the guard-
house. Two shots fell in the neighbourhood of the wireless
station of Klinei. Two men were severely wounded.”
Т.е. военные столкновения здесь были, но только в Первую Мировую, и крепости обстреливали французские корабли!
Тогда все становится понятно. Черногория получила независимость в 1878 году, но еще довольно долго прибрежные районы удерживались Австро-Венгрией. Соответственно и крепости на побережье были австрийские. Я был по крайней мере в двух – крепость Космач, что над Будвой и еще та крепость, что на самом кончике хорватского п-ова Превлака у входа в Боко-Которскую бухту.
Еще есть развалины крепости Lesendro (если не путаю название) на перешейке у Скадарского озера. Кому в Первую Мировую принадлежала она – не знаю.
Вот еще из Википедии:
“In World War I, Kotor was one of three main bases of the Austro-Hungarian Navy and homeport to the Austrian Fifth Fleet consisting of pre-dreadnought battleships and light cruisers. The area was the site of some of the fiercest battles between local Montenegrin Slavs, and Austria-Hungary. After 1918, the city (called Cattaro until then) became a part of Yugoslavia and officially became known as Kotor. Between 1941 and 1943 Italy annexed the area of Kotor to the Italian “Governorship of Dalmatia”, but after 1945 it became a part of the then Socialist Republic of Montenegro within Yugoslavia’s second incarnation.”
Т.е. итальянцы здесь тоже успели отметиться, но уже во Вторую Мировую.
Edited at 2010-08-01 11:39 am (UTC)
5 причин съездить в Росе
Недавно мы случайно открыли для себя ещё одно очаровательное место в Черногории. «Как?» — спросите вы. «Да просто!» — ответим мы. — «Всего лишь свернули налево и ехали, пока дорога не привела нас к морю. » Так мы и очутились в Росе.
Росе — не такая известная достопримечательность Черногории как, например, Котор или Будва, но посетить Росе хотя бы раз стоит. Мы можем назвать пять причин сделать это.
Из статьи вы узнаете:
По дороге к Росе
Росе находится на небольшом полуострове Луштице в Боко-Которском заливе. Мы добирались туда из Будвы на машине и, знаете, это прекрасно. В который раз я убедилась, что не зря Боко-Которский залив считается одним из красивейших заливов в Европе.
По дороге мы останавливались несколько раз, чтобы запечатлеть и показать вам великолепные виды.
На переднем плане — остров Святого Марка:
А это — остров Милосердия Господа:
По дороге есть несколько церквей, около одной мы остановились:
На противоположном берегу — стройка:
Красиво же как! Чем не причина #1?
Росе — деревня с богатой историей
Росе — очаровательная деревушка на берегу Боко-Которского залива. В ней живёт человек десять, но не каждая деревня может похвастаться такой историей как у Росе:)
Ещё во времена Римской империи в Росе была переправа, позволявшая сильно срезать путь на противоположный берег залива. Правда, никто точно не может сказать, куда именно переправлялись римляне: то ли в Герцег-Нови (по одним источникам), то ли в Нивице (по другим). Да и важно ли это сейчас?
После римлян Росе перешла к грекам, которые величали деревню «Порто Росе». В 9-ом веке Порто Росе разрушили сарацины. Потом пришли венецианцы, переименовали Росе в «Пунто Росе», и жизнь наладилась. В Росе построили форт, который турки как ни пытались, так и не смогли взять. Форт был разрушен позднее, во время Наполеоновских войн. Французы, вынужденные покинуть Росе из-за русского флота, решили уничтожить форт, чтобы противник не смог им воспользоваться. Вот такая история.
На фото видно место, где раньше был форт, а сейчас — ресторан. Вот и повод #2 съездить в Росе — пообедать в ресторане на месте несокрушимого форта.
С Росе связана красивая легенда. Когда-то давно на деревню напали пираты. Они забрали всё у местных жителей, позарились даже на церковные колокола. Всё, что могли сделать люди, — это посылать страшные проклятия вслед уплывающим пиратам. Как вдруг разыгралась страшная буря, и пиратский корабль затонул со всем награбленным. Говорят, ночью в Росе можно услышать, как на дне залива тихо звенит колокол. Вот вам и причина номер #3 — услышать звон подводного колокола.
Вне туристического сезона в Росе практически ни души. Ставни на окнах закрыты, здания пустуют.
К слову, дома в Росе многовековые. На некоторых даже есть таблички с датой, когда был построен дом.
Главная улица Росе — это бетонная набережная, вдоль которой стоят дома из белого камня и с рыжими крышами. Как я люблю это балканское очарование!
Причина #4 — найти уединение. Если хочется убежать от суматохи, то Росе сезон — идеальное место.
Летом в Росе съезжаются дайверы — тут и подводный мир, и затонувшие корабли, и даже британский самолёт, а рядом, на полуострове Луштице — полно старых фортов. Вот и причина номер 5. Об крепостях и фортах я расскажу отдельно — большая и интересная тема. Чего стоит только остров-тюрьма Мамула, который швейцарцы хотят превратить в отель. Заинтриговала?
Закат на Луштице
И ещё одна причина, бонусная, шестая, съездить в Росе — это обалденные закаты. Правда, мы смотрели закат не в самой деревне, а у форта Луштица, в который заехали на обратном пути. Но о форте сейчас ни слова. Как и обещала, расскажу в отдельном посте.
Это — Боко-Которский залив, жемчужина Черногории.
Как добраться в Росе
Из Герцег-Нови в Росе ходит рейсовый катер «Loro», 2 евро в одну сторону. В летние месяцы в Росе можно добраться на туристической лодке. Эту информацию я нашла в интернете, проверить пока не было возможности.
Из Будвы, Бара и других мест в этой стороне лучше добираться на машине. Мы ехали из Будвы, путь занял около часа. Маршрут на гугл картах по ссылке. Дорога к деревне узкая, практически в одну машину, но покрытие хорошее. Чтобы разъехаться со встречной машиной, приходилось съезжать на обочину. Это и все сложности. В самой деревне есть небольшая бесплатная парковка.
Привет!
Меня зовут Татьяна, и я рада видеть вас на блоге «Жизнь непредсказуема!».
Я люблю путешествовать, а в блоге делюсь своими впечатлениями, советами и прочими полезными заметками.
Понравилась статья? Поделитесь ей!
Буду очень благодарна, если вы оцените статью:
Источники:
http://alware.livejournal.com/77013.html
http://ru-travel.livejournal.com/15744964.html
http://life-thai.com/5-prichin-s-ezdit-v-rose/