Гора Эверест, Непал – Китай – обзор

0

Гора Эверест, Непал – Китай – обзор

Топ-10 Фактов о горе Эверест, о которых вы не знали

Более 60 лет прошло с тех пор, как сэр Эдмунд Хиллари (Sir Edmund Hillary) и Тенцинг Норгей (Tenzing Norgay) стали первыми в истории успешными покорителями горы Эверест, однако желание забраться на неё с течением времени не уменьшилось. Мы слышим бессчётное количество историй о триумфальных, а недавно и трагических, попытках достичь вершины горы. Однако множество интересных фактов о горе остаются неизвестными для многих.

10. Горные пауки

Фотография: Гэвин Максуэлл (Gavin Maxwell)

Даже высоко в небе, где разреженным воздухом очень сложно дышать, мы не можем спрятаться от пауков. Euophrys omnisuperstes («стоящие над всеми»), более известные как гималайские прыгающие пауки, прячутся в трещинах и укромных уголках склонов Эвереста, благодаря чему они являются одними из существ, живущих на самых больших высотах на Земле. Альпинисты замечали их на максимальной высоте в 6700 метров.

Маленькие пауки питаются любыми заблудшими насекомыми, которых задувают ветра на вершину горы. Это фактически единственные животные, постоянно проживающие на такой большой высоте, помимо нескольких видов птиц. Помимо этого, несколько ранее неназванных видов кузнечиков были собраны во время известной неудачной британской экспедиции на Эверест 1924 года, и теперь они находятся в британском музее естествознания (British Natural History Museum).

9. Двое мужчин, покоривших гору 21 раз

Фотография: Могенс Энгелунд (Mogens Engelund)

Два представителя народа шерпы, Апа Шерпа (Apa Sherpa) и Пхурба Таши (Phurba Tashi), удерживают совместный рекорд за наибольшее количество восхождений на Эверест. Пара совместно смогла добраться до вершины горы впечатляющий 21 раз. Пхурба добрался до вершины мира три раза за один 2007 год, а Апа успешно покорял гору почти каждый год с 1990 по 2011 год.

Апа говорит, что на протяжении этих лет он замечал очевидные изменения Эвереста, вызванные глобальным потеплением. Он рассказал о своём беспокойстве по поводу тающего снега и ледников, которые обнажают горную породу, из-за чего добираться до вершины всё сложнее. Он также обеспокоен будущим народа Шерпы, после того, как он потерял собственный дом в ходе наводнения, вызванного тающими ледниками. Апа посвятил несколько восхождений на Эверест привлечению внимания к изменениям климата.

8. Самая высокая драка в мире

Фотография: Джон Гриффит (Jon Griffith)

Восхождение на Эверест не всегда является гармоничным триумфом, как вы могли представлять. В 2013 году альпинисты Уели Стек (Ueli Steck), Симон Моро (Simone Moro) и Джонатан Гриффит обнаружили себя в центре скандала с Шерпами после того, как якобы проигнорировали приказ остановить своё восхождение.

Шерпы обвинили альпинистов в том, что они помешали им и вызвали лавину, от которой пострадали другие шерпы, прокладывавшие верёвки ниже по склону. Альпинисты отвергли обвинения, и ссора перешла к насилию. Шерпы били мужчин ногами, руками и камнями, и Моро заявил, что один из представителей народности даже пригрозил ему смертью.

Драка могла закончиться намного хуже, но американская альпинистка Мелисса Арно (Melissa Arnot) посоветовала трио сбежать на их базу до того, как остальные шерпы образовали толпу и забили их камнями до смерти. После инцидента при содействии офицера армии Непала обе стороны подписали мирное соглашение, прекратившее ссору.

7. История продолжительностью в 450 миллионов лет

Фотография: Путешествия Тибета (Tibet Travel)

Несмотря на то, что Гималаи образовались 60 миллионов лет назад, история Эвереста на самом деле является куда более продолжительной. Известняк и песчаник на вершине горы когда-то были частью слоя осадочных пород ниже уровня моря 450 миллионов лет назад.

С течением времени, горные породы морского дна образовали скопление, которое подталкивалось вверх со скоростью в 11 сантиметров за год, образовав в итоге современную гору. Верхние части Эвереста теперь содержат морские окаменелости существ и ракушечник, который когда-то был на дне древнего океана.

Исследователь Ноел Оделл (Noel Odell) впервые обнаружил окаменелости в горных породах Эвереста в 1924 года, доказав, что гора когда-то находилась ниже уровня моря. Первые окаменелые организмы Эвереста были добыты швейцарскими альпинистами в 1956 году и американской командой альпинистов в 1963 году.

6. Спор о высоте

Фотография: Том Симкок (Tom Simcock)

Какова на самом деле высота горы Эверест? Это зависит от того, по какую сторону границы вы находитесь. Китай заявил, что высота вершины Эвереста составляет 8844 метра, в то время как, по мнению Непала, высота составляет 8848 метров.

Отличие обусловлено тем, что, по мнению Китая, гора должна измеряться только по высоте горных пород, исключая метры снега на самой вершине. Является ли это более правильным измерением или нет, международное сообщество зачастую включает снег при оценке высоты гор по всему мир.

Две страны пришли к соглашению в 2010 году, установив официальную высоту в 8848 метров.

Читать еще:  Озеро Тахо, США - обзор

5. Гора до сих пор растёт

Фотография: Павел Новак (Pavel Novak)

Судя по недавним измерениям, как представители Китая, так и непальцы могут ошибаться в их оценке высоты горы.

Команда исследователей обнаружила в 1994 году, что Эверест продолжает расти примерно на 4 миллиметра каждый год. Индийский субконтинент был изначально независимой массой суши, столкнувшейся с Азией, в результате чего образовались Гималаи. Литосферные плиты продолжают двигаться, благодаря чему горы продолжают расти.

Исследователи американской экспедиции Миллениум (American Millennium Expedition) в 1999 году расположили устройство глобальной системы определения местоположения у вершины для измерения роста. Их, более точные благодаря современной технике, измерения привели к тому, что официальный высота Эвереста вскоре будет изменена до 8850 метров. Тем временем, другая тектоническая активность на самом деле приводит к уменьшению высоты горы, но изменения вкупе на данный момент дают рост горы.

4. Множество названий

Фотография: Илкер Эндер (Ilker Ender)

Несмотря на то, что большинство из нас знает гору под названием «Эверест», жители Тибета продолжают называть гору древним названием «Джомолунгма» (Chomolungma) (или «Чомолунгма»). Тибетское название означает «Богиня-Мать всех гор». Но это не единственное альтернативное название горы. Жителям Непала гора известна под названием «Сагарматха» (Sagarmatha), что означает «Лоб в небе», и соответственно гора является частью непальского «Национального Парка Сагарматха» (Sagarmatha National Park).

Гора получила название Эверест только в результате того, что британский геодезист Эндрю Во (Andrew Waugh) не смог найти общепринятое местное название. Изучив карты окружающей местности и так и не обнаружив подходящее решение, он назвал гору в честь географа, работавшего в Индии, Джорджа Эвереста (George Everest), руководителя британской команды, первой исследовавшей Гималаи. Полковник Эверест отказался от чести, но представители Великобритании официально изменили название горы, используемое ими, на Эверест в 1865 году. Ранее они называли гору 15-ым Пиком.

3. Пробка из людей

Фотография: Ральф Дуймовиц (Ralf Dujmovits)

Несмотря на то, что подъём на гору Эверест обходится в несколько тысяч долларов, количество желающих покорить гору с каждым годом растёт. В 2012 году немецкий альпинист Ральф Дуймовиц (Ralf Dujmovits) сделал шокирующую фотографию того, как сотни альпинистов стоят в очереди для того, чтобы взобраться на вершину. Ральф решил повернуть назад у Южного седла горы, из-за плохих погодных условий и вида длинной очереди.

19 мая 2012 года альпинисты, желавшие посетить одну из достопримечательностей неподалёку от вершины, должны были выстоять два часа в очереди. За всего половину дня 234 людей взобрались на вершину Эвереста. Однако, вместе с тем, погибло 4 человека, что вызвало большие опасения по поводу процесса восхождения. Специалисты из Непала установили в том году новые перила для ликвидации «людского затора» и на данный момент обсуждается вопрос установки у вершины лестницы.

2. Самая загрязнённая гора в мире

Фотография: Гималайские экспедиции (Himalaya Expeditions)

Бесчисленные фотографии документируют путешествие альпинистов на вершину Эвереста, однако мы редко видим фотографии того, что они оставляют за собой. Эверест загрязнен не только трупами альпинистов, но и, по некоторым оценкам, 50 тоннами отходов, и каждый сезон это число растёт. На склонах можно увидеть множество выброшенных кислородных баллонов, альпинистское снаряжение и человеческие экскременты.

Экспедиция Эко-Эверест (Eco Everest Expedition) поднимается на гору каждый год, начиная с 2008 года, пытаясь бороться с проблемой, и на данный момент они уже собрали более 13 тонн отходов. Правительство Непала ввело новое правило в 2014 году, согласно которому, каждый альпинист должен принести при спуске с горы 8 килограммов отходов, в противном случае они потеряют свой депозит в 4000 долларов.

Художники, работающие над «Творческим Проектом – Эверест 8848» (Everest 8848 Art Project) превратили 8 тонн отходов, включая сломанные палатки и пивные банки, в 75 художественных произведений. 65 носильщиков работали на протяжении двух весенних экспедиций для того, чтобы спустить мусор, а художники превратили его в скульптуры, чтобы обратить внимание на загрязнённость горы.

1. Это не самая высокая гора

Несмотря на то, что гора Эверест является самой высокой точкой на Земле от уровня моря, Мауна Кеа (Mauna Kea), неактивный вулкан на Гавайях удерживает рекорд самой высокой горы в мире.

Пик Эвереста находится на большей высоте, но это не значит, что гора на самом деле выше. Мауна Кеа достигает высоты всего в 4205 метров над уровнем моря, но вулкан протянулся под поверхностью воды на 6000 метров. При измерении от его основания на дне океана, его высота составляет 10200 метров, превышая высоту Эвереста больше чем на километр.

На самом деле, в зависимости от того, как проводить измерения, Эверест является не самой высокой горой и не самой высокой точкой на Земле. Чимборасо (Chimborazo) в Эквадоре достигает всего 6267 метров над уровнем моря, но это самая высокая точка от центра Земли. Это обусловлено тем, что Чимборасо находится всего в одном градусе к югу от экватора. Земля в центре немного утолщена, поэтому уровень моря Эквадора расположен дальше от центра планеты, чем в Непале.

Читать еще:  Полигон Маралинга, Австралия - обзор

Понравилось? Поделись новостью с друзьями! 🙂

Китай копает под Эверест

Железная дорога в Непал обострит соперничество КНР с Индией

Президент Непала Рам Баран Ядав приветствует помощь со стороны Китая. Фото Reuters

Этот проект кажется фантастическим. Но официальная пресса Пекина сообщает, что КНР ведет с Непалом переговоры о строительстве железнодорожного пути под горой Эверест. Китайцы уже возвели транспортную артерию на высоте 4–5 тыс. м, связывающую Лхасу, столицу Тибета, с внутренними районами страны. Через пять лет трассу продлят до границы с Непалом, а затем и далее по его земле. Этот план, по мнению экспертов, вызовет тревогу в Дели.

Пекинская газета China Daily сообщает, что по просьбе Непала сейчас рассматривается план продления железнодорожного пути от Лхасы до границы с Непалом. Эта стройка, как ожидают, будет закончена к 2020 году.

Но на этом китайские проходчики не собираются останавливаться. Это видно из высказываний министра иностранных дел КНР Ван И во время его визита в столицу Непала Катманду в декабре прошлого года. Он сказал, что линия может быть проложена и до Катманду. Таким образом, будет создано жизненно важное связующее звено между Китаем и огромным рынком Индии.

Но для реализации этого плана потребуется проложить тоннель под горой Эверест. Китайский эксперт Ван Мэншу говорит: «Линия, вероятно, должна будет пройти через Джомолунгму (Эверест. – «НГ»), и рабочим придется прорыть очень длинные тоннели». Топография в Гималаях такова, что поезд должен будет время от времени преодолевать подъем. Поэтому максимальная скорость при поездке в Катманду не превысит 120 км в/час.

Надо отметить, что на форуме британской газеты Guardian, которая тоже рассказала о грандиозном замысле китайцев, появилось немало критических реплик. Автор одной из них советует инициаторам этой идеи заодно построить фуникулер на вершину Эвереста и открыть там вращающийся ресторан «Макдоналдс». Другой читатель, американец, подходит к делу серьезнее. Он пишет, что много тоннелей проложено в Калифорнии. Но при этом все время нужно заботиться о защите от землетрясений.

В беседе с «НГ» главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Яков Бергер отметил, что китайцы научились возводить сложные инженерные сооружения в горах. Пример – строительство Цинхай-Тибетской железной дороги по плоскогорью на высоте 4–5 тыс. м над уровнем моря до Лхасы. Оно потребовало больших усилий и затрат. «Дорога имеет огромное стратегическое значение и в меньшей степени коммерческое. Если действительно задуман проект продлить линию до Катманду, то это тоже в первую очередь стратегия. Возможно ли его осуществить с технической точки зрения, не знаю. Но ведь в Альпах длинные тоннели успешно функционируют», – отметил эксперт.

Правда, дорога до Лхасы, по сообщениям, не загружена, поскольку возить там особенно нечего. С другой стороны, если переброску войск осуществить, то это необходимая вещь. «Если, не дай бог, волнение произойдет в Тибете, то оно молниеносно будет подавлено», – пояснил Бергер.

«Все дороги строятся по единому плану, – продолжил эксперт. – Китай выбрал железнодорожное строительство, в частности, скоростных дорог в качестве средства установления своей, по крайней мере экономической, гегемонии в этой части земного шара. У Китая есть и опыт, и технологии, и деньги, он избрал железнодорожное строительство в качестве инструмента геополитики».

Одновременно Китай создает Банк азиатских инфраструктурных инвестиций, продвигает идею Шелкового пути. Это приобретает и коммерческий характер. Есть проект доставки грузов из Китая в Западную Европу по железной дороге, идущей через Казахстан, Россию, Белоруссию, Польшу, Германию. «Китайцы собираются даже финансировать участок Москва–Казань. Думаю, все это кусками будет делаться, а не по единому плану. При этом китайцы готовы привлекать Россию к таким проектам. Но Россия не очень-то в состоянии в них участвовать», – заключил эксперт.

Китайские СМИ также увязывают новейший гималайский проект с планом образования так называемого экономического пояса Шелкового пути. При этом они цитируют президента Непала Рама Барана Ядава, который выразил надежду, что будущая дорога послужит росту туризма и торговли с КНР.

Однако планы Пекина вызывают тревогу в Дели. Там указывают, что Китай – фактически союзник Пакистана. В то же время Пекин старается завоевать сильное влияние в Непале, Шри-Ланке, на Мальдивах. Это, по мнению видных индийских политологов, – не что иное, как попытка взять Индию в кольцо. Индия этому противодействует. Премьер-министр Нарендра Моди в прошлом году дал обещание увеличить индийские инвестиции в Южной Азии и шире открыть индийский рынок для товаров из стран-соседей.

Читать еще:  Впадина Каттара, Египет - обзор

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Китайцы осваивают Эверест. В глобальном смысле.


У Китая большие планы на Эверест. Несмотря на то, что южная сторона горы, находящаяся в Непале, вероятно, более известна, тибетская северная сторона также имеет богатую историю альпинизма, и Китай наметил амбициозный план ее коммерциализации. Такой подход может показаться неподходящим для самой высокой и самой неприступной вершины в мире. Но в конечном счете он может оказаться действительно удачным.

Ранее в этом году Китай открыл новую асфальтированную дорогу, которая вьется 14,000 футов вверх по склону и заканчивается у парковки спортивной базы. В планах построить международный альпинистский центр с гостиницами, ресторанами, залами для тренировок и поисково-спасательными службами. Там будет даже музей.

Такие удобства приводят в ужас суровых альпинистов, которые предпочитают неровный и почти не освоенный ландшафт Непала. Тем не менее, Китай надеется, что эти нововведения приведут к экономическому росту в политически нестабильном Тибете, будут способствовать развитию туризма и популяризации зимних видов спорта в преддверии зимней Олимпиады в Пекине 2022 года. (не случайно Китай также строит 800 новых горнолыжных курортов.)

Благоустройство территории вокруг Эвереста будет стимулировать достижение всех этих целей — при этом сделав гору безопаснее, чище и удобнее для растущего числа туристов, желающих ее посетить.

Ожидается, что это будет прибыльный бизнес. В 2014 году доля туризма составила 8,9 процентов от валового внутреннего продукта Непала, наиболее значимый вклад в эти 8,9 процентов внесли треккинг и альпинизм. Согласно одной из оценок, общая стоимость сектора составляет 340 миллионов долларов. Правительство Непала обычно собирает более 3 миллионов долларов сборов за выдачу разрешений на Эверест каждый год, 11000 долларов за каждое.

К сожалению, оно не использует эти сборы с умом — и это дает Китаю шанс. Наряду с другими проблемами, непальская сторона страдает от коррупции, бесхозяйственности и проблем с безопасностью. Например, альпинисты обязаны платить «офицерам связи» до 3000 долларов за, чтобы те их сопровождали, но недавнее правительственное расследование показало, что большинство офицеров просто берут деньги, даже не потрудившись покинуть Катманду. Это приводит к целому ряду хронических проблем, в том числе сложностям для новичков, слишком большому количеству народа и мусору.

Из всего этого складывается самая большая проблема: безопасность. Чуть выше лагеря на непальском склоне находится ледопад Кхумбу, находящийся в движении ледниковый лед, который стал причиной большинства смертей на Эвересте за эти годы, включая гибель 16 проводников-шерп, попавших под лавину в 2014 году. Большое количество народу и неопытные альпинисты усиливают эту опасность.

Все это способствует тому, чтобы альпинисты снова посмотрели в сторону Тибета. Именно трагедия 2014 года побудила Эдриана Бэлинджера из Альпийских экспедиций переместить свои маршруты по Эвересту из Непала в Тибет. Бэллинджер, который путешествует в Непале с 1997 года и поднялся на Эверест семь раз, заявил, что решение было не сложным. «Я видел очень явное движение со стороны китайского правительства к повышению безопасности и экологического менеджмента на горе», — сказал он мне.

Бэллинджер приводит несколько примеров, в том числе усилия правительства по обеспечению наличия надежных веревок и лестниц на маршруте восхождения (эта работа выполнена «действительно хорошо», — говорит он). В Непале, эти задачи выполняются командами Шерпов и альпинистов, и качество может быть разным. Китай также начал активно ограничивать неопытных альпинистов, что должно снизить риск опасных заторов движения. Самое главное, в Китае действует система связи, в которой работают компетентные чиновники, управляющие командами скалолазов и их отходами.

Появление конкурента – это плохая новостью для Непала, который и так пытается перестроить свою туристическую отрасль после разрушительного землетрясения в 2015 году. Учитывая, что многие культурные ценности уничтожены, некоторые горы и тропы по-прежнему недоступны, а политика нестабильна, в ближайшее время легче не станет. Есть еще и культурная проблема: освоение Эвереста Китаем означает, что гора, которую многие в Непале считают священной землей и восхождение на которую было запрещено в течение многих десятилетий, сейчас может осваиваться страной, имеющей другие приоритеты.

Но то, что плохо для Непала, вероятно, окажется благом для туристов. Вместо ограждения Эвереста как нетронутой дикой природы, как США сделали со своими национальными парками, Китай придерживается того же подхода к Гималаям, как европейцы к Альпам. Сегодня любой желающий может сесть на поезд до подножия Маттерхорна, потом подняться в безопасности по установленным маршрутам под надзором егерей. Потерянный натурализм компенсируется доступностью.

Это лучший подход к высокогорному туризму. И если Китай будет его придерживаться, он вполне может стать новыми воротами на Гималаи.

Источники:

http://bugaga.ru/pictures/geo/1146743785-top-10-faktov-o-gore-everest-o-kotoryh-vy-ne-znali.html
http://www.ng.ru/world/2015-04-10/1_china.html
http://www.risk.ru/blog/209825

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии