Город Давида, Израиль – обзор
Город Давида
25.10.2002
Редактировать статью
Узкая гряда гор на юго-востоке Старого Города и долина Кидрон – тоже старейшая часть Иерусалима. По западному направлению Город стал разрастаться только после смерти царя Соломона.
Первое упоминание об Иерусалиме можно найти в египетских текстах. В то время Иерусалим был населен ханаанеями и евусеями (два из семи народов, населявших Землю Израиля до возвращения туда евреев, вышедших из Египта). На территории Города Давида археологи нашли фрагменты жилищ ханаанеев 5000-летней давности.
Согласно книге Иеhошуа (одной из книг Танаха), Адоницедек, евусейский царь, живший в Иерусалиме, был свергнут с престола израильскими воинами. Но израильтяне не аннексировали город, и он оставался евусейским. Некоторые историки полагают, что Иерусалим был таким маленьким городом, что не стоило из-за него мелочиться.
Но, тем не менее, когда король Давид искал достойное место для строительства Храма и столицы страны, он выбрал Иерусалим. В горной цепи есть собственный водный источник, родник Гихон в долине Кидрон, а крутые обрывы с трех сторон создают естественную защиту. Это место находилось между Иудеей и Северным Израилем – в сердце Эрец-Исраель. Тот факт, что город уже был заселен, не беспокоил Давида. Более того, город не был востребован ни одним евусейским кланом, поэтому угроза гражданского раздора отсутствовала.
В летописях не упоминается, каким образом Давид завладел городом: организованной осадой или мирной договоренностью. Не говорится в них и о том, что случилось с коренными жителями города. Могло быть так, что евусеи продолжали жить в городе, когда их первоначальная враждебность по отношению к незваным гостям стихла. Во второй книге пророка Шмуэля (24:18) также упоминается, что уже на исходе своей жизни Давид купил участок земли у евусея по имени Аравна за 50 шекелей, где он мог воздвигнуть Храм. Это место называется Гора Мория (Храмовая гора), вершина той самой горы, куда Авраhам привел своего сына Ицхака в качестве жертвы. Устная традиция еврейского народа говорит, что Давид не хотел овладеть местом будущего Храма захватом. Он хотел купить его, чтобы еврейская власть над этим местом была неоспорима. Храмовая гора была куплена с согласия евусеев 12-ю коленами в складчину.
Во второй книге пророка Шмуэля (5:6-16) и Книге Хроник (11:1-9) говорится, что люди Давида основали вокруг города водную преграду. Это может быть Тоннель Уоррена, названный так в XIX веке по имени нашедшего его английского исследователя Чарльза Уоррена. Тоннель на самом деле уникален, потому что по результатам современных исследований выяснилось, что он мог быть создан только при помощи альпинистского снаряжения!
Вскоре после того, как Давид обосновался в Иерусалиме, был воздвигнут дворец из знаменитого ливанского кедра и камня (вторая книга пророка Шмуэля 5:11), спроектированный архитекторами короля Цора. Дворец построили на вершине холма, а дома жителей рядами разбегались по склону (Вторая книга Шмуэля 11:2). Количество жителей города все увеличивалось, и город стал расширяться к западу. Позднее царь Соломон построил Храм на Храмовой горе по соседству с дворцом Давида.
Город Давида оставался частью Иерусалима, и в железном веке вокруг него была сооружена стена. Археологические раскопки показали, что во время захвата Иерусалима вавилонянами Город Давида был безжалостно разгромлен (586/7 BCE). Согласно Второй книге Царей (25:9), вавилоняне спалили Храм, королевские покои и дома жителей Иерусалима.
В последующие столетия, после возвращения из Вавилона, еврейское население уменьшилось настолько, что не было способно возродить Город Давида. Их правитель Нехемья получил разрешение у персов на воздвижение стены вокруг города (Нехемья 3:1-32). Население стало увеличиваться во II веке до новой эры, во время правления Хашмонаим (Хасмонеев). Израильтяне стали воздвигать свои жилища вокруг Города Давида. Вероятно, после византийского периода город Давида перестал быть частью Иерусалима. Позже на этом склоне появилось арабское селение Сильван.
Самый красивый вид на Город Давида открывается с Масличной горы. На вершину холма из города нельзя добраться на машине, только по двум тропинкам. Одна из них поднимается вверх с северо-запада около Мусорных ворот Старого города, вторая берет начало у юго-западного склона Храмовой горы.
При раскопках северной части холма был обнаружен акрополь времен царя Давида. Он был сооружен в целях обороны, а также для создания основы, фундамента дворца Давида. Два отверстия посреди установки, возможно, служили водостоком.
На этом месте также стоял евусейский дворец. Но в настоящее время сохранились только фрагменты стены на юго-западе. Между акрополем и евусейской стеной были найдены остатки зданий более поздних жилищ израильтян, которые были уничтожены во время захвата Иерусалима вавилонянами. Дома, находившиеся на севере холма, были названы “сожженной обителью”. Сейчас там установлены маршрутные указатели для туристов, ведущие к обугленным развалинам.
Посреди развалин находится “Дом Ахиеля”, названный так после того, как был найден осколок керамического изделия с выжженным на нем именем предполагаемого хозяина. Этот дом типичен для еврейского жилища того времени. Он имеет 4 комнаты и частично врыт в сооружение (акрополь), которое служило ему и другим домам города фундаментом. Внешняя лестница, похоже, вела на крышу жилища. В правом углу дома находится маленькая комнатка с двухметровым углублением в полу, которое прикрывается камнем. Возможно, это помещение служило в качестве уборной.
На восточной стороне сооружения (акрополя) находится “Сургучный дом”, в нем были найдены 50 старинных текстов на иврите с печатями на них. Печати были сделаны из глины и использовались для запечатывания бумажных свитков. Каждая печать содержит персональное имя. Два из них библейские: Гмарьяhу сын Шафана, писца при суде короля Иеhоякима, который господствовал в Иерусалиме во время захвата Израиля Вавилоном (Иермияhу 36:10), и Азарьяhу сын Хилкияhу, член семьи знатных коhенов (священников), служивших при Храме (Хроники 9:11). Найденные печати сохранились благодаря тому, что были погребены под кучей пепла и золы.
Останки стены Нехемьи, воздвигнутой когда-то на вершине холма, обнаружить не удалось, но археологи полагают, что она погребена под толстой стеной Хасмонеев, в западной части акрополя. На севере и юге акрополя возвышаются башни Хасмонеев.
Водные пути Иерусалима
Из акрополя тропа ведет к Тоннелю Уоррена. Это тоннель, через который можно пройти к источнику Гихон. Вода градом стекает в специальную емкость, прикрепленную к источнику родника. Тоннель природный: он проходит через расщелину в холме, которую специально увеличили евусеи. Тоннель давал им идеальную возможность для доступа к воде во время длительных осад города. Вход в тоннель находился с внутренней стороны евусейской стены.
Если спуститься вниз по тоннелю, слева можно увидеть углубление – доступ к старейшим стенам Иерусалима. Внутренняя часть евусейской стены длиной 40 метров датируется XVIII веком до нашей эры. Построена она была из больших неотесанных камней. В мирные времена предположительно существовали шлюзы источника Гихон с наружной части стены.
Вторая евусейская стена, длиной около 100 метров, была выстроена, судя по всему, в VIII веке до нашей эры и стояла вплоть до нападения вавилонян. Внутренняя часть стены сохранилась до наших дней.
Название источника, Гихон, означает “литься потоком”, “низвергаться”. Летом он не пересыхал, но лился тонкой струйкой и не мог обеспечить питьевой водой все более разрастающуюся столицу царя Соломона. Поэтому царь построил другой тоннель, ведущий от источника к Бассейну Шилоах. Иногда тоннель использовался для орошения королевского сада в долине Кидрон.
Позже при царе Хизкия (годы правления 727-698 до новой эры) было обнаружено, что тоннель Соломона был не столь безопасным. Ассирийский король Санхерив к тому времени однажды уже вторгался в Иудею, и Хизкия ожидал новой осады. Он вырыл другой тоннель, отрезав путь к источнику Гихон, чтобы через тоннель, проходящий сквозь стену, нельзя было атаковать город (Вторая Книга Царей 25:4). Тоннель царя Хизкия сообщается с Тоннелем Уоррена, и в него можно было войти через русло Гихона. Посещение этого места для туристов безопасно, но при этом необходимо запастись фонариком и хорошей обувью. Глубина источника здесь обычно не выше уровня бедра взрослого человека.
Около бассейна источника Шилоах, в 10-ти метрах от входа с другой стороны, были найдены письменные труды инженера царя Хизкии, которые сейчас хранятся в стамбульском музее. Инженер описывает, как две бригады горняков стали рыть тоннель с двух сторон и встретились в центре: “В то время как горнорабочие продвигались вперед, работая своими кирками и с одной, и с другой стороны холма, и оставалось преодолеть расстояние с три человеческих локтя, стали слышны голоса, и эхо резонировало с северной части горы до южной. В тот день горнорабочие добились успеха, встретившись лицом к лицу, киркой к кирке. Затем бассейн, глубиной 1200 локтей, залили водой. Высота горы над головами землекопов составляла 100 локтей”. Заметьте, в этом описании ни разу не упоминается имя царя Хизкии. Но письмена на древнем иврите датируются тем временем.
Тоннель Хизкии широк, а длина его насчитывает 538 метров. Тоннель заканчивается обширным бассейном Биркат аль-Хамра, который сейчас засажен фиговыми деревьями. Напротив него находится бассейн Шилоах, но он не сохранил свой первозданный вид. Во время Первой иудейской войны он был уничтожен римлянами, которые сожгли все вплоть до Шилоах (Иосеф Флавий, Иудейская война, 6:363). Настоящая ограда была построена в XIX веке. Говорят, что вода источника целебная.
С южного конца стены времен железного века можно подняться на два возвышения, которые, возможно, являются засыпанными землей гробницами царей Иудеи. В недавно опубликованной книге один историк полагает, что исчезнувшую могилу царя Давида можно найти здесь, также как и всевозможные сокровища, захороненные глубоко в земле. Однако в реальности ничего подобного найдено не было. В Танахе говорится, что Давид был похоронен в Городе Давида (Книга Царей, 2:10). Гора в античные времена использовалась как каменоломня, что видно невооруженным взглядом. Возвышенности на самом деле являются могилами, но, по сравнению с гробницами в долине Кидрона, они не выглядят царскими.
ru_travel
путешествия и прочее
Иерусалим – город царя Давида
Продолжаю рассказывать о прогулке второго дня. Рядом со старым городом, ниже Храмовой горы расположена территория, идентифицированная как город царя Давида, первый Иерусалим. Естественно, от города сейчас остались только фундаменты. Однако, еще в 19 веке был английским археологом Чарльзом Уорреном был обнаружен подземный тоннель почти от вершины холма до мощного источника, который питал город. Приличная часть этого тоннеля открыта для туристов. А еще от источника был прорыт другой тоннель, уже гораздо позднее, до водосборника на территории города. По нему тоже можно пройти, но это летняя экскурсия, потому что вода стоит местами выше колена. Зато дальше, от источника к храмовой горе идет дренажный тоннель для дождевой воды под улицей римского времени, и по нему тоже можно пройти до нижней части стены плача. Правда, мы дойти до конца немного не успели, зато потом прошли к стена плача и вернулись в отель. Обо всем этом и будет рассказ, который начну я со Стены Плача.
Впрочем, Стена плача она только по-русски. На всех остальных языках это просто Западная стена Храмовой горы. Утверждается, что ее нижние блоки сохранились со времени Первого храма, построенного царем Соломоном в 9 веке до нашей эры, а разрушенного Навуходоносором в 5 веке до нашей эры. Первый Храм, в отличие от Второго, строился не как место моления, а как дом Бога на Земле. Бог там пребывал и говорил с избранными. Именно с этим были связаны многочисленные ограничения на пребывание во храме: там могли быть только священники, и в определенные часы.
А после разрушения Храма часть божественного духа и благодати, которая в нем находилась, несколько дней висела над городом, а потом – развеялась. Но – частично осела на окрестных камнях и, в частности, на Западной стене, которая была ближе всего к месту Храма. При строительстве второго храма камни с благодатью использовались, но все равно, прежней святости не было. Хотя ограничения для священников, естественно, соблюдались еще строже: это уж как водится – чем меньше святости, тем больше ритуалов. В частности, Старый город был соединен с Храмовой горой несколькими мостами, и один из них был предназначен только для священников, чтобы не осквернили они свою чистоту. Но, в любом случае, Второй Храм тоже был разрушен. А вот Западная стена – осталась, вместе с той благодатью, которая ей впитана.
Именно поэтому она является священным местом для евреев, к ней можно придти и испросить наставления у Бога или попросить Его. И когда делаешь это лично – нет необходимости писать записку. Обычая с записками возник в те времена, когда к Стене приезжали пилигримы, которые просили не только за себя, но и приносили просьбы от родственников и друзей, оставшихся в других странах, которые, естественно, были написаны, чтобы дойти без искажений. А вот в наше время многие пишут записки даже находясь лично – потому что практика мысленного молитвенного общения, в общем, стала слабой, и записка – она надежнее. Примерно так.
Громадная площадь перед Стеной плача была сделана уже после захвата Иерусалима Израилем в ходе шестидневной войны. На этом месте был арабский квартал, жители которого получили жилье в других местах старого города или компенсацию. И израильтяне, кстати, не пошли по пути Иордании, которая за время своего правления практически разрушила еврейский квартал.
Кстати, в контексте всего этого у меня возникла некоторая версия – почему власти Израиля после захвата Иерусалима оставили Храмовую Гору в руках мусульман, которые не допускают евреев молиться на ней, только посещать в оговоренные часы. Ведь обретение евреями Храмовой горы и строительство третьего Храма связано с приходом Мессии, а Храм должен стать духовным центром всего человечества. И я думаю, именно чтобы избежать подобных проявлений религиозного фанатизма, светские власти Израиля оставили гору мусульманам. Впрочем, выслушаю и альтернативные точки зрения.
А теперь – вернемся к городу Давида. Вот вход на территорию.
Вас встречает виноградник.
Сквозь стекло видно подземные плиты.
Перед началом экскурсии можно посмотреть небольшой 3d фильм. За него берут отдельную денежку, но оно того стоит – потому что подробно рассказывают, как был устроен город, с привязкой к современным местам, а главное – зачем были тоннели до источника, по которым будет лежать путь. Не скажу, чтобы эта версия меня полностью убедила, но во всяком случае наглядное представление дала. А еще в фильме забавные эффекты для зрелищности в виде летящих на тебя голубей, бабочек и мошек.
После фильма можно подняться на обзорную площадку и посмотреть окрестности. Хорошо видна Масличная гора, частично старый город, и мусульманский квартал напротив города Давида. Это – церковь Марии Магдалины.
Это – Храмовая гора с куполом мечети.
Город Давида расположен на холме между двух оврагов, которые затем сливаются в один. Холм ниже, чем Храмовая гора, однако на одном из склонов из земли выходит мощный источник, который служил для снабжения города водой, особенно в случае осады – чем и объясняют такое расположение города. Для защиты источника служил специальный выступ в крепостных стенах.
А на снимке – мусульманский квартал на противоположном склоне оврага, ограничивающей город Давида.
Мечеть в мусульманском квартале
И еще одна мечеть
В скале у подножия мусульманского квартала – входы в старые могилы.
А это – гора Сион, с другой стороны от города Давида.
Церковь в другой стороне.
Вид на старый город
Вдали – Масличная гора
Оглядевшись, начинаем спускаться по склоны с раскопками.
Местами склоны укреплены современным бетоном.
На заднем плане – стена дворца. И к ней пристроен трехкомнатный дом, от которого сохранились только остатки стен. Помост посередине соответствует полу средней комнаты, который не сохранился.
А этот камень- древний унитаз. Во всяком случае, археологи обнаружили на отверстии остатки окаменевших человеческих экскрементов.
Сидит роскошный котик
На склоне растут гранаты. Их никто не собирает, и плоды уже раскрылись, а листья опали. Кстати, в Израиде офигенный свежевыжатый гранатовый сок. Апельсиновый тоже хорош, но гранатовый лучше.
Лестница ведет вниз, в тоннель.
План старого и современного города друг под другом. Призван иллюстрировать, как оно все было на самом деле. На верху старый город, справа – храмовая гора, на которой уже возведен Первый Храм, в теории – именно там, где сейчас стоит золотой Купол Скалы. Посередине от крепостной стены идет вниз к источнику выступ. Все бы ничего, только современный город зачем-то развернут относительно старого и соответствующие места определяются хуже. А еще не современном плане местность однородно поднимается влево-назад от оврага, в котором течет Кирион, в то время как на старом плане там видны глубокие овраги между холмами. И вот тут хочется основания для таких реконструкций, больших, чем утверждения, что один овраг за века был засыпан, а другой – почему-то нет.
Спустились на один этаж, спуск продолжается дальше.
Вот мы в тоннеле, который ведет к источнику. Вообще извилистость стен наводит на мысли, что при строительстве активно использовались естественные пустоты в известняке. Которые где-то расширялись, где-то делался пол, то есть строительство было, это не просто пещера.
В ответвления уходят лестницы, но это – для профи, а не для туристов.
В стене – амфора, но это явная современная вставка для наглядности, гид так и говорит.
А вот тот самый подземный ход, через который Чарльз Уоррен впервые проник в тоннель. Выходы из тоннеля были завалены, они залезли в него снизу, а уже потом расчистили в обе стороны.
Идем дальше, подходим к источнику, к которому тоннель вел. Здесь археологами расчищено довольно большое пространство в горе так , что обнажена старая кладка стен.
На экране крутится фильм, который показывает внутреннее устройство и стены – как оно было сделано. Собственно, ученые недоумевали, зачем тоннель в скале, если источник все равно на поверхности, и если осаждающие разрушат стену, то от тоннеля не будет никакого толка – к источнику не подойти. Оказывается, рядом с источником был сделан накопитель, подземный резервуар с водой, и тоннель вел именно в него. Вода в резервуаре оказывалась доступной, даже если источник был захвачен. Конструкция видна на втором снимке.
А здесь как раз угол оборонительной башни.
По этому тоннелю течет вода из источника до сиж пор. И можно по нему пройти, но там воды выше колена, а сейчас – холодно. Так что это летняя экскурсия. А источник – вот он, бурлит под решетками.
А это – спуск в тоннель.
Здесь же выход от источника на поверхность.
А мы идем дальше по еще одному узкому тоннелю, местами напоминающему щель.
Тоннель расчищен не до конца, и куда он ведет – неизвестно. Вот он продолжается слева от лестницы.
А мы по лестнице поднимаемся на поверхность.
И через выросшие здесь жилые кварталы подъезжаем туда, где подземный тоннель заканчивался.
Здесь был устроен большой водоем, который сейчас частично расчищен.
Но размеры и так можно оценить – вся эта низина до домов – территория бывшего бассейна.
А вот через эту трубу справа сейчас текут воды источника, они используются для полива и других нужд.
А это – последний кусочек ручья до ухода в трубу.
От этого же бассейна на гору идет еще один тоннель, уже древнеримский. Это дренажный тоннель под римской улицей, и они идет практически прямо без поворотов до Храмовой горы. Открыт он был совсем недавно, потому что выходы были завалены: при раскопках старой улицы по культурным слоям археологи наткнулись на него сверху и начали расчищать в обе стороны. Стены тоннеля местами укреплены искусственно, местами – оригинальные из камня, тоде касается и потолка.
От тоннеля отходят боковые проходы и люки наверх.
Мы шли по участку. который был сильно завален и восстановлен. А сейчас часть, в котором стены хорошо сохранились. И видны оригинальные перекрытия, по которым можно сделать вывод, что тоннель строили открытым способом.
Местами пол в тоннеле заполнен такими мешками с песком,чтобы не стояла вода.
Еще боковой отвод. Под действием света на стенах тоннеля растет зелень. И если археологи хотят сохранить тоннель на века, им придется что-то с этим делать, иначе стены будут разрушаться.
К сожалению, до стены плача под землей дойти не получилось. Незадолго до конца тоннеля есть выход на поверхность, к раскопкам, исидевший там дядека сказал, что уже поздно и тоннель закрывается, предложив пройти досмотреть в другой день.
Раскопки занимают довольно большую площадь
Сохранилась старая мозаика.
И гуляют котики.
А мы идем к стене плача, о которой я рассказывал в начале поста. А потом, через весь город – к Яффским воротам. Ночной город не менее интересен, чем дневной. Лестница от стены плача.
Большая вывеска зовет поесть, в том числе – в шаббат, когда для верующих евреев особые ограничения.
Пустынные вечерние переулки.
За этой аркой – вход на храмовую гору для мусульман. Вообще из мусульманского квартала туда довольно много входов.
Магазинчики уже закрываются.
Над удлицей нависают такие вот балкончики.
Как видно, улицы старого города представляют собой лестницы. Тем не менее, по крупным из них проезжает транспорт – вот такие вот тракторы, обеспечивающие вывоз мусора и подвоз товаров.
Выходим из старого города, идем ужинать в итальянский ресторанчик галерее Мамилла. Довольно уютно и вкусно, хотя и дороговато. Но это можно компенсировать размером порций и количеством заказываемых блюд – салаты тут просто гигантские.
А стены отделаны такой плиткой в восточном стиле с очень сложным орнаментом.
Второй день в Иерусалиме завершен. На третий день у нас – экскурсия в иорданскую пустыню к древним монастырям и Мертвому морю, и об этом – следующий пост.
Все фотки – в альбоме на Яндексе, там же они есть в большем разрешении – вдруг кому что понравится. Оригинал поста в моем ЖЖ, все посты поездки можно прочесть по тэгу Израиль
Царь Давид в Израильской истории: миф или реальность?
Царь Давид – второй предводитель Израильского царства, сделавший Иерусалим центром духовного паломничества. Давид был богобоязненным и мудрым правителем, которому, как и всем смертным, было свойственно ошибаться: монарх совершил преступление, за которое ему пришлось долго расплачиваться.
«Кто бы знал об этом человек, не будь Библии? Где хоть одно упоминание о нем за пределами великой книги? Нигде! И это дает основание считать, что существование царя Давида — выдумка древних летописцев. Особенно смешон мне образ маленького Давида, побеждающего могучего Голиафа. Мы же не перетаскиваем в учебники истории фей или троллей. Мы просто позволяем им оставаться на своем месте, в сказочном мире. Почему же мы тащим в историю человека, чье существование доказано ничуть не более, чем существование драконов?»
Эти слова были произнесены датским историком Хансом Хольбергом в 1978 году. И не только одному Хольбергу приходили в голову подобные мысли. Ведь если с точки зрения слепой веры сомневаться в «показаниях» Библии нельзя, то с точки зрения науки все должно быть доказано.
Камень-обидчик
Это произошло в 1993 году. Топограф Гила Кук, принимавшая участие в раскопках в очень древнем городе Дан, возвращалась в лагерь. Задумавшись, она споткнулась о какой-то камень. Острая боль пронзила ногу, и Гила, потирая больное место, решила внимательно рассмотреть камень-«обидчик». Женщина присела на корточки, присмотрелась и обнаружила, что на камне вырезаны древнееврейские буквы еще из арамейского алфавита! Однако знакомы ей были только две буквы. Гила сразу поняла, что это очень ценная находка, хотя бы по причине своей древности. Но о том, какую сенсацию вызовет этот самый обычный с виду камень, Кук и не догадывалась. Ученые, которым женщина передала камень, обнаружили, что это фрагмент величественного некогда памятника.
Когда надпись была прочтена, то оказалось, что в тексте сообщалось о сражении, которое возглавил потомок царя Давида. Таким образом впервые было найдено упоминание о Давиде (пусть лишь в связи с его потомком) не в Библии, а на обломке древнего памятника. Это стало серьезным научным доказательством существования легендарного царя. Так была открыта еще одна тайна Библии, говорившая о том, что эта уникальная книга является для человечества не только духовным, но и историческим памятником.
Царский оруженосец
Да, существование Давида доказано, но описание его поединка с Голиафом все же воспринималось большинством ученых как художественный вымысел. Тем более что в описываемое время Давид даже не был еще воином, а являлся всего лишь царским оруженосцем. И вот ученые взялись разрешить этот вопрос как с точки зрения логики, так и с точки зрения исторической реальности.
Для начала предстояло выяснить, могли вообще перед большим сражением состояться поединок между представителями двух вражеских армий? На этот вопрос ученые ответили быстро. Да, в различных документах того времени найдены подтверждения того, что такие поединки редкостью не были. Победа товарища по оружию придавала его соратникам уверенность в своих силах. И в данном случае победой Давида над Голиафом началось наступление израильских войск, которые изгнали со своей земли филистимлян.
Но ведь в Библии сказано, что молодой Давид, в прошлом — пастух, был всего-навсего оруженосцем царя! Как же он мог справиться тогда со взрослым воином?
«Да очень просто, — развеял сомнения австралийский историк Патрик Трикет. — Почетной должности оруженосца царя мог быть тогда удостоен лишь тот, кто геройски проявил себя в сражениях».
Тогда возник еще один вопрос: как же отказавшийся от доспехов Давид, всего лишь с пращой в руках, смог справиться с огромным Голиафом, который, как говорится в Библии, был хорошо вооружен?
Давид и Голиаф
Израильские ученые, работавшие на раскопках и хорошо изучившие вооружение и доспехи филистимлян, заявили, что перед боем те натягивали на себя кожаную одежду, на которую нашивалось множество металлических чешуек.
Голиаф, судя по тексту Библии, был очень высоким, не менее двух метров. Его оружие и латы, по подсчетам специалистов, составляли около 40 килограммов. Отказавшийся от доспехов Давид был в такой ситуации намного подвижней своего врага и мог маневрировать. Но, с другой стороны, что мог сделать Давид против одетого в тяжелые доспехи богатыря с мечом и копьем в руках? Вообще мог ли царский оруженосец израильской армии воевать лишь с пращой в руках? Оказывается, мог. В ближневосточных армиях это было очень распространенное оружие.
Итальянский ученый Чезаре Комичелли иронизировал: «Мне смешны потуги тех, кто не понимает — возможно, огромный Голиаф ничего не мог поделать с легким Давидом, просто не в состоянии был догнать его. Но ведь понятно, что и Давид, метнувший пращой камешек, тоже особого вреда Голиафу причинить не мог. Так что вся эта история — сказка».
Стремительные камни
В ответ на это заявление израильские специалисты начали изучать камни, которые могли быть использованы для метания пращой. В нескольких странах провели любопытные эксперименты по измерению скорости и силы удара запущенных из пращи тех самых камней. Алан Юигбарт и Рон Компсон, эксперты по баллистике из Глазго, применили при этом высокоскоростную видеокамеру и с изумлением обнаружили: выпущенные из пращи камни развивали скорость, превышающую 100 километров в час. Эксперименты в других странах подтвердили: эти камни могли спокойно пробить и мягкие ткани человека, и переломать его кости.
Теперь уже было доказано, что казавшийся невероятным эпизод из Библии не вызывает больше ни малейших сомнений.
По дну источника
Еще одна библейская история, связанная с Давидом, тоже долго вызывала у ученых сомнение. Это рассказ о том, как Давид со своим войском не стал осаждать Иерусалим и отказался даже от штурма города, а захватил его, проникнув по каналу в систему водоснабжения. Доказать, что такая система существовала не только в воображении авторов Библии, никто не мог вплоть до XIX века. И лишь в 1867 году под Иерусалимом обнаружили наконец глубокую шахту, в которой действительно были найдены следы древней системы водоснабжения.
Английский исследователь Чарльз Уоррен считал, что сама по себе находка туннеля еще не доказывает справедливости библейского текста. Он решил определить, действительно ли люди могли пробраться по нему в Иерусалим. Вместе со своим помощником Уоррен проделал этот путь по дну источника Гион. Почти всю дорогу ученым пришлось проползти на коленях, и все же они достигли намеченной цели, которая полностью соответствовала библейскому описанию. В «Американском историческом журнале» вышла статья, в которой Уоррен утверждал: «Да, иудейским воинам пришлось очень тяжело. Но у меня не осталось ни малейшего сомнения в том, что город был взят именно так, как рассказала об этом Библия».
Казалось бы, вопрос закрыт. Ничего подобного! На страницах того же «Американского исторического журнала» исследователь Джон Ковски писал: «Я не согласен с тем, что евреи могли проникнуть в Иерусалим подобным образом, ибо, как и многие другие специалисты, сомневаюсь в том, что при царе Давиде эта система водоснабжения уже существовала».
Так была ли она во времена Давида, то есть в X веке до нашей эры? Увы, фрагменты керамики, по которым можно определить возраст туннеля, оказались утраченными.
Разгадать эту загадку смог израильский ученый Рони Райт. В 1966 году, при раскопках древней девятиметровой городской свалки, он обнаружил огромные камни, каждый из которых весил от двух до трех тонн. Сопоставляя форму и месторасположение глыб, удалось установить, что они являются частями гигантского фортификационного сооружения, которое предваряло вход в систему водоснабжения. Там же были разбросаны осколки керамики, которая, как оказалось, тоже являлась частью этого сооружения. По этим осколкам и определили, что возраст туннеля — около 4000 лет. Вскоре ученые Еврейского университета в Иерусалиме обнаружили в штукатурке остатки растений, которые были датированы при помощи радиоуглеродного анализа. Древность туннеля подтвердилась и в этом случае.
Ученые девяти стран обратились к правительству Израиля с просьбой разрешить им провести независимые исследования. Такое разрешение было получено. В результате открытие израильтян было подтверждено — да, система иерусалимского водоснабжения существовала еще задолго до рождения Давида.
Так была разгадана еще одна важнейшая загадка библейской истории. Существование легендарного Давида и подлинность описанных в Библии его поступков ни у кого уже больше не вызывают сомнений.
Источники:
http://jewish.ru/ru/stories/reviews/3311/
http://ru-travel.livejournal.com/31752647.html
http://www.kramola.info/vesti/letopisi-proshlogo/car-david-v-izrailskoy-istorii-mif-ili-realnost