Храм Христа Спасителя, Россия — обзор

Грандиозные замыслы, коррупция и мистика: как строили храм Христа Спасителя

ФОТО : «Мир 24» / Алла Смирнова

Покидая Москву, Наполеон был в отчаянии. Блестяще начинавшаяся Московская кампания закончилась крахом. Бросив остатки некогда огромной армии, французский император с эскадроном охраны бежал в Париж. Война против России была проиграна. В честь победы над врагом и выдворения французов за пределы Отечества Александр I издал высочайший манифест о построении в Москве церкви во имя Спасителя Христа. С этого началась долгая и сложная история храма Христа Спасителя.

«В конце 1812 года, когда из России изгнали Наполеона, был провозглашен День победы, который отмечался до 1917 года. В том же манифесте по случаю победы над Наполеоном была сформулирована идея создания храма «в ознаменование благодарности промыслу Божьему, спасшему Россию от грозившей гибели», – рассказывает доктор исторических наук Владимир Фортунатов.

Грандиозный проект и пропажа бюджета

Был объявлен международный конкурс, в котором участвовали такие известные архитекторы, как Воронихин, Кваренги, Стасов. Но императору Александру I понравился проект никому неизвестного молодого художника шведского происхождения Карла Магнуса Витберга. Императора поразил масштаб и грандиозность замысла архитектора, который, к слову, был масоном высокого градуса. Это было проект огромного, втрое больше нынешнего, храма с пантеоном и колоннадой из 600 колонн. Собор должно было украшать трофейное оружие, захваченное в Отечественной войне.

Собор собирались строить на Воробьевых горах, где сейчас расположено главное здание МГУ. Это мог быть самый грандиозный храм в мире. Храмовый комплекс включал бы подземный храм для круглосуточных панихид по всем павшим за отечество. Над ним должен был возвышаться украшенный множеством статуй храм во имя Преображения Господня. Венчал бы сооружение круглый верхний храм во имя Воскресения Христова. Высота всего строения – 237 метров, диаметр главного купола – более 50 метров. Размах колоннад в проекте составлял более километра. По их сторонам предусматривалось строительство двух триумфальных колонн высотой в 106 метров, отлитых из пушек, захваченных у неприятеля.

Торжественная закладка состоялась 12 октября 1817 года. При огромном стечении народа – почти 400 тысяч человек – в приготовленный гранитный камень была положена доска с памятной надписью. Деньги на строительство собирали всем миром, из казны было выделено 16 млн рублей – гигантская по тем временам сумма. Однако стройка так и не была закончена. Говорили, что по причине оседания грунта.

«В действительности весь бюджет на стройку пропал. Поэтому главный архитектор Карл Витберг и компания попали под суд, – рассказывает писатель Александр Мясников. – И его отправили в Вятку, в ссылку. У него было изъято все. Все, кто занимался стройкой, попали под суд за исчезновение денег. Все говорили, что Витберг этого не мог сделать, он очень порядочный человек, но ситуация была такова».

Новый проект и проклятье игуменьи

После смерти Александра I на трон вступил император Николай I, который прекратил строительство храма Христа Спасителя по проекту Витберга и повелел строить храм на новом месте, неподалеку от Кремля на берегу Москвы-реки. На этом месте располагались старинный Алексеевский женский монастырь и церковь Всех Святых. Их разобрали и перенесли в Красное село. По легенде во время переноса церкви игуменья монастыря прокляла это место и сказала, что ни один храм и ни одно другое строение на этом месте не простоит дольше 50 лет.

Торжественная закладка храма состоялась 180 лет назад, в сентябре 1839 года. Строительство шло на казенные деньги, поэтому император сам выбрал проект архитектора Константина Тона. Нынешний храм Христа Спасителя почти полностью повторяет храм, возведенный Тоном.

После революции в первые годы советской власти встал вопрос о сносе собора. Еще в 1922 году будущий лидер ленинградских коммунистов Сергей Киров предлагал возвести на его месте Дворец Советов. 5 декабря 1931 года храм Христа Спасителя взорвали. Таким образом, с момента освящения храм простоял 48 лет. Возможно, немалое значение в судьбе храма сыграло его богатейшее убранство, в котором использовали около 20 тонн золота хорошего качества.

«Был храм, хлам, а теперь – срам»

У большевиков не пропадало ничего, что нельзя было бы использовать в другом месте. Так, обломки некогда самого величественного храма России пустили на отделку строящегося метро.

«Там было невероятное количество мрамора, очень хорошего, поэтому его отправили на облицовку стен на станциях метро «Кропоткинская» и «Охотный ряд», – отмечает Мясников. – А скамейки, которые были в храме, стоят на станции метро «Новокузнецкая». В больших чанах кувалдами дробили доски с именами героев, чтобы посыпать дорожки в парках, в том числе в Парке Горького».

На месте взорванного храма было решено воздвигнуть грандиознейшее здание Дворца Советов. Оно должно было показать всему миру торжество идеи коммунизма. Высота дворца по проекту составляла 400 метров, его должна была венчать стометровая статуя вождя мирового пролетариата Владимира Ленина. Предполагалось, что статуя Ленина будет в три раза выше и в два раза тяжелее нью-йоркской статуи Свободы. Одна ее голова по объему не уступала колонному залу Дома Союзов. Большой зал, расположенный в центре дворца, мог бы вместить на колокольню Ивана Великого или Исаакиевский собор. Строительство затянулось и к началу войны было приостановлено, а металл, приготовленный для строительства, пошел на противотанковые ежи.

Читать еще:  Лечжун Сасачжа, Мьянма - обзор

Знаменитый кубинский революционер, ближайший соратник Фиделя Кастро Эрнесто Че Геварра во время визита в СССР в 1960 году стал одним из первых, кто оценил купание в бассейне «Москва». Огромная яма с торчавшими сваями – все что осталось от Дворца Советов – не красила облик столицы могучей державы. Идея сделать на месте фундамента дворца открытый плавательный бассейн принадлежала главному борцу с церковью Никите Хрущеву. С первых дней своего существования бассейн стал местом паломничества москвичей и гостей столицы. Но и в этом случае сбылось проклятие монахини, бассейн просуществовал всего лишь 30 лет.

Восстановление храма Христа Спасителя

В 1988 году, в период гласности и перестройки, в СССР с помпой отмечали 1000-летие крещения Руси. Вопрос о гонениях на веру в Советском Союзе очень часто всплывал в выступлениях западных политиков. Горбачеву надо было показать Западу, что бывшего коммунистического монстра больше нет. Поэтому он поддержал идею многих общественных деятелей о воссоздании на прежнем месте храма Христа Спасителя.

Торжественная закладка храма состоялась в 1994 году, финансировалось строительство правительством Москвы и многочисленными жертвователями. Президент Борис Ельцин отказал в средствах из бюджета.

«Дальше произошло почти мистическое, знаковое совпадение исторических дат. Президент Ельцин выступил с известным обращением, что досрочно покидает Кремль. В тот же самый час перед наступлением Нового года патриарх Московский и Всея Руси торжественно совершал малое освещение храма Христа Спасителя», – рассказывает Владимир Фортунатов.

Сегодня воссозданный храм Христа Спасителя является самым большим православным храмом в России, он может вместить до 10 тысяч человек. Памятные доски на стенах рассказывают о великой истории и военных победах русских солдат. Кроме того, в храме воссоздали Преображенскую церковь в память о находившемся на этом месте женском Алексеевском монастыре.

История кафедрального соборного храма Христа Спасителя как будто подтверждает истинность легенды, связанной с его заложением. Поскольку собор в память о жертвах и героях Отечественной войны решили строить на месте московского Алексеевского монастыря, стоявшего в Хамовниках с XIV века, старинную обитель разрушили, переведя монахинь в Красное Село. Рассказывают, что игуменья Клавдия отказалась переезжать, а когда ее вывезли насильно, прокляла новое строение по типу известного петербургского проклятия Евдокии Лопухиной: мол, пусту быть месту сему, ничто здесь стоять не будет.

Эта легенда — чистая романтическая выдумка. Во-первых, смиренная игуменья и не помышляла спорить с митрополитом Филаретом и царем. Во-вторых, надо понимать, что сама идея сохранения исторических памятников появилась относительно недавно, а древние церкви на протяжении веков регулярно перестраивались или заменялись новыми. Поэтому тот факт, что при сносе Алексеевской обители разрушили уникальную двухшатровую церковь, шедевр московской архитектуры начала XVII века, никого особо не смущал. Но в свете судьбы храма Христа Спасителя это событие выглядит символично.

Фото: Евгений Птушка / Strana.ru

Сегодняшний ХСС — третье по счету сооружение на месте Алексеевской обители. Точнее, третье реализованное сооружение, потому что замыслов было больше. Сначала появился первый храм, спроектированный Константином Тоном и взорванный большевиками в 1931 году. На пепелище с 1937 года начали строить грандиозный Дворец Советов, но эта советская утопия просто не могла осуществиться. От ее реализации окончательно отказались лишь в 1956-м, и на месте храма (на самом деле не совсем на том же месте, а чуть поодаль) устроили огромный открытый бассейн «Москва». В 1994-м бассейн в свою очередь снесли и стали заново строить храм.

С утопией Дворца Советов рифмуется первый фантастический проект храма Христа Спасителя, столь же грандиозный и неосуществимый. Его разработал Александр Витберг. Многозначительный «масонский» храм Витберга, одобренный Александром I, был вдвое больше и во много раз художественнее, чем официозное византийство Тона. Можно назвать его «нулевым» проектом, поскольку строительство громадного трехуровневого святилища-пантеона началось в 1817 году на Воробьевых горах и через семь лет закончилось ничем. Точнее, оно закончилось признанием непригодности этого места для строительства, ревизией, выявлением огромных растрат, отстранением и ссылкой архитектора.

Гигантский храм Витберга в Москве XIX века был практически непредставим. Храм Христа Спасителя, созданный Тоном и освященный в 1883 году, тоже считали несоразмерным для невысокой «старой столицы». И только через сто лет, после всех исторических перипетий восстановленный храм вдруг оказался Москве буквально по росту. В столице, где уже есть и сталинские высотки, и футуристический Сити, и «красоты» новейшей архитектуры, он смотрится абсолютно естественно. И он действительно стал главным храмом РПЦ МП, в котором происходят самые яркие официальные и неофициальные события — от церковных соборов и поклонения величайшим православным святыням до скандального «панк-молебна».

С архитектурной точки зрения храм Христа Спасителя представляет собой пятиглавый собор высотой 103 метра, выстроенный в русско-византийском стиле. (Правда, есть мнение, что одним из прототипов ХСС был мавзолей Тадж-Махал — и они действительно схожи в пропорциях.) В плане — равносторонний крест, ширина — 80 метров, вместимость — 10 тысяч человек. Здание состоит из трех частей на разных ярусах. В самой нижней стилобатной части располагаются официальные залы и служебные помещения от гаражей до телестудии, трапезные и музей. Над ними — «нижняя» Преображенская церковь, с которой в 1996 году началось воссоздание собора. Основной храм — «верхний», это собственно и есть храм Христа Спасителя с тремя престолами — во имя Рождества Христова, во имя Николая Чудотворца и во имя святого равноапостольного князя Александра Невского.

Читать еще:  Пляж Бенагил, Португалия - обзор

Отличается ли воссозданный собор от разрушенного «подлинника»? О главном отличии слышали все: это обширные подземные гаражи в цокольном этаже. Другое отличие — новые материалы отделки. В частности, горельефы на кокошниках собора — бронзовые, а не беломраморные, как раньше. (Кстати, бронзовые стали заменой временным «пластиковым», которые смотрелись вопиюще игрушечными.) Зураб Церетели, руководивший отделкой храма, объясняет все изменения улучшением качества материалов: прежний белый камень был пористым и недолговечным. Еще одно новейшее улучшение — акустика: старый ХСС не мог ей похвастаться, и воссозданный храм в верхней своей части поначалу тоже «звучал» плохо, голоса смешивались под куполом. Теперь проблема решается с помощью современных аудиосистем.

Местные особенности

Расписание богослужений и календарь актуальных событий, все новости и подробности жизни ХСС можно узнать на официальном сайте храма Христа Спасителя.

Реальное «время жизни» храма Христа Спасителя — 47 лет существования первого храма, выстроенного по проекту Тона, плюс почти два десятилетия, прошедшие с момента его восстановления. Идея же создания собора в память Отечественной войны относится к моменту, когда война еще не закончилась. Считается, что мысль о благодарственном храме подал Александру I Петр Андреевич Кикин, один из героев 1812 года. Кикин был человеком очень незаурядным: светский модник и галломан, он увлекся славянофильскими идеями адмирала Шишкова и вошел в круг «Беседы любителей русского слова». Свою идею он передал царю как раз через Шишкова уже в декабре 1912 года: предполагалось построить храм в память павших и в благодарность Творцу за победу над врагами. Посвящение церкви Христу Спасителю было совершенно новой традицией, раньше подобных храмов в России не было.

Царский манифест о строительстве церкви во имя Христа Спасителя вышел 25 декабря 1812 года — как декларация о намерениях. В 1814 году решено было строить не просто церковь, но кафедральный собор, и прошел конкурс проектов. В конкурсе участвовали именитые зодчие, среди которых были и Воронихин, и Стасов, и Кваренги, но победил при поддержке императора относительно молодой художник Карл Витберг, не имевший за плечами ни одной осуществленной архитектурной работы. Ради проекта Витберг крестился в православие с именем Александр, в честь царя. Его замысел был действительно великолепным, многозначным и метафизическим, что и понравилось Александру I.

1900—1912 гг. Фото: Stone_Cold_Crazy / pastvu.com

Храм должен был сложиться их трех частей, поднимающихся к небу на высоту 240 метров. Вот как писал о нем Александр Герцен, позже подружившийся с архитектором: «Нижний храм, иссеченный в горе, имел форму параллелограмма, гроба, тела; его наружность представляла тяжелый портал, поддерживаемый почти египетскими колоннами; он пропадал в горе, в дикой, необработанной природе. Храм этот был освещен лампами в этрурийских высоких канделабрах, дневной свет скудно падал в него из второго храма, проходя сквозь прозрачный образ Рождества. В этой крипте должны были покоиться все герои, павшие в 1812 году, вечная панихида должна была служиться о убиенных на поле битвы, по стенам должны были быть иссечены имена всех их, от полководцев до рядовых. На этом гробе, на этом кладбище разбрасывался во все стороны равноконечный греческий крест второго храма. Колоннада, ведущая к нему, была украшена статуями ветхозаветных лиц. При входе стояли пророки. Они стояли вне храма, указывая путь, по которому им идти не пришлось. Внутри этого храма были вся евангельская история и история апостольских деяний. Над ним, венчая его, оканчивая и заключая, был третий храм в виде ротонды. Этот храм, ярко освещенный, был храм духа, невозмущаемого покоя, вечности, выражавшейся кольцеобразным его планом. Тут не было ни образов, ни изваяний, только снаружи он был окружен венком архангелов и накрыт колоссальным куполом».

Тот же Герцен называет проект «гениальным и безумным». Место для строительства выбрали на Воробьевых горах, и закладка состоялась 12 октября 1817 года, в присутствии царя. Однако дальше дело застопорилось — Витберг, руководивший работами, с организацией дела справиться не мог. К тому же на зыбкой почве Воробьевых гор огромный храм вряд ли бы устоял. В итоге к 1825 году, когда на престол взошел Николай I, строительство практически не сдвинулось. Ревизия обнаружила огромные растраты, и Витберга — человека честного, но непрактичного — отстранили от проекта, отдали под суд и в итоге сослали в Вятку. А новый царь назначил нового архитектора, своего любимца Константина Тона, и выбрал новое место: на Пречистенке, где стоял старый Алексеевский монастырь.

Проект Тона не был ни гениальным, ни безумным — он был торжественным и официальным. Русско-византийский стиль, гранит и мрамор, 15 миллионов рублей из казны и 44 года строительства увенчались успехом. Освящение храма Христа Спасителя состоялось 26 мая (7 июня) 1883 года, уже при Александре III, приуроченное к его коронации. Таким образом, собор строили при четырех царях. Еще до освящения, в 1882 году, в храме впервые сыграли «Увертюру 1812 года» Чайковского. Все последующие годы своего существования собор оставался не только церковью, но и общественно-культурным центром. Здесь произошло важнейшее событие послереволюционной церковной истории: 18 ноября 1917 года в храме Христа Спасителя с помощью жребия выбрали патриарха — первого в новейшей истории, после восстановления патриаршества на Руси.

Читать еще:  Отель Сuevas del Tio Tobas, Испания - обзор

Снос Храма Христа Спасителя. 1931 год. Фото: Andrey.Bashirov / pastvu.com

В 1920-х ХXС передали обновленческой церкви, сотрудничавшей с новой властью, но и это его не спасло. В июне 1931 года собор было решено уничтожить, чтобы расчистить место для строительства Дворца Советов. Сначала его пытались просто разобрать, а в декабре того же года недоразобранное разрушили двумя мощными взрывами.

Но Дворец Советов оказался таким же неосуществимым проектом, как первый храм Витберга, и в 1960 году вместо него на этом месте появился бассейн «Москва». Точнее, вопреки распространенному мнению, он появился не на месте храма, а рядом, чуть поодаль. Бассейн был открытый и работал круглогодично, вода в нем подогревалась и подсвечивалась в темное время. Москвичи относились к бассейну двойственно: с одной стороны, это было очень впечатляющее сооружение, единственное в своем роде, особенно зимой, с другой — много говорили о губительном влиянии бассейна на окрестные дома и Пушкинский музей, поскольку пар создавал избыточную неестественную влажность. С бассейном было связано немало городских легенд: и про физические опасности купания, и про призраки разрушенного храма.

В 1990 году православная община церкви Державной иконы Божьей Матери, боровшаяся за восстановление ХХС, установила на месте будущего храма закладной камень. Строительство началось через четыре года, в декабре 1994-го, когда бассейн «Москва» закрыли и снесли. Авторами проекта реконструкции стали архитекторы Михаил Посохин и Алексей Денисов, позже Денисова сменил Зураб Церетели. Богослужения в постепенно возрождаемом соборе начались уже в 1996-м. Освящение воссозданного храма Христа Спасителя произошло 19 августа 2000 года.

Храм Христа Спасителя

Храм Христа Спасителя – это самый большой собор Русской Православной Церкви. Он может вместить до 10 тысяч прихожан. В горизонтальном сечении храм похож на крест, ширина которого составляет более 85 метров. Общая высота храма – 103 метра.

Храм Христа Спасителя: трагическая история

История Храма Христа Спасителя связана с нелегким временем в истории России. Он был построен в знак мужества русского народа в борьбе с нашествием Наполеона. Его архитектором стал Константин Тон. Истории о доблестных героях через которых Господь явил милость русскому народу расположены на мраморных досках в нижней галерее храма.

В богоборческие времена храм был взорван и в 1931 году превратился в руины. От решения возродить собор до воплощения его в жизнь прошло более пяти лет. Собор был полностью На рубеже двух веков, в декабре 1999 года двери Храма Христа Спасителя вновь стали открыты для прихожан.

Сегодня в храме проводятся Таинства Крещения, Венчания, люди приходят на исповедь и для того, чтобы проводить почившего в последний путь. Храм стал символом духовного возрождения России и излюбленным местом для туристов и паломников.

Архитектурные особенности

Первоначальным архитектором собора стал Константин Андреевич Тон, придерживающийся “русско-византийского стиля” храмового зодчества. Николай I благоволил известному архитектору и, кроме Храма Христа Спасителя, одним из его знаменитых творений стал Большой Кремлевский дворец. Именно поэтому при воссоздании храма было принято решение в точности воспроизвести труд Константина Тона. В воссоздании живописи храма приняли участие более 400 величайших художников современности. Общая площадь росписей составила более 22 тысяч квадратных метров.

Трапезные Храма Христа Спасителя устроены таким образом, что могут использоваться, как по отдельности, так и вместе, соединяясь в одну большую трапезную в особые дни.

Зал Церковных соборов Храма Христа Спасителя изначально был предназначен для поместных и архиерейских Соборов, здесь проводятся и значимые светские мероприятия.

Интересные факты о Храме Христа Спасителя

  • В храме есть мраморные таблички с именами тех, кто вложил силы в возрождение Храма Христа Спасителя;
  • В храме расположен уникальный музей церковного искусства, где хранятся произведения, написанные, начиная с XV в. до наших дней. Именно там хранится известный триптих В. Васнецова;
  • Основание храма заложено на существовавшем в прошлом веке холме;
  • Росписи всех залов церковных палат выполнены в древнерусском стиле с использованием лепных и резных элементов.
  • Зрительный зал в зале Церковных Соборов рассчитан на 1300 мест.
  • В Храме Христа Спасителя хранится множество святынь Русской Православной Церкви: Частица Ризы Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, гвоздь Креста Господня, Риза Пресвятой Богородицы, Мощи Блгв. вел. кн. Александра Невского, Св. мощи митрополита Московского Филарета (Дроздова) и многие другие.
  • В храме действуют воскресные школы для детей и взрослых, отдел социального служения и клуб православной молодежи.

Информация о работе храма

Храм Христа Спасителя открыт с 10.00 до 17.00 (в понедельник с 13.00),
Преображен­ская церковь – с 8.00 до примерно 19.30 (­когда Богослужения совершаются в Храме Христа Спасителя, Преображенская церковь закрыта).

На весь летний период рядовые богослужения совершаются в храме-часовне «Державной» иконы Божией Матери.

Полиелейные богослужения совершаются в Преображенской церкви Храма Христа Спасителя.

В воскресные дни и Великие праздники Божественные литургии совершаются в Храме Христа Спасителя.

Всенощные бдения под воскресенье совершаются в Храме Христа Спасителя.

В будние дни богослужения совершаются в Преображенской церкви.

По благословению Святейшего Патриарха Кирилла, вынос Ризы Господней для поклонения совершается за Богослужением в последние субботу и воскресенье каждого месяца.

Читайте также:

Источники:

http://mir24.tv/articles/16380262/grandioznye-zamysly-korrupciya-i-mistika-kak-stroili-hram-hrista-spasitelya
http://strana.ru/places/2525077/info
http://www.pravmir.ru/xram-xrista-spasitelya/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector