Храм Махапаринирваны и Ступа Паринирваны, Индия – обзор

0

Храм Махапаринирваны и Ступа Паринирваны, Индия – обзор

Храм Махапаринирваны и Ступа Паринирваны, Индия – обзор

На 81-ый год жизни Будда передал свои последние учения (примерно в 543 г до н.э.). Это были «37 крыльев просветления». После этого он покинул Раджгир вместе с Анандой и отправился на север. Проведя ночь в Наланде, они последний раз пересекли Ганг в том месте, где сейчас стоит город Патна и подошли к деревне Белува. Там, Будда почувствовал недомогание, но пошёл дальше, до Вайшали. Там, Будда три раза говорил Ананде, что Будда может прожить до скончания кальпы, но Ананда не понял важности этой речи и не сказал ничего, пойдя медитировать. Тогда Шакьямуни отказался от мысли продлить срок жизни. Позже Ананда понял это и попросил Будду остаться, но Будда отказался, т.к. просьба поступила слишком поздно.

Когда они пришли в Паву, сын кузнеца по имени Кунда поднёс Будде пищу, в которой было мясо. Сказано, что все Будды перед своим уходом принимают мясную пищу. Будда откушал, но сказал, что никто не должен касаться этой еды. Позже, узнали, что мясо было испорченным. Он сказал Ананде, что заслуга, созданная подношением просветлённому последней пищи равна подношению пищи перед его просветлением.

В местечке между Пава и Кушинагаром Будда отдыхал недалеко от деревни, через которую только что прошёл караван. Владелец каравана малла подошёл к нему и заговорил. Глубоко тронутый учением Будды он поднёс Будде два куска золотой блестящей материи. Но их блеск был ничто по сравнению с сиянием Будды. Говорится, что тело Будды начинает излучать чудесное сияние на пороге просветления и паринирваны.

На следующий день, когда они прибыли на берег Реки Хираньявати, расположенной на юге от Кушинагара, Будда предположил, что они должны идти в рощу владельца каравана. Там, между кронами двух необычно высоких деревьев Шакьямуни прилёг на правый бок в позе льва головой на север. Ананда спросил, может быть Ражгир или Наланда – лучшее место для его ухода? Но Будда ответил, что в одной из предыдущих жизней, когда он был царём-бодхисаттвой, это место являлось славным городом Кушавати, столицей его царства.

Благородные жители Кушинагара, узнав о приближающемся уходе Будды, пришли выразить ему почтение. Среди них был Субхадра, 120-летний уважаемый брамин, но которому Ананда не давал прохода три раза. Однако Будда подозвал его к себе, ответил на его вопросы, касающиеся шести ложных воззрений, и раскрыл перед ним сущность буддийской Дхармы. Субхадра попросил разрешения вступить в Сангху и таким образом стал последним монахом, которого посвятил сам Будда Шакьямуни. Субхадра сел неподалёку в медитацию, быстро достиг состояния архата и вошёл в паринирвану, немного опередя Будду.

Ночью, Будда спросил своих учеников, есть ли у них какие-либо сложности в понимании учения, и не услышав ни одного вопроса, он произнёс известные слова: «А сейчас, я хочу вам напомнить, что всё составляющее подвергнуто разрушению. Трудитесь усердно ради вашего собственного освобождения!». Затем, погрузившись в медитативное созерцание он вошёл в Махапаринирвану. Земля сотряслась, звёзды посыпались с небес и пространство наполнилось божественной музыкой. Тело учителя омыли, одели, завернули в тысячи покровов и поместили в гроб из драгоценных материалов. Считается, что это произошло в 543 г до н. э. на полнолуние в месяце мае (Весак по индийскому календарю).

Семь дней боги и люди совершали подношения, после чего в сопровождении большой процессии, в цветах и благовониях гроб был принесён на место кремации. Некоторые легенды говорят, что маллы предложили своё специальное место, используемое для кремации. Был сооружён погребальный костёр насыщенный благовониями и ароматными маслами, но как было предсказано, он не загорался пока не прибыл Махакашьяпа. И только после того, как этот великий ученик Будды появился, совершил простирания и отдал почести учителю, костёр моментально загорелся.

После церемонии кремации пепел осмотрели и нашли, что остались только кости черепа, зубы и внутренние и внешние одежды. Маллы думали, что им достанутся все реликвии тела Будды, однако представители других восьми государств, представлявших древнюю Индию также потребовали их. Чтобы предотвратить конфликт, брамин Дона предложил разделить все реликвии на восемь частей. Некоторые источники утверждают, что вначале реликвии Будды были поделены на три части: для богов, людей и нагов. А часть, отданная людям, затем была поделена на восемь частей. Каждый из восьми представителей увёз реликвии в своё государство, и специально для этого было построено восемь ступ соответственно. Эти реликвии были опять поделены после того, как царь Ашока решил построить 84 тысячи ступ. В настоящее время они разбросаны в разных частях Азии.

Читать еще:  Радужный мост, США - обзор

История Кушинагара

В древние времена это место было известно как Кушавати, оно упоминается в Рамаяне, как город Куса, сына Рамы, знаменитого правителя Айодхьи (Ayodhya). Кушинагар был центром царства Маллов в древней Индии. Позднее он был прославлен Буддой Шакьямуни. После ухода Будды кремация была совершена в Мукут Бандхан (Рамбхар) где жители соорудили большую ступу и поместили туда останки Будды. Позже, царь Ашока обновил её.

Китайские путешествениики Фа Хьен и Хеун Цанг упоминали Кушинагару в своих записях. Фа Хьен рассказывает о монастырях в Кушинагаре, но во времена Хуен Цанга это место находилось почти в запущенном состоянии. Он видел Ступу Ашоки, обозначающую дом, где Будда принимал пищу в последний раз, Храм Паринирваны с известной статуей Будды, кроме того, полуразрушенная Ступа Ашоки и колонна, с описанием великого события. Ещё две ступы, отмечающие прежние жизни Будды в том месте. Оба китайских путешественника упоминали ступу, где Ваджрапани, Защитник Будды бросил свой скипетр в ужасе после смерти Будды. На некотором расстоянии находилась ступа на месте кремации, и другая, построенная Ашокой, где были разделены реликвии.

Кушинагар являлся действующим городом вплоть до 12 века, но после был заброшен. Раскопки начались в начале 19 века и только в 1876 году была обнаружена главная ступа, а шестиметровую статую Будды, уходящего в нирвану обнаружил бирманский монах Чандра Свами, который прибыл в Индию в 1903 году и превратил Храм Махапаринирваны в действующий Храм и место паломничества. Многие разрушенные ступы и монастыри Кушинагара датируются 3-5 веками до н.э., время наивысшего процветания города. Известно, что царь Ашока много сделал для строительства в этом месте.

Раскопки показали, что монастырская традиция продолжалась в Кушинагаре продолжительное время, примерно в период III – XI веков. Большая часть этих находок расположены сейчас в специальном парке, центральным местом которого является Храм Махапаринирваны со статуей Будды.

Достопримечательности

Статуя Будды. Внутри храма находится одна из самых известных статуй Будды. Это 6-метровая статуя Будды, входящего в нирвану, лежит на правом боку. Эта статуя была изготовлена в Матуре и привезена в Кушинагар монахом Харибхадрой во время правления царя Кумарагупты, предполагаемого основателя Университета Наланды. Когда статуя была обнаружена, она была разбита, но была восстановлена. Монахи покрыли статую позолотой и шёлковым одеянием. Возвышение, на котором лежит Будда, украшает резьба: женщина в смятении, медитирующий монах и скорбящий монах. Это одна из очень немногих статуй Будды в нирване, когда-либо найденных на севере Индии.

Храм Махапаринирваны и Ступа Паринирваны, Индия – обзор

Кушинагар. Уход Будды в паринирвану.

Кушинагар — небольшой город на севере Индии в штате Уттар-Прадеш, одно из четырёх главных мест паломничества буддистов – место ухода исторического Будды Шакьямуни в паринирвану. Он находится в 50 км от города Горакхпур, недалеко от границы с Непалом.

Большинство ступ расположенных в городе, относятся к 3-5 веку до н.э и относятся ко времени правления Ашока из династии Мауриев.
Во время жизни Будды, Кушинагара, как тогда называли это место, представляла собой маленькое Малланское королевство, окруженное лесом. В начале XIX века начались раскопки Кушинагара, для нахождения города использовались записи китайских путешественников, побывавших здесь ранее. Остатки ступы Паринирваны и храма Махапаринирваны были найдены в 1876 году под 40 футовым слоем грязи. После того, как Будда достиг Паринирваны, его реликвии были разделены на 8 частей и заложены в другие ступы в других местах, связанных с жизнью Будды

Храм Махапаринирваны и ступа Паринирваны являются главным местом паломничества в Кушинагаре. Ступа, построенная в III в. до н.э., была восстановлена в 1927 году.
На этом месте был найден медный сосуд с надписью на древнем брахми, в которой говорится, что сюда были помещены реликвии Будды.

Читать еще:  Бар-Баобаб, Южная Африка - обзор

Рамабхар Ступа, которую ещё называют Мукут-Бандхан Вихар в древних буддийских текстах – это 15-метровая Ступа, стоящая на том месте, где был кремирован Будда. Она датируется V веком до н.э.

В окресностях ступы паринирваны расположены храмовые комплексты и ступы разных стран школ буддизма.

Японская ступа – храм

Ступа, построенная в Тайском стиле. Обычно формы тайских и бирманских ступ – конусообразные, с более скошенными углами. Часто их красят в золото или украшают блестящей плиткой. В Таиланде, Бирме и других странах Юго-восточной Азии, где распространен буддизм Тхеравады, ступы получили распространение в совмещенном виде: храма – ступы.

Тибетская ступа. Ступа Паринирваны символизирует смерть Будды, или Великое прекращение, Махапаринирвану. Особенность этой ступы в том, что у нее нет постамента между основанием и куполом. Обычно в тибетской ступе Паринирваны нет «окна» в центр и форма купола напоминает перевернутую чашку для сбора подношений. Данная форма колокола является символом совершенной мудрости Будды, она символизирует окончательную победу Будды над самсарой.

Религиозное паломничество в христианстве, буддизме и мусульманстве: социокультурные, коммуникационные и цивилизационные аспекты (34 стр.)

В период совершения паломничества верующий на время принимал монашеские обеты и этим искупал своё мирское существование. Паломнические караваны, как правило, были многочисленными и составляли обычно более ста человек, многие из которых были вооружены, так как путешествия по просторам Центральной Азии испокон веков были весьма опасными. Перед отправлением в путь паломники выбирали начальника каравана, который должен был быть опытным человеком, знать маршрут путешествия, определять время отправления, назначать места ночёвок и дневок, наблюдать, чтобы никто не отстал в опасном месте, организовать оборону людей в случае нападения, представлять интересы богомольцев перед местными властями. Маршруты паломников строились таким образом, чтобы по пути посетить буддийские святые места, в том числе монастыри, где они могли помолиться и получить кров, пополнить запасы пищи и уточнить маршрут. Двигаясь по дорогам, паломники вывешивали разноцветные религиозные флаги на субурганах и молитвенных цилиндрах (барабанах).

Индия считается самым главным местом паломничества у буддистов. В этой замечательной стране можно найти много святых мест, к которым движется нескончаемый поток буддистских паломников. В индийском штате Бихар находится Бодх-Гайя или Ваджрасана – святое место, где принц Гаутама достиг просветления (нирваны) под священным деревом Бодхи и стал известен как Будда.

Бодх-Гайя является наиболее почитаемым объектом паломничества буддистов всех направлений и школ. Здесь же можно увидеть дорожку, по которой ходил в своих раздумьях Будда, она выложена из драгоценных камней. Рядом построенный более двух тысяч лет тому назад величественный храм Маха Бодхи, который считается одним из выдающихся образцов буддийской архитектуры. Весь мемориальный комплекс храма Маха Бодхи содержит многочисленные памятные места, связанные с Буддой Шакьямуни, его поисками и достижениями. Храм окружён многочисленными каменными ступами, в разные времена построенными паломниками в качестве подношения. Каждая страна, на территории которой буддизм является традиционной религией, имеет здесь свой участок земли с правом на строительство храмов и ступ.

Не пропадает интерес паломников и к индийскому городу Капилавасту, расположенному в 110 км от Горакхпура. В этом городе родился Будда Гаутама, в нём прошло его детство. По мере своего взросления он видел горе и страдания людей, сталкивался со смертью и болезнями. Именно в Горакхпуре принц увидел проливающего свет счастливого садху и решил окончательно отречься от мирской суеты, постичь истину и пути спасения. Нельзя не отметить и находящийся в 10 км от Варанси город Сарнатх, куда паломники съезжаются, чтобы почувствовать священные истоки своей религии. Ведь именно на этом месте, в Оленьей роще, более чем 2500 лет назад Будда прочитал первую проповедь, если точнее, Дхарамачакра Правартан, которая и положила начало распространению буддизма сначала в Индии, а затем и по всему миру.

Важнейшим святым местом для буддистов является город Кушнагар. Здесь совершился уход Будды в окончательную нирвану (Махапаринирвану), то есть произошла его физическая смерть около 483 г. до Р.Х. В Кушнагаре тело Будды было кремировано, а место кремации стало священным для буддистов. После ухода Будды здесь была сооружена большая ступа, где были помещены его останки. Главными объектами паломничества в Кушнагаре являются ступа Паринирваны и храм Махапаринирваны. В этом храме находится одна из самых известных и почитаемых статуй лежащего Будды, уходящего в Махапаринирвану.

Читать еще:  Кратер Аорунга, Чад - обзор

Чтобы найти просветление и очиститься от мирской суеты, буддисты совершают паломничество в Китай, а еще чаще в Тибет. Паломников привлекает своей одухотворенностью тибетский город Лхаса. Даже его название в переводе с тибетского языка означает “обитель богов” или “страна небожителей”. Во дворце Потала, древней резиденции Далай-ламы, на протяжении столетий хранятся множество святынь, которые и привлекают огромное количество буддистов-паломников. Дворец-крепость Потала известен с VII века, а его современный облик окончательно сформировался в XVI–XVII веках. К всемирно известным буддийским паломническим центрам и к одной из главных святынь города относится и храм Джокханг, так как в нём находится одна из наиболее почитаемых древних статуй Будды, датируемая ещё Х веком, о чём было ранее упомянуто. В основе концентрического плана Лхасы – кольцевые дороги, по которым пролегали пути паломников. По этим кольцевым дорогам паломники в Лхасе в течение веков проложили три круговых маршрута для ритуального обхода (кора) святых мест. Первый маршрут “Нангкор”, ведущий в храм Джокханг и внутри его, второй – “Пакор” по старому городу, охватывающий квартал с храмом Джокханг и торговый центр, и третий – внешний “Лингкор”, идущий вокруг Старого города. Дополнительно паломники обходят дворец Потала. Во время коры паломники совершают простирания, крутят молитвенные барабаны и читают мантры. После модернизации города внешний маршрут “Лингкор” перестал использоваться.

Близ Лхасы расположены три почитаемых буддийских монастыря: к северо-востоку – Сера, к востоку – Гэндан, а к западу – Дрэпунг. Святые тропы, по которым движутся буддийские паломники, проходят также и через горы Ньянчхентханлха и Амьемачин.

В Шигадзе, во втором по величине городе Тибета, который расположен в живописной зелёной долине, находится самый крупный из ныне действующих тибетских монастырей – Ташилумпо, являющийся резиденцией Панчен-ламы. В этом огромном монастырском комплексе хранится 30-метровая позолоченная статуя Будды-Майтрейи, украшенная драгоценными камнями.

Непал в равной степени с Индией может называться родиной Будды. Лумбини (санскр. “любимый”) – храмовый комплекс и место паломничества буддистов на территории Непала, в округе Рупандехи, на границе с Индией. Лумбини считается местом рождения принца Сиддхартхи Гаутамы, основателя буддизма, предположительно около 563 года до Р.Х. Недалеко от Лумбини находился город Капилавасту, где принц Сиддхартха жил до 29 лет.

Центральную часть комплекса Лумбини занимает храм Майя Деви, посвящённый Махамайе, матери принца Сиддхартхи Гаутамы, с древним памятным камнем, изображающим его рождение. Вокруг храма – археологическая зона с остатками сооружений раннего буддизма и дерево Бодхи. Весь комплекс состоит из десятка монастырей, храмов, ступ разных буддийских конфессий и других памятников. Каждое государство, в котором есть представители буддистского вероисповедания, может построить на территории Лумбини храм. Так, уже сейчас можно увидеть и посетить храмы, возведённые буддистскими общинами из разных стран – Таиланда, Китая, Германии, Камбоджи и многих других.

На территории современного Непала недалеко от границы с Индией находился в древности город Капилавасту, в котором правил царь Шуддходана, отец принца Сиддхартхи – будущего Будды Шакьямуни. Священная роща Лумбини – место, где Махамайя, супруга Шуддходаны, родила Сиддхартху – расположена у подножия Непальского холма. В это место традиционно каждый год устремляются миллионы буддийских паломников.

Нескончаем поток паломников в Катманду, где находится самая большая ступа в мире. Ступа Бодхнатх (Джарун Хашор) была построена ещё в VIII веке, и в ней с тех пор и до настоящего времени проводят непрерывное богослужение буддийские монахи. Ступа Бодхнатх является центром буддизма в Непале, вокруг которого построено более 20 монастырей. Постамент ступы имеет форму мандалы, вокруг купола расположены 108 статуй Будды. Около ступы находятся молитвенные барабаны – мани, которые вращают паломники из всех стран мира, совершая её обход в направлении по часовой стрелке.

Источники:

http://shakyamuni.ru/articles/38
http://stupaman.livejournal.com/3545.html
http://dom-knig.com/read_227899-34

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии