Храм царицы Хатшепсуп, Египет – обзор

0

Храм царицы Хатшепсуп, Египет – обзор

Храм царицы Хатшепсут в Дейр эль Бахри

В пустынной долине Дейр Эль-Бахри, неподалёку от Фив, расположен один из самых замечательных памятников древнеегипетской архитектуры – погребальный храм царицы Хатшепсут. Храм является главной частью целого комплекса, включающего также храмы Ментухотепа II и Тутмоса III.

Царица Хатшепсут

Хатшепсут – одна из пяти полновластных повелительниц Египта за всю его историю. Она принадлежала к XVIII династии и царствовала в начале XV в. до н. э.

Хатшепсут была дочерью Тутмоса I, а после его смерти стала женой своего родного брата, фараона Тутмоса II. Она пользовалась большим влиянием при дворе, будучи верховной жрицей Амона и фактически соправительницей мужа.

Новый фараон правил менее 4 лет. После его смерти на трон взошёл его сын от наложницы, 12-летний Тутмос III, а Хатшепсут стала регентшей. Однако уже через 18 месяцев при поддержке жречества она отстранила юного фараона от власти и стала править самостоятельно. Тутмоса III отправили в храм для получения образования.

Забегая вперёд, отметим, что это невольное заключение и обучение в храме будущего великого фараона впоследствии обернулись для Египта немалыми благами.

Постройка храма

Царице пришлось немало потрудиться, чтобы убедить всех в легитимности её правления. Жрецы распространили легенду о том, что её отцом был Амон, приходивший к её матери Яхмес в облике Тутмоса I. В благодарность за поддержку жречества Хатшепсут восстановила множество храмов, разрушенных завоевателями-гиксосами, и даровала жреческим общинам немалые привилегии.

Внешняя политика Хатшепсут не отличалась значительной активностью. Ей приходилось направлять войска для подавления восстаний в египетских азиатских владениях, но масштабных походов Хатшепсут не проводила.

Значительным достижением стало восстановление разрушенных торговых связей со страной Пунт (вероятно, в нынешнем Сомали). Хатшепсут организовала масштабную морскую экспедицию в Пунт, которая вернулась с большим количеством ценных товаров – золота, благовоний, слоновой кости, ценных пород дерева, рабов и шкур экзотических животных.

Эпоха правления Хатшепсут стала временем небывалого подъёма Египта, роста экономической и торговой деятельности. Но главное, чем прославилась женщина-фараон, стала грандиозная по масштабам строительная деятельность. Больше неё строил разве что Рамзес II Великий, но многие учёные оспаривают это, поскольку Рамзес II нередко стёсывал с построек имена предшественников и высекал своё имя.

По приказу Хатшепсут по всей стране возводились новые святилища и восстанавливались старые, они украшались новыми росписями и замечательными рельефами. Гигантские гранитные обелиски, установленные в этот период, превосходили своей высотой все аналогичные сооружения предшественников царицы. Но самым выдающимся памятником эпохи Хатшепсут стал Джесер-Джесеру, Священнейший из священных, поминальный храм царицы, возведённый невдалеке от окраины Фив.

«Парфенон» Древнего Египта

Храм Хатшепсут, являющийся главной частью комплекса Дейр-эль-Бахри, строился 9 лет. Храм частично высечен в скале¸ ширина его по фасаду составляет около 40 метров.

Строительство храма осуществлялось под руководством Сенмута, которого учёные считают самым выдающимся архитектором Египта со времён Имхотепа, строителя первой пирамиды. Сенмут руководил всеми царскими работами, был главным советником Хатшепсут и воспитателем её дочери Нефрура.

Сенмуту удалось идеально вписать храм в скальный ландшафт. Монументальное строение включает три последовательно возвышающиеся террасы, прорезанные пандусом, ведущим к главному святилищу. Террасы украшают колоннады из белого песчаника. Своей монументальностью и вместе с тем стройностью колонны напоминают гораздо более поздние дорические. На каждой террасе некогда были сооружены пруды и высажены деревья.

К началу пандуса вела аллея, вдоль которой были установлены сфинксы, изображавшие Осириса с лицом Хатшепсут, и росли мирровые деревья, вывезенные из Пунта. Аллея тянулась от границы обрабатываемых полей и пустыни, начало её было отмечено величественным пилоном.

Портики всех ярусов украшены замечательными стенными росписями и рельефами. Росписи портика нижнего яруса рассказывают о доставке каменных блоков по Нилу, походах, строительных работах. Нередко встречаются изображения сокола и змеи. Это Гор и Уаджет, покровители Верхнего и Нижнего Египта. Тем самым зрителям внушалась мысль о неразрывном единстве страны. На террасе стояли многочисленные статуи Хатшепсут как в парадном одеянии, так и в обычном женском облегающем платье.

Рельефы второго яруса рассказывали об экспедиции в Пунт и других деяниях царицы. Вдоль лестницы находились изваяния кобр с соколами на спине, напоминающие о единстве Египта. По сторонам террасы расположены святилища Анубиса, одного из судей царства мёртвых, и Хатхор, олицетворявшей красоту, женственность, материнство и плодородие. Портики обоих святилищ насчитывают по 12 колонн, за которыми начинаются подземные залы.

На верхней террасе проводились главные религиозные церемонии. По сторонам её находятся святилища родителей царицы, Тутмоса I и Яхмес, в центре яруса располагается главный храм всего комплекса, посвящённый Амону-Ра.

Центральный храм ансамбля состоит из множества вырубленных в скале помещений, в которых находились многочисленные изваяния царицы, изображавшие её в виде сфинксов и в антропоморфном стиле. Огромные статуи Хатшепсут, установленные у входа, были видны от самого Нила. Стенные росписи изображали религиозные обряды и сцены встреч царицы с богами-покровителями. Подземные залы были богато украшены ценными материалами, а главный вход затворяла дверь из чёрной меди с инкрустациями из золота и серебра.

Читать еще:  Бар «Пеликан», Ямайка - обзор

Всего, по подсчётам археологов, в храме было установлено около 200 статуй. Однако храм недолго радовал прихожан своей красотой. После смерти Хатшепсут Тутмос III, желая отомстить за своё отстранение от власти, приложил немало усилий, чтобы уничтожить память о царице. Её изображения были частично стёрты, статуи сброшены с пьедесталов и закопаны неподалёку. Лишь много веков спустя археологам удалось частично восстановить первоначальный облик храма.

Тем не менее, Тутмос III велел соорудить свой погребальный храм здесь же, рядом с творением Сенмута.

Храмовый ансамбль Дейр-эль-Бахри производит впечатление завершённости и гармоничности, что дало основание многим исследователям считать его одним из красивейших зданий древнего мира. За уникальность архитекторского решения и совершенство линий храм Хатшепсут иногда ставят в один ряд с шедевром древней архитектуры – афинским Парфеноном.

Храм Хатшепсут в Луксоре

Древняя столица Египта Фивы славилась своими архитектурными шедеврами. Ее симметрично расположенный комплекс храмов можно разделить на две части: на восточном берегу Нила обосновались мирские постройки – дома, дворцы, храмы (в Карнаке и Луксоре), на западном же берегу все было посвящено умершим – пирамиды, некрополи, заупокойные храмы. В этом царстве мертвых особой популярностью пользовались храмы Абу-Симбел (храм Рамсеса II ) и, собственно, заупокойный храм Хатшепсут в Луксоре.

Храм царицы Хатшепсут: история и описание

После смерти фараона Тутмоса II власть приняла на себя его жена Хатшепсут, забрав это право у истинного преемника Тутмоса III . С началом правления она сразу же взялась за грандиозные строительные работы.

Постройка заупокойного храма царицы Хатшепсут началась еще при ее жизни. Строительством этого величественного сооружения руководил архитектор Сенмут. В настоящее время местность, где расположен храм Хатшепсут в Египте, называется Дейр эль-Бахри. Место было выбрано недалеко от храма Ментухотепа I , являющегося родоначальников XVIII династии фараонов. Возможно, этим Хатшепсут хотела почеркнуть свое право на захваченный трон. После окончания работ скальный храм Хатшепсут в Луксоре превзошел все существующие подобные древнеегипетские сооружения – его размеры, архитектура и украшения поражали современников.

К святилищу храма царицы Хатшепсут в Дейр эль-Бахри, вырубленному в скале, ведут три ступени, соединенные пологими пандусами. Ступени представляют собой террасы, на которых в прошлом располагались растения, деревья и пруды. По дороге к храму путника сопровождали ярко раскрашенные сфинксы, с головами Хатшепсут в образе Осириса.

Самая нижняя ступень обнесена стеной, украшенной соколами. В конце этой террасы расположен портик с 22 колоннами и разделяющим их пандусом. В былые времена здесь размещались львиные фигуры и огромные статуи царицы Хатшепсут. На этом же ярусе есть изображения, повествующие о позабытых военных парадах и строительных работах.

Второй ярус храма царицы Хатшепсут в Луксоре в чем-то повторяет нижнюю ступень – здесь так же присутствует портик и пандус, ведущий на ступень выше. Раньше здесь был размещен пруд с деревьями. Рельефы этого уровня рассказывают про жизнь самой царицы Хатшепсут, про организованную ей экспедицию в страну Пунт (восточные африканские поселения). Лестница содержит фигуры кобр с соколами на спине. Кобры – символ Верхнего Египта, Сокол – Нижнего, вся композиция символизирует единство большого государства. Здесь же снова попадается несколько сфинксов.

Хатшепсут в образе Сфинкса

Самый верхний ярус предназначен непосредственно для проведения ритуалов. Вход в вырубленное в скале святилище Хатшепсут некогда украшал портик с огромными статуями царицы, которые были заметны даже для проплывающих на Ниле кораблей.

Вход в Святилище

За входом располагалась сложная система скальных подземных залов, обильно украшенных лучшими материалами древности. Так, например, главная дверь была выполнена из черной меди с вставками из золота и серебра. Здесь же снова размещались статуи Хатшепсут-Осириса.

Всего в храме царицы Хатшепсут в Фивах раньше находилось около 200 статуй, из которых 140 были сфинксами. Скульптуры храма представляют царицу в трех образах – фараон, Осирис и сфинкс. Особое внимание при их создании уделялось воспроизведению детального образа царицы, поэтому в наше время можно точно представить, как она выглядела.

Но всей этой красоте суждено было жить недолго. После прихода к власти истинного наследника Тутмоса III , было приказано уничтожить все, что напоминало об узурпаторе. Такой репрессии подвергся и скальный храм Хатшепсут, в котором все скульптуры были разрушены и закопаны недалеко от храма. И лишь много столетий спустя археологам удалось восстановить картину былого величия храма и представить его на суд туристам и прочим любителям древности.

Читать еще:  Лима, Перу - обзор

Египет – квест «В поисках любви»

Прохождение квеста «В поисках любви» в гробнице Египта «Храм царицы Хатшепсут».

Многие из нас, путешествуя по Аль Симаре, добирались до храма царицы Хатшепсут, но мало кому удавалось найти ключи для того, чтобы проникнуть в него. Для этого необходимо приложить множество усилий, заработать визу третьей категории, пройти 2-3 основных квеста, и только потом на доске приключений вы сможете увидеть заветное приглашение.


“Требуется любовный совет и помощь в поиске доказательств одной исторической гипотезы. Вознаграждение очень хорошее! Отважные казановы, мы ждем вас. Захра Даиб”

Не медля, направляемся в нашему заказчику, пока не нашелся другой желающий казанова и не увел у нас вожделенный ключ от всех дверей.


“Спасибо, что откликнулись. Мой друг, Саная Мадбули, всерьез считает, что у его предка была любовь с самой Хатшепсут! Попросите его рассказать эту историю, и он вам все уши прожужжит!”

Будем надеяться, что жужжать она будет не долго, а перейдет-таки к сути вопроса. Нам в храм нужно попасть, а не старые семейные легенды слушать.


“Мне действительно нужна помощь, чтобы доказать, что мой предок был возлюбленным царицы Хатшепсут. Но сейчас в нашей помощи нуждается Захра Даиб. Я, Саная Мадбули, хочу кое-что сделать. Говорят, что драгоценности – путь к сердцу любимого существа. Принесите мне 4 алебастра, и я вам заплачу. Думаю, Захра Даиб решит свои любовные трудности с помощью этих камней”

В нашу душу начинают закрадываться сомнения. Мы точно пришли по адресу? Какие драгоценности? Почему мы помогаем ее подружке, а не ищем великие секреты древности? Ладно, мы и не в таких переделках были. Собираем необходимые камни или покупаем их в местной лавке, затем несем свои находки к Мадбули. Пусть она будет счастлива.


“Кажется, я придумала, как помочь нашей подруге. В этой книге говорится, как готовить романтическую еду, но она не хочет ее читать! Прочитайте эту книгу, и пусть Захра Даиб учится у вас!”

Сомнения растут. Но других вариантов-то нет. Читаем книгу, а по завершению, набравшись мужества и попытавшись вспомнить хотя бы пару кулинарных советов, приходим к Захре.


“Вы прочитали книгу, так что сами знаете, что от нее толку нет. Пока Саная Мадбули тратит наше время, выяснилось, что одно из тайных убежищ царицы Хатшепсут находится под одним из домов в этом городе. Отправляйтесь туда и ищите подсказки”

Облегчение! Во всей этой бредовой ситуации есть хоть один трезвомыслящий человек, кроме нас. А вот и первая задачка-головоломка! Находим на карте нужный адрес и отправляемся в гости.

1. С левой стороны дома в земле есть отверстие, оно открывает подземный ход.
2. Спускаемся по лестнице и попадаем в маленькую уютную комнатку.
3. На одной из тумб лежит ключ-полумесяц.
4. Три статуи в комнате подвижны, но не ясно, зачем. Не будем тратить на них время.

5. Вставляем ключ в скважину, проходим в дверь, за которой находится спрятанная от всех спальня.
6. С другой стороны от кровати в стене есть потайная дверь. Ее можно обнаружить, но нельзя открыть.
7. Маленькая дверка ведет в туалет. Если им воспользоваться по назначению, замок откроется, и в тайнике обнаружится сундук с частями саркофага или колодца.
8. За ширмой в комнате стоит самый главный сундук, в котором спрятан ключ-камень от комнаты прислуги. Взяв ключ, мы возвращаемся к заказчику.


“Ключ… Я где-то видела эти символы. Думаю, ключ открывает двери комнаты прислуги царицы. А там можно найти новые подсказки! Пожалуйста, отправляйтесь в храм царицы Хатшепсут, исследуйте комнаты прислуги и принесите мне любые подсказки”

Наконец-то мы можем отправиться в храм, а не бегать по городу.
Сам по себе он представляет архитектурное произведение искусства. Но не будем терять время, нам важно раскрыть еще не один секрет этой гробницы.

9. Обходим храм слева, сбоку будет вход.
10. Среди колонн есть 2 двери, в одной из них – скважина для нашего ключа.
11. Вставляем ключ в скважину, откроется подземный ход.
12. Спускаемся по лестнице на 2 этажа вниз. Там нас ждет шесть комнат.
13. В первой комнате справа – сундук с древними монетами.
14. Во второй комнате слева – отверстие в стене, в нем драгоценный камень.

15. В третьей комнате слева – потайная дверь, за ней сундук с драгоценным камнем.
16. В комнате напротив – потайная дверь, а за ней подземный ход! То, что надо!
17. Спускаемся на 2 этажа вниз.
18. За дверью нас ждет еще одна спальня, совсем не похожая на комнату для прислуги.
19. В углу стоит сундук, который прячет в себе статуэтку, испещренную тайными записями, очень похожими на те, что были на ключ-камне. Забираем находку и возвращаемся к заказчику. Нас ждет Саная Мадбули, ведь именно ее предок имел какие-то связи с царицей. Может быть, это ключ?

Читать еще:  Крепость Троски, Чехия - обзор

План гробницы прислуги


“Гм. Это еще не доказательство, но я сохраню данную редкость, чтобы изучить и другие секреты, таящиеся в ней. Мы еще вернемся к этому вопросу, а пока помогите моей подруге. Предыдущая попытка не увенчалась успехом. Попробуйте использовать свое обаяние и поговорить с местными жителями. Они должны понять, что Захра Даиб – чудесный человек. Думаю, Захра Даиб щедро вас наградит”

Кажется, если бы мы работали только с щедрой Захрой Диаб, то мы давно уже были бы у цели, а не занимались никому ненужной ерундой. Однако, задача пообщаться с пятью местными жителями никуда не денется, как бы нам того ни хотелось. Развитый навык обаяния или звездочки популярности помогут вам быстрее завоевать расположение окружающих. Пустив благоприятные слухи среди населения, возвращаемся к Захре.

“Спасибо за добрые слова, но мне следует идти другим путем, а не делать все, что скажет Саная Мадбули. Кстати, она говорит, что нашла ключ-камень в принесенной вами редкости. Звучит невероятно, но следующее тайное убежище Хатшепсут и Рамзеса находится прямо под рынком. Найдите эти подземные комнаты и принесите все, что удастся найти. Саная Мадбули будет с нетерпением вас ждать”

От этой женщины и правда больше проку. Пусть не храм, но все равно приключение!
Спешим скорее на рыночную площадь.

20. На рынке слева есть небольшой сарай с лестницей вниз. Спускаемся и попадаем в подвал со снопами сена.
21. Спускаемся по следующей лестнице на уровень ниже. Здесь расположен зал со множеством закрытых (или уже открытых) комнат из других квестов.
22. Нам дали ключ от хранилища на рынке №4. Вставляем его в скважину и заходим в дверь.

23. Сразу перед входом стоит статуя. Ее можно изучить, чтобы потом двигать. Пока не ясно, куда.
24. Обходим статую, изучаем отверстие в полу, появится напольный переключатель.
25. Передвигаем статую на плиту, это откроет дверь в противоположном конце зала.

26. Проходим в новую дверку, за ней узкий проход и лестница вниз. Спускаемся. Внизу нас ждет 3 двери – синяя, красная и зеленая.
27. За красной дверью – небольшой коридор, сундук сокровищ и потайная дверь в стене.
28. В тайнике так же можно найти сокровища.
29. За зеленой дверью – напольная плита. Встаем на нее, откроется невидимый пока замок.

30. За синей дверью открывается длинный лабиринт. Все красные дверки в нем – это маленькие комнаты с сокровищами. Синие – продолжение лабиринта.
31. Последняя резная дверь была на замке, но мы открыли ее, встав на плиту в зеленой комнате.

32. Перед нами несколько закрытых дверей. Напольная плита сбоку открывает первую из них.
33. Статуя, перемещенная на напольный переключатель, открывает 2 другие двери, но отрезает нам путь к отступлению. За ней также находится еще одна дверь, к которой сейчас никак не пройти.
34. Пройдя по коридору, за окном мы увидим вожделенную спальню, куда нам необходимо попасть.
35. В конце коридора есть дверка, статуя за которой перемещается на напольную плиту и открывает 2 последние двери в центральной части лабиринта, а мы можем пройти дальше, как раз-таки вернувшись к ним.

36. В маленьком стеклянном коридорчике изучаем отверстие в полу.

37. Откроется еще одна дверь, в третьем ряду. Чтобы попасть к ней, надо вернуться в центральную часть.
38. Проходим в самую первую дверку, где нам мешает статуя, двигаем ее на себя, освобождая плиту – закроются некоторые двери, но они нам уже не понадобятся. Главное, что мы получим доступ к новой.
39. Обходим вокруг, вновь минуя окно в спальню, и заходим в дверь.
40. По лесенке поднимаемся наверх и вновь спускаемся вниз. Слева от нас ванная комната, она нас никак не интересует.
41. Проходим прямо в дверь, и вот оно! То, что мы искали.
42. В одном из сундуков хранится пустая редкость с письменами. Забираем ее и возвращаемся к заказчику.

План рынка

Источники:

http://tepler.ru/egypt/luxor/hram-hatshepsut-dejr-el-baxri.html
http://1chudo.ru/khramy/46-khram-khatshepsut-v-luksore.html
http://darasims.com/stati/obzory/obzor_sims3/1476-egipet-kvest-v-poiskax-lyubvi.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии