Храм Юпитера в Баальбеке, Ливан — обзор

Дизайн интерьера и архитектура

Дизайн интерьера, ремонт и отделка своими руками.

Храм Юпитера

Баальбек — это один из древнейших образцов архитектуры прошлого, расположенный на территории современного Ливана. Масштабы этого древнего артиектурного комплекса поражают воображение, потому что рядом с ним современные многоэтажные дома выглядели бы жалкими глинобитными лачугами.

На сегодняшний день от Баальбека остались руины гигантских размеров, которые дают представление о величии и великолепии построек в период расцвета одного из самых древнейших городов во всем мире.

Так, к подножию комплекса ведут 27 широких ступеней, высота которых достигает колена взрослого мужчины, а ширина ступеней такая, что на каждой из них могло бы легко разместиться до сотни человек. Восхождение на территорию храмового комплекса имело для жителей Баальбека важное ритуальное значение, и величественные масштабы постройки соответствуют созданию соответствующего настроения как нельзя лучше.

Трилитоны в храме Юпитера.

Многочисленные храмовые сооружения тоже поражают своими размерами. В западной части Храма Юпитера в кладке фундамента расположены три гигантские плиты, верхний ряд которых лежит на высоте 8 метров. Эти плиты называются трилитонами.

Легенда о возникновении города Баальбек гласит, что трилитоны лежали там целую вечность, с незапамятных времен. Это и не удивительно, потому что в этой же легенде идет речь о том, что комплекс Баальбек был основан всего спустя какую — то сотню лет после сотворения мира. Получается, что он является одним из образцов самой древней архитектуры на всей нашей планете.

Трилитоны представляют собой гигантские монолитные каменные плиты весом более 750 тонн каждая. В основание храма Юпитера было положено всего три монолитных трилитона, а последний — четвертый блок — так и остался лежать в каменоломне неподалеку от города, где его вытесали из цельной каменной глыбы.

Название » трилитон» дословно переводится как » чудо трех камней». Каждый такой чудесный камень в длину составляет 21 метр, в ширину = 4 метра, а в высоту = 5 метров. При этом вес каждой гигантской плиты составляет около 800 тонн.

Четвертая плита, которя осталась одиноко лежать в каменоломне, гораздо больше остальных. Возможно, ее укладка планировалась на завершающем этапе строительства. В длину блок составляет 23 метра, в ширину — более пяти метров, а в высоту — тоже 4,5 метра. Вес четвертой плиты достигает почти тысячи тонн, и состоит из такого количества природного камня , которого хватило бы на постройку пятиэтажного жилого дома со стенами толщиной 50 см.

Колонны храма Юпитера в Баальбеке.

В храме Юпитера до наших дней чудом сохранились шесть колонн. которые считаются самыми высокими вертикальными колоннами во всем мире. Рядом с этими уцелевшими фрагментами исполинского сооружения человек чувствует себя маленьким и беззащитным перед высшими, божественными силами.

Центральную часть площади комплекса, которая по своим размерам равна футбольному полю, занимают развалины храма Юпитера. А с северного и южного фасадов расположена знаменитая баальбекская терраса — полоса шириной 7 метров, которая сложена из девяти громадных блоков, мастерски уложенных в три ряда.

Ограда Пантеона состоит из стен высотой с пятиэтажный дом. Вся она украшена полукруглыми декоративными нишами. Красота и изысканность экстерьера постройки поражают воображение и на сегодняшний день, поэтому возникает ощущение того, что ее построили не гениальные зодчие прошлого, а могущественные волшебники.

Раньше храм Юпитера окружали 84 колонны грандиозных размеров, из которых до нашего времени уцелело только шесть колонн. При этом диаметр каждой из них достигает примерно трех метров. Каждая колонна состоит из трех частей, которые держат многотонный каменный фриз на высоте 22 метров.

Архитектурный ансамбль Баальбека.

Крепость и храмовый комплекс Баальбек были возведены так дано, что никто до сих пор не знает точной даты их постройки — есть только гипотезы, легенды и предания. Весь храмовый комплекс Баальбек по периметру составляет более 900 метров, что превосходит пирамиду Хеопса. Каменные блоки, из которых построен этот уникальный ансамбль архитектуры , уложены в 9 рядов.

При этом размер каждого блока достигает в длину 11 метров, а в ширину — свыше трех метров. Высота блоков находится в пределах 4,5 метра. Вес одного такого блока составляет ни много, ни мало — 300 тонн.

Читать еще:  Кальдера Валлес, США - обзор

В стороне от храма Юпитера расположился храм, посвященный Вакху. Это красивое и изящное здание характеризуется несколько меньшими размерами, но при этом также поражает своим величием и грандиозными размерами.

Процесс постройки храмового комплекса.

Каким же образом человеку удалось возвести столь грандиозную постройку без применения специальной техники и современных методик перемещения грузов и строительства? В результате научных исследований стало известно, что каждая громадная каменная плита вытесывалась из цельной скалы вручную, а затем обрабатывалась с помощью обыкновенных зубил. Сложно даже представить себе объем работы, который выпал на долю камнетесов, участвовавших в строительстве грандиозного храмового комплекса.

До сих пор под вопросом остается и способ перемещения древними строителями громадных плит, каждая из которых весила как минимум 300 тонн. К тому же, эти каменные блоки необходимо было поднять на значительную высоту и уложить в правильном порядке.

Существующие на тот момент подъемные механизмы попросту не справились бы с подобной задачей. В те времена возможно было использование деревянных подъемных механизмов, которые от подобной нагрузки просто — напросто рассыпались бы.

Вот и приходится ученым выдвигать самые невероятные гипотезы и строить фантастические предположения относительно того, кто же на самом деле был создателем храмового комплекса Баальбек. Но пока на этот вопрос нет ни одного более — менее достоверного ответа.

Храм Юпитера в Баальбеке: был ли он построен Иродом?

Одним из самых сложных архитектурных подвигов, когда-либо задуманных на планете Земля, является великолепный храм Юпитера в Баальбеке, Ливан. Храм известен во всем мире своими размерами и мегалитической архитектурой, но внушительное количество проблем, связанных с этим памятником, остается нерешенным, включая точную дату фаз строительства.

Римляне действительно построили заключительную фазу, подняв огромные колонны высотой 20 м, около 60 г. н. э. Но кто начал строительство?

Здание действительно состоит из огромного подвала, окруженного ровной огромной стеной. Дизайн этой стены удивителен: она была задумана как суперпозиция все более крупных камней с ростом высоты. Огромные мегалиты (около 500 тонн каждый) были подняты, чтобы выдержать верхний курс, сделанный из просто невероятных блоков (около 4x4x20 м, 1000 тонн). Другие, огромные блоки остаются в карьере в нескольких сотнях метров к юго-западу.

Несколько лет назад Андреас Дж. М. Кропп и Даниэль Ломанн предположили, что внутренний фундамент был впервые задуман и частично построен Иродом Великим около 15 г. до н.э. Район не находился под непосредственным контролем Ирода, но он был другом римлян, которые финансировали колонию Берита (Бейрут) именно в те годы. Эти авторы, однако, не пытались датировать мегалитическую фазу иродианскими архитекторами.

В статье Гулио Магли приводит несколько аргументов, взятых из разных дисциплин, включая археоастрономию. Храм действительно показан ориентированным на восстание Плеяд, группы звезд, связанных с плодородием и обновлением в греко-эллинистическом мире, но необычным выбором ориентации для римского архитектора. Кроме того, существуют четкие архитектурные аналогии с иродианскими основаниями Храмовой горы в Иерусалиме, видимыми в так называемом западном туннеле и сделанными из гигантских каменных блоков, очень похожих на элементы промежуточного хода в Баальбеке.

Ирод Великий — довольно противоречивая фигура истории. Однако его известность как великого строителя не вызывает сомнений, и действительно кажется, что мы можем добавить еще один шедевр — помимо Храмовой горы, Масады и Иродиума — в список его архитектурных достижений.

Не потеряйте «Главную тему» в огромном информационном вале, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Одноклассниках.

Невозможный Баальбек

Эта статья – Второе Обновления к нашему проекту на BOOMSTARTER.ru и рассказывает о еще одной загадке древних строителей.

Из Wikipedia: Баальбек (араб. بعلبك‎‎) – древний город в Ливане, в котором сохранился в руинах грандиозный храмовый ансамбль, состоявший из пропилеев, богато украшенных резьбой дворов (в одном из них открыты остатки большого здания алтаря), Большого храма (храма Юпитера), хорошо сохранившихся Малого храма (храм Вакха или Меркурия) и круглого храма (храм Венеры) с 4-колонным портиком.

Храм Юпитера представляет собой огромное сооружение. Некоторые блоки основания весят 800-1000 тонн. В известной степени, это сооружение превосходит пирамиду Хеопса, самые крупные гранитные блоки которой (потолок камеры царя) весят 50-80 тонн. А самый большой блок, под названием «Южный камень» (от древнего арабского названия «Гайяр эль-Кибли»), который так и не был вынут из каменоломни, но по всем признакам намеренно был подготовлен для завершения платформы, и вовсе достигает веса 1500 тонн.

Читать еще:  Мечеть Эртогрулгазы, Туркменистан - обзор

Главную загадку Баальбека представляет терраса, на которой стоит храм Юпитера. В ее кладке находятся три знаменитые плиты – трилитон – совершенно невероятных размеров и весом порядка 800 тонн (согласно одной древней легенде, эти блоки лежали здесь вечно и считались священными). Эти громадные блоки расположились на высоте 7 метров.

Автор: Игорь Алексеев, 30 апреля 2014.

Баальбек – древний город в Ливане, расположенный в 80-ти км к северо-востоку от Бейрута, на высоте 1130 м.
В центре города находится целый комплекс древних храмов – Баальбекское святилище, одно из крупнейших на Ближнем Востоке.
Святым это место считалось еще в неолите. Позднее, во времена Финикии (I-II тысячелетие до н.э.) здесь был воздвигнут храм Баала – центрального финикийского божества. В эллинистическую эпоху образ Баала слился с греческим богом Солнца Гелиосом, и город был переименован в Гелиополис. В начале нашей эры Баальбек стал опорным пунктом Рима, превратился в крупнейший религиозный и торговый центр, а на месте поклонения Баалу появился монументальный храм Юпитера, от которого остались только стены основания и шесть колонн.

Храм Юпитера окружен целым комплексом построек. Храм Бахуса, расположенный по соседству – одно из наиболее хорошо сохранившихся сооружений римской эпохи.

В 4-м веке нашей эры на алтарной площади был построен большой христианский храм, а уже в 7-м веке захватившие город арабы превратили храмовый квартал в хорошо укрепленную цитадель. Все эти перестройки, а также несколько сильных землетрясений превратили комплекс в живописные руины, которые можно наблюдать сейчас.

Но, несмотря на богатую историю, Баальбек стал широко известен благодаря грандиозному сооружению, которое часто называют «баальбекская терраса». Это основание храма Юпитера, гигантская конструкция, состоящее из огромных мегалитов. Три самые крупные блока даже имеют собственное название – трилитоны, чудо трех камней.

И в своем небольшом обзоре я хотел бы поподробней описать именно эту часть храмового комплекса, как наиболее загадочную и вызывающую много справедливых вопросов у сторонников альтернативной истории.

Впечатление от первого осмотра у многих вызывает приблизительно одинаковую реакцию – возглас удивления, который далеко не всегда можно процитировать в приличных публикациях.

Фото и видео, к сожалению, не передает ощущение нереальности, нечеловеческую грандиозность циклопических блоков, собранных в стену и подогнанных с потрясающей точностью.

Эта мегалитическая конструкция (выделена желтым цветом), вернее ее видимая часть, имеет форму буквы «П», и, как мы увидим позднее, была не закончена строителями. Возможно, она даже не предназначалась для возвышающегося ныне храма Юпитера.

Чтобы все было более наглядно и понятно, мы попробуем очистить террасу от поздних наслоений и взглянуть на нее, так сказать, в чистом виде.
Видимая часть террасы огибает храм Юпитера с юга, запада и севера на расстоянии около 7 метров от стен. С западной и южной сторон между блоками террасы и стенами храма есть заполнение из разной величины блоков, с северной такого заполнения нет, поэтому блоки террасы имеют вид исполинского забора. Мегазабора, как его прозвали участники экспедиции.

А теперь для большей ясности уберем пока храм Юпитера совсем. Получается следующая приблизительная схема (в целях наглядности некоторые пропорции несоблюдены).

Это и есть та самая «баальбекская терраса». 1,2,3 – стены «мегазабора», которые лежат буквой «П» и огибают храм Юпитера по периметру. На западной стороне лежат трилитоны (4,5,6). Фундамент состоит из блоков гораздо меньшего размера, имеет небрежности в стыках, на северной стене уходит в глубину на три блока, на западной (под трилитонами) минимум на 5. На южной стене фундамента не видно, но для полноты картинки обозначен. Обозначено также заполнение между мегазабором и стеной храма Юпитера (7,8). Отверстие в мегазаборе (явно позднего происхождения) – 9.

Южная стена (на схеме 1):

Западная стена с трилитонами (2):

Северная стена (3):

Если еще раз посмотреть на схему то будет очевидно, что в стык к трилитонам имеется место для таких же по размеру блоков, которые должны ложиться перпендикулярно существующим на южную и северную стороны «мегазабора». И, действительно, в километре от комплекса в карьерах можно увидеть два схожих по размерам и почти законченных блока.

Размеры трилитонов впечатляют. Высотой 4,6 м, длинной около 20 и весом порядка 750 тонн. Блоки мегазабора длинной в среднем 9 метров, высотой 3,7 и весом от 250 до 400 тонн. Ширина всех блоков варьируется.

На схеме на всех блоках мегазабора изображен откос. Но на северной и южной сторонах он незакончен. Откос совершенно очевидно закладывался в проекте сооружения – все стыки сделаны с учетом этой детали.

Читать еще:  Ледяные пещеры Мутновского, Россия - обзор

Особенно хочется отметить качество сопряжения блоков. На трилитонах до стыков добраться не удалось, есть только фото в приближении. Но все же хорошо видно, что стыки безупречны, зазор – доли миллиметров (на семисоттонных блоках. ).

Северная и западная стена очевидно подвергались природному воздействию долгое время, поэтому детали состыковки блоков уже не так заметны, а вот на южной, откопанной в начале 20-го века стене обработка стыков очень хорошо видна.

Плоскости примыкания обработаны инструментом, очень похожим на тот, которым пользовались римляне при создании украшений и орнаментов.

Фаска на стыках сложная, иногда многогранная; наряду с инструментом, имеющим много зубцов, применялось нечто подобное шлифовке.
Примечательно, что все фаски создавались до установки блока в стену. Создается впечатление, что стыки между блоками мегазабора (а возможно и трилитонами) играли важнейшую роль и тщательно обрабатывались наподобие «контактов», возможно для придания стене монолитности.

Между стеной Храма Юпитера и блоками террасы имеется, как упоминалось, свободное пространство, которое заполнялось блоками разной величины. На северной стороне заполнения практически нет (подготовлена только площадка для установки находящегося в карьере трилитона – на схеме – 8). Слева стена Храма Юпитера, справа блок мегазабора, по центру блоки заполнения. Сверху на блоке мегазабора остатки стены, построенной арабами.

На южной заполнение подогнано под уровень мегазабора (под осколками блоков и колонн):

На западной уровень выше и соответствует уровню трилитонов. На фото видны блоки следующего (над трилитонами) уровня. Лестница начинается на стене храма, заканчивается на блоках заполнения. Часть колонны справа лежит на трилитоне.

Иными словами, вся мегалитическая терраса с трилитонами и мегазабором – это возможно только внешняя часть исполинской стены, которая огибает храм Юпитера и примыкает к нему вплотную.
Есть еще одна поразительная деталь. На северной части стены, где блоки мегазабора подвергались воздействию окружающей среды, камень выглядит почерневшим и старым. А стена храма юпитера выглядит гораздо моложе, но в то же время как бы заходит за блоки заполнения.
Возникает вопрос – какой порядок стройки? Если мегазабор существовал ранее, затем внутрь периметра решили вставить храм Юпитера, то каким образом делали заполнение немаленькими блоками (а там есть весьма крупные экземпляры)? Если блоки заполнения уже были на месте, то как внутрь недостроенной платформы попал более поздний храм Юпитера? Или храмом Юпитера заменили более древнее сооружение, которое предполагалось обнести исполинской стеной? И какой смысл в подобном гигантизме в основании храма? Что так защищали (или от чего защищались) строители?
Или это просто прихоть правителей, решивших в подобном способом увековечить свое величие.
Терраса явно осталась недостроенной – два трилитона в карьере, откос на мегазаборе начат, но недоделан, заполнения у северной стены нет. Строители храма Юпитера посчитали излишним заканчивать грандиозный проект всей платформы. Скорее всего по причине неумения работать с блоками большого веса (вес блоков храма Юпитера не превышает несколько десятков тонн).
У строителей террасы явно были две технологии перемещения и подгонки блоков. Одна рассчитанна на вес порядка 300-400 тонн, другая 700-800. Блоков с промежуточным весом замечено не было.
Существует много гипотез и схем, где описывается предполагаемые способы перемещения.

Подобные схемы есть даже у Витрувия, известного архитектора, жившего в римскую эпоху.

Но все эти схемы умозрительны, описания подобных процессов в реальности не существует. Так же не существует и описания работ самими римлянами, славившимися своим бюрократизмом, хотя строительство такого масштаба никак не могло уйти от внимания римских чиновников.
Надо отметить, что в 19 веке была проведена подобная работа по перемещению гром-камня, весившего порядка 1500 тонн, для постамента памятника Петру Первому в Санкт-Петербурге.

Но все же там применялись технологии, уже доступные в 19 веке, событие отмечалось как выдающееся достижение техники того времени, существуют подробные описания процесса (строительство уникальной дороги, применение специальных литых медных шаров по деревянным рельсам, и т.д.). И тем не менее здесь задача облегчалась тем, что событие было единичным и не было необходимости в прецизионной точности установки и подгонки блоков.
В конце 20 века было много попыток сымитировать процесс перемещения тяжестей примитивными способами. Но все эти попытки были связаны с гораздо более меньшим (на порядок) весом и большинство из подобных экспериментов нельзя признать успешными.
Способы, которыми пользовались строитель баальбекской террасы по сей день считаются неразгаданными и являются одной из тайн истории. Так же как назначение всей конструкции.

Источники:

http://design-fly.ru/istoriya-arxitektury/xram-yupitera.html
http://www.glavtema.ru/articles/2019-08-12/chram/4853/
http://www.arcanafactor.org/issledovaniya/baalbek/192-impossible-baalbek

Ссылка на основную публикацию