Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников, Россия – обзор

0

Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников, Россия – обзор

Исторический центр Санкт-Петербурга: описание и фото. Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО

Уникальность Санкт-Петербурга в его необыкновенной архитектуре, обладающей своей яркой индивидуальностью. Недаром исторический центр Санкт-Петербурга входит в наследие ЮНЕСКО целиком.

У этого молодого города настолько богатая история, что хватило бы на несколько городов. Он был столицей великой Российской империи, здесь происходили события, влияющие не только на эту страну, но и на мир в целом. Исторический центр и памятники Санкт-Петербурга тому свидетели.

История строительства города

В далеком 1703 году на острове в месте разделения реки Невы на 2 рукава – Большую и Малую Неву – была заложена крепость Санкт-Петербург, строительство которой проводилось в спешке, так как война затянулась, а на берегах Финского залива требовалось закрепиться любым способом.

Болотистые земли замедляли возведение стен крепости и унесли жизни тысяч людей, не выдержавших непомерных физических усилий и тяжелых условий труда. Во дворе строения были сооружены первые деревянные здания: церковь Петра и Павла, Сенат, арсенал и Главная аптека. Почти 300 лет потребовалось, чтобы эти места стали тем, что входит в исторический центр Санкт-Петербурга.

Спустя 3 года земляные стены постепенно стали заменяться каменными, на что ушло почти 35 лет. Изначально Петр I желал, чтобы город был полностью в пересечении каналов, по примеру Венеции, но застройка пошла по другим архитектурным планам. В современном Петербурге каналы занимают всего 10% площади, что составляет около 300 км.

Санкт-Петербург гордится также своими мостами, которых в городе более 300 самого различного размера и вида. Разрастаясь, город постепенно приобретал черты, которые хорошо известны сегодня петербуржцам.

В наше время гостям северной столицы гиды рассказывают, как выглядит исторический центр Санкт-Петербурга и почему именно такое у него расположение.

Петропавловская крепость

Крепость, ставшая первым строением будущей столицы и сегодня известная как Петропавловская, получила свое название от церкви, находящейся на ее территории. Сегодня это исторический центр Санкт-Петербурга, который петербуржцы ласково называют «Петропавловка» и привычно ожидают с ее стен полуденного выстрела из пушки.

В состав крепости входят такие архитектурные памятники, как Комендантский и Инженерный дом, Казначейство и Петропавловский собор. Уже в начале 18 века бастион стал тюрьмой для политических преступников, а одним из первых узников стал сын царя Петра I царевич Алексей.

Постепенно каменные стены начали ветшать, поэтому было принято «одеть» Неву и стены бастиона в гранит. Именно так выглядит сегодня Петропавловская крепость, ставшая самым большим в России музеем истории.

Адмиралтейство

Самой первой постройкой на левом берегу Невы стало здание Адмиралтейства. Первоначально задуманная Петром I обычная верфь, расположенная неподалеку от Петропавловского бастиона, стала настоящей укрепленной крепостью. Решением построить крепость была постоянная угроза нападения шведов на молодой город.

Первое здание Адмиралтейства было закончено в 1705 году, а сегодня весь этот архитектурный ансамбль признан ЮНЕСКО одним из лучших в мире. Его облик менялся постепенно. Вначале это было здание, построенное в виде буквы «П», внутри которого размещались верфи. Вокруг него был вырыт ров, за которым находился луг для лучшего просмотра местности.

Спустя время луг превратился в Александровский сад, окруженный 3 площадями – Исаакиевской, Сенатской и Дворцовой. На верфях Адмиралтейства было построено более 300 кораблей, пока она не была закрыта в конце 19 века, а здание полностью перестроено. Именно тогда оно «обрело» свой знаменитый шпиль. На на нем укреплен флюгер в виде корабля, покрытый золотом.

Адмиралтейство сегодня – это красивый памятник раннего классицизма, входящий во всемирное наследие. Исторический центр Санкт-Петербурга берет свое начало от Адмиралтейства и расходится тремя лучами знаменитых улиц – Невского проспекта, Гороховой улицы и Вознесенского проспекта.

Исаакиевский собор

Являясь четвертым в мире по размеру, Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге имеет достаточно долгую и печальную историю строительства. Учитывая, что первый вариант собора был построен в 1707 году, а его окончательный вариант был освящен в 1858 году, то на строительство ушло почти 150 лет.

Читать еще:  Шахта Лагунас Норте, Перу - обзор

Изначально это была деревянная церковь, построенная слишком близко к Неве. В 1717 году ее решили заменить зданием из камня, но уже в 1724 году в соборе были найдены серьезные повреждения из-за его близости к реке и плохому фундаменту. Ее пытались перестроить и укрепить по повелению Екатерины I, но после очередного восстановления он сгорел от удара молнии.

Было решено построить Исаакиевский собор на Адмиралтейском лугу, где он стал разделять Исаакиевскую и Сенатскую площади. Новый проект задумывался достаточно монументальным и ярким, выложенным в мраморе, но смерть Екатерины II приостановила строительство, когда здание было возведено до половины.

Взошедший на престол Павел I повелел достраивать собор в камне, решив оставшийся мрамор употребить на строительство своего дворца. Эти несоответствия в строении привели к тому, что у него начала осыпаться штукатурка. Потребовалась новая перестройка здания, для которой уже Александр I в 1809 году объявил конкурс между архитекторами.

Это должна была быть уже 4-ая версия Исаакиевского собора. Реализатором проекта был выбран Монферран, достижениями которого стало небывалое количество вбитых в фундамент свай (10 762), 40-летняя стройка и огромная по тем временам стоимость, сделавшая собор самым дорогим в Европе (23 256 852 руб. и 80 коп.).

Тем не менее, Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге – сегодня один из красивейших в мире и также входит в всемирное достояние ЮНЕСКО.

Невский проспект

Невский – это главный проспект, олицетворяющий исторический центр Санкт-Петербурга. Он тянется на 4,5 км от Адмиралтейства до Александро-Невской Лавры, соединяя 4 острова на Неве. Сразу задуманный как главная «першпектива» города, Невский проспект строился с двух сторон одновременно и не избежал казуса. Дойдя до середины, строители увидели, что ошиблись в расчетах, поэтому он имеет излом. Часть, построенную в 1718 году от монастыря, назвали Невской, а участок от Адмиралтейства, завершенный в 1720 году, получил название «Большая першпектива».

Постепенная застройка Невского проспекта дворцами знати, обывательскими домами и церквями привела к тому, что сегодня это единственная в мире главная улица города, на которой находятся церкви всех 4-х христианских конфессий и самые известные здания, составляющие исторический центр Санкт-Петербурга.

В советское время улицу пытались переименовать, но названия не приживались, поэтому Невский проспект в наше время известен так же, как Бродвей в Нью-Йорке, Арбат в Москве и Дерибасовская в Одессе.

Стрелка Васильевского острова

Чтобы разобраться, как выглядит исторический центр Санкт-Петербурга, достаточно приехать на Васильевский остров. Еще во времена Петра I было решено произвести застройку «стрелки» Васильевского острова.

По проекту, здесь должны были быть построены «Двенадцать коллегий» (высшее госучреждение), Биржа, Собор и Гостиный двор, но строительство по задумке осуществилось лишь частично. Были построены Кунсткамера и дворец царицы Прасковьи Федоровны, ставший в последствие Академией наук.

С южной стороны образовался академгородок, а с северной стороны «стрелки» были причалы для разгрузки кораблей и Биржа, где заключались сделки. Также здесь расположились Гостиный двор и жилые дома.

В конце 18 века было решено произвести перестройку Биржи и постройку новых корпусов академии. Благодаря этому на острове появились величественные колонны-маяки, которые сегодня являются «визитной карточкой» острова.

Парадная набережная Невы

Первая набережная, которая некогда встречала иностранные корабли, получила название Английская. Постепенная ее застройка сразу была направлена на то, что она является «лицом» города и проходит по принципу «сплошной фасады». После облицовки ее в гранит в конце 18 века она стала самым фешенебельным местом города. Именно здесь находились дома, принадлежавшие самым знатным людям Российской империи.

Дворцовая площадь

Образ Дворцовой площади формировался постепенно. Построенный в 1762 г. Растрелли прекрасный Зимний дворец выходил окнами на задние дворы на другой стороне площади. Ее застройка стала длительным процессом, так как только к 1829 году по проекту Карла Росси было завершено строительство самого длинного в Европе дугообразного здания. Состоящее из 2 домов, соединенных триумфальной аркой, здание и сегодня поражает своей красотой и монументальностью.

Читать еще:  Обзорная площадка Aiguille du Midi, Франция - обзор

В 1834 году на Дворцовой площади была установлена Александрийская колонна. В 40-е годы площадь пополнилась зданием штаба Гвардейского корпуса и Почтовым двором.

Достояние ЮНЕСКО

Весь исторический центр Санкт-Петербурга, описание которого не передает всей его красоты и изящества, входит в список наследия ЮНЕСКО. Пожалуй, он один из самых «молодых» исторических памятников такой величины в этом списке.

Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников, Россия

Площадь: 5,8 тысяч га.

Особый интерес представляют расположенные в историческом центре Петербурга сады, украшенные старинными скульптурами и фонтанами. Площадь исторического района составляет 5,8 тысяч га, на этой территории представлено порядка 4 000 архитектурных и культурных памятников. Помимо Золотого Треугольника знаковым для Петербурга является район «Северная Венеция». Своим названием он обязан огромному количеству каналов и мостов, последних в районе насчитывается порядка 400. Этот район строился во времена правления Петра I, его проект и сегодня считают одним из величайших проектов градостроительства в мире. Далее – Исторический центр Праги

Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников и достопримечательности вокруг

Достопримечательности России в этом регионе. Из культурных объектов Санкт-Петербурга советуем музей художественного искусства Hermitage открытый в ста метрах. Утомившись от Historic Centre of Saint Petersburg, исследуйте располагающийся в 2.6 километрах океанариум Санкт-Петербурга Planeta Neptun. Кишащий аутентичными сувенирами из России торговый квартал Санкт-Петербурга Garden Street размещается не далее чем в каких-то девятистах метрах.

И это тоже далеко не весь список примечательностей. Познакомтесь с представителями здешней фауны в зоопарке Санкт-Петербурга Leningrad Zoo. Всего-навсего в тысяче метрах дислоцируется Basilica of St. Catherine. К тому же, воспользуйтесь случаем навестить и соседний (несколько сотен метров) дворец Winter Palace. Шато Peter and Paul Fortress, отличный кандидат на совмещенный визит, находится всего-навсего в девятистах метрах.

Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников, Россия – обзор

Год включения в Список всемирного наследия: 1990

Санкт-Петербург относится к числу наиболее красивых и цельных в художественном отношении городов мира. Его планировка отличается логичностью пространственной композиции, включающей строгие прямые улицы, просторные площади, а также многочисленные каналы, мосты (более 400), набережные, сады и парки. Его застройка богата выдающимися памятниками дворцового и церковного зодчества, монументальной скульптуры, которые в большинстве случаев являют собой уникальные архитектурные ансамбли. Все это в первую очередь относится к историческому центру города, но также к дворцово-парковым комплексам его пригородов.

Возникновение Санкт-Петербурга связано со стремлением русского царя Петра I укрепиться в стратегически важном районе на берегах Балтийского моря. Город был заложен по царскому приказу в 1703 г., а в 1712 г. сюда, на берега Невы, была переведена столица государства.

Одним из первых крупных сооружений стала каменная Петропавловская крепость. Силуэт этой крепости во многом определяет Петропавловский собор, заложенный в июне 1712 г. и полностью завершенный в 1733 г. Его колокольня увенчана 34−метровым шпилем с фигурой ангела, держащего крест, и имеет высоту 88 м. Под сводами Петропавловского собора в 1725 г. был погребен император Петр I, и с того времени этот храм стал царской усыпальницей. Другие крупные постройки первого этапа формирования города – здания Меншиковского дворца, Двенадцати коллегий и Кунсткамеры на набережной Большой Невы со стороны Васильевского острова, летний дворец Петра I в Летнем саду, два собора Александро-Невского монастыря. Была возведена и центральная часть Адмиралтейства, увенчанная башней с золоченым шпилем.

В середине XVIII в. был разработан новый план застройки Санкт-Петербурга, предусматривавший развитие города вдоль трех главных лучевых магистралей, расходящихся от Адмиралтейства, главным из которых стал знаменитый Невский проспект. С 1740−х гг. началось сооружение грандиозных, торжественных по облику зданий в стиле барокко. Крупнейшим представителем этого направления стал В.В.Растрелли, который создал один из выдающихся памятников петербургского барокко – Зимний дворец, служивший многие годы главно й резиденцией русских царей. По проектам Растрелли были воздвигнуты также: ансамбль Смольного монастыря, отличающийся богатством скульптурного убранства, красочностью сочетаний различных цветов и позолоты, роскошные дворцовые комплексы для графа М.И. Воронцова, барона С.Г. Строганова и другие здания.

Читать еще:  Зачем нам Марс? Волшебные пляжи планеты - обзор

В 1760−е гг. в планировке и застройке столицы России начался следующий этап, связанный с принятием нового градостроительного плана и с постепенным переходом от барокко к классицизму, противопоставившему пышности и нарочитой усложненности барочного стиля свою строгую монументальность, четкость и ясность пропорций.

Из гражданских зданий города, представляющих эту эпоху, достойны особого упоминания Эрмитаж, Академия наук, Академия художеств, Главный почтамт, Большой Гостиный двор, Смольный институт, Ассигнационный банк, Публичная библиотека. Этот период представляют и великолепные дворцы императорских фаворитов – Мраморный, построенный для Григория Орлова, Аничков – для Алексея Разумовского, Таврический – для Григория Потемкина. В самом конце XVIII в. по распоряжению Павла I у Летнего сада был сооружен Михайловский (Инженерный) замок, отличавшийся от других памятников петербургской архитектуры того времени суровым и неприступным видом.

В первой трети XIX в. Санкт-Петербург становится главной в России ареной утверждения зрелого, или высокого, классицизма, который часто именуют также русским ампиром. Именно здесь русский ампир достиг самых блестящих успехов, воплотившись в творениях А.Н. Воронихина, А.Д. Захарова, В.П. Стасова, К.И. Росси, А. Монферрана и других зодчих.

В начале XIX в. город украсили такие памятники-ансамбли как Казанский собор на Невском проспекте, Горный институт, Стрелка Васильевского острова со зданием Биржи и Ростральными колоннами.

С именем крупнейшего мастера ампира Карла Ивановича Росси связано создание Дворцовой площади с 700−метровым фасадом Главного штаба, аркой и Александровской колонной, которая стала не только украшением Санкт-Петербурга, но и одним из выдающихся памятников мирового зодчества. К первой половине XIX в. относятся также Исаакиевский собор, самый большой в Петербурге, который строили 40 лет, триумфальные ворота и т.д.

Для градостроительства второй половины XIX в. характерны отход от классицизма и появление разных стилизаторских течений – неоготики, неоренессанса, необарокко, «русского стиля». Они нашли отражение в облике Московского вокзала, некоторых других церковных и гражданских зданий.

Во Всемирное наследие включен не только исторический центр современного Санкт-Петербурга, но и дворцово-парковые ансамбли его пригородов – Петергоф, Ораниенбаум, Пушкин (Царское Село), Павловск, Гатчина, Стрельна, Ропша, это также историческая часть Кронштадта с его крепостью и фортами, крепость Шлиссельбург, плюс еще целый ряд историко-культурных памятников.

Самый роскошный пригородный дворцово-парковый ансамбль – Петергоф – Петр I заложил в начале XVIII в., возможно, под впечатлением Версаля с каскадами Марли. Здесь был создан Дворцовый парк, состоящий из Нижнего парка с дворцами-павильонами Марли, Монплезир и Эрмитаж и Верхнего парка с роскошным Большим дворцом, построенным Растрелли. Перепад высот между дворцом и берегом Финского залива, составляющий 40 м, был использован для создания Большого каскада – великолепного сочетания архитектуры, скульптуры, фонтанных струй и садового искусства. Центром композиции служит исполинская фигура Самсона, раздирающего пасть льва, вырывающиеся из которой водяные струи поднимаются на высоту 20 м. Вокруг ковша-бассейна и над ним, на уступах каскадов бьют фонтанные струи и поднимаются золоченые копии античных скульптур. Этот дворцово-парковый ансамбль занимает площадь около 1 тыс. га и включает в себя несколько парков и около 20 дворцов и павильонов.

Все перечисленные выше объекты, образующие номинацию «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников», охраняются ныне в составе нескольких музеев-заповедников, или имеют статус памятника истории и культуры.

Источники:

http://fb.ru/article/220343/istoricheskiy-tsentr-sankt-peterburga-opisanie-i-foto-obyektyi-vsemirnogo-naslediya-yunesko
http://www.orangesmile.com/extreme/ru/unesco-top-europe/historic-centre-of-saint-petersburg.htm
http://www.russia-open.com/1911/2038/2014/07/02/ISTORICHESKIJ-CENTR-SANKT-PETERBURGA-I-GRUPPY-PAMYATNIKOV.phtml

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии