Каменные дома в округе Янцзян, Китай — обзор

masterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

По количеству памятников культурного наследия ЮНЕСКО Китай соперничает, пожалуй только с Европой. Великая Китайская стена, Терракотовая армия, гробницы Мин и Цин, Запретный город и Храм Неба, резерваты гигантской панды, «Желтая гора» Хуаншань и многие-многие другие.

Провинции Гуандун, на юге Китая «досталось» не так много достоприечательностей, одна из них — дома-башни дялоу (碉楼) в уезде Кайпин (开平). В список объектов мировой исторической значимости эти сооружения попали относительно недавно — в 2007 году. Случилось это благодаря стараниям нескольких историков-исследователей, написавших немало легенд о происхождении и значимости этих потемневших от времени и плесени особняков. И разбойники там, и коровы, и вернувшиеся из-за морей и океанов с несметными сокровищами трудолюбивые китайские крестьяне. Рассказывают, что заработавших на золотой лихорадке в Америке китайцев однажды неумолимо потянуло обратно на историческую родину, где остались их родственники и друзья.

Времена были тяжелые, смутные, поэтому в родных краях им пришлось защищать себя и своих близких от мародеров и бесчинствующих банд разбойников именно таким образом – строительством мощных укрепленных башен дялоу. С окнами-бойницами, решетками, коваными дверьми, каменными бочками на крышах, в которых хранилось растопленное масло и плавился свинец. И в самые тяжелые времена всем селом они прятались в этих башнях, выливая масло на головы приближающихся разбойников и забрасывая их горящими шашками. А в мирное время было очень удобно наблюдать за тем, как на равнине растет рис и пасутся коровы. Резная мебель из черного дерева и колонны в римском стиле – отличный атрибут современного пастуха.

Верить сказкам или нет — вопрос отдельный. Но, нельзя не согласиться, что высокие коробки с башенками, колоннами и балюстрадами посреди китайских рисовых полей выглядят весьма странно и необычно. Разумеется, мы никак не могли обойти вниманием это загадочное место.

Всюду по округу Кайпин в Китае рассеянны сотни укрепленных многоэтажных башен под названием дяолоу. Построенные из камня, кирпича, или бетона, эти здания представляют сложный и яркий сплав между китайскими и Западными архитектурными стилями. Во время династии Цин 19-х и ранних 20-х столетий эти здания использовались в качестве временного убежища для жителей, и как укрепленные защитные часовые башни. В течение 1920-х и 1930-х было больше чем три тысячи этих структур. Сегодня 1,833 Diaolou сохранилось в Кайпинге и приблизительно 500 в Тяйшане. 20 из самых символических башен находятся в Списке Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Область, которая является теперь Кайпином, традиционно принадлежала людям Юэ и ханьскому народу, который пришел от Центральных Равнин Китая и смешался с местным населением. Они выращивали рис и ловили рыбу. С середины 16-ого столетия много сельских жителей начали участвовать в торговле на соседнем побережье, отправляясь в деревянных лодках в Юго-Восточную Азию. К началу 19-ого столетия эти бедные фермеры начали добираться и до Америки, приманенные золотой лихорадки. Поскольку 19-ое столетие приблизилось к концу, китайское сообщество начало накапливать большие сбережения, и после Первой мировой войны, с быстрым подъемом экономики во многих странах, состояния зарубежных китайцев устойчиво росло. Их мечты стали связанными с содействием в благосостоянии их родных деревень, или возвращении домой.

Приток богатых людей привлек внимание бандитов, которые совершали набеги, грабили и похищали. В ответ на увеличение набегов бандитами, входящими с севера в область вдоль рек, сельские жители построили укрепленные башни. Из 1833 диалу в Кайпинге 1648 были построены между 1900 и 1931, составляя чуть менее, чем 90% общего количества. В тот же самый период большинство деревень было построено, или восстановлено.

Депрессия 1930-х, война против Японии и Тихоокеанская война 1940-х остановили развитие этих башен. После учреждения Китайской Народной Республики в 1949, был остановлен бандитизм. С этим исчезла роль Diaolou, а в 1980-ых после повторного открытия Китая, много сельских жителей переехали. Теперь много башен пусты, поддерживаются смотрителями, но все еще расцененный зарубежными китайцами, как их духовный дом, к которому они возвращаются в семейных случаях или переводят деньги для молитв. Некоторые из них все еще содержат всю их оригинальную мебель и детали.

Добраться сюда можно автобусом из Гонконга, Чжухая, Гуанчжоу и, конечно, Шеньчженя. От автовокзала в Лоху автобус уходит каждые 50 минут. Поездка займет 3 часа и облегчит кошелек на 100 юаней.

Уже на подъезде к Кайпину можно будет увидеть возвышающиеся над остальными домами башни с маленькими окнами. В самом Кайпине несколько мест — кластеров дялоу — где они водятся в большом количестве. Из почти трех тысяч дялоу до наших дней дожили всего 1833, в той или иной степени сохранности. Конечно, увидеть все, и уж тем более попасть внутрь, удастся далеко не во все. Путеводители и разные карты рекомендуют посетить основные шесть: 赤坎 Chikan, 三门里Sanmenli, 自力村 Zilicun, 锦江里 Jinjiangli, 马降龙 Majianglong и 立园 Li Garden. Чтобы посетить все шесть мест придется запастись большим количеством времени и хорошенько отдохнуть накануне.

Читать еще:  Амфитеатр в Мериде, Испания - обзор

Поездка займет весь день и часть пути придется пройти пешком. Конечно, можно сильно облегчить себе задачу и договориться с таксистом где-нибудь на станции в центре Кайпина. Но обойдется это никак не меньше 300, а то и 500 юаней. Плюс готовьте деньги на входные билеты. Вход в Zilicun, Jinjiangli и Majianglong обойдется в 50 юаней с человека (150 итого за три деревни), Li Garden стоит вдвое дороже – целую сотню. Можно сэкономить и купить общий билет за 180.

Основными материалами для строительства дялоу были камень, кирпич и бетон. Все сооружения представляют собой пример сложного смешения восточной и западной культур. Дялоу предназначены были не только для проживания, но и защиты. На сегодняшний день в районе Кайпин сохранилось более 1800 дялоу. По некоторым версиям такие мощные сооружения были необходимы для защиты от грабителей и других нечистых на руку. После отмены иммиграционного контроля в США и Канаде, многие покинули насиженные места. А с образованием КНР, защита и вовсе не требовалась. Поэтому, дялоу и превратились в памятники архитектуры.

Итак, продолжаем разговор проБашни дялоу.Исторически так сложилось, что Кайпин был одним из мест, откуда местные жители начали уезжать на заработки ажно в шестнадцатом веке. Потянулись средневековые гастарбайтеры за длинным американским и канадским рублем в надежде на светлое будущее своих потомков. Искали и мыли золото, строили железные дороги, лапшой торговали. Многие уехавшие так и обосновались там – женились-учились-родились… И из-за моря обеспечивали родственников – всячески помогали материально. А кто-то предпочел вернуться на малую родину, и с нажитыми несметными богатствами начать новую счастливую жизнь. И для новой красивой жизни строили во славу свою и честь вот такие дома, давая им имена. Вторая волна эмиграции пришлась на конец 19го века, опиумные войны, смутное время.

Прежде, чем отправиться непосредственно на прогулку по деревням и весям Кайпина, внимательно изучаем карту и решаем, откуда начнется наше путешествие. Займет оно целый день. Несмотря на то, что все шесть деревень расположены по одной дороге и ехать можно на одном автобусе, кое-где придется идти пешком. Мацзянлун (马降龙 Majianglong) например, находится в одном километре от дороги, по которой ездит общественный транспорт. А до Цили (自力村 Zilicun) от остановки автобуса топать придется уже все шесть – сначала два км до Сада Ли (立园 Li Garden), а потом еще четыре до самих рисовых полей со сторожевыми башнями. Туристические автобусы по пути не останавливаются, попутчиков не подбирают.

Договориться можно наверно только с таксистами на мопедах, благо они здесь водятся в изобилии. Ближе всего к центру города расположена деревня Саньмень (三门里 Sanmenli) – здешние дялоу являются самыми древними из ныне существующих. Большинство туристических маршрутов начинаются именно отсюда. Мы решили пойти другим путем и отправной точкой стала самая дальняя деревня на карте – Цзиньцзяньли, поселок в бамбуковых зарослях, где находится самая высокая из сохранившихся башен – Жуйшилоу (瑞石楼 Ruishilou). А теперь запоминаем цифру 13 – это номер автобуса, на котором мы будем сегодня кататься.

Стоимость проезда дифференцированная, от двух до семи юаней, в зависимости от расстояния. Поездка от автовокзала до Цзиньцзяня (остановка Сянган, 蚬冈 Xiangang) стоит шесть юаней. Короткие отрезки Цзиньцзянь – Мацзянлун, Мацзянлун – Чикан, Чикан – Гунфутин (Gongfuting – поворот на Цили и сад Ли) стоят по два юаня. Итак, отправляемся от автовокзала на 13 автобусе в сторону памятников. Показываем водителю визитку с надписью 蚬冈 Xiangang — 锦江里 Jinjiangli, опускаем в коробку по 6 юаней и едем, периодически поглядывая по сторонам.

То тут, то там из-за серых плоских крыш показываются высокие башни с балконами, колоннами и куполами. Проникаться колоритом можно начинать уже сейчас. Большинство дялоу стоят пустыми – видимо, владельцы все же променяли романтику на комфорт. Деревня Цзиньцзянь находится чуть в стороне от трассы, пройти можно через поле и бамбуковые заросли, через мостик и речку, мимо рисовых болот и пасущихся коров. Вход в деревню стоит 50 юаней. Кроме одно-двух этажных домов и крытых соломой сараев здесь есть три башни: Шенфенлоу, Цзиньцзяньлоу и Жуйшилоу, 1922, 1918 и 1923 годов постройки соответственно.

Читать еще:  Урановая обогатительная фабрика в Черч-Рок, Мексика - обзор

Без билета в башню 升峰楼 Shengfenglou не пустят, а самая маленькая и невзрачная 锦江楼 Jinjianglou для посещений и вовсе закрыта. Осмотр 瑞石楼 Ruishilou в общий билет не входит и оплачивается отдельно, непосредственной владелице – женщине лет сорока, которая утверждает, что является пра-пра-правнучкой того самого Жуйши, который и построил эту башню для своей многочисленной семьи.

Задерживаться здесь нет смысла, выходим на трассу и ловим автобус под счастливым номером 13. Показываем визитку с надписью 马降龙 Majianglong, оплачиваем 2 юаня в коробочку (запаситесь мелочью заранее, сдачи могут и не дать) и едем минут пять, пока водитель не даст команду на выход. Указатель коричневого цвета (важная достопримечательность) будет по правой стороне. Мацзянлун – поселок на берегу реки, состоящий из трех условных деревень. Здесь есть несколько башен, но вход в них закрыт. Интерьер, выцветшие фотографии и мебель из черного дерева показывают всего в двух виллах. Туристический маршрут по деревне проложен между бамбуковыми зарослями, пальмами и карамболами.

Желтые фрукты иногда норовят упасть на голову, надо быть осторожнее. Билет снова стоит 50 юаней. Следующим ближайшим пунктом для посещения будет Чикан (赤坎 Chikan). От Мацзянлун нужно будет вернуться к трассе, поймать автобус и показать визитку с названием. Особо достопримечательного в этом поселке – набережная с постройками начала 20 века и киностудия. Вход на студию оплачивается отдельно – 30 юаней. На студию попасть нам не удалось: как ни странно, там снимали фильм, поэтому вход для праздных посетителей был закрыт. Больше делать здесь нечего, поэтому если есть ограничение по времени, лучше проехать мимо, прямо до Гунфутин (Gongfuting), откуда дорога ведет в сад Ли и в деревню Цили (поворот на трассу X555).

В сад Ли, находящийся в четырех километрах от Цили зайти можно. Если не жалко 100 юаней, остались еще силы и время. Здесь «духом древности» и не пахнет – все вылизано и вычищено в лучших традициях туристической индустрии. Интерактивный музей, фотографии счастливых воссоединившихся семей, хвалебные песни и оды отцам-основателям, бронзовые памятники и монументы первых владельцев сада – в общем, все самое лучшее для ностальгирующих англоязычных китайцев, приехавших в экскурсионный тур на родину предков из своей родной Северной Америки. И по правилам современного мерчандайзинга – выход из парка только через магазин сувениров и кожгалантереи. В поселении Цили (自力村 Zilicun), расположенном дальше по дороге, самое большое количество отдельно стоящих башен посреди ровных зеленых рисовых полей. Для осмотра, правда, доступны только три из них. Внутренняя обстановка во всех виллах и башнях примерно одинакова, но виды, открывающиеся с крыши – везде разные и по-разному завораживающие.

К сожалению, потратив драгоценное время на лакированный сад имени Ли, в Цили и Саньменьли мы уже не успели. Риск опоздать на последний автобус домой перевесил желание поглазеть на оставшиеся башни. Сэкономить время можно, если: передвигаться на такси вместо общественного транспорта, есть и пить на ходу, не останавливаться на посидеть-поглазеть-отдохнуть. Либо ехать сюда на два дня, что кажется наиболее разумным. Вопреки ожиданиям, толп туристов и галдящих групп под предводительством громогласных экскурсоводов мы почти не встретили. Только один раз столкнулись с кучкой людей в одинаковых кепках, которые возмущенно махали руками возле закрытых ворот киностудии в Чикане. Наверно, знай мы заранее, что стоимость входных билетов настолько высока, поехали бы куда-нибудь в другое место. Для сравнения: двухдневный входной билет в парк Улинъюань в Чжанцзяцзестоит те же 250 юаней.

Каменные дома в округе Янцзян, Китай — обзор

В последние десятилетия Китайские города активно развиваются и удивляют весь мир грандиозными стройками. Своими высокими небоскребами и длинными мостами КНР хочет показать, что Китай уже не тот, каким он был раньше. С грандиозными проектами китайских строителей нас с вами познакомит данный пост.

Циндаоский мост через залив стоил 16 млрд. долларов США, а его длина составляет впечатляющие 42,5 километров. На момент сдачи в 2011 году был самым длинным мостом в мире, но позже уступил этот титул.

Но до проектов с десятками миллиардов мы еще доберемся. А пока начнем с «малого». Например, радиотелескопа FAST, постройку которого завершили буквально в этом месяце. Обошелся он Китаю в 100 млн. долларов США, а его диаметр составляет 500 метров.

Здание Оперы в Гуанчжоу — один из самых больших театров в Китае. И стоит 200 млн. долларов.

Центральное здание не менее Центрального телевидения Китая представляет собой причудливую фигуру из шести «колен». Площадь? 144,1 тыс. кв. метров!

Читать еще:  Замок Гленбухат, Шотландия - обзор

Гидроаккумулирующая электростанция на одной из рек, впадающих в озеро Тайху на востоке страны играет важную роль в обеспечении региона электроэнергией. Бюджет — 900 млн. долларов США.

А вот здание Шанхайского всемирного финансового центра (на фото справа) высотой 492 метра — первый проект в нашем топе, разменявший миллиард долларов. В здании 101 этаж и почти на самой верхотуре размещен отель Park Hyatt Shanghai.

Мост Тяньсинчжоу через реку Янцзы стоил 1,7 млрд. долларов США и на момент открытия семь лет назад был длиннейшим вантовым мостом с автомобильным и железнодорожным движением.

Нанкинский метрополитен обошелся в такую же сумму. И ежедневно перевозит более половины всего населения Латвии, то есть 1,5 млн. человек.

Шанхайские мост и тоннель через Янцзы. Длина 22,5 километра, а бюджет — 1,8 млрд. долларов. И еще по нему будут ходить поезда метро!

АЭС в Киньшане. Вероятно, одна из самых больших атомных электростанций на планете — семь реакторов уже трудятся, два еще строятся и еще два запланированы. Бюджет только текущего строительства — более 2 млрд. долларов США.

Шанхайская башня высотой 632 метра — третье самое высокое здание в мире. Построили его за нескромные 2,4 млрд. долларов США.

Международный аэропорт Шоуду, обслуживающий Пекин — второй по пассажиропотоку в мире. Его масштабная реконструкция и расширение в нулевых стоили 3,5 млрд. долларов, однако быстро стало ясно, что и этого мало — он не справляется с потоком пассажиров, так что три года назад под Пекином начали строить еще один гигантский аэропорт.

ГЭС Сянцзяба на реке Цзиньша обошлась Китаю в 6,3 млрд долларов, а ее установленная мощность — 6448 МВт (почти в 8 раз больше, чем Плявиньской ГЭС).

Южный вокзал в Пекине был реконструирован в 2008 году за 6,3 млрд. долларов, является одним из самых больших в Азии и обслуживает скоростные китайские поезда, развивающие скорость до 350 км/ч.

Сутун — король вантовых мостов, его длина превышает 8 километров и круче него только вантовый мост на остров Русский в России. Почти 8 млрд. долларов.

Центр запуска спутников Вэньчан обошелся Китаю в 12 млрд. долларов. Кстати, это уже четвертый по счету космодром в стране. И самый новый — сдан в эксплуатацию в 2014 году.

Порт Яншань — глубоководный контейнерный порт, часть порта Шанхая. Его вместимость — 12,3 млн. TEU, а общая длина порядка 20 километров. Бюджет? Нескромные 12 млрд. долларов.

«Всего» на 2 млрд. дороже обошлась скоростная железная дорога Харбин — Далянь, способная обслуживать скоростные поезда на «альпийских» высотах.

А вот Пекин-Шанхайская высокоскоростная железная дорога длиной 1318 километров вообще позволяет поездам разогнаться до крейсерской скорости в 380 км/ч. 35 млрд. долларов — вот сколько она стоила.

43 млрд. долларов — такой бюджет Международной азиатской сети, проекта улучшения автомагистральной сети в странах Азии. Разве не круто будет «встать» на шоссе где-нибудь за Стамбулом и рвать по хорошим дорогам аж до Токио?!

12 самых упрямых «домов-гвоздей» в Китае (12 фото)

Чжэн Мейзу живет в частично разрушенном доме, хотя водоснабжение и электричество были отрезаны уже год назад. Руйан, провинция Чжэцзян.

Два одиноких дома остались изолированными на строительной площадке в городе Ичан в центральной части Китая, в апреле 2013 года. Электричество и водоснабжение им неоднократно перекрывали, но люди все равно не хотят покидать своих домов.

Работник стройки смотрит на дом 75-летнего Яо Баохуа в Чанчжоу, в провинции Цзянсу, в 2014 году.

Одинокий дом в строительном котловане в центре города Чунцин, на юго-западе Китая, в 2007 году.

Частично разрушеные дома на площадке расчищенной для строительства новых многоэтажных зданий в провинции Хэфэй. 2010 год.

Несколько одиноких домов среди небоскребов, окруженные каналами с водой. Перехавшие жители специально вырыли их, чтобы заставить непокорных покинуть свои дома. Янцзы в провинции Гуанчжоу, 2014 год.

Шестиэтажный жилой дом на строительной площадке в Шэньчжэне. Владелец Чой Чу Чун и его жена Чжан Лянь Хао отказались принять компенсацию за снос их дома.

Женщина рыдает на развалинах своего дома, который она не смогла отстоять. Янцзы, провинция Гуанчжоу.

Владелец частично разрушенного дома на строительной площадке в провинции Куньмин, собирает воду около своего жилища, так как водоснабжение было прекращено. 2010 год

Один из жителей был против сноса его дома и строительства на этом месте роскошных вилл. Сучжоу, провинция Цзянсу, июль 2013 года.

Пожалуй, самый известный дом-гвоздь. Пожилая пара отказалась подписать соглашение о сносе дома. В результате половину дома снесли, а оставшуюся часть окружила дорога. Провинция Чжэцзян.

Источники:

http://masterok.livejournal.com/1489050.html
http://trinixy.ru/135627-grandioznye-proekty-kitayskih-stroiteley-20-foto.html
http://m.fishki.net/1503448-12-samyh-uprjamyh-domov-gvozdej-v-kitae.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector