Каменные круги Гёбекли-Тепе, Турция — обзор

Гёбекли Тепе — неожиданный артефакт: Ученые разгадали древнее письмо о повсеместной катастрофе

Ученые разгадали древнее письмо о повсеместной катастрофе

30 апреля 2017, 01:54

По сведениям ученых, возраст загадочных рисунков составляет 12 тыс. лет, что приблизительно совпадает по времени с периодом резкого похолодания на Земле, который мог быть связан с падением кометы.

Ученые из Эдинбургского университета (Шотландия) отыскали на территории храмового комплекса Гебекли-Тепе (юго-восток Турции) артефакты, свидетельствующие о повсеместной катастрофе, которая произошла около 13 тыс. лет назад, пишет rusgosnews.com.

По сведениям ученых, возраст загадочных рисунков составляет 12 тыс. лет, что приблизительно совпадает по времени с периодом резкого похолодания на Земле, который мог быть связан с падением кометы. Ученым было известно о миниатюрном ледниковом периоде, случившемся в это время, но причины этого явления оставались до сих пор неясными. Комплекс представляет собой каменные столбы круглой формы вышиной от 3 до 9 метров. Многие наблюдения записывались в виде рисунков либо пиктограмм прямо на стены, колонны и остальные доступные поверхности.

Данная связь актуализировало версию о повсеместной катастрофе, которую вызвало падение небесного тела 12 тыс. лет назад. Для старинных людей это был символ катастрофы и массовых жертв, говорят авторы научной работы. Во всяком случае это будут не непредвиденные астрономические события, а превосходно фиксируемые события деградации в жизни и нравственной культуре человечества. Так, по утверждению профессионалов из Соединённых Штатов Америки, на стенах храмового комплекса предки запечатлели падение кометы, произошедшее в 10950 году до нашей эры.

Другими словами «записи» в обсерватории Гёбекли-Тепе велись довольно тщательно. «Один из его камней является монументом произошедшей катастрофе — вероятно, это был худший день в истории со времен окончания ледникового периода», — объявил один из создателей исследования Мартин Свитман.

Оригинал взят у arktal в Гёбекли Тепе — неожиданный артефакт

Вряд ли есть человек, который хоть однажды не задался бы вопросом: «Что было раньше — курица или яйцо?» Вопрос «детский» и понятен каждому, но нас, привыкших всегда искать связь между причиной и следствием, он ставит в тупик: действительно, что раньше курица, откладывающая яйца, или яйцо, из которого появляется будущая курица? Философия. Насколько всё проще в обыденной жизни — фонарь под глазом не появляется раньше, чем кто-то приложится к глазу, и вообще, мы ведь знаем: дыма без огня не бывает. В истории мы тоже пытаемся понять последовательность событий и причинно-следственную связь между ними. Вот к примеру, совершенно очевидна жизненная важность хлеба и кажущаяся второстепенность такого продукта, как пиво. И первое, что приходит в голову, конечно, хлеб появился раньше пива. А так ли это? А, может быть, «в начале было пиво»? Может быть, но вряд ли мы узнаем когда-нибудь правильный ответ, хотя некоторые намеки на это можно прочесть здесь — «В начале было пиво. «

Вспомнил я об этом, в связи с Гебекли Тепе (Göbekli Tepe) — недавним археологическим открытием огромного комплекса культовых мегалитических сооружений на Армянском нагорье, на юго-востоке Турции. Согласно палеомагнитным измерениям и обнаруженным ранненеолитическим орудиям труда, возраст этих сооружений оценивается в 12 тыс. лет, т.е. минимум на несколько тысячелетий старше Иерихона, древнейшего города на Земле, «неолитической революции», положившей начало земледелию и оседлой жизни, и всей культуры «Плодородного полумесяца» — колыбели нашей цивилизации.

Так что же появилось раньше — оседлая жизнь и города, в которых жили люди, строящие совместными усилиями крепостные стены для защиты от врагов, или религиозные центры, собиравшие людей для поклонения божеству и строительства культовых сооружений? Что в результате оказалось важнее — примитивный прагматизм и стремление выжить (так, вроде, подсказывает нам наша логика и теория эволюции) или мистические попытки заручиться помощью невидимого, неосязаемого, лишенного всяких физических качеств божества?

Ведь как мы представляем себе человека 10-го тысячелетия до н.э., периода мезолита? До начала сельского хозяйства. До изобретения колеса и изделий из металла и керамики. До строительства каменных жилищ и защитных стен. Это люди каменного века, возможно, в набедренных повязках, но скорее, в звериных шкурах — ведь только-только отступили льды и по ночам ещё довольно прохладно. Они охотятся на животных и собирают дикорастущие плоды, но уже пользуются огнем и делают довольно искусные орудия труда из кремня. Они хоронят людей своего племени и в некоторых погребениях встречаются украшения — бусы и подвески, что говорит о наличии какого-то свободного времени, не занятого поисками пищи.

Вот так, примерно, как в этом рассказе о натуфийцах, людях эпохи мезолита на Ближнем Востоке —

И вот однажды эти люди собираются вместе и строят нечто столь монументальное, столь внушительное и столь необычное, что поражает воображение по сей день.

(Фотографии: © Actual Archaeology, Summer 2012, Issue 02)

Вот как представил себе строительство этого комплекса 12 тыс. лет назад художник-иллюстратор National Geographic Фернандо Баптиста (Fernando Baptista) — Building Göbekli Tepe

(Фотографии: © National Geographic)

Древние артефакты (кремневые ножи, скребки и проч.) на холме Гёбекли Тепе («Пуповинный холм») были впервые обнаружены в 60-х годах прошлого века, но расположенное поблизости мусульманское кладбище предполагало продолжение традиции погребения, и нашедший их американский археолог Петер Бенедикт (Peter Benedict) решил, что холм скрывает ещё более древние, возможно, византийские захоронения. Обычно раскопки в таком месте — табу для археологии, и дальнейшие исследования были прекращены.

Но в 1995 году, недавно скончавшийся от сердечного приступа, сотрудник Германского археологического института, профессор Клаус Шмидт (1953 — 20.7.2014) занялся изучением кремневых орудий, и на холме Гёбекли Тепе он обнаружил необычайное скопление таких артефактов. Рядом лежали кучи «сырья» — кремневых желваков (нуклеус) и булыжников. Создавалось впечатление, что здесь работала крупная мастерская по изготовлению каменных орудий, явно предназначенная для удовлетворение потребностей не только местного населения. Шмидта удивило, что мастерская располагалась на вершине холма — сырье приходилось таскать наверх, а готовую продукцию спускать вниз.

В том же году Клаус Шмидт купил дом в соседнем городе Урфа (Шанлыурфа), сделав его базой археологических раскопок Гёбекли Тепе. Его график состоял обычно из двух месяцев раскопок весной и двух осенью.

Уже в самом начале под слоем кремневых орудий археолог обнаружил несколько установленных вертикально Т-образных известняковых стел высотой по три метра с изображениями животных. И это-то представилось ему наиболее интересным. Датирование показало, что они относятся к самому раннему неолиту, находящемуся на границе с концом палеолита, примерно за 11 500-9600 лет до нашей эры. То, что в археологии называют мезолит, т.е. «средний каменный век».

Журналист Нью-Йоркского издания EurasiaNet, Николас Бёрч, специализирующийся на освещении событий в Турции, рассказывал в апреле 2008 года:

Наняв рабочих из местных курдов, археологи очистили три круглых помещения диаметром по 15-20 метров и 39 монолитных стел, на которых был изображен целый зоопарк: леопард, лиса, дикий осел, змеи, кабан, утка, тур. Обнаружены и существа, похожие по виду на людей, но они всегда были без глаз, носа и рта.

Большинство изображений вырезано на поверхности столбов в виде рельефа. Но встречаются и поражающие воображение трехмерные скульптуры. Одна из наиболее ярких — лев, спускающийся вниз по колонне.

Читать еще:  Форт Бхангар, Индия - обзор

На раскопанных позже стелах оказались еще и изображения насекомых, газели, журавля, горного барана и что-то вроде сороконожки. Посреди одного из круглых залов, опираясь на мозаичный, выложенные галькой пол, стояли две 5-метровые каменные колонны весом по 50 тонн. Еще несколько таких колонн были вделаны в довольно грубо обработанные стены из простого камня.

Все эти барельефы являются совершенно уникальными и свидетельствуют о том, что люди, строившие этот комплекс, обладали хорошим художественным вкусом и очень точным восприятия мира. Это не были дикари, какими мы их себе представляем.

«Всегда полагалось, что только сложные общества с иерархической структурой могли построить подобные монументальные сооружения, и что они появились лишь с возникновением землепашества. Гебекли перевернул все представления. Это сложное сооружение и относится к эпохе до зарождения земледелия «, – говорит профессор антропологии Стэнфордского университета Ян Ходдер (Ian Hodder), руководитель раскопками в Чатал-Хююк, поселение эпохи неолита (8-ое тысячелетие до н.э.) на территории Турции.

Геомагнитное сканирование Пуповинного холма показало, что в нем скрывается не менее десяти подобных округлых образований, и если каменные стелы и колонны расставлены в них так же, как в уже раскопанных залах, то таких монументов должно быть около двухсот.

(Фотография: © Гебекли Тепе, Википедия)

Хотя раскопана только малая часть этого комплекса, материала должно было быть достаточно, чтобы иметь представление о предмете поклонения, причинах, побудивших предпринять такое грандиозное строительство, да и о социальной организации этих работ. Кто-то должен был планировать установку стел и колонн, доставлять строительный материал и обрабатывать его, руководить людьми, обеспечивать их пропитание, защищать от врагов и диких зверей, восполнять естественные потери. Но ни на один из этих вопросов у археологов нет ответа. Более того, ученые могут только предположить, что это было ритуальное сооружение, но совершенно неизвестно, кому поклонялись, и что заставило древних людей собраться вместе и возвести такую поистине колоссальную постройку.

Среди исследователей и энтузиастов нет недостатка в самых разных идеях и предположениях. Одни считают, что Гебекли Тепе был не храмом, а лишь местом, где жили люди, хотя на всей территории нет ни каких признаков человеческого жилья и захоронений. Другие полагают, что это место было предназначено для проведения ритуалов плодородия, а два высоких камня в центре каждого круга символизируют собой мужчину и женщину. Но на столбах отсутствуют известные в каменном веке символы плодородия, найденные в других раскопках (напр., так наз. «палеолитические Венеры»), а сами столбы в форме буквы «Т», с намеком на стилизованный человеческий образ, не имеют никаких признаков пола.

Есть также мнение, что именно строительство этого храма сыграло важную роль в процессе перехода к сельскому хозяйству, а значит и к зарождению цивилизации в привычном для нас представлении. Как только древние люди собрались вместе, стали жить в одной точке, стало сложно прокормить столько работников и паломников. И возможно, именно это подтолкнуло их к одомашниванию диких растений и животных. Ну и, конечно, не обошлось без инопланетян, с помощью которых можно объяснить всё, но эта тема из области ненаучной фантастики и оставим её сказочникам-фантастам.

Однако на этом загадки Гебекли Тепе не кончились. Уже во время раскопок археологи были приятно удивлены удивительной сохранностью найденных артефактов. Оказалось, что примерно за 7500 лет до н. э. люди по неизвестным причинам ушли из этого места. Огромный комплекс был засыпан землей, над ним насыпали искусственный холм, благодаря чему храм и сохранился на протяжении десятка тысяч лет.

Что же такое случилось, почему в те далекие времена засыпали храмовый комплекс Гебекли Тепе? Вряд ли мы получим когда-нибудь однозначный ответ, но есть некоторые соображения на этот счет.

До последнего времени считалось, что освоение земледелия и переход кочевых племен к оседлому образу жизни стал причиной образования крупных городских центров и строительства храмов. Но существование религиозного комплекса Гебекли Тепе задолго до появления земледелия и первых городов говорит о другом. По всей вероятности, всё происходило совсем в другом порядке: функционирование такого грандиозного святилища, мистическим образом поддерживавшее существование людей, побуждало их не отдаляться от него, оставаться вблизи святого места и устраивать там постоянные жилища. Если это действительно так было, то, по всей вероятности, появление храмов предшествовало оседлому образу жизни и образованию городов, что существенно изменило человеческую систему ценностей.

Вслед за собакой, прибившейся ещё при кочевой жизни, люди начали приручать других животных, которые смогли преодолеть страх перед ними и оставаться/возвращаться к жилищу. Люди стали селиться на равнинах, поближе к воде и плодородным почвам, которые они обрабатывали. Обожженная керамика становится обычным предметом обихода. В археологических раскопках всё чаще появляются глиняные фигурки божеств с подчеркнутыми признаками женского пола, что говорит о возникновении и широком распространении культа плодородия. Изменились религиозные верования, ритуалы охотников и собирателей устарели, потеряли свое значение. Героический ореол охотника, обеспечивавшего мясом животных, изображенных в частности на стелах святилища Гебекли Тепе, потускнел. Образ землепашца стал важнее охотника-собирателя.

Джаред Даймонд в своей знаменитой книге «Ружья, микробы и сталь» (гл.4, Сила земледелия) пишет:

Историкам известно, что с началом оседлости прежние стоянки человека почти всегда оказывались заброшенными. Происходил как бы перелом культурного самосознания людей. Старые храмы охотников с их множеством изображений животных вошли в конфликт с новой системой ценностей человека — земледельца.

И Каин убил Авеля. «И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец». [Быт. 4:2]

Гёбекли Тепе — колыбель цивилизации (9 фото)

Сенсационная находка немецкого археолога в 1994 году в Анатолии позволяет по-новому взглянуть на древнейшую историю человеческой цивилизации. На горном склоне в Юго-Восточной Турции, неподалеку от сирийской границы, экспедиция под руководством Клауса Шмидта откопала великолепный древний храм, которому 12 тысяч лет.

Древнее Стоунхенджа.

Клаус Шмидт приват-доцент Немецкого археологического института в Берлине, занимается изучением древнейшей истории человечества. Когда в 1994 году Шмидт начал раскопки в Гобекли-Тепе, он был уверен, что эти раскопки станут главным делом его жизни. Археологический комплекс в этой местности можно сравнить со Стоунхенджем в Англии, с той лишь разницей, что развалины в Анатолии на 6 тысяч лет древнее.

Будучи ребенком, Клаус Шмидт не вылезал из пещер в своей родной Германии, надеясь найти там доисторические рисунки. Тридцать лет спустя, уже представляя Немецкий археологический институт, он обнаружил нечто бесконечно более важное – храмовый комплекс, почти в два раза древнее всех аналогичных сооружений на планете.

«Это место – сверхновая звезда, – говорит Шмидт, стоя под одиноким деревом на продуваемом ветрами холме в 55 км к северу от границы Турции с Сирией. – Уже в первую минуту после его обнаружения я знал, что у меня есть два пути: либо уйти отсюда, не сказав никому ни слова, либо провести остаток жизни здесь, на этих раскопках».

За его спиной открываются первые изгибы Анатолийского плоскогорья. Впереди на сотни миль до самого Багдада и дальше на юг простирается Месопотамская равнина, похожая на море цвета пыли. Прямо впереди, спрятанные за уступом холма, каменные окружности Гобекли-Тепе. В те времена, когда люди еще не строили себе постоянных жилищ, не умели изготовить простейшую глиняную миску, добывали себе пропитание охотой и собирательством, обитатели Юго-Восточной Анатолии воздвигли своим богам монументальное святилище.

Читать еще:  Бассейн Немо-33, Бельгия - обзор

По сравнению со Стоунхенджем – самым известным доисторическим памятником на территории Великобритании – грандиозностью масштаба они не поражают. Ни одно из раскопанных круглых сооружений (а их на данный момент насчитывается четыре из двадцати) не превышает 30 метров в поперечнике. Что делает эти находки совершенно уникальной, так это вырезанные на них изображения кабанов, лисиц, львов, птиц, змей и скорпионов, а также возраст самих находок. Они были созданы за 9,5 тысяч лет до н.э. Они на 5,5 тыс. лет древнее первых городов Месопотамии и на 7 тыс. лет – Стоунхенджа.

Почти как Иерихон

В Гобекли-Тепе археологи обнаружили на холме гигантский комплекс круглых построек и каменные столбы с высеченными рельефами. В настоящее время раскопана только небольшая часть построек, но, если принять во внимание возраст развалин, сразу становится ясно, что это уникальный археологический памятник.

Древние развалины Невали-Кери, которые с 1992 года находятся на дне водохранилища имени Ататюрка, почти такие же старые, как Гобекли-Тепе, их возраст 10 500 лет. Но столбы там гораздо меньше, и отделка скромнее. С храмами Гобекли-Тепе может состязаться в возрасте Иерихон, но там нет больших скульптур, нет архитектурных украшений.

Все остальные древние археологические памятники относятся к другой эпохе — они возникли примерно на 2 тысячи лет позднее. Люди, создавшие эти округлые памятники и каменные барельефы, весь этот комплекс, даже не имели глиняной посуды и не выращивали злаковых культур. Они жили в поселениях. Но они были охотниками, а не земледельцами.

Судя по возрасту комплекса Гобекли-Тепе, именно в этой местности охотники и собиратели перешли к оседлому образу жизни. В Гобекли-Тепе прежде всего поражают интеллектуальные способности людей каменного века, их трудолюбие и знание строительного дела. А ведь до сих пор ученые были уверены, что осуществление таких гигантских проектов, как строительство храма, предполагает оседлый образ жизни и высокую степень организации.

«Всегда полагалось, что только сложные общества с иерархической структурой могли построить подобные монументальные сооружения, и что они появились лишь с возникновением землепашества», – говорит профессор антропологии Стэнфордского университета (Stanford University) Ян Ходдер (Ian Hodder), который с 1993 года руководит раскопками в Чаталь-Хойюк – самом известном из поселений эпохи неолита на территории Турции. – Гобекли перевернул все представления. Это сложное сооружение и относится к эпохе до зарождения земледелия. Один только этот факт ставит его в ряд важнейших археологических находок за очень продолжительный период времени».

Почему святилище засыпали землей?

Место археологических раскопок в Гобекли-Тепе впервые было обследовано в 1963 году. Однако тогда археологи недооценили его значение, и долгое время там вообще не работали. На холме, в толще которого находится храмовый комплекс, располагалось поле овса. Крестьяне то и дело убирали с полей мешавшие им громоздкие камни, так что верхняя часть храма уничтожена до того, как ее исследовали ученые.

По раскопанным участкам можно сделать вывод, что люди здесь пребывали очень долго. Рядом с круглым зданием святилища найдено несколько зданий меньшего размера, в которых, по-видимому, проходили какие-то ритуальные собрания. Но во всех этих зданиях нет ни малейших признаков человеческого жилья.

Раскопки ведутся вот уже десять лет. В результате пока расчищена лишь небольшая часть, но назначение Гобекли-Тепе для построивших его людей так и остается неясным. Некоторые полагают, что это место было предназначено для проведения ритуалов плодородия, а два высоких камня в центре каждого круга символизируют собой мужчину и женщину.

Но Шмидт со скепсисом относится к теории плодородия. Он разделяет мнение, что Гобекли-Тепе могло быть «последним расцветом полукочевого общества, которое вот-вот должна была уничтожить идущая на смену эпоха земледелия». Он указывает, что если сегодня это место сохранилось почти в идеальном состоянии, то только потому, что его строители вскоре погребли свое творение под тоннами земли, как будто их богатый дикими животными мир утратил все свое значение.

Но здесь отсутствуют символы плодородия, которые находили на месте других раскопок эпохи неолита, и столбы в форме буквы Т, будучи явно получеловеческими, являются бесполыми. «Я думаю, что здесь мы столкнулись с самыми ранними изображениями богов, – говорит Шмидт, поглаживая рукой одну из самых больших глыб. – У них нет ни глаз, ни ртов, ни лиц. Но у них есть руки и у них есть ладони. Это – творцы».

«С моей точки зрения, вырезавшие их люди, задавались величайшими вопросами из всех, – продолжает ученый. – Что есть вселенная? Зачем мы здесь?»

Едва ли не самое интересное в Гобекли-Тепе — это его последние дни. Постройки, несомненно, засыпаны, и именно этим объясняется их хорошая сохранность. Все древние культовые здания были просто покинуты, заброшены, но храм на анатолийском холме буквально зарыли в землю. Массивное здание с монолитными гигантскими столбами, покрытыми великолепными рельефами, доверху засыпан камнями и грунтом, так что он буквально исчез под землей.

«Портреты» диких зверей

Хотя археологи освободили из-под насыпи только часть Гобекли-Тепе, уже сейчас можно оценить необычайно большие размеры святилища. Оно состоит из четырех различных храмов, обнесенных невысокой каменной оградой. Особенно интересны Т-образные монолиты с частично сохранившимися рельефами. Они очень натуралистично изображают птиц, газелей, быков. Рядом с изображением осла и змеи можно различить голову лисы. Там есть даже пауки и объемно выполненный дикий кабан с насупленной тупой мордой.

То, что строители храма придавали большое значение миру животных, само по себе не удивительно. Но они изображали диких животных, и это подтверждает предположение, что создатели святилища не были оседлыми земледельцами. Интересно и другое: в окрестностях Гобекли-Тепе представлены всевозможные дикорастущие злаки, которые впоследствии были культивированы как зерновые культуры.

Таинственные пиктограммы

Возможно, Гобекли-Тепе является тем самым недостающим звеном в цепи — связующим элементом между первобытными кочевыми охотниками-собирателями и оседлыми земледельцами. Производство монолитных каменных столбов с рельефами требует определенных профессиональных навыков — для этого нужны каменотесы. Значит, другие люди снабжали ремесленников-каменотесов всем необходимым для жизни, то есть у них существовало общество, основанное на разделении труда.

На некоторых столбах находятся пиктограммы. Некоторые археологи предполагают, что эти значки могли повлиять на системы знаков, возникшие в более позднее время, но трудно проследить, имеется ли между ними связь. Иероглифы были распространены не в соседней Месопотамии, а в Древнем Египте, то есть далеко от Гобекли-Тепе. К тому же временной интервал между Древним Египтом и культурой Гобекли-Тепе очень велик.

Конец святилища Гобекли-Тепе пришелся на начало VIII тысячелетия до н.э. В это время в соседней Месопотамии распространилось земледелие. Почва в окрестностях Гобекли-Тепе скудная, возможно, именно по этой причине святилище утратило свое значение. Важнейшие центры образовались значительно южнее, на плодородных равнинах, в долинах рек. По крайней мере, этим можно отчасти объяснить, почему люди покинули храм, где сотни лет их предки поклонялись богам. Они засыпали святилище камнями и навсегда ушли оттуда.

Уроки Гобекли-Тепе побуждают пересмотреть представление о так называемой неолитической революции. До сих пор историки думали, что переход кочевых племен к оседлому образу жизни создал предпосылки для строительства крупных городских центров и огромных храмов. Но опыт Гобекли-Тепе доказывает, что, по всей вероятности, было как раз наоборот: само существование грандиозного святилища, где происходили главные ритуалы, побуждало людей не отдаляться от него, а оставаться поблизости от святого места и устраивать себе постоянные жилища. Значит, сначала все-таки был храм, а потом уже дом, деревня и город.

Читать еще:  Аквариум Генуи, Италия - обзор

Есть ещё один очень интересный момент связывающий Гобекле Тепе с островом Пасхи. Дело в том, что изображения птицеголовых существ на стелах в Гобекле Тепе очень похожи на изображения таких же существ выбитых на камнях острова Пасхи.

Гёбекли-Тепе — самое старое сооружение в мире.

Гёбекли-Тепе (тур.Göbekli Tepe) – храмовый комплекс, который расположен на Армянском нагорье в верховьях реки Евфрат. Находится на расстоянии 8 километров от нынешнего города Шанлыурфа (тур.Şanlıurfa), который в античные времена носил греческое название Эдесса – юго-восток современной Турции. На сегодняшний день является наидревнейшим мегалитическим сооружением в мире.

Турецкое слово «Göbek» обозначает «пуп», «живот», «пузо» или «купол». Словосочетание «Гёбекли Тепе» лучше всего перевести как «пуп земли» или «выпуклая гора» – название, которое точно отображает силуэт холма. Он возвышается как огромный купол на ровном известняковом плато. Но при ближайшем рассмотрении можно обнаружить, что очертания Гёбекли-Тепе довольно расплывчаты, ведь телль (холм) представляет собой холмистый ландшафт в миниатюре со многими вершинами и низинами. В этих впадинах, как позже выяснилось, скопились самые мощные отложения слоя I.

Впервые нога археолога ступила на эти земли в начале 60-х годов ХХ века. Американские ученые, осмотрев данную местность, предположили, что здесь расположены останки кладбища византийской эпохи. Эта информация, в виде заметки, была опубликована в специализированном издании, но особого интереса в научных кругах не вызвала. Потому о Гёбекли-Тепе на некоторое время забыли – до одного случая.

Однажды местные фермеры, расчищая от камней участок, примыкающий к подножью холма, обнаружили каменную кладку. Блоки находились близко от земной поверхности и потому мешали производить вспашку. Когда фермеры начали извлекать их, то обнаружили, что на многих камнях нанесены горельефы. Ранее подобные находки также встречались, но фермеры просто складывали их на склонах холма вместе с остальными камнями. Но, тем не менее, эта информация дошла до сотрудников археологического музея города Шанлыурфа.

Чтобы проверить информацию, поступившую от музея, в 1994 году на место прибыл археолог из Берлина Клаус Шмидт вместе со своим другом еще по университетской скамье Михаэлем Моршем. Проведя детальное обследование склонов холма, археологи обнаружили множество кремниевых сколов, которыми холм был просто усеян. Эти артефакты, бесспорно, являлись объектами созданными человеком. При этом осколков керамики обнаружено не было. На одной из удаленных возвышенностей холма исследователей ожидал настоящий сюрприз – из земли выглядывали несколько фрагментов Т-образных столбов.

Этот факт был последним доказательством того, что холм имеет неприродное происхождение и что под ним скрыт памятник раннего докерамического неолита, который имел невероятно масштабные размеры. Стало ясно, что нужно готовить экспедицию.

Таким образом, лишь в 1995 году к раскопкам здесь приступили сотрудники стамбульского отделения Немецкого археологического института (Deutsche Archäologische Institut, DAI) в сотрудничестве с музеем Шанлыурфа под руководством археолога Клауса Шмидта. Изучение данного памятника стало делом его жизни, а вышеописанный случай вошел в историю как второе открытие Гёбекли-Тепе (ГТ).

В условиях ограниченных ресурсов, Шмидт решил разбить первый раскоп на юго-восточном склоне холма – в том месте, где фермеры оставили глубокую яму после извлечения из земли каменных блоков. После начала работ, предварительные оценки археологов о древности сооружения, полностью подтвердились.

Начиная непосредственно от поверхности земли и в глубину, археологами было обнаружено не менее пяти культурных уровня. Ранние слои памятника, с помощью радиоуглеродного анализа датируются ХІI тысячелетием до н.э.Исходя из этого, изначальные предположения археологов о назначении данного сооружения были таковы — Гёбекли-Тепе являлся культовым центром местных охотничьих племён, которые проживали в том регионе. Охотничьих потому, что в то время культурного земледелия еще не было, а многочисленные изображения на артефактах животных и людей могли означать сцены охоты. Часто встречающиеся единичные или парные звериные изображения, такие как бык, волк или дикий вепрь, опираясь на данные этнографии, трактовались как вероятные первопредки — тотемы племён. Массивные Т-образные ортостаты могли выполнять функцию опор для крыши, ведь они располагались попарно и в центре «помещения».

Нужно отметить, что некоторые такие ортостаты, изготовленные из известняка, имели вес около 20 тонн. На северном плато среди оставшихся в каменоломне еще необработанных и неотделенных от основания заготовок был найден гигантский столб Т-образной формы. Это самый большой ранненеолитический архитектурный объект, из известных в регионе, на сегодняшний день. Столб имеет сохранившуюся длину примерно 7 м и ширину навершия 3 м. Вес около 50 тонн! По оценке специалистов, чтобы переместить такой объект до места установки потребовалось бы усилие около 400-600 человек. Маловероятно, что в той местности проживало нужное количество работоспособного мужского населения. Да и поселений того времени рядом на данный момент не обнаружено. Вероятнее всего, строители собирались по необходимости с целого региона.

Обнаруженное сооружение очень похоже на крупный культовый комплекс. Понять, какая религия здесь исповедовалась, сегодня, видимо, невозможно. Бесспорно лишь одно: уже в те времена, 11 500 лет назад, людей волновали не только нужды повседневной жизни, но они уже задумывались и о чем-то вечном, выражая свои мысли в произведениях искусства. Как все это противоречит тому, что было известно науке до сих пор! Считалось, что «примитивные» племена, жившие охотой и сбором съедобных даров природы, не знавшие даже керамики, не были способны на создание таких сооружений. Для строительства комплексов, подобных обнаруженному в Турции, необходимы хотя бы зачатки сложно устроенного общества. Так, значит, оно уже в каком-то виде существовало?

Примерно за 7500 лет до нашей эры люди по неизвестным причинам ушли из этого места. Каменным храмом больше никто не пользовался. Огромный комплекс был засыпан землей, над ним насыпали искусственный холм, благодаря чему храм и сохранился на протяжении десятка тысяч лет. Но его не забыли. Место продолжало быть, по-видимому, чем-то отмеченным в глазах местного населения, и изготовленные здесь, на вершине холма, каменные орудия считались особенно ценными.

Что же произошло, почему храмовый комплекс Гёбекли-Тепе в те далекие времена засыпали? Шмидт пожимает плечами: возможно, за две тысячи лет изменились религиозные верования, ритуалы охотников и собирателей потеряли свое значение, возникли новые культовые формы.

В самом деле, примерно в то время или лет на 500 позже люди научились обжигать керамику и стали селиться главным образом на равнинах, поближе к воде и плодородным почвам, которые они учились возделывать. Археологи находят в пластах этой эпохи свидетельства зарождения земледелия и скотоводства. Появляются глиняные фигурки божеств, часто с подчеркнутыми признаками женского пола, что говорит о возникновении культа плодородия.

Историкам известно, что с зарождением керамики прежние места поселений человека почти всегда оказывались заброшенными. Происходил как бы перелом культурного самосознания людей. Старые храмы охотников с их множеством изображений животных стали неинтересны новому человеку — земледельцу и гончару.

Источники:

http://alexandr-palkin.livejournal.com/6021097.html
http://nlo-mir.ru/civilizacia/27068-gjobekli-tepe-kolybel-civilizacii-9-foto.html
http://pikabu.ru/story/gyobeklitepe__samoe_staroe_sooruzhenie_v_mire_6073281

Ссылка на основную публикацию