Канатная дорога Гульмарг, Индия – обзор

0

Канатная дорога Гульмарг, Индия – обзор

Зоны катания

Она начинается она с верхней линии хребта, на которой расположена станция подъемника G4, с высоты около 4000м, и заканчивается практически в поселке Тангмарг, расположенном на высоте 2150м у его подножия. Таким образом, вертикальный перепад высоты зоны катания составляет чуть менее 2000м.
Учитывая длину спуска с хорошими углами наклона на таком перепаде, и, более чем 4-х километровую, линию старта, проходящую по хребту и легко доступную с верхней станции подъемника, становится понятным масштаб снежных террас и многообразие ландшафтов.

Из деревни Тангмарг, в поселок Гульмарг, расположенный на высоте 2700м, можно попасть по горному серпантину на джипе, автобусе или даже пешком. Затем, две линии (фазы) подъемника (гондолы) доставят вас на верхнюю линию хребта, на высоту 4000м. Откуда открывается не только незабываемый вид на кашмирскую долину и Большой Гималайский хребет, но и на целину практически бесконечной области катания, площадь которой ограничивается, в основном, возможностью скатиться в нужную точку.

Столь обширную область катания в Гульмарге можно условно разделить сверху вниз на три зоны: верхнюю, среднюю и нижнюю.

Верхняя зона характеризуется практически полным отсутствием трасс, за исключением пары подготовленных ратраком выкатов, а также разнонаправленными склонами (аспектами), кулуарами, местами скалкой и зонами деревьев ниже. Она обладает достаточно простыми рельефами: верхняя линия хребта вытянулась примерно с юго-востока на северо-запад, в стороны от нее уходят ребра, образующие между собой кулуары. Такие рельефы как цирки, скалы с большими пролетами – практически не встречаются.

Перепад высоты с вершины горы Афарват (4215 м н.у.м.), которая так же доступна пешком или скитуром с верхней станции гондолы (G4), до средней станции гондолы (G2-G3), находящейся на высоте 3100м, составляет более 1000м. Для катания открыта только обращенная к Гульмаргу сторона хребта, ущелья и горы по другую сторону – до фактической границы (демаркационной линии) между Индией и Пакистаном, населены лишь пограничниками и другими армейскими частями. На верхней линии хребта также расположен армейский лагерь, куда периодически приезжают высокие армейские чины пропустить стаканчик рома с захватывающим дух видом.

Катание идет по ребрам, дну кулуаров и по склонам между ними. Склоны, в основном, направлены на юго-восток или же на север, северо-запад. Соответственно южнонаправленные склоны получают больше солнечного тепла и имеют больше выступающих скал и камней, а снежный покров на них иногда покрыт настом или же подмокает к середине дня в нижней части склонов. Более подробно о погоде, качествах снежного покрова и формирующих его факторах читайте в разделе Погода.

Ландшафты верхней зоны в основном альпийские, и только в нижней ее части встречаются склоны покрытые горной березой (paper trees) или елью (pine trees), без подлеска. Тень от деревьев дополнительно сохраняет снежный покров относительно рыхлым на южнонаправленных склонах.

Верхняя зона наиболее привлекательная для катания в Гульмарге, так как площадь ее огромна и целина в дальних уголках сохраняется долго. Она подходит опытным райдерам уверенно катающимся по целине, не боящимся крутых углов наклона и крепко стоящих на разбитом снежном покрове. Часть склонов, доступных с кресельного подъемника, можно использовать для обучения катанию по целине уверенно стоящих на подготовленных трассах райдеров, т.к. они имеют в основном щадящий угол наклона.

Безопасная зона катания (ski area) находится в границах центрального кулуара (main bowl или gondola bowl), слева вниз по склону от линии гондолы. Она находится под ежедневным мониторингом как иностранных экспертов-лавинщиков, открывающих работу второй фазы гондолы только после проверки уровня лавинной безопасности в этой зоне, так и местного лыжного патруля, постоянно курсирующего в ее границах в течение катального дня.
На схеме выше безопасная зона катания выделена зеленым цветом и подходит райдерам, уверенно стоящим на целине. Зона доступна полностью с верхней станции гондолы (G4), и, частично, с верхней станции кресельного подъемника.

Зона бэккантри (backcountry area), включает в себя все остальные кулуары с лева и с права от центрального кулуара. На схеме она выделена красным цветом. Доступ к спускам по этой зоне открывается с верхней станции гондолы. Верхняя линия хребта проходима и имеет небольшой наклон с северо-западного к юго-восточному краю. Выход на точку старта осуществляется преимущественно траверсом на лыжах и досках в юго-восточном направлении и пешком или на скитуре на северо-запад. Доступ в данную зону катания разрешен только в составе хорошо экипированной и подготовленной группы, способной самостоятельно оказать первую помощь пострадавшему вплоть до его эвакуации со склона, или же группам в сопровождении профессионального гида. Учитывая огромное количество снега, массивные козырьки, приличные углы наклона, и при этом не всегда достаточную подготовку райдеров, целесообразно уделить отдельное внимание вопросу безопасности катания – более подробно освещенному в разделе Безопасность.

Средняя зона катания расположена справа, если вы стоите лицом к склону, от первой фазы гондолы, или слева, если смотреть вниз по склону, между станциями G1-G2. Отклонение в противоположную сторону уводит от Гульмарга, в незаметно начинающиеся, но крутые и очень скалистые кулуары, ведущие в долину Дранг. Уход в них чреват потерей дня катания и сил на очень долгий и неинтересный спуск, в основном ползком, до населенного пункта Дранг, а возможно и ночевкой в горах, что грозит даже смертью выбившегося из сил райдера от обморожения или встречи со снежным барсом. Все дело в том, что ребро, на котором находится линия подъемника, является водоразделом между плато Гульмарга и долиной Дранг. В правильную же сторону, левее от первой фазы гондолы, она ограничена лишь вашей возможностью выкатится в нужную вам точку на плато Гульмарга или даже за ним, на военную дорогу вдоль хребта.

Эта зона катания имеет природный террасный рельеф на котором хорошие углы наклона чередуются с выполаживаниями, скал и камней практически нет. Она имеет хвойный, хорошо проезжаемый, ландшафт из ели и, опять таки, без подлеска. Пни и стволы поваленных деревьев образуют природные трамплины. Учтите, что, даже следуя по чьим-то следам, следует помнить о необходимости оставаться в границах данной зоны относительно первой (G1-G2) фазы гондолы. Подробнее об основах безопасного катании в Гульмарге читайте в разделе в разделе Безопасность.

Доступ в среднюю зону катания возможен с верхней станции гондолы (G4) или верхней станции кресельного подъемника – из левой, вниз по склону, части верхней зоны катания, а так же со средней станции гондолы (G2-G3). Подробнее о спусках по ней читайте в разделе Спуски.

По средней зоне катания проложена трасса, с несколькими ответвлениями, соответствующая синей трассе в американской классификации, которая периодически обслуживается ратраком. В течении катального дня по трассе курсирует лыжный патруль. Она подходит, новичкам, но, из-за нескольких крутых стенок, не подходит нуличкам. Склоны вне трассы – для более опытных райдеров.

Нижняя зона катания идет от Гульмарга (2700 м н.у.м.) вниз до дороги между деревней Тангмарг (2150 м н.у.м.) и мечети суфийского мистика Бабареши (2400 м н.у.м.), таким образом ее перепад высот составляет около 500м.

Она, аналогична средней зоне катания, имеет природный террасный рельеф на котором очень хорошие углы наклона чередуются с выполаживаниями, особенно в ее нижней части, скал и камней практически нет. Хвойный ландшафт без подлеска и абсолютно проезжий, изобилует поваленными стволами деревьев и пнями, образующими естественные трамплины.

Эта зона катания подходит только опытным райдерам, способным быстро перекантовываться на крутых углах, виляя между деревьями и сведя к минимуму падения в глубокий снег.

В рамках данной зоны можно выделить два направления спусков: северное – в сторону Бабареши, и, восточное – в сторону Тангмарга. Направление Бабареши пользуется наибольшей популярностью в связи с более крутыми углами наклона и севернонаправленными склонами. Из трех зон катания нижняя зона доступна наименьший период времени в связи с не большой высотой относительно уровня моря и необходимым большим количеством снега, для того что бы надежно покрыть все неровности ландшафта. Подробнее об этом – в разделе Спуски.

Читать еще:  Стадион Уэмбли, Великобритания - обзор

Учебная зона находится на самом плато Гульмарга, в непосредственной близости от базовой станции гондолы (G1). Фактически это несколько возвышенностей на ближней к хребту части поляны в центре Гульмарга. До нее можно дойти пешком в течении 10-15 минут из любой точки Гульмарга.

Эту зону образуют 4ре разнонаправленных склона, периодически подготавливаемых ратраком. Средний вертикальный перепад высоты каждого из склонов менее 50м. Наверх райдеров доставляет бугельный подъемник с тарелкой. На регулярной основе работают 3 склона, доступ на подъемники которых запрещен сноубордистам в связи со старой конструкцией и как следствие – опасностью соскакивания троса в случае падения сноубордиста во время подъема.

Учебные склоны пользуются большой популярностью среди начинающих, в основном кашмирских райдеров и детских горнолыжных школ, а так же индийских туристов, желающих первый раз попробовать прокатиться на горных лыжах. Так же они подходят нуличкам, как для освоения правильной техники катания, так и для тренировки упорства и ног в случае сноуборда.

О зоне хели-ски читайте в разделе Хели-ски.

Подъемники

Все подъемники в Гульмарге сделаны французской фирмой Poma, которая построила первый подъемник еще в 1936 году во французских Альпах. Заказчиком строительства канатки в Гульмарге было правительство штата.

Гондола – воздушный подъемник одностороннего движения, доставляет райдеров наверх в закрытых кабинах. Кабины рассчитаны на 6 человек, сидящих по 3-е спиной друг к другу, хотя райдеры часто садятся по 4 человека в кабину, соответственно, замедляя очередь. Для лыж и досок, на снаружи кабины, предусмотрены внешние крепления. Чаще они слишком маленького размера для широких лыж и досок, и многие берут их с собой в кабину.

Гондола в Гульмарге состоит из двух последовательных линий или как они, по чему-то, традиционно называются в России – очереди. В Гульмарге же они называются фазами, т.е. “phase one” и “phase two”.

Станции гондолы так же имеют названия, но обычно употребляют короткие наименования. Базовая станция Гульмарг сокращенно называется G1 (высота 2700 м н.у.м.). С нее вы поднимаетесь на среднюю станцию Конгдори (высота 3100 м н.у.м.), на платформе которой высадка с первой очереди сокращенно называется G2, а посадка на вторую очередь сокращенно называется G3. Далее вы поднимаетесь на верхнюю станцию Афарват(высота 4000 м н.у.м.), кратко называемую G4.

Короткие названия станций рекомендуется запомнить для ориентации и встреч с гидами, а также для общения с лыжным патрулем.

Первая очередь гондолы идет от базовой станции G1 (2700 метров) до средней станции G2 (3100 метров). Строительство этой фазы было начато в 1988 году, но из-за резкой эскалации напряженности в штате было остановлено. Только через 10 лет удалось возобновить работу и, в 1998 году, первая очередь была открыта .

    Характеристики:
  • вертикальный перепад высот 400 метров (2700 – 3100 метров),
  • одновременно может нести 70 кабин,
  • максимальная пропускная способность 1500 человек в час,
  • имеет ограничение по работе при сильном ветре,
  • время подъема около 10 минут,
  • работает с 8:30 до 16:00.

Вторая очередь гондолы идет от средней станции G3 (3100 метров) до верхней станции G4 (4000 метров). Она была открыта в 2005 году.

    Характеристики:
  • вертикальный перепад высот 900 метров (3100 – 4000 метров),
  • длинна линии 2600 метров,
  • одновременно может нести 36 кабин,
  • максимальная пропускная способность 600 человек в час,
  • имеет ограничение по работе при сильном ветре,
  • время подъема около 20 минут,
  • работает с 9:00 до 15:30

Кресельный подъемник был построен в 2011 году. Он идет параллельно второй очереди гондолы. Посадка осуществляется на станции K1 (3100 метров), расположенной сразу за средней станцией гондолы G2-G3. Далее креселка проходит через станция подсадки K2 (3200 метров) и идет до верхней станции K3 (Мэрис Шолдер, 3500 метров), на которой осуществляется высадка. Эта линия сконструирована, в основном, для проведения соревнований и других спортивных мероприятий, у которых есть ограничение по высоте проведения – не более 3500м. Так же бывает полезен при обучении или когда вторая очередь закрыта из-за сильного ветра или нулевой видимости наверху.

  • вертикальный перепад высоты 400 метров,
  • длинна линии 1600 метров,
  • имеет 90 открытых 4-х местных кресел,
  • максимальная пропускная способность 1000 человек в час,
  • имеет постоянную скорость движения 2.5 метра в секунду,
  • время подъема 11 минут,
  • время работы с 9:00 до 15:30.
    Цены на подъемники
    первая фаза разовый подъем = 370 рупий (

5€)
первая фаза на день = 1 210 рупий (

15€)
первая фаза на неделю = 5 350 рупий (

68€)
креселка разовый подъем = 270 рупий (

3.5€)
вторая фаза разовый подъем = 480 рупий (

6€)
вторая фаза и креселка и один подъем в день на первой, на день = 1 900 рупий (

24€)
вторая фаза и креселка и один подъем в день на первой, на неделю = 9 490 рупий (

120€)
вместе первая, вторая фазы и креселка на сезон = 36 680 рупий (

Гульмарг. Фрирайд в Гималаях

В Гульмарг приезжают райдеры из Австралии и Европы. Многие прибывают заранее и ждут первого снега, хотя снега в короткий сезон будет более чем достаточно. Гульмарг – это пухляк всегда. Трассы могут быть закрыты из за большого количества снега, но не из за его отсутствия.

Гульмарг — это редкая возможность в одиночку (без толпы) спуститься по нетронутому снегу с высоты 4115 метров в Гималаях. Гульмарг является одним из самых высокогорных горнолыжных курортов в мире (перепад высот почти 2000 метров) с удобным подъемником, который, тем не менее не является популярным и многолюдным. Расположен на территории Индии в предгорье Гималаев в штате Джамму и Кашмир. Из-за высоты и обилия снега, Гульмарг идеален для бэккантри, ски-тура и хели-ски.

Главное, что нужно знать

Кашмир является спорной территорией между Индией и Пакистаном. При этом внутри самого Кашмира есть сепаратистские настроения, которые проталкивают идею независимости и от Индии, и от Пакистана. Все это является причиной некоторой напряженности в регионе. На данный момент штат поделен на три зоны, которые контролируют Индия, Пакистан и Китай.

Гульмарг контролируется индийскими вооруженными силами, с которыми вы столкнетесь сразу же по прилету в аэропорт города Шринагар (Srinagar). Это военный аэропорт и другого по близости просто нет. Военные автомобили регулярно патрулируют дороги и деревни. Во многих местах выставлены блокпосты с вооруженными солдатами. Для Кашмира — это нормально. Военные обеспечивают безопасность рениона, так как никто не поехал бы кататься в Пакистан, например, потому, что это не безопасно.

Вид с Афарвара на Джамму и Кашмир

К туристам-райдерам отношение хорошее. И со стороны местных и со стороны военных. В целом, ситуация в поселке и близлежащих деревнях спокойная и мне видится, что пока Кашмир контролируют индийские военные, кататься там безопасно. Главное, не спускаться на противоположную сторону хребта в Пакистан.

Гульмарг

Как добраться в Гульмарг

Поселок Гульмарг имеет транспортное сообщение с ближайшим крупным городом Шринагаром (Srinagar). Добраться до Гульмарга из Ширнагара можно на рейсовом автобусе или на такси. Я предпочитаю второй вариант, так как это быстрее и всегда можно скооперироваться с кем-то из райдеров в аэропорту: вместе нанять один автомобиль — так будет дешевле. Такси из аэропорта будет стоить около 3000 рупий, и возможно, нужно будет сделать пересадку в Тангмарге. От Шринагара до Гульмарга ведет извилистая горная дорога длиной примерно 50 километров. Все автомобили, которые курсируют по ней в сезон, имеют цепи на колесах — иначе не проехать.

Такси из Шринагара до Гульмарга

Хотя аэропорт Шринагара (SXR) и имеет статус международного, прямых международных рейсов я не встречал. По факту — это бывший военный аэродром. Сперва придется добраться в Индию, а уже затем лететь в Srinagar. В Шринагар можно добраться регулярными рейсами из Дели. Вот, например, что предлагает Aviasales:

Читать еще:  Аквапарк «Тропические острова», Германия - обзор

Если вы летите из России, то почитайте наши рекомендации по покупке дешевых авиабилетов в азиатском направлении. Также есть железнодорожное сообщение с Дели, но индийские поезда — это экстрим еще больший, чем фрирайд на диком склоне Афарвата (так называется вершина, с которой вы будете в Гульмарге спусткаться), поэтому оставим это развлечение для тех, кому мало адреналина на горе.

Есть автобусы из ближайших деревень, но если вы путешествуете таким образом в Гульмарг, вы все это лучше меня знаете и дальше можете не читать )

Подъемники и трассы

Основной подъемник в Гульмарге имеет протяженность 4 километра и разделен на две фазы. Фаза 1 (Gondola Gulmarg) с высоты 2700 до высоты 3100 и Фаза 2 с высоты 3100 до высоты 4115 метров. В зависимости от погодной ситуации лавинная служба контролирует работу подъемника, который представляет собой шестиместные закрытые кабины. Также есть четырехместный кресельный подъемник, который начинается с уровня второй фазы и поднимает на высоту 3700. Первая фаза обрабатывается ратраком. Вторая представляет собой полностью дикий склон для фрирайда.

Кресельный подъемник в Гульмарге

Когда работа основных подъемников будет временно остановлена из за сильного снега, возле посадочной станции первой очереди гондолы, местные гиды будут предлагать спуск по лесу в сторону Бабареши. Это еще один интересный опыт, так как виды там потрясающие. Лес в этой местности просто невероятный.

Фрирайд в лесу из Гульмарга в Бабареши Фрирайд по лесу. Гульмарг

Это фотографии наших спусков по лесу. Опыт фантастический. Когда будете договариваться с гидом, торгуйтесь очень сильно. Они заламывают цены, но по факту их работа заключается в том, чтобы спуститься с вами по склону и посадить вас на машину. Если вы катаетесь группой, то скидка должна быть очень большая.

Из за климатических и географических условий, на склоне очень высокая лавинная опасность. На вторую фазу подъемника вас могут не пустить без специального лавинного оборудования: щупа, бипера и лопаты. В Гульмарге в сезон работают офицеры лавинных служб, как правило наемные европейцы и американцы. Они проводят постоянный мониторинг покрытия и лавинной ситуации и в зависимости от этого принимают решение об допуске на разные зоны склона. В отелях Hill Top и Pine Palace очень часто можно бесплатно послушать лекцию по лавинной безопасности, которую прочитает офицер службы.

Несмотря на все меры безопасности, в Гульмарге часто сходят лавины и уносят жизни райдеров. Чтобы этого избежать, нужно быть в курсе актуальной лавинной ситуации и держаться рекомендованных для катания зон.

Линия отрыва лавины в Гульмарге. Февраль 2015

Сезон, климат, погода

Горнолыжный сезон в Гульмарге продолжается с января по март. Это обусловлено тем, что курорт находится близко к экватору. С января в Гульмарг начинают приходить зимние муссоны, которые приносят очень много снега. Иногда снег идет несколько дней подряд и может выпасть на 1,5 метра за сутки. Снега не просто много, его ОЧЕНЬ много. Снег качественно отличается в лучшую сторону от того пухляка, что я встречал в Альпах и горах Кавказа. В Гималаях снег мягче и легче. Температура воздуха в сезон на пике склона никогда не опускается ниже -10 градусов. У подножия обычно температура близка к 0.

Снег в Гульмарге

В марте снег тает так же стремительно, как выпадал. Горные ручьи уносят воду вниз, а склоны покрываются зеленой травой и цветами.

Гульмарг. Фаза 1

Цены в Гульмарге

Без преувеличения, могу сказать, что Гульмарг — это самое дорогое место в Индии. Но даже та цена, которую придется заплатить — это ничто по сравнению с теми эмоциями и опытом, которые может подарить спуск с вершины такого уровня.

В целом питание, транспорт и прокат будут стоить дешевле, чем на горнолыжках Европы. В поселке есть отделение банка с банкоматом и обменом валюты. При отелях есть рестораны с любой кухней на выбор, а на склоне и в поселке можно встретить такие кафешки под открытым небом.

Гульмарг Фаза 1

Аренда жилья в Гульмарге

Несмотря на некоторую удаленность и труднодоступность, в Гульмарге много классных и достойных отелей. Выбор большой: есть и отели в том числе и 5 звезд, и простенькие домики с буржукой внутри. От 20 долларов за ночь и выше в бесконечность. Я предпочитаю отели, которые находятся ближе к подъемнику, чтобы можно было дойти в ботах или выкатить прямо к месту посадки на доске (Hill Top и Pine Palace). Средняя цена за хороший отель с завтраком вблизи подъемника 50-100$ за ночь.

Вид с отеля Pine Palace

Посмотрите эту карту отелей Гульмарга. Все, что ближе к Gulmarg Gondola — это то, что вам нужно. Gulmarg Gondola — это посадочная станция подъемника. Карта кликабельна. Можно увеличивать и кликать на отели, она покажет цену.

Полезные сервисы по аренде жилья в Гульмарге

  • RoomGuru — сканирует более десятка крупных порталов по отелям (букинг, агода, хотелс итд). В итоге выдает самую лучшую цену и всевозможные скидки.
  • Booking.com — самый популярный поисковик жилья в Гульмарге.

Прокат в Гульмарге

В Гульмарге есть шансы взять в прокат хорошее оборудование: доски, лыжи и ботинки, но также есть шанс, что все это будет в разных местах и вам придется изрядно побегать по деревне. Лучший вариант — это привезти оборудование с собой. Не стоит омрачать катание на склонах такого уровня, прокатным оборудованием ). Многие авиа перевозчики разрешают взять спортинвентарь на борт бесплатно.

Горнолыжная поездка в Гульмарг (Индия), а так же неспешные прогулки по Дели

Вид на горы с подножья кресельного подъемника

Практическое руководство для жаждущих до каталки в Гульмарге, а так же новичков в прогулках по Дели:)

Даты поездки: 09 февраля – 01 марта 2013г.

Состав группы: 32 человека (Н.Новгород, Владимир, Москва, Ярославль, Уфа, Братск, Санкт-Петербург, Северодвинск, Ессентуки). Сразу признаюсь, везти рабочую камеру в горы испугалась, поэтому фотографии будут из фотоаппарата типа “продвинутая мыльница”.

Финансы и трансфер

Виза – 1915 рублей в консульстве Москвы.

Страховка на 2 недели ингосстрах через черихапу – 1300рублей (включая доп. страховку от нс и страхование багажа).

Поезда Н.Новгород – Москва – Н.Новгород – 2000 рублей

Аэроэкспрессы в обе стороны – 640 рублей.

Цены на индийские авиабилеты указаны с оговоркой на то, что покупались за 3 недели до вылета. Ребята, бравшие те же билеты, но за несколько месяцев до поездки, хорошо сэкономили.

Билеты Мск-Дели-Мск – 21 096 рублей (qatar airways – qatarairways.com)

Qatar – на сегодняшний день первая в моем личном топе авиакомпаний: пледы подушки, вкусная! кухня, услужливые стюардессы, дисплеи с тач-скринами в спинках сидений (просмотр фильмов, музыка и игрушки, usb для собственного контента), бумажные полотенца, влажные салфетки в туалетных комнатах, крем для рук после мытья и все это в эконом-классе. Очень приятный и ненапряжный полет.

Билеты Дели-Шринагар-Дели – 3 833 рублей (IndiGo – goindigo.in)

Билеты дели-варанаси-дели – 3 645 рублей (http://www.spicejet.com/)

Кстати, вылет в Шринагар происходит из соседнего c международным терминала Т-2, куда ходит аэропортовский автобус, билет на него бесплатный при демонстрации билета Мск-Дели и распечатки билета Дели-Шринагар.

Индиго берет плату в 1000 рупий за провоз горнолыжного снаряжение в одну сторону, некоторым удается этого избежать. Компания категорически не приемлет обычные пальчиковые батарейки и электронные девайсы, отличные от ноутбуков и фото-камер, потому все сомнительное в ручной клади лучше не провозить – отберут.

“Спайсджетовские” билеты возвращали в аэропорту Дели, решив остаться в городе, штраф за возврат – 2000 рупий. А вернуть их пришлось по причине задержки на несколько часов предыдущего рейса.

Читать еще:  Пещера Фишер-Ридж, США - обзор

Да и с возвратом повезло, представительство авиакомпании пошло на уступки, отодвинув жесткие рамки сдачи билетов на нужные нам 15 минут, которых, по традиции, не хватало. Жаль, не удалось увидеть священный Варанаси, ну да не в последний раз, я надеюсь, в Индию летала.

Заметка тем, кто только планирует подобную поездку в Индию. На все стыковки между перелетами необходимо закладывать не менее 6-7 часов на всякого рода задержки вылетов, бесконечные проверки, досмотры и прочие форс-мажоры. Практически все аэропорты требуют заполнения анкет, информация примерно одна и та же: ФИО, на какой срок, куда и зачем летите, место жительства на срок пребывания.

Складывать огромные суммы денег на мобильный перед отъездом смысла не имеет, ибо в Шринагаре сотовая связь для туристов отсутствует как класс, местную сим-карту купить не реально. Спасает бесплатный отельный wifi и skype.

По прилету в аэропорт Шринагара, без особых проблем можно найти таксиста, желающего отвезти вас в Гульмарг. Машина на 4-5 человек их аэропорта Шринагара до отеля в Гульмарге – 1800 рупий на всех.

Обмен денег

В аэропорту Дели есть обменные пункты для валюты и банкоматы для снятия с “пластика”.
На выходе из международного терминала банкомат Citibank MasterCard – 10тыс.рупий = 5 840 рублей.
Валюту лучше менять в городе, в аэропорту курс грабительский и кроме того берут дополнительный сервисный сбор.
В самом Гульмарге также есть банкомат (J&K Bank) рядом с рынком, но дружит он не со всеми банковскими картами (карту Связного банка выплюнул, как и часть Сберовских, Альфабанковские работали нормально).

MasterCard предпочтительнее, чем Visa, нет лишней конвертации евро-доллар.

Жилье в Гульмарге

Стоимость сильно зависит от наличия в отеле центрального отопления, горячей воды, удаленности от подъемника и умения торговаться. В нашем варианте – отель http://www.pinepalaceresort.com/, стоимостью 40 баксов в сутки с человека.

Номера 2х местные, 3х местные и сьюты на четверых. Горячая вода (сложно поддающаяся регулировке), отопление, постельное белье, полотенца и даже белые халаты с тапочками, правда, в количестве 1шт. на номер, не смотря на количество проживающих в нем постояльцев.

Еда:

Завтраки были включены в стоимость проживания в нашем отеле и представляли из себя овсяно-рисовую кашу, тосты с маслом или джемом, омлет и чайкофе, иногда получалось выпросить кукурузные хлопья с молоком, пару раз за 2 недели на столах появлялись мандаринки и сок.

Обед если и был, то, как правило, на горе из-за дешевизны и шаговой доступности еды (150-250 рупий на человека).

Ужинать ходили в разные отели, старались не повторяться – стоимость 300-500 рупий на человека в зависимости от аппетита. Ключевые слова при заказе – “ноу спайси”. Стоимость бутылки воды на рынке – 15 рупий, такой же, но в отеле – от 50 рупий.

Фрукты – порядка 50 рупий за килограмм. Местный напиток в жестяных синих баночках Rani – 20 рупий, стоит попробовать! Обычный сок в тетрапаках – 80-90 рупий – жутко разбавленный.

Что можно есть из местного:

Рис во всех вариациях – порции огромны, лучше заказывать одну на 2х-3х человек. Палак панир – кусочки сыра в шпинате со специями.

Кашмири палау – местный плов, в зависимости от заведения может быть острым или сладким, с кусочками фруктов, мясом курицы или бараниной. Мутон в местном понимании – баранина, все остальные слова – способ приготовления, его и следует уточнять заранее дабы не получить что-нибудь совсем неожиданное. Это правило действует и в отношении блюд из курицы, только вместо мутона – привычное чикен.

Чиз паратта – лепешка с сыром, зеленью и пряностями – вкусна практически везде.

Из напитков – местная кава, на горе самая вкусная, с крошками миндального ореха, лучше просить без сахара, по умолчанию его насыпают слишком много. Классический масала-чай в Гульмарге не водится, в место него приносят обычный чай с молоком.

Дал – уваренная до кашеобразного состояния чечевица, вкусно, но жутко остро.

Ласси – волшебное слово, означает появление на вашем столе кисломолочного продукта, способного затушить огонь во рту от местной пищи. Грин салат – огурцы, помидоры, капуста нарезанные небольшими кусочками и ломтик лимона.

На рынке есть ресторанчик Bakshi, в нем можно заказать невероятно-вкусную крицу по-авгански (авгани чикен), а в нижнем pinepalace – изумительную картошечку с грибами (в меню ее нет, ключевые слова “потейто вис машрум”).

Такси в Гульмарге от рынка до отеля – 150 рупий с машины после торга.

Маленькие радости: бородинский хлеб и сало, привезенный с собой некоторыми опытными райдерами – это просто праздник какой-то в условиях отсутствия привычно-человеческой еды.

Предмет первой необходимости – кипятильник, избавляет от постоянной закупки воды для утреннего наполнения чаем термосов. Заварку, сахар, свежий имбирь и лимоны лучше привезти из дома.

Ну и не отходя сильно далеко от темы:

Список некоторых индийских лекарств, если ваша аптечка осталась дома.

Racecadotril (acetorphan) – от диареи
Dispirin – противовоспалительное, аналог нашего аспирина
CombiFlame – жаропонижающее
Laxatives, Dulcolax, Creamolax – слабительные
Electral – водо-растворимый порошок, пить после сильных отравлений
Ciplox-T2 – антибиотик от кишечных инфекций
Volini – мазь от мышечных болей
Diarex (Himalaya) – щадящее средство от кишечных инфекций и диареи
Zovir – ацикловир
Manomitram – легкое снотворное
PartySmart – нейтрализует алкоголь

Каталка

Снег есть и его много, даже когда его нет, он все равно есть, если не лениться ходить ножками в дальние кулуары или потратиться на местных гидов, кстати, они еще пригодятся, в случае, заездов, заканчивающихся встречей с военными или в плане организации трансфера от диких спусков обратно к подъемнику.

Рельеф интересный, уклоны разные, как для начинающих фрирайдеров, так и для гуру. Простор для ски-тура. Для любителей шерегешского леса – и тут найдутся похожие места. Трасс нет совсем, есть небольшие отратраченные кусочки рядом с подъемниками второй очереди. Канатка как и всюду не любит работать в плохую погоду и сразу после снегопадов. Есть также местные деревни, куда можно делать длинные спуски – Бабареши, Танмарк и Дранг, по отзывам – оно того стоит, хотя бы раз (сама туда не спускалась), ну и вкусных печенек там можно заодно купить в местной кондитерской.

Случаются погодные сюрпризы, солнечный и безоблачный подъем на канатке, может закончится спуском в сильном снегопаде или в непроглядном молоке, потому кататься лучше группами, с рациями, биперами, оговоренным заранее планом действий и выбранным главным рулевым.

Стоимость ски-пассов:

150 рупий на первой очереди, 250 рупий на второй, 200 рупий – креселка. Есть дневные абонементы, но при условии хождения ножками и парой-тройкой полноценных спусков за день, смыла брать их – нет.

Лавины сходят. Следят за ними и отстреливают – в центральном кулуаре, где канатка, во все остальные вы идете на свой страх и риск, о чем прямо говорят на еженедельной бесплатной лекции по лавинной безопасности региона.

Про лавинную безопасность:

В плане установки на нужное место мозгов – это, пожалуй, самая продуктивная в моей жизни поездка в горы. Впервые искала кого-то бипером, пользовалась щупом и лопатой по назначению. Организованное занятие по закапыванию и откапыванию людей, лекции о том, как и где можно катать не вызывая лавины, как кататься группой и почему эта группа должна быть скатана, какие функции и кто должен на себя взять – простые вещи, которых к своему стыду я не знала, благополучно и прочно поселились в моей голове. 01.

Местное изобретение – грузовая кабинка канатки 02.

Источники:

http://www.gulmarg.ru/piste.htm
http://borchaninov.com/gulmarg/
http://reports.travel.ru/letters/2013/04/214851.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии