Карьер «Рускеала», Россия – обзор
Карьер «Рускеала», Россия – обзор
М раморный карьер в горном парке Рускеала.
Это мы еще к нему идем ))))) карьер называется итальянским не случайно.
Виды вокруг не итальянские, скорее скандинавские )))
Тут даже таблички есть.
На Рускеальском месторождении добывали пять номеров (сортов) мрамора.
Мрамор «белогорский» (№ 1) – серо-синеватый, беловатый, с черными и белыми прожилками и полосками, иногда с зеленоватой примесью актинолита и тремолита, по-прежнему ломали на Белой горе. На горе Зеленой выделяли две разновидности «зеленогорского» мрамора: № 2 – серо-зеленоватый мрамор с большим количеством темно-зеленого актинолита, который до 1810 года применялся для облицовки полов Казанского собора, и № 3 – серый с зелеными актинолитовыми прожилками, выламываемый до конца 1830-х годов напротив озера Синган-Ламби для изготовления мелких поделок. На берегу реки Русколки, между мельницей и мостом, была отмечена залежь «берегового» мрамора (№4) – полосчатого, с тонким чередованием белых и серых полосок. На горе Белой также встречался белый с синеватыми полосками мрамор (№5), который еще нигде не применялся.
В 1770-1830-е годы мрамор в Рускеала добывался следующим образом. Вначале вдоль подошвы уступа карьера рабочие проходили горизонтальный ров («подкоп» или «подгорье») – шириной до 1.5-1.8 метра и глубиной 4-7 метров. Одновременно с ним по краям размеченного блока вырабатывались две «канавы» таких же размеров. Для этого в мраморе выбуривали шпуры («дыры» или «скважины») диаметром 2.5 сантиметра (в XVIII веке) и 3.8 сантиметра (в XIX веке) и глубиной до полуметра.
Их высушивали, заряжали порохом, забивали глиной и подрывали. Затем сверху уступа по направлению линии отрыва «массы», на расстоянии 2-6 метров друг от друга, бурили скважины («цилиндры») диаметром 7.5 сантиметра и глубиной 5.7-9.5 метра. Их также заряжали порохом и подрывали.
Для бурения применялись двухгранные (для мягких пород) и четырёхгранные (для твёрдых пород) буры длиной от 0.7 до 9.5 метра, с наваренными на конце твердыми стальными наконечниками.
Бурение велось вручную: один рабочий держал бур, другой бил по нему тяжёлым молотком. После каждого удара бур поворачивался. Шлам из шпуров удаляли с помощью специального шомпола или воды. За одну смену двое рабочих выбуривали от 1 до 4 метров породы.
Заготовленные «штуки» (блоки) мрамора весом от 7 до 16 тонн зимой грузили на специально сделанные из березовых стволов и обитые железом сани, в которые впрягалось десяток-другой лошадей, и везли в течение двух-трёх дней по дороге тридцать верст до пристани в Хелюля, где оставляли до весны. С наступлением навигации сюда из Санкт-Петербурга приходили парусные корабли (галиоты) с продуктами. На обратном пути они загружались мрамором и отправлялись по Ладожскому озеру до столицы.
Провоз мрамора по суше и воде каждые четыре года Контора Строения отдавала подрядчикам. В 1780-х годах доставкой мрамора из Рускеала в Хелюля занимался петербургский купец Семен Тимофеев, а перевозкой камня по воде от Хелюля до Санкт-Петербурга – петрозаводский купец Павел Каратаев. Инфа (С) интернет
Этим пластам миллиарды лет. тут можно дотронуться до времени.
Вандалы есть и здесь. Говорят была даже надпись “Я люблю Карелию”.
Итальянский карьер: отправляемся в путь, чтобы увидеть рукотворное чудо
Итальянский карьер, история которого началась несколько веков назад, сегодня входит в состав знаменитого карельского горного парка Рускеала.
Сложно представить, что когда-то на этом месте кипела работа, взлетали в воздух тонны прекрасного мрамора, бесконечной вереницей в Санкт-Петербург тянулись повозки, нагруженные камнем. А в столице их ждали мастера, в руках которых из глыб мрамора возникали прекрасные предметы украшений, декора и элементы архитектурно-строительной отделки. Впрочем, давайте вместе заглянем в историю итальянского карьера в Карелии, узнаем, почему он был так назван, и в каких зданиях и малых архитектурных формах Санкт-Петербурга сегодня можно увидеть уникальный мрамор из Рускеалы.
- Система уже подбирает идеальный вариант для Вашего отдыха.
- Пожалуйста, оставьте нам свой номер телефона.
- Наш специалист скоро свяжется с Вами и расскажет о деталях лучшего тура, подобранного для Вас.
- В ближайшее время наш специалист свяжется с Вами.
- А пока Вы можете почитать интересные статьи об отдыхе на Северо-Западе России.
Полет над карьером — Итальянский карьер (Рускеала)
Итальянский карьер: история разработки мраморных месторождений в Рускеале
На берегу бешеной – дикой и неукротимой, — реки Тохмайоки, что в Карелии, находятся мраморные каменоломни. Они расположены поблизости от поселка Рускеала, возникшего в 18 веке в качестве временного жилья для уральских рабочих, привезенных по приказу императрицы Екатерины. Для чего же понадобилось перемещение огромного количества мастеров-каменотесов с семьями, пожитками, детьми в столь далекий и неприветливый северный край? Да потому, что именно здесь, в Сортавальском районе Карелии были найдены огромные запасы уникального камня, проведены исследования его качества и принято решение использовать мрамор в строительстве Санкт-Петербурга.
Прежде, чем было принято решение остановиться на рускеальском месторождении, поиск камня проходил в Выборгской губернии, в районе Сердобля и других регионах российской империи. Но опытная добыча мрамора, стартовавшая в 1766 году, показала, что камня в Рускеальском месторождении хватит на несколько веков, а его качество заслуживает того, чтобы стать материалом для строительства и отделки зданий в столице.
Так, по результатам инженерных и геологических исследований, императрицей всея Руси Екатериной Второй был подписан сенатский указ о запуске в разработку рускеалького месторождения мрамора.
Изначально целью добычи было строительство Исаакиевского собора, но качество уникального камня оказалось так хорошо, что в последствии он использовался для производства огромного количества предметов декора, мебели, отделки и других нужд в строительстве и архитектуре
Почему карьер – итальянский
Поскольку изначально всеми горными работами руководили мастера и инженеры из Италии, карьер получил название итальянского. Строительство Исаакиевского собора возглавлялось специально созданной для этого комиссией – настолько важным был объект, для которого было разработано месторождение в Рускеале. Уже в советское время добыча мрамора осуществлялась с помощью итальянского оборудования, что еще раз подтвердило его название.
Надо сказать, что основные работы велись по добыче мрамора светло-серого и светло-голубого цвета, преимущественно составлявших породу горы Белой. Но кроме белогорского камня светлого цвета в Рускеале были найдены минералы еще четырех оттенков:
- Серо-зеленого цвета. С горы Зеленой для облицовки полов Казанского собора привозили такой мрамор.
- Серого цвета с зелеными прожилками актинола. Для мелких поделок использовался камень с месторождения напротив озера Синган-Ламби.
- Полосатый, с чередованием серых и белых вкраплений. Такой камень добывали на берегу речки Русколки: его так и называли, береговым.
- Белый с синими полосками. Данный мрамор с горы Белой встречался крайне редко и нигде не использовался.
Итальянский карьер, Рускеала: технологии добычи мрамора в 18-19 веках
Непременно стоит посетить Карелию, чтобы побывать в итальянском карьере в Рускеале, и увидеть следы от бурения скальных пород. Глубокие отверстия в камне рабочие бурили без специального оборудования, вручную. Только представьте, что с помощью тяжелого бура и молотка за рабочую смену два человека выбуривали до 4 метров мрамора! Когда отверстие было готово, в него закладывали порох и подрывали. Такая технологическая операция производилась по вертикали и горизонтали, в результате чего от скалы «отламывались» куски мрамора весом до 16 тонн. Их называли блоками или штуками.
Для транспортировки огромных мраморных блоков ждали зиму, и использовали специальные сани, у которых полозья были обиты железом. В упряжке было до двух десятков лошадей. Чтобы переправить мрамор в столицу, его складировали на пристани в поселке Хелюля, куда по весне приходили из Санкт-Петербурга галиоты. Парусные суда привозили провиант, а забирали мрамор и по Ладоге везли его в столицу.
Все это уже в прошлом, но и сегодня новостные каналы уделяют внимание краткому обзору интересных мест в горном парке Рускеала
Краткий обзор — Итальянский карьер (Рускеала)
Мрамор из итальянского карьера в архитектуре Санкт-Петербурга
Недаром Екатерина Великая «присмотрела» рускеальский мрамор для отделки Исаакиевского собора, тогда существовавшего только на бумаге. Прекрасный материал обладал высокими эстетическими характеристиками, был прочен, легок в обработке.
Его использовали во время строительства Эрмитажа, Казанского собора, Михайловского замка, а позже – для отделки некоторых станций метро
Обратите внимание на облицовку Исаакиевского собора, полы Казанского собора, подоконники в музее Эрмитаж, мемориал в Брестской крепости, украшение павильонов московского ВДНХ: на этих объектах использовался прекрасный рускеальский мрамор. Правда, после 1980 года добыча и транспортировка каменных блоков из карьера оказалась делом нерентабельным, и он был законсервирован.
Итальянский карьер: как добраться в Рускеалу
Невозможно побывать в Рускеале, и не увидеть итальянский карьер. Сегодня это место – центр паломничества туристов со всей страны. Дорога от СПб занимает более 4 часов, но если вы запланируете заранее корпоративный тур, то проведете в компании друзей и наших гидов интересный уикенд.
Что же произошло с итальянским карьером в наши дни? Он перестал быть источником уникального камня, и уже давно заброшен. Если в 18-19 веках к разработке месторождений мрамора в Рускеале относились рачительно, по-хозяйски, точно просчитывая физику взрывов, то начало 21 века ознаменовалось варварским отношением к природным богатствам. Новые владельцы итальянского карьера использовали дикий способ добычи мрамора, предназначавшегося для реставрационных работ в СПб. В итоге каменные блоки оказались с глубокими трещинами, явными неоднородностями структуры. За ненадобностью их так и оставили в забое. На этом история рускеальского мрамора закончилась.
Сегодня в горном парке можно увидеть штольни, шурфы, узнать от экскурсоводов о том, что вагонетки, некогда вывозившие камень, лежат на дне Мраморного каньона. Отслужив свое, прекрасное месторождение мрамора в Карелии превратилось в туристический объект. Стоит побывать в итальянском карьере в Рускеале, чтобы оценить масштабность бывших разработок. Объект интереса туристов не пустует, а иногда даже просто не может вместить всех желающих. Так было во время фестиваля «Ruskeala Symphony» в итальянском карьере.
Фестиваль «Ruskeala Symphony»- Итальянский карьер (Рускеала)
Приезжайте и Вы, если хотите увидеть своими глазами изумительные срезы и рисунки на поверхности итальянского карьера. Присоединяйтесь к «Шарм Тревел», и сможете подтвердить практикой полученную из этой статьи теорию – знания об итальянском карьере в Рускеале.
Карелия. Горный парк Рускеала
Продолжение рассказа о нашей поездке в Карелию 12-14 июня 2015 года.
Посетив Лосевские пороги и Рускеальские водопады, мы в очередной раз перекусили остатками припасов в дорогу. После чего загрузились в машины и быстро добрались до Горного парка Рускеала, благо ехать пришлось всего ничего. Место показалось мне еще более востребованным, чем водопады. Парковка была переполнена, благо что являлась бесплатной. Пока друзья выясняли информацию на счёт катания на лодке по каньону, мы прогулялись по площади мимо сувенирных лавкам, попили кофе в местном кафе (кстати, очень невкусный), изучили карту пешеходного маршрута и, конечно, замерли на смотровой площадке с видом на самой большой каньон в парке.
Картина нашим глазам открылась захватывающая. Внушительное пространство, окаймленное бело-серыми мраморными кручами, далеко внизу плещется голубая вода и мирно плавают лодочки.
Даже засыпающая, я оживилась от вида этой картины и захотела поскорее попасть в парк.
Тем более, что с лодочками мы затею решили отложить на следующий день в связи с огромной очередью, (забегая вперед, сообщу, что на лодочкам мы так и не покатались из-за отсутствия мест на парковке), но, если кому удастся на них попасть – 400 руб час, лодка рассчитана на 4-х человек. На карте пешеходного маршрута, вход на который, кстати, не бесплатен (150 руб. за самостоятельную прогулку), мы выбрали интересные для нас места.
Мраморный каньон Рускеала – штольня – заброшенный завод – подземное озеро, также именуемое Рускеальским провалом – Итальянский карьер.
Итак, тут уж я сама вооружилась фотоаппаратом, который до этого момента бесполезно болтался у меня на шее, и мы ступили на покрытую мелкими камешками дорожку, которая сопровождала нас в течение всего маршрута.
Эти места до середины 18 века принадлежали шведам, которые добывали мрамор с целью превращения красоты природы – о Боже – в обычную побелку! При Екатерине II уже Россия добывала мрамор по его прямому назначению. Многие здания облицованы материалом из Рускеальских карьеров: Исакиевский собор, один из фасадов Михайловского дворца, постамент памятника Петру I, а также выложен пол Казанского собора, и других зданий Санкт-Петербурга, Царского села и Гатчины. В настоящее время работы по добычи мрамора ведутся поблизости, в новых выработках, но в ограниченном количестве, потому что существует вероятность обрушения карьера.
Самый большой карьер является наиболее яркой достопримечательностью парка. Отвесные скалы огромной чаши заполнены голубой прозрачной водой, сквозь толщу которой кое-где просвечивают мраморные стены, испещрённые гротами, шахтам и штольнями. Глубина – подумать только – от 30 до 50 метров! Симпатичная пешеходная дорожка тянется вдоль каньона, то здесь, то там оборудованы смотровые площадки, при взгляде с которых захватывает дух. Высоко-то каааак!
Гладь поверхности воды прочерчивают голубые лодочки, пассажиры которых могут приблизиться к стенам карьера, посетить гроты, и даже заплыть в те из них, которые не затоплены. Нам же приходилось довольствоваться видами оных издали.
Через карьер был протянут трос, на котором желающие могли прокатиться с одного конца каньона на другой. Стоимость – 1000 рублей. Но мне показалось, что это удовольствие скучное (хотя я боюсь экстремальных аттракционов).
В воде виднелись пирсы, которые перемещались с места на место. Как выяснилось, это для дайверов, исследующих глубины карьера. Местные воды не богаты на живность, но на дне осталась затопленная финнами перед началом войны 1939-40 гг. техника, и карьер пользуется популярность в дайвинг-клубах Москвы и Питера. Тем более что у воды прекрасная прозрачность, видимость достигает 12 метров, а в штольнях до 17. Стоимость использования пирса – 200 руб.
Недалеко от начала маршрута мы заметили указатель, сообщающий о том, что здесь находятся хаски. И действительно, на площадке разместилась палатка, в которую одна из нас заглянула, тут же вышла обратно и сообщила, что погладить собаку стоит 100 руб. Вот это бизнес! Ладно, я еще могу понять, когда берут деньги за снимок с питомцем, но вот за то, чтобы просто прикоснуться к нему! У меня в голове уже возникла идея открыть подобный бизнес совместно с моими абиссинскими котятами. А что? Несколько котят, плюс мама-кошка, плюс беспородный кот Бусик в качестве бонуса. Можно заработать! Однако, мечты мечтами, и стоит еще подумать над бизнес-планом. Я вообще здесь ради другого.
Так, о чём это я. А! Рядом с тропинкой, то здесь, то там, возвышаются пирамидки из камней. Мы предположили, что это труды рук посетителей. Не знаю, насколько верно наше предположение, но выглядели пирамидки мило. А в одном месте на этот раз уже точно гости каньона выкладывали камнями названия родных мест. Катя, наш фотограф, выбирала на дорожке камешки по красивее, сообщив нам, что хочет построить дачу и запасается стройматериалом. Она еще не знала, что в Итальянском карьере, в котором мы оказались пару часов спустя, её ожидали такие глыбы! Благо, что она покинула парк без тележки, нагруженной мрамором.
Сквозь воду видны обрушившиеся куски скал
Источники:
http://pantv.livejournal.com/505862.html
http://charmtravel.ru/sights/italyanskij-karer/
http://reports.travel.ru/letters/2015/08/247932.html