Кибуц Тират-Цви, Израиль – обзор

0

Кибуц Тират-Цви, Израиль – обзор

Египет сбивает цену на израильские лулавы

30.09.2009
Редактировать статью

Согретый израильским солнцем лулав из киббуца Тират-Цви обойдется жителям относительно холодного Нью-Йорка аж в 100 долларов. Лулав — прямой и еще не распустившийся верхний побег финиковой пальмы — неотъемлемая часть ритуала празднования Суккот. Евреи машут пальмовой ветвью, благодаря таким образом Б-га за его щедрость.

Моше Закай из киббуца Тират Цви, возделывающий финиковые деревья, гордится тем, что его продукция пользуется спросом заграницей. Правда, в Израиле пальмовая ветвь из киббуца обойдется всего в 70 шекелей: по словам местных сельхозпроизводителей, это происходит из-за конкуренции со стороны египтян.

Религиозный киббуц Тират-Цви, расположенный в пятидесяти километрах к югу от Бейт-Шеана, — крупнейший в Израиле производитель лулавов. Основатели киббуца не планировали зарабатывать продажей пальмовых ветвей, рассказывает Закай. Но 28 лет назад, накануне праздника Суккот, к ним приехал студент иешивы из Цфата и попросил продать ему лулав. Жители киббуца взглянули на свои пальмы и сделали удивительное открытие: самые неурожайные пальмы лучше всего подходили для выращивания лулавов.

Тогда-то у киббуца и появился новый бизнес. Министерство сельского хозяйства Израиля помогло киббуцникам разработать технологию хранения пальмовых ветвей, которая позволяет сохранять лулавы свежими в течение нескольких месяцев. Работники срезают ветви весной, когда верхние побеги пальм еще не распустились, и продают их осенью, перед праздником Суккот.

В этом году киббуц вырастил около 70 тысяч лулавов. Это лишь небольшая доля рынка: накануне праздника Суккт израильтяне покупают около 600 тысяч лулавов. Оставшуюся часть поставляют другие киббуцы, а также Египет.

Цена лулава, по словам Моше Закая, зависит от его качества. В среднем одна ветвь стоит от 10 до 70 шекелей, а стоимость «эксклюзивного» лулава может доходить до 250 шекелей. Но конкуренция с египтянами снижает цену израильских лулавов, жалуются работники финиковых плантаций Тират-Цви. Если бы не египетский экспорт, в этом году киббуц мог бы продать не 70, а 100 тысяч лулавов.

«Местных производителей этой отрасли следует поощрять», — считает Нехемия Рафаль, генеральный секретарь Объединения религиозных киббуцев. Кроме того, существует риск занести с импортным лулавом болезни растений, добавляет он.

Представители Министерства сельского хозяйства возражают: по их мнению, рынок лулавов — сфера свободной торговли, и они не могут ограничить продажу заграничных пальмовых ветвей, сохранив при этом разумные цены для потребителей. В свою очередь, сотрудники Министерства обещают проследить за тем, чтобы ветви больных растений не попали на израильские прилавки.

Кибуцы в Израиле в 2019 году: традиции и инновации

Кибуц – это уникальный вид сельскохозяйственной общины, своеобразная визитная карточка Израиля. Высокий уровень жизни, социальный престиж, взаимопомощь и поддержка, уверенность в завтрашнем дне – все это обеспечивают членам своей общины кибуцы в Израиле.

Общество социальной справедливости

В начале ХХ века многие еврейские репатрианты мечтали о создании общества социальной справедливости и были готовы на любые лишения, чтобы воплотить эти мечты на практике.

Первый кибуц создали переселенцы из Российской империи в 1909 году. Им пришлось столкнуться с огромными трудностями, но благодаря упорству, взаимовыручке и хорошей организации труда юные идеалисты преодолели все невзгоды и сделали то, что ранее считалось невозможным: создали в безводной пустыне передовое сельскохозяйственное производство.

Опыт новаторов взяли на вооружение другие переселенцы. К началу Первой мировой войны в стране было 8 кибуцев, к моменту обретения Израилем независимости – более 170, в 80-е годы ХХ века – более 250.

Благодаря кибуцам в стране в сравнительно короткие сроки было создано высокопродуктивное сельское хозяйство. Государство Израиль смогло не только обеспечивать собственное население продовольствием, но и экспортировать сельхозпродукцию.

Читать еще:  Разлом в городе Грамалот, Колумбия - обзор

Не все кибуцы были сельскохозяйственными. В первой половине ХХ века организовывались также рабочие коммуны. В наши дни кибуцы трансформировались в соответствии с новыми экономическими реалиями, и сейчас лишь часть из них специализируется на сельском хозяйстве. Есть общины, которые совмещают труд на земле с выпуском промышленных товаров и даже инновационными научными разработками. Некоторые коммуны полностью перешли на работу в сфере туризма, есть также городские кибуцы.

Первоначально главным законом коммун было равенство. Частной собственности и права наследования не существовало, земля, дома и все средства производства принадлежали общине, все важные решения принимались коллегиально. Жители кибуца питались в общих столовых и получали одинаковую зарплату независимо от качества выполняемой работы, а для поездок в город брали общественные автомобили.

Сейчас многие общины изменили правила: земля и средства производства остались общественными, но жители кибуцев могут иметь в частной собственности дома, машины и бытовую технику, а зарплата стала дифференцированной.

Рассуждая о том, что такое кибуц в Израиле, многие жители постсоветских стран сравнивают коммуны с советскими колхозами. Но это не совсем корректно: кибуцы были добровольными объединениями граждан, в то время как колхозы возникли под мощным давлением государства и все аспекты жизни и работы в них жестко контролировались.

Пройдите социологический опрос!

Кибуцы сегодня

Современные израильские коммуны – это высокотехнологичные предприятия с высокой эффективностью производства.

В стране 274 кибуца, в которых проживает менее 2 % ее населения, но при этом коммуны производят до 40 % сельскохозяйственной продукции Израиля.

Например, Кибуц Йотвата получает самые высокие в мире надои молока и обеспечивает качественными молочными продуктами почти половину израильского рынка. Кроме того, в Йотвате разводят и выпускают в заповедник Хай-Бар животных вымирающих и исчезающих видов.

Кибуц Sde Eliahu известен уникальными экологическими разработками, не имеющими аналогов в мире.

Условия проживания в кибуцах Израиля формируются внутренними законами, которые превалируют над общегосударственным законодательством. Степень религиозности общин различается, но в большинстве коммун до сих пор действует 12-часовый рабочий день и дети принимают участие в общественном производстве с 12 лет.

Уровень жизни и социальной защищенности в общинах очень высокий. Качество образования в детских садах и школах кибуцев выше, чем в целом по стране. Молодежь обучается в любых вузах Израиля и за рубежом до статуса бакалавра на средства коммуны.

После службы в армии молодые люди имеют право выбирать – остаться им в кибуце или уехать. Лечение в любых клиниках страны полностью оплачивает кибуц. Пенсионеры живут безбедно и обеспечиваются всей необходимой социальной и медицинской помощью.

О жизни людей после 60 лет вне коммун расскажет статья “Размер пенсии в Израиле в 2019 году“.

Вступить в кибуц может любой гражданин Израиля в возрасте до 35 лет. Испытательный срок составляет 1 год, после чего решение о приеме выносится старейшинами.

В число явлений, которые в кибуцах можно назвать уникальными, входят архитектура (особая разновидность конструктивного функционализма зданий и их пространственной планировки), а также обширный список технологических разработок.

Например, в кибуце Изреэль был создан робот для чистки бассейнов, который сейчас используется во всем мире. В кибуце Хацерим был изобретен метод капельного орошения. Кибуц Лохан известен как одна из лучших эко-деревень мира. В кибуце Дан выпускаются автоматизированные системы контроля солнечных панелей.

Для знакомства с социальным и технологическим опытом кибуцев ежегодно приезжают волонтеры из разных стран.

Читать еще:  Отель Swissotel The Stamford, Сингапур - обзор

Репатриация

Репатриация – это возвращение людей определенной национальности или имеющих этнические корни на историческую родину. Репатриация в Израиль носит название «алия». Евреи активно переселялись на землю пращуров с начала ХХ века – вначале из США, Российской империи и Европы, позже из стран Ближнего Востока и Северной Африки.

Последняя большая волна репатриантов хлынула в страну с территории Советского Союза после его распада. Государство поддерживает репатриантов и предоставляет им разнообразные льготы, но для приезжих, воспитанных на русских и постсоветских традициях, адаптация в Израиле часто оказывается нелегким процессом. Кибуцы принимают участие в программах, которые помогают переселенцам из других стран ассимилироваться в израильское общество.

О том, как сегодня разрешается вопрос о репатриации, какая помощь при этом оказывается государством и о других важных вопросах темы расскажет статья “Алия 2019 : все самое важное о репатриации в Израиль“.

Программа «Первый дом на родине»

«Первый дом на родине» – программа экономической и социальной поддержки, которую проводят кибуцы Израиля для репатриантов. Значительная часть переселенцев начинает жизнь на новой родине именно в сельскохозяйственных коммунах, и это значительно ускоряет и облегчает приспособление к непривычным условиям.

Кибуцы по программе в Израиле принимают семьи с детьми и одиноких репатриантов в возрасте 28-45 лет. Первый этап адаптации продолжается 6 месяцев.

Переселенцам предоставляется квартира с льготами по оплате (учитывая высокие цены на аренду жилья в Израиле, это существенное подспорье). Они проходят 5-месячный курс изучения иврита с погружением в языковую среду и принимают участие в культурных мероприятиях коммуны.

Переселенцы могут устроиться на работу в кибуце или ближайшем населенном пункте. Детей устраивают в образовательные учреждения общины – ясли, детский сад или школу. Там они ежедневно находятся до 16.00 и даже на каникулах занимаются в кружках и секциях, не требуя заботы родителей.

Медицинское обслуживание неработающим переселенцам первые 6 месяцев предоставляется бесплатно.

В дальнейшем время проживания в кибуце на льготных условиях можно продлить еще на полгода – пока не закончится срок выплаты государственной субсидии. Но около 50 % репатриантов остаются в кибуце еще на год и более на условиях временных жителей, арендующих жилье и услуги.

Заключение

Кибуцы – уникальная разновидность коммун, жизнь в которых строится на принципах социальной справедливости. Жители кибуцев занимаются сельским хозяйством, высокотехнологичным производством или обслуживанием туристов. Жизнь на природе, взаимопомощь, социальная защищенность, бесплатное образование и медицина – список преимуществ, которыми пользуются члены кибуцев, достаточно велик.

Жизнь в кибуце: Видео

К 80-летию первого религиозного кибуца в Израиле: история «Тират Цви»

На этой неделе потомки основателей первого религиозного кибуца празднуют его 80-летие.

Начало кибуца было заложено первопроходцами, исполняющими заповеди Торы, которые иммигрировали в подмандатную Палестину с целью создания фермерских поселений.

Первый религиозный кибуц был основан в 1937 году в восточной части долины Бейт-Шан – мало кто верил, что в этом месте можно будет выращивать что-либо. Но первопроходцы, которые иммигрировали в Израиль из разных уголков мира, верили, что там можно будет основать успешное фермерское поселение и при этом придерживаться заповедей Торы. Они так и сделали – и оказались абсолютно правы.

6 вещей, которые надо знать о религиозном кибуце «Тират Цви»

1. В 1924 году в Германии из учеников раввина Нахамии Нобеля была образована группа. Цель группы состояла в том, чтобы создать ферму, которая научит студентов ешивы быть первопроходцами (пионерами). Немецкая организация помогла 10–20 молодым людям приехать в место, которое она арендовала для них. Руководителем этого места был назначен Моше Унна – позднее он стал членом кибуца «Сде Элиягу» и членом Кнессета Израиля.

Читать еще:  Королевский театр, Великобритания - обзор

К проекту захотели присоединиться многие люди, а потому пришлось найти им более просторное место – на ферме «Родрес» около города Фульда. Там прошло обучение более 30 пионеров, соблюдающих заповеди. Впоследствии было основано молодежное движение «Союз религиозных пионеров», и, конечно, все они прошли обучение на ферме «Родрес».

Распространение нацизма в 30-е годы вынудило многих евреев покинуть Германию и эмигрировать в Палестину – там, возле Петах-Тиквы, ими был основан небольшой фермерский кибуц (около 700 акров земли). Эта земля была куплена раввином Авраамом Салдани, и поселение было названо Родрес, в честь фермы в Германии. В 1934 году в этом кибуце проживало 85 человек (в том числе 6 семей и 4 детей). Они зарабатывали выращиванием фруктов, овощей, разведением кур и полевыми культурами. Члены Родреса продолжали требовать от Управления еврейских поселений, чтобы оно дало их кибуцу статус постоянного поселения.

2. Другая группа религиозных пионеров осела в поселке Яабец (на юго-западе от города Калансуа, Израиль). Они называли себя группой «Шахаль». Еще одна группа, которая подготовилась для того, чтобы основать религиозное поселение, состояла из польских иммигрантов – они поселились в месте под названием Герцлия Г. Иммигранты из Польши зарабатывали себе на жизнь в основном работой у еврейских фермеров, проживающих в городе Герцлия.

3. Управление еврейских поселений пообещало членам этих групп выделить им землю возле арабского города Даз, Бейт-Шан, но в итоге не сдержало обещание. Тогда религиозные группы поселились на частной ферме возле Бейт-Шана и назвали ее «Бейт-Иегуда». Но в результате событий 1938 года, когда начались арабские восстания, власти попросили их освободить ферму и перебраться в кибуц «Бейт-Альфа», расположенный у подножия горы Гильбоа.

4. Управление еврейских поселений решило объединить членов фермы «Родрес», «Шахаль», поселка Яабец и польскую группу и выделить им землю на востоке долины Бейт-Шан, 10 километров южнее от города Бейт-Шан. Выбранное место тогда было названо фермой «Муса Эль Алми», в честь члена Высшего арабского комитета. После того как ферма потерпела серьезные убытки, Еврейский национальный фонд выкупил ее. В центре фермы стоял двухэтажный дом, построенный из глиняных кирпичей. Группа пионеров назвала этот дом «Замок». Сама ферма была также окружена оградой из глиняных кирпичей.

5. 30 июня 1937 года был основан первый религиозный кибуц. Жители кибуца решили назвать его «Тират Цви» («Замок Цви») в честь раввина Цви Хирша Калишера. Раввин Калишер (1795–1874) жил в городке Лисса, расположенном в западной части Польши, и полностью поддерживал переезд евреев в Эрец Исраэль и основание там еврейских поселений.

6. Управление кибуцем полностью находилось в руках религиозных евреев. Через восемь месяцев после основания кибуца «Тират Цви», 28 февраля 1938 года, на него напала вооруженная и хорошо организованная группа арабских мятежников. Под командованием их лидера, шейха Аттия, они начали атаку поздно ночью. Их цель состояла в том, чтобы прорваться через забор из колючей проволоки, который ограждал территорию кибуца, и напасть на его жителей. Арабские мятежники разбили прожектор, и потому жители «Тират Цви» не могли позвать на помощь людей из близлежащего еврейского поселения. Защитники кибуца стали отбиваться и забросали нападавших ручными гранатами. В итоге арабские мятежники были вынуждены бежать. Урок был усвоен, и, несмотря на то что в этот период бушевали многочисленные бунты, арабы были вынуждены признать факт существования еврейского поселения.

Источники:

http://jewish.ru/ru/events/israel/183810/
http://zagranportal.ru/izrail/zhizn-izrail/kibucy-v-izraile.html
http://grimnir74.livejournal.com/7333954.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии