Колодец Иакова, Палестина – обзор

0

Колодец Иакова, Палестина – обзор

Паломничество во Святую Землю

Колодец Иакова

Самария (на иврите – Шомрон, ныне Себастия близ города Наблус) — древний город в Палестине, основанный около 880 г. до Р.Х. царём Израильского царства Омри. По этому городу стала называться и целая область, лежащая между Изреельской долиной на севере и Иудеей на юге. В 722—721 гг. Самария была захвачена ассирийцами, город был разрушен, а большая часть жителей Самарии была выселена. Новые поселенцы, собранные со всех концов ассирийского царства, смешались с остатками местного населения. Так образовалась народность, именуемая в Евангелии самаритянами. Самаритяне признавали Пятикнижие Моисея, переняли некоторые иудейские традиции, но считали, что поклоняться Богу надо на горе Гаризим, а не в Иерусалиме. Вместе с тем, самаряне сохраняли и некоторые языческие традиции. Иудеи же, в свою очередь, гнушались всяким общением с самарянами.

Господь иногда проходил через Самарию, когда шел из Галилеи в Иерусалим или обратно. Этот путь был гораздо короче, но самаритяне не всегда пропускали иудеев проходить по их земле. Да и сами иудеи гнушались всяким общением с жителями Самарии. Поэтому общепринятый путь был другим – в обход, по Иорданской долине.

Во время одного из таких путешествий, когда Спаситель проходил через Самарию, произошла Его беседа с самарянкой, о чем повествует Евангелие от Иоанна. Встреча эта произошла у колодца Иакова. Этот колодец, глубиной около 35 метров, находится около ветхозаветного Сихема (или Сихарь, современное название – Наблус), на северо-западном склоне горы Гаризим. Древнее предание гласит, что этот колодец вырыл патриарх Иаков.

Женщина-самарянка, с которой беседовал Господь, прославляется Святой Церковью как святая мученица Фотина, она пострадала за Христа при императоре Нероне в Риме, в 66 г.

В пятом веке святая императрица Елена воздвигла над колодцем величественную крестообразную базилику. Храм неоднократно разрушался и вновь восстанавливался. В настоящее время здесь выстроен величественный и очень красивый храм. Строительство его завершилось совсем недавно. Колодец Иакова находится в крипте, расположенной под алтарём большого храма.

Священномученик Филумен

В храме почивают мощи священномученика Филумена, возрождавшего это место и зверски замученного и убитого (либо мусульманами, либо иудеями, что вероятнее).

Родился о.Филумен в 1913 году на Кипре в семье благочестивых родителей. В 1927 году стал послушником в монастыре Ставровуни. В 1934 году переехал в Иерусалим, где в 1937 году принял монашеский постриг с именем Филумен и 5 сентября того же года был рукоположен во иеродиакона, а 1 ноября 1944 года – во иеромонаха. Он служил в монастырях Иерусалимской патриархии: в обители святого Саввы Освященного, у святого Феодосия, у святого Константина, в патриаршем храме в Иерусалиме. Позднее, будучи игуменом, нес послушания у разных святынь. Был возведен в сан архимандрита. 8 мая 1979 года был назначен игуменом монастыря у Колодца Иакова в Самарии. Был подвижником, вел очень строгую жизнь.

Колодец Иакова почитается как священное место и евреями, и мусульманами. Иудеи требовали, чтобы о.Филумен убрал крест и иконы от Иаковлева Колодца, потому что они не могли смотреть на них, крест и иконы мешали им молиться. Но о.Филумен настаивал на том, что колодец Иакова был и остается православной святыней, что здесь место, где сидел Господь, где Он беседовал с самарянкой. Ему угрожали, на него оказывали давление. Он чувствовал, что его стараются «убрать» с этого места, но стоял твердо.

Мученическую кончину архимандрит Филумен принял в храме, который он восстанавливал. Произошло это 29 ноября 1979 года. Убийцы вошли в храм, когда о.Филумен служил вечерню, он вышел к ним в епитрахили. Они нанесли о.Филумену топором в лицо две крестообразные раны — сверху вниз и от уха до уха, — выкололи ему глаза и отрубили по частям пальцы правой руки, которыми складывается знак Креста. Когда он постарался выйти из церкви и позвать на помощь, топором усекли ноги в коленях. После убийства они осквернили церковь: разбили Распятие, разбросали и изгадили святые сосуды…

Читать еще:  Исторические памятники Новгорода и окрестностей, Россия - обзор

Через три года поступило предложение открыть гроб отца Филумена. Когда в 1983 году открыли гроб, обнаружилось почти полное нетление мощей. Его руки легко сгибались. Правая нога от лодыжки и ниже истлела, потому что убийца усек ее топором, истлели и пальцы на левой ноге. Все остальное тело было нетленным.

11 сентября 2009 года архимандрит Филумен был канонизирован Иерусалимской церковью как священномученик. 5 марта 2010 года Священный синод Русской Православной Церкви постановил: «включить имя священномученика Филумена (Хасаписа) в месяцеслов Русской Православной Церкви с установлением празднования его памяти 16/29 ноября, как это установлено в Иерусалимской Церкви»

Колодец Иакова — место, которое убивает дайверов

На фотографии два мальчика прыгают в бездну — это колодец Иакова, который находится в штате Техас. Этот большой артезианский источник, 4 метра в диаметре, вытекает из самой обширной подводной системы пещер в штате Техас. Вода в нем настолько прозрачна, что при прыжке создается ощущение полета в пустое пространство.

Колодец около 10 метров в глубину, но на его дне начинаются бесконечные ответвления, которые до конца не изучены. На сегодняшний день в процессе их исследования погибли восемь дайверов.

1. Колодец Иакова в Уимберли, штат Техас, является одним из самых опасных мест на земле. Названный по имени библейского аналога, этот опасный источник уже унес жизни восьми водолазов, но даже это не пугает искателей острых ощущений, которые приняли решение прыгнуть в него.

2. С первого взгляда Колодец Иакова похож на безопасный бассейн, в который вливается ручей Cypress Creek. По размеру он четыре метра в диаметре, и выглядит этот колодец спокойным и безопасным. В нем четыре пещеры, которые находятся на несколько десятков футов ниже поверхности.

3. Местный владелец магазина для дайверов считает, что именно эти пещеры и есть самое опасное в этом колодце.

4. Первая пещера начинается на глубине 30 футов и заканчивается на 55 футах. Она хорошо освещена, в ней много рыб и водорослей.

5. Вторая пещера расположена на глубине 80 футов и имеет узкий вход, который и заманивает водолазов в ловушку. Именно там погиб студент из Техаса Ричард Паттон.

6. Из второй пещеры в третью ведет небольшой проем с сыпучим гравием. Водолазы стараются не затронуть его, когда протискиваются в третью пещеру.

8. В четвертую пещеру проход еще более трудный. Мало кто видел ее, и поэтому она называется «девственной пещерой». На ее дне находятся пласты известняка, и, если их взбаламутить, найти выход из пещеры будет практически невозможно.

9. Колодец давно привлекает водолазов, ученых и художников. Их не пугает дурная слава этого водоема. Он как бы являет собой сущность жизни, создавая чистую воду каждый день в течение тысячи лет.

Читать еще:  Вади Рам, Иордания - обзор

Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на наш Twitter, страницу в Facebook или канал в Telegram.

Самария, храм у колодца Иакова

Эта живописная страна, испещренная долинами и горами, лежит между Иудеей и Галилеей, она тянется от равнины Саронской к Иордану и граничит к северу с Изреельской равниной .

После свержения и изгнания Архелая Ирода Самария составляла часть Иудейской провинции и управлялась римскими наместниками.

Древними писателями восхвалялось её плодородие, пастбища, молочные продукты, изобилие плодов и источников.

Очертания гор Самарийских мягки, холмы имеют приятную округлость, долины отличаются простором, воды ее спокойны.

Самаряне были постоянным предметом ненависти всех жителей Палестины, как галилеян, так и иудеев. Эта ненависть продолжалась много веков, и время ее только обостряло. Первой причиной этой ненависти послужило отделение десяти племен израильских, поколебавшее единство царства Давида. Затем последовало падение царства Израиля. Опустошенная выселением, Самария не могла противиться вторжению иноземных переселенцев, явившихся по приказанию Салманасара. Кровь Ефрема смешалась с кровью язычников. Хотя религия Моисея осталась главенствующей у самарян, тем не менее израильтяне отказывались признавать их за братьев; они прибавили к прежней ненависти еще и презрение.

Когда иудейские переселенцы под предводительством Зоровавеля прибыли из Вавилона и, руководимые внушениями Ездры и Неемии, задумали восстановить Иерусалим и его Храм, они с негодованием оттолкнули содействие самарян. Это было жестокое оскорбление. Прошло два столетия, а самаряне все еще не могли забыть такой обиды. Манассия воспользовался этой распрей и построил на горе Гаризим храм, который мог соперничать с Иерусалимским. Такое посягательство на святыню удвоило вражду истинных евреев против еретиков и отступников. Самарянский храм был разрушен в 129 г. до Р. X. Развалины существуют и теперь, а гора, лишенная своей святыни, остается все-таки предметом поклонения побежденных самарян. Малочисленные отпрыски этой еврейской секты, оставшиеся еще в живых, называют ее и теперь святой, благословенной. И как иудеи в час молитвы обращают взоры на Сион, точно так же взирают самаряне на Гаризим.

В эпоху Иисуса Христа отношения между евреями и самарянами нисколько не утратили прежней враждебности. Она становилась даже глубже. Проходить Самарию по пути в Иерусалим было небезопасно. Многие галилеяне, чтобы миновать ее, направлялись в Иорданскую долину чрез Саронскую равнину. Самаряне мстили насилием за презрение, они отказывали даже в приюте.

Остракизм, которому самаряне были подвергнуты в течение нескольких веков, сделал их чуждыми религиозному развитию израильтян. Самаряне довольствовались Пятикнижием, учение же фарисеев не имело доступа к ним. Единственной точкой соприкосновения между самарянами и евреями было в это время ожидание Мессии, великого пророка, предвозвещенного Моисеем. Однако у самарян надежда эта имела характер исключительно религиозный; она была свободна от всякого политического честолюбия или земных мечтаний. Великий пророк, по ожиданию самарян, не властитель вселенной, как у евреев, а только посланник, подобный Моисею, законодатель, реформатор, роль которого предполагалась исключительно нравственная и духовная.

Вся древняя земля Ханаанская полна воспоминаниями. Наиболее священные сосредоточены вокруг древнего Сихема. Город этот был построен между горами Гевал и Гаризим. Это место пересечения двух дорог, одна из которых идет к «великому морю» (Средиземному), Иордану и землям, лежащим по ту сторону, другая соединяет с Месопотамией, Халдейской равниной, Египтом.

Иаков, возвращаясь из Месопотамии, где он прослужил два раза по семи лет у дяди своего Лавана, раскинул здесь свои шатры и воздвигнул жертвенник Всемогущему Богу Израиля. Патриарх купил часть поля (Быт., XXXIII. 19) близ Мамврийской дубравы и вырыл там глубокий колодезь для своих стад.
Умирая в Египте, Иосиф пожелал быть похороненным на этом месте. Покидая землю фараонов, Моисей вспомнил последнюю волю великого человека и взял с собой кости Иосифа, которые перенес на границу земли Ханаанской (Исход, XIII. 19.). Иисус Навин похоронил их на поле, купленном Иаковом у сыновей Еммора евеянина (Иисус Навин. XXIV, .12).
Там же, на склонах Гевала и Гаризима, Иисус Навин расположил двенадцать племен и заставил произнести благословения и проклятия, которые мы читаем во Второзаконии.

Читать еще:  Татранский национальный заповедник, Польша-Словакия - обзор

Разросшийся Сихем сделался столицей царства Израильского, но его величие скоро померкло. Но благодаря воспоминаниям Сихем все-таки пользовался большим уважением. Его счастливое положение близ двух дорог, служащих главными путями сообщения между востоком и западом, севером и югом, создало ему значительное торговое значение. Евреи называли его презрительным именем Сихарь, что было оскорбительным эпитетом, от seger — ложь или sicor — пьяница. В первом случае евреи намекали на богослужение самарян, в которое вошло много языческих обрядов; во втором – на порок, присущий всем жителям горы Ефрема. (с) Анри Дидон

На месте евангельской беседы Спасителя с самарянкой у древнего колодца Иакова находится греческий монастырь, построенный на территории византийского храма 4 в., разрушенного в 6 в.
В 1914 г. Иерусалимская Патриархия начала восстановление храма при финансовой поддержке России, прерванной Первой мировой войной. Завершение и освящение состоялось только в 2008 г.

Спуск в крипту под алтарем.

Колодец Иакова очень глубокий (до 30 м), находится под престолом храма.

Здесь в 1979 г. религиозными иудейскими фанатиками был убит архимандрит Филумен, служивший в этом храме и известный как человек высокой духовной жизни.

Незадолго до убийства группа людей явилась в монастырь и потребовала убрать кресты и иконы от Колодца Иакова под тем предлогом, что символы христианства мешают им молиться в этом священном для них месте. Настоятель монастыря отказался это сделать, напомнив, что Колодец Иакова был и остается православной святыней многие сотни лет. В ответ была высказана угроза, что если он не уйдет оттуда, то должен готовиться к худшему. Выкрикивая богохульства, непристойности и угрозы христианам, иудеи ушли. В день памяти святого апостола Матфея убийцы ворвались в монастырь. Они нанесли отцу Филумену топором в лицо две крестообразные раны, выкололи ему глаза и отрубили по частям пальцы правой руки. Они осквернили еще и саму церковь: разрубили распятие, осквернили священные сосуды и совершили другие кощунственные действия. Гражданские власти Израиля объявили, что ведется расследование, однако никаких результатов не последовало.

Архимандрит был похоронен в Иерусалиме, в резиденции Иерусалимской Патриархии на Сионе. Через несколько лет его гробница была вскрыта, и мощи обнаружены практически полностью нетленными. 29 августа 2008 года перед освящением храма Фотинии Самарянки монастыря над Колодцем Иакова мощи из Иерусалима перенесли сюда, в древний Сихем (Наблус).

Рака с мощами св. Филумена.

11 сентября 2009 года Филумен Святогробец был канонизирован как священномученик иерусалимским патриархом Феофилом III. 5 марта 2010 года Священный синод Русской Православной Церкви постановил: «включить имя священномученика Филумена (Хасаписа) в месяцеслов Русской Православной Церкви с установлением празднования его памяти 16/29 ноября, как это установлено в Иерусалимской Церкви».

Источники:

http://www.hram-ks.ru/Samarija.shtml
http://bigpicture.ru/?p=463082
http://ir-maverick.livejournal.com/501599.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии