Ладакх, Индия – обзор

Ладак (Ладакх)

Ладак – индийский Тибет

Ладакх (также Ладак) – округ в штате штате Джамму и Кашмир , находящийся в восточной части Кашмира на границе со штатом Химачал прадеш и Китайской границей.
Территория Ладака относится к гималайской и трансгималайской Индии, иногда именуется также Индийским, Западным, или Малым Тибетом. Она включает, в свою очередь, ряд весьма четко очерченных районов, крупнейшим из которых является Ладакх – «страна нескольких перевалов» (la – перевал, dakh – несколько). Это расположенная на небольшой высоте (около 3300 м) котловина в долине р. Инд, ограниченная хр. Ладакх с северной стороны и хр. Занскар с южной. Ладак занимает второе место в мире после Тибета по количеству буддийских монастырей и ступ. В некоторых районах на одном квадратном километре можно встретить одновременно до 100 ступ. Буддизм стал широко распространяться в этом регионе приблизительно в 10-11 веках и некоторые монастыри , построенные в то время, сохранились в своем первозданном виде и поныне. Среди наиболее знаменитых монастырей можно выделить Алчи, построенный приблизительно 990 лет тому назад Ринчен Зангпо, Тиксе, Спитук, Хемис и др. Наиболее распространенными школами тибетского буддизма в Ладаке являются школы Гелуг и Дрикунг Кагью.
Главным городом Ладака является – Лех (Ле)

Как добраться до Ладака

Эконом вариант: По прилёту в Дели, вы берёте такси в будочке, где написано “Prepaid taxi” и едете до местечка в Дели “Majnu Ka Tilla”(Тибетская деревня ) или “Main Bazar” (место сбора всех бэгпекеров), берёте билеты на автобус до Манали (500 – 1000 рупий). На следующий день или в этот же день отправляетесь вечерним рейсом. Утром следующего дня вы уже в Манали. На территории олд Манали вы можете найти дешёвые гестхаусы. Немного отдохнув, направляетесь в агентство для покупки билетов на автобус до Леха (1500 – 3000 рупий). Дорога Манали – Лех займёт 2 дня.

Средний вариант: Больше подходит для группы людей. Вы можете нанять машину на всё время вашей поездки в Ладак. В среднем цена за машину 100 долларов в день. В машине может поместиться 5 человек.

Комфортный вариант: Перелёт из Дели в Лех – 150 – 250 долларов за билет.

Лучшее время для посещения Ладакха – конец мая-сентябрь

Королевство Ладакх, или же Малый Тибет — затерянный в индийских Гималаях высокогорный край, зажатый между Китаем и Пакистаном. Именно здесь, в штате Джамму и Кашмир я наиболее чётко прочувствовал, что такое настоящий Тибет, культура, религия и традиции которого удивительным образом законсервированы в Ладакхе уже ни одно столетие. В отличие, кстати, от Тибета центрального, чей облик постепенно теряет свою аутентичность из-за культурной экспансии Китая. Тысячелетние буддийские монастыри, древние ритуалы, тибетские деревушки здесь мирно соседствуют с мусульманской культурой кашмирцев и индуистами из равнинной части страны.

Но даже те, кто вообще не интересуется историей и восточными религиями, приобретут в Ладакхе массу впечатлений. Космические пейзажи, верблюды и яки, высокогорные озёра, снежные вершины гималайских пиков позволяют в буквальном смысле запрыгнуть на небеса. Ведь средняя высота Ладакхского королевства — более 3000 метров над уровнем моря, а некоторые поселения и дороги находятся выше 5000 метров!

Главное — подготовиться морально и физически, чтобы от экстремальных высот и фантастических впечатлений не закружилась голова.

Как добраться

Ладакх расположен на самом севере Индии в штате Джамму и Кашмир. И откуда вы бы ни направились сюда, ваш путь будет пролегать через Дели. Как долететь до индийской столицы, подробно описано здесь. А вот дальше начинается самое интересное, поскольку дорога в Ладакх дарит эмоций едва ли не больше, чем сам Ладакх.

Читать еще:  Шары с острова Булла, Азербайджан - обзор

Казалось бы, самый удобный способ добраться до Ладакха – это самолёт из Дели в столицу региона — город Лех (или же «Ле»). Прямые рейсы продолжительностью около полутора часов осуществляют многие индийские авиакомпании (Vistara, Jet Airways, GoAir, AirIndia). Средние цены колеблются от 90 до 180 USD (5 000-10 000 RUB) в один конец.

Мониторить билеты традиционно лучше за несколько месяцев, так как впритык цены взлетят до 250-350 USD (15 000–20 000 RUB) в одну сторону. Но не торопитесь закупаться авиабилетами, ведь этот способ кажется оптимальным лишь на первый взгляд.

Я посоветую вам как минимум туда добраться наземным транспортом потому что:

Город Лех находится на высоте 3500 метров над уровнем моря. Любой альпинист скажет вам, что высоту лучше всего набирать постепенно. Не раз встречал людей, прилетевших в Ладакх на самолёте и первые 2 дня еле передвигавших ноги, а то и просто лежащих пластом в номере из-за настигшей горной болезни. А дорога на автотранспорте (с плавным набором высоты, ночёвками и осмотром достопримечательностей в промежуточных пунктах) займёт у вас минимум 2-3 дня, что позволит организму акклиматизироваться.

Да, обратно в Дели (при наличии средств) советую вам улететь на самолёте, чтобы полюбоваться видами Гималаев с высоты. Но лишать себя удовольствия проехать хотя бы в одну сторону по одной из самых высокогорных и красивых дорог в мире – я считаю кощунством!

Автобусом/автомобилем

Трасса Манали-Лех была одной из главных моих целей, ради которых я вообще поехал в Ладакх. Трасса проходит через 4 высочайших горных перевала в мире (самый опасный – Ротанг – 3978м, самый высокий – ТангЛанг – 5325м).

До тихого туристического посёлка Манали в предгорьях Гималаев легко добраться за ночь на автобусе из Дели. Цена колеблется от 10 до 25 USD (600-1500 INR, индиских рупий), в зависимости от класса и наличия кондиционера.

В Манали, на высоте 2000м в окружении вековых сосен, виднеющихся снежных шапок 8-митысячников и медитативной атмосферы рекомендую провести пару дней для акклиматизации. Заодно, купить билет на туристический минибас до Леха. На нём из субтропиков вы попадаете в «открытый космос» тибетского высокогорья!

Все 500 километров этого пути мой организм разрывали противоположенные чувства: толи восхищаться фантастическими, постоянно меняющимися пейзажами за окном, толи закрывать глаза от страха свалиться в пропасть при очередном лихом манёвре водителя-индуса, толи впасть в забытье от укачивания и приступов горной болезни. Но всё реально для человека со средней физподготовкой. О том, как минимизировать влияние «горняшки» на организм – расскажу позже в разделе «Безопасность».

Коммерческие минибасы выезжают из Манали в 2-3 часа ночи, а приезжают как повезёт (учитывая ремонт дороги, сход лавин и вызванные этим пробки на серпантине). Обычно 15-20 часов пути. Цена колеблется от 20 до 30 USD (1200-2000 INR) в один конец. Если едите большой компанией, то можно арендовать джип целиком вместе с водителем (от 300 USD за машину) и останавливаться для фото где душа пожелает.

Также есть вариант в 1,5 раза дешевле на государственном автобусе (с ночёвкой в посёлке Кейлонг), но лучше постигать «удобства» индийских «локал басов» в менее экстремальных условиях (например, на перегоне Дели-Манали).

Читать еще:  Вниз не смотреть. Самые глубокие каньоны планеты - обзор

ИТОГОВОЕ СРАВНЕНИЕ:

  • Самолёт Дели-Лех = 100-170 USD (6000-11000 INR)
  • Автобус Дели-Манали + минибас Манали- Лех = 30-55 USD (1800-3500 INR)

Существует ещё один специфический вариант – дорога Ле-Шринагар-Дели. Путь до Шринагара не столь экстремальный вплане качества дороги по сравнению с трассой Манали-Ле и не менее красивый. Но имейте ввиду, что город Шринагар находится в неспокойном приграничном с Пакистаном районе и вооружённые конфликты здесь не редкость. Осенью 2016-го автобусное сообщение с Шринагаром вообще прекратили из-за террористической активности, что вынудило вашего покорного слугу возвращаться из Ладакха тем же маршрутом.

Если вас не поджимает время – можно испробовать на одном маршруте все виды транспорта, включая знаменитые индийские поезда (о которых подробнее можно почитать здесь и вот тут. ).

Варианта, по сути, два:

  • на поезде до города Чандигарх, либо до Шимлы. Далее – автобусом до Манали, и тот самый минибас Манали-Лех.
  • на поезде в священный город сикхов Амритсар (с осмотром достопримечательностей, включая знаменитую церемонию закрытия границы с Пакистаном). Далее – автобус Амритсар-Шринагар и минибас Шринагар-Лех.

Индия – трип

Самостоятельные путешествия по Индии и не только. Блог Татьяны Осташевской

Ладакх – “Малый Тибет”, мистический регион в Гималаях


Далеко в Гималаях, на самом севере Индии, за снежными перевалами Великого Гималайского Хребта, расположен суровый мистический малозаселенный регион, который называется Ладакх (Ладак).

Королевство Ладакх – мистическая страна перевалов

Дословный перевод: ла – перевал, дак – страна, Страна перевалов.
Большую часть года Ладакх отрезан от большой земли заносами-завалами-обвалами.
Этот регион входит в состав штата Джамму и Кашмир. На востоке он граничит с Тибетом (Китай), на западе – с Пакистаном.
Своими ландшафтами и культурой очень похож на Тибет, поэтому его называют «Малый Тибет».

Панорамы Ладакха

Это один из самых малонаселенных районов Центральной Азии.

До 1840-х годов Ладакх был независимым королевством, затем его присоединили к себе махараджи Джамму. Сейчас это автономный регион, одно из последних ненарушенных обществ тибетского буддизма на земле, сохранивший самобытную культуру благодаря своему географическому положению (он находится на высоте 3-4-5 тыс. метров, окружен высокими горами и труднодоступен).

Читайте также:

В древние и средние века через Ладакх проходил Великий шелковый путь, его южное ответвление, а буддийские паломники строили здесь монастыри и возводили культовые сооружения.

Карта Ладакха

Ладакх находится на самом севере Индии (на карте он отмечен красным цветом).

Карта Ладакха (увеличивается, если ее открыть в новом окне).

Ладакх – уникальный регион Индии

Это совершенно уникальный регион, не похожий на всю остальную Индию. Вообще, в Индии все регионы не похожи друг на друга, но Ладакх не похож на них на всех. Почти по-Бродскому: «Все люди друг на друга не похожи, но он был не похож на всех других».
Во-первых, Ладакх – регион буддийский, со всеми вытекающими атрибутами – монастырями, ступами, молитвенными барабанами, огромными Буддами… (в отличие от остальной Индии, где преобладает индуизм);
во-вторых, народности, населяющие Ладакх, даже внешне не похожи на индийцев (в основном это тибетцы), и ладакский язык – ветвь тибетского языка;
в-третьих, совершенно другая культура, другая архитектура…
В общем, это совсем другая Индия.
Ну и самое главное, конечно, это ГИМАЛАИ. Здесь они без растительности, ландшафты не похожи ни на Химачал, ни на Уттаракханд.

Читать еще:  Замок Баберстоун, Ирландия - обзор

Разноцветные Гималаи Ладакха

Горы здесь необыкновенные. Они разноцветные, потрясающей формы и окраски – желтые, сиреневые, фиолетовые, розовые, коричневые, серые, лимонные… Как на картинах Николая Рериха. Оказывается, он почти не преувеличивал!
Дорога тянется среди Гималаев – ровная, красивая, с редким транспортом, местами вообще пустынная. Хочется каждые 5 минут останавливаться и фотографировать эти нереальные пейзажи, похожие на декорации фильма.

Так рисовал Ладакх и его камни Николай Рерих

Разноцветные горы

Ом мани падме хум – главная мантра в тибетском буддизме

Зеленая трава в Ладакхе – редкость, встречается только по берегам водоемов

Здесь в горах множество монастырей, которые живописно прилепились к скалам на краю ущелий и в сочетании с марсианскими ландшафтами придают Ладакху неповторимый облик.

Н.К.Рерих называл Ладакх “перекрестком Будды и Христа”.
“Особенно значителен Ладак, – писал он в Трансгималайской экспедиции, – по которому когда-то ступала нога Христа, где проповедовал Будда, где высятся развалины, овеянные героическим прошлым, и стоят монастыри – хранители ценных реликвий…”

Как добраться в Ладакх

Попасть сюда можно либо на самолете из Дели, прилетев в город Ле (Лех) – столицу королевства Ладакх, либо по высокогорной автомобильной дороге из Манали, либо по автомобильной дороге из Шринагара.
Трасса Ле – Манали – это отдельная тема. Многие едут туда только ради самой этой дороги, она считается одной из самых красивых высокогорных трасс мира. И мы по ней проехали!

Когда лучше посещать Ладакх

Благоприятное время для посещения этого региона – с июня по октябрь.
Лето в Ладакхе приятное, не жаркое.
Сезона дождей здесь нет, т.к. Гималайские хребты создают т.н. дождевую тень (сухой регион с низким количеством осадков).
Зимой здесь сильные морозы (отопления в домах нет), к тому же перевалы закрыты из-за снегопадов.

Навигация по записям

8 thoughts on “ Ладакх – “Малый Тибет”, мистический регион в Гималаях ”

Татьяна, добрый день!
Я планирую поездку в Ладакх в августе 2017. Пока только купила билеты на самолет в Дели. Я – женщина 34 лет. Выбираю между самостоятельным путешествием и предлагаемым организованным туром. Скажите, пожалуйста, возможно ли мне будет попутешествовать по Ладакху 2 недели в одиночку без автомобиля (я не вожу)? Насколько это будет сложно (если местные не говорят по-английски) и опасно/безопасно? Я говорю по-английски и по-французски.
Спасибо большое заранее!
Катя

Катя, здравствуйте!
Мне не показался Ладак опасным. И по-английски в Индии говорят практически везде, где есть туристы. И автобусы там ходят, и шеред-джипы (типа маршрутных такси человек на 10-12). Самая большая опасность там – горняшка, т.к. Лех находится на высоте 3500, и эта высота чувствуется сразу, как выходишь из самолета. Первые пару дней надо заложить на акклиматизацию – отдохнуть, спокойно погулять, на горки не лезть…

Татьяна,
Большое спасибо за быстрый и подробный ответ! С горняшкой у меня отношения непонятные, иногда она есть, а иногда – нет. Буду дальше думать.
Катя

Удачи Вам в любом случае!
Ладакх – ОЧЕНЬ интересный регион)

Очень красивый Ладакх у вас, горы необычайно красивы.

Да, Ладакх – очень красивая тема, это правда)

Поразительно все – горы раскрашенные разными цветами, монастыри, которые каким-то чудесным образом были построены на этих горах и, самое главное, держатся, не падают… С удовольствием полюбовалась красивыми фото.

Источники:

http://indonet.ru/india/ladakh-ladak
http://travelask.ru/india/ladakh
http://india-trip.ru/korolevstvo-ladak/

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии