Луксор, Египет – обзор

0

Луксор, Египет – обзор

Луксор в Египте – обзор достопримечательностей

Город Луксор – один из важнейших исторических и архитектурных памятников Древнего Египта. Как следствие, по городу и его окрестностям пролегают наиболее популярные маршруты экскурсий для туристов, посещающих Египет.

Город Луксор известен тем, что находится на месте древней столицы Египта – Фив. За века египетской истории многие фараоны оставили здесь о себе память в виде выдающихся архитектурных сооружений, украшенных скульптурами, барельефами и фресками. Всё это представляет огромную ценность для учёных-исследователей и туристов со всего мира.

Первое упоминание о Фивах в письменных источниках датируется доисторическими временами – третьим тысячелетием до н.э. Фивы – название, которое дали городу греки, сами же египтяне называли его Уасет. Изначально город являлся столицей IV нома Верхнего Египта.

Многие века он рос и развивался, и в конце третьего тысячелетия до н.э. (так называемый период Среднего Царства) стал столицей всего Древнего Египта. С этого момента в городе началось активное строительство дворцов и храмов, причём, каждый фараон вносил свою лепту: что-то перестраивалось, что-то добавлялось. Наивысшего расцвета город достиг в XVI в. до н.э.

Впоследствии столица Египта была перенесена в Александрию, но Фивы долгое время оставались крупнейшим религиозным и культурным центром государства.

Современный Луксор условно делится на две части: «город живых» и «город мёртвых». Город живых занимает правый берег Нила, это жилой район, к важнейшим достопримечательностям которого относится храм Амона-Ра в Карнаке и Луксорский храм. Город мёртвых находится на левом берегу Нила и включает в себя фиванский некрополь, в который входят Долины царей, Долина цариц, Погребальные храмы царицы Хатшепсут, Мединет-Абу, Рамессеум. В 1975 году в Луксоре был открыт музей древностей , где выставляются новейшие находки археологов. Все эти достопримечательности входят в программы многочисленных экскурсий.

Карнак – небольшая деревенька чуть к северу от Луксора. Деревня занимает почти половину знаменитого храма Амона-Ра. В период Нового Царства этот храм являлся основным святилищем Древнего Египта и по площади был самым большим храмом Древнего Мира. Сооружение поражает своей грандиозностью, а также большим количеством колонн и пилонов.

В архитектуре храма можно проследить все периоды истории Египта XVI—XI вв. до н. э. Так, святилище главного храма было построено при Сенусерте I. Тутмос III добавил ещё одно святилище, на стенах которого разместил царскую таблицу с анналами. Часть таблицы впоследствии была перенесена в Париж. Остальные части восточной половины храма были возведены при других царях XVIII династии.

Западная половина отделяется переулком и состоит из большого зала и огромного двора, где размещаются храмы Рамзеса III и Сети II . На внешних стенах этой части храма – надписи и изображения, повествующие в основном о военных подвигах фараонов. К стенам примыкает ограда, переходящая в ряд дворов.

Дворы тянутся к югу и доходят до аллеи сфинксов, где начинается новая серия храмов. Главный из них – храм матери Амона Мут . Это храмовый комплекс, называемый Луксорским Храмом, наряду с Храмом Амона-Ра, является важнейшей достопримечательностью в «городе живых» и одной из основных остановок экскурсий.

К западу от ряда дворов располагается храм Хонса и маленький храм Апет , богини Нила. Храм Апет в настоящее время является музеем. Восточнее ряда дворов находится озеро, в древности использовавшееся для процессий барки Амона. На берегу озера – огромный гранитный жук-скарабей .

Севернее главного храма находится третья группа святилищ, основное из которых посвящено Монту. На север от этой группы также идёт аллея сфинксов
.
В настоящее время храм Амона-Ра находится в полуразрушенном состоянии, его развалины занимают такую же огромную территорию, как и сам храм, и, разумеется, подлежат реконструкции.

Другой район Луксора, «город мёртвых», встречает путешественников двумя гигантскими статуями Аменхотепа III – так называемыми Колоссами Мемнона . Они расположены у дороги, ведущей от парома, который служит переправой из жилого района Луксора, и являются первой остановкой всех экскурсий.

Статуи изображают сидящего фараона, взгляд которого обращён на восток, к Нилу и восходящему солнцу. На передней части трона у ног фараона расположены две меньшие фигуры: его мать Мутемуйя и жена Тия. На боковых панелях изображён бог Нила Хапи.
Статуи достигают около 18 метров в высоту, а вес каждой из них – 700 тонн.

В древности они возвышались перед поминальным комплексом Аменхотепа III, построенного при жизни фараона и являвшегося на тот момент самым большим в Египте. Комплекс был одновременно культовым центром, где фараон почитался воплощённым богом на земле. От храма Аменхотепа мало что осталось, кроме колоссов.

В 27 году до н.э. при землетрясении северный колосс получил повреждения, и каждое утро на рассвете статуя стала «петь», породив легенды, ставшие известными всему миру. (Имя «Мемнон» значит «Правитель утренней зари».) В 199 году император Септимий Север приказал собрать повреждённые части, и «пение» статуи прекратилось навсегда.

Далее по дороге, за горной грядой Дейр эль-Бахри, расположена так называемая Долина царей . Здесь находятся гробницы фараонов периода Нового Царства. Долина окружена горами, и в древности была труднодоступна и неприметна. В настоящее время сюда проложены дороги, ибо Долина царей наравне с Долиной цариц является одной из важнейших достопримечательностей «города мёртвых».

На данный момент известно 64 гробницы. Многие из них находятся в процессе реставрации, и для экскурсий открыты далеко не все гробницы. Кроме того, фотосъёмка внутри запрещена, так как вспышки вызывают порчу краски на стенах усыпальниц.

История Долины царей началась со времён фараона Тутмоса I, до этого фараонов хоронили в пирамидах. Идея Тутмоса I заключалась в том, чтобы усыпальница находилась в тайном месте, недоступном для грабителей.

Все гробницы имеют приблизительно одинаковую планировку: длинный коридор, уходящий вниз и снабжённый падающими дверями, и одно или несколько помещений внутри. Стены коридора и погребальных камер украшались фресками и барельефами, повествующими о жизни фараона до и после смерти. В погребальной камере устанавливали саркофаг с мумией умершего, здесь же находились посмертные дары и предметы, которые могли ему понадобиться в потустороннем мире.

Однако, в настоящее время ни сокровищ, ни мумий (за исключением гробницы Тутанхамона) в гробницах увидеть невозможно. Все они были ограблены ещё в древние времена, исключением является только гробница Тутанхамона найденная нетронутой. Предметы и мумии, уцелевшие после грабителей, хранятся в национальных музеях Луксора и Каира.

У самого подножия гор Дейр эль-Бахри, в глубине фиванского некрополя, находится храм Хатшепсут , единственной женщины-фараона в истории Древнего Египта. Изначально она была назначена регентом маленького Тутмоса III, но вскоре сама провозгласила себя фараоном. 15 лет её правления явились одной из ярких страниц в истории XVIII династии.

По архитектуре и месторасположению храм Хатшепсут сильно отличается от построек других фараонов.

В древности храм выглядел следующим образом. От гигантского пилона начиналась дорога, ведущая к храму. По обе стороны этот путь охраняли статуи сфинксов из песчаника. Прямо перед храмом находился сад с деревьями и кустарниками, привезёнными из загадочной страны Пунт (Эфиопия или Сомали), и вырыты два озера Т-образной формы.

Сам храм состоял из трёх террас, одна над другой. На каждой их них находился открытый двор и крытые помещения с колоннами. Террасы храма соединялись друг с другом пандусами – наклонными дорогами.

Такая архитектура не случайна: всего в 100 метрах от храма царицы находится храм родоначальника фиванских царей Ментухотепа с очень похожей архитектурой. Считается, что таким способом Хатшепсут хотела доказать законность своего правления.

Сюжеты рельефов на стенах храма отражают миропонимание древних египтян. Так, рельефы на первом ярусе отражают объединение Верхнего и Нижнего Египта. Композиции второго яруса посвящены описаниям деяний правителя этих земель: божественного рождения Хатшепсут, а также экспедиции в Пунт – загадочную страну, название и местоположение которой до сих пор не установлено. На второй террасе по сторонам расположены святилища Анубиса (властелина некрополей) и Хатхор (покровителя Дейр эль-Бахри).

Читать еще:  Библ, Ливан - обзор

Третья терраса посвящена богам, давшим жизнь Египту и его правительнице. По сторонам террасы находятся святилища Ра и родителей царицы – Тутмоса I и Яхмес. В центре – святилище Амона-Ра. Раз в год в этом месте проводился праздник Долины: образ Амона-Ра покидал стены Карнакского храма и отправлялся в храмы фиванского некрополя. Посетив святилище в центре храма Хатшепсут, символизирующее ночь, бог-солнце возрождался вновь.

Храм Хатшепсут долгое время оставался культовым центром, здесь проводились захоронения жрецов Амона и Монту, а простые люди приходили сюда с верой в святость этого места и просьбами излечить болезни. Во времена христианства храм был обращён в руины.

Реставрация храма продолжается по сей день. Так, например, недавно была восстановлена третья терраса храма. Однако, наравне с другими достопримечательностями фиванского некрополя, храм Хатшепсут является одной из самых интересных остановок в программах туристических экскурсий.

Недалеко от Луксора на реке Нил, находится Банановый остров . Это ещё одно из популярных мест, которое значится в маршрутах всех экскурсий по окрестностям Луксора.

На острове можно погулять в банановых джунглях, увидеть, как растут и цветут бананы, мандарины, финики, лаймы, инжир и узнать, как раньше добывалась вода для полива.

Таким образом, на сегодняшний день Луксор является своеобразным музеем под открытым небом. Это делает его крупным туристическим центром, который включён в маршруты многих экскурсий, посвящённых истории Древнего Египта. В свою очередь, архитектурно-историческое наследие Луксора представляет обширное поле деятельности для учёных со всего мира.

Луксор (Египет)

Удивительный по всем своим параметрам город. Здесь есть на что посмотреть и чем полюбоваться. Сюда едут не только для того, чтобы занять глаза, но и для того, чтобы просто отдохнуть. Экскурсионная программа может быть довольно разнообразной. Каждый туроператор старается выжать максимум из возможного, отчего не стесняется поднимать ценник за энный набор удовольствия.

Поэтому, сделаем так — расскажем отдельно о некоторых достопримечательностях, а в конце скомбинируем предлагаемые экскурсионные программы, чтобы понять что и сколько будет стоить.

Оглавление

Долина Царей

Так называемая Долина Царей — это огромный некрополь, который можно сравнить с термитником, муравейником, ибо все гробницы были вырыты в огромной скале, величественно сверкающей на ослепительном египетском солнце. Многочисленные тоннели могут уходить глубоко под землю или в глубь скалы.

До сих пор неизвестно сколько всего гробниц располагается в Долине Мертвых. В настоящее время известно более 30 гробниц, остальные если они и есть, то пока не найдены. Это, в свою очередь, обнажает глубокие шрамы, оставленные на исторических памятниках теми, кто старается разграбить гробницы. Черные копатели никогда не упускают из вида левый берег реки Нил.

Но не упускают из вида некрополь и туристы, коих в Луксоре изо дня в день оказывается не мало. И оно понятно, ибо увидеть это своими глазами стоит каждому. Единственный минус так это то, что календарным летом на подобного рода экскурсии лучше не соглашаться, ибо выдержать аналогичное сможет не каждый.

В самих загробных залах всегда очень душно, там нет вентилируемых отверстий, некоторые тропы петляют среди скальных выступов и попасть в гробницы можно как с верхних смотровых троп, так и с нижних. Некрополь изначально не предназначался для живых, он был создан для успокоения тленного тела тех, кто уже давно покинул наш мир и попал в мир мертвых.

Блуждать по улицам мертвых можно бесконечно долго, так как ты буквально растворяешься в щепотке колоритного прошлого, донесшего до нас лишь часть великой истории, ущемленной современной трактовкой, которая по-настоящему так до конца и не раскрыла египетских тайн.

Долина Царей — это одно из мест, которое обязательно нужно посетить тем, кто решил провести свой отдых в Египте.

Теперь несколько практических советов и напутствий от сайта www.mi-edem.ru:

  1. Снимать на фото и видео камеру категорически запрещается. Исключение составляют лишь немногочисленные уличные участки и территории между проходами. На ряде экскурсионных программ у всех туристов заранее забирают всю технику, дабы не было соблазна нарушить установленные правила. В случае, если вас поймали за этим делом, то технику могут навсегда конфисковать. Требовать ее обратно по плохому не получится, а вот по хорошему упросить можно. Но они оставляют за собой полное право навсегда конфисковать фотоаппараты, видеокамеры, сотовые телефоны с камерой. Их даже не взволнует тот факт, что техника может стоит крайне не дешево.
  2. Блуждать по некрополю довольно утомительно, поэтому, обязательно берем с собой бутилированную воду, головной убор, солнцезащитные очки и заранее наносим на тело солнцезащитный крем.
  3. Если вы решили приехать сюда дикарями, то в стоимость билета входит возможность посетить любые три гробницы. Посещение гробницы Тутанхамона возможно только за отдельную плату, но забегая вперед скажем, что она аналогична другим гробницам, ибо уже давно лишена прошлого шика и шарма. Со всеми ее сокровищами и убранством хорошо знакомит Каирский музей. Кстати, будет неплохо съездить и туда.

Карнакский храм в Луксоре

Это место не менее увлекательно. Здесь стираются всякие границы и просто напросто растворяешься в прошлом. Эмоции зашкаливают через край особенно в те моменты, когда в голове просыпается таракашка, который упорно вопрошает: «Как же это все смогли построить тогда, более 2000 лет назад?» Все ответы на этот вопрос вряд ли удовлетворят пытливый ум туриста, который слабо верит в трактовку историков, описанную в учебниках.

Вообще этот комплекс считается полноценным городом Живых. Это и правда нельзя назвать простым нагромождением скульптур и колонн. Все досконально рассчитано. В свое время, как уверяют нас в этом гиды, существовал и успешно функционировал собственный водопровод. Так что все у египтян было, как говорится, на мази.

Согласно некоторым источникам, Карнакский храм состоит из трех частей. Большая его часть посвящена великому и могущественному — Амону-Ра, другая часть его верной и мудрой супруге — Мут, а третья венчает их божественное творение, зачатое в любви и верности — сына Хонс.

На протяжении тысячелетий комплекс претерпевал изменения и каждый фараон вносил свой штрих, продолжая начатую когда-то традицию, отдавая дань великому прошлому Египта.

Весь комплекс буквально дышит могуществом, от него веет загадочностью и каким-то особенным величием, которое сложно передать словами и невозможно запечатлеть на видео или фотокамеру. Непередаваемое ощущение проявляются у особо впечатлительных людей тогда, когда они заходят в полутемное помещение, где приносились жертвы богам.

Можно представить как когда-то давно на этом же самом месте жрецы приносились кровавые жертвы богам, дабы те исполнили волю фараона. Толи в силу их мольбы, толи в силу иных причин, но комплекс долгое время процветал.

Блуждая между многочисленных колонн и рассматривая обелиски, можно сложить исторический пазл, который внесет свой штрих в историю до селе не виданную, ибо на каждом обелиске раскрывается часть успехов и достижений фараонов. Наибольший вклад в комплекс внес Рамзес II, который не забыл и о себе упомянуть.

Самым, пожалуй, занимательным для всех туристов является хоровод, который они по доброй воле организовывают вокруг колонны с жуком скарабеем. По слухам, если обойти 7 раз вокруг колонны по часовой стрелке, то ваше заветное желание обязательно сбудется, а если столько же раз пройти против часовой стрелки, то всех ждет самое настоящее счастье, ибо они встретят свою вторую половину.

Но существует и другое грозное поверье. Оказывается, колонна со скарабеем постепенно уходит под землю. Ровно на 1 миллиметр в год суровые бескрайние пески пустыни проглатывают колонну, делая ее все менее и менее высокой.

Читать еще:  Лень погубила. Знаменитые незаконченные здания - обзор

Если когда-нибудь колонна полностью будет поглощена песками, то тогда наступит самое страшное наказание для всего человечества. Нас всех ждет конец света. Но пока колонна уверенно торчит из под земли, заставляя туристов хороводить вокруг нее. Кто знает, может быть это туристы виноваты в том, что колонна постепенно уходит под землю? .

Чтобы полностью понять о чем мы вообще говорим и что стараемся описать необходимо лично все это увидеть, ибо мы попросту не в состоянии передать всю масштабность всемирного наследия ЮНЕСКО.

По традиции от себя добавим парочку советов:

1. Так как ехать из Хургады до Луксора и храмового комплекса довольно далеко, то лучше всего, во-первых, взять с собой несколько бутылок питьевой воды. Одна бутылка, чтобы утолить жаду, другая в случае необходимости, чтобы освежиться (просто полить на запекшуюся голову), третья про запас, ибо ходить вы будете здесь не мало.

2. Лучше не брать с собой детей, ибо им выдержать столь увлекательную, но весьма сильно изнуряющую экскурсию будет в 100 раз сложнее взрослого человека. Не все взрослые люди выдерживают, каким-то туристам становилось плохо.

3. Лучше всего ехать сюда в январе или феврале, когда нет столь сильной жары

Храм Хатшепсут (Хатчепсут)

Посещение Священнейшего из Священных храмов царицы Хатшепсут входит в комплексную экскурсионную программу по Луксору. Поэтому, если вы приобретает «Луксор» от туроператора, то скорее всего сможете увидеть это чудо, которое, как и прошлые творения, поражает воображение своим величием.

Как и многие египетские сооружения-гробницы, храм является искусным продолжением скалы, в которой и был выточен руками неизвестных нам умельцев. На его строительство ушло более 9 лет. Понимая, что в пустыне царит жаркая, сухая и знойная погода, то строительство аналогичных комплексов себя оправдывает, ибо в тени мертвых скал царит загробная тишина и прохлада. Хотя, с прохладой мы переборщили, так как календарным летом спастись от зноя возможно только в помещениях с исправно работающим кондиционером.

Отличаясь незаурядным умом и сообразительностью царица Хатшепсут отдала приказ на строительство своего храма в непростом месте. Мало того, что он в выточен из скалы, так он еще и располагается недалеко от гробницы фараона Ментухотепа I. Сей жест весьма символичен, ибо она тем самым подчеркнула свое законное право на престол. Никак царица, понимаете ли. Более того, она единственная женщина-фараон.

Больше таких женщин история Египта не припоминает. Под ее умелым руководством наступил самый настоящий рассвет и процветание, которое воспето во многих источниках, частички которых дошли до наших дней. Может это потому, что женщина не смотря на свою хрупкость способна более чутко реагировать на нужды своего народа и вовремя деликатно обрезать все неугодные волнения, обходя острые углы, на которые обычно мужчины всегда напарываются.

К сожалению, не всем нравилось то, что какая-то женщина пришла к власти, и постепенно они подпиливали ножки у ее престола. Правление Хатчепсут не могло продолжаться вечно и через пятнадцать лет к власти пришел тот, кто ненавидел ее больше всех — Тутмос III. И этому есть объяснение. Если бы не Хатчепсут, этот тип давно бы уже занял престол.

Переполненный завистью от того, что Хатчепсут смогла не только удержать силу правления, но и мудро распоряжаться силой доверенной ей, он в отместку приказал разрушить и разграбить возведенный в ее честь храм, превратив в его в безжизненные руины. Это лишний раз подчеркивает тот факт, что после схождения Хатчепсут с престола в Египте наступили не самые лучшие времена. Храм покрыла пелена забвения.

По этой причине храм Хатчепсут оставался в руинах долгие столетия, а начиная с 1961 года, в храме, по инициативе польских реставраторов, стали вестись восстановительные работы. Говорить наверняка, что восстановленный храм, который предстает перед глазами туристов, хотя бы на 30% схож с тем, который существовал тогда, невозможно.

Вот когда изобретут машину времени, тогда и можно будет наверняка заявить, что храм идентичен исходному творению. Но даже сейчас оценить масштабы проведенных работ древними египтянами и современных реставраторов, собравших по крупицам этот храм, практически нереально, ибо в голове не укладывается то, насколько точны и выверены были их штрихи, способные сотворить нечто невообразимое и поражающее всякое представление об архитектурном строении.

Если вы едете от туроператора, тогда в вашем распоряжении будет русскоговорящий гид и масса впечатлений. А вот если вы приезжаете сюда самостоятельно, то во-первых, необходимо добраться на такси до места высадки, а во-вторых, доехать или дотопать пешим шагом до самого храма.

Идти пешком до храма достаточно далеко и утомительно, поэтому лучше ехать на тук-туке, но за это будет взиматься отдельная плата. Однако впечатлений насобирать можно на годы вперед при любом раскладе!

Колоссы Мемнона

Об колоссах хорошо написано в статье «Достопримечательности Египта»

Храм Хатхор в Дендере

Сравнительно недалеко от Луксора (60 км.к северу) имеется и еще один скромный храм (по сравнению с Карнакским храмом), посвященный богине любви Хатхор. Его строительство было похоже, если можно так выразиться, на слоеный пирог, так как сочетает в себе несколько архитектурных стилей, ибо строился он на протяжении многих веков.

Первые штрихи в его зарождении были внесены еще в эпоху глубочайшей древности, затем фараон Хуфу решил его несколько перестроить, а фараоны Пепи Меренра и Тутмос III, дополнили его элементами, исключительно на свой вкус. Но на этом его преображение не закончилось. Окончательные изменения были внесены в эпоху Птоломеев и первых римских императоров.

Когда-то в храме поклонялись богине любви и неба Хатхор. Об этом свидетельствую барельефные надписи, найденные на стенах храма. Богиня олицетворяет нежность, женственность, мудрость и милосердие. Она является своеобразным проводником среди небесных светил, позволяет нащупать неуловимые нити судьбы, зашифрованные среди бескрайнего звездного полотна.

Подчеркивает связь Хатхор с небом и сама конструкция здания. Колонны первого зала создают единую композицию и представляют собой небесные опоры, которые имеют капители, повторяющие облик головы богини любви. А первый гипостильный зал храма украшают астрономические изображения, которые плавно сползают на стены и колонны.

Залы, коридоры и лестницы покрыты надписями религиозного содержания и гимнами богине Хатхор.

Когда-то здесь проводились ритуальные таинства с жертвоприношениями богине. Считается, что намоленные места способны сохранить свою силу и мощь, принося в современный мир частичку своей магии.

Храм Хатхор тоже имеет свою магическую силу, которой не прочь поделиться с теми, кто способен поверить в его магию. Так считается, что если пройти сквозь ворота любви и загадать желание, то вы обязательно встретите свою настоящую любовь.

По мимо прекрасных просторных залов в храме имеется и подземелье, спускаться в которое довольно неприятно, ибо совершенно не знаешь, что тебя там может ждать. Возможно, это своеобразная вторая сторона медали, ибо впечатление от подземелий остается не самое приятное.

В свое время здесь располагались хранилища, где покоились многочисленные дары Богини, ибо она как и все женщины любит дорогие сокровища и подношения.

Теперь, как и обещали, расскажем о ценах на экскурсии в Египте.

Луксор в Египте: 12 фото истории сегодня

Луксор в Египте, фото и описания достопримечательностей которого приведены в статье, называют самым большим музеем под открытым небом. Красота и великолепие его дворцов и храмов восхищала людей ещё 4 тысячи лет назад. Вы можете прямо сейчас узнать самое интересное и самое ужасное об этом городе.

План (кликабельный)

Город живых

Полумиллионный город Луксор на образном и физическом плане делят на две части: живых и мёртвых. На месте «Города живых» в период Среднего и Нового царств находилась столица древнего Египта — Фивы. Здесь находятся всемирно известные памятники архитектуры: Луксорский и Карнакский храмы. Когда-то 2-х километровая аллея сфинксов объединяла их в один ансамбль.

Читать еще:  Поселок Алерт, Канада - обзор

Карнакский храм

Это главное государственное святилище Нового царства (1550—1069 годы до н. э.). На его территории находятся 33 храма и зала — это своеобразный город с озёрами, аллеями. Он достраивался и расширялся на протяжении 15 веков, вплоть до появления императорского Рима (I век до н.э.).

Фото Карнака с воздуха

Ко входу ведёт аллея криосфинксов — мифических существ с телом льва и головой барана (баран считался одним из воплощений Амона).
Главным местом Карнака является ансамбль из трёх храмов, посвящённых

  • богу солнца Амону,
  • его супруге Мут (богине материнства) и
  • сыну Хонсу (божеству Луны).

Он занимает около 30 га.

Поклонение жукам и гусям

Более всего впечатляет колонный зал: 134 колонны по 16 метров в высоту, полностью украшенные барельефами. Каждая колонна настолько массивна, что нужно 5 человек, чтобы охватить её.

Панорама Карнака

С южной стороны храма находится священное озеро, водами которого жрецы омывали статуи богов. Рядом с ним был домик для гусей. В Древнем Египте гусь считался птицей, отложившей яйцо, из которого появилось Солнце.

Гранитный жук-скарабей на берегу священного озера в Карнакском храме

На берегу стоит скульптура гранитного жука-скарабея, олицетворяющего силу Сердца. Человек должен пробудить эту силу в себе для того, чтобы возродиться: умереть и воскреснуть, как солнце, преодолевая все испытания в жизни и после смерти.

Варварство цивилизации

Комплекс богини Мут находится южнее на 350 метров. Храм, окружённый естественным озером с трёх сторон, «родильный дом» Рамзеса III и храм Камутеф были значительно разрушены в 1840 году. Причиной стало возведение фабрики. А древние строения служили источником строительного материала.

Здесь же находятся

  • Белая капелла (самое старое здание из сохранившихся),
  • Красная капелла (построена царицей Хатшепсут),
  • Алебастровая капелла (Тутмос IV, 18 династия),
  • храм Рамзеса III (20 династия),
  • храм Монту (покровителю города) и другие.

Луксорский храм

Луксорский храм представляет собой южные тайные покои или южный гарем бога изобилия Мина-Амона. Здесь можно увидеть наиболее полную картину особенностей древнеегипетской архитектуры в период Нового царства. С большим числом колонн, грандиозный и монументальный, он построен по приказу Аменхотепа III в 14 веке до нашей эры. Храм тянется вдоль Нила на 260 метров.

Фото Луксорского храма ночью. Автор: CC BY-SA 2.0,

Самая древняя его часть представляет из себя залы, украшенные монументальными барельефами и надписями. Цари следующей династии пристроили южный двор, в котором колонны перемежаются со статуями фараонов.

Старинная фотография колонного зала Аменхотепа III

С северной стороны Рамзес II (Великий, 19 династия) установил колоны с четырёх сторон открытого пространства (перистиль) и пилон с изображением своих военных подвигов. На нём же высечен текст поэмы, восхваляющей фараона, придворного поэта Пентаура.

У северного входа расположены 4 огромных монолита, изображающие Рамзеса II и его супругу Нефертари, и обелиск. Изначально здесь стояли два обелиска. В начале 1830 годов один из них был подарен Франции за первую расшифровку египетских иероглифов. Сейчас он стоит на площади Согласия в Париже.

Внутри Луксорского храма рядом со статуями Рамзеса II примерно в 11 веке нашей эры была возведена мечеть. В ней хранятся останки святого покровителя города суфия-шейха Абу аль-Хаджаджи.

Один раз в год, в день его памяти, огромная процессия с песнями и танцами провозит их по городу, подобно тому, как древние египтяне шествовали со статуей Амона из одного храма в другой.

Назначения храмов

Фараон был богом на земле. Он отвечал за благополучие других богов и людей. Каждый его поступок имел сакральное значение.

Египтяне знали, что мировой порядок (маат) в результате недостойных человеческих деяний нарушается и начинается уничтожение привычного мира. Высшим долгом и обязанностью фараона являлось поддержание маат в состоянии равновесия.

Один раз год во время разлива Нила (в августе) статую Амона торжественно перевозили по аллее сфинксов из Карнака в Луксорский храм. Здесь фараон возносил молитвы о поддержании гармонии и совершал таинства для обновления жизни, земли и богов.

Не только Луксорский, но и каждый храм Древнего Египта, представляет собой определённую модель мира, где совершают сакральные действия, жертвоприношения и службы, призванные поддерживать жизнь людей на земле.

Город мёртвых

Не менее интересен «Город мёртвых», который включает знаменитую Долину царей с гробницей Тутанхамона, храм царицы Хатшепсут и колоссов Мемнона. Расположен он на западном берегу Нила, куда солнце уходит каждый день.

Долина Царей

Гробницы, вырубленные в скалах, строили по общей схеме. Наклонный коридор длиной до 200 м, круто уходящий вниз на глубину (до 100 м) включал ловушки грабителей и расхитителей захоронений. Непосредственно погребальные камеры находились в самом конце тоннеля. Стены и потолки гробниц расписаны по-прежнему яркими цветными рисунками, рассказывающими о жизни и подвигах покойного и богов.

Храм царицы Хатшепсут

Поминальный храм, построенный в честь Амона-Ра, имеет три террасы, символизирующие три мира. Соединяют их лестницы-пандусы. Когда-то на террасах росли экзотические сады и журчали фонтаны, стояло множество скульптур.

Луксор. Египет. Фото храма Хатшепсут в Дейр эль-Бахри. Начало XV в. до р.Х.

Поющие колоссы Мемнона

Когда-то на этом месте стоял самый великолепный храм Аменхотепа III. Он превосходил по величине Карнакский. Сейчас от храма остались только две статуи фараона 18-метровой высоты. Представьте себе, что размер ступни имеет длину 2 м, а ширину — 1 м.

Сидящие фигуры обращены лицом на восток, к реке и восходящему солнцу. Называют их Колоссы Мемнона — «правителя утренней зари».

Такое имя носил эфиопский царь, герой троянской войны. Он был убит Ахиллом, и отношения к фараону не имел.

По сведениям греческого историка и географа Страбона (1 в. н.э.) землетрясение в 27 году до р.Х. стало причиной трещины северной статуи. После этого, каждое утро на рассвете она издавала лёгкое звучание или посвистывание. Тон этого звука в античном мире приняли за эталон. Все музыкальные инструменты стали настраивать, согласуясь с ним.

Замолчала статуя в 199 году нашей эры после того, как собрали треснувшие части по приказу римского императора Септимия Севера.

Трагедии в Луксоре

17 ноября 1997 года в храме Хатшепсут террористическая группировка «Исламская община» убила 62 и ранила 26 иностранных туристов и местных служащих. Теракт получил название «Луксорская резня».

26 февраля 2013 года произошла катастрофа, связанная с атракционом для туристов — осмотр Луксора на воздушном шаре. В результате его возгорания погибли 19 человек.

Луксор в Египте: фото центра и других мест

На прогулочной набережной Нила находится построенная в 1886 году в викторианском стиле гостиница Winter Palace («Зимний дворец»). Входит в список эксклюзивных дворцовых отелей мира. Постоянным гостем отеля в начале ХХ века был Лорд Карнафон (Lord Carnarvon) — патрон египтолога Картера, открывшего гробницу Тутанхамона в 1922 году. После его загадочной смерти стали говорить о «проклятии фараонов».

Здесь останавливались несколько раз король Бельгии Альберт I и его жена, королева Бельгии Элизабет. Агата Кристи написала в этом отеле роман «Смерть на Ниле».

Бананово-крокодиловый остров на левом берегу — популярное место для прогулок у туристов на многочисленных небольших судах. Никаких там нет архитектурных памятников, но как следует из названия, много крокодилов и фруктов.

Туристический базар в Луксоре 20 лет назад

Полученное представление о храмах второго по популярности города Луксора в Египте из фото, это всего лишь часть архитектуры Древнего Египта. Другая часть — это пирамиды, мастабы и гробницы в Долине Царей.

Расскажите, пожалуйста, свои мысли о жизни в Древнем Египте в комментарии. Выразите своё мнение, поставив оценку. Делитесь с друзьями в социальных сетях, проявляя свои интересы.

Источники:

http://ekec.ru/lyksor-v-egipte-obzor-dostoprimechatelnostei/
http://mi-edem.ru/afrika/egipet/luksor-egipet.html
http://arhi1.ru/arh-pamyatniki/egipet/luksor-v-egipte

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии