Мал, да удал. Маленькие городки планеты, писанные красками Ван Гога — обзор

Самые загадочные и спорные вопросы о знаменитом Ван Гоге

Винсент Ван Гог всемирно известный художник–постимпрессионист, родом из Нидерландов, ставший таковым только после смерти. В 2017 году, 30 марта, исполняется 164 года со дня его рождения. Жизнь художника была очень непростой, полной трагизма, различных сложностей, и по сегодняшний день она полна нераскрытых загадок и домыслов.

Многие противоречивые вопросы волновали и до сих пор волнуют современников: был ли Ван Гог, один из самых знаменитых художников, душевнобольным? Правда ли, что картины Ван Гога способны меняться с течением времени? Действительно ли великий художник отрезал себе ухо? Мы попытаемся рассмотреть эти и другие вопросы, дать на них наиболее правдивые ответы, опираясь на новые открытия и гипотезы.

  1. «Ночная терраса кафе» символическое изображение «Тайной вечери»?
    Научный исследователь Джаред Бакстер выдвинул предположение, что на своём произведении «Ночная терраса кафе» Винсент изобразил в завуалированном виде «Тайную вечерю» Леонардо да Винчи. Вначале его внимание привлекло размещение фигур и их количество ровно двенадцать, подобно Христовым ученикам, затем белые одежды официанта, напоминающие одеяния Иисуса. Стоящий в дверях посетитель напомнил Бакстеру Иуду. Кроме того, на полотне Джаред рассмотрел линии в виде крестов. Прежде всего, он акцентировал внимание на окне, расположенном сзади фигуры в белом, перекладины которого сложены в форме креста. Учитывая набожность Винсента, его родословную, образование и образ жизни до занятия живописью, всё это похоже на правду.
  2. «Подсолнухи» реальность или игра воображения?
    Каждому человеку, который когда-либо в жизни видел настоящие подсолнухи, картина Ван Гога «Подсолнухи» покажется не совсем реалистичной, поскольку цветы на ней выглядят как-то неправдоподобно. Американские ученые доказали, что подобное изображение подсолнухов не игра воображения автора. Оказывается, Ван Гог нарисовал цветы-мутанты, и их странная форма вызвана мутацией в определенном гене!
  3. «Звёздная ночь» дает разгадку турбулентности
    Известный учёный Вернер Гейзенберг упоминал о загадочности двух явлений турбулентности и теории относительности, при этом второе он считал более объяснимым. Картина Ван Гога «Звездная ночь» помогает усвоить турбулентность через свое изображение. Исследователи выяснили, что Винсент раскрыл на своем полотне тайну жидкости, света, движения.

Современная инсталляция «Ухо Ван Гога»

Праправнук брата Винсента, Лиуве Ван Гог, предоставил свой генетический материал для выращивания из него «Уха Ван Гога», идентичного по форме уху великого художника, восстановленного при помощи компьютерной программы. Художник Штребе придумал инсталляцию в виде уха Ван Гога как живое подтверждение интереса к личности великого мастера живописи в современном обществе.

Картины из янтаря альтернатива полотнам

Картины Ван Гога одни из самых дорогих в мире. Некоторые его полотна оцениваются в десятки миллионов долларов. Ценители его творчества не только мультимиллионеры, но и обычные люди. Отличная альтернатива полотнам Ван Гога репродукции его картин. Можно приобрести оригинальную репродукцию купить картину из янтаря, повторяющую бессмертные «Подсолнухи» или «Ирисы». Игра камней на солнечном свете подарит не менее яркие впечатления, чем живопись. Для ценителей прекрасного предоставлен каталог картин на нашем сайте.

marinagra

СТРАНЫ — ГОРОДА — МУЗЕИ

НАЙДИ ВРЕМЯ ПОГОВОРИТЬ О ВЕЧНОМ

Винсент Ван Гог. «Подсолнухи»

Я чувствую потребность стать другим, начать все заново
и извиниться за то, что мои картины несут в себе
почти крик отчаяния, хотя мои сельские подсолнухи,
возможно, и звучат благодарностью.

Винсент Ван Гог

Ван Гог часто писал цветы: ветви цветущих яблонь, каштанов, акаций, миндальных деревьев, розы, олеандры, ирисы, циннии, анемоны, мальвы, гвоздики, маргаритки, маки, васильки, чертополох… Цветок представлялся художнику «идеей, символизирующей признательность и благодарность». Подсолнух был любимым цветком Ван Гога. В одном из его писем к брату Тео мы читаем: «Подсолнух, в некотором смысле, — мой».

Подсолнухи. Август-сентябрь 1887 г.

Художник писал подсолнухи одиннадцать раз. Первые четыре картины были созданы в Париже в августе — сентябре 1887 г. Крупные срезанные цветы лежат, подобные каким-то диковинным, умирающим на наших глазах существам. Примятые, теряющие упругость лепестки похожи на взъерошенную шерсть или на языки гаснущего пламени, черные сердцевины – на огромные скорбные глаза, стебли – на судорожно изогнувшиеся руки. От этих цветов веет печалью, но в них еще дремлет жизненная сила, сопротивляющаяся увяданию.

Ровно через год, в счастливую и самую плодотворную пору своей жизни, художник снова возвращается к подсолнухам. Ван Гог живет на юге Франции, в Арле, где все приводит его в восторг: неистовое солнце, яркие краски, новое жилище, которое художник называет «желтым домиком» и о котором пишет Тео: «Снаружи дом выкрашен в желтый цвет, внутри выбелен, много солнца». Винсент настойчиво зовет к себе собратьев-художников, мечтает создать под крышей «желтого домика» своего рода коммуну, которую он называет «южной мастерской». На его зов откликается Поль Гоген, и Винсент радостно готовит свой дом к приему гостя. В середине августа он сообщает брату: «Рисую и пишу с таким же рвением, с каким марселец уплетает свой буябес (марсельский рыбный суп bouillabaisse – М.А), что, разумеется, тебя не удивит, — я пишу большие подсолнухи. Последняя картина — светлое на светлом — будет, надеюсь, самой удачной. Но я, вероятно, на этом не остановлюсь. В надежде, что у нас с Гогеном будет общая мастерская, я хочу ее украсить. Одни большие подсолнухи — ничего больше. Итак, если мой план удастся, у меня будет с дюжину панно — целая симфония желтого и синего». Ван Гог торопится: «Я работаю по утрам с самого рассвета, потому что цветы быстро вянут, и приходится заканчивать вещь в один прием». Но несмотря на все старания, художнику не удается в полной мере реализовать задуманное: к концу лета готовы всего четыре картины, и Винсент решает повесить их не в мастерской, а в гостевой комнате, которая предназначалась Гогену.

Ваза с двенадцатью подсолнухами. Август 1888 г.
Новая Пинакотека, Мюнхен

Из четырех холстов, написанных в августе 1888-го г., уцелело три: картина с пятью подсолнухами на синем фоне погибла в Японии в годы Второй мировой войны. «Ваза с тремя подсолнухами» находится в частной коллекции в США, и наконец, самые знаменитые полотна хранятся в Лондоне (пятнадцать цветов на бледном желто-зеленом фоне) и Мюнхене (двенадцать цветов на светло-голубом фоне).

Через полгода, в январе 1889-го, Ван Гог опять пишет подсолнухи: более светлую вариацию «мюнхенской» картины (Музей искусств, Филадельфия) и две вариации «лондонской» (Музей Ван Гога, Амстердам; Музей современных искусств «Ясуда Касай», Токио. Подлинность одной из этих картин, купленной японской страховой компанией «Ясуда» в 1987 г. на аукционе «Кристис» за 39,5 млн. долларов, оспаривается до сих пор). Между августовскими и январскими картинами – пропасть: тяжелые ссоры с Гогеном, приступ безумия, больница, одиночество, безденежье. Винсент, переживший крушение всех надежд, словно оглядывается на недолгую пору счастья, но уже без былого воодушевления. Художнику нечем платить за аренду, и ему придется выехать из «желтого домика», который он так мечтал украсить своими «Подсолнухами». Великолепный замысел — серия панно с подсолнухами — не осуществился до конца, но его лучшие фрагменты, «лондонский» и «мюнхенский» натюрморты, принадлежат к наиболее известным и любимым публикой творениям Ван Гога.

Ваза с пятнадцатью подсолнухами. Август 1888 г.
Национальная галерея, Лондон

Сюжет этих картин исключительно прост: цветы в керамической вазе – и больше ничего. Поверхность, на которой стоит букет, не проработана, ее фактура никак не выражена. Что это: стол, полка или подоконник, дерево или ткань скатерти – не важно. То же можно сказать и о фоне: это не драпировка, не стена, не воздушная среда, а просто некая закрашенная плоскость. Объемность вазы не подчеркнута, лишь цветы свободно живут в трехмерном пространстве – одни лепестки энергично тянутся вперед, к зрителю, другие устремляются в глубь холста. Грубоватая крестьянская ваза кажется несоразмерно маленькой и легкой по сравнению с огромными цветами. Подсолнухам же мала не только ваза — им тесен весь холст. Соцветия и листья упираются в края картины, недовольно «отшатываются» от рамы.

Ван Гог наносит краски очень густо (техника «импасто»), выдавливая их прямо из тюбиков на холст. Следы прикосновения кисти и ножика-мастихина явственно видны на полотне; шероховатая рельефная фактура картины – словно слепок неистовых чувств, владевших художником в миг творчества. Написанные энергичными вибрирующими мазками подсолнухи кажутся живыми: тяжелые, полные внутренней силы соцветия и гибкие стебли движутся, пульсируют и изменяются у нас на глазах — растут, набухают, созревают, увядают.

Ваза в пятью подсолнухами. Август 1888 г.
Картина погибла в годы Второй мировой войны

Для Ван Гога действительно не существовало различий между одушевленной и неодушевленной материей. “Я вижу во всей природе, например, в деревьях, выражение и, так сказать, душу”, — писал художник. «Душа» подсолнуха была ему особенно созвучна. Цветок, который живет в согласии с космическими ритмами, поворачивая свой венчик вслед за солнцем, был для него воплощением взаимосвязи всего сущего — малого и великого, земли и космоса. Да и сам подсолнух подобен небесному светилу в ореоле золотых лучей-лепестков.

Всеми оттенками желтого — цвета солнца – сияют натюрморты с подсолнухами. Вспомним, что художник видел эту серию как «симфонию цвета», именно о цвете он чаще всего упоминал, делясь деталями замысла с братом и друзьями. В одном из писем он говорит, что в «Подсолнухах» желтый цвет должен пламенеть на меняющемся фоне — голубом, бледном малахитово-зеленом, ярко-синем; в другом письме упоминает, что хотел бы достичь «чего-то вроде эффекта витражей в готической церкви». Идея ясна: добиться сияния, солнечного свечения желтого цвета.

Ван Гог с необычайной остротой чувствовал цвет. Каждый оттенок краски был для него сопряжен с целым комплексом понятий и образов, чувств и мыслей, а мазок на холсте был равнозначен произнесенному слову. Любимый художником желтый цвет воплощал радость, доброту, благожелательность, энергию, плодородие земли и животворное солнечное тепло. Потому так и радовал Ван Гога переезд на юг, в царство щедрого солнца, в светлый «желтый домик». Сам художник писал, что «высокая желтая нота» проняла его в то лето. Картины, написанные в Арле, затопляют все оттенки желтого цвета: себя Ван Гог изображает в ярко-желтой соломенной шляпе, он часто выбирает желтый фон для портретов, пишет позолоченные солнцем луга, поля зрелых хлебов, стога, снопы соломы, охристо-желтые стволы, огни вечернего города, окрашенное закатом небо, солнечный диск, огромные, окутанные светящейся дымкой звезды… Да что звезды – даже простой деревянный стул в мастерской художника так и блещет праздничной желтизной! И ярче солнца сверкают подсолнухи, словно впитавшие свет горячих лучей и испускающие его в пространство.

Создавать «нечто миротворное и утешительное» стремился художник в последние годы своей короткой многострадальной жизни. Но только ли радость и утешение несут его поздние полотна? Чем неистовей сияют краски, тем более наэлектризованными, напряженными становятся картины. Как в сложном аккорде, ликующий возглас и крик отчаяния слиты в них воедино. Та же творческая сила, что несет миру обновление, заставляя светила вращаться, а растения – созревать, становится источником разрушения и распада. Под солнцем растет и зреет все живое, но за созреванием естественно и неминуемо следует увядание. Эти простые первозданные истины художник воспринимал всем своим существом. Так о картине «Жнец» он писал: «человечество — колос, который должен быть сжат. Но в этой смерти нет ничего печального, она происходит при полном свете, с солнцем, которое освещает все золотым светом».

Ван Гог глубоко чувствовал вечную изменчивость мироздания. Ощущение единства взаимосвязанных противоположностей – света и тьмы, расцвета и увядания, жизни и смерти — было для него не отвлеченной философской категорией, а сильным, мучительным, почти невыносимым переживанием. Поэтому, как отмечает автор замечательной книги «Ван Гог. Человек и художник» Н.А. Дмитриева, зрелое творчество художника отмечено «редкостным слиянием драматизма и праздничности, проникнуто страдальческим восторгом перед красотой мира».

«Подсолнухи» Ван Гога — символ нашего прекрасного и трагического бытия, его формула, его квинтэссенция. Это распускающиеся и увядающие цветы; это юные, зрелые и стареющие живые существа; это зарождающиеся, жарко пылающие и холодеющие звезды; это, в конечном счете, образ Вселенной в ее неустанном круговороте.

Музей Ван Гога: краткий обзор периодов творчества художника

Нидерландская столица завоевала популярность у туристов по всему миру. Среди всех достопримечательностей выделяется музей Винсента Ван Гога. Хотя родным городом известного художника является Грот-Зюндерт, музей был построен в туристическом сердце страны.

Музей Ван Гога в Амстердаме

Музей Ван Гога являет собой огромную коллекцию художественных работ мастера, которая состоит из более 200 картин (общее количество — около 800), 500 рисунков (всего было создано около тысячи) и 700 авторских писем. Осознавая тот факт, что художник посвятил всего 10 лет написанию своих картин, число его наработок действительно поражает.

В музее присутствует творческая лаборатория Ван Гога, обстановка которой максимально напоминает ту, в которой писал свои картины живописец. Тут же расположена библиотека, которая располагает личными письмами художника. Получается, что музей Винсента Ван Гога имеет не только художественную ценность, но и информационную.

Коллекция произведений

В музее представлено 5 тематических этапов, каждый из которых отображает главные периоды развития творчества художника:

Начальный этап творчества мастера характеризуется преобладанием темных оттенков. Главный объект изображения на картинах — крестьяне, заняты работой. Знаменитой иллюстрацией этой тематики является полотно «Едоки картошки». При тусклом освещении картины производят еще более мрачное впечатление на зрителя. В галереи оно и используется для создания нужной атмосферы.

Этому этапу свойственно использование более светлых и ярких красок. Картины приобретают голубые, красные и желтые оттенки цветов. Также на этом этапе можно заметить характерную черту мастера — использование коротких мазков в экспрессивной манере. Картины парижского периода в большинстве представлены автопортретами. Произведение «Автопортрет в фетровой шляпе» является ярким примером данного этапа.

Данный этап раскрывает Ван Гога как мастера с неповторимой манерой. Пейзажи — главная тематика этой коллекции. Они у художника яркие и сочные, на полотнах изображаются цветы, деревья и луга в разнообразных вариациях. Известная работа «Подсолнухи» является ярким образцом данного периода.

Этот период не прошел гладко для художника. Ван Гог на тот момент находился в психиатрической больнице, где и творил свои картины. Это повлияло на сюжет картин. Они написаны уже в упомянутой выше творческой манере энергичных мазков, которая совмещена с использованием более мягких оттенков. Музей Ван Гога представляет самую знаменитую картину периода Сан-Реми — «Звездная ночь».

Полотна этого периода размещаются в зале с ослепительно ярким освещением, что создает противоположность освещения зала в Нидерландском этапе творчества. Мастер применяет яркие, сочные цвета и пользуется своей неповторимой манерой коротких экспрессивных мазков. Одна из самых известных работ данного этапа – «Пшеничное поле с воронами». Кроме коллекции работ Ван Гога, в музее имеются картины и других живописцев. Также действует отдельная выставка становления и развития музея.

Другие художники

Музей Ван Гога представляет также широкую экспозицию творчества других художников. Они являлись близкими друзьями или современниками Ван Гога. К их числу относятся П. Гоген, К. Моне, П. Пикассо и другие. Знакомство художников состоялось в Париже. В этом городе Ван Гог мог наблюдать за созданием творений французских художников импрессионистического стиля, которые вскоре стали всемирно известными.

Винсент Ван Гог учился в Париже на протяжении нескольких месяцев, чтобы перенять мастерство своих современников. Этот период в значительной мере повлиял на дальнейшее творчество: на картинах стали преобладать более светлые оттенки, совершенствовалась и сама техника изображения света.

Музей Ван Гога в Москве

Ко сто двадцать пятой годовщине со дня смерти Ван Гога большинство стран Европы проводят тематические экспозиции и мероприятия, посвященные творчеству великого художника. Москва также присоединилась к данному проекту: с 15 октября 2015 года по 8 марта следующего года в Москве проходила грандиозная экспозиция картин — «Ван Гог. Ожившие полотна 2.0».

Именно экспозиция «Ван Гог. Ожившие полотна» зародила проведение мультимедийных творческих проектов в стране. Так, в январе 2014 года в Москве состоялась первая экспозиция, которая собрала более 200 тысяч посетителей. Это ознаменовало фиксирование рекордного числа посетителей во всех существующих русских выставках.

Приуроченный к годовщине Ван Гога, обновленный вариант выставки раскрывает новые грани биографии и творчества живописца. Взяв все самое лучшее из первой экспозиции, версия 2.0 акцентирует внимание на основных работах и особенностях великого мастера.

График работы

Музей Ван Гога в Амстердаме принимает посетителей каждый день с 10 до 18 часов. Первое января — выходной.

Как добраться

Объект находится на Музейной площади Museumplein. Чтобы попасть туда от Центрального Вокзала, нужно сесть на трамвай под номером 2 или 5 и ехать до остановки Hobbermastraat.

Источники:

http://yantar.in.ua/blog/samye-zagadochnye-o-van-goge.html
http://marinagra.livejournal.com/20848.html
http://fb.ru/article/244218/muzey-van-goga-kratkiy-obzor-periodov-tvorchestva-hudojnika

Читать еще:  Кратер Даймонд-Хед, США - обзор
Ссылка на основную публикацию