Маяк Кыпу, Эстония – обзор

0

Маяк Кыпу, Эстония – обзор

Самые красивые и доступные маяки Балтийского моря

Повезло жителям Петербурга и северо-западного региона: у них под боком десятки красивых и безлюдных маяков, до которых несложно добраться на машине или с проектом «Нам светло».

Петербургский проект «Нам светло» создали путешественники — любители маяков: они проводят лекции, пленэры и организуют полноценные поездки, цель которых — посещение и осмотр маяков. Проект родился в Петербурге — морской столице России: именно здесь можно за пару часов посетить несколько маяков на Финском заливе или даже на Ладожском озере. С ребятами из «Нам светло» можно отправиться и в ближнее зарубежье (маяки Эстонии и острова Сааремаа — давняя любовь редакции PRTBRT), а недавно они организовали полноценное путешествие по маякам Хорватии.

Cпециально для нас участники «Нам светло» составили подборку маяков восточной части Балтийского моря от Ленинградской области до Польши. До любого из них вы сможете добраться на машине или с экскурсией. Итак, поехали с востока на запад!

Усть-Рогатка, или Задний створный знак Большого Кронштадтского рейда

Таким длинным именем официально называют один из символов Кронштадта — белый деревянный маяк в Купеческой гавани. Кронштадтцы назначают под ним свидания, к нему приезжают свадьбы, его фотографиями украшают городские путеводители.

До окончания строительства дамбы, защищающей Петербург от наводнений, свет этого маяка был крайне важен — он вел корабли в кронштадтский порт. Его проблески можно было увидеть более чем за 25 километров. Но после завершения строительства дамбы значимость маяка резко упала. Так он и приобрел длинное и непонятное название, а также новую маленькую лампу с дальностью видимости всего в одну морскую милю.

Шепелевский маяк, южный берег Финского залива

Этот кирпичный полосатый маяк построен в 1910 году. С бетонного волнолома как на ладони видна вся территория маячного городка — там идеальный порядок и старые маячные лампы вместо уличных фонарей. Рядом с маяком стоит огромная радиолокационная вышка — с ее помощью корабли могут уточнить свое местоположение в море с точностью до десяти метров.

Попасть на маяк нельзя — во всей России это строго запрещено, так как маяки являются военными объектами. Но никто не помешает вам полюбоваться на саму башню и ее ночные проблески. Кстати, в сторону открытого моря маяк светит красным, а в сторону противоположного берега — белым светом. Ему в ответ на северном берегу ярко вспыхивает маяк Стирсудден.

Таллинский верхний маяк, Эстония, Таллин

Старинный черно-белый маяк дал название целому району столицы Эстонии — Маякка, хотя по-эстонски маяк будет «tuletorn». А все потому, что Таллинский верхний был построен еще в императорской России в конце XIX века.

Маяк Кыпу, Эстония, остров Хийумаа

Один из старейших действующих маяков на свете и самый древний в Балтийском море. Его построили еще в 1531 году по инициативе Ганзейского союза (торговые мореплаватели Северной Европы). На строительство потребовалось 26 лет. За прошедшие века кому только не принадлежал Кыпу: и Дании, и Швеции, и России. Огонь разжигали прямо на вершине каменной башни, ведь тогда не было еще маячных линз и сложных вращательных механизмов — лестницы во внутренние помещения оборудовали только в XIX веке. Маяк продолжает действовать, в том числе и как музей.

Маяк Тахкуна, Эстония, остров Хийумаа

Самый высокий маяк Эстонии: его высота почти 43 метра. Русский царь купил эту сборную чугунную башню на мировой выставке в Париже в 1871 году. Вместе с ней была куплена башня для маяка Ристна. Однако при транспортировке возникла путаница (или это был обдуманный шаг — кто теперь разберет), и маяки поменяли местами. Не самую важную для навигации башню Тахкуны построили высокой, а Ристну, которая была важнее — более низкой.

На маяк Тахкуна также можно попасть с экскурсией. Летом башня открыта для посетителей в любой день, кроме понедельника. Рядом с ней находится колокол — памятник затонувшему в 1994 году парому «Эстония», на котором погибло около тысячи человек. Когда ветер достигает той же силы, что при роковом шторме, погубившем паром, колокол раскачивается и звонит.

Маяк Овишу, Вентспилсский край, Латвия

Самый толстый маяк Латвии и весьма необычный по конструкции. Дело в том, что внутри пухленькой белой башни находится другая, весьма стройная — 3,5 метра в диаметре. Именно она была построена первой в 1844 году. А уж затем вокруг нее надстроили вторую, соединив обе башни галереями. Потому маяк и стал таким упитанным на вид.

На территории маячного городка есть любопытный музей, в котором выставлены различные буи, маячные линзы, макеты маяков Латвии и так далее. А еще благодаря прекрасной акустике внутри башни регулярно проводят концерты.

Маяк Акменьрагс, Латвия

Один из самых труднодоступных маяков Латвии. Тем не менее ежегодно по грунтовой дороге сюда съезжаются туристы со всех стран Балтии — насладиться тишиной, посмотреть на маяк и частную коллекцию потомственной смотрительницы Татьяны Вешняковой. Много лет она собирает то, что приносят волны: древние окаменелости, кусочки природного янтаря, другие драгоценные камни, ракушки. Все это она с удовольствием показывает посетителям.

Читать еще:  Впадина Денакил, Эфиопия - обзор

На территории маячного городка сохранились развалины туманного горна. В прежние времена, когда свет маяка оказывался бессилен в густом тумане, горн подавал низкочастотные сигналы кораблям. Тогда в соседних деревнях говорили: «Опять в Акменьрагсе бык проснулся!»

Маяк Балтийск, Калининградская область, город Балтийск

Находится на Морском бульваре города Балтийска, недалеко от Калининграда. Рядом с маяком и памятник Петру I, и вид на Балтийскую косу, и старая крепость Пиллау: фотографии получатся очень красивыми. Когда-то и сам маяк назывался Пиллау, потому что был построен еще при прусском владычестве: деревянный в 1741 году, а каменный — в 1813-м. После Второй мировой войны перешел к СССР и был переименован. Содержится в образцовом порядке, но внутрь не попасть — в России никак не начнут воспринимать маяки как туристические объекты.

Маяк Таран, Калининградская область

Название мыса Таран весьма красноречиво: он далеко выдается в море и как бы таранит один из древнейших морских путей. По-немецки его также называли Брюстерорт, где «brust» значит «грудь», а «ort» — «место». На русский с ходу не перевести, но смысл тот же. Огонь на этом мысе зажигали еще до строительства маячной башни, с очень давних времен. Солидный 30-метровый маяк построили немцы в середине XIX века. Как и маяк Балтийска, Таран стал советским после Второй мировой и несет свою службу по сей день. И, вероятно, до тех пор, пока корабли ходят этим морским путем, никакие GPS-навигаторы не заменят его надежного света.

Парк маяков в Нехоже, Польша

А вот чтобы увидеть все польские маяки, не нужно кататься по побережью — достаточно посетить парк миниатюрных маяков под открытым небом в местечке под названием Нехоже. И пусть вас не смущает название, место очень даже хоже! Летом туда съезжаются со всего света. Парк и правда живописный. Модели сделаны в строгом масштабе — 1:10. Тут же вся необходимая инфраструктура: и экскурсии, и кафе, и сувенирные лавочки. А если уж миниатюры вас не впечатлили, то чуть в стороне от парка есть настоящий маяк. На 20-метровом обрыве стоит кирпичная стройная башня маяка Нехоже. Туда можно подняться, вид с балкона просто головокружительный.

Бонус: Осиновецкий маяк, Ладожское озеро

Да-да, маяки нужны не только в море. Ладожское озеро моряки считают не менее опасным, чем океан. Потому и маяков здесь много. Осиновецкий — пожалуй, самый знаменитый, к тому же один из самых высоких в мире — 70 метров. И это только высота кирпичной башни, а вместе с фонарным помещением — 74 метра!
В годы блокады Ленинграда этот маяк освещал Дорогу жизни, а во время бомбежек прятал у себя за пазухой жителей и рабочих Осиновецкой бухты, потому что фашисты сами нуждались в таком надежном ориентире и не бомбили маяк.

Чтобы не пропустить интересные публикации из мира путешествий, подписывайтесь на наши группы в Facebook и Вконтакте , читайте Telegram канал , а красивые снимки ищите в Instagram .

Маяк Кыпу: старейший навигационный ориентир в Балтии

Расположенный на острове Хийумаа, втором по величине в Эстонии, маяк Кыпу (Kõpu, Дагерортский) – старейшее сооружение подобного типа в Балтийском море прилегающих к нему странах. Его строительство началось в 1505 году на Tornimägi, самом высоком холме острова, а завершилось спустя почти три десятилетия. Введенная в строй в 1531 году башня высотой 36 метров служила навигационным ориентиром для флота Ганзейского союза. Из Хийумаа проходил важнейший торговый путь с востока на запад, и купцы, обеспокоенные потерей судов в Балтийском море, нуждались в маяке.

Сегодня свет от Кыпу распространяется на расстояние 48 километров, сообщая проходящим судам об отмели вдоль береговой линии Хийумаа. Несмотря на редкое практическое применение в качестве навигационного оборудования, маяк, признанный охраняемым культурным памятником Эстонии, ныне действует скорее как музей визуального ориентирования.

Время работы

Маяк Кыпу открыт для посещения с 1 мая по 15 сентября, ежедневно с 10:00 до 20:00. Стоимость входного билета – 2 евро для взрослых, 1 евро для студентов, школьников и пенсионеров. Рядом с башней работает небольшое кафе Tuletorni и сувенирная лавка.

Помимо Кыпу, на Хийумаа можно посмотреть другие маяки – Ристна и Тахкуна, побывать в музее шерсти и на горе крестов Ристимяги, а также отдохнуть на песчаных пляжах, посетить тихие деревушки и прогуляться по густому лесу. В Кярдлу, столице Хийумаа, в районе Вана-Кярдла можно увидеть примеры традиционной архитектуры Эстонии, а в городском музее в летние месяцы проходят тематические выставки.

Как добраться

Паромы на Хийумаа отправляются из порта Рохукюла (Rohuküla), расположенного в 100 километрах к юго-западу от Таллина и в 10 километрах от Хаапсалу. В летнем расписании 2013 года паромы отправляются ежедневно каждые полтора-два часа, с 6:30 до 22:00 (по субботам последний отплывает в 23:00). Обратные рейсы из порта Хелтермаа (Heltermaa) на Хийумаа отправляются в Рохукюла также ежедневно, с 6:30 до 22:00. Время в пути – полтора часа. Стоимость проезда – 3 евро для взрослых и 1,5 евро для детей; малышам до 6 лет – бесплатно. Провоз автомобиля обойдется в 8,8 евро, мотоцикла и скутера – 3,7 евро, велосипеда – 1,5 евро. Однако для паромов, отправляющихся по пятницам с 13:00 из порта Рохукюла и по воскресеньям с 13:00 из порта Хелтермаа, применяется коэффициент 1,5: в эти дни провоз автомобиля обойдется в 13,2 евро, для мотоциклов, скутеров и велосипедов цена неизменна.

Читать еще:  Дом-музей Эрнеста Хемингуэя, США - обзор

Добраться до Хийумаа можно и с соседних островов. Паромная линия Сыру (Sõru) – Трийги (Triigi) соединяет Хийумаа с Сааремаа. Стоимость путешествия – 2,6 евро для взрослых и 1,3 для детей школьного возраста, за автомобиль – 7,4 евро. В летние месяцы паромы курсируют трижды в день, утром и вечером, в другое время – через день (в понедельник, среду, пятницу и воскресенье). Также добраться до острова можно на собственной яхте или скоростной лодке.

Таллин и Кярдлу, столицу Хийумаа, соединяет ежедневное авиасообщение. Рейсы авиакомпании Avies осуществляются с понедельника по пятницу дважды в день, в субботу и воскресенье – один раз в день. Средняя стоимость билета – 20 евро.

Лучший способ добраться на остров Хийумаа зимой – ледовая дорога, сооружаемая каждую зиму на Балтийском море.

Расположение

Маяк Кыпу находится в западной части острова Хийумаа, расположенного в Моонзундском архипелаге Балтийского моря. Хийумаа – второй по величине остров в Эстонии.

Маячник. Маяки России и мира | Фонд “Русское маячное общество” | Russian Lighthouse Society

Содержание

Маяки Эстонии

По решению Международной организации маяков и морских знаков IALA шесть эстонских маяков — Кыпу, Рухну, Кери, Суурупи, Тахкуна и Пакри — включены в список маяков, находящихся под охраной.

* Маяк по-эстонски называется tuletorn, что в переводе “огненная башня”, “башня с огнём”. И уж где-где, а в Эстонии, 1/10 часть которой занимают острова, толк в маяках знают! Через полторы тысячи островов, через острые мысы и узкие проливы издавна ходили торговые суда ганзейских купцов и шведские галеоны и галеры. Маяков здесь много, они идеально вписаны в ландшафт, и многие из них – с очень давней историей.

Сегодня в Эстонии действуют 61 маяк, 187 навигационных знаков и более 200 буев.

История маяков тесно переплетена с мореходством, они вызывают интерес как морские и архитектурные сооружения не только у специалистов, но и у любителей романтики и приключений, не говоря уже о фотографах и художниках, которые с радостью делятся своими наблюдениями и впечатлениями об эстонских маяках с другими.

Неслучайно в последние годы было издано несколько книг, посвященных маякам. Недавно вышел в свет альбом фотографа Кайдо Хаагена «Eesti tuletornide lugu» («История маяков Эстонии»), в котором представлены не только все эстонские маяки, но и много морских навигационных знаков.

Конструкция: стальной цилиндр на четырех опорах

Высота от поверхности земли: 39,5 м

Высота над уровнем моря: 65 м

Дальность видимости: 11 морских миль

Маяк с металлической башней установили на острове Рухну в 1877 году вместо снесенного деревянного сооружения. Маяк был собран из деталей, изготовленных на заводе Le Havre во Франции. Стальной цилиндр с четырьмя опорами с винтовой лестницей внутри спроектировал Гюстав Эйфель. Это была одна из самых дешевых моделей. В регионе Балтийского моря это единственный сохранившийся маяк подобного типа.

* Маяк острова Рухну примечателен хотя бы своим расположением: Рухну, или по-шведски Рунё – крошечный островок в сотне километров от эстонского берега. Никакая другая суша с него не видна, но между тем, тут есть деревенька и старейшая в Прибалтике деревянная церковь. И маяк на самом высоком месте – металлическая конструкция, напоминающая марсианские треножники из “Войны Миров” Герберта Уэллса. Только “ног” у него 5, включая центральную, а построен он был задолго до написания известного романа – в 1877 году. Почтенный возраст выдают заклёпки на стыках металлических листов – электросварку тогда тоже ещё не изобрели.

Нижний маяк Суурупи

уезд Харьюмаа – проще говоря, окрестности Таллина.

Высота от поверхности земли: 15 м

Высота над уровнем моря: 18 м

Дальность видимости: 11 морских миль

* Комплекс из двух маяков на высоком берегу и прямо у воды, причём оба сразу можно увидеть только с моря. Нижний маяк, построенный в середине XIXвека, уникален тем, что он деревянный. На привычные нам маяки – устремленные к небу башни – эта конструкция, ширина которой почти равна высоте, совсем не похожа.

Четырехгранная деревянная башня в форме пирамиды была построена в 1859 году. Это старейший и единственный в Эстонии действующий деревянный маяк.

Читать еще:  Полет фантазии. Удивительные здания планеты - обзор

В 1885 году нижний маяк Суурупи был реконструирован и надстроен. Скорее всего, он задумывался как временное сооружение, однако успешно действует до сих пор.

Мяк Кыпу (Дагерорт) на острове Хийумаа

Конструкция: четырехгранная каменная башня с контрфорсами

Высота от поверхности земли: 36 м

Высота над уровнем моря: 102 м

Дальность видимости: 26 морских миль*

Один из самых старых в мире Кыпуский маяк веками предупреждал мореходов о Хийуской мели, именуемой также мелью Суурраху или Некмансгрунд. Поскольку многие суда терпели бедствие, садясь на Хийускую мель, ганзейские чиновники еще до 1490 года ходатайствовали о строительстве на полуострове Кыпу сооружения, видного издалека и хорошо узнаваемого. В 1499 году на ганзейских днях в Любеке в связи с гибелью большого числа судов было принято решение запросить у Сааремааского епископа разрешение на строительство на его землях наземного сооружения. Строительные работы начались в 1505 году и продолжались с перерывами 26 лет. Впервые огонь на площадке башни был зажжен 1 августа 1531 года.

* Мяк Кыпу – безусловно, главный из эстонских маяков. Построенный в 1550-е годы ганзейскими купцами, а в XVII веке усовершенствованный шведами, это один из старейших маяков мира – в путеводителях пишут, что второй после испанского в Ла-Корунье, построенного ещё Римской империей, но на самом деле пятый: есть ещё средневековые маяк Ла-Латерна в Генуе да парочка на Британских островах. Как и деревянный Сурупи, на изящные маяки современности Кыпу совсем не похож – неприступная рукотворная скала, на плоской “вершине” которой некогда просто разводили мощный костёр, а в XIX веке надстроили башенку с фонарём. Узкую лестницу внутри маяка пробили тогда же – а прежде смотритель влезал наверх по верёвкам.

Как памятник архитектуры Кыпуский маяк проделал большой путь от средневековой наземной башни до сооружения с современным оборудованием, свет которого предупреждает мореходов об опасности.

* 1 морская миля равна 1852 метрам.

Маяк Кери (ранее Кокскяри)

Конструкция: цилиндрическая металлическая башня на каменном цилиндрическом основании, т.н. графин

Высота от поверхности земли: 28 м

Высота над уровнем моря: 31 м

Дальность видимости: 11 морских миль

На острове Кери, невысоком каменистом острове в Финском заливе в шести километрах к северу от острова Прангли, маяк действует с 1719 года. Маяк в форме графина, поставленный по распоряжению Петра I, считается одним из первых маяков в Финском заливе. Сохранившаяся до наших дней каменная башня была построена в 1803 году, надстройка из металла установлена в 1858 году.

Считается, что в 1906-1912 годах в качестве источника огня впервые в мире здесь использовали обнаруженный на острове природный газ. В наши дни маяк работает на солнечной энергии, управляет им компьютер.

Маяк Тахкуна

на острове Хийумаа

Конструкция: чугунная башня

Высота от поверхности земли: 43 м

Высота над уровнем моря: 43 м

Дальность видимости: 12 морских миль

Маяк на мысе Тахкуна на острове Хийумаа представляет собой изготовленную в Париже в 1875 году башню, детали которой отлиты из чугуна. Маяки Ристна и Тахкуна заказывались одновременно. При транспортировке их обменяли и на мысе Тахкуна, имеющем для мореходства не очень большое значение, возвели высокий маяк, свет которого обладает большой дальностью.

* Маяк Тахкуна – примерно тех же лет что и Рухну, и тоже металлический, но совсем другой формы: стройная башня в полсотни метров высотой. Пожалуй, это самый красиво расположенный из действующих эстонских маяков – на узком мысу, между лесом и пустошами, обдуваемый северным ветром. Около маяка – небольшой памятник в виде склонившейся над морем металлической конструкции с колоколом: он посвящён погибшим на пароме “Эстония”, местном “Титанике”, который в 1994 году с почти тысячей людей на борту потопил шторм. К мысу Тахкуна течение прибило всплывшие обломки, в том числе несколько пустых шлюпок. Колокол на памятнике начинает звонить, когда ветер достигает той же силы, что и в ту злополучную бурю.

Маяк Тахкуна открыт для посетителей.

Таллинский маяк

примечателен не красотой и не древностью (построен уже после войны), а расположением: в обычном городском районе Юлемисте, почти что во дворе за высоким забором. От его подножья моря не видать, но зато со стороны моря сам маяк прекрасно виден и его огонь сверкает среди многоэтажек.

Маяк Киипсааре

на полуострове Харилайд, который в свою очередь на острове Сааремаа – один из самых малоизвестных и труднодоступных в Эстонии, но едва ли не самый зрелищный. Нет, теоретически – обычная бетонная башня 1930-х годов, но вот расположение… маяк заброшен, стоит в воде недалеко от берега и заметно накренился в сторону моря, за несколько десятилетий размывшего песчаный берег. Кругом – безлюдье, ветер, высокая трава. Эстонские краеведы гадают, что случится раньше: кто-нибудь догадается залезать на маяк и зажечь его или же башня окончательно рухнет.

Источники:

http://zen.yandex.ru/media/id/59518b8677d0e69adc9021fd/5a29142c48c85ebe6d85de30
http://www.travel.ru/wow/kopu.html
http://www.mayachnik.ru/node/1195

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии