Михайловский Златоверхий собор, Украина – обзор

0

Михайловский Златоверхий собор, Украина – обзор

При Батые Михайловский собор удалось уберечь, а при большевиках — нет, — историк

— В начале XI века для создания Софийского собора в Киеве пригласили византийских мастеров, а заложенную через 100 лет Михайловскую Златоверхую церковь возвели и расписали уже местные строители и иконописцы, — рассказала «ФАКТАМ» заведующая Музеем истории Михайловского Златоверхого монастыря Наталья Селивачева. — Михайловскую церковь, как и Софийский собор, украсили не только фресками, но и великолепными мозаичными композициями. В 1934 году, когда столицу советской Украины переводили из Харькова в Киев, большевистские власти затеяли строительство правительственного квартала. Чтобы расчистить место под него, решили снести древний Михайловский Златоверхий собор. Его взорвали в 1937 году, но так ничего и не успели построить на его месте — помешало нападение на СССР гитлеровской Германии. Думаю, если бы не война, участь Михайловского собора постигла бы и Софию Киевскую. После провозглашения независимости Украины, несмотря на экономические трудности 1990-х годов, по указу президента страны Леонида Кучмы Михайловский собор был восстановлен и передан Украинской православной церкви Киевского патриархата. И вот теперь он стал кафедральным собором единой Православной церкви Украины.

— Из летописи «Повесть временных лет» мы знаем, что Михайловская Златоверхая церковь (ныне собор) в Киеве была заложена в 1108 году по приказу великого князя Киевского Святополка (внук Ярослава Мудрого), — продолжает Наталья Селивачева. – Святополк назвал храм в честь своего небесного покровителя Святого Архангела Михаила. Это же название носит и размещенный здесь еще с княжеских времен монастырь. Гора, на которой он находится, много столетий тоже называлась Михайловской. Только когда в середине XIX веке здесь поставили памятник князю Владимиру, крестившему Киевскую Русь, ее стали именовать Владимирской.

Святополк был женат на византийской принцессе. Она привезла с собой в Киев в качестве приданого мощи святой Варвары, которые стали главной реликвией Михайловской церкви. В старинных источниках описаны два случая эпидемий чумы и два — холеры, во время которых эту реликвию носили крестным ходом вокруг Михайловского монастыря, и никто из его обитателей не заболел. И это при том, что такого рода эпидемии в те времена продолжались по целому году!


* Так изначально выглядела Михайловская Златоверхая церковь

— Мощи Варвары сохранились до наших дней?

К счастью, да. Из Византии их доставили в кипарисовой раке (ковчеге). Через более чем 600 лет их поместили в раку из серебра, подаренную в 1701 году гетманом Иваном Мазепой. А в середине XIX века аристократка графиня Анна Орлова-Чесменская (дочь графа Андрея Орлова, брата фаворита императрицы Екатерины II Григория Орлова) заказала для мощей святой Варвары великолепный ковчег, на изготовление которого пошло 400 килограммов серебра высшей пробы. К сожалению, после прихода в ХХ веке к власти большевиков государство реквизировало подарок графини — чтобы заработать деньги на индустриализацию. Судьба этого произведения ювелирного искусства до сих пор не известна. Кстати, советская власть изъяла большое количество других ценностей, хранившихся в Михайловском Златоверхом соборе. Например, бриллиантовые подвески, подаренные царицей Елизаветой, икону с изображением хранящейся в Лувре картины Рафаэля Санти «Святой Михаил и дракон». Она была изготовлена на большой покрытой золотом серебряной пластине, украшена 16 крупными хризолитами (ювелирными камнями) и тремя тысячами бриллиантов. Видите как получилось: во время взятия Киева монгольскими ордами Батыя в 1240 году ценности Михайловского собора удалось уберечь, а при большевиках — нет.

Еще повезло, что уцелела рака, изготовленная за деньги Ивана Мазепы. Сейчас она находится на реставрации. Надеюсь, ее вернут нам.

После взрыва Михайловского собора в 1937 году по решению сталинского режима мощи святой Варвары перенесли вначале в Андреевскую церковь, а затем — во Владимирский собор, где они находятся по сей день.

— В прежние века Михайловский собор перестраивали?

Да. Тут нужно сказать, что после Батыева нашествия Киев обезлюдел. Если в княжеские времена в нем жило не менее 40 тысяч человек, то в начале XVIII века население нашей столицы составляло 15 тысяч. За длившийся несколько столетий период запустения попросту некому было вовремя ремонтировать многочисленные киевские храмы, и они постепенно ветшали. Некоторые из них не пережили тяжелые времена. Вряд ли их разрушили монголы — эти завоеватели, как правило, храмов не сносили, ограничиваясь грабежом того, что для них представляло ценность. Например, с Софийского собора сняли свинец, с Михайловской церкви — позолоту.

В XVIII столетии была проведена ее масштабная реконструкция. Храм отремонтировали, пристроили два новых придела — Варваринский и Екатерининский. Благодаря этому расширению Михайловская церковь получила статус собора. Были кардинально переделаны фасады — в стиле украинского барокко. На соборе поставили медную с позолотой фигуру святого Архангела Михаила.

Большой объем работ был выполнен и внутри храма: мозаики и фрески времен Киевской Руси покрыли слоем штукатурки и расписали интерьеры заново.


* Архангел Михаил, венчавший собор

— Древние мозаики и фрески так и остались упрятанными под слоем штукатурки?

Нет. В 1888 году команда художников и реставраторов под руководством украинского искусствоведа профессора Адриана Прахова раскрыла бесценные работы мастеров Киевской Руси. Оказалось, что слишком высокий иконостас (его изготовили черниговские мастера за деньги гетмана Ивана Скоропадского) заслонял древние мозаики. Пришлось его значительно укоротить.

Кроме того, собор еще более расстроили и оборудовали калориферным отоплением. Поменяли полы. В княжеские времена они были каменными. В XIX веке их заменили на чугунные, а затем даже паркет постелили! Каменные плиты использовали для надгробий (на территории монастыря обнаружили около 300 захоронений).

Неподалеку от собора в XVIII, а затем XIX веке нашли в земле два древних каменных (из овручского сланца) барельефа с изображением святых. Удалось выяснить, что они некогда служили алтарной преградой в Дмитриевской церкви, которую в середине XI века построил отец Святополка князь Изяслав в честь своего небесного патрона святого Дмитрия. Изяслав основал родовой Дмитриевский монастырь, на территории которого Святополк построил Михайловскую Златоверхую церковь. Через некоторое время монастырь стал называться Михайловским.

К началу XVIII столетия от Дмитриевской церкви (она стояла примерно там, где сейчас находится здание БТИ на улице Трехсвятительской) сохранились только фундаменты. Каменные барельефы из этого храма разместили на внешней стене Михайловского собора.

— После прихода к власти большевиков Михайловский монастырь закрыли?

Читать еще:  Храм Конфуция в Нанкине, Китай - обзор

— Да, в 1922 году. В палатах настоятеля открыли клуб, часть помещений отдали под склады. На собор повесили замок. О сносе храма тогда речь не шла. Вопрос об этом власти подняли в 1934 году, когда столицу Украинской ССР переводили из Харькова в Киев. Началась кампания по сносу киевских церквей — уничтожили десятки храмов. Михайловский Златоверхий собор был широко известен как один из крупнейших и самых древних христианских центров. Поэтому решать его судьбу просто росчерком пера чиновника власти не захотели. Собрали комиссию, в которую, кроме партийных работников, включили авторитетных историков, архитекторов, искусствоведов. Только один из них — искусствовед и археолог профессор Николай Макаренко — нашел в себе смелость не поставить подпись под решением комиссии снести сбор. Его коллега профессор Художественной академии Ипполит Моргилевский пришел после этого в аудиторию, сказал студентам: «Макаренко не подписал, а я подписал» и разрыдался. Для Моргилевского поставить подпись под преступным документом оказалось очень тяжело, ведь он был человеком глубоко верующим. Нужно отдать должное этому ученому: он со своими учениками успел выполнить подробнейшие чертежи, рисунки, фотографии собора. Эта документация сохранилась и помогла в 1990-х годах воссоздать древний храм. Профессор Моргилевский умер от голода в оккупированном гитлеровцами Киеве в 1943 году.

— А как сложилась судьба профессора Макаренко?

— Его расстреляли в начале 1938 года. Ученым удалось добиться, чтобы перед тем, как собор взорвут, с его стен сняли древние мозаики и фрески. Эти работы возглавили профессора Киплик из Ленинграда и Фролов из Москвы. Советская пресса называла их «любителями старья».

Собор взорвали 14 августа 1937 года в 21:00. Для этого пригласили подрывников из Одессы, заложивших в храме два с половиной тонны аммонала (взрывчатки).


* Собор разрушили 14 августа 1937 года. Снимок сделан на третий день после взрыва

— Где разместили снятые со стен собора мозаики и фрески?

— Их свозили в так называемый Музейный городок, размещавшийся в Киево-Печерской лавре. Тут следует сказать, что вскоре после этого российские музейщики обманным путем добились, чтобы одни из наиболее ценных произведений из Михайловского собора оказались в Москве. Предлогом для этого стало то, что там готовилась выставка, посвященная литературному произведению XII века «Слово о полку Игореве». Для нее из Москвы попросили прислать из Киева образчики искусства Киевской Руси. Выставка так и не состоялась, а древнюю мозаику «Дмитрий Солунский», фреску с изображением святого Николая, орнаментальные фризы из Михайловского собора, шиферную плиту из Дмитриевской церкви и другие реликвии не вернули. Добиться их возвращения не удалось до сих пор. В нашем музее есть точная копия мозаики «Дмитрий Солунский» (оригинал находится в Третьяковской галерее), выполненная в 1990-е годы украинским художником и реставратором Леонидом Тоцким.


* Древнюю мозаику «Дмитрий Солунский» после уничтожения Михайловского собора вывезли в Москву и до сих пор не вернули

— Что советские власти планировали построить на месте Михайловского собора?

— Точно такое же здание, в котором сейчас размещается Министерство иностранных дел Украины. Замысел был такой: два одинаковых здания стоят друг напротив друга, образуя площадь, на которой планировалось поставить высоченный — 50 метров — памятник Ленину. Идея так и не была воплощена. Вплоть до развала СССР место, где раньше возвышался Михайловский Златоверхий собор, было пустырем.

— Наверняка, прежде чем начать отстраивать заново этот храм, археологи исследовали территорию. Что им удалось найти?

Самые интересные находки демонстрируются в нашем музее. Это клад XII века изделий из золота и серебра: браслеты, перстни, височные кольца, украшенное аметистом очелье, 23 серебряные гривны весом 160 граммов каждая. Кстати, за 40 гривен можно было построить княжеские каменные палаты.


* Золотая подвеска времен Киевской Руси — часть клада, найденного археологами на территории Михайловского монастыря

— Археологи также нашли барельеф XI века из натурального шифера, некогда украшавший Дмитриевскую церковь, о которой я вам уже рассказывала, — продолжает Наталья Селивачева. — Эта работа мастеров древности тоже хранится в нашем музее (Наталья Федоровна указала на плиту из овручского шифера с изображением всадника с копьем). Это святой Евстафий. Он жил в древнем Риме, был богачом и полководцем. Однажды отправился со своими слугами на охоту. Они разыскали стадо оленей и погнались за ними. Евстафий устремился за самым крупным оленем и вырвался далеко вперед. Вдруг увидел между рогов благородного животного яркий свет и крест, а на нем — распятого Христа. Охотник от изумления бросил копье и прикрылся одной рукой от яркого света. Этот момент изображен на барельефе.


* Святой Евстафий. Барельеф XI века, найденный неподалеку от Михайловского собора

— Главным архитектором проекта восстановления Михайловского собора стал архитектор-реставратор Юрий Лосицкий из Киева, — рассказывает собеседница. — Я уже говорила, что в разное время к храму достраивали новые приделы и другие помещения. Нужно было решить, в каком виде восстанавливать собор. Остановились на том, чтобы сделать его таким, каким он стал после реконструкции 1742 года. Разработчики проекта использовали в своей работе большое количество сохранившихся чертежей, фотографий, рисунков.


* Собор воссоздали в том виде, который он получил после реконструкции в 1742 году

— Смальту для создания мозаик делали на одном из заводов Киева, — рассказывает Наталья Селивачева. — Иконостас из липы изготовляли частями мастера из нескольких регионов Украины. Потом фрагменты привезли в собор и смонтировали целиком. Изготовление копии фигуры Архангела Михаила оплатили братья Кличко. Валюту на покупку в Германии около шести килограммов золота для позолоты куполов предоставила УПЦ Киевского патриархата. Колокола весом от одной до восьми тонн отливали в Нововолынске (Волынская область) в старейшей из существовавших в Украине колокольной мануфактуре. А колокола весом от двух с половиной килограммов до тонны отлили в Киеве на заводе «Авиант». Каждые 15 минут на колокольне собора исполняется та или иная мелодия. Это делает управляемый компьютером карильон. Его построили киевляне братья Сергей и Леонид Ботвинко. Кстати, существует поверье: если стать под самым большим, восьмитонным колоколом Михайловского собора и загадать желание, оно обязательно сбудется.


* Наталья Селивачева: «Одно из самых часто загадываемых желаний девушек — выйти замуж»

Киев. Михайловский Златоверхий собор

Побывав в Киеве нельзя не посетить и Михайловский Златоверхий собор. Он сверкает позолоченными куполами напротив Софийского собора. В настоящее время Михайловский собор – один из главных храмов Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата.

Читать еще:  Тюрьма Сан Квентин, США - обзор

2.К сожалению, древний собор не сохранился, и тот, который мы сейчас видим отстроен практически заново и открыт в 1999 году.

С древних времен св. Михаила принято считать патроном украинской столицы.
Михайловский собор не является самым первым храмом, посвященным этому святому. Он появился в XII веке.
Основан внуком Ярослава Мудрого князем Святополком Изяславичем. «Повесть временных лет» датирует начало строительства храма 1108 годом.
Строительство длилось пять лет и завершилось в 1113 году. Михайловский Златоверхий собор был одной из трех церквей, входивших в состав Свято-Дмитриевского монастыря. Со временем святая обитель стала называться по имени своего главного храма – Михайловским Златоверхим монастырем. (Михайловские церкви и монастырь)

3.Строили его по византийской традиции и по византийской же украшали – богатыми мозаиками и фресками. Жена Святополка – византийская принцесса Варвара – привезла в Киев в приданое мощи Великомученицы Варвары. Местом хранения святыни избрали Михайловский храм.

С самого начала Михайловская церковь была однокупольной и среди других церквей Киева выделялась тем, что купол был позолочен. Отсюда и название собора и монастыря – Золотоверхий. Забегая наперед, скажем, что семикупольным, таким, как мы его знаем сегодня, собор стал только в XVIII веке. (Собор-феникс)

4.В XVII ст. Киевский митрополит и игумен монастыря Иов Борецкий превращает монастырь в резиденцию митрополита, оставляет в наследство средства для строительства колокольни, появившейся в начале XVIII ст. Монастырю покровительствовали Петр Могила, гетманы Иван Выговский, Демьян Многогрешный и Иван Мазепа, давший средства на серебрянную с позолотой раку для мощей Варвары. А Иван Скоропадский пожертвовал резной с позолотой иконостас и позолоченный горельеф Архистратига Михаила, который установили на фронтоне собора. В дальнейшем на средства российских вельмож и лично Петра I построили Катерининский придел и возвели шесть куполов. (Собор-феникс)

5.Площадь перед въездом в Михайловский монастырь стала называться Михайловской. В современных размерах она сформировалась в первой половине XIX века в процессе генеральной реконструкции Киева, а после возведения в 1854–1857 годах Присутственных мест окончательно отделилась от Софийской площади.

Советская власть переименовала Михайловскую площадь в Правительственную – согласно тогдашним амбициозным градостроительным планам, ей предстояло стать площадью №1 в Украине. Ради этой затеи снесли Михайловский Златоверхий собор, а также стоявшую неподалеку Трехсвятительскую церковь, на месте которой возвели полукруглое здание – нынешнюю резиденцию МИД Украины. (Михайловские церкви и монастырь)

6.Однако, сменив вереницу названий, главной площадью страны Михайловская так и не стала. В 1992 году ей вернули историческое название.(Михайловские церкви и монастырь)

Так выглядел Михайловский собор после того, как в 1937 году его разрушили (на фото подпись сайта, с которого оно взято)

7.А так собор выглядит сегодня

8.Купола собора действительно ярко горят на солнце

10.Как раз в наш приезд был праздник Святой Троицы. Собор в отличие от московских храмов, которые украшают березовыми ветками, был украшен кленовыми. Фоторафировать внутри собора нельзя, к тому же шла служба. Можно посмотреть вход

11.Рядом находится трапезная с церковью Иоанна Богослова (1713 год)

12.По всей видимости это – Андрей Первозванный, который по легенде в 1-ом веке прошел через киевские земли, поставил крест на одном из холмов и предсказал появление Киева

14.Славу Михайловскому Златоверхому собору принесли его мозаики и фрески. По мнению искусствоведов, они открыли новый тип в эволюции живописи Древней Руси. “Мерцающей живописью” называют мозаики Михайловского собора – они, словно маревом, обволакивали все пространство храма своим то затухающим, то вспыхивающим с новой силой сиянием.

Чрезвычайно утонченные и яркие, мозаики Михайловского собора являлись выдающимся произведением древнерусской живописи. (Туристический сайт)

Когда рушили собор, то большинство фресок и мозаик было вывезено из Киева. Сейчас их можно найти в Москве, Петербурге и некорых других городах. В 2000-х годах Украине вернули часть фресок общим числом 11. Чтобы хотя бы немного представить как выглядели мозаики собора я покажу копии, находящиеся сейчас в Черниговском музее. Вот Св. Стефан

16.В это может и не копия, а подлинная мозаика из Михайловского собора

17.Вход в монастырь украшен фресками. Вот одна из них

18.Рядом расположен памятник голодомору 30-х годов

19.На площади перед собором стоит памятник княгине Ольге:

20.Она первая приняла христианство еще до крещения Руси. Памятник был открыт в 1911 году на том месте, где прогрессивная общественность Киева хотела поставить памятник Тарасу Шевченко. “Кавалер должен уступить место даме”, — шутил тогда городской голова Ипполит Дьяков. В середине скульптурной группы стоит Ольга:

21.А по бокам от нее Андрей Первозванный, указывающий на “святые горы киевские” и славянские просветители Кирилл и Мефодий

22.Автором памятника является известный скульптор Кавлеридзе. В Киеве мы часто слышали эту фамилию.
Первоначально памятник был сделан из бетона.
Несмотря на то, что открытие памятника было посвящено пребыванию в Киеве царского двора, оно прошло без надлежащей праздничности из-за покушения на Столыпина, произошедшего на днях. Да и “жить” тому монументу суждено было недолго. Фигуру Ольги демонтировали через семь лет и закопали здесь же, в сквере. Что касается боковых скульптур, то их закрыли досками. Вскоре, возобновляя историческую справедливость, на пустом центральном постаменте поставили бюст Шевченко. Однако после того как доски со стоящих рядом фигур народ растянул на дрова, общая композиция оказалась, мягко говоря, странной, и памятник сняли полностью.
Ныне скульптуры княгини Ольги, просветителей Кирилла и Мефодия, а также Андрея Первозванного живут второй жизнью. В мае 1996 года на Михайловской площади открылась белоснежная мраморная копия памятника, восстановленного по фото и воспоминаниям старожилов. (Как Шевченко уступил место Книягине Ольге)

Читать еще:  Фото галерея: Монументы Византии: cамые знаменитые строения - обзор

Михайловский собор станет главным для ПЦУ: 10 интересных фактов о нем

Кафедральным собором Православной церкви Украины станет Михайловский Златоверхий собор. Вспоминаем малоизвестные факты о памятнике архитектуры и почему он является особенным для Украины.

Михайловский Златоверхий монастырь был основан в XII веке киевским князем Святополком Изяславичем (внук Ярослава Мудрого). Тогда он был одним из крупнейших монастырей в городе, а стены собора украшали фрески и мозаики. Однако за все века существования памятник пережил не одну трансформацию, разрушение и возрождение.

ТОП 10 фактов об уникальной святыне:

1. Святополк построил собор в честь победы над половцами и посвятил его одному из покровителей Киева и киевлян архангелу Михаилу, который считался покровителем князей и защитником во время военных походов. А златоверхим монастырь назвали из-за одного купола главного храма, который первым в древнем Киеве покрыли позолотой.

2. В 1240 году собор был разграблен и частично уничтожен ордой хана Батыя. После этого здание длительное время было в состоянии упадка. Однако после отстроек в течение XVI в. монастырь стал одним из самых больших и богатых в Украине.


Михайловский Златоверхий монастырь, 1918 год

3. Монастырь был одним из центров антиуниатской борьбы (направленной против Берестейской унии 1596 года). В начале XVII века привилегию на монастырь получила греко-католическая церковь, а наместник униатского митрополита попытался распространить свою власть на святыню. Однако для него это закончилось плохо: казаки схватили его и утопили в проруби. После этого монастырь стал резиденцией восстановленной православной Киевской митрополии.

4. Изначально собор имел совершенно иной вид. Это был трехапсидный шестистолпный храм с одним верхом и тремя нефами. В начале XVIII века собор был украшен комплексом барочных сооружений (колокольней, келейными корпусами, трапезной церковью Иоанна Богослова). Важная реставрация здания состоялась в 1976-1981 годах, когда и были воссозданы формы, приближенные к первоначальным. Своды, утраченные во времена разрушения, из соображений противопожарной безопасности сделали железобетонными и стилизовали под первоначальные. Тогда же собору вернули кровлю, крытую гонтом.

5. ХХ век для Михайловского монастыря начался трагически. Большевики разграбили церковные ценности, а сам собор взорвали. Тогдашняя власть пошла на единственную уступку – перед сносом сняла со стен здания древние мозаики и фрески. На месте монастыря планировали создать правительственный центр. Частично замысел воплотили в жизнь – была построена копия главного здания ЦК КПУ (сегодня – Министерство иностранных дел Украины). Однако полностью правительственный квартал на месте святыни так и не построили.


В 1922 году собор взорвали

6. Среди тех, кто открыто высказывался за снос собора, был известный писатель и классик мирового кинематографа Александр Довженко. Он одним из первых заявлял, что Михайловский монастырь “отжил свой век” и “недопустимо даже думать, что эти стены кому-то нужны”.

7. После разрушения собора, фрески и мозаики были перевезены в музеи Москвы и других городов СССР. Несколько композиций “передали” Софийскому собору и Киево-Печерской Лавре. После войны некоторые фрески вывезли в Германию, а оттуда – в Эрмитаж (Санкт-Петербург). В начале 2000-х все фрески из Эрмитажа вернули Михайловскому собору. Общая площадь сохранившихся мозаик – 45 м². Также сохранились две древние шиферные плиты с рельефным изображением всадников.

8. В начале 1990-х годов УПЦ КП инициировала сбор денег для реставрации собора. В декабре 1995 года тогдашний президент Украины Леонид Кучма издал указ, который определял восстановление монастыря общегосударственным приоритетом. Окончательно собор открыли на День Киева 1998 года. Освятил отстроенный монастырь патриарх Филарет. В соборе прошла служба УПЦ КП. Таким образом отстроенный Михайловский Златоверхий стал одним из самых новых храмов в Киеве (имеется в виду отстроенное сооружение).


Обновленный собор открыли в День Киева 1998 года

9. На колокольне собора установлены часы-куранты с электрическим механизмом управления, которые воспроизводят несложную мелодию. Однако колокольня также содержит карильон, поэтому на колоколах собора можно сыграть полноценное музыкальное произведение. Саму колокольню отстроили по фотографиям и обмерам, сделанным перед разрушением.

10. В ночь на 30 ноября 2013 года во время силового разгона Евромайдана часть активистов, которые бежали от пресловутых “беркутовцев”, укрылись на территории монастыря. Ситуация повторилась 19 февраля. Также митингующие здесь разбивали временный штаб, работники монастыря и семинаристы также ходили на ночные дежурства, приносили медикаменты и делали чай для участников Революции.

В этот же период, в ночь на 11 декабря 2013 года, колокола Михайловского Златоверхого монастыря впервые за 8 веков били тревогу. До этого такое было в 1240 году, во время нашествия войска хана Батыя. Благодаря этому в центр столицы сошлось множество киевлян и силовики не смогли “зачистить” Евромайдан.

Напомним, 15 декабря во время Объединительного собора православные архиереи объявили об объединении украинских церквей в Единую поместную независимую церковь. Ее официальное название звучит так – Украинская поместная автокефальная православная церковь. Предстоятелем Единой поместной православной церкви стал митрополит Переяславский и Белоцерковский Епифаний. Его кандидатуру поддержали большинство архиереев на Объединительном соборе в Киеве.

Источники:

http://fakty.ua/292718-pri-batye-mihajlovskij-sobor-udalos-uberech-a-pri-bolshevikah-net—istorik
http://daypic.ru/travel/58900
http://24tv.ua/ru/mihajlovskij_sobor_stanet_kafedralnym_soborom_dlja_upc_fakty_o_sobore_n1081787

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии