Монастырь Мар Саба, Израиль — обзор

Монастырь Мар-Саба в Иудейской пустыне. Избранное. Мои фотографии.

Монастырь Мар-Саба был основан около 484 года преподобным Саввой Освященным в Иудейской пустыне.
Первой постройкой стала пещерная церковь, построенная после того как вокруг отшельника начали селиться ученики.
И по сей день сохранились те пещеры, где жили монахи изначально и где и сейчас время от времени они совершают послушание и селят паломников.

В связи со сложной географической расположенностью монастыря, монахи не занимаются никаким земледелием и ремеслами. Живут на подаяния и пожертвования.

Кстати, монахи эти никогда не едят яблок.
Почему спросите вы? Не спросите? Но я все равно расскажу
Как-то раз Савва — основатель монастыря, хотел есть и было у него яблоко. Наливное да красивое, а какое вкусное. Но время было не обеденное. И боролся Савва с искушением и вы не поверите — таки победил. А яблоко сгнило. Потому Савва молодец, а яблоко бе бе бе — нехорошее искусительное.
С тех пор остальные монахи решили в честь Саввы тоже никогда больше не есть яблок. И до сих пор не едят.
От такая история.

Тайное Евангелие от Марка

«Весной 1958 года будущий профессор Мортон Смит, тогда еще аспирант Университета Богословия в Колумбии, был приглашен на каталогизацию рукописей библиотеки монастыря Мар Саба, расположенного в двадцати километрах южнее Иерусалима. И вот, спустя месяц, когда уже оканчивался срок пребывания в монастыре, Смит обнаружил в книге «Isaac Voss’ 1646 edition of the Epistolae genuinae S. Ignatii Martyris», содержащей послания Игнатия Антиохийского, три страницы с рукописным текстом.
Из текста, представляющего собой греческую скоропись, следовало, что это — Послание (или компиляция из посланий) Климента Строматиса, т. е. Климента Александрийского, автора «Стромат», к некоему Феодору (Теодору). В послании Климент одобряет действия Феодора, что тот «зажимает рот» «отвратительному учению» карпократиан, свернувших «в непроницаемую бездну блуда плотского и телесных грехов».

О карпократианах и его основателе Карпократе подробно вы сможете ознакомиться по ссылке внизу поста, а я лишь отмечу, что это была одна из гностических сект, выбравших особый путь спасения и познания истины через различные плотские утехи, включая и то, что принято считать извращениями.

Климент в Послании к Феодору говорит, что карпократиане должны всегда быть противопоставлены христианам, ибо даже если кто из карпократиан и скажет истину, то и тогда нельзя с нею соглашаться, «ибо не всякая истина — истина; и истина, кажущаяся [таковой] по человеческому представлению, не должна предпочитаться истинной истине по вере». (Обратите на это внимание — вне связи с контекстом повествования даже)

Далее Климент рассказывает о Марке и его Евангелии. «Действительно, — говорит Климент, — Марк, по пребывании Петра в Риме, записал деяния Господни, но не все открыл, и, впрочем, на тайные не намекнул, но выбрал полезные к умножению наставляемых в вере. После же мученичества Петра, переехал в Александрию Марк, увезя и эти и Петровы записи, из которых перенес в первоначальную свою книгу способствующее к накоплению знания». И, дескать, таким образом было составлено Тайное евангелие Марка, которое он оставил александрийской экклесии (Церкви, сообществу верующих — примечание А.С.) , «где оно и поныне все еще весьма надежно хранится, прочитываемое только посвящаемым в великие таинства».

Но, по словам Климента, нечистые демоны всегда готовят погибель роду человеческому, а потому Карпократ, наученные ими, обольстил некоего пресвитера александрийской экклесии и получил от него копию Тайного евангелия, «которую и истолковал по злословному и плотскому своему представлению, а также и осквернил, с незапятнанными и святыми словами смешав бесстыдную ложь». «Поэтому, — пишет Климент Феодору, — для тебя не побоюсь на вопросы ответить, через сами евангельские слова подделку изобличая». И Климент приводит две цитаты из Тайного евангелия Марка. Последние же слова рукописи гласят: «Многое же остальное, о чем ты писал, — подделка и по виду и по сути. На самом деле истинное и согласное с истинной философией истолкование . ». И здесь текст неожиданно обрывается.

Поднялась большая буча в узких кругах
Смита обвиняли в подделке. Другие обвиняли в подделке того монаха, что некогда записал это.
Третьи считали, что подделка восходит к тем самым гностикам, переделавшим евангелие от Марка.

Позднее в библиотеку прибыли израильские ученые, нашли книгу на том самом месте и сделали цветные снимки, таким образом опровергнув мнение, что Смит выдумал местонахождение.
Они сделали цветные фотоснимки и поставили книгу обратно.

Как бы то ни было, проблема Тайного евангелия Марка так и не разрешена. Официальная Церковь игнорирует его либо как подделку, либо как ничего не значащий апокриф. С другой стороны, в восьмидесятые годы ученая общественность наконец-то обратила внимание на ранние работы Смита и сочла их отвечающими должному уровню. Другие ученые пытались разыскать оригинал, с которого Смит сделал фотографии, но уже в 1980 году Томаса Таллея ждало разочарование — манускрипта в монастыре не оказалось: после публикаций Смита он был отдан патриаршему библиотекарю о. Каллистосу для восстановления.
Больше эту книгу никто из ученых не видел.

Весь текст можно найти в ЭТОМ ПОСТЕ

А вот эта пальма считается чудесной — настой из ее листьев лечит у паломниц бесплодие.
Паломниц, правда, внутрь не пускают — но настой им всегда вынесут

Надо месяц (или три — забыл) перед паломничеством воздерживаться от исполнения супружеского долга.
Потом пить настой и еще столько же воздерживаться.
Потом допив еще столько же.
После этого обязательно забеременеешь — если муж выдержит все это время.

Читать еще:  McDonalds в Чикаго, США - обзор

Спуск и подъем к мнастырю

На дне ущелья Кедрон

Поток Кедрон берет начало в Иерусалиме, у Гефсиманского сада

Говорят, монастырь был основан в качестве места ссылки «за грехи против нравственности».

Это гробница самого Саввы.
Но Саввы в ней нет: давно-давно его оттуда забрали крестоносцы и вывезли в Ватикан и только в середине 20-го века с большими усилиями Греческой православной церкви и Израиля его мумию удалось вернуть обратно.

Но вот незадача — Савва был облачен в католические одежды и его было надо переодеть.

И тут, по словам монахов, случилось чудо — мумия была не только необычайно для мумии мягка и пластична, но и сама приподнялась, дав монахам сменить ей одежды на подобающие.

И не вздумайте сомневаться — а то вас туда не пустят по приезду — а вы ведь обязательно туда приедете.

Видите вот этот замурованный люк с двумя железными кольцами?
Когда монах умирают, люк открывают и туда помещают тело.
И замуровывают на пару-тройку лет.

Потом открывают и если тело сохранилось и мумифицировалось, его как праведника помещают в специальное хранилище — нам его не показывали.

Если же тело разложилось — значит монах был не очень то и праведный и его не помещают туда.
Видимо, просто тихо хоронят где-то в другом месте — не в почетном.

Тут вы видите два вида било — железное и деревянное.
В него стучат молотком и это заменяет колокольный звон.
Точно такое же деревянное я видел в церкви Креста в Иерусалиме — там нам пояснили, что его использовали в период мусульманского владычества, когда колокольный звон был запрещен.
Так ли и тут было — учитывая, что рядом нет поселений — нет ли — не знаю

Однако молоток есть и сейчас, и я даже взял его в руки, чтоб снять, пока монах был далеко и за мной наблюдал лишь котэ — хотя сурово и пристально

Монастырь на рассвете

Монастырь ночью

Вид на Иерусалим с горы Мунтар. По дороге к монастырю. В соответствии с предположением, гора Мунтар – это ничто иное, как та самая гора, с которой во времена Второго Храма сбрасывали «Козла Отпущения» (вернее, «Козла для Азазеля», שעיר לעזאזל).

Прощальный взгляд на Мар-Сабу

Путь домой через пустыню, под палящим солнцем

Растительности тут нет совсем

А вот и Вифлеем — рукой подать.

Тени от облаков красиво ложились на Иудейские горы

Более подробно все посты можно посмотреть по метке Мар-Саба. Тут очень малая часть фотографий.

Добавляйте журнал в друзья тут и на соц сетях. У меня всегда интересно.

Я на Твиттер Я ВКонтакте Я на МойМир Маил ру.
Я на Фейсбук Я на Одноклассники Я на Инстаграм

Непознанное и удивительное

«Преподобный Савва избрал для своей обители страшную долину Огненную, нагую, мертвую теснину в пустыне Иудейской», — писал об этом монастыре Иван Бунин. Монастырь Мар Саба по праву считают жемчужиной в Иудейской пустыне. Но обитель поражает не только своей красотой. Мар Саба настолько огромен и величествен, что больше напоминает крепость.

Однако увидеть это чудо удается далеко не каждому. Как такое может быть в маленькой стране, где все туристические тропы исхожены вдоль и поперек? Во-первых, Мар Саба находится на территории Палестины, куда не ходят туристические автобусы из Израиля. Как известно, палестинские святыни официальный Тель-Авив не признает.

Даже гражданам Израиля, к которым относятся гиды и водители автобусов, посещение территории, находящейся под контролем арабов, правительством запрещено. Во-вторых, обитель затерялась в ущельях иудейских гор. От Иерусалима вроде рукой подать – всего-то 14 км, до Вифлеема еще меньше.

Но лишь часть пути можно преодолеть на машине, а значительную часть надо идти пешком по выжженной пустыне под палящим южным солнцем, карабкаться по скалам и лезть в гору по каменистой тропинке. Охотников до такого экстрима немного. Однако дело даже не в этом — в Мар Саба вообще не пускают женщин.

Вход закрыт даже животным женского пола. А учитывая, что большинство богомольцев в любом православном монастыре — это женщины, как правило, русские, понятно, почему чудесная лавра не пользуется большим вниманием со стороны пилигримов. Тем не менее, это нисколько не умаляет ее достоинств.

Греко-православный монастырь Мар Саба это не просто какая-то отдаленная обитель, в которой собрался десяток монахов-затворников. Это идеология, последний оплот веры, авторитет, наконец, особый устав, который действует в течение многих столетий, точнее, полторы тысячи лет.

Связано это с тем, что лавра находится вдали от мира, и это делает ее едва ли не единственным по-настоящему отшельническим монастырем Востока. Кроме того, здесь веками существует особый порядок отбора насельников.

Бывает, служители церкви проводят долгие годы в ожидании разрешения на въезд в стены монастыря и почитают получение оного за большую честь и доверие со стороны патриархии. Мужчинам дозволяется не только осмотреть лавру, но и при желании остаться там не некоторое время для участия в полном цикле богослужений.

Однако это не означает, что каждый может претендовать на место среди монахов. Отбор настолько строгий, насколько строгим является и монастырский устав, известный среди православных как Иерусалимский.

Устав преподобного Саввы в большей степени регламентирует порядок богослужений, хотя и описывает монашеские традиции палестинских монастырей VI века. Оригинальный список Иерусалимского устава, по сообщению Симеона Солунского, сгорел в 614 году, когда Иерусалим захватил персидский царь Хосров.

Читать еще:  Руины Павлопетри, Греция - обзор

Богослужение проходит ночью. В обычные дни оно начинается примерно в 1.30 ночи и продолжается до 6.30. В особо торжественные и праздничные дни ночная служба начинается еще раньше — около 23.00 по израильскому времени.

В отличие от большинства церквей на Ближнем Востоке, в Мар Сабе глубокая исповедь и приготовление к таинству святого причащения не являются формальностью. Исповедует всегда сам игумен на греческом языке, как правило, у себя в кабинете. Игумен является опытным духовником, к которому ходят исповедовать грехи многие палестинские священники из окрестных городов и деревень.

В лавре святого Саввы сделано все для того, чтобы полностью отрешиться от мира. Там нет электричества, не работает сотовая связь. Основные постройки монастыря окружены величественной каменной стеной. Устав совершается не по израильскому времени, а по византийскому, которое определяется по солнцу.

Порядок в монастыре установил Савва – монах, прибывший в поисках уединения в Иудейскую пустыню из Каппадокии около 484 года. Богомолец отрыл пещеру и взялся за монашеский подвиг вдали от людских глаз.

Слава об отшельнике разошлась по всему Ближнему Востоку, и вскоре у него появились последователи. Совместными усилиями была сооружена лавра – монастырь на горе Азазель. Но многие иноки жили также в простирающейся на многие километры пустыне и собирались раз в неделю для совместного богослужения.

Они ютились в собственноручно выдолбленных в скалах пещерах. Савва установил в обители чрезвычайно строгие порядки, монахи жили скромно, даже аскетично. Но именно благодаря этому обитель пользовалась большим авторитетом и уважением.

Сам император Юстиниан поддерживал лавру. При нем были построены укрепленные монастырские стены и дозорная башня, называемая Юстиниановой. К концу жизни Саввы в обители подвизалось около 5 000 монахов.

После смерти нетленные мощи Саввы хранились в Благовещенском храме. Сначала его гробница располагалась в небольшой купольной усыпальнице на центральной площади монастыря. Однако в 1256 году останки были вывезены в Венецию крестоносцами и помещены в церковь Сан Антонио.

12 ноября 1965 года мощи были возвращены в лавру Саввы Освященного в качестве жеста доброй воли папы Павла VI. По сей день в Венеции находится монашеский крест преподобного Саввы, сделанный, по преданию, из древа Животворящего Креста Господня.

За время своего существования монашеская жизнь в лавре никогда не прекращалась, хотя лавра многократно разрушалась и восстанавливалась вновь. Окончательно монастырь восстановила Россия, считавшая себя преемницей Византии, в 1840 году.

В наше время настоятелем обители является иерусалимский патриарх, а управляет монастырем назначаемый им игумен в сане архимандрита и двое помощников. Утром, после скудной трапезы, врата монастыря открываются для немногочисленных посетителей, и до заката туда можно попасть.

Монастырь очень популярен среди не только местных палестинских христиан, но и мусульман, поскольку кормит жителей близлежащих деревень. Мальчишки из соседней деревни Убедийе легко взбираются к стенам монастыря, да и степенные отцы семейств тоже любят посидеть у башни Юстиниана, любуясь красотой пустынных пейзажей и слушая шум воды ручья, протекающего в Кедронском ущелье под стенами обители.

Монастырь Саввы Освященного (Мар Саба) в Палестине

… И есть дивно мѣсто и несказанно отнудь. И ту есть гробъ святаго Савы посредиѣ церквий тѣх трий, вдалее отъ великия сажень 4. И есть теремець над гробомъ святаго Савы; учинено красно. Ту же лежат мнози святии отци, телесы яко живи: святый Иоаннъ епископъ Исихастъ ту лежить, святый Иоаннъ Дамаскинъ ту лежит, и святый Феодоръ Едесский ту лежитъ и Михаилъ сыновець его, Афродитианъ святый ту бежит, и инии мнози святии ту лежат, телесы яко живи; и благоухание от них исходить несказанно. И видѣх кладязь святаго Савы, егоже показа ему в нощи осля дикое в потоцѣ том, противу келии его; пихом от кладязя того воду сладку и студену зѣло.

Как гласит официальная израильская статистика, россияне занимают второе место по количеству визитов в Израиль, лишь немного уступая по этому показателю США. Причем, если американцы зачастую просто приезжают посетить родственников или живут «на две страны», то треть наших сограждан уверенно едут в Израиль с целью посещения Святых мест. Отмена виз вызвала в этой стране настоящий бум туристических поездок из России: в 2012 г. пересекло границу почти 600 тыс. россиян.

С православными паломниками работает большое количество туристических агентств, для которых такой поток стал серьезным источником дохода. Однако, туризм как и любой бизнес стремится к унификации, конвейеру, массовости, превращая паломнические туры в череду стандартных посещений Храма Гроба Господня, многочисленных Святых мест Иерусалима, изредка затрагивая окрестности — Назарет, Галилейское море и место Крещения на р. Иордан.

Многочисленные Святыни Святой Земли остаются без внимания, в том числе и по политическим причинам: они располагаются на территории Палестины, чье существование официальный Тель-Авив не признает. Даже гражданам Израиля, к которым относятся гиды, водители автобусов, посещение территории, находящейся под арабским контролем правительством запрещается. Поэтому, если мимо Вифлеема пройти не удается никак, то многие монастыри, да и памятные места остаются почти без внимания израильских туроператоров.

К таким можно отнести г. Каранталь неподалеку от Иерихона (место, где Иисус Христос постился в пустыне), могилы Праотцев и Мамврийский дуб в Хевроне, колодец Иакова в Наблусе и многие другие. Поэтому для того, чтобы проникнуться духом Святой Земли по-настоящему, лучше перемещаться самостоятельно, или, договорившись заранее, воспользоваться услугами насельников многочисленных русских монастырей в качестве проводников.

Историческая Палестина очень невелика по размеру и испещрена разветвленной сетью автомобильных дорог, поэтому, если позволяют средства и есть возможность хорошо подготовиться к поездке — лучше взять напрокат автомобиль, что можно сделать прямо в аэропорту. Наш сегодняшний разговор пойдет как раз о месте, добраться до которого на туристическом автобусе невозможно — о Лавре св. Саввы Освященного, крупнейшем монастыре Иудейской пустыни, воспитавшем сотни подвижников, Отцов Церкви, праведников и исповедников.

Читать еще:  Статуя Кришту Рей, Португалия - обзор

К сожалению, прекрасная Лавра не пользуется большим вниманием паломников не только из-за ее некоторой удаленности от стандартных туристических маршрутов. Ведь наши паломники — это, в основном, женщины, а им на территорию монастыря вход запрещен. Мужчинам же позволяется не только осмотреть Лавру, но и, при желании, остаться там на некоторое время для участия в полном монастырском цикле богослужений.

Кстати, этот самый цикл, который известен у нас как Иерусалимский устав, был разработан св. Саввой именно здесь, и в библиотеке монастыря монахи бережно хранят ранний список Типикона — оригинал погиб во время нашествия на Палестину персидского царя Хосрова II Парвиза в 614 г.

Общежительная Лавра была основана св. Саввой, прибывшим сюда из Каппадокии в поисках уединения. Он отрыл пещеру и взялся за монашеский подвиг вдали от людских глаз. Однако со всего Ближнего Востока к нему стекались последователи, поэтому в 484 г. была учреждена Лавра — монастырь, в котором монахи жили в простирающейся на многие километры вокруг пустыне и собирались лишь раз в неделю для совместного Богослужения.

Для этого еще при жизни основателя были построены церковь св. Николая Мирликийского (491 г.) и величественный собор во имя Благовещения Пресвятой Богородицы (начало VI в.). В дальнейшем появились трапезная, сторожевая башня и стены, возведенные при императоре Юстиниане, мощехранилище, располагающееся под полом центрального собора. Вокруг Лавры все окрестные безжизненные холмы покрыты небольшими пещерами, в которых и жили насельники. Одна из них выделяется железной решеткой с буквами, А и С — в ней на протяжении десятков лет подвизался св. Савва.

Нетленные мощи основателя находятся в Благовещенском храме сравнительно недавно. Сначала его гробница располагалась в небольшой купольной усыпальнице на центральной площади монастыря. Однако в 1256 г. мощи св. Саввы были вывезены в Венецию крестоносцами и помещены в церковь Сан Антонио. 12 ноября 1965 года мощи были возвращены в Лавру Саввы Освященного в качестве жеста доброй воли папы Павла VI. По сей день в Венеции находится монашеский крест преподобного Саввы, сделанный, по преданию из Древа Животворящего Креста Господня.

В Лавре св. Саввы сделано все для того, чтобы полностью отрешиться от мира. Нет электричества, не работает сотовая связь. Основные постройки монастыря окружены величественной каменной стеной. Устав совершается не по израильскому времени, а по византийскому, которое определяется по солнцу. Некоторые немногочисленные паломники из России, Греции, Румынии живут там по несколько недель, насколько позволяет виза.

Богослужение происходит ночью. В обычные дни оно начинается примерно в 1.30 ночи и продолжается до 6.30. В особо торжественные и праздничные дни ночная служба начинается около 23.00 (по израильскому времени). Оно совершенно чудесно. Даже не зная греческого языка, осознаешь, что дотронулся до одной из тех тонких струн, на которой еще пока висит над бездной наш многогрешный мир. Русских монахов всего двое, поэтому, они обязательно попросят вас прочесть за богослужением пару внушительных пачек записок на кириллице, которые подают паломники. В основном, конечно, русские, но очень много грузинских и сербских.

Кстати, в Лавре св. Саввы, в отличие от большинства церквей на Ближнем Востоке, глубокая исповедь и приготовление к таинству Святого Причащения не являются формальностью. Исповедует всегда сам игумен Евдоким на греческом языке под перевод русского насельника, как правило, у себя в кабинете. Игумен является опытным духовником, к которому ходят исповедовать грехи многие палестинские священники из окрестных городов и деревень.

Одна из величайших святынь монастыря — гробница и пещера Св. Иоанна Дамаскина. Именно в ней он проживал с 706 г. вплоть до своей кончины в 780 г. в возрасте 104 лет и написал большинство своих произведений, благодаря которым стал известен по всему православному миру. На иконах его часто изображают в головном платке, столь похожем на палестинский.

Утром, после скудной трапезы, врата монастыря открываются для немногочисленных посетителей, и до заката туда можно попасть. Если вдруг привратник куда-то отошел — можно позвонить в колокольчик и подождать: братия, скорее всего, на трапезе.

Монастырь очень популярен не только среди местных палестинских христиан, но и мусульман, поскольку до самого недавнего времени кормил жителей близлежащих деревень. Мальчишки из соседней деревни Убедийе играют вокруг Лавры, да и степенные отцы семейств тоже любят посидеть у башни Юстиниана, любуясь красотой пустынных пейзажей и слушая шум воды маленькой речки, протекающей в Кедронском ущелье под стенами обители.

Добраться до Лавры можно следующим образом. Если у вас есть автомобиль, то из Иерусалима можно ехать в сторону Иерихона до развязки Маале Адумим, на ней направо, еще раз направо через блокпост в селение Абу Дис, а уже в нем на перекрестке с круговым движением повернуть налево. Ехать по серпантину до авторазборки, минуя, а за ней налево по очень крутому подъему, затем опять налево, следуя указателю на Вифлеем. Там вскоре появятся и коричневые указатели Mar Saba.

Можно приехать и из Вифлеема, там указатели появляются даже в центре города, опять же, всегда можно спросить у местного населения. Если же машины нет, то любой палестинский таксист довезет вас из Иерусалима или Вифлеема. Выехать из монастыря после ночной службы тоже проблем не составит — кто-нибудь из монахов обязательно поедет в город.

Источники:

http://grimnir74.livejournal.com/5134307.html
http://mirtayn.ru/mar-saba/
http://www.pravmir.ru/monastyr-savvy-osvyashhennogo-mar-saba-v-palestine/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector