Монастырь Пхуктал, Индия — обзор

ТОП-10 самых важных буддийских монастырей Индии

При упоминании о религии в Индии индуизм — первое, что приходит на ум. Но тибетский буддизм здесь также процветает, в особенности в горах на севере страны, расположенных на границе с Тибетом. Немало таких храмов было возведено в отдалённых индийских штатах — Джамму и Кашмир (преимущественно в районе Ладакха и горы Занскар), Химачал-Прадеш и Сикким после того, как в 1959 году беженцам из Тибета было официально разрешено проживание здесь. Ниже представлена десятка наиболее важных буддийских монастырей Индии.

Монастырь Хемис, Ладакх

Этот буддийский монастырь не впечатляет особо изысканной архитектурой, но является самым большим и наиболее богатым храмом приверженцев тибетского буддизма в окрестностях Ладакха. Святая обитель существовала в этих местах ещё с 9 по 11 века, а впоследствии была заново отстроена в 1652 году. В стенах монастыря Хемис хранится знаменитая коллекция древних статуй, священные танка и многие иные артефакты. В течение туристического сезона можно оставаться в этой буддийской обители и жить в соответствии с правилами монахов. Туристам предоставляется проживание в простых кельях и питание. Некоторые жители ближайшей к монастырю деревни также предлагают ночлег для путешественников.

Монастырь находится примерно в 50 км к юго-востоку от города Лех, недалеко от трассы Лех-Манали, возле деревни Хемис. По соседству с ним располагается высокогорный национальный заповедник.

Ежегодно в июне-июле здесь проводится фестиваль Хемис, на котором можно полюбоваться увлекательными танцами в масках.

Монастырь Тикси, Ладакх

Второй по величине буддийский монастырь в Ладакхе располагается на склонах холма. Возвышающиеся друг над другом здания храма ступенчато располагаются в порядке возрастания их важности. Из-за такой особенности расположения монастырь при взгляде со стороны производит впечатление оригинальной пирамиды. Всё это придаёт храму, здания которого словно выступают из скалы, поистине сказочный вид. Многие люди называют его «монастырём, вырастающим из земли». Тикси — самый популярный буддийский монастырь в этом регионе Индии. Наиболее интересен здесь храм Майтрейя, в котором находится огромная статуя Будды высотой в 15 м. Это здание было построено в честь визита 14-го Далай-ламы в 1970 году, а его создание заняло 4 года.

На территории монастыря Тикси есть сувенирный магазин, кафе и недорогой отель для туристов.

Эта буддийская святыня Индии располагается примерно в 20 км юго-восточнее города Лех, по соседству с трассой Лех-Манали.

Монастырь Пхуктал, Занскар

Отправившись в поход к горе Занскар, непременно стоит посетить и удалённый от цивилизации буддийский монастырь Пхуктал. Он располагается прямо при входе в огромную пещеру (именно за счёт этого храм и получил своё название), а его здания выстроены вниз по скале и кажутся парящими над ущельем.

Внизу протекает река, поэтому попасть в монастырь можно лишь через подвесной мост. В сезон муссонов вода стекает из пещеры прямо на монастырские здания. Святая буддийская обитель имеет обветшалый вид, но неприглядный архитектурный облик вполне окупается её невероятным расположением.

Монастырь находится в районе Занскара в штате Джамма и Кашмир. Самый близкий к нему город — Падум. Оттуда за 2-3 дня пешего пути можно добраться к самому монастырю.

Монастыри в Спити

В Спити расположены пять основных монастырей приверженцев тибетского буддизма в Индии — Ки, Комике, Дханхар, Кунгри (в долине Пин) и Табо. Внутри них располагаются тускло освещённые кельи, в которых хранятся древние реликвии и артефакты.

Здесь можно увидеть хорошо сохранившиеся старинные произведения искусства, священные тексты и статуи. Монастырь Табо впечатляет многочисленными пещерами для медитаций разных размеров (от наиболее крупных до совсем крохотных), которые были вырыты в скале вручную. Можно пройти к ним и некоторое время посидеть там в уединении.

Монастырь Таванг, Аруначал-Прадеш

Самый большой и наиболее посещаемый буддийский монастырь в Индии располагается на границе с Бутаном на высоте 3300 м над уровнем моря. Создавался он как неприступная крепость, окружённая пропастями с двух сторон. Молитвенный зал в Таванге впечатляет роскошным оформлением. Если попасть сюда ранним утром, то можно увидеть монахов, осуществляющих утренние моления.

Монастырь расположен над городом Таванг в регионе Аруначал-Прадеш. Добраться сюда можно через Гувахати в Ассаме и Бхалукпонг в Аруначал-Прадеше. Новая канатная дорога позволяет попасть к монастырю прямо из города Таванг. Следует учитывать, что для посещения Аруначал-Прадеша туристам требуется получение разрешения.

Читать еще:  Мечеть Султан Ахмед, Турция - обзор

Лучше всего посетить это место в январе, когда здесь проходит буддийский фестиваль Торгья.

Монастырь Румтек, Сикким

На территории Сиккима насчитывается порядка 200 монастырей. Среди них Румтек является наиболее масштабным и одним из самых посещаемых. Этот красивый старинный монастырь был возведён ещё в IX веке в Тибете, а впоследствии восстановлен в начале 1960-х годов в Индии. Он нередко становился камнем преткновения и подвергался нападениям монахов, являющихся противниками тибетского буддизма. Поэтому здесь уделяют особое внимание безопасности святой обители и её обитателей.

В Румтеке проводят множество ритуальных мероприятий, в том числе чтение мантр и молитв по утрам и вечерам. Также в стенах этого буддийского монастыря Индии в мае-июне и за два дня до наступления тибетского Нового года проводится ежегодная групповая медитация с ритуальными танцами. Чтобы получить наиболее яркие впечатления от поездки в Румтек, рекомендуется остановиться на несколько дней в гостевом доме, а также посетить расположенные по соседству Старый Румтек Гомпа и Лингдам Гомпа.

Деревня Румтек располагается на холме примерно в 25 км (но это почти 2 часа пути по сложной дороге) от Гангтока. Чтобы попасть в сам монастырь, придётся осуществить 15-минутный пеший подъём по крутой тропе, поэтому не рекомендуется посещать это место пожилым людям. Иностранцам необходимо получить разрешение на пребывание в Сиккиме.

Цуглагхангский комплекс, Химачал-Прадеш

Цуглагхангский комплекс в Дхарамсала интересен тем, что здесь располагается официальная резиденция тибетского Далай-ламы. К числу иных достопримечательностей этого буддийского комплекса Индии относятся Тибетской музей, Намгьял-Гомпа, храм Калачакры и в особенности почитаемый храм Цуглагханга, в котором хранится трёхметровая золотая статуя Будды Шакьямуни.

В храме Калачакры можно увидеть впечатляющие фрески. Повстречать монахов можно во второй половине дня в Намгьял-Гомпа. Также здесь есть книжный магазин и кафе, в котором обслуживают и туристов. Можно последовать за паломниками-буддистами и осуществить ритуальную прогулку по комплексу (по часовой стрелке) в окружении развивающихся на ветру молитвенных флагов.

Монастырь Палпунг Шераблинг, Химачал-Прадеш

Этот буддийский монастырь Индии находится в живописном окружении соснового леса, который охватывает площадь в 30 акров и обрамлён покрытыми снегом горными вершинами. Пешеходные тропы проходят через лес, что делает прогулку к Палпунгу в особенности впечатляющей. У входа в монастырь можно увидеть величественные ступы, а над молитвенным залом возвышается золотая статуя Будды. В Палпун Шераблинг есть комфортабельный центр отдыха для посетителей, а в Hay House ежедневно проводятся духовные медитации.

Находится этот буддийский монастырь в долине Кангра в Химачал-Прадеше, между Бир и Байннатхом, примерно в 2,5 часах пути от Дхарамсалы. По пути можно сделать остановку в прекрасном кафе «Четыре стола» в Бирке. Там же доступны и номера для отдыха в небольшом отеле.

Монастырь Миндролинг, Уттаракханд

Это один из наиболее важных монастырей тибетской традиции Ньингма располагается в предгорьях Гималаев, в Дехрадуне. Он был создан в Индии в 1976 году и с тех пор считается одним из крупнейших буддийских центров обучения в Индии.

56-метровая Большая Ступа, открытая в 2002 году, представляет наибольший интерес для посетителей. Она является самой большой ступой в мире. Внутри монастыря находится множество молитвенных комнат с изысканными фресками и святыми реликвиями. Посетители могут отдохнуть в красивых ландшафтных садах, окружающих эту святую обитель.

Монастырь Намдролинг (Золотой храм), Карнатака

При походе по горам Индии в штате Карнатака можно посетить интересный монастырь приверженцем тибетского буддизма — Намдролинг, более известный как Золотой храм. Это второй по величине тибетский храм в Индии. Количество золота в молитвенном зале просто поражает, как и многочисленные золотые статуи Будды.

Монастырь располагается вблизи Кушалнагара, примерно в часе пути на восток от Мадикери. Следует учитывать, что туристам для посещения этого региона требуется разрешение на въезд и на ночлег (в случае необходимости) при монастыре. В качестве альтернативы можно забронировать номера в отеле Кушалнагара.

Terraoko — мир твоими глазами

Монастырь Пхуктал или Пхуктал Гомпа, является одной из наиболее изолированных монастырем в юго-восточном регионе Ладакхе штата Джамму и Кашмир на севере Индии. Монастырь-это уникальный памятник истории и архитектуры, построенный из строительный глины и древесины. Он построен перед входом в естественную пещеру в скале на берегу реки Лунгнак (Лингти-Царап). Издалека монастырь выглядит, как гигантские соты.

Монастырь Пхуктал был основан в начале 12 века Гангсем Шерап Сампо, учеником школы гелуг. Хотя монастырь был построен в 12 веке, он был спрятан он глаз всех людей и о нем практически ничего не знали, пока его не посетил Шандор Чома де Корос, венгерский филолог и востоковед, автор первого тибетско — английского словаря и грамматики. Он прожил здесь, изучая обычаи, нравы и язык с 1826 по 1827 годы.

Читать еще:  Трапп Коламбия-Ривер, США - обзор

Монастырь имеет четыре молельных зала, библиотеки, учебные заведения, кухню, комнаты для гостей и жилые кварталы, рассчитанные на проживание около 70 монахов. Стены и потолки украшают неповторимые и удивительные фрески, которые пользуются популярностью у туристов.

Пхуктал Гомпа является одним из немногих буддийских монастырей в Ладакхе, куда можно добраться только пешком. Чтобы добраться до Падума, надо взять такси до Падум Рару, где кончается дорога и начинается пешеходная тропа. День или два ходьбы приведет путников к монастырю Пхуктал Гомпа. Тропа при этом будет проходить через две небольшие индийские деревеньки – Чатанг и Пурне. Монастырь расположен примерно в 7 км от Пурне.

Уединенный монастырь Пхуктал в Индии.

Уединенный монастырь Пхуктал в Индии.

Уединенный монастырь Пхуктал в Индии.

Уединенный монастырь Пхуктал в Индии.

Уединенный монастырь Пхуктал в Индии.

Уединенный монастырь Пхуктал в Индии.

Уединенный монастырь Пхуктал в Индии.

Уединенный монастырь Пхуктал в Индии.

Уединенный монастырь Пхуктал в Индии.

Ну а если Вам наскучил туристические странствования по экстремальным местам и на выходные хочется европейского уюта, тихого спокойного отдыха и красоты, то лучшим выбором будет провести выходные в Люксембурге. Такой отдых сможет удовлетворить Ваши интеллектуальные желания и запросы.

Индия. Занскар — 2015. Часть 7: Пхуктал

Об индийских путешественниках, красных скалах, грибах и замках, спасительном водопаде и учительнице русского языка.

Итак, следующий день мы должны были посвятить походу в один из самых примечательных монастырей Занскара — Пхуктал. Примечателен он и своей древностью (стоит там с 12 века), и своим видом (расположен на склоне горы высоко над рекой, притом самой своей старой частью находится в большой пещере), и своей уединенностью (дорогу к нему так и не провели, так что, кроме как на лошадках или пешком за два дня, туда не попасть). Наш погонщик отправился на верхние пастбища кормить своих лошадок, а мы намеревались совершить легкую прогулочку к Пхукталу.
Карта говорила, что от Пурне до монастыря примерно 7-8 км по каньону реки под красными марсианскими скалами. Жара стояла несусветная, так что мы постарались выйти пораньше, чтобы и успеть побольше, и дойти по холодку. И, надо сказать, не прогадали.

Самое начало пути — это строящаяся автомобильная дорога. Пылища, грохот. Кажется, там при нас даже заряд взрывали. Как мне показалось, работают на строительстве — внезапно! — непальцы. О_о Видимо, проблемы с работой после страшного апрельского землетрясения дают знать, да и в целом в Индии платят побольше. После дороги ровная тропа заканчивается и начинаются бесконечные «вверх-вниз» от реки к скалам наверху и обратно. И грибы с замками! Вот такие!


Чем-то напомнило Каппадокию. Вот кабы еще не было все тех же последствий наводнения, из-за которых нам приходилось так часто спускаться и подниматься по тропе.
Около монастыря, выше по течению реки, и был эпицентр наводнения, так что, когда вода хлынула, этим местам сильно досталось. У самого монастыря, например, снесло школу для местных детишек.
И вот после двух с гаком часов топания вверх-вниз по песку и солнцепеку мы подошли к мосту, за которым уже, казалось, виднелась Пхуктал-гомпа. А мост оказался новый (старый, конечно же, снесло) и сделанный по примеру моста у Замтанга (плетеные коврики и пластины сланца), только покороче и без сетки-рабицы. Но мы и его преодолели, пусть и с трясущимися коленками.
Сам монастырь стоит высоко над рекой, от моста еще минут 15-20 подъема. Но вид на него, конечно, впечатляющий.

Гостеприимством в Пхуктале пахнет. слабо. Если вы, конечно, пришли без гида и не организованной группой. Очевидно, туристами Пхуктал уже порядком избалован. На нас особо никто не обратил внимания и даже не предложил поводить нас по залам, зато пришедшую за 20 минут до нас французскую группу затаскали повсюду на ура. Наверное, нам просто со временем не повезло, но мы реально не могли никуда пробиться, и французы заполонили все помещения плотной толпой. Так что мы ушли на балкончик и начали любоваться видом и наблюдать за монахами.
Надо сказать, изнутри монастырь отнюдь не так впечатляет, как снаружи. Пещера довольно большая, но в ней сейчас располагается только большая ступа, маленький храм и хозяйственные постройки а-ля сарай. В монастыре около 40 монахов, в основном это дети и старики. Быть может, на самом деле их больше, но это те, кто посетил обед и пуджу. Впрочем, гималайских галок там гораздо и гораздо больше, чем людей.




Прилепившиеся к скале домики вблизи далеко не так живописны, хотя заброшенностью в гомпе не пахнет. Старый монах угостил нас оставшейся после обеда лепешкой и отправил нас пить чай с молоком (невкусный 🙁 ), а потом мы направились искать табличку венгерского ученого, который жил здесь в начале 19 века. Нашли — просторный пыльный зал, табличка, вырубленная в камне, просто прислонена к одной из колонн. Никакого почтения 🙂 А ведь сам Сандор писал о себе гордо: «Здесь с августа 1825 года по ноябрь 1826 года жил героический первопроходец данных мест Сандор Цсома де Кереши». Так-то! Видимо, занскарские зимы ему совсем не понравились.
Гомпа нас не особо впечатлила, увы, так что мы поспешно направились к примеченному нами при переправе через реку водопадику. О, какое это было наслаждение! Каскад брызг! А один из выступающих прямо под очередным каскадом камней превратился в неглубокую чашу, где можно было просто посидеть в прохладной воде. Серега героически даже залезал в ледяную воду, а меня хватило только на поболтать ногами и посидеть в брызгах на чаше.

Водопад нас и напоил, и остудил, и дал отдохнуть, так что в обратный путь мы отправились куда более бодрыми и радостными и куда менее пыльными, чем были. Минутка рекламы: будете в Пхуктале — непременно загляните на обратном пути к водопаду!
А на мосту между тем образовалась пробка из робеющих французов. Два гида по очереди чуть ли не за руку перетаскивали бедолаг на другой берег реки, перед мостом выстроилась длинная очередь. Мы сперва сидели, вздыхали, потом решили дождаться паузы и проскочить. Когда в какой-то момент мы с Серегой вдруг дали стрекача и чуть ли не бегом пробежали по тоненькому раскачивающемуся мосту, французы, по-моему, обалдели, а гиды — тем более.

Но и на другом берегу нас ждала пробка — теперь уже из поднимающихся наверх по узкой тропе французов. От обреченности мы рухнули на камень и стали ждать, когда очередь едва переставляющих от страха ноги стариков рассосется, как вдруг рядом с нами раздалось «Russe! C’est les russes!» Я уж и не знала, хорошо это или плохо, что в нас опознали русских, как вдруг к нам подошла симпатичная француженка в возрасте и на чистом русском почти без акцента поздоровалась с нами. Самое неловкое, что мы так и не спросили потом, как ее зовут. Зато выяснили, что она работает преподавателем русского языка, любит горы и русскую литературу. Весь остальной путь до самого спуска с перевала мы то и дело с ней встречались и беседовали, она нам очень помогла.
Из Пхуктала мы вернулись уставшие после утомительного перехода вверх-вниз по жаре. На ужине в кемпинге мы познакомились с чудесным индийцем Шодамом. Он, по его словам, уже давно путешествует по Индии с одним небольшим чемоданом (чемодан в горах — это жуть, но он как-то его пер). Сам он из Раджастана и много рассказал нам про родной штат и его достопримечательности, показал фотографии. Очень милый чувак, хоть и блоггер 🙂 Я до сих пор удивляюсь, как он перешел Шинго Ла (он шел из Дарчи в Падум) практически без теплой одежды и обуви и с чемоданом вместо рюкзака. В Пурне он застрял на несколько дней из-за того, что не может сам нести свой чемодан и пытается найти носильщика. Мы сами не заметили, как проболтали с ним до поздней ночи, и распрощавшись пошли спать. Завтра предстоял короткий — хвала Свету! — переход до Тесты, родной деревни нашего погонщика.

Читать еще:  Колосс Родосский, Греция - обзор

Немного технической информации:
От Пурне до Пхуктала около 8 км, мы прошли туда за 2 часа 45 минут, обратно за 2 часа 10 минут. Воды набрать негде до самого Пхуктала, так что запасайтесь. Также до Пхуктала можно добраться по другому берегу, не заходя в Пурне, по высокой тропе от селения Чо (Cho).
Около Пурне, примерно в полукилометре, еще одно селение, Кхалсар, после него никаких признаков людского жилья не будет до самого Пхуктала. В Пхуктале обед в 12.00, пуджа — в 15.00.

Источники:

http://most-beauty.ru/mesta/top-10-buddijskih-monastyrej-indii.html
http://terraoko.com/?p=37586
http://ru-nepal.livejournal.com/432394.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×