Морские форты Маунселла, Великобритания – обзор

0

Морские форты Маунселла, Великобритания – обзор

Морские форты Манселла

В разгар Второй мировой войны Лондонский порт был самым оживленным в мире. Немецкий ВМФ считал Темзу важным маршрутом и всячески пытался наносить урон британцам с помощью нового секретного оружия – магнитной неконтактной мины. Мины детонировали под давлением какого-нибудь крупного металлического объекта, например, корабля. Из-за них потонули сотни кораблей, и Антигитлеровской коалиции нужно было найти решение. Зная, что мины закладывали в море с помощью самолетов, Гай Манселл (1884-1961), британский инженер, создал план береговой защиты. После некоторых изменений его план одобрили. Так на свет появились морские форты Марселла.

1. Дизайн был прост: бетонная конструкция – понтонная баржа, на которой стояли две цилиндрические башни с пулеметами. Их собрали в сухом доке и доставили на место.

2. Затем цилиндры буксиром оттащили на место и опустили на дно, а сверху поместили платформу.

3. В каждом форте умещалось около 120 человек, в основном, они размещались на 7 этажах в бетонных цилиндрических башнях диаметром в 7,3 м.

4. Фортами управлял ВМФ, а называли их каждый по отдельности: Башня Бандитов, Башня Затонувшей Головы, Песчаный Язык и Нок-Джон.

5. Все их разместили между 6 и 12 милями (9,6 – 19 км) от берега между февралем и июнем 1942 года.

6. Манселл также создал форты для противовоздушной обороны. Это были более крупные установки, состоящие из 7 взаимосвязанных стальных платформ (башни морской армии), пяти зениток, стоящих полукругом вокруг центра управления и жилых помещений. А седьмая башня, стоящая дальше всех, служила прожекторной мачтой.

7. Три форта поместили в Мерси, три – на Темзе в период с мая по декабрь 1943 года.

8. Четыре полые железобетонные «ноги» по метру в диаметре поддерживали стальной корпус 11 х 11 м, состоящий из двух этажей, а военное оборудование было установлено на верхней палубе. Каждый форт вмещал в себя 265 человек.

9. После войны форты сняли с эксплуатации в конце 1950-ых и использовали для самых разных целей. В середине 60-ых в некоторых фортах размещалась радиостанция. В 1964 году из одного из фортов вещала радиостанция Radio Sutch. Позже она была переименована в Radio City и расширилась до всех пяти башен, которые были соединены между собой.

10. В 1967 году бывший британский майор Пэдди Рой Бэйтс занял один из фортов, заявив, что это независимое государство. Бэйтс отбил этот форт у группы радиопиратов и основал в нем Княжество Силенд. Он даже создал конституцию собственного государства и придумал национальные символы.

11. Состарившись, Бэйтс переехал на материк – в Эссекс и благополучно скончался в 2012 году в возрасте 91 года.

12. Хотя Княжество Силенд не было признано ни одним из существующих государств, его не раз называли микронацией. И хотя Рой Бэйтс заявлял, что это де факто государство, кроме него этого никто не признавал.

13. Далее, фортом Редсенд заинтересовалась группа энтузиастов, которая хотела реставрировать форт до его первоначального состояния. После проведенных подводных исследований работа дошла до момента, когда на башне установили новую систему доступа G1, которая позволяла членам проекта подниматься на башню для начала реставрации.

14. Сейчас проходит новое исследование надводных конструкций. Его проводит Тэйлор Вудроу. И как только исследования завершатся, из этого места сделают музей, который будет своего рода памятником Гаю Манселлу, который использовал дизайн армейских фортов для разработки будущих нефтяных вышек в Северном море в 1950-ых гг.

Читать еще:  Камины фей, Турция - обзор

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Морские форты Маунселла: одни из самых необычных морских укреплений в мире

Морские форты Маунселла, расположенные в устье Темзы, выглядят очень необычно. Они названы в честь инженера-строителя Гая Маунселла, который их проектировал.

Форты имели очень короткую, но напряженную жизнь во время Второй мировой войны, когда Великобритания столкнулась с серьезными атаками Люфтваффе. На суше сложно было противостоять нападениям на военно-морскую инфраструктуру, поэтому и были придуманы эти необычные сооружения.

Морские форты Маунселла были построены в 1942 году, а выведены из эксплуатации в 1950-х годах. В 1958 года они были заброшены, но некоторые стоят и сегодня.

Все укрепления известны как форты Маунселла, но существуют два разных проекта, у которых была разная цель. В устье Темзы и на реке Мерси, ближе к материку, находились три форта. Кроме того, в устье Темзы было еще четыре морских форта. Эти круглые сооружения были соединены между собой дорожкой.

Первыми, между февралем и июнем 1942 года, были построены четыре военно-морских форта. На каждом из них размещалось 120 человек. Эти сооружения были построены на суше, а потом монтировались в море. Каждый форт имел орудия и радар.

Из четырех военно-морских фортов до наших дней сохранились только два. В одном из них находится Княжество Силенд — виртуальное государство, провозглашённое в 1967 году британским отставным майором Пэдди Роем Бейтсом.

В 1943 году Маунселл разработал новый тип оборонного сооружения. Каждый форт состоял из центральной башни, связанной с шестью «спутниками».

Из трех армейских фортов, расположенных в устье Темзы, ближе всего к берегу находился форт армии Норе. Это единственный форт, который больше не существует, поскольку в 50-е годы он был сильно поврежден и снесен в 1960 году.

Форт армии Красных Песков состоял из семи оборонных сооружений, связанных между собой дорожками. В настоящее время предпринимаются усилия по восстановлению фортов армии Красных Песков, поскольку считается, что они находятся в лучшем состоянии.

Форт армии Зыбучих песков находится на расстоянии более 14 километров от берега. Из семи укреплений, построенных здесь, осталось только шесть. В 1963 году один из них был поражен норвежским судном. Какое-то время в этих фортах располагалось первое пиратское радио, которое вело отсюда свои трансляции.

Что будет в дальнейшем с этими фортами, никто не знает, но есть планы их демонтировать, ведь они потеряли свое стратегическое назначение.

Как добраться до фортов Маунселла:

Множество источников утверждает, что в прибрежном городке Уитстабл можно заказать экскурсию на катере, или даже на небольшой яхте и обойти вокруг фортов, хорошенько их рассмотрев. К сожалению, на сегодняшний день плохое состояние сооружений не позволяет подняться на сами форты, но даже вид с моря вас поразит.

До города Уитстабл удобнее всего добираться от какого-либо из лондонских аэропортов: Хитроу, Гатвик, Лутон и т.д. по железной дороге.

Гостиницы возле фортов Маунселла:

Остановиться на ночлег можно в том же самом городе Уитстабл:

Заброшенные морские форты Маунселл, Великобритания

В Северном море возле побережья Великобритании, у берегов Северного Кента близ графства Эссекс, в устье Темзы расположены заброшенные зенитные башни морской крепости, построенные во время Второй мировой войны в 1942 году по проекту инженера Гая Маунселла (Guy Maunsell). В наше время это интересное укрепление известно под названием «Морские форты Маунселла».

Читать еще:  Мус-Джо, Канада - обзор

Компания «Братья Холлоуэй» (Holloway Brothers Ltd.) в августе 1942 приступила к выполнению заказа армии на строительство нескольких армейских зенитных фортов по программе «Специальная оборона эстуария Темзы». Было предусмотрено создание трех зенитных крепостей в эстуарии Мерси и трех в устье Темзы.

Для реализации были выбраны проекты известного британского инженера Гая Анселла Маунселла (1884-1961). Маунселл разработал два вида морских крепостей: сначала NAVY Forts, которые предназначались для королевского военно-морского флота, и затем Army Forts – для британской армии.

Необходимость в оборонительных платформах, выдвинутых в море и вооружённых зенитной артиллерией выявилась в результате нападения немецких самолётов на Ливерпульские доки со стороны Ирландского моря. Форты были входили в систему ПВО страны и построены они были исключительно против воздушного противника, а от атак с моря их защищал королевский флот. Основными их задачами были защита крупных промышленных центров Англии от атак с воздуха и защита подходов с моря к Лондону и Ливерпулю соответственно. Цель – не позволить немецкой авиации бомбить английские порты и минировать оживлённые судоходные маршруты.

Было принято интересное решение использовать группу из семи отдельно стоящих башен и соединить их с помощью мостков, расположенных высоко над водой. Каждая батарея должна была состоять из четырёх тяжёлых и двух лёгких зенитных орудий, с централизованным управлением и радиолокатором, а также прожекторной позиции. В результате каждый форт противовоздушной обороны, спроектированный Маунселлом, представлял собой единый комплекс, в котором центральная башня управления (Command) оснащалась радиолокатором и была окружена пятью боевыми – артиллерийскими, расположенными по полуокружности вокруг неё (на четырёх башнях устанавливалось по одному тяжёлому 94-мм зенитному орудию QF Mk2C, а на одной – две 40-мм скорострельные автоматические зенитные пушки L/60 Bofors, предназначенные для ближней самообороны форта). Стоящая несколько в стороне прожекторная башня оснащалась мощным зенитным прожектором. Данная компоновка позволяла сосредоточить огонь всех орудий в любом направлении и делала укрепление гораздо более живучим в целом.

Первоначально было запланировано возведение у устья Мерси и 49 башен (в составе семи фортов-башен) у устья Темзы, но из-за снижения активности немецких авиационных налётов в итоге была построена только 21 башня в составе трёх фортов. Кроме объектов, прикрывавших Лондон, предполагалось также построить форты у Хамбера, Портсмута, Розуса, Белфаста и Лондондерри, но эти планы не были осуществлены.

Морские крепости были довольно быстро построены в сухом доке, после чего отбуксированы вниз по воде понтонами с помощью морских буксиров для установки на морское дно на глубине около 10 м.

Монтаж армейских фортов для устья Темзы был начат в августе 1942, а окончен в июне-декабре 1943 г. Первый армейский форт Nore Army Fort (U5) – был установлен 3 июля1943 г. приблизительно в 2,5 морских милях от ближайшего острова Sheerness-of-Sheppey. Затем были возведены Red Sands (Красные пески) Army Fort (U6), Shivering Sands (Зыбучие пески) Army Fort (U7).Форт Red Sands был установлен в ноябре 1943 г. в 5 морских милях от острова Sheppey и в 7 морских милях от Уитстабл.

Форт Shivering Sands был установлен 13 декабря 1943 г. в 4 морских милях от Red Sands и в 8 морских милях от ближайшего берега залива. Башни строились с темпом одна башня в две недели. Это связано с тем, что установка их на грунт возможна была только во время высоких приливов, которые происходят один раз в две недели.

Читать еще:  Фото галерея: Падающие башни и здания - обзор

В любой группе башен первой устанавливалась башня с автоматическими орудиями Бофорс (Bofors) с тем, чтобы она была в состоянии защитить себя, пока прибывают другие башни. Затем доставлялись другие башни в строгой очерёдности, чтобы избежать трудностей при их установке на позиции.

Каждый фундамент-основание форта состоял из четырёх полых железобетонных элементов, вес каждого основания был 300 тонн. Цилиндрические железобетонные опоры башен были заранее изготовлены в виде трёх отдельных секций, весом 5 тонн, создавали пространственный несущий каркас для восьмиугольной стальной надстройки, которая содержала три палубы. Стены были изготовлены из стали. Внешние стены форта были покрыты двумя слоями гидроизоляции и камуфлирующей окраской. Все башни были связаны между собой узкими мостиками, часть их в наши дни обвалилась в море.

К пяти из семи башен форта могли пришвартоваться суда, все окна (иллюминаторы) снабжались стальными ставнями для соблюдения режима светомаскировки – затемнения форта в ночное время. Каждая башня имела системы вентиляции, установки центрального отопления и резервуары для пресной воды.

Гарнизон каждого форта был укомплектован 120 (в отдельные периоды – до 165) военнослужащими (90 морских пехотинцев и 30 моряков), включая 3-6 офицеров, которые располагались на семи палубах. Жилые помещения форта были оснащены туалетами и ванными комнатами с горячей и холодной морской водой. Форт мог функционировать до одного месяца полностью автономно, что было немаловажным ввиду частых бурь в Северном море и трудностей со снабжением. Доставка боеприпасов, дизельного топлива, запасов еды и пресной воды осуществлялась как минимум один раз в неделю. В центральной башне управления располагалось около четверти всего гарнизона. Там же размещались три дизель-генератора мощностью по 30 кВт, обслуживающих весь форт. Для подъёма грузов были смонтированы электрические подъёмники. С берегом морские форты были связаны подводным телефонным кабелем и радиосвязью.

Общая сумма расходов на возведение 21 башни трех армейских форта на Темзе без стоимости вооружения и военной техники составила в пересчете на нынешние цены 21 млн фунтов стерлингов.

За время боевых действий фортов ими было сбито всего около 22 вражеских самолётов и 30 крылатых ракет V1.

После войны армейские форты поставили на текущее техобслуживание и ремонт. Во время «холодной войны» форты были в срочном порядке вновь приведены в состояние боевой готовности. В 1952 г. на них установили новое радиолокационное оборудование и усовершенствованные модели прожекторов. Из 21 армейской башни, построенных на Темзе, до наших дней сохранилось только 13.

1 марта 1953 года одна из Армейский крепостей, база Nore (U5), была серьёзно повреждена «пьяным» танкером – норвежское судно Baalbeck (Baalbeck) в густом тумане столкнулось с ней и уничтожила две башни крепости. В результате столкновения погибло четыре члена гарнизона, в крепости были сильно повреждены орудия, разрушено радиолокационное и прочее оборудование. В конце 1954 судно «Mairoula» опять столкнулось с фортом Nore. Руины крепости были рассмотрены как опасность для судоходства и в 1960-ом году демонтированы.

Shivering Sands сегодня состоит из шести башен – одна башня была снесена налетевшим на неё судном «Ribersborg».

В настоящее время большинство сооружений уже не подлежит восстановлению, хотя внешне конструкции ещё довольно крепкие. Организация Redsand недавно провела обследование оставшихся фортов, которое показало, что подводная часть фортов находится в исключительно хорошем состоянии для своего возраста.

Источники:

http://topwar.ru/20349-morskie-forty-mansella.html
http://topvoyager.com/forty-maunsella/
http://pikabu.ru/story/zabroshennyie_morskie_fortyi_maunsell_velikobritaniya_4111274

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии