Национальный парк Алханай, Россия – обзор

0

Национальный парк Алханай, Россия – обзор

Национальный парк “Алханай”

Всем привет. Хочу вам рассказать о чудном месте Забайкальского края – Алханай.

Это единственное место в России, где сложилась гармоническая система культовых буддийских и природных памятников.

Гора Алханай – это самая высокая точка Алханайского горного массива, она издавна служит основой культа религии бурят.

Вершину Алханая называют обителью божеств. На горе есть Обоо – место жертвоприношений с сухой веточкой, на которой подвязаны лоскутки материи(Хадаг).Фото самой ветки в хорошем качестве не нашел, но выглядит примерно так:

Самое любопытное место здесь естественный грот(Храм Ворота), в своде которого есть трещина, уходящая в глубину скалы, и из нее сочится вода, которая считается целебной. Здесь делают жертвоприношения рисом, монетами, табаком, к сосне привязывают Хадаг – просьба к горному духу даровать здоровье, богатство и благополучие.

а это – я, 7(уже О_о) лет назад, только с другой стороны грота:

Еще есть не менее любопытное место – Щель грешников.
Это естественное нагромождение ее обломков, образующих узкий сквозной проход длиной 2.5 метра. Проход в скале — своеобразное чистилище.

Существует поверье, что тот, кто через нее пролезет, освободится от всех накопившихся грехов.Если человек свободно пролез через эту щель между глыбами, значит он не грешен и “Алханай” его принимает, если человек не может пролезть или боится, то Алханай его не принима­ет, поскольку человеку мешают грехи (отсюда и название – «Щель грешников».)
P.S: если вы подумали, что крупный человек не сможет пройти, то я скажу вам, что могут, если только они не грешны 🙂

Эхын Умай – Чрево матери – это небольшой естественный грот, куда бездетная мать приходит просить у Хозяина горы ребенка, – считается, что это место имеет магическое воздействие на организм женщины. И самое интересное, то, что у входа в пещеру есть небольшая ямка. Это рыли люди, в основном, женщины, выпрашивая детей. В этой ямке женщина, протянув руку, должна взять то, что попадается в руку, если нет ничего, то буквально выковыривает из ямки камушки. Это удается не всем. Существует множество свидетельств о рождении детей после посещения женщинами этих мест.

Большим грехом в традиции считалось не только копание земли, но даже царапанье почвы. Даже сдвигание с места камней считалось большим грехом, если только это не было очищением дороги. Тот же, кто чистил дорогу, считался благодетелем, способствующим очищению жизненного пути своих потомков. Поэтому каждый бурят старался убрать с проезжей части дороги или тропы предметы, которые мешали проезду или ходьбе. На Алханае можно увидеть вдоль троп скученные камни — раньше таким образом очищали тропу, совершая благодетель. При подходе к Храму Ворота встречаются уже высокие и длинные каменные заборы вдоль тропы.

Вдоль всего маршрута очень часто попадаются вот такие пирамидки из камней.

Это желания людей. В Алханае их целая долина.
Когда, я был маленьким, мне сказали, чем выше твоя пирамидка и, соответственно, чем больше камней в ней будет, тем больше будет твоя будущая семья.

В следующий раз напишу что-нибудь из внутренней жизни Алханая: палаточные городки, аршаны и т.д, конечно же, если вам будет это интересно!

Путешествие в Национальный парк Алханай

Вместо предисловия: мне часто кажется, что интересные и красивые места находятся где то далеко и чтобы их увидеть надо проехать тысячи километров, поэтому зачастую без внимания остается то, что находится совсем рядом, и куда съездить, по этой причине, как всегда не хватает времени. Я очень много слышал про Национальный парк “Алханай”, который расположен в Забайкальском крае, примерно в 250 километрах от Читы, видел фотографии его главной достопримечательности, визитной карточки Алханая – “Храм Ворота”, но прожив в Чите более 9 лет так и не был там. Само путешествие задумывалось скорее как небольшой фототур, но, к сожалению, главной цели путешествия я так и не достиг, в силу определенных обстоятельств, собственно из-за которых и остались у меня неоднозначное впечатление от поездки.

Из Читы я выехал с рассветом, около 7 часов утра. Когда едешь и знаешь, что торопиться некуда, дорога и вождение автомобиля доставляет удовольствие. Чтобы добраться до национального парка Алханай необходимо ехать по дороге А166, а после поселка Дарасун свернуть на дорогу А167 и ехать до села Дульдурга, потом поворот на северо-запад до села Алханай. К сожалению навигация от Гугл полагает, что проложить указанный маршрут невозможно, а карты Навитела на участке от с. Маккавеево до курорта Дарасун считают, что дороги проходят не там где им положено быть. Указателей на дорогах никаких нет, поэтому приходилось подключать интуицию и здравый смысл.

Вся дорога (достаточно неплохая, особенно если не разгоняться больше 100 км/час) проходит по весьма живописным местам,

Читать еще:  Руины Атлит-Ям, Израиль - обзор

иногда попадаются смотровые площадки, с которых отрывается красивый вид

Дорога в целом меня обрадовала, поскольку если судить по обозначениям в Навителе, меня ждала грунтовка. На всем протяжении пути от Читы до села Дульдурга мне попалось на глаза 3-4 заправки и всего 1 шиномонтаж. Не зная, что ожидает дальше, в Дульдурге пополнил запасы топливом.

Дорога на Алханай в Дульдурге резко сворачивает, и до Национального парка остается проехать около 40 километров на северо-запад, асфальт наконец закончился и началась грунтовка.

После поворота увидел местного жителя, “голосовавшего” на остановке, сжалился и решил подвести. Он представился Максимом (как оказалось в последствии его звали Сергей.

На этом я все же остановлюсь поподробней. Он рассказал, что работает в Национальном парке гидом и все мне покажет и расскажет, проведет по самым интересным местам. Стоимость своих услуг за 3 дня он оценил в 3000 рублей (что собственно примерно вписывалось в то, что я прочитал в интернете о гидах). Он показал мне дорогу в палаточный лагерь, по пути рассказывая много интересного про здешние места, историю и традиции. Я собственно обрадовался такому знакомству, и совсем забыл, что нахожусь в России, в местности где нет работы, где местное население (которое либо уже отсидело, либо еще будет сидеть) занимается фактически только пьянством, а когда трезвеют то их цель поиск денег на опохмел. Я с радостью расстался с деньгами и больше своего гида не видел. Потом, пообщавшись с “официальным” гидом по имени Роман (который по внешности сильно был похож на Максима – Сергея) узнал, что я не один такой доверчивый, две недели назад этот парень под предлогом, что сейчас “быстро сбегает и распечатает фотографии” с телефона одной туристки, пропал с ее телефоном. Поэтому для тех кто поедет туда первый раз рекомендую ни на минуте не терять бдительности. Гиды водят людей группами, стоимость услуг 100 – 200 рублей с человека, по возможности не пользуйтесь услугами гидов – русских, как меня потом уверяли на святом месте бурят не обманет, в это я склонен поверить, но и особой помощи от них не ждите, отношение к туристам не бурятам достаточно равнодушное. Для поддержания правопорядка в там открыт временный пункт полиции, сотрудники которой всегда окажут Вам помощь.

Проехав село Алханай и поднявшись по склону увидел вот этот знак, означающий начало границ Национального парка.

До ворот КПП стоит Cтупа Далай – Ламе XIV, который в 1991 году посетил и освятил Алханай.

Въезд на территорию Национального парка “Алханай” платный, 100 рублей за машину и 70 рублей за человека, рекомендую там же приобрести путеводитель, его стоимость 200 рублей. Остановиться и поставить палатку можно в любом месте, не обращая внимание на угрожающие надписи в виде “За установку палатки штраф 1000 рублей”, и если с Вас попытаются взять штраф, то попросите сделать это обязательно в присутствии сотрудника полиции, думаю вопрос сразу решиться.

Я остановился в палаточном городке примерно в 3 километрах от источников, все простенько и уютно, рядом есть туалеты, кафе, продают дрова, есть где поставить машину, палатку, разжечь костер. Там же недалеко медицинский пункт, юрточный городок, база отдыха, где через туроператоров можно купить места для проживания.

В палаточный городок я приехал в полдень, немного подкрепившись, так и не дождавшись своего сбежавшего проводника, самостоятельно отправился искать местные достопримечательности.

От палаточного городка до источника ведет асфальтовая дорога. У самого входа к источникам расположен музей, который рекомендую посетить, всего за 10 рублей Вы найдете там ответы на абсолютно все интересующие Вас вопросы и можно приобрести сувениры.

Осмотревшись на местности и изучив карту путеводителя, я подумал, что сложного ничего нет, все рядышком. Протяженность маршрута по путеводителю всего 5 километров и перепад высоты 260 метров (всего то). Прихватив к рюкзаку с фотоаппаратом и штативом 0,5 литров воды и шоколадку я вступил на тропу.

Согласно путеводителя в практике буддистов – бурят существует наиболее доступный ритуал поклонения и почитания Алханая – малое гороо, это тот самый маршрут по которому я и вознамерился пройти. Верующие проходят его в течении одного дня.

Маршрут начинается от ручья Аршан, относящийся по составу воды к гидрокарбонатно-кальциевым, и имеет большое содержание, помимо некоторых микроэлементов, йода и серебра, что делает воду Аршана по словам местных поистине “святой”.

Пройдя по мостику на другой берег я бодро начал подъем по тропинке и вскоре достиг Димчиг Сумэ (Хозяин Алханая), расположенный на высоте 1200 метров над уровнем моря (ручей Аршан расположен на высоте около 1080 метров над уровнем моря). Культовое место связано с естественным гротом, по трещинам которого просачивается вода.

Читать еще:  Влажные тропики Квинсленда, Австралия - обзор

Обойдя Димчиг Сумэ против часовой стрелки попадаешь на смотровую площадку, с великолепным видом “Качающегося камня”

Поднявшись дальше по тропе, миновав высоту 1325 м, прошел мимо Зула (Вечная лампада), останец, который по своей форме напоминает светильник с ручкой, и вышел к Сэндэма (Небесная фея Мудрости), со смотровой площадки которой виден Храм Ворота.

Дойдя до этой точки, я понял, что хождение по таким тропам очень скоро меня измотает, особенно если это вообще можно назвать тропой.

но вид Уудэн-Сумэ (Храм Ворота), до которого казалось подать рукой, вселил в меня надежду и силы, несмотря на то, что запаса воды осталось меньше половины. Я продолжил движение, но вскоре понял, что Небесная фея Мудрости решила подшутить над до мной, направив меня по тропе ведущей к обрыву, пришлось карабкаться назад и искать тропу, которая петляя спускалась вниз по склону. То тут то там попадались пирамидки из камней, сложенные паломниками.

Оказалось, что спуск требует не меньше усилий чем подъем, и когда я уже понял, что без отдыха не обойтись, на пути попался ручей.

Вода была в нем как и в Аршане очень холодной, обмыв лицо и голову, я буквально тут же ощутил себя бодрым и практически не уставшим, как будто позади не было подъема и спуска, может это всего лишь просто ощущения, но лучше буду думать, что это “волшебное действие места”.

На другом берегу ручья стояла каменная часовня, выложенная еще в 18 веке.

Только здесь я первый и последний раз за все время встретил людей.

Немного отдохнув и восстановив силы я наконец добрался до “визитной карточки” Алханая: Уудэн-Сумэ (Храм Ворота)

Храм Ворота – это ворота в мир божества Дэмчог (так по-тибетски звучит Димчиг). В центре арки находится субурган, вокруг которой производится жертвоприношение хадаками, рисом, деньгами. Вход в Храм Ворота охраняет страж

а чуть выше расположена скала Загуурди (Промежуточный мир).

Это месторасположение промежуточного мира, где 49 дней витает душа умершего, после чего она должна пройти свое перерождение.

С этого места хорошо видно Доржо Пагма (Алмазная Царица), но тропинка уходит в сторону от нее и выводит меня к Эхын Умай (Чрево матери)

Согласно добуддийского культа Матери Земли, женщины, просящие детей, должны провести обряд почитания и поклонения, затем проникнуть в пещеру, найти камешек или другой предмет и таким образом получить магическое исцеление и способность иметь детей. Говорят что найти в пещере камешек сейчас уже не просто сложно, а очень сложно.

После пещеры тропа опять пошла вниз, мимо камней выложенных паломниками

таких “столбиков” стояло больше сотни и занимали большую площадь на склоне.

Опять изматывающий спуск и подъем по тропинке которая периодически внезапно обрывается, и ее приходится искать заново, несколько раз приходилось возвращаться, у меня стали закрадываться сомнения относительно 5 километров, но отступать было некуда, если я хотел до наступления темноты добраться до лагеря, мне надо было подняться на вершину хребта (1200 метров над уровнем моря) спуститься с него. Подойдя к скале Наро-Хажод (Небесная музыкантша), я просто скинул с себя рюкзак с фотоаппаратом, дрожащими руками достал плитку сникерса (единственное из съестного, что было со мной) и с ужасом посмотрел на остатки воды.

Особенностью этого останца является воронкообразная трещина. Считается, что через трещину проходит поток космической энергии из Вселенной на Алханай. Глядя сейчас на этот снимок, и пытаясь его откорректировать, вспоминаю Маргулиса с его Йеллоустонским национальным парком, я только сейчас стал понимать, что серого цвета на Алханае нет, камни покрыты мхом и лишайником, и сами имеют самый невообразимый цвет, вот где раздолье для творчества цветокорректоров.

Дальше опять подъем, по тропинке которая никак не хотела меня выводить к цивилизации, периодически прячась от меня.

Поднимаясь по ней стал вспоминать преимущества карбоновых штативов перед алюминиевыми, вспомнились простые истины опытных альпинистов – фотографов о каждом лишнем грамме веса, о воде, которой уже не было ни в бутылке ни в организме, и я просто перестал потеть и стал раскаляться как камень на солнце. Так я дошел до дома затворника, доставать фотоаппарат уже не было сил, возле дома нашел очень маленькую идеально круглую лужицу с ледяной водой, которая помогла немного охладиться. Это было самой верхней точкой, предстоял опять спуск, который выматывал не меньше. Сначала он был достаточно пологий, но приближаясь к Аршану стал почти отвесным, я не знал правильно ли иду, и вообще тропинка ли это, но я знал, что внизу Аршан и это все что было нужно.

Читать еще:  Замок Росс, Ирландия - обзор

Как было приятно в очередной раз ощутить живительную прохладу ручья, которая тонкими струйками текла по раскаленному лицу, даже стало казаться, что вода шипит и испаряется прям на коже. Насладиться прохладой, раздевшись и окунувшись полностью в ручей не удалось, как ни странно, с этого места меня просто выгнали комары, жаждущие свежей крови, которых почему-то в других местах ручья не было. Оставшийся путь до машины занял немного времени, по пути попадались люди, идущие искупаться в водах Аршана.

Всего на прохождение маршрута у меня ушло 5 часов. В последствии мои сомнения насчет 5 километров подтвердились, со слов местных гидов маршрут, по которому я прошел, составлял 10.5 километров.

Затем была попытка розыска моего гида (я еще не знал что он не работает гидом), общение с полицией, удивление, что я путешествую один.

Ночевка в палаточном лагере прошла спокойно и тихо, проснувшись утром, я понял, что добраться до тех мест где был вчера, к тому же в “режимное” время уже не смогу, сказывается отсутствие должной физической подготовки, и по всей видимости придется довольствоваться только рабочими набросками.

Уезжал с некоторой досадой и разочарованием.

Использованные источники: путеводитель “Аршан – Храм Ворота”.

Национальный парк Алханай

Алханай – национальный парк России, образованный совсем недавно, в 1999 году. Целью создания было сохранение исторических и культурных ценностей этих мест, флоры и фауны, а также уникальных природных комплексов парка. Высота гор достигает 1200 метров, в парке большое ланшафтное разнообразие: от лугов и степей до скал и рек с большим количеством водопадов. Парк располагается на границе двух неоморфологических регионов – Даурский и Онон-Аргунского охватывая площадь в 1382 км 2 .

Как говорят бурятские предания, жила в этих краях княгиня Бальчжин-хатун. И выдали ее за монгольского феодала, понадобилось ей переехать в Монголию, но неприятели не давали молодоженам спокойствия и приняли решение они вернуться на родину княжны. По пути к родным краям их догнали враги. Последнее что крикнула княжна было -“Алханы”, что в переводе означает убивают. Так и появилось название горы, а именем княжны именовано Бальзинское озеро, на берегу которого ее и похоронили. С горой Алханай связаны и другие предания. Ходят слухи что на горе когда то размещался дозор Чингисхана, а среди самих бурят горы почитается как буддисткая святыня.

В национальном парке Алханай большая численность буддистких святынь. Буддизм в эти края пришел в начале 19 века, из-за деятельности Намнанай-ламы. Летом 1991 года Алханай посетил глава буддийского духовенства Далай-лама XIV Данзан Жамсо. В честь его присутствия возведен буддийский памятник – ступа. В комплекс памятников входит более 20 религиозных объектов, особенно знамениты и почитаемы:

  • Маанин Шулуун – каменная стена с мантрами на ней,
  • Димчиг Сумэ – Храм Бога Димчиг (хозяина горы),
  • Нара Хажад – Небесная Музыкантша,
  • Уудэн Сумэ – Храм Ворота,
  • Дорже Пагмын Сумэ – Храм Алмазной Царицы (жены хозяина горы). Скала высотой 12 метров. С южной стороны размещается чаша, которая применяется паломниками в качестве алтаря,
  • Щель грешников,
  • Эхын Умай – Чрево Матери,
  • Зурхэн Шулуун – Каменное Сердце,
  • Хорео Шулуун – Каменный Забор.

На вершине Алханая раполагется платформа, у ее основания располагается храм Великого блага. В горе есть трещина, уходящая в глубоко гору, из нее течет вода, которая считается животворной. Верущие пьют воду и в отместку отдают дары ввиде монет и зерна. Побывав в этих местах можно получить представление о древшей философии буддизма, которая выделяется попечительным отношением к природе.

В парке есть ущелье Убжогие, с каменной аркой более известной как Храм-Ворота. На стенах скалы нанесены 3 группы рисунковиз из красной и желтой охры, изображающие людей, животных, кресты, также имеется надпись сделаная примерно за тясячу лет до нашей эры. В арке также находятся буддийские монументы: ступа и молельня.

В парке много редчайших деревьев, таких как сибирская сосна и ель, кедровый стланик. Примерно 200 видов растений парка применяются в медицине, также произрастает 130 разновидностей мха. В парке имеет 120 видов млекопитющих. В Алнахае часто можно встретить зайца, аиста, беркут, красавка, лебедя-крикуна, изюбря, косулю, соболя, горностая. Нередко можно встретить крупных хищников как: бурый медведь, рысь, лиса. В парке текут 37 небольших и внушительных рек, в которых водятся 18 видов рыб, самыми распрастраненными являются таймень, ленок, хариус.

Интерес к парку растет с каждым годом, как со стороны туристов, так и со стороны паломников. Вода из родников(ашан) считается святой и используется для лечебных целей. Самое большое количество посетителей зарегистрированое за день достигает почти 2 000 человек. В парке разрабатываются новые научно-позновательные мартшруты.

Источники:

http://pikabu.ru/story/natsionalnyiy_park_alkhanay_6503821
http://reports.travel.ru/letters/2013/07/219731.html
http://planetofdream.com/%D0%90%D0%BB%D1%85%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%B9

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии