Остатки империи. Монументы Византии: cамые знаменитые строения — обзор

ИСКУССТВО ВИЗАНТИИ ПРИ ЮСТИНИАНЕ ВЕЛИКОМ

Расцвет византийского искусства, «золотой век» его развития, был связан с по­литическим и экономическим подъемом в годы правления Юстиниана (527-565 гг.). Выдающийся государственный деятель, блестяще образованный человек, Юстиниан добился небывалого могущества своего государства. Никогда владе­ния Византии не простирались так далеко. Византии помимо Италии и Сици­лии подчинялись теперь юго-восточная часть Испании, Сардиния, Корсика, север Африки, Далмация. Византия продолжала господствовать на Черном море, осу­ществляя контроль на Босфоре, Таманском полуострове, Херсонесе. В эпоху Юс­тиниана сложился специфический для Византии союз духовной и светской власти, главенствующая роль в котором принадлежала императору. Культура юстиниа-новской поры подвела первые итоги наступления новой идеологии. Все те тен­денции в культурном развитии, которые наметились со времени Константина, получили дальнейшее развитие.

По всей территории Византийской империи шло строительство храмов. В Ра­венне, ставшей центром военно-административного наместничества в Италии, строились базиликальные, в Константинополе — крестово-купольные. При Юс­тиниане возник новый тип храма — купольная базилика, объединившая центриче­ский и базиликальный типы постройки при преобладающем значении купола и ставшая впоследствии наиболее распространенной.

Самой значительной постройкой не только времени Юстиниана, но и всего пе­риода существования империи явился храм во имя Софии — символа божественной премудрости. Храм был сооружен двумя архитекторами, имена которых сохрани­лись, что является весьма редким и примечательным фактом средневековой культу­ры. Это Анфимий из Тралл и Исидор из Милета. Благодаря особому рвению и щед­рости Юстиниана строительство храма велось необьгаайно энергично, и через пять лет со времени закладки здание было уже готово во всех его частях.

Интерьер собора св. Софии. Стамбул

Впоследствии возведение Софийского собора овеялось легендами, соглас­но которым ангел являлся Юстиниану во сне и то предлагал план всего здания, то помогал решать трудные инженерные вопросы, то открывал местонахождение скрытых сокровищ для пополнения казны.

Для постройки храма со всех концов империи свозились лучший материал и памятники древнего искусства: часть изящных мраморных колонн была привезе­на из Афин, восемь порфирных колонн, украшающих боковые портики, принад­лежали знаменитому храму Солнца сирийского города Баальбека, восемь колонн из зеленой яшмы, с коринфскими капителями, украшенными изящной серебряной и золотой резьбою, принадлежали храму Артемиды в Эфесе, одному из «семи чу­дес света». На торжественное освящение храма 26 декабря 537 г. Юстиниан при­был на колеснице, запряженной четверкой коней. Войдя в храм, он воскликнул: «Слава Богу, удостоившему меня совершить такое дело! Я победил тебя, Соломон!» Считалось, что храм в Иерусалиме, построенный израильским царем Соломоном, являлся самым грандиозным и пышно декорированным культовым сооружением древнего мира.

Внешний вид храма св. Софии был весьма внушителен и замкнут. Окружен­ный с трех сторон почти вплотную подступающими к нему постройками, он воз­вышался над ними огромным куполом. Живший в то время выдающийся исто­рик Прокопий, рассказывая о храме, писал, что в высоту он поднимается будто до неба и, как корабль на высоких волнах моря, выделяется среди других строений, как бы склоняясь над остальным городом, украшая его, и как составная его часть сам украшается ими. С улиц Константинополя виден был только купол, и лишь с восточной стороны собор просматривался с вершины до основания. Предназна-

ченный для патриарших и императорских церемоний, он был поставлен на са­мом высоком холме города, над берегом Мраморного моря. С группой дворцовых зданий его связывал великолепный, обрамленный аркадами форум Августей-он, примыкавший к южной стороне собора. С запада располагался атриум, укра­шенный колоннадами с мраморным бассейном посередине. Прихожане, перед тем как войти в храм, омывали в нем лицо и руки.

Строгий снаружи, собор потрясал современников своим богатым внутренним убранством. Со двора вступали в преддверие храма с мраморной облицовкой стен и золотой мозаикой сводов. Отсюда в самый храм вели девять дверей. Средняя носила название «царские врата» и предназначалась для августейших особ. Над вратами находилось заключенное в полукруге на золотом фоне мозаичное изо­бражение восседающего на троне Спасителя с поднятою благословляющей дес­ницей и держащего в левой руке раскрытую книгу с текстом: «Мир вам, Я есмь свет мира»; по обе стороны от него в медальонах — Дева Мария и Архангел Ми­хаил, а у ног — коленопреклоненный император с длинной седою бородой, пред­положительно Юстиниан. Средний неф храма представлял собой в плане вытяну­тый овал, по бокам обрамленный двухъярусной колоннадой, верхняя галерея которой, гинекей, отводилась для женщин.

Вместе с боковыми нефами храм получил форму четырехугольника, прибли­жающегося к квадрату. Над средней частью здания возвышался полусфериче­ский купол, от которого на восток и запад помещались еще два полукупола, а те, в свою очередь, завершались по краям тремя маленькими полукуполами. Такая конструкция визуально облегчала своды собора, а столбы главных арок, постав­ленные ребром к центру, придавали огромному куполу дополнительную легкость. В основании своем купол имел 40 окон, простенки между которыми из-за света, льющегося с потолка, не были видны, и снизу молящимся он казался парящим в воздухе. Эта иллюзия породила легенду о том, что купол Софии подвешен на зо­лотой цепи с неба и ангелы поддерживают его.

Мраморная облицовка стен оттенялась роскошной мозаикой на золотом поле, которая покрывала верхнюю часть здания, своды и откосы окон и то горела, то мер­цала в зависимости от освещения. Из-под купола на молящихся взирал Христос, восседающий на радуге; на «парусах» помещались колоссальные фигуры херуви­мов; на откосах купольных окон — изображения святых епископов, мучеников, про­роков.

Апсида отделялась от алтарного помоста, предназначенного для священнослу­жителей, невысокой алтарной преградой. В этом полуоткрытом алтаре находился престол из сплава золота и серебра с инкрустациями из самоцветов, а над ним на четырех серебряных колоннах возвышалась шатровая сень, или так называемый ки­ворий с парящим над ним голубем — символом Святого Духа. Посредине храма, на­против алтаря, находилась просторная трибуна — амвон с мраморными ступенями, с него в торжественных случаях читали проповеди. Над амвоном также возвышалась драгоценная сень, покоящаяся на восьми мраморных колоннах. Изящество и ро­скошь этого амвона удивляли еще современников Юстиниана.

Читать еще:  Мост Хуссаини, Пакистан - обзор

Символически архитектурный образ храма был приближен к образу Вселен­ной. Недаром его сравнивали с космосом, и неслучайно возвратившиеся из Кон­стантинополя послы русского князя сказали о Софии: «Не знаем, где мы были, то ли на небе, то ли на земле». Софийский собор стал лучшим образцом византий­ского стиля в архитектуре, основу которого составили равносторонний греческий крест и возведенный над серединой здания шаровидный купол, покоящийся на четырех главных устоях, или столбах, соединенных между собою арками. Такая

конструктивная система позволяла входившим в храм единым взглядом охватить все пространство со взирающим на них из-под купола Вседержителем и воплоща­ла идею, ставшую основой византийской культуры, — идею установления божест­венного порядка на земле и спасения человечества в загробном мире.

Одновременно в архитектуре развивалась идея многоглавия. Один купол симво­лизировал ИисусаХриста, три — св. Троицу, пять — Спасителя и четырех евангелистов. Первым пятикупольным византийским храмом была церковь св. Апостолов в Кон­стантинополе, не сохранившаяся до наших дней, но вызвавшая многочисленные подражания, как, например, собор св. Марка в Венеции, построенный византий­скими мастерами в XI в.

При Юстиниане широкое распространение в качестве декоративного украшения храмов получили иконы (в пер. с греч. — образ). Ранние христиане называли так вся­кое изображение святого, противопоставляя его «идолу» — языческому изображе­нию. С VI в. так стали называть только портреты святых, выполненные на досках, отделяя их от мозаик и фресок.

Прообразом иконы считается фаюмский портрет, возникший в Египте в IV в. до н.э. К этому времени искусство мумифицирования утратило прежнее значение, и с еще живых людей стали рисовать портреты. Их писали на дощечках краска­ми в технике энкаустики (краски, замешанные на воске) либо темперы (на желт­ках). Готовые портреты висели в доме, а после смерти человека их накладывали на лицо мумии, чтобы улетающая и возвращающаяся душа могла найти своего хозя­ина. По главным находкам этих памятников в оазисе Фаюм они и получили свое название. Однако происхождение икон связывается и с портретным изображени­ем римского цезаря, игравшим важную роль в позднеримском культе императо­ра. Появление в христианском искусстве иконы, изображения святого, объединило две культовые функции — поминовения и поклонения.

В Византии иконы первоначально выполнялись в той же технике, затем масля­ной живописью. Икону следует рассматривать не как тождественное божеству изо­бражение, а как символ, поэтому на ней изображалось не лицо (как на фаюмском портрете), а лик. Это ее первое отличие от картины. Второе — икона пишется на до­ске (липовой, сосновой, кипарисовой) и состоит из четырех-пяти слоев, располо­женных в следующем порядке: основа, грунт, красочный слой, защитный слой, оклад. Основа — деревянная доска с наклеенной на нее тканью — паволокой. Грунт состоит из мела или гипса и называется левкасом. Красочный слой — сама живо­пись. Защита представляет собой различные материалы, в том числе олифу, яичный белок, масляный лак. Из ранних икон сохранились немногие — это «Богоматерь с младенцем», «Сергий и Вакх», «Богоматерь на троне» из монастыря св. Екатерины на Синае; остальные, почти все, были уничтожены в период иконоборчества. Все эти иконы, написанные разными мастерами и в разное время, объединяет общий стиль, ставший определяющим в иконописи на целые столетия. Византийская ма­нера предполагала плоскостное и статичное изображение святого с аскетическим, несколько удлиненным овалом лица, прямым с горбинкой носом, миндалевидны­ми большими глазами, отрешенно смотрящими, маленькими руками и длинными пальцами. Все линии рисунка прописывались золотом, и пространство между ними заполнялось плотным ровным цветом. Фон делался золотым. Такая техника живо­писи ставила икону в тесную стилистическую связь с драгоценными перегород­чатыми эмалями, получившими необычайно широкое распространение в Византии.

Юстиниан, большой почитатель и знаток искусства, чрезвычайно увлекался также строительной деятельностью. Помимо Софии Константинопольской, про­славившей его век и ставшей образцом для подражания во все времена при возве-

дении православных митрополичьих соборов, при Юстиниане было построено множество других храмов, больших и малых. Только в столице было сооруже­но 25 церквей, а также великолепные церкви в Иерусалиме, Антиохии, Карфаге­не, Равенне, на восточном берегу Черного моря — в Пицунде и Кафе. Архитекту­ра стала настоящей страстью императора, и в редком городе своей империи он не построил либо церкви, либо монастыря, больницы, странноприимного дома, фон­тана, колодца, какого-либо укрепления.

Относительно оборонительных сооружений его заботы особенно были обра­щены на укрепления северных пределов. Чтобы обезопасить столицу от частых вторжений варваров, была воздвигнута так называемая Длинная стена с башнями и воротами. Она протянулась от Черного моря до Мраморного и замкнула полу­остров, на котором стоял Константинополь.

Естественно, что более всего новых построек возводилось в столице, причем спектр их был необычайно широк. На основании восторженных описаний исто­рика Прокопия можно представить себе облик Большого Константинопольского дворца, включавшего не только собственные комнаты императорской семьи, но и помещения для дворцовой охраны, служащих, ремесленные мастерские, залы для приемов, церкви, часовни, внутренние дворы, сады, лестницы. Его основные строения уступами спускались к Мраморному морю, открываясь своими терра­сами и аркадами морскому простору. Площадь перед дворцом композиционно была оформлена так, что воспринималась как центр подвластного византийцам мира.

15 малоизвестных исторических фактов о Византийской империи, ставшей колыбелью современной Европы

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

1. Греческие колонисты из Мегары

Византия была древнегреческим городом, основанным греческими колонистами из Мегары в 657 году до нашей эры. Город был восстановлен и вновь открыт в качестве новой столицы Византийской империи императором Константином I в 330 году н.э., а затем его переименовали в Константинополь в честь императора.

2. Наследие Греции и Рима

Многие люди игнорируют или не понимают тот факт, что большая часть классической литературы, которая выжила до наших дней, сохранилась благодаря Византийской империи. Большинство работ знаменитых философов, таких как Аристотель и Платон, а также исторические тексты Древних Греции и Рима, были спасены византийскими учеными, которые сохранили древние традиции литературы и обучения.

3. Сладости и десерты

Византийцы любили сладости и десерты больше, чем что-либо из еды. У них в обычном ежедневном обиходе были блюда, которые сегодня однозначно бы назвали десертами. К примеру, гроута была подслащенной пшеничной кашей на молоке, приправленной корицей с медом и изюмом. Также византийцы любили рисовый пудинг с медом и корицей. Сахарная роза, популярное средневековое кондитерское изделие, возможно, возникло именно в Византии.

Читать еще:  Отель Raffles Makkah Palace, Саудовская Аравия - обзор

4. Кондитум

В Византии были популярными ароматизированные вина, вариант римского «кондитума» (пряного вина). Особенно популярными были вина, ароматизированные анисом и розой, которые являются предками мастики, вермута, абсента и узо в современной Греции.

5. Морепродукты

Византийцы любили морепродукты, в частности, очень популярным блюдом, которое они называли «боттарга», была слегка подсоленная и высушенная икра кефали. К XII веку византийцы также начали употреблять в пищу обычную икру.

6. Баклажаны, лимоны, апельсины

Некоторые фрукты были в значительной степени неизвестны древнему европейскому миру. Однако, византийцы стали первыми, кто начал использовать баклажаны, лимоны и апельсины.

7. Император Юстиниан

Юстиниана принято считать считается императором, который сделал Византию мощной силой. Он вновь завоевал части развалившейся Западной империи в Африке, Италии и Испании и кодифицировал предыдущие римские законы в один документ. Он сделал Константинополь самым известным и богатым городом в мире, с более чем полумиллионным населением. Он также стал известен, как император, который построил собор Святой Софии, и как последний император, который использовал титул Цезаря.

8. Император Ираклий I

Во время правления императора Ираклия I (610 – 641 годы н.э.) была реорганизована военная и административная система империи, а официальным языком вместо латыни был признан греческий. Он также был одним из самых успешных византийских императоров и значительно расширил империю.

9. Император Василий II Болгаробоец

Самый длинный непрерывно правящим византийским монархом был Василий II Болгаробоец (976-1025). Самая запоминающаяся история, связанная с ним, заключается с завоеванием Василием Болгарии: он взял в плен 15 000 болгар и приказал их всех ослепить, а затем отпустил на свободу, выделив на каждые 100 человек по одному одноглазому поводырю.

10. Императрица Ирина Афинская

Императрица Ирина Афинская (797-802), одна из самых влиятельных женщин всех времен, явно не была образцом материнской любви. Для того чтобы обеспечить себе власть над троном, Ирина ослепила своего сына Константина VI (780-797), а затем на всю жизнь заточила его в комнате, в которой он родился. Ирина была первой гречанкой, которая управляла империей в одиночку. Что интересно, на ней хотел жениться Карл Великий, но Ирина отказала ему.

11. Маврикий Тиберий

Первым византийским императором, который потерял трон в результате насильственной революции был Маврикий Тиберий. Его строгость стоила ему короны и жизни. Он отказался позволить войскам, дислоцированным на границе, вернуться домой на зиму. Более того, он настаивал, что им не нужно отправлять усиленные зимние рационы, поскольку они могут прокормить сами себя. Армия, во главе с Фокой, восстала и захватила Константинополь.

12. Династия Палеологов

Самая долговременная Византийская династия, которая длилась почти двести лет, была также последней имперской династией. Династия Палеологов началась с Михаила VIII, который в 1259 году ослепил и заключил в тюрьму своего десятилетнего предшественника (Иоанна IV Ласкариса), и закончилась Константином XI, который мужественно погиб в бою, когда османы взяли Константинополь.

13. Восточная империя

В 476 г. Западная Римская империя пала, а Восточная империя превратилась в то, что сегодня известно, как Византия. Тем не менее, слово «византийский» появилось только в XIX веке, а сами жители этой империи называли себя «римлянами» с самого начала основания Византийской империи в 330 году н.э. и до ее падения под натиском османов в 1453 году.

14. Щит Запада

По мнению многих современных историков, византийская цивилизация очень важна, поскольку без нее не существовал бы современный западный мир. Византия во многих случаях сохраняла и защищала самые основы западной цивилизации от влияния ислама. Именно поэтому многие ученые часто относятся к Византии, как к «Щиту Запада».

15. «Греческий огонь»

Византийский флот был первым, кто начал использовать ужасающую жидкость в морских сражениях, которую они назвали «греческим огнем». Жидкость разбрызгивалась на вражеские корабли и войска через большие сифоны, установленные на носах византийских кораблей. Она воспламенялась при контакте с морской водой, и ее практически невозможно было потушить.

И в продолжение темы ещё 10 темных секретов Византийской империи: интриги, кастрация, рабы и другие шокирующие традиции.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Топ 10 самых известных византийских памятников Турции

Прежде чем стать роскошным и блистательным домом османских султанов, Стамбул, а тогда еще Константинополь, был не менее блистательной столицей Византийской империи.

Византия возникла вследствие раздела Римской империи на две части. Город на Босфоре, основанный императором Константином, стал центром нового восточного государства. В отличие от западной части Римской империи, восточная ее часть всегда была ближе к греческой культуре, и основным языком здесь также был греческий.

Со временем византийские императоры отдали предпочтение ортодоксальному христианству, предпочтя его католичеству.

После этого не осталось почти ничего, что связывало бы запад и восток Римской империи.

Теперь редко вспоминают, что Византийская империя некогда простиралась через всю Анатолию и дальше на юго- восток, несмотря на отчаянное сопротивление арабов, которые упорно двигались на север из своей цитадели в саудовской пустыне.

В 1071 году, после сражения под Манцикертом, когда византийцы потерпели поражение от турок-сельджуков, началось их оттеснение назад к Константинополю. Но удар, от которого Византия не смогла оправиться, был нанесен ей крестоносцами, в 1204 году захватившими и разграбившими византийскую столицу, вынудив императора бежать.

Два соперничающих правительства немедленно объявились в Трабзоне и Изнике. В 1261 году та ветвь власти, что находилась в Изнике, вытеснила узурпаторов из Константинополя и вернула ему статус византийской столицы.

На 12 и 13 столетия пришлось время Ренессанса византийской культуры. Но османы не дремали. В 1453 году султану Мехмеду II со своим войском удалось захватить Константинополь. Последний византийский император погиб, сражаясь на крепостных стенах города. Константинополь был переименован в Стамбул и стал столицей Оманской империи.

Хотя самые известные памятники времен Византийской империи находятся в Стамбуле, впечатляющие постройки эпохи остались также в Трабзоне, Изнике. Во Фракии сохранились византийские церкви, подобные тем, что можно увидеть на южном побережье Мраморного моря.

В Каппадокии на каждом шагу встречаются вырезанные в скалах церкви и целые подземные города, напоминающие о тех временах, когда жители часто оказывающейся на линии фронта империи вынуждены были скрываться от солдат.

Итак, Топ 10 самых известных византийских памятников Турции:

1. Собор Святой Софии (Айя София), Стамбул

Невозможно, приехав в Стамбул, не увидеть великолепный Собор Святой Софии, построенный императором Юстинианом в 536 году. Купол собора, который спроектировали Исидор Милетский и Анфимий Тралльский, был одним из чудес света своего времени. Теперь, когда удалили леса, более десятилетия портившие интерьер собора, можно, наконец, оценить грандиозный простор этой превращенной сначала с мечеть, а затем в музей византийской церкви.

Читать еще:  Гроты Юньган, Китай - обзор

Айя София сыграла большую роль в турецкой истории. Многие оттоманские султаны похоронены на ее территории. Мозаики Айя Софии – одна из важных составляющие ее славы. Верхняя Императорская Галерея, установленная в 13 веке специально для императрицы и ее свиты, украшена прекраснейшими мозаиками и мраморными фигурами.

2. Церковь Хора (Карие), Стамбул

Если Айя София – это памятник периода расцвета Византийской империи, то церковь Хора, не менее прекрасная, но гораздо меньшая по размеру, относится к периоду Ренессанса 13-го столетия. Расположена она возле Эдирнекапы и городской стены, которая сама по себе является памятником византийского военного инженерного искусства. Мозаики и фрески украшают абсолютно все внутренние стены церкви.

Потолок нартекса, где изображены сцены из Библии, блестит золотом, в то время как фрески боковой часовни (Parecclesion) выполнены в строгих черно-белых тонах, в которые выкрашены одеяния святых, и мягких постельных тонах, которые используются для изображения некоторых наиболее драматичных сцен жизни Иисуса Христа.

3. Музей мозаики Большой Дворец, Стамбул

Византийские императоры жили в обширном комплексе зданий под общим названием Большой дворец. Он занимал большую часть территории между районами Султанахмет и Чанкуртаран. До наших дней сохранились несколько участков стены и коридора бывшего дворца. В некоторых местах остались напольные плиты с мозаиками, где изображены разные аспекты повседневной жизни: от обезьяны, пытающейся поймать птицу, до человека, который доит козу. В настоящее время музей закрыт на реставрацию, но его обещают открыть уже в июне.

В поздний период Византийской империи императоры перебрались во Влахернский дворец. Сегодня от него осталось немного – лишь подземные темницы, которые в настоящее время реставрируются. Поблизости расположена коробка дворца Текфур, который, возможно, некогда являлся частью того же комплекса.

4. Собор Святой Софии (Айя София), Трабзон

Отделившаяся династия Comnenian в Трабзоне украсила город великолепными памятниками позднего византийского периода, несколько из которых дошли до наших дней. Самым знаменитым из них является Собор Святой Софии, построенной между 1238 и 1263 годами. Собор одиноко возвышается на холме, вдали от шумного центра города. Яркие красочные цвета фресок Айя Софии, которые были полностью восстановлены под наблюдением эксперта по искусству Византии Дэвида Райса, поражают воображение.

В Трабзоне сохранились и некоторые другие важные византийские памятники, в том числе руины императорского дворца, который располагался на так называемой «trapezus», возвышенности между двумя долинами, от которой и пошло название города.

Другой памятник – мечеть Фатих, которая изначально была построена как церковь Панагии Крисокепалос. Здесь в свое время короновали императоров. Еще есть в Трабзоне внешне ничем не примечательная церковь, которая когда-то была частью монастырского комплекса Каймаклы. Время его постройки датируется 1424 годом. Некоторое время здание использовалось в качестве сенного сарая, где за сеном были скрыты удивительной красоты фрески. Сегодня здание находится в частной собственности, но владельцы обычно охотно пускают туда посетителей.

5. Монастырь Сумела

В окрестностях Трабзона сохранился монастырь Сумела, датирующийся четвертым веком нашей эры. Монастырь находится на поросших сосновым лесом скалах, в провинции Мачка. Это одно из культовых мест Турции, которое привлекает толпы паломников. Здание монастыря было почти полностью восстановлено в конце прошлого века. Турецкое правительство разрешило раз в год проводить в монастыре христианские службы.

На территории монастыря также находится пещера, где до 1923 года хранилась чудотворная икона богородицы. Потолок пещеры украшен средневековыми фресками, а наружные стены расположенной здесь же небольшой часовни хранят следы сильно поврежденных фресок 19-го столетия. Последние греческие потомки византийцев жили здесь до греко-турецкого обмена населением 1923 года.

6. Собор Святой Софии (Айя София), Изник

Собор в Изнике, неподалеку от Бурсы, относится к раннему византийскому периоду. В 787 году здесь был проведен 7-й Вселенский Совет Греческой православной церкви, на котором было решено отказаться от иконоборчества. Недавно собор был полностью восстановлен и превращен в мечеть, что вызвало много споров.

В самом сердце Анатолии, в Каппадокии, находятся древние поселения троглодитов. Это лучше всего сохранившийся в Турции памятник сельской жизни византийской эпохи. Наиболее впечатляют вырезанные в скальных породах церкви, расписанные фресками. В большинстве своем они датируются 9–12 столетием. В церквях есть даже колонны, хотя они выполняю в основном декоративную функцию.

Часть скальных церквей находится под защитой на территории музея под открытым небом Гёреме. Две из них, наиболее интересные из всех, стоит непременно посмотреть – это церкви Каранлык и Токалы.

В эпоху Византийской империи многие жители Каппадокии жили в домах, которые вырубали в пещерах. В случае нападений врагов и прочих катаклизмов они укрывались в подземных городах. Города эти представляют собой лабиринты комнат, связанные между собой туннелями. Подземные города Каппадокии насчитывают до десяти этажей вглубь земли. Наиболее популярные из них – города в Деринкую и Каймаклы. Но есть и много других, в которые редко забредают туристы.

8. Собор Святой Софии (Айя София), Энез

Немногие из иностранных туристов добираются до города Энез, который находится на берегу залива Сарос у границы с Грецией. Между тем, здесь, у самого моря, лежат руины Собора Святой Софии, построенного в 6 в. н.э. По всей видимости, это было внушительное сооружение. Неподалеку находится еще одна церковь гораздо меньшего размера.

9. Малый собор Святой Софии, Визе

Путешественники, направляющиеся в Эдирне или Кыйыкёй во Фракии, могут сделать остановку в Визе. Здесь недавно была реконструирована церковь Святой Софии, относящаяся к 6-му веку. Теперь в церкви устроена мечеть Гази Сулейманпаша. Со времен Византии сохранились также башни, затерянные на склонах поросших лесом холмов. Когда-то они были частью городской стены.

10. Церковь Святого Стефана, Трилье

В небольшом городке Трилье (Зейтинбагы), расположенном на южном берегу Мраморного моря, отчетливо ощущаются следы греческой культуры, что неудивительно, учитывая, что греки жили здесь вплоть до 1923 года. Из трех кирпичных византийских церквей, дошедших до наших дней, лучше всего сохранилась церковь Святого Стефана, датирующаяся 8 веком. Правда, она была довольно неуклюже преобразована в мечеть.

Источники:

http://studopedia.ru/9_148764_iskusstvo-vizantii-pri-yustiniane-velikom.html
http://kulturologia.ru/blogs/020217/33297/
http://antalyatoday.ru/news/antalya-2329.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector