Пещера Пеш-Мерль, Франция — обзор

Пещера Пеш-Мерль

Пеш-Мерль, фр. Pech Merle — пещера на склоне холма в коммуне Кабрере, департамент Ло, регион Юг-Пиренеи на территории Франции, примерно в 35 минутах езды по шоссе от г. Каор. Это одна из знаменитых французских пещер, где были обнаружены памятники доисторического искусства эпохи палеолита, открытая для публичного доступа. На протяжении более 1,5 км тянется коридор со впадинами, на стенах некоторых из них обнаружены настенные изображения периода граветтской культуры, хотя некоторые рисунки, возможно, относятся к более поздней мадленской культуре (около 16 тыс. лет назад)

В древности здесь протекала крупная река, которая и пробила в каменистой породе данную пещеру.

В семи камерах пещеры обнаружены яркие, живые изображения таких животных, как мамонт [1] , пятнистые лошади [2] , одноцветные лошади, быки, северные олени, а также отпечатки человеческих ладоней и даже изображения людей. На глубине около 0,7 км были найдены отпечатки детских ступней в глине. В радиусе 10 км от пещеры находятся 10 других пещер с образцами искусства времён верхнего палеолита, однако, в отличие от Пеш-Мерль, все они закрыты для публики. В эпоху последнего ледникового периода эти пещеры, по-видимому, использовались как убежища доисторическими обитателями, когда местный климат был близок к современному арктическому, а фауна значительно отличалась от нынешней. Предполагается, что в эпоху потепления вход в пещеру был блокирован из-за оползней, вызванных дождями, благодаря чему пещера находилась в герметичном состоянии до начала XX века, и доисторические рисунки сохранились в превосходном состоянии.

Пещера Пеш-Мерль открыта для публичного доступа с 1926 года. Размер групп ограничен по числу посетителей, поскольку повышенная влажность, тепло и избыток двуокиси углерода в результате дыхания могут уничтожить изображения.

В ходе эксперимента, который провёл французский археолог д-р Мишель Лорбланше (Michel Lorblanchet), было установлено, что некоторые рисунки, по-видимому, наносились на стену при помощи аккуратных плевков красящим веществом [3] [4] .

Примечания

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Пещера Пеш-Мерль» в других словарях:

Петроглифы — У этого термина существуют и другие значения, см. Национальный монумент Петроглиф. «Газетный камень», штат Юта, США Петроглифы (писаницы или наскальные … Википедия

Кабрере — Эта страница требует существенной переработки. Возможно, её необходимо викифицировать, дополнить или переписать. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К улучшению/13 ноября 2012. Дата постановки к улучшению 13 ноября 2012 … Википедия

Hôtel Restaurant les Falaises — (Бузи,Франция) Категория отеля: 2 звездочный отель Адрес: Le Bourg, 46 … Каталог отелей

Hôtel Restaurant les Falaises — (Бузи,Франция) Категория отеля: 2 звездочный отель Адрес: Le Bourg, 46 … Каталог отелей

Chambre d&#39 Hotes C de C — (Sauliac sur Célé,Франция) Категория отеля: Адрес: Montagnac, 46330 Saul … Каталог отелей

Хронология позднего палеолита — включает обзор сведений об археологических культурах, важнейших памятниках и антропологических находках для периода от возникновения позднего палеолита до возникновения мезолита (примерно 50 14 тысяч лет назад)[1]. Указание «тысяч лет назад» (то… … Википедия

Читать еще:  Башня дьявола, США - обзор

Пещерное искусство — палеолитические гравировки и росписи, реже барельефы и одиночные образцы лепки из глины (она сохраняется лишь в исключительных случаях) в пещерах позднего плейстоцена. Его основным очагом является пиренейская зона (историческая провинция… … Археологический словарь

Пещера Пеш-Мерль, Франция — обзор

Около 25 тыс. лет назад на стенах европейских пещер люди начали рисовать новых существ. Среди носорогов, диких быков и других животных появились белые лошади с чёрными пятнами. Что это — плод фантазии или результат наблюдений?

Сегодня такие лошади не редкость. Принято считать, что они были выведены человеком, одомашнившим этот вид примерно пять тысяч лет назад. Однако новое исследование древней лошадиной ДНК показало, что доисторические художники ничего не выдумали.

В общей сложности в Европе обнаружено больше 100 пещер, стены которых несут изображения не менее четырёх тысяч животных. Почти все они сосредоточены на юге Франции и севере Испании. Старейшие образцы наскальной живописи содержатся во французской пещере Шове, им по крайней мере 32 тыс. лет. Почти треть изображённых животных — лошади, и почти все лошади окрашены коричневым или чёрным, что соответствует гнедой и вороной масти.

Но небольшое количество пещер (в том числе Пеш-Мерль на юге Франции) может похвастаться лошадьми белого цвета с чёрными пятнами. Ряд археологов утверждает, что это плод воображения или некий символ. Действительно, в 2009 году анализ ДНК, выделенных из костей примерно 90 древних лошадей, живших от 12 до 1 тыс. лет назад, показал, что они были гнедой или вороной масти. Никаких следов пятнистости.

Но теперь та же группа учёных пришла к выводу, что пятнистые лошади всё же существовали. Исследователи под руководством Арне Людвига из берлинского Института зоопарков и живой природы им. Лейбница (ФРГ) и Майкла Хофрайтера из Йоркского университета (Великобритания) провели новый анализ ДНК 31 доисторической лошади из Сибири, а также Восточной и Западной Европы. Временной диапазон — от 20 до 2,2 тыс. лет назад.

18 особей оказались гнедыми, семь — чёрными, а шесть имели генетический вариант LP, который делает лошадь пятнистой. Более того, из десяти западноевропейских лошадей, живших примерно 14 тыс. лет назад, этот маркер имели четыре, то есть пятнистые лошади не были редкостью во времена расцвета пещерной живописи. Иными словами, никакого символизма, один сплошной натурализм. Ссылка

Пеш-Мерль, фр. Pech Merle — пещера на склоне холма в коммуне Кабрере, департамент Ло, регион Юг-Пиренеи на территории Франции, примерно в 35 минутах езды по шоссе от г. Каор. Это одна из знаменитых французских пещер, где были обнаружены памятники доисторического искусства эпохи палеолита, открытая для публичного доступа. На протяжении более 1,5 км тянется коридор со впадинами, на стенах некоторых из них обнаружены настенные изображения периода граветтской культуры, хотя некоторые рисунки, возможно, относятся к более поздней мадленской культуре (около 16 тыс. лет назад).

Читать еще:  Мюссерский храм, Абхазия - обзор


В древности здесь протекала крупная река, которая и пробила в каменистой породе данную пещеру.

В семи камерах пещеры обнаружены яркие, живые изображения таких животных, как мамонт, пятнистые лошади, одноцветные лошади, быки, северные олени, а также отпечатки человеческих ладоней и даже изображения людей. На глубине около 0,7 км были найдены отпечатки детских ступней в глине. В радиусе 10 км от пещеры находятся 10 других пещер с образцами искусства времён верхнего палеолита, однако, в отличие от Пеш-Мерль, все они закрыты для публики. В эпоху последнего ледникового периода эти пещеры, по-видимому, использовались как убежища доисторическими обитателями, когда местный климат был близок к современному арктическому, а фауна значительно отличалась от нынешней. Предполагается, что в эпоху потепления вход в пещеру был блокирован из-за оползней, вызванных дождями, благодаря чему пещера находилась в герметичном состоянии до начала XX века, и доисторические рисунки сохранились в превосходном состоянии.

Пещера Пеш-Мерль открыта для публичного доступа с 1926 года. Размер групп ограничен по числу посетителей, поскольку повышенная влажность, тепло и избыток двуокиси углерода в результате дыхания могут уничтожить изображения.

В ходе эксперимента, который провёл французский археолог д-р Мишель Лорбланше (Michel Lorblanchet), было установлено, что некоторые рисунки, по-видимому, наносились на стену при помощи аккуратных плевков красящим веществом. (Википедия)

La grotte du Pech-Merle

Геологические достопримечательности. Пещера Пеш-Мерль примечательна не только палеолитическими рисунками, но и геологическими диковинками: пещерными жемчужинами и известняковыми дисками.
Известняковые диски – уникальное природное явление, кроме пещеры Пеш-Мерль они почти не встречаются нигде в мире. Всем нам хорошо известны три формы карстового рельефа – сталактиты, сталагмиты и сталагматы. Их появление выглядит следующим образом. Вода, проникающая через почву в толщу известняка, растворяет его и переносит его частички. Одновременно под действием химических веществ, содержащихся в воде микрочастички известняка вступают в реакцию и затвердевают, прилепляясь друг к другу. В том случае, если вода вымывает известняк сверху, через небольшую трещину в потолке образуется напоминающая ледяную сосульку коническая структура, которая называется сталактит. Если пол пещеры непроницаем для воды, то навстречу сталактиту начинает расти такое же коническое образование снизу – сталагмиты. И, наконец, когда сталактит и сталагмит соединяются они образуют известковую колонну, по форме напоминающую песочные часы – сталагмит.
В зале дисков в пещере Пеш Мерль вода под давлением выливалась через удлиненные трещины в потолке пещеры. Представьте себе, что Вы сжали шланг, из которого течет вода, пальцами и вода вынуждена пробиваться через плоское отверстие образуя полукруглую плоскость, распадающуюся затем на отдельные капли. Теперь добавим к этому, что вода переносит с собой частички известняки, и полукруглая плоскость со временем начинает расти, подобно сталактитам и сталагмитам. Так получились известковые диски пещеры. По всей видимости, их появление связано с обилием воды, которое образовалось при таянии ледника. В новейшее время процесс формирования дисков прекратился, хотя находящиеся по соседству с ними сталактиты и сталагмиты постепенно растут навстречу друг другу.
Другой уникальной формой карстовых образований являются пещерные жемчужины. Как считают ученые геологи, в основе их формирования лежат те же процессы, в результате действия которых образуются сталактиты, сталагмиты и диски. Особенность же заключается в том, что вода, капающая на глиняную поверхность, образует небольшое углубление. Если в такое углубление попадает небольшой камушек, то вокруг него начинает образовываться известковая корка. Под действием тех же капель, падающих с высоты нескольких метров, камень с известковыми наростами двигается в углублении, постоянно подставляя воде новую сторону. Со временем он, подобно настоящей жемчужине приобретает сферическую форму. Россыпь каменных жемчужин на глиняном полу вызывает восхищение не меньшее, чем палеолитические рисунки.
И наконец, самым удивительным и таинственным образованием Пеш Мерля является юла, образовавшаяся из известняка, наросшего вокруг жемчужины. Таких образований в Европе пока открыто менее десятка, и строить предположения, в результате чего они образуются, пока преждевременно.

Читать еще:  Монте-Альбан, Мексика - обзор

Наскальные изображения. Ближе всего к новому входу пещеры расположен зал со сломанной колонной, в небольшом боковом коридоре которого расположен так называемый «черный фриз» или «часовня мамонтов». Это группа изображений, выполненная черной краской, в профиль. Изображены контуры силуэтов животных, накладывающиеся друг на друга, пересекающиеся так, что часто сложно отличить отделить контуры одного животного от другого. Наиболее известным изображением этого фриза является мамонт с шерстью, свисающей длинными прядями. Как показали исследования, все рисунки были выполнены одним художником. Сначала была нарисована большая лошадь, затем вокруг нее бизоны, затем многочисленные мамонты и, наконец, зубры.
Другое известное изображение пещеры – «лошадь с точками», «а не «лошадь в яблоках», как пишут не совсем осведомленные авторы», – настаивает экскурсовод. Изображение включает в себя двух лошадей, расположенный крупами друг к другу. Оба силуэтных рисунка выполнены черной краской, и заполнены точками. Как подсчитал Мишель Лорбланше из 252 точек только 28 красные, а остальные черные. Под изображениями лошадей находится полутораметровое (более точно 140 см) изображение рыбы. Скорее всего, осетра или щуки, выполненное красной краской. По краям панно негативные отпечатки человеческих рук. Оба изображения дотируются по остаткам осветительных ламп примерно 11 000 лет до настоящего времени.
С последним изображением связаны две научные проблемы. Черные лошади имеют непропорционально маленькие головы по сравнению с остальным телом. Особенно это касается лошади, двигающейся слева направо. Учитывая точность передачи деталей на других изображениях, знание анатомии тел животных и реалистичность первобытной живописи в целом, маленькая голова представляет собой большую научную проблему. Ее решение кроется в том, что возможно, изображение лошади включало в себя не только нарисованную часть, но и очертания каменной основы. Для того, чтобы «видеть» изображение полностью нужен дрожащий свет жировой лампы. Другой проблемой – является изображение черных негативных силуэтов рук. Как правило, такие изображения делались с помощью технологии выплевывания краски поверх руки. Здесь-то и кроется проблема: черная краска делалась из диоксида марганца, который для человека смертелен. Являлось ли изображение частью опасного ритуала или гадания – остается только гадать.

Источники:

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1325958
http://bucephal.blogspot.com/2011/11/blog-post_13.html
http://tutorski.livejournal.com/71657.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector