Пещерный храм Лунмэнь, Китай — обзор

Гроты Лунмэнь

Гроты Лунмэнь (Longmen Grottoes)

Гроты Лунмэнь — третий по величине комплекс храмовых пещер Китая (после ансамблей в Дуньхуане и Датуне) датируемый V веком. Находится у «драконьих ворот» (Лунмэнь) на берегу реки Ихэ, в 12 км к югу от Лояна.

Первыми заказчиками гротов были те же лица, что и в Датуне: благочестивые императоры из династии Северная Вэй. Но, пожалуй, наиболее значительный монумент расцвета китайского буддизма в эпоху Тан — и жажды славы некоторых императоров — находится здесь, в 12 км к югу от Лояна (автобус 81 от вокзала). Монахи, монахини, любительские объединения и чиновники также внесли свой вклад в качестве учредителей; надписи свидетельствуют, что они либо подчеркивали таким образом свое стремление к просветлению, либо просили об исцелении, благосостоянии и высоком общественном положении, либо благодарили Будду или же стяжали хорошую карму в преддверии грядущей реинкарнации.

Сэкономь на путешествии!

Структура и иконографическая схема

Большинство пещерных храмов Лунмэня, в том числе самые значительные из них находятся на западном берегу реки, т. е., высечены на восточном склоне, и потому при солнечном свете их лучше осматривать в первой половине дня. Некоторые пещеры были заложены на противоположном склоне. В основе большинства пещер лежит простая иконографическая схема, которая в некоторых случаях варьируется: на прямоугольном основном участке напротив входа сидит Будда в сверхнатуральную величину, идеал Учения. Справа и слева стоят двое бодхисаттв-помощников, обращенных к людям и приближенных к размерам реальных людей. Между этими тремя фигурами обычно стоят Ананда и Кашьяпа, ученики Будды, — таким образом, скульптурная группа включает пять статуй. Вход зачастую охраняют двое гневных стражей: мимо их свирепо-испытующего взгляда должен пройти всякий, кто хочет попасть внутрь. Часто повторяется мотив цветка лотоса: на нем восседают или же стоят Будды и бодхисаттвы, и нередко он же украшает потолок пещеры.

Состояние памятника

В литературе часто можно встретить фантастические цифры, призванные проиллюстрировать размеры комплекса Лунмэнь. Однако реальное положение дел значительно хуже: ведь все пещеры подвергались варварскому разграблению со стороны охотников за сокровищами. Многие китайские Будды, находящиеся сегодня в музеях мира и являющиеся предметом торговли у торговцев антиквариатом украдены именно отсюда. Поэтому большинство ниш и пещер пусты, или же в них стоят статуи без голов. В первоначальном состоянии сохранились только большие полости — однако заходить в них не разрешено. Поскольку в них можно заглянуть только через входное отверстие, от посетителя ускользает непосредственное переживание благой религиозной вести, которая читается, в частности, на добродушно улыбающихся лицах бодхисаттв.

Грот Цяньсисы

Цяньсисы — первый большой грот Лунмэня — храм па западном берегу. Он возник в 627-649 гг. и включает «троих святых Запада»: Будду Амитабху с его бодхисаттвами-помощниками Махастамапраптой и Авалокитешварой, а также Ананду и Кашьяпу.

Гроты Биньян

Вскоре после этого можно увидеть еще три пещеры: северную, центральную и южную — это пещеры Биньян. Центральная относится к самым богатым. Она возникла в 505-523 гг. по повелению императоров Вэй. Здесь гостям улыбаются одиннадцать статуй — Будды грех времен, шесть бодхисаттв и двое учеников Будды — так приветливо, что светлеет на сердце. Об этом гроте сохранилось предание, сколько труда было на него потрачено: 802 366 человекодней. Но чтобы взглянуть на барельеф, изображающий основателя грота, императора из династии Вэй со свитой, нужно отправиться в. Нью-Йоркский «Metropolitan Museum».

Читать еще:  Шоссе Лех-Манали, Индия - обзор

Грот Ваньфодун

Далее в 350 м вверх по реке короткая лестница ведет к «Пещере десяти тысяч Будд», созданной в 680 г. В ней боковые стены покрывает около 15 тыс. рельефных фигур. Группа из пяти статуй здесь та же, что и в пещере Цяньсисы; но они (особенно Амитабха в центре) отличаются полной, даже толстой фигурой, что соответствовало идеалу красоты эпохи Тан.

Грот Ляньхуадун

Еще одна лестница ведет к «Пещере цветков лотоса», названной так но чрезвычайно роскошному украшению потолка, рельефно выступающему цветку лотоса с семенной коробочкой в центре. Хотя лица статуй здесь сильно повреждены, все равно можно распознать очень тонкую работу. Обратите внимание на пламенную мандорлу центральной фигуры Будды и на апсар, парящих в небесном хороводе вокруг цветка лотоса. Это одна из самых ранних пещер: она возникла между 516 и 528 гг.

Грот Фынсяньсы

И вот близка одиночная кульминация: на верхнем конце крутой, широкой лестницы вы достигнете полости, площадью 40×35 м превосходящей все остальные в 15-20 раз. Поскольку потолок пещеры рухнул, то сначала его покрыли деревянной крышей, но теперь и крыши давно уже нет, и статуи стоят на открытом воздухе: 17-метровый Будда Локана в центре обычной группы из пяти статуй, впереди справа и слева по одному стражу, а за ними по одному небесному царю, каждый попирает демона. При всей монументальности работа скульптора отличается крайней изысканностью — следует обратить внимание, например на телесное убранство бодхисаттв. Заказчиками этой пещеры, завершенного в 675 г. после неполных 20 лет строительства, были Танский император Гаоцзун и его честолюбивая супруга У Цзэтянь. Говорят, что именно ее черты переданы в облике Будды Локаны. Этот грот считается не только грандиозным свидетелем расцвета китайского буддизма, но и документом религиозно окрашенного властолюбия женщины, впоследствии ставшей императрицей. Название грота «Буддийский храм почитания предков» возникло под влиянием конфуцианства и отражает идею, что честь возведения храма может повлиять на судьбу предков как дополнительная положительная карма.

Грот Яофандун

Значительно больше духу буддизма отвечает небольшая «Пещера рецептов лекарств» (VII в.), следующая далее. По обе стороны от входа — надписи, представляющие собой рецепты по излечению различных недугов, — свидетельство буддистского человеколюбия.

Грот Гуяндун

Самая ближняя и последняя из пещер Лунмэня, которые можно посетить, — в то же время самая древняя. Своими многочисленными нишами, где сидят Будды-Майтрейи со скрещенными ногами, Гуяндун по стилю напоминает поздние пещерные храмы Юньган (Датуп).

Вид с восточного берега

Повод отправиться на восточный берег реки И — это не столько увидеть остатки гротовых храмов, сколько насладиться великолепной панорамой, открывающаяся на противоположную сторону реки. В особенности хорош вид на южную оконечность с монументальными фигурами Фэнсяньсы.

Гроты Лунмэнь — шедевр китайской буддийской архитектуры

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Столько скульптур Будды одновременно мало где увидишь, разве что в Храме десяти тысяч Будд в Гонконге. В Лунмэне древние мастера потрудились на славу, и до наших дней сохранились и крохотные фигурки высотой от 1 дюйма, и огромные скульптуры до 17 метров. Гроты тянутся на протяжении километра вдоль береговой линии, это настоящий шедевр китайской буддийской архитектуры.

Строительство Лунмэнь началось в 493 году во время царствования императора Xiaowen и продолжалось более 400 лет, за это время сменилось шесть династий. Наибольший расцвет наблюдался с конца 5 в. до середины 8 в. Изучая наследие Лунмэнь, можно проследить, как изменялся стиль работы скульпторов: в годы правления северной династии Вэй создавались простые изображения округлой формы, а в правление Тан – более сложные композиции, появляются скульптуры женщин и судебных деятелей.

Читать еще:  Остров Нози Би, Мадагаскар - обзор

К сожалению, не все статуи сохранились до нашего времени в первоначальном виде, многое было разрушено. Некоторые произведения искусства были разрушены в 9 веке в ходе антибуддийского движения, часть была разграблена мародерами в 19 и 20 вв. многое было вывезено, и сегодня скульптуры из Лунмэнь можно увидеть в музее Метрополитен в Нью-Йорке, в музее Аткинсон в Канзас-Сити и в Токийском государственном музее.

Несмотря на все трудности, гроты Лунмэнь сохранили свою красоту и считаются одним из самых посещаемых культурных объектов в Поднебесной. В 2000 году этот памятник архитектуры был внесен в перечень Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

По Китаю, с севера на юг. Луньмэнь — пещерные храмы, вырезанные в скалах

Чтобы улучшить свою карму, надо вырезать Будду в камне

С давних времен в Индии существовала традиция вырезать в скалах пещерные храмы. Считалось, что подобные деяния улучшают карму и способствуют лучшему перерождению в следующей жизни. С приходом буддизма в Китай эта традиция прижилась и в Поднебесной. Император, его сановники, да и обычные люди жертвовали деньги на высеченных Будд, чтобы увеличить свои заслуги перед высшим миром и достичь вожделенной нирваны.

Надо сказать, что буддизм оказал значительное влияние на формирование культового искусства в Китае, на традиции раннего древнекитайского зодчества. Среди появившихся архитектурных культовых сооружений отдельно стоит выделить пещерные храмы. Буддийские монастыри и храмы, в периоды правления благосклонных к ним императорских династий, богатели, получали во владение крупные земельные наделы и начинали играть значительную роль в экономике и культуре страны. Именно в эти годы, китайские зодчие создавали поражающие воображение грандиозные пещерные комплексы. Это были крупные пещерные храмы, которые высекались в толще отвесных скал, около столичных городов или на важных магистральных дорогах.

Буддийские пещерные храмы Китая это такой синтез скульптуры, архитектуры и живописи. При этом, сюжетами для скульптуры выступали изображения Будды в различных его состояниях, высеченные в камне легенды из его жизни, изображения его учеников и монахов.

Как правило, пещерный храм представлял собой высокий округленный ближе к потолку грот, в котором все основное пространство занимали гигантские (до 20 метров) сидящие фигуры Будды. Эти фигуры располагались так, чтобы на них, через вход или световое окно, падал мягкий свет. Китайские зодчие, продумывая наружное оформление таким образом, чтобы человек за пределами храма не мог получить представления о внутреннем решении пространства и о размерах помещенной внутри скульптуры. А попав внутрь, вплотную приближаясь к сидящей статуе внушительного размера, чувствовал себя восхищённым. Большие фигуры Будд в замкнутом пространстве производили сильное впечатление на зрителя, создавая культовым сооружениям ауру величия.

Пришло время, и одним из таких восхищенных зрителей оказался и я, попав в гроты Луньмэнь — комплекс буддистских пещерных храмов в 12 км к югу Лояна.

О китайской династии Северная Вэй или о тех далеких временах, когда даосизм и буддизм враждовали друг с другом

О династии китайских императоров Северная Вэй, правивших Поднебесной в 3–6 веках нашей эры, нельзя не вспомнить в рассказе о пещерных храмах Луньмэнь. Эта династия известна, во-первых, объединением царств Северного Китая в середине пятого века, а также, щедрым финансированием развития искусств на территории своей империи. Именно при этой династии были сооружены знаменитые пещерные храмы в Юньгане, недалеко от Датуна и комплекс пещерных буддистских храмов Луньмэнь вблизи Лояня. При планировании поездки в Китай, я решил не заезжать в Датун, отдав лишние дни пребыванию в Пекине. А вот в Лоянь приехал специально, что посмотреть и знаменитый монастырь Шаолинь и пещерные храмы Луньмэнь, о которых сейчас и идет речь.

И Датун и Лоянь были столицами Китайской Империи при династии Северная Вэй и благодаря этому в их окрестностях были сооружены потрясающие пещерные храмы, дошедшие до нашего времени.

Читать еще:  Музей Либераче, США - обзор

Отношение к буддизму китайских императоров тех времен не отличалось постоянством. От любви до ненависти, как известно, один шаг. Взять хотя бы императора Тоба Тао (очень известного в династии Северная Вэй). При его дворе шла напряженная конфессиональная борьба. Поначалу он, также как и его предшественники, слыл весьма веротерпимым. Император Тоба Тао доверил управление страной конфуцианцам, щедро одаривал буддийские монастыри, активно прислушивался к проповедникам — даосам. Последние, однако, и надоумили императора стать ревностным даосом. «Зачем нам, китайцам, почитать варварских богов?» с негодованием внушали ему даоские деятели. Их усилия не прошли даром, император Тоба Тао неожиданно стал оказывать протекцию даосизму, усмотрев в его учении альтернативу чужеземному буддизму. Он выстроил в столице даосский храм и взял даосский титул «Государя-покровителя наивысшего покоя». Даосизм постепенно стал серьезным противовесом буддизму, широко распространенному среди северовэйской знати. До этого, буддийские монастыри были крупными землевладельцами, не платили налогов, обрастали богатством. Год от года увеличивалось количество монахов. А тут Тоба Тао, готовясь к очередной войне, ради пополнения своего войска, велел вернуть в мир всех буддийских монахов моложе 50 лет. Укрыватели монахов подвергались преследованиям, закрывались буддистские школы. Также под запрет попали и шаманские культы язычников, которых обязали почитать китайских богов. Дальше было хуже, Тоба Тао издал указ об уничтожении всех буддийских икон и статуй, сожжении индийских книг, предании смерти и всех монахов и тех, кто, почитая чужеземных богов, делал идолов из серебра или меди. Даже конфуцианцев поразила жестокость его указа. При дворе императора развернулись неслыханные страсти. Некоторые считали казни монахов справедливыми, так как они чтили чужеземный закон, не несли воинской повинности, грешили перед своим телом, изнуряя себя постом, не работали, собирая милостыню, а соблюдая целомудрие, могли оставить империю без воинов. Другие миролюбиво советовали: если государь любит тех подданных, которые мудры, то он должен жалеть тех, которые глупы, и просвещать их, а не казнить, лишая возможности исправиться. А многие, симпатизировавшие буддистам были невероятно возмущены. Так, наследник престола, сын императора, задержал опубликование указа, дав возможность многим монахам скрыться и спасти книги и иконы. Император Тоба Тао казнил своего сына, защитника буддизма. Однако, вскоре стал жертвой заговора и был отравлен. Его внук, новый император Тоба Цзюнь увидел в произошедшем знак свыше, стал поддерживать буддистов, возвел гигантскую статую Будды, приказал делать пещерные храмы, а потом и вовсе ушел в монастырь. Его сын император Тоба Хун перенес столицу в Лоян, великолепно отстроив его заново, а в его окрестностях заложил грандиозный пещерный монастырь Луньмэнь.

Вот такая история из далеких времен!

Прогулка по гротам Лунмэнь или что сохранилось до наших дней с тех далеких времен

Ну, вот и пришло время посетить комплекс пещерных буддистских храмов Луньмэнь. Как лучше туда добраться? Туда я доехал на такси, договорившись с водителем за 20 юаней. Это, конечно, не дорого, примерно 200 рублей, но, я знаю точно, что переплатил. Сразу, увидев иностранца, таксист выключил счетчик — любимая забава китайских таксистов — так что торгуйтесь. Такси доставляет к остановке специального автобуса, а уже на нем бесплатно, минут за 10 до билетных касс. Там надо купить входной билет стоимостью 100 юаней и билет на электрическую повозку (стоит 20 юаней), на которой вас довезут ко входу в комплекс. Путь домой оказался и проще и дешевле, выйдя из ворот музейного комплекса, я увидел остановку обычного городского автобуса, и уже на нем, за 2 юаня, доехал до центра города. Заходим на территорию музея «Гроты Лунмэнь».

Он расположен на склонах невысоких гор в узкой долине вдоль реки Ихэ.

Источники:

http://wikiway.com/china/groty-lunmen/
http://kulturologia.ru/blogs/181214/22600/
http://www.tourister.ru/responses/id_16505

Ссылка на основную публикацию