Племя Масаи, Кения — Танзания — обзор

Масаи на Занзибаре: что за племя, как выглядят и чем занимаются

Занзибар — волшебный африканский остров, который манит туристов со всего мира своими неповторимыми белоснежными пляжами, коралловыми рифами, экзотической фауной и флорой, а также дружелюбными местными жителями из племени масаи. Далее более подробно рассмотрим, кто такие и чем занимаются масаи на Занзибаре.

Кто такие масаи, и как они выглядят

Танзания и Кения является родиной полукочевого племени масаи. Основным местом локации является основание Килиманджаро, где наблюдается богатый растительный и животный мир. В период засухи масаи кочуют в поисках зелени и скота. Особенно ценной для племени является корова. Это практически священное животное, которое дает пищу и одежду. Кровь с молоком — любимый напиток кочевого племени. Масаи не убивают животное, а просто выпускают небольшое количество свежей крови для экзотического коктейля. Рану замазывают глиной, так корова продолжает жить.

После наплыва туристов на Занзибаре появились и масаи в поисках легкого заработка. Кочующее племя выращивает водоросли, занимается рыбалкой и мастерит сувениры для туристов из подручных средств. Именно поэтому невозможно представить себе отдых на Занзибаре без представителей племени масаев.

Происхождение племени масаев

Большинство масаев считают себя коренными жителями Занзибара, но на самом деле это не так. Кочующие племя попало на африканский остров с подножия Килиманджаро в поисках новых источников заработка и пищи. На территории Занзибара кочующему племени легко найти работу благодаря серьезному наплыву туристов. Главным направлением деятельности и специализацией являются рыбалка, выращивание водорослей, скотоводство, производство сувениров и гостиничный бизнес.

Итак, сегодня на территории Занзибара сформировался целый поселок, где живут и работают масаи. Главное направление деятельности кочующего племени — туристическое, а именно: продажа морепродуктов и сувениров, организация экскурсионных туров по национальным паркам, дайвинг и рыбалка.

Чем занимаются масаи

Масаи — кочующее племя, которое в период засухи ищет лучшие места для поселения, где много растительности и животных. Племя не боится диких животных и прекрасно с ними уживается. При этом выращивает коров, ослов и коз. Первые считают священными животными, которые дарят еду и одежду. Поэтому масаи преимущественно пьют молоко, едят морепродукты и растительную пищу. Коровы обеспечивают племя свежей кровью и молоком.

Как женщины, так и мужчины масаи носят длинные разноцветные платья, сандалии с бисером и головные повязки. В одежде преобладают красные, черные и синие цвета. Женское население племени занимается преимущественно рукоделием, а мужское — скотоводством и охотой.

В племени действует патриархат, при котором мужчины решают все важные вопросы. Кроме того, есть каста воинов, в которой мужчины имеют специальные привилегии, например, выбирать себе в жены любую женщину, и носят длинные волосы.

У кочующего племени есть свой бог Энга, которому они поклоняются и приносят в жертву кровь животных.

Обычаи и ритуалы масаев

Племя масаев придерживается обычаев своих предков. Важную роль играют мужчины. Кроме вождей в племени есть воины, которые проходят процедуру обрезания в детстве, учатся военному искусству, ходят на охоту, занимаются скотом, а также следят за порядком и безопасностью в племени. При этом женское население готовит пищу, производит одежду, украшения и сувениры.

На Занзибаре масаи занимаются туризмом. Изготовление сувениров из природных материалов, выращивание водорослей для создания декоративной косметики, уход за плантациями специй, организация рыбалки и экскурсионных туров по национальным паркам острова – основная специализация современных масаев.

lo_0_ol

Наверное, ни одно вдумчивое путешествие по Кении или Танзании не обходится без масаев. Точнее, и не вдумчивое без них не обойдется, потому что они часто охраняют лоджи, мелькают по саванне, пытаются впарить безделушки на въездах в национальные парки и т.п. Но многие едут в масайскую деревню, чтобы познакомиться с их бытом и пофотографировать их в естественной среде обитания. Определенные планы были и у меня. Поэтому мы с энтузиазмом восприняли предложение гида во время вечернего сафари по Амбосели заехать в масайскую деревню.

Читать еще:  Памятник Космайскому партизанскому отряду, Сербия - обзор

Визит стал в определенной степени разочарованием.

Но все по порядку.
Небольшая выдержка из статьи о масаях в Википедии, которая характеризует современное состояние масаев.

Когда в Кении развернулся туризм, масаи не смогли воспользоваться выгодой своего контроля над саваннами. Находящиеся у власти племена охотно признали за масаями традиционное «владение» всеми животными и передали им также функцию охраны заповедников, в то время как ограниченная группа менеджеров из других племён взяла в свои руки индустрию туристских сафари. В итоге, туризм практически не улучшил благосостояние масаев. И сейчас масаи продолжают хаотично «атаковать» туристов, выклянчивая милостыню, и все так же не участвуют в разделе высоких доходов от сафари. Масаи не разрешают себя свободно фотографировать без платы и ревностно относятся к перепечатке «пиратских» фотографий.

Гид сразу предупредил, что посещение деревни, включая возможность фотографировать, обойдется нам в 2000 шиллингов (прим. 25 USD) с человека. Причем платим один раз «гиду» и любые попытки потом еще развести нас на деньги нужно пресекать на корню.
Как видно на фото, деревня находится в живописном месте с видом на Килиманджаро. У входа нас встретил гид, который представился сыном вождя, в сопровождении директора местной школы. После того, как деньги перекочевали в руки сына вождя, для нас устроили представление под названием «встреча масаями гостя». Специально подготовленные жители деревни вышли на площадку перед входом для приветственной песни и танца

Потребовалось немного времени, чтобы понять, что художественная самодеятельность будет сопровождать нас на всем протяжении визита в деревню, а, соответственно, естественных кадров — минимум. Оставалось довольствоваться перерывами между сценами, чтобы снять хоть что-то более-менее натуральное.

И собственно, сам концерт

После приветственного ритуала нас пригласили пройти в саму деревню.
Надо отдать должное, что экскурсия в определенной степени информативная. Вы узнаете, что масаи строят деревню в форме кольца, каркас хижин сооружается из специальных пород деревьев, которые не по вкусу термитам. На каркас кладется коровий навоз. Его основное преимущество как строительного материала в том, что на жаре он затвердевает и не пропускает воду.
Далее следует демонстрация добычи огня

Огонь добылся в течение приблизительно минут трех. После этого нам продемонстрировали два пучка деревяшек и рассказали об основах масайского собирательства. Упор был сделан на две области применения природных ресурсов:
1. Борьба с малярией. Если масай заболевает этой болезнью, он заваривает себе сучков из первого пучка и уходит в саванну. Там его тошнит до степени полного очищения организма, в том числе от возбудителей малярии.
2. Для понимания важности второго пучка необходимо знание того факта, что масаи проповедуют многоженство. 8 — 10 жен — нормальное явление в традиционной жизни. Жены требуют мужского внимания, поэтому, употребив в заваренном виде веточек из второго пучка, любой масай мужского пола способен за ночь осчастливить всех своих жен.
Кстати, верхнее фото наглядно демонстрирует традиционный масайский мужской взгляд на жизнь. Смысл в том, что масаи ассоциируют себя с хозяевами саванн — львами и строят свою жизнь согласно львиному укладу жизни — самцы отвечают за охрану территории и оплодотворение самок, а последние — за пропитание и воспитание потомства. Поэтому частенько можно встретить группу мужчин-масаев, общающихся в тени деревьев в то время, когда женщины носят дрова, готовят еду, воспитывают детей, строят и обмазывают хижины и т.п.
Чуть позднее в поездке мы узнали, что культура масаев гораздо богаче двух пучков деревяшек. Например, для ухода за телом они используют в качестве скраба шершавые листья какого-то кустарника. Собираясь на общественное мероприятие, будь то свадьба или еще какой торжественный повод они опять же натирают свое тело листьями приятно пахнущего кустарника. Масаи недаром считаются грозой львов. Есть такое понятие — колокольчик масаев. Говорят, что если лев слышит звук этого колокольчика, то он начинает в беспокойстве оглядываться. Подобно львам масаи пьют коровью кровь, смешанную с молоком. Чтобы получить право стать воином (мораном) молодой масай должен был убить льва.
Но тем не менее то, что мы увидели в деревне, слабо напоминало «хозяев саванны». Несомненно, масаи находятся под сумасшедшим прессингом цивилизации и мечутся между желанием сохранить собственные традиции с одной стороны и воспользоваться плодами прогресса (которые демонстрируют многочисленные туристы) с другой. Хочется верить, что они найдут золотую середину и этого мальчонку ждет интересная судьба «нового масая» :).

Читать еще:  Starbucks в Дубаи, ОАЭ - обзор

uritsk

Страница путешественника

Масаи — племена, проживающие в южной части Кении и северной части Танзании, ведущие полукочевой образ жизни и занимающиеся преимущественно скотоводством. Всего на территориях саванн проживает около миллиона масаев, значительная часть которых до сих пор сохранила свой коренной жизненный уклад и ревностно соблюдает свои древние традиции. С приходом массового туризма в Кению и Танзанию масайские племена получили широкую известность среди путешественников — благодаря своему запоминающемуся внешнему виду и красным накидкам, традиционной одежде этого племени. Во время сафари туристы часто посещают масайские деревни, расположенные вблизи кемпингов, где знакомятся с бытом племени, их обрядами, обычаями, традиционными танцами, покупают сувениры. Вообще при путешествии по Кении и Танзании, ты встречаешь масаев повсеместно — в полях, в деревнях, на рынках, на обочинах дороги и даже в шумных городах — где только ни мелькают их накидки! Масаи видят к себе интерес и рады туристам, за небольшую плату охотно позируют для желающих сделать экзотическое фото, хотя многие знатоки Африки и не уверены: такая бешенная популярность — это благо или зло для живущих своим традиционным укладом масаев. Так или иначе, мы с Наташкой во второй вечер в Масаи-Мара решили тоже сходить посмотреть масайскую деревню — интересно же! :))

1. Заранее договорившись о встрече, в сопровождении трёх масаев идём в деревеньку, расположенную неподалёку от нашего кемпинга.

2. Масаи живут в небольших хижинах, сделанных из специальных веток и прутьев, скреплённых посредством смесей, основу которых составляет навоз — главный «строительный материал» скотоводческого племени. 🙂

3. Даже несмотря на приход массового туризма, масаи живут обособленно и соблюдают свои традиции. В последнее время, помимо скотоводства, масайские племена нередко занимаются охраной туристических кемпингов. А ещё им как историческому племени этих мест разрешено пасти свой скот и в небольших количествах охотиться на территории заповедников и национальных парков — с применением традиционных орудий.

Масаев легко узнать по высокому росту, худощавому телосложению, стройной осанке как у мужчин, так и у женщин. В самого детства мальчики пасут скот и как будущие воины живут очень самостоятельно, девочки же с детства занимаются работой по дому, доением скота, приготовлением еды. После обряда посвящения мальчики получают статус молодых воинов — моранов. Взрослые масаи любят украшать своё тело и лицо шрамами, татуировками, каждый узор которых характерен только для какого-то одного племени, а главным шиком масаев является разрезание ушей — чем больше дырки в ушах, тем лучше. Религия масаев — традиционные верования: поклонение богам и природным силам. Часть масаев приняли христианство, а нередко встречается причудливое смешение христианства и традиционных религий. У масаев распространено многожёнство в племени — но для каждой жены мужчина должен построить свою отдельную хижину и отдать хороший выкуп из коров и прочего скота. Так что, как правило, первую жену мужчины-масаи заводят довольно рано, а вот вторую и последующих — уже в гораздо более зрелом, солидном и обеспеченном возрасте. Племена масаев живут в гармонии с окружающей природой — накидки красят в яркие цвета с помощью естественных красителей из специальных трав; от москитов, да и вообще в качестве лекарств также применяют средства из местных растений. Для Африки у масаев весьма высокая продолжительность жизни — более 70 лет (проводивший нам экскурсию масай озвучил среднюю цифру в 105 лет, но это он, конечно, сильно преувеличил). Конечно, сейчас, с приходом цивилизации, многие из этих традиций уже не имеют столь обязательного и повсеместного распространения, всё больше масаев уезжает в города и ведёт «светский» образ жизни, часть обрядов и ритуалов проводится, что называется «для туристов» — но и поныне эти племена являются визитной карточкой Восточной Африки и по-прежнему среди них очень много тех, для кого кочевничество, скотоводство и странные, но устоявшиеся многовековые традиции — не показной образ, а самая обычная жизнь.

Читать еще:  Дом в Кроссвилле, США - обзор

5. Для посещающих их деревни туристов масаи любят устраивать представления, венцом которых являются национальные племенные танцы — с характерными прыжками, песнями и издаваемыми звуками. 🙂

7. Многие мужчины-масаи любят выдирать себе несколько передних зубов — это из серии разрезанных ушей и украшения тела шрамами и татуировками.

9. В процессе танца. Львиная шапка — символ вождя.

10. Совместное фото на память. :))

11. Рядом со взрослыми в деревне гуляют и ребятишки. Лицо мальчика в жёлтой футболке совсем облепили мухи, но он не обращает на них никакого внимания.

12. Ещё один карапуз. Судя по нарядным бусам — это девочка.

13. Этот немолодой воин с огромными дырами в ушах сейчас покажет, как выкручивать огонь с помощью трения.

14. Берём волшебную палочку и.

17. . Начинает дымиться.

18. Как только появился огонёк, масай положил соломку и довольно бойко раздул пламя.

19. Теперь пройдём в один из домов.

21. В хижине довольно тесно, темно, но выглядит она довольно обжитой и даже по-своему уютной. Вот эта комнатка сбоку, например, предназначена для гостей из соседних племён. А спят масаи на соломенных подстилках.

22. Печка, кухня, очаг.

24. Масайская женщина.

25. Вечерело. Откуда-то с гор пригнали скот. Я уже говорил, что масаи строят свои хижины из навоза — этого «стройматериала» и под ногами хватает. По началу, смотришь под ноги, а потом привыкаешь — благо, что «стройматериал» основательно подсушен жарким солнцем. :)))

26. Теперь посмотрим традиционный женский танец. Масайские женщины в большинстве своём стригутся почти наголо, носят серьги, цветастые бусы и прочие украшения, а ещё, как и мужчины, — любят разрезать себе уши. Некоторые портреты масайских красавиц. :))

30. Женский танец напоминает хоровод. 🙂

31. В заключение, сходим посмотрим масайскую деревенскую среднюю школу. Далеко не все масаи получают образование — а как происходит распределение, кому учиться, а кому нет, я так и не понял. Тем не менее, учатся довольно многие — а преподают в школе также масаи, которые сами выучились и затем получили в городе высшее образование.

32. Ученики возвращаются с уроков.

33. В школьном дворике.

36. В сопровождении директора зашли посмотреть класс.

37. Доска и учительский стол.

38. Сфотографировались на память с директором школы.

39. И отметились в книге гостей. :))

Интересная получилась прогулка! Вполне допускаю, что вблизи национальных парков и крупных кемпингов в масайских племенах много, что называется, «туристического» — тем не менее я видел, сколько не «показных», а самых настоящих масаев живёт повсеместно в провинциальных районах Кении и Танзании, и очень рад, что удалось познакомиться с их странной и непривычной, но интересной культурой.

Источники:

http://prozanzibar.ru/otdyh/masai
http://lo-0-ol.livejournal.com/58936.html
http://uritsk.livejournal.com/142365.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector