Подземная военно-морская база «Балаклава», Россия – обзор

0

Подземная военно-морская база «Балаклава», Россия – обзор

Подземная база подводных лодок в Балаклаве, 70 фото Слайд-шоу

Дата фотосъемки: август 2011-го, сентябрь 2018 года

По этим ссылкам можно быстрее пройти к некоторым фотографиям подземной базы подводных лодок и ядерного арсенала:

В первый раз подземную базу подводных лодок я посетил летом 2011 года, прогуливаясь по Балаклаве. Всего я сделал около 100 фотографий этого музея под землей (а вернее — под скалой) от его входа и до выхода, из которых для этой фотогалереи выбрал 46 фото.

В самом начале я хочу заострить внимание читателей на том, что некоторые люди ожидают увидеть в этом музее подводные лодки. Об этом я случайно узнал в отзывах на Яндексе о музее. Мол, все его называют база подводной лодок, а подводных лодок на самом деле в музее нет. Да, здесь нет подводных лодок (в музее видел только макеты подлодок и фотографии подводных лодок в советское время), но этот момент не отменяет цель создания объекта 825 ГТС и громкое название. Однако организаторы музея, для корректности, официально называют его просто «Балаклавским подземным музейным комплексом». Так что официально в названии музея нет о подводных лодках ни слова.

Режим работы музея и информация для посетителей

Сейчас я бы назвал условия посещения подземного комплекса в Балаклаве строгими (в 2011-м можно было ходить в этот музей, как угодно, и делать там, что хочешь):

  • Музей работает со среды по воскресенье с 9.30 до 16.00. Время работы кассы: с 9.20 до 15.50. Обеденный перерыв: с 12.55 до 13.25. Начало последней экскурсии: 16.00.
  • В летний сезон, на майские праздники и в новогодние каникулы билеты заканчиваются ориентировочно в 14.00.
  • Посещение музея возможно только в сопровождении экскурсовода. Свободное посещение музея без экскурсионной группы запрещено (в 2011-м я гулял по тоннелям этой подземной базы свободно).
  • Температура в замкнутом подземном пространстве +16°С, влажность 90 %.
  • Время обзорной экскурсии 1 час 20 минут. Протяженность маршрута 1 км. На территории музея туалетов нет.
  • Любительская фотосъемка осуществляется бесплатно, но без права публикации в печатных и электронных изданиях (я сделал свои фотографии до этого запрета).
  • Дети до 5-ти лет в музей не допускаются. Вход с животными запрещен. Видеосъемка запрещена. Вход в пляжной одежде запрещен.

Схема подземного комплекса для укрытия подводных лодок (объект 825 ГТС) и приготовления ядерного оружия (объект 820 РТБ)

Спасательный глубоководный аппарат АС-20 в Балаклаве

Сейчас перед входом в музей установлен спасательный глубоководный аппарат АС-20 или «Шмель», как его называли за его полосатость. АС-20 — это не батискаф. Батискаф предназначен для океанографических и других исследований на больших глубинах, а АС-20 предназначен именно для спасения и оказания помощи затонувшей подводной лодке.

В специализированных источниках такие изделия называют именно спасательными глубоководными аппаратами (СГА), спасательными подводными снарядами (СПС) или автономными подводными рабочими снарядами (АПС).

Назначение автономного подводного спасательного аппарата заключается в следующем:

  • спасение личного состава затонувших подлодок с глубин до 500 метров путем приема подводников в спасательный аппарат и транспортировка их на спасательную подводную лодку или надводный корабль;
  • поиск и обследование затонувшей подлодки после ее обнаружения поисковыми спасательными силами;
  • оказание помощи личному составу затонувшей подлодки путем передачи продуктов питания, средств регенерации и одежды.

Назначение автономного подводного рабочего снаряда:

  • спасение личного состава затонувших подлодок и проведение необходимых работ в выгородках аварийно-спасательных устройств совместно со спасательными подводными снарядами проекта 1837 и другими кораблями;
  • установка и закрепление средств обозначения местонахождения затонувшей подводной лодки и аппаратуры различного назначения;
  • остропка различных затопленных объектов для подъема грузовыми средствами судна-носителя и подъема грузов массой до 500 кг (за счет собственной плавучести);
  • уничтожение затонувших объектов или вывода из строя их оборудования;
  • допоиск затонувших подлодок или других объектов после обнаружения поисковыми силами и их обследование.

Ниже можно увидеть видео из программы «Вести-Севастополь», показывающее процесс доставки в Балаклавский музейный комплекс спасательного глубоководного аппарата АС-20 и спасательного колокола СК-64.

Памятные плиты у входа в музей

Рядом со входом в музей стоит памятная плита, на которой перечислены подводники-черноморцы, удостоенные звания Героя Советского союза, и краснознаменные и гвардейские поводные лодки Черноморского флота.

  • Краснознаменные подводные лодки Черноморского флота (ЧФ): Л-4, С-31, Щ-201, Щ-209, М-111, М-117, А-5.
  • Гвардейские подводные лодки ЧФ: С-33, Щ-205, Щ-215, М-35, М-62.

Рядом с памятной плитой «Помни войну! 1941–1945» в Балаклаве стоит плита со списком подводных лодок Черноморского флота (с фамилиями командиров), завоевавших призы Главнокомандующего ВМФ с 1967-го по 2010-й годы.

Читать еще:  Национальный парк Рапануи, Чили - обзор

По подземному каналу музея можно прокатиться на лодке. Водные экскурсии по этому тоннелю для подводных лодок проходят раз в 30–40 минут.

Эта подземная гавань субмарин, которая во время холодной войны была секретным военным объектом с номером 825 ГТС (или К-825), является одной из главных достопримечательностей Балаклавы и Балаклавской бухты.

В этом подземном тоннеле могло поместиться около 7-ми небольших дизельных подводных лодок. Кстати, у меня появился знакомый, который служил в Балаклаве в то время. Если получится, то я разузнаю у него поподробнее об этом секретном объекте.

Виртуальная интернет-экскурсия по залам и тоннелям внутри бывшего секретного объекта СССР

После входа как раз и начинается все самое интересное.

Дамы и господа! Добро пожаловать на мою интернет-экскурсию по залам и тоннелям внутри бывшего секретного объекта СССР. Больше всего эти фотографии понравятся тем, кто любит смотреть на мины, торпеды, ракеты и подводные лодки.

В первом зале подземного музея можно увидеть фотографии Балаклавской бухты до строительства этой подземной базы подводных лодок и после ее создания.

Подводные лодки в Балаклавской бухте, фотографии c 1960-х по 1990-е годы

После создания этой подземной базы Балаклавская бухта стала большой стоянкой для подводных лодок. Здесь можно увидеть 17 фотографий различных подлодок в районе этой военной базы.

Между прочим, фотографировать раньше в Балаклаве без специального разрешения было запрещено, так как объект был засекречен.

Крым, Балаклава, база подводных лодок холодной войны (объекты 825 ГТС и 820 РТБ)

После Второй Мировой войны обе сверхдержавы – СССР и США наращивали свой ядерный потенциал. Тогда Сталин отдал Берии, который курировавал в то время «ядерный проект», секретную директиву: найти такое место, где могли бы базироваться подводные лодки для нанесения ответного ядерного удара. После нескольких лет поисков выбор пал на тихую Балаклаву: город сразу же засекретили и поменяли статус – город превратился в закрытый район Севастополя. Комплекс строился 8 лет – с 1953 по 1961. Название 825 ГТС не случайно. 825 возникло от перевернутого номера строительного управления 528, а ГТС – гидротехническое сооружение или для конспирации городская телефонная станция.

Вход в канал со стороны бухты перекрывал 150-ти тонный батопорт, который накачивался воздухом и отводился в сторону. На южной стороне канала находится такой же. Его откупоривали, когда необходимо было выпустить подлодку в море.

Объект функционировал на протяжении 32 лет до 1993 года, пока Советский Союз не распался. Независимая Украина объявила себя безатомной страной и данный комплекс стал не нужен. В период с 1993 до 2002 года без охраны он активно разворовывался, пока там не решили сделать музей, который открылся в 2004 году.

На входе фотографии с времен, когда объект еще активно работал.

Входной портал для персонала. Температура на объекте 12-15 градусов + высокая влажность, поэтому обязательно возьмите с собой теплые вещи.

Перед посещением объекта нам объясняют технику безопасности.

. и историю строительства объекта. Строили его сначала военные, а потом метростроевцы, что было обусловлено сложностью бурения породы.

Для погрузки разрыхленной породы в вагонетки использовалась породопогрузочная машина ППН-1С

Главная галерея, ведущая к сухому доку.

Данный объект в случае нападения во время холодной войны должен был служить и убежищем. Об этом свидетельствовали сохранившиеся надписи на стенах проходов.

Минно-торпедная часть, которая была сдана в эксплуатацию в декабре 1962 года.

Участок испытания торпед на герметичность имел бассейн-кессон для “купания” торпед. Дно кессона подсвечивалось фонарями, чтобы хорошо были видны пузырьки воздуха в местах разгерметизации.

В главной производственной части осуществлялась заправка торпед энерго-компонентами: керосином, водой, перекисью водорода.

На выходе из МТЧ – участок сдачи торпед на подводные лодки.

На первой фотографии запечатлен момент погрузки торпед в подводную лодку, на второй балаклавская бухта.

Вдоль прохода размещена небольшая выставка, где рассказывается о подлодках, которые служили и служат в ВМФ СССР и РФ.

Пришли на преддоковую площадку. Здесь когда-то дислоцировался ремонтный завод подводных лодок “Металлист”.


В углу одиноко стоит смешная на вид сверхмалая подводная лодка “Тритон – 1М” – носитель легководолазов. Предназначалась она для подводной доставки водолазов в в районы проведения специальных операций ВМФ, исследовательских работ, спасательных операций, осмотра и ремонта подводных сооружений.

Морской канал внутри объекта. В военное время на объекте можно было надежно укрыть 9 малых или 7 средних подводных лодок и около 3000 человек.

Комплекс был способен выдержать прямое попадание ядерного заряда мощностью до 100 килотонн, то есть в 5-7 раз мощнее бомбы, сброшенной на Хиросиму.

Читать еще:  Фолькеркское колесо, Шотландия - обзор

Сухой док – особое гидротехническое сооружение спеццеха. Представлял собой бассейн из железобетона, отделенный от акватории канала водонепроницаемым затвором (малым батопортом), предназначался для ремонта и технического обслуживания корпуса корабля.

В наполненную водой камеру дока заводили подводную лодку, закрывали затвор и в течении 4-х часов откачивали воду, пока корабль не встанет на кильблоки – специальные опоры. Далее в течении дня подлодка обшивалась лесами и начинался ее ремонт, которы в среднем составлял 3-4 недели.

Макет средней торпедной дизель-электрической подводной лодки Проект 613.

Слева видим погрузочную площадку.

Пошли в сторону ядерного арсенала – объект 820 РТБ. Это ремонтно-техническая база для учета, хранения, сборки и выдачи силам флота боеприпасов, в том числе и с ядерными боевыми зарядами

Вход в объект преграждают два вида ворот. Желтые ворота защитные из листового металла с бетоном внутри весом 10 тонн каждая на случай бомбового удара. Красные герметичные специальные для защиты от радиации, ядовитых газов и воды.

Освещение на случай ЧП.

Чувствуешь в этот момент себя жутковато, хотя и понимаешь, что никакого авиаудара по объекту не могло быть.

Выставка, посвященная военным преступления США.



Первый зал – ядерное хранилище. Вдоль стены скромно стоит Крылатая ракета Х-22 (Буря).

Перевозкой малых ракет производили на такой тележке, которая стоит на поворотном круге.

Такая тележка весит 996 кг с грузоподъёмностью 7 тонн и при этом перемещалась вручную.


Техническая площадка, которая сейчас используется как музей.




Поводная лодка 690 “Кефаль” в разрезе. Тут видно внешню оболочку и внутреннюю. Пространство между ними использовалось для наполение баластом.

Музей в Балаклаве будет очень интересен всем, кто интересуется военной техникой и историей. Я остался под огромным впечатлением, прикоснувшись к военной и государственной тайне времен СССР.

Часть 4: База подводных лодок в Балаклаве

В этом обзоре я расскажу про одно из грандиознейших сооружений холодной войны, построенный в середине 20ого столетия – подземный комплекс по ремонту подводных лодок, расположенный в Балаклаве. Состоит он из базы, где производилось обслуживание субмарин (Объект 825 ГТС), а также Арсенала объекта “C” – ЦБХ (Центральная база хранения и эксплуатации ядерного оружия) (Обзор про аналогичный объект возле Судака). Более 40 лет, в случае военных действий, комплекс был готов на полностью автономное существование в течении месяца и мог вместить все население Балаклавы. Однако становление Украины отдельным государством, а затем принятие в стране “Безъядерного статуса”, поставили крест на судьбе комплекса. Он просто стал не нужным. В период с 1993 по 2003 гг. бывшая база фактически была разграблена мародерами, демонтированы все конструкции, содержащие цветные металлы. В 2000 г. объект был передан Военно-Морским Силам Вооруженных Сил Украины. Восстанавливать и содержать такое сооружения для ВС Украины было не по карману, да и необходимости в этом не было. В 2004 году часть комплекса переоборудована в музей. Стоит отметить, что к открытию реставрационные работы не проводились.
К осмотру открыта небольшая зона вокруг искусственного канала, который проходит гору насквозь, несколько цехов завода и арсенал, где хранились торпеды и ядерные боеголовки. За пределами экспозиции остается большая часть канала, минно- торпедная часть, генераторная с топливо – хранилищем, а также система недостроенных штолен.

Немного истории.
После Второй Мировой войны, СССР и США стали наращивать свой ядерный потенциал. Тогда Сталин отдал Берии, курировавшему «ядерный проект» секретную директиву: найти такое место, где могли бы базироваться атомные подводные лодки для нанесения ответного ядерного удара. После долгих поисков выбор пал на тихую Балаклаву. Сама природа сделала городскую бухту идеальным укрытием для военного флота. Узкий извилистый пролив шириной всего 200-400 м укрывает гавань не только от штормов, но и от посторонних глаз – со стороны открытого моря она не просматривается ни под каким углом. Большая глубина (до 17 м) позволяет подводным лодкам заходить в бухту в подводном положении вплоть до самого укрытия.

Еще в древние времена Балаклаву в качестве идеальной гавани использовали тавры, римляне, а в Cредние века – генуэзцы, османы и запорожские казаки. В наше время Балаклава является одой из популярнейших куруртных бухт Крыма. Часто здесь гостят яхты президентов России и Украины, а на причале всегда можно обнаружить судна иностранных гостей.

Гора Таврос, в недрах которой расположился секретный объект, состоит из прочного мраморовидного известняка, при этом толщина породы над подземными помещениями достигает 126 м, благодаря чему сооружению присвоена первая категория противоатомной устойчивости (защита от прямого попадания атомной бомбы мощностью 100 Кт).

Читать еще:  Мост Мира, Грузия - обзор

Подземный комплекс общей площадью около 15 000 м 2 спроектирован ленинградским проектным институтом «Гранит». В 1947 году проект визировал Сталин. В 1953-м началось строительство основной части комплекса – объекта 825 ГТС «Гидротехническое сооружение». Для проведения работ был сформирован специальный горно-строительный отряд Черноморского флота. С февраля 1956 года по личному распоряжению Хрущева к нему присоединились метростроевцы из Москвы, Харькова и Абакана, имеющие опыт горно-проходческих работ на Кавказе.

Строительство велось круглосуточно, пятью забоями, буровзрывным методом. С земной поверхности бурились шурфы – узкие технические выработки. В них закладывался взрывчатый заряд, разрушающий породу на нужной глубине. Грунт вывозили, и внутри образовавшейся штольни строили бетонную опалубку. Существенный недостаток буровзрывного метода заключается в слабо предсказуемой форме штольни и, как следствие, необходимости возводить опалубку переменной толщины. Толщина обделки стен и сводов сооружения в среднем составляет 1,5 м, а на отдельных участках достигает 3 м. После вывоза грунта рабочие строили металлический каркас. Затем его дополняли деревянными элементами и, наконец, забивали бетоном марки «М 400». Вплоть до 1956 года бетон подавался вручную, лопатами. Затем его стали закачивать в форму сжатым воздухом.

Строительство объекта №825 ГТС (он же спеццех судоремонтного завода с сухим доком) было завершено в 1961 году. В нем могли укрыться от ядерной атаки девять подводных лодок малого класса или семь среднего класса, а также личный состав и население Балаклавы.

В случае атомного конфликта завод мог принять весь рабочий персонал, руководство и экипажи, обеспечив их питанием, жильем, питьевой водой более чем на 30 дней. Для работников подземного завода были предусмотрены столовая, душевые, комнаты отдыха.

Немного побезобразничаем и прогуляемся, куда не пускают – к противоположному порталу.

За стеной слева расположено несколько огромных залов складского назначения. Попытка оказаться с противоположной стороны не увенчалась успехом.

В 1962 году в эксплуатацию была передана минно-торпедная часть. В этих помещениях проходила сборка и проверка торпед.

Уцелевшая схема “Кабельной сети боевой торпеды”.

В 1963 были завершены строительные работы над объектом № 820 «Арсенал» – подземной ремонтно-технической базы для хранения, сборки и установки на подводные лодки боеприпасов с ядерными боевыми зарядами.

Глубина залегания комплекса, к окончанию его возведения, относительно наивысшей точки горы, составила 126 метров. Степень прочности позвояла выдердать прямое попадание ядерного заряда мощностью до 100 килотонн, то есть в 5-7 раз мощнее бомбы, сброшенной на Хиросиму.

Шкиперская (кладовая на для хранения тросов, брезентов, цепей и прочего палубного имущества).

Схема объекта. Не претендует на доскональную достоверность. Желтым цветом показана экскурсионная часть.

Но это еще не все! На небольшом отдалении от северного портала, расположено “Сердце объекта” – подземная автономная электростанция, а также недостроенные штольни неизвестного назначения.

1. Объект 825 ГТС
2. Объект 820 РТБ
3. Минно- торпедная часть
4. Подземная электростанция
5. Недостроенные штольни.

Именно здесь запитывались мощностями оба объекта. Однако и электростанцию можно смело назвать автономной. Связь между электростанцией и базой осуществляется через небольшой технологический коллектор.

В этих залах раньше располагались большие дизельные генераторы.

На стене остатки системы дымоотведения.

Самое захватывающее место этого объекта – огромный топливный резервуар.

Сразу отпадают вопросы о том, как такой комплекс мог существовать месяцами на автономном обеспечении. На стенах виден след от уровеня последнего заполнения резервуара.

Один из порталов в электростанцию. Слева в зарослях скрывается штольня, ведущая напрямую в минно- торпедную часть.

Здесь зачем- то поставили датчики.

Еще севернее, расположена небольшая система штректов. Возможно предполагалось расширение электростанции.
Судя по габаритам, в этой штольне должен был расположиться ходок.

Местами встречается кирпичная кладка. Выделяются отдельные помещения.

А еще здесь стоит просто невыносимая вонь и много мусора.

На этом все. Спасибо за внимание! В следующем обзоре я расскажу про ряд интересных мест, расположенных в окрестностях Балаклавы.

А теперь вопрос к знатокам. Какое назначение имеют штольни на противоположном берегу под Крепостной горой и как они использовались раньше? Из одного из порталов на наших глазах вышел военный офицер. Подойти непосредственно к самим выходам нам помешала быдло частная охрана частных домов, выстроенных на побережье.

2. Центральня база сборки и хранения ядерного оружия. Объект № 712 “С”.

3. База подводных лодок (Объект №825) и ядерный арсенал (Объект № 820 “С”).

Источники:

http://www.vladmuz.ru/travel_photos/balaklava/k-825/
http://bepowerback.livejournal.com/46169.html
http://samnamos.livejournal.com/47129.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии