Причудливые века. Наследие архитектуры Барокко – сохранившиеся здания – обзор

0

Причудливые века. Наследие архитектуры Барокко – сохранившиеся здания – обзор

Барокко в архитектуре

Баро́кко (итал. barocco — «причудливый», «странный», «склонный к излишествам») – стиль в живописи, архитектуре, литературе и музыке XVII—XVIII веков.

Эпоха расцвета барокко определяется двумя веками – между концом XVI и концом XVIII веков. Барокко (что в переводе с итальянского буквально означает причудливый, странный) был зарожден в Италии и вскоре охватил большинство стран Европы и Америки (преимущественно Центральной и Южной). Главными чертами этого стиля стали напряженность, гигантизм и эмоциональная насыщенность. Сложная геометрия, неожиданные световые эффекты, разнообразие сложных узоров и пышного декора, где вогнутые пространства неожиданно сменяются выпуклыми, пришли на смену более спокойной эпохи гармонии позднего ренессанса. Их последовательно прививали архитектуре итальянцы Микеланджело Буонаротти (в свой поздний период) и Виньола. Оба потрудились над зданиями Ватикана, который является чуть ли не главным символом этого архитектурного стиля.

Церковь Иль-Джезу в Риме архитектора Джакомо Бароцци да Виньола

В оформлении интерьеров в стиле барокко используется скульптура, резной орнамент, роспись, зеркала, массивные колонны и лестницы. Из материалов применяется травертин, доломит, мрамор, базальт. Контрасты масштабов, игра света и тени, интенсивные глубокие цвета (золотистый, розовый, голубой) – все это создает ощущение иллюзорности и постоянной изменчивости окружающего мира. Из общего ряда можно выделить наиболее ярких архитекторов того времени. В Италии это Франческо Борромини (1599-1677), который начинал свою деятельность как каменщик в соборе Св.Петра, но впоследствии стал помощником Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680) Микеланджело Буонаротти, и Пьетро да Кортона. Во Франции – Франсуа Мансар (1598-1666) и Луи Лево (1612-1648), работавшие на Людовика XIV, в Австрии – Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах и его сын (авторы главного венского дворца Шенбрунн и Карлскирхе). В Австрии это Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах и его сын (они авторы главного венского дворца Шенбрунн и Карлскирхе), в Чехии – Франческо Каратти (автор Чернинского дворца), в России – Ухтомский Дмитрий Васильевич (1719-1774). Множество образцов барокко на территории нынешних Польши и Украины (тогдашней Речи Посполитой). Часть из них строилась итальянскими архитекторами по образцу римской церкви Иль Джезу.

Архитектура барокко породила новые прогрессивные тенденции в создании городских и садово-парковых ансамблей. Здания становятся единым целым с прилегающими территориями. Окружающий ландшафт украшают группы фонтанов с величественными скульптурами, в садах ставят театральные спектакли под открытым небом. Сам стиль вынуждает к созданию эффектных зрелищ, атмосферы на грани иллюзий и реальности.

Барокко – культура излишества. Выразители этого излишества – складка и завиток. Если ровная поверхность стены вдруг начинает вздыматься, словно волна, – это барокко. Барокко (вслед за одним из его ответвлений – маньеризмом) выработало множество новых типов построек. Это величественный городской дворец, барочный монастырь, загородная вилла с дворцом и барочным садом.

Храм Знамения Богородицы в Дубровицах, относимый к голицынскому барокко

Барокко – материализованное влечение к необычному, удивительному, поразительному. От этого стиля нам достались ландшафтная архитектура, сады и парки с гигантскими скульптурами и гротескные маски, театры под открытым небом, необычные здания с экзотическими деталями. Барокко коллекционирует необычное и чудесное. Гравюры, минералы, диковинные растения. Для первых музейных коллекций создаются отдельные кабинеты.

О садах нужно сказать особо. Постройки барокко стремятся вовлечь в себя площадь перед дворцом или сад перед монастырем. Здание существует вместе с прилегающими территориями, а не само по себе.

Человеку барокко (и архитектору в том числе) было свойственно задавать вопросы об устройстве мира, и ответ этот часто находился не в божественных сферах. Архитекторы и скульпторы барокко теперь охотно путают экстаз божественный с человеческим. В знаменитой скульптуре «Экстаз Святой Терезы» Бернини у святой такое томное выражение лица, что над ним посмеивались даже современники.

Церковь Покрова в Филях. Нарышкинское барокко

В России расцвет стиля барокко приходится на вторую половину XVIII века, в то время как в Европе уже происходит переход к классицизму. Как и другие стили, барокко в России приобрел некую самобытность, в связи с этим появился такой термин как «русское барокко» и отличался от европейского более простой структурой архитектурных композиций. Вместе с тем русские архитекторы активно использовали яркий цвет и колористические контрасты в окраске, включая золочение. В качестве отделочных материалов с целью дальнейшей покраски предпочтение отдается штукатурке и гипсу. Поэтому цвета становятся более яркими и насыщенными: красный, синий, желтый в сочетании с белым. В качестве лепного декора используются лепка в виде орнамента в традиционно русском стиле. Для отделки различных деталей интерьера, а также кровельных покрытий применяется техника золочения.

Читать еще:  Озеро Байкал, Россия - обзор

Смольный собор в Санкт-Петербурге

В конце XVII-начале XVIII века русское барокко разделилось на множество течений: «московское» барокко, «нарышкинское» барокко, вслед за ними – «строгановское» и «голицынское». Такие названия возникли благодаря фамильному роду персон, под покровительством которых строились самые значимые объекты эпохи. Существуют даже «уральское барокко» и «сибирское барокко».

Самым ярким олицетворением барокко стали дворцовые ансамбли Санкт-Петербурга, Петергофа и Царского села, роскошь и масштабы которых не находят равных в Европе. Одним из выдающихся архитекторов той эпохи становится Франческо Растрелли, основатель «елизаветинского барокко».

К середине XVIII века на смену барокко приходит еще более утонченный и эклектичный стиль рококо.

Стиль барокко в архитектуре: описание и фото

Барокко в архитектуре поражает своими контрастами, переходом от одной крайности к другой.

Стиль Барокко в архитектуре

Контрасты высшей духовности и низшего земного, противопоставление уродливой действительности и яркой нереальности – всё это определяет эпоху Барокко, а вместе с ней и архитектуру стиля.

Стиль Барокко в архитектуре

История и причины возникновения барокко

В XVI веке утрачивается главенствующее могущество католического духовенства. Ими используются все возможности для восстановления потерянного в светском обществе господства. Зародившийся в Италии Барокко непосредственный последователь стиля ренессанс, и стал тем инструментом, который должен был вернуть былую мощь и власть.

Впервые очертания нового стиля проявились в конце XVI века. Хватило несколько десятилетий, чтобы господство архитектуры Барокко распространилось по Европе. Ближе к концу XVI века до половины XVIII столетия Франция, Испания, Англия и Голландия наделили барокко индивидуальными национальными особенностями. Мастера той эпохи с особым рвением воплощали гениальные идеи в выдающихся сооружениях. В Испании архитектура барокко находила отражение на фасаде здания и внутреннем оформлении. Франция делала акцент на сочетании двух стилей: в оформлении фасадной части присутствовали классические черты, а внутренне убранство основывалось на стиле барокко. В архитектуре Англии новый стиль выступает неким дополнением к классицизму. Основателем нового стиля считают Микеланджело.

Особенные черты стиля

В переводе с итальянского слово «барокко» значит «странный» и «причудливый». Здесь, очень точно совпало определение с качественной характеристикой стиля. Поскольку тяготение барокко к эффектным пышным формам, парадной торжественности и величественности пересекается с интересом к природным явлениям и среде, окружающей человека.
Иллюзия господства католической церкви создавалась не только пышностью и монументальностью, но и избытком позолоты и вычурной, витиеватой лепниной. Обилие узоров поражает своей королевской роскошью. При оформлении внешнего облика зданий часто используются масштабные колоннады, пилястры и колонны. Обилие скульптурных композиций на фасаде и внутреннем интерьере. Купола церквей становятся сложной многоярусной формы.

В барокко нашли применение театральные приёмы: свет, масштабные эффекты. Интерьер, за счёт корректировки реальности, также кажется намного больше своих настоящих размеров.
Известный мастер барокко Л. Бернини, используя оптические приёмы, добивался визуального увеличения размеров возводимых церквей и соборов.

Преобладающие цвета в тонировании стен: пастельные, розовый, белый. Часто встречается сочетание голубого с жёлтыми и белыми цветами, а также золотого с белым цветом.

Материалы в архитектуре барокко

Помпезность стиля предполагает использование дорогих материалов. Золото, натуральный камень, бронза, хрусталь используются в архитектуреном стиле барокко. Перенятая из стиля ренессанс техника строительства предполагает применение камня, мрамора, оштукатуривание поверхностей. Архитектурные композиции изготавливаются из тех же материалов.

Декоративная отделка

Декоративная отделка характеризуется сочетанием всевозможных персонажей разного времени и религий. Декором служили герои мифологических и библейских преданий, фигуры – аллегории. Одним из многих элементов архитектурного убранства фасадов являются маскарон – маски в форме человеческого лица и головы животных анфас. Характер их весьма многогранен: комический, нейтральный, романтический, устрашающий. Маскарон устанавливался на заметной части фасада. Чаще над входной дверью, аркой, окнами. На камне, находящемся посредине над ними – замковом камне. Мастера отливали их из гипса или делали из камня. Часто маскароны подбирались по теме сооружения, на котором они устанавливались. Так, на здании театра располагались маски каких-либо персонажей действа, на здании галереи крепились маски богов, связанных со знаниями. На здании суда самыми универсальными являлись маски сатиров, львов и богини правосудия. Церкви украшали масками, несущих смысл добродетели и грехов. Символом победы церкви над смертным грехом являлась уродливая голова, задавленная глыбой, а головки ангелов или красивые женские и детские головы – олицетворение святости и боголюбия.

Читать еще:  Аквапарк Schlitterbahn, США - обзор

Одним из приёмов отделки фасадов, стремившихся подчеркнуть торжественность и витиеватость постройки, служила установка кариатид и атлантов. Они предназначались для поддержки свода крыши и балюстрады.

Кариатиды – это архитектурный элемент, рождённый в Греции, нашедший отражение в стиле барокко. Статуи женщин, одетых в тунику, заменили пилястры и колонны.

Теламоны (атланты) – мужские скульптуры, их также использовали вместо колонн, они служили вертикальной опорой для балочного перекрытия, несли в себе назидательный и порицательный смысл. Они несли не только декоративные функции, а давали возможность выразить свободу художественного вкуса и импровизации.

В единой архитектурной композиции соседствовали скульптуры Мадонны и Афродиты. Несмотря на недовольство церкви, языческие боги и католические святые мирно располагались со статуей владельца здания. Архитекторы проектов выделяли таким решением нереальность происходящего. Декор всячески пытались увеличить и придать ему монументальность. Применялась орнаментная лепка, всевозможные мистические символы, волюты и знаки.

Архитектурные приёмы

Для стиля барокко характерны приёмы раскреповки в середине фасада, при этом часть стены выдвигается или наоборот задвигается со всеми элементами. Целью такого архитектурного решения являлось исключение плоского вида фасада, и придание дополнительной выразительности композиции сооружения.

Фронтоны, характеризующие стиль барокко, в основном лучковые, напоминающие, натянутый лук или полукруглые с приёмом раскреповки.

В архитектуре дворцов и резиденций применяются выпукло-вогнутые линии фасадов, всевозможные башни, эркеры, балконы, использование овалов, окружностей, а также заметно особое членение фасада.

В отделке оконных проёмов использовались наличники с богатой отделкой, обязательное присутствие большого замкового камня с маскароном над окном. Формы оконных проёмов: овальные, французские, полусфера, большое прямоугольное, арочное.

Дверные проёмы оформлялись арками с колоннами или кариатидами, атлантами.

Детали стиля барокко в архитектуре

Много богатства и роскоши, гигантские размеры, большое количество разнообразных деталей – этим определялось внутреннее убранство в барокко. Золотом отделывалось всё, что можно было украсить в интерьере и экстерьере.
Потолки с настоящими картинами и фресками.
Большое количество зеркал в богатых позолоченных рамах, с лепниной и скульптурами.
Мебель обивалась дорогой тканью.
Шкафы гигантских размеров из чёрного дерева.
В украшении стен применялись деревянные резные панели со вставленными в них картинами.
Пол являлся отражением потолка, он оформлялся мрамором и майоликовыми плитами. На дверях размещалось панно – настоящее произведение искусства.

Еще здания в стиле барокко фото:

Барокко в архитектуре поражает своими контрастами, переходом от одной крайности к другой, порой неуместным гигантизмом и монументальностью. Сторонники строгих линий и форм долго не признавали право на его существование, связывали барокко с отсутствием вкуса и признаком пошлости. Однако время расставило всё по своим местам.

10 шедевров барокко, которые поражают своим величием

Архитектура барокко была в расцвете с конца 16 и до середины 18 века. Архитектурный стиль, появившийся в Италии, быстро распространился по всей Европе. В 17 веке испанское барокко охватило всю Латинскую Америку. Главным образом использующийся с целью выразить триумф Римской Католической Церкви над протестантами, архитектурный стиль позже стал использоваться в качестве наглядной демонстрации абсолютистского режима на примере величественных дворцов. Ниже мы представляем 10 шедевров архитектуры барокко, одновременно религиозной и светской.

Карлскирхе, Вена

Красивая церковь стиля барокко – одно из самых восхитительных зданий Вены. Храм был построен под покровительством императора Священной Римской империи Карла VI. Правитель зарекся построить церковь после страшной вспышки эпидемии чумы в начале 18-го века. Карлскирхе была построена в промежутке между 1716 и 1737 гг. На право строительства бы объявлен конкурс, в котором победил австрийский архитектор Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах. Но, к сожалению, так и не окончив свое произведение, архитектор умер, а его творение было закончено сыном Иосиф.

Читать еще:  Город Питильяно, Италия - обзор

Шёнбрунн, Вена

Шёнбрунн – бывшая летняя резиденция династии Габсбургов, построенная в стиле позднего барокко. Точно так же, как Карлскирхе, эта австрийская версия Версальского дворца – работа архитектора Иоганна Бернхарда Фишер фон Эрлаха, хотя позже строение претерпело некоторые изменения. После распада Австро-Венгрии в 1918 году, дворец стал принадлежать республике Австрия и был, в конечном счете, открыт для общественности как музей.

Площадь Святого Петра, Ватикан

Площадь Святого Петра и его колонны со 140 статуями святых – работа Джованни Лоренцо Бернини, который вместе с Франческо Борромини стал одним из известнейших архитекторов эры Барокко. Он также создал фонтан (слева) по подобию фонтана справа (построенного Карло Мадерна) с целью добиться симметрии. В центре сквера находится древний египетский обелиск, воздвигнутый в 1586 году Доменико Фонтана.

Собор в Сакатекас, Мексика

Собор Сакатекаса в Мексике расценивается как один из самых прекрасных примеров мексиканской архитектуры барокко. Базилика собора создавалась с 1730 по 1760 гг неизвестным архитектором на территории церкви 16-го века. В 1993 году собор был включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Сан-Карло алле Куатро Фонтане, Рим

Спроектированный одним из главных представителей стиля барокко, Франческо Борромини, Сан-Карло алле Куатро Фонтане (также известный как Церковь Святого Карла у четырех фонтанов) является одним из превосходнейших примеров стиля барокко. Католический храм был построен в промежуток между 1638 и 1646 годами, тогда он и был освящен. В 70-х годах 17 века фасад здания был немного дополнен племянником Борромини – Бернардо.

Государственный Дом Инвалидов, Париж

Один из самых великолепных произведений французской архитектуры барокко. Большинство комплексов были построены французским архитектором Либералем Брюаном. Удивительный купол часовни был спроектирован Жюлем Ардуэном Мансаром. Задуманный как дом престарелых и госпиталь для ветеранов, государственный дом Инвалидов сегодня является музеем французской армии, современной истории. Но также это место, где покоятся национальные герои Франции, включая Наполеона Бонапарта.

Собор Святого Иакова, Сантьяго-де-Компостела, Галисия

Один из самых известных соборов Испании и место паломничества со Средневековья, Собор Святого Иакова является типичным романским строением. Фасад был построен в 18-м веке архитектором Фернандо де Касас Новоа.

Собор Святого Павла, Лондон

Основанный на территории старой церкви, сильно поврежденной в Великом лондонском пожаре в 1666 году, собор Святого Павла часто рассматривают как один из самых прекрасных примеров английской архитектуры барокко. Дизайн был воплощен знаменитым английским архитектором, сэром Кристофером Реном, который также восстановил более 50-ти церквей, пострадавших в огне, а также архитектор работал над многими известными светскими зданиями по всей Англии. С 1710 по 1962 гг. собор Святого Павла был самым высоким зданием в Лондоне.

Версальский дворец, Версаль

Дворец Версаля – один из самых великих дворцов, когда-либо построенных человеком, он является прекрасным примером светской барочной архитектуры. Сооружавшийся под руководством Людовика XIV в 1660-х годах, дворец, в большей степени, включая Зеркальную галерею, был разработан архитектором Жюлем Ардуеном Мансаром. Преемники Короля Солнца несколько видоизменили детали, но великолепный дворец и его сады остались столь же впечатляющими, как они были во времена правления Людовика XIV. С 1837 Дворец Версаля распахнул свои двери для общественности в качестве музея.

Зимний дворец, Санкт-Петербург

Зимний дворец был построен во время правления Петра Великого в Санкт-Петербурге и служил официальной резиденцией для семьи Романовых, вплоть до Революции 1917 года. Изначально дворец был спроектирован швейцарским архитектором итальянского происхождения Доменико Трезини. Однако, позже Зимний дворец был существенным образом изменен. Большая часть сегодняшнего вида здания датируется 1830-ми годами. Внешний облик пришлось реставрировать после пожара. Также Зимний дворец подвергся значительному разрушению во время Блокады Ленинграда, но был восстановлен во всем своем величии.

Источники:

http://rdh.ru/site/entsiklopediya/19864/
http://rehouz.info/stil-barokko-v-arhitekture/
http://moydom.media/architecture/10-shedevrov-barokko-kotorye-porazhayut-svoim-velichiem-454

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии