Рабов уже подвезли? Действующие древние амфитеатры и арены — обзор

Амфитеатр в Древнем Риме: история и значимость

На протяжении многих столетий существования Рима, его правители стремились не только укрепить свою власть на политической арене, но и завоевать уважение народа. Важную роль в этом процессе играл именно амфитеатр – античное архитектурное сооружение, предназначавшееся для публичных зрелищных выступлений, гладиаторских боев и представлений с участием диких животных. Помимо кровопролитных воин, являвшихся неотъемлемой частью в борьбе за становление города, а потом и целой Империи, в жизни римлян присутствовали и более приятные моменты.


Уже при первом царе Рима – Ромуле – основателе города, организовывали праздничные мероприятия, проводили соревнования и выступления перед широкой публикой. Для таких событий существовали специально предназначенные места – цирки и театры. Согласно древней легенде, во время представлений, организованных в честь бога Конса в римском цирке, располагавшемся на месте руин Чирко Массимо, произошел случай, ставший ключевым эпизодом в развитии города – похищение Сабинянок, но об этом мы еще расскажем на страницах нашего сайта 39rim.ru, а пока вернемся к истории амфитеатра в Риме.

Древний амфитеатр: история возникновения

Амфитеатр в римской архитектуре – это просторное сооружение, обычно эллипсообразной формы, состоящее из главного центрального элемента, арены, окруженного ступенчатыми трибунами с радиальными коридорами. Под структурой располагались служебные помещения, клетки для животных и камеры для гладиаторов.

Гладиаторские бои в Риме появились задолго до основания Империи и строительства первого амфитеатра. Данный вид сражений, будучи первоначально погребальным обрядом, заимствованным в этрусской культуре, предполагал борьбу между двумя меченосцами (не всегда рабами), победителем из которой выходил сильнейший. С течением времени подобные обряды, в виду своей зрелищности, приобрели публичный характер, превратившись в одно из самых любимых развлечений римского народа.

Самые знаменитые гладиаторы Рима

Гладиаторские бои, также как и гонки на колесницах, собирали большое число зрителей, что вскоре привело к необходимости строительства специально оборудованных театров и цирков, которые могли бы вместить всех желающих. Первые такие сооружения строили из дерева и представляли они собой многоуровневые лавки-трибуны, которые монтировали лишь по определенным случаям – играм, проводимым в честь каких-либо политических побед или религиозных праздников.

Не смотря на всю очевидную важность данной стороны социальной жизни, возводить постоянные здания для проведения игр сенаторы не спешили. Управленцы считали, что развлечения делают воинский дух слабей и уязвимей, а это именно то, чего не могли себе позволить римляне. Первый стабильный театр в Вечном Городе появился при Помпее, а первый амфитеатр – в период правления Августа.

Амфитеатры Рима

В 29 году до нашей эры в Риме появился первый перманентный амфитеатр. Инициатором его строительства выступил некий Тит Статилий Тавр – римский военачальник и консул. Он же финансировал и гладиаторские бои, проведенные по случаю открытия данного заведения. Не смотря на то, что Амфитеатр Статилио Тауро, получивший название от имени консула, был возведен практически полностью из камня и только некоторые его составляющие из дерева (например, арена), простоял не долго. В 64 году нашей эры сооружение было разрушено сильнейшим пожаром.

Спустя несколько десятилетий в Риме представителями императорской династии Флавиев был построен один из самых крупных в истории амфитеатров, известный сегодня как Колизей. На его арене проходили не только знаменитые бои гладиаторов, но и навмахии – морские сражения, организованные между настоящими военными кораблями на затопленной водой арене.

Секреты Колизея — самого большого амфитеатра Империи

Амфитеатры в Империи

Один из первых амфитеатров Империи был возведен в Помпеи в 70 году до нашей эры и вмещал порядка 20 тысяч зрителей. На сегодняшний день данное сооружение пребывает в довольно хорошем состоянии, что позволяет увидеть воочию его структуру.
Популярность гладиаторских игр довольно быстро распространилась по территории всей Империи. В амфитеатры строили повсюду: как в крупных городах, так и в небольших провинциальных центрах. Подтверждением тому могут стать руины древнего амфитеатра, найденного в районе городка Чивидате Камуно (Cividate Camuno), в провинции Брешия региона Ломбардия. Рядом с античным амфитеатром, размеры которого составляли 73×65 метров, располагались дополнительные служебные помещения, спортивный зал и даже термы, предназначавшиеся исключительно для бойцов.

Читать еще:  Фото галерея: Самые чистые водоемы планеты - обзор

Гладиаторские бои, бесспорно, обладали огромной популярностью среди древних римлян. На выступления гладиаторов прибывали жители со всего города и близлежащих провинций. Число зрителей в самых крупных амфитеатрах Империи, например, в Колизее, могло достигать 40-50 тысяч человек. Небольшие провинциальные амфитеатры располагали двумя-тремя тысячами посадочных мест.

Какие мероприятия проводились в римском амфитеатре

Наиболее популярными соревнованиями, которые проводились в римских амфитеатрах в древние времена, являлись гладиаторские бои – сражения, в которых за слабость расплачивались собственной жизнью. В зрелищных схватках участвовали не только рабы, но и свободные граждане, а помимо мужчин, в боях принимали участие и женщины-гладиаторы. Не редко на аренах античных амфитеатров бойцы вступали в смертельные поединки с дикими животными: как с оружием, так и без него. Публика жаждала зрелищ и ликовала победе каждого, выжившего на арене. Гладиаторские бои были популярны вплоть до начала V века. Их запретили с приходом христианства, после того как один из епископов, бросившийся разнимать сражающихся, был растерзан разъяренной от возмущения толпой.

Помимо вышеперечисленных представлений, в амфитеатрах проводились травли зверей. В Риме, конечно же, устраивали наиболее впечатляющие выступления. На арену Колизея для этих целей доставляли животных буквально со всей Империи. В ходе раскопок, проведенных под амфитеатром Флавиевым, были обнаружены кости львов, оленей, слонов, собак и даже медведей. Говорят, что такие травли привели к исчезновению некоторых видов животных, среди которых атласский бурый медведь и карфагенский слон.

Самые крупные античные амфитеатры Империи

Колизей в Риме: 188 x 156 м, арена: 86 x 54 m

7 жестоких развлечений Древнего Рима

Среди множества символов Древнем Рима наиболее известен Колизей — огромный амфитеатр, в котором в древности проводились бои гладиаторов.

Но в истории римской цивилизации были и более жестокие и кровожадные развлечения, чем сражения профессиональных бойцов, прошедших обучение в специальных гладиаторских школах.

Женщины-гладиаторы

Достоверно известно, что кроме мужчин к гладиаторским боям в Древнем Риме допускались и женщины. Они также проходили обучение в гладиаторских школах и вели жизнь, полную изнурительных тренировок и кровавых боев. Для женщин-гладиаторов не существовало никаких привилегий и поблажек кроме запрета на смешанные поединки. На арене Колизея и множества других амфитеатров, разбросанных по бескрайним просторам великой империи, женщины-воины убивали друг друга.

Своего пика женские гладиаторские бои достигли в 1 в н.э. во времена императоров Нерона и Домициана.

Лишь в начале 3 века н.э. император Септимий запретил женщинам становиться гладиаторами и участвовать в боях.

Звери против людей

Чтобы разнообразить кровавые представления, на арену во время гладиаторских боев выпускали хищников: тигров, медведей, львов и волков. Происходило это в моменты, когда надо было вернуть представлению интригу или один из гладиаторов погибал слишком быстро.

В Колизее существовала даже специальная система из подъемников, тоннелей и люков, с помощью которых дикие звери внезапно оказывались на арене и нападали на людей.

Корабли в Колизее

Древние римляне гордились своими военными успехами и часто разыгрывали представления по мотивам выигранных ими битв. Но если сухопутные сражения против покоренных «галлов» или «греков» были обыденностью в годы расцвета римского государства, то морские сражения в Колизее стали ярким нововведением в свое время.

Первым в озеро Колизей превратил легендарный Юлий Цезарь. Сама арена и часть нижних ярусов были затоплены, чтобы увеличить площадь водоема. В том кровавом представлении участвовало несколько тысяч человек: суда брали на абордаж и поджигали, в результате множество рабов погибло в огне или утонуло.

Такое развлечение пришлось по нраву простым римлянам, водные битвы стали проводиться все чаще, а император Клавдий устроил грандиозное водное шоу с сотней кораблей и почти 20 тысячами рабов и военнопленных в качестве матросов.

Театрализованные представления

В дни религиозных праздников в Колизее разыгрывались сцены из легенд и мифов о богах и героях древности. Истории о Прометее, Орфее и Геракле воплощались с нечеловеческой жестокостью. Из письменных источников, дошедших до нас сквозь тысячелетия, известно не об одной такой постановке: пытки Прометея, приручение Орфеем диких зверей, сражение Геракла со львом. Зачастую итогом таких спектаклей становилась гибель актеров.

Карлики, калеки и заключенные

С упадком Римской Империи народные развлечения становились все более изощренными и жестокими.

Сын великого Марка Аврелия император Коммод сам любил драться на арене подобно простым гладиаторам. Во время его правления появилась новая забава: сражения инвалидов. Несчастных сгоняли со всего Рима, а потом заставляли убивать друг друга на потеху толпе. Однажды во время народных гуляний император устроил бойню среди карликов. Их собрали по всему городу, выдали оружие и выгнали на арену Колизея, заставив убивать друг друга до того момента, пока в живых не остался только один человек.

Читать еще:  Горки Колоссус, Великобритания - обзор

Казнь преступников как развлечение

Впрочем, Колизей был не только кровавым театром и бойцовской ареной. Здесь часто казнили опасных преступников, вождей покоренных племен и христиан в первые годы распространения этой религии. Примечательно, что такие мероприятия собирали ничуть не меньше народа, чем гладиаторские бои.

Для развлечения толпы было придумано множество самых разных и жестоких видов казни. Известна казнь дикими животными, которая наиболее часто применялась к христианам. Осужденных на смерть оставляли на арене без оружия, а затем запускали львов или медведей, которые разрывали несчастных на части. Так было казнено множество раннехристианских мучеников. Подобная жестокость прекратилась только с официальным принятием Римом христианства.

Потерять жизнь, но сохранить честь

В письменных источниках остались множественные свидетельства об отказе сражаться на потеху римлянам. Гордые вожди германских племен предпочитали убивать себя и своих соратников, но не становиться развлечением для своих врагов, а христиане принимали мученическую смерть на арене от клыков львов и медведей, но не отступали от своих принципов и не брали в руки оружие.

Гладиаторские бои продолжались в Римской империи вплоть до начала 5 в н.э., пока окончательно не были упразднены императором Гонорием.

Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк ( — палец вверх), делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас.

Капуя. Амфитеатр и арена. Здесь началось восстание Спартака. Часть 1

Амфитеатр в Капуе был возведён почти за столетие до римского Коллизея, в I в. до н.э., и лишь немного уступал ему по размерам . Капуанский амфитеатр и сейчас можно назвать » самым малоизвестным из всех знаменитых амфитеатров», хотя уже более полувека назад его активно пиарил такой знаменитый трэвелблогер такой признанный мастер путевых заметок , как Мортон, вполне восторженно о нём отзывался:

«Мы доехали до Капуи. До нее всего несколько миль. Там, как и в Казерте, есть старый и новый город. Мы пришли в Старую Капую, и я с восторгом увидел руины амфитеатра. Его размеры и сохранность могут поспорить с римским Колизеем. Там не было ни души. Мы с профессором ходили по травянистому гиганту, словно одинокие фигуры на гравюре Пиранези. Цирк был самым большим в Италии, пока не построили Колизей, но как руина, а также как образец сложных подземных сооружений, клеток и подъемников он, на мой взгляд, намного интереснее Колизея» ( «От Рима до Сицилии. Прогулки по Южной Италии» Генри Мортон)

Надо сказать, что Капую даже в качестве места транзитной остановки мы выбрали не без сомнений — городские фото выглядели не сказать чтобы слишком привлекательно. Решающую роль сыграла возможность арендовать домик, терраса которого вплотную примыкала к территории амфитеатра , можно сказать, находилась почти что на самой арене. В итоге эта транзитная остановка стала одним из самых ярких впечатлений за всю поездку.

Таким по приезду мы увидели амфитеатр Капуи со своей террасы

1

Капуя. Амфитеатр

Сидя на веранде, место давних кровавых сражений можно было рассматривать неспешно и с комфортом

3

И с примыкающего к ней садика тоже был прекрасный обзор


Капуя. Вид на легенду с террасы нашего номера

А уж качаясь в гамаке рядом с таким местом , наверное, сам бог велел задуматься о превратностях судьбы вообще и обо всех этих гладиаторах в частности. Как они тут сражались и умирали на потеху публике ( в рамках, если можно так выразиться, государственной программы «хлеба и зрелищ») и как восстали, предпочтя «умереть стоя, но не жить на коленях». И почему порочная красота фразы «Идущие на смерть приветствуют тебя» до сих пор обладает какой-то странной притягательностью и очарованием.
5

Капуя. Амфитеатр. Повесивший здесь гамак явно был философом в душе

Даже не верилось, что можно поселиться в такой фамильярной близости от мест, где была написана одна, если не из самых славных, то уж точно — самых любимых страниц человеческой истории. Прошло больше 2000 лет, а Спартак не только не забыт, но уверенно войдёт в любой топ лучших представителей рода человеческого ( наряду, уж не будем упоминать с кем, дабы ненароком не оскорбить чьи-либо чувства )))

Хотели, было, поднять бокалы за доблесть сражавшихся здесь когда-то и за красоту рождённых здесь легенд, но бокалов в доме не оказалось , пришлось довольствоваться стаканами.

6

Капуя . Легендарный амфитеатр. Как здесь не выпить !

Закатное солнце добавило драматизма и экспрессии в и без того впечатляющее зрелище — и покидать свои «места в партере» категорически расхотелось
7


Капуя . Амфитеатр. Закат


Капуя. Легенда на расстоянии вытянутой руки

Читать еще:  Пляж Вирджиния-Бич, США - обзор

Так на своей веранде мы до темна и просидели

Краткая историческая справка

*Cпартак (примерно 120 — 71 до н.э.) . Вождь крупнейшего восстания рабов в Древнем Риме в 74 -71 годах до н.э. Родился во Фракии (современная Болгария). Будучи военнопленным, попал в рабство и был продан в школу гладиаторов Лентула Батиата в Капуе . Нравы, царившие в школе Батиата, подробно изображены в несколько попсовых , но красочных сериалах «Спартак . Кровь и песок» и «Спартак. Боги арены». Надо отдать должное сериалам подобного рода — несмотря на свою попсовость, они делают историю легкоусвояемой и удобоваримой ( а иногда и любимой ) для неискушённой публики.

Несколько фоток, чтобы освежить в памяти

Современники отзывались о Спартаке неизменно лестно. Плутарх, которого трудно заподозрить в симпатиях к восставшим и чьей беспристрастности можно более менее доверять, характеризовал его следующим образом : «Спартак… человек, не только отличавшийся выдающейся отвагой и физической силой, но по уму и мягкости характера стоявший выше своего положения и вообще более походивший на образованного эллина, чем на варвара»

Восстание Спартака началось с того, что группа рабов-гладиаторов, примерно 70 человек, бежала из капуанской школы после раскрытия заговора . Всего участников заговора было более 200 человек, но остальные погибли от рук стражи гладиаторской школы и города Капуи при прорыве. Выжившие смогли укрепиться на труднодоступной горной вершине вулкана Везувий, который тогда считался потухшим.
Поначалу никто не распознал в бегстве горстки рабов первые зарницы надвигающейся бури, которая едва не уничтожила Римскую империю. Но численность отряда Спартака быстро увеличивалась, поэтому для его уничтожения был выслан римский легион под командованием претора Клодия. Легионеры поставили свой укрепленный лагерь на единственной тропе, ведущей к вершине Везувия, самонадеянно решив, что таким образом они захлопнули ловушку для восставших. Тогда гладиаторы сплели из виноградных лоз длинную лестницу и ночью спустились по ней с горного обрыва. Римский легион, неожиданно атакованный с тыла, был разбит.
Потом было ещё много побед над армией могущественной Римской империии. Численность армии Спартака доходила до 120 000. Риму удалось победить только через три года. Для победы пришлось не только собрать все силы и возобновить обряд децимации в армии, но и отозвать войска из своих дальних провинций. *

Утром, купив комплексные билеты по 2,5 евро (!) за всё про всё , отправились на осмотр амфитеатра.
Верхняя часть (в отличие от нижней) сохранилась плохо. Она сильно пострадала от нашествия вандалов в 5 веке, а в 12 веке норманны разбирали её на стройматериалы для строительства замка и моста. Сейчас трудно поверить, что вместимость амфитеатра была 40 тысяч человек, а высота его четырёх этажей достигала 50 метров ( приблизительно это высота 15-этажного современного дома ). Амфитеатр окружали арки из травертина с бюстами божеств. Уже по возвращению узнали, что семь божеств в целости, сохранности и почёте пребывают сейчас на фасаде муниципалитета ( остальные — в городском музее). Знали бы — заехали посмотреть.

Главная достопримечательность города Капуя — амфитеатр

Пошли бродить по арене. По той самой, где «кровь и песок»

Когда по ней идёшь, она кажется огромной. В общем, было где побегать друг за другом с оружием и побороться за жизнь .

Официальные размеры : 170 м х 139м

Мы довольно долго изучали амфитеатр в полном одиночестве, пока на арене не появилась большая группа итальянских школьников во главе с красоткой училкой.

19

Капуя. Местные школьники на экскурсии в амфитеатре

Подальше от шумной толпы ушли в музей гдадиаторов

Он оказался совсем маленьким. По-видимому, большую часть наиболее ценных экспонатов разобрали более статусные музеи. Но всё же кое-какие шлемы, щиты и доспехи в нём остались

А таким амфитеатр был до вандалов и норманнов

В своё время амфитеатр Капуи был очень богато украшен. Кое-какие из украшений перепали и музею

К

Капуя. Музей гладиаторов

А части мраморных украшений, не дотягивающие до музейного уровня, разместили на стенах подземных переходов амфитеатра

По-моему, хорошее дизайнерское решение.

Но для многих ценных с точки зрения археологии элементов хорошего дизайнерского решения, по-видимому, пока не нашлось . Поэтому они всё ещё валяются хаотично и безыдейно там и сям.

В музее можно посмотреть маленькое представление. Отчасти кукольное, отчасти театральное.

Если нажать на кнопочку, то выполненные в натуральную величину фигуры гладиаторов и зверей начинают двигаться.

И заканчивается всё вот таким образом


Капуя. Музей гладиаторов

На мой взгляд, слишком уж простовато и бесхитростно для археологического памятника такого уровня. Но , с другой стороны, детям должно нравиться .

После музея мы пошли в нижние части амфитеатра, где нас и ожидало самое интересное

Источники:

http://39rim.ru/amfiteatr-v-drevnem-rime-istoriya-i-znachimost.html
http://zen.yandex.ru/media/id/595a0de5e86a9e0b9a96c5ed/5ac3d72a9e29a28ec9e52b85
http://allisa-lisa.livejournal.com/4433.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector