Роттердам, Нидерланды — обзор

Город Роттердам (Rotterdam)

Роттердам — город в Нидерландах и самый крупный европейский порт. До недавнего времени он имел аналогичный мировой титул, но в начале нового века уступил пальму первенства Шанхаю. Впрочем, туристов Роттердам привлекает не только и не столько достижениями судоходства – здесь есть, на что посмотреть и чему удивиться.

Сэкономь на путешествии в Роттердам!

Видео: Роттердам

Основные моменты

Сегодня Роттердам является частью агломерации Рандстад и по количеству жителей – 631 тысяча в 2016 году – занимает второе место в стране после столицы. Интересен тот факт, что треть здешнего населения не имеет нидерландских корней и даже бургомистр Ахмед Абуталеб – мусульманин марокканского происхождения. Кстати, он первый приверженец ислама, который занял пост мэра в большом западноевропейском городе.

Торговый центр Markthal Реконструированная железнодорожная станция Роттердама

Наиболее значимым сектором деятельности Роттердама является нефтехимическая промышленность и обработка генеральных грузов. Порт является важнейшим центром по обработке насыпных, наливных, контейнерных и других грузов как внутри Европейского континента, так и по всему миру. Помимо морского транспорта, с Роттердамом налажено сообщение с помощью автомобильного, железнодорожного, речного и авиатранспорта.

Комплекс Timmerhuis в Роттердаме Комплекс «Вертикальный город» Квартал Дельфсхавен

Роттердам занимает участок на слиянии крупных рек – место стратегически выгодное даже с точки зрения наших далеких предков. Неудивительно, что там, где встречаются русла Ротте и Маас (французы называют последнюю Мёз), поселения возникли очень давно. Первые документальные тому подтверждения – хроники XIII века. Уже в 1299 году Роттердам получил, а четыре десятилетия спустя существенно расширил особые городские права и привилегии, что дало возможность свободного роста и развития.

В эпоху Средневековья город являлся важным центром рыболовного промысла, выловленная местными рыбаками сельдь успешно «путешествовала» по торговым путям континента. В XV столетии ремесленники взялись за производство сукна. Еще через 200 лет «плотина на Ротте» (так дословно переводится название) стала считаться серьезным торговым портом, через который со средиземноморского побережья поставлялись экзотические для северных широт фрукты, благородные вина и высоко ценившаяся в те времена соль. Однако только сооружение 28-километрового канала Новый водный путь в 1866-1872 годах позволило Роттердаму занять особое место в системе речного транспорта Западной Европы. Отныне от истоков Рейна к Северному морю через него пролегал путь, без которого было бы невозможно полноценное развитие промышленности, в частности, в Рурском регионе Германии.

Приведенные выше даты могут вызвать у туристов предвкушение встречи с внушительным историческим центром, где можно вдоволь налюбоваться образцами архитектуры разных эпох. Увы! Геральдические львы на гербе Роттердама не случайно поддерживают щит, под которым разместилась надпись «Sterker door strijd». Город действительно «Окреп в борьбе», поскольку за свою историю пережил немало трагедий. В 1489 году Роттердам был осажден армией будущего императора Священной Римской империи, а тогда – короля Германии Максимилиана I. В 1563 году случился масштабный пожар, всего девять лет спустя – нападение испанцев, сражавшихся с непокорными провинциями в Восьмидесятилетней войне. Первая мировая, в которой Нидерланды сохранили нейтралитет, прошла без значительных потрясений, хотя город и стал временной «столицей» шпионской деятельности.

Последним и, пожалуй, самым сокрушительным ударом по наследию ушедших поколений стал авианалет Люфтваффе 14 мая 1940 года. Несмотря на капитуляцию голландского руководства, полсотни немецких бомбардировщиков сбросили на центр Роттердама 97 тонн бомб, что привело к колоссальным разрушениям и гибели тысяч людей. В память о трагедии на месте максимальной концентрации упавших снарядов установили монумент «Крик», иначе называемый «Опустошенный город». Огромная бронзовая фигура с дырой в груди стоит, воздев руки к небу, откуда пришла смерть.

Роттердам в начале XX века Разрушенный Роттердам в 1940 году Роттердам в 1970-х годах

Достопримечательности Роттердама

Как было сказано выше, Роттердам пришлось восстанавливать из руин после завершения Второй мировой войны, поэтому он является прекрасным образцом современной урбанистической архитектуры. Взять хотя бы знаменитые Кубические дома на улице Оверблаак: 38 футуристичных сооружений соединены между собой таким образом, что с высоты выглядят, как подобие треугольника Пенроуза – одной из так называемых «невозможных фигур». Если вам повезет, сможете попасть внутрь необычного строения – некоторые жильцы соглашаются провести экскурсию и показать, как течет жизнь в доме, где стены находятся под углом 54,7º к полу.

Рядом с этим местом высится другой объект туристического интереса в Роттердаме – церковь святого Лоренса или просто Большая церковь. К сожалению, сегодня перед посетителями предстает не оригинальная позднеготическая постройка рубежа XV–XVI столетий, а копия, восстановленная после военных разрушений по требованию общественности благодаря старым чертежам и фотографиям. Бронзовые двери, имеющие название «Врата мира и войны», были отлиты во второй половине 60-х выдающимся итальянским скульптором Джакомо Манцу. Главной гордостью собора сегодня являются четыре органа, главный из которых был создан датской фирмой «Маркуссен» и считается самым большим музыкальным инструментом Нидерландов. Здесь регулярно проводятся не только богослужения, но и концерты светской музыки. Если будет возможность, непременно сходите – впечатления просто незабываемые!

В Роттердаме стоит прогуляться по знаменитому Бульвару звезд – аллее славы, увековечивающей имена 200 знаменитостей со всего мира.

Любите находиться выше крыш многоэтажек? Тогда вам в Евроскоп. Нечасто путешественникам выпадает возможность прокатиться во вращающейся панорамной кабине, которая движется по шпилю башни на высоте от 112 до 185 метров. Ищите на картах Евромачту – бетонную конструкцию, воздвигнутую к цветочной выставке 1960 года. Мероприятие прошло, и теперь детище Хюига Маасканта интересно возможностью обозревать город из упомянутой капсулы или окон ресторана, расположившегося в «Вороньем гнезде» на высоте 96 метров.

Гости Роттердама просто не могут не заметить современное сооружение, которое всего за 20 лет стало неофициальным символом города и красуется на многочисленной сувенирной продукции. Речь идет о вантовом мосте Эразма, переброшенном через реку Маас архитектором ван Беркелем. Асимметричный пилон, поддерживающий стальные тросы, сразу вызвал ассоциации с выгнутой шеей водоплавающей птицы, поэтому параллельно с официальным названием в честь знаменитого ученого-гуманиста известен как «De Zwaan», Лебедь.

Неподалеку от моста построили новое здание популярного роттердамского театра «Luxor», где в нескольких залах можно увидеть образцы различных сценических жанров: оперу, варьете, концерты, кабаре, танцы.

Статичное искусство необычайно широко представлено в картинной галерее Бойманс ван Бёнинген. Здесь выставляются полотна признанных гениев – Сальвадора Дали, Рембрандта, Клода Моне, Тициана, Василия Кандинского, Винсента Ван Гога, Поля Сезанна и других, а также коллекции декоративных предметов из серебра, стекла, майолики. Если интересуетесь конкретно экспрессионизмом, обязательно загляните в музей Хендрика Шабо, экспозиция которого включает работы не только «титульного» мастера, но и его единомышленников.

Театр Люксор в Роттердаме Картинная галерея Бойманс ван Бёнинген

Читать еще:  Национальный парк Ноэль-Кемпфф-Меркадо, Боливия - обзор

Среди роттердамских музеев также выделяются Музей энтомологии, Исторический музей и Морской музей, где собрано более полумиллиона экспонатов из разных стран.

Порт Делфт в Роттердаме

Атмосферу средневекового Роттердама все еще можно ощутить в районе порта Делфт, где сохранились узкие улочки, речные каналы, старые здания и даже ветряные мельницы. Тут же стоит Хет Витте Хейс – 45-метровое здание, считающееся первым «небоскребом» Старого Света. Оно было построено в 1898 году.

Устали от города и мечтаете оказаться поближе к природе? Парк Пласвайк заслуженно пользуется славой любимого места для досуга жителей Роттердама. Небольшой по площади островок зелени вмещает аттракционы для детей и взрослых, озеро с утками и пеликанами, площадки для барбекю, скромный зоопарк, где живут кролики и олени. Другая замечательная достопримечательность – ботанический сад Тромпенбург-Арборетум, который поможет отдохнуть от напряженной суеты и насладиться покоем.

Парк Пласвайк в Роттердаме Зоопарк Бляйдорп

Тем, кто хочет увидеть больше животных из разных уголков планеты, рекомендуем посетить Бляйдорп на одноименном побережье. Этот зоосад является и самым старым в стране, и лучшим в смысле оснащенности и модернизации. Просторные вольеры украшены радующими глаз декорациями с родины обитателей, а внутри максимально точно воссозданы привычные для них климатические показатели. При зоопарке функционирует исследовательский центр, цель которого – создание программ по восстановлению популяций редких и исчезающих видов. Хорошие условия содержания подтверждаются самой природой, ведь слоны, жирафы, тигры, львы и другие животные регулярно радуют здоровым потомством. Зрителям нравится продуманная организация и удобство наблюдения, потому ежегодно здесь принимают полтора миллиона посетителей.

Индустрия развлечений

Роттердам готов предложить своим гостям насыщенную вечернюю программу, поскольку здесь функционирует множество разноплановых баров и ночных клубов. Первые сконцентрированы в многолюдном районе Eendrachtsplein, а вот поиски хороших дискотек знатоки рекомендуют совершать возле станции метро Stadhuis, они редко отмечены в путеводителях, поэтому по возможности заранее интересуйтесь у знакомых голландцев явками и паролями.

В городе есть масса кофешопов, имеющих лицензию на продажу конопли, кстати, цены в большинстве из них лояльнее столичных. Как и во всей стране, этот продукт легален, но важно помнить, что в общественных местах запрещено курить даже обычные никотиновые сигареты и, конечно же, попытка вывоза каннабиса за пределы Нидерландов будет расцениваться как нарушение закона.

Кофешопы в Роттердаме

Интересные факты

  • Самая низкая точка Нидерландов расположена недалеко от Роттердама, на отметке 6,76 м ниже уровня моря.
  • С ноября 1955 года в Роттердаме располагается штаб-квартира Всемирной ассоциации эсперанто, ранее находившаяся в Великобритании. Штаб-квартира полностью занимает двухэтажный дом на улице Nieuwe Binnenweg, построенный в 1887 году – в том же году был выпущен первый учебник языка эсперанто. В честь 100-летия Всемирной ассоциации эсперанто летом 2008 года в Роттердаме при поддержке городских властей проводился Всемирный конгресс эсперантистов. На логотипе мероприятия в качестве нового символа Роттердама был схематически изображён Мост Эразма.
  • В Роттердаме базируются три клуба, выступающих в высшей лиге чемпионата Нидерландов по футболу: «Фейеноорд», «Спарта» и «Эксельсиор». «Фейеноорд» – один из самых титулованных клубов Нидерландов, неоднократно побеждал в розыгрышах международных турниров, в частности, в 1970 году стал первым нидерландским победителем Кубка европейских чемпионов и обладателем Межконтинентального кубка.

Транспортная система

Как же перемещаться по Роттердаму? К услугам местных жителей и туристов – разветвленная сеть наземного и подземного транспорта. Восемь трамвайных маршрутов с успехом обеспечивают движение пассажиров в центральной части города, а главной задачей четырех линий метрополитена остается связь с окраинами. Справедливости ради стоит уточнить, что классических «андеграундных» участков тут немного, сказывается географическое положение: многие районы лежат ниже уровня моря и туннели попросту постоянно подтапливались бы. С 2006 года между Роттердамом и Гаагой курсирует легкорельсовый транспорт RandstadRail, который соединен с метро в первом и трамвайной линией во второй.

Кроме того, можно пользоваться услугами такси или экзотических тук-туков, а самым аутентичным способом передвижения будет обычный велосипед. Станций проката действительно много, а городская инфраструктура превосходно приспособлена для нужд велобайкеров.

Роттердамский трамвай Поезд RandstadRail

Отели и проживание

Роттердам иногда называют «Манхэттен на Маасе», ведь этот город – настоящий рай для архитекторов, которые веками создавали здесь шедевры. У путешественников есть возможность выбрать отель себе по вкусу – в Роттердаме представлен широкий выбор отелей, начиная от уютных гостиниц и заканчивая ультра-современными отелями из стекла и стали. С помощью сервиса Booking.com вы можете забронировать понравившийся номер со скидкой до 60%.

Одним из наиболее практичных вариантов является трехзвездочный отель Holiday Inn Express Rotterdam — Central Station, расположенный в самом центре Роттердама, по соседству с торговым районом города. Положительную репутацию заслужил и комплекс Urban Residences, в 2 минутах ходьбы от главной торговой улицы Лийнбаан, предлагающий роскошные дизайнерские апартаменты с французскими окнами, просторной кухней и частной парковкой в гараже. Молодежь часто останавливается в бюджетном отеле The Student, в непосредственной близости от центра Роттердама, где к услугам гостей стильные номера с бесплатным Wi-Fi, ресторан, лаунджи, места для работы и фитнес-центр. За дополнительную плату можно поиграть в бильярд и настольный теннис в игровой комнате. Кроме того, в отеле работает пункт проката велосипедов.

Номер в отеле Urban Residences Rotterdam Номер в отеле The Student Hotel Rotterdam

Пятизвездочный отель Rotterdam Marriott считается одним из лучших в Роттердаме. Он расположен в небоскребе Миллениум-Тауэр, прямо напротив Центрального железнодорожного вокзала. Отель включает 230 просторных номеров с видом на городской пейзаж, кондиционером, 42-дюймовым телевизором с плоским экраном, высокоскоростным доступом в интернет, мини-баром и принадлежностями для чая/кофе. Отделанная мрамором ванная комната с отдельным душем укомплектована роскошными туалетно-косметическими принадлежностями. Также имеются приятные бонусы в виде услуг парковщика, роскошных ресторанов и позднего завтрака.

Как добраться

Аэропорт Роттердама имеет статус международного и принимает рейсы из Великобритании, Германии, Франции, Испании и Италии. На железнодорожный вокзал прибывают поезда из разных концов Нидерландов (скажем, до Амстердама меньше часа пути) и соседних государств. Российскому туристу нужно будет совершить пересадку в одном из крупных городов Западной Европы.

Роттердам (Нидерланды) — самая подробная информация о городе с фото. Главные достопримечательности Роттердама с описанием, путеводители и карты.

Город Роттердам (Нидерланды)

Роттердам — крупнейший порт Европы и второй по величине город Нидерландов. Расположен в Южной Голландии недалеко от Северного моря на реке Ньиве-Маас, образованной дельтой Рейна и реки Маас. Роттердам — один из самых современных городов Голландии и один из самых динамичных в Европе. Он славится современной архитектурой, ночными развлечениями и шопингом, авангардным искусством и кухней.

Климат — умеренный морской с достаточно прохладным летом и мягкой зимой. Средняя температура тёплого периода часто бывает ниже 20 градусов, в то время как зимой редко опускается ниже нуля.

Роттердам

Практическая информация

  1. Население — 639,5 тыс. жителей
  2. Площадь — 206,4 кв. км
  3. Язык — нидерландский.
  4. Валюта — евро.
  5. Время — центральноевропейское UTC +1, летом +2.
  6. Виза — шенгенская.
  7. Главными торговыми улицами являются Lijnbaan и Hoogstraat, которые являются пешеходными. Альтернативный шопинг можно устроить на Botersloot и Pannekoekstraat. Эти улицы расположены к востоку от Рыночной площади.
  8. Много пабов, баров и ресторанов расположено в районе Oude Haven (старая гавань) и Blaak.
Читать еще:  Там где обрываются реки. Грандиознейшие водопады планеты - обзор

Роттердам был основан в 13 веке у дамбы, где небольшая река Ротте впадает в Маас. Название города можно перевести как «дамба на Ротте». Уже в 1340 поселение получило городские права. Благодаря своему выгодному положению Роттердам быстро превратился в один из крупнейших голландских портов. В 1360 году начали возводиться городские стены.

Панорама Роттердама

В 1572 году Роттердам был разграблен испанцами. В начале 17 века был построен новый большой порт. Очень быстро Роттердам превратился в один из важнейших и крупнейших портов Европы, которым остаётся до сих пор. В начале 20 века были снесены городские укрепления, которые сдерживали рост города. Во время Первой мировой войны Роттердам выступал в качестве базы спецслужб. В мае 1940 года немецкие войска разбомбили центр города.

Как добраться

Аэропорт расположен в 6 км севернее Роттердама. Есть прямые рейсы в крупные города Германии, Испании, Италии и Англии. Амстердамский Схипхол расположен в 58 км и предлагает большее число направлений. Добраться в город из аэропорта можно на автобусе 50.

Роттердам

Роттердам является крупным железнодорожным узлом. Скоростные поезда есть из Антверпена, Брюсселя, Амстердама, Парижа. Также город отличает хорошая автомобильная доступность.

Общественный транспорт представлен метро, автобусами и трамваями. Метро Амстердама состоит из 5 линий. Действует единая система проезда. Дневная карта, дающая право проезда на всем общественном транспорте, стоит 10 евро.

Достопримечательности

В Роттердаме не найти много памятников истории и культуры. Основные достопримечательности были созданы относительно недавно.

Kijk-Kubus

Kijk-Kubus — кубические дома, проект архитектора Пита Блома. Являются музеем.

De Markthal

De Markthal — рынок, объединённый с жилыми квартирами. За роспись на стенах и потолке его часто называют «голландской сикстинской капеллой».

Скульптурная композиция «Разрушеннный город»

Разрушенный город (De Verwoeste Stad) — мемориал 1953 года, напоминающий о разрушениях Второй мировой.

Мост Эразма

Мост Эразма — один из символов Роттердама, 800-метровый мост, который соединяет северную и южную часть города.

Роттердамская башня

Роттердамская башня — высочайшее сооружение Роттердама (185 м), построенное в 60-х годах 20 века. На высоте 100 метров расположена смотровая площадка.

Центральный вокзал

Центральный вокзал — ворота Амстердама и здание интересной архитектуры.

De Burg

De Brug — четырехэтажный головной офис Unilever Bestfoods Nederland, построенный как мостовая конструкция над старым заводом.

Музей Делта

Музей Делта — реконструкция линейного корабля 18 века.

Белый дом

Белый дом — 45-метровое офисное здание конца 19 века, первый небоскрёб Европы. Вместо стальной конструкции были применены толстые несущие кирпичные стены.

Delfshaven

Delfshaven — живописная пристань, уголок старого Роттердама.

Церковь Laurenskerk

Церковь Laurenskerk — позднеготическая церковь 15 века, одна из немногих средневековых достопримечательностей Роттердама.

Небоскрёб Maastoren

Небоскрёб Maastoren — высочайшее сооружение Нидерландов. Высота здания составляет 164 метра.

Новые ворота Делфта

Новые ворота Делфта — стальная конструкция, построенная в 1995 году.

Oude- of Pelgrimvaderskerk

Oude- of Pelgrimvaderskerk — историческая церковь в Роттердаме.

Schielandshuis

Schielandshuis — единственное сохранившееся здание 17 века.

Ратуша

Ратуша — красивое здание в романском стиле и арт-деко, построенное в начале 20 века.

Willemsbrug

Willemsbrug — один из символов Роттердама, красивый красный мост, который соединяет центр города и его северную часть.

Киндердейк

Киндердейк — девятнадцать исторических ветряных мельниц, которые являются одним из самых важных голландских памятников и включены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Расположены недалеко от деревни Киндердейк в 23 км от Роттердама.

ru_travel

путешествия и прочее

Евро-2015 в картинках (август, 2015). Часть 9: Роттердам, Нидерланды.

ОБЗОР ЗАКОНЧЕН, ГОСПОДА!

Странным образом с детства тянутся самые глупые анекдоты, самые идиотские поговорки, самые отвратительные фразочки. Никто ведь не запоминает впервые услышанные афоризмы писателей и мыслителей, нет-нет, да и проскакивающие в речи взрослых, но запомнить, что «кто не курит «примачок», тот херовый мужичок» – надо обязательно, даже если ни разу в жизни этот «примачок» в губах не держал. Выходишь, отягощенный вот такой кладезью детско-подросткового эпоса, на Евромаст и чуть не вслух, глядя на запад («Солнце светит в левый глаз – ни хера себе жара!»), думаешь: «Лучше нет красоты, чем поссать с высоты!» И как этот мусор столько времени в голове хранится?

Впрочем, глядя на западную часть Роттердама можно еще и не такое подумать, потому что промышленные виды в восторге никого топить не собираются.

На самом деле все не так плохо, разумеется, и западная часть города вполне способна подкинуть любопытные экземпляры архитектуры. Взять, к примеру, дом, стоящий непосредственно на берегу канала Колхавен (прорыт в 1922 году) – иначе, как «Дом на сваях», его назвать трудно. С одной стороны весьма разумное решение на случай подтопления набережной, с другой – а кто-нибудь подумал о музее Войны и Сопротивления (небольшой музей, расположенный под зданием, посвящен оккупации Роттердама и местному сопротивлению, вход 4 евро)? Да и заходить в такое здание на паучьих ножках должно быть страшновато.

Куда основательнее и старше выглядит здание Puntegale. Но первое впечатление обманчиво: здание много моложе своего названия, о чем стоит вкратце рассказать.

Местечко получило свое название – Пунтегале – примерно в начале XVII века. Никакого отношения к святым и крестителям название не имеет и должно быть благодарно веселым голландским морякам, перетащившим название с далекого острова Цейлон, где им приглянулась безопасная бухта с узким входом на юго-востоке острова возле форта Point de Galle (ныне городок Галле), которая называлась аналогично: Punta Galla. По прибытии на родину моряки немедленно окрестили свежепостроенную местную гостиницу, эксплуатируя идею «бутылочного горлышка» в прямом и переносном смыслах. Достоверно степень опьянения прибывших на родину голландских моряков не известна, но факт остается фактом: написать правильно «Punta Galla» никому не удалось, поэтому получилось «Puntegale». Некоторые злые люди утверждают, что дело вовсе не в повальном пьянстве матросни, а в не менее повальной безграмотности, но этих маргинальных историков слушают только голландские нацпредатели.

Долго старое здание не продержалось, потому что было случайно разрушено все теми же матросами. Была построена новая гостиница, название которой новый хозяин слегка подкорректировал согласно собственным представлениям о языке: «Puntegaale». Несколько раз в XVIII-XIX веках дом менял хозяев и назначение, побывав и цветочным магазином, и хосписом, и приютом миссионеров, пока муниципалитет не хватил коллективным кулаком по столу: «Хватит уже теребить домишко! Голова кружится, тошнит. Мы покупаем эту халупу». Примерно так сказали городские власти, выкупили здание и снесли его к чертовой бабушке. Но только для того, чтобы построить здесь в 1933 году трехэтажное Налоговое управление. Тогда же получила название и коротенькая улочка, на которой стоял дом (по его названию, само собой): Puntegaalstraat. Народ не долго думал и окрестил улицу на свой манер, обыгрывая созвучие и используя идиому: Plukmekaalstraat. Если переводить дословно «народное» название, то получится выражение «оставьте меня голым», что в русском языке упрощенно можно заменить одним словом «Обдираловка». Налоговики любимы народом в каждой стране.

Во время Второй мировой войны немцы сначала использовали здание, как склад для изъятого оружия, а 11 ноября 1944 года сюда согнали тысячи арестованных в Северном Роттердаме мальчиков. Здание приобрело мрачную репутацию. После войны вернулись налоговики, что для нищего населения было немногим лучше, чем немцы. Налоговое управление росло и ширилось. К зданию было достроено еще три этажа. Но со временем даже этих площадей для сбора налогов стало недостаточно, поэтому хозяева съехали по новому адресу, а здание в 1996 году продали ассоциации с патриотичным названием… «Puntegale». Ребята взялись за дело серьезно и решили спроектировать целый комплекс для жилья и аренды под офисы, для чего наняли модного архитектора. Проект получился высокотехнологичным и был реализован за два года. В итоге получилась конфетка в тяжеловато-официозной упаковке, состоящая из 201 квартиры и 18 рабочих помещений. Все квартиры (площадь от 30 до 150 квадратных метров) имеют центральное отопление, регулируемое системой с инфракрасными датчиками, определяющими присутствие людей – эта адская система сама решает, когда надо понизить температуру (для желающих порулить есть и ручное управление). Для туалетов используется дождевая вода. Квартиры и лифты открываются по смарт-картам. Электричество поступает от солнечных батарей, расположенных на крыше. Министерство охраны окружающей среды немедленно отметило «Puntegale», как лучший проект года в области экологии и энергосбережения. В общем, дорогие россияне, не берите в голову – не для нас это.

Читать еще:  Каменные дома в округе Янцзян, Китай - обзор

Для нас – восточная сторона. Запад нам не поможет. И не только нам. На восточной стороне Мачты собирается основная часть посетителей. И даже дождь им не помеха.

Если уж на то пошло, то развлечений Euromast предлагает немного: ресторан, фотографии в огромных деревянных башмаках, автомат «сделай-себе-памятную-медаль», а в лётную погоду – резинка (что может быть лучше, чем сигануть вниз головой со 100-метровой высоты?!). Поэтому каждый сам себе находит дополнительные развлечения: кто селфится, кто осматривает окрестности, а кто оглаживает округлости. Романтика!

Ладно, не отвлекаемся, перед нами долгожданная восточная половина Роттердама (строго говоря, не только восток, но еще юг и северо-восток). Здесь современная архитектура представлена во всем своем многообразии. Многие высотки имеют имена, гордо написанные на недосягаемых высотах. Одну из таких башен приобрела знаменитая голландская фирма по управлению активами – «Robeco». В 95-метровом небоскребе расположена одна из крупнейших инвестиционных компаний мира. Объем активов под управлением «Robeco» к концу 2014 года достиг 246 миллиардов евро, т.е. больше, чем годовая доходная часть бюджета Российской федерации ($215 млрд. – прогнозируемые доходы бюджета в 2016 году). Не удивительно, что они не только купили высотное здание, но и дали ему имя Robeco toren.

Но здание не обязательно должно быть самым высоким, чтобы обратить на себя внимание. Видите внизу нечто, напоминающее расплющенный перископ застрявшей в иле подлодки? Это основанный в 2003 году Нидерландский фотомузей (вход – 10 евро), являющийся крупнейшим в стране музеем фотографии (более 5 млн. снимков).

Вот еще пример: желтое здание, притулившееся в сени Башни Миллениум (Никого не удивляет тот факт, что небоскреб построен в 2000 году? Высота – 130.8 м. В момент постройки Башня Миллениум была вторым по высоте зданием в Нидерландах), сразу обращает на себя внимание. Смотришь на эту ассиметричную коробчонку и понимаешь: не может в таком здании находиться какой-нибудь банальный банк или нидкомнадзор, здесь должно быть что-то более интересное. И верно, это здание Университета искусств Codarts. Если быть буквоедом, то Codarts – музыкальный университет. Учебные подразделения в нем разбиты на четыре кластера: классическая музыка, современная музыка (jazz, pop и world), музыковедение и кластер сопутствующих музыкальных искусств (цирк, музыкальный театр, танец). Девиз Кодартса: «Место, где таланты становятся художниками». И так оно и есть: университет является крупнейшей кузницей кадров для профессиональной сцены Нидерландов. Никто из вас не хотел бы увидеть в окне это домика счастливое лицо своего ребенка? Шутка.

Понятное дело, что называть Роттердам музеем современной архитектуры неправильно, но, стоя на Евроматче, действительно чувствуешь себя, как в музее при осмотре экспонатов.

Или на дефиле, где очередная восхитительная модель сменяется еще более экстравагантной. Глянешь на такую вот элегантную парочку, как «Делойт» (аудит, консалтинг etc., входит в «большую мировую четверку», прибыль в финансовом 2016 году – $36.8 млрд., шестая по величине компания в США) и «AKD» (одна из крупнейших юридических фирм в Нидерландах, в штате более 220 адвокатов, нотариусов и налоговых юристов), и сложно взгляд отвести. А придется!

Но подходить к главному надо постепенно. Помните фильм «Козерог-1»? Прежде чем сообщить о смерти бабушки, сначала надо сказать о том, что любимый кот полез на крышу. Поэтому скромно опускаем глазки долу и любуемся самым популярным видом общественного транспорта в Роттердаме – трамваем. Сколько же у него на крыше всяких коробочек!

И на речной трамвайчик (сводный брат сухопутного трамвая) сейчас посмотреть самое время, потому что…

Потому что пришло время мостов. Не так чтобы всех, но тех двух мостов, которые с Евромачты видны хорошо и выпукло.

Нынешний вантовый автомобильный мост короля Виллема III (Willemsbrug), как многие сооружения в Роттердаме, построен после Второй мировой войны. Первый Мост Виллема возвели в 1878 году, и он стал важнейшей частью городской инфраструктуры, соединив не только два берега Мааса, но и поставщиков с портовой зоной. До строительства тоннеля под Маасом Виллемсбруг принимал на свою спину основную часть городского трафика. Мост кряхтел и стремительно старился, работая на износ. Заменить старый мост решили еще в 1927 году, но денег почему-то никак не хватало. Единственное, что власти решили и сделали – пристроили внешнюю часть, предназначенную для пешеходов и велосипедистов (движение в то время стало уже настолько интенсивным, что не проходило и недели, как на мосту под колесами автомобиля погибал очередной растяпа). Мост Виллема 10 мая 1940 года стал основным рубежом обороны голландских морских пехотинцев. Немцы не ожидали такого яростного сопротивления и, не сумев взять мост, выдвинули ультиматум. Впрочем, как нам известно, несмотря на то, что Нидерланды капитулировали, центр Роттердама все равно был разбомблен 14 мая 1940 года. Но мост эти гады не тронули, конечно же. Так что в замене старого моста на новый немцы не виноваты, просто не было денег. И не было их достаточно долго. Новый, красный, 27-метровый по высоте Виллемсбруг был построен только в 1981 году, а в 1983 году получил национальную премию «Сталь» (вручается раз в два года лучшим сооружениям из стали) в номинации «Мосты».

15 лет Виллемсбруг гордился новым видом и определенно считался главным красавцем среди роттердамских мостов. Если бы он знал, как его уделает в 1998 году конкурент, то рухнул бы от горя.

Мост Эразма не только стал символом города, но и получил второе, «народное» имя – Роттердамский Лебедь. Но с ним придется разбираться более подробно, поэтому рассказ о красавце отложим на потом.

Пора бросить последний взгляд на восток и спускаться с Мачты на землю, в славный город Роттердам.

Источники:

http://wikiway.com/netherlands/rotterdam/
http://traveller-eu.ru/rotterdam
http://ru-travel.livejournal.com/32730635.html

Ссылка на основную публикацию