Сайменский канал, Финляндия — Россия — обзор

Содержание

Планы на Сайменский канал: финны готовы развивать маршрут через РФ

Транзита газа не будет: Киев сорвал переговоры с РФ

Выставление невыполнимых условий во время переговоров может свидетельствовать о том, что положительный результат для одной из сторон не главное.

Транзитный удар не только по прибалтам: в РФ решили превзойти Усть-Лугу

Транзитный потенциал портово-индустриального парка «ОТЭКО» грозит значительно превзойти возможности крупного прибалтийского порта РФ.

Михеев рассказал, что могли перевозить украинцы на борту разбившегося Ан-12

Эксперт указал на то, что причиной авиакатастрофы у Львова могла стать тяга украинцев к преступной наживе.

В России началась ползучая революция

Результатом ее станет окончательное уничтожение социальных завоеваний в угоду олигархам.

Запуск крупного серийного производства: двигатели РФ вытеснят импорт

Медногорский электротехнический завод «УралЭлектро» намерен осуществить запуск серийного производства энергоэффективных двигателей.

Маршрут в обход РФ: ошибка в расчетах по Rail Baltica приведет к краху

Проект железной дороги Rail Baltica, призванной соединить Западную Европу с Прибалтикой и Финляндией в обход России, может столкнуться с серьезной проблемой.

Путин выбрал золото: Россия полностью готова к мировому кризису

Банк России преимущественно вкладывается в государственные облигации либо облигации с госгарантиями. Разговоры о том, что американцы могут заморозить российские резервы шли постоянно. Шаг для Штатов, конечно, рисковый, можно потерять статус первоклассного заёмщика.

Возрождение крупного машиностроительного завода: ЮЗТС набирает обороты

Президент ассоциации «Станкоинструмент» Георгий Самодуров, побывав на возрожденном в Краснодаре предприятии ООО «Южный завод тяжелого станкостроения» (ЮЗТС), отметил большие перспективы российского станкостроения.

Техпроцесс 28 нм: в России создан новый процессор Baikal-M

Российская компания «Байкал электроникс» представила свой новый микропроцессор Baikal-M.

«Москва переплюнет Пекин и Вашингтон, создав „русскую“ 5G связь»

Минпромторг обещает фантастический прорыв в микроэлектронике, правда, не сейчас, а через пять лет.

Почему русские не боятся глобального потепления, выяснили в Британии

Глобальное потепление в последние десятилетия становится серьезной проблемой для всего мира.

В 10 раз эффективнее самолета: в РФ представлен аванпроект нового дирижабля

Сотрудники Инициативного КБ дирижаблестроения «Аэросмена» при разработали аванпроект нового транспортного дирижабля, по эффективности превосходящего профильные самолеты.

«Темная лошадка» под носом у японцев: рыболовы РФ обретают нового союзника

В Исландии проявили интерес к обеспечению деятельности рыболовного бизнеса в приграничном с Японией регионе РФ.

На пути к собственным мощным турбинам: Россия форсирует выпуск ГТД-110М

Минпромторг в среднесрочной перспективе собирается выйти на разработку турбин мощностью 65-80 МВт и 180-200 МВт. Об этом рассказал руководитель ведомства Денис Мантуров.

Читать еще:  Гейдельбергский замок, Германия - обзор

Три новинки для аналогов первой в мире ПАТЭС: РФ разыгрывает СПГ-козырь

Российский бизнес готов использовать опыт создания первой в мире плавучей атомной теплоэлектростанции для реализации новых проектов.

Перспективы двигателя ПД-14: в РФ ускорят производство агрегатов для МС-21

В пресс-службе компании рассказали о нововведениях, которые помогут ускорить производственный процесс на 15%.

Украина в войне с «Газпромом» пошла на «туркменский прорыв»

Киев заставляет Москву переписать законодательство РФ.

Обновление Межгорного водохранилища: Крым победит блокаду Киева к 2025 году

Как сообщил глава Федерального агентства водных ресурсов России Сергей Кириллов, к 2025 году Крым и Севастополь перестанут испытывать дефицит воды. Это означает, что водная блокада Украины потеряет всякий смысл.

ЦБ РФ проиграл на форексе $20 млрд за год

Деятельность Банка России по управлению золотовалютными резервами оказалась глубоко убыточной.

«Камчатский рыбонасос»: преференции РФ бьют по рыбакам Норвегии

За счет льгот российские рыболовы не только удовлетворяют потребности РФ, но и выходят на иностранные рынки.

Коридор «Север-Юг»: новый порт обеспечит доминирование России

Генеральный директор портово-логистической компании «Каспий» Олег Савченко намерен построить на территории особой экономической зоны в Астрахани частный порт.

Российские власти допустили строительство газопровода из Крыма в Европу

Крымский полуостров, вошедший в состав России в 2014 году, занимает удобное географическое положение, располагающее к реализации проектов, связывающих Россию и Европу.

Кошмар для Путина: $10 за баррель и новое повышение пенсионного возраста

Очередная пенсионная реформа может начаться и раньше — при $ 40 за «бочку» нефти.

Газовая подоплека у поляков и финнов: РФ легко разрушит планы прибалтов

По создаваемой сейчас в Прибалтике новой трубопроводной сети в итоге может пойти российский газ.

Амбициозная стратегия по редким металлам: РФ ликвидирует угрозу от импорта

Россия намерена сократить к 2035 году импорт редких и редкоземельных металлов с 85% до 40%. В то же время планируется нарастить собственную добычу сырья.

Чему учит Европу российский газ

До окончания строительства стратегического российского проекта – газопровода «Северный поток – 2» – остается совсем немного. Даже Дания, последняя страна, стоящая на его маршруте, сняла политические возражения против его создания.

Пенсионная реформа — лохотрон, старость в России — синоним нищеты и разрухи

Экономист Владислав Жуковский предложил федеральным чиновникам выжить на прожиточный минимум в 8 846 рублей, который они определили старикам.

Почему Севастопольский порт на грани банкротства?

По заявлению и. о. вице-губернатора Севастополя, совместно с Минтрансом РФ прорабатывается план дальнейшей федерализации местного морпорта. Это, конечно, хорошо. Но почему стратегия его развития разрабатывается только сегодня, а не по горячим следам воссоединения Крыма с Россией? А в результате.

Последствия отказа электроники: линейку МС-21 избавят от «детских болезней»

Заслуженный пилот РФ Виктор Саженин прокомментировал выявление неисправности при испытании нового российского авиалайнера.

Убытки из-за мер Дании по Северному потоку-2: Москва надеется на Копенгаген

Министр энергетики РФ Александр Новак рассказал о негативных последствиях невыдачи разрешения Данией на прокладку труб для «Северного потока-2» в своих территориальных водах.

Американский MegaBot: большой, дорогой и ненужный

История «боевого» человекоподобного робота подошла к концу: но остановит ли это других инженеров? Возможно, полученный в ходе битвы роботов результат ляжет в основу других, более успешных разработок.

Золотая лихорадка начнется уже в 2020 году: цена на золото вырастет на 30%

На фоне торговых и валютных войн центральные банки рассматривают золото как убежище.

Строительство космодрома на Украине — утопия или реальность

В Одессе планируют построить космодром. Город станет космическими воротами Украины, всерьез заявил вице-мер Павел Вугельман в ходе открывшегося инвестиционного форума 5T. По его словам, недавнее принятие космической программы может стать началом больших свершений. Вице-мэр считает, что уже.

Возрождение круизного флота: в России создали концепцию двух новых лайнеров

Специалисты АО «Объединенная судостроительная компания» создали концепции двух круизных лайнеров, которые могут совершать рейсы в арктическом регионе.

Россия поблагодарит Запад: как нам помогают газовые санкции

За прошедшую неделю российскую газовую сферу всколыхнули две новости, на первый взгляд, не связанные между собой: одна — про транспортировку сжиженного газа, а вторая — про турбины. Что же их объединяет.

«Формула Путина»: украинский транзит поживет еще год

Поскольку «Нафтогаз Украины» и «Газпром» никак не могут достичь соглашения, свое видение разрешения проблемы на высшем уровне озвучил российский президент.

Озвучена минимальная цена на водку, которую хотят повысить с 2020 года

Минимальные цены на алкоголь устанавливаются Минфином с 2009 года в целях борьбы с теневым производством. Сейчас в России действуют минимальная розничная цена на водку в размере 215 рублей за 0,5 литра, на коньяк — в размере 388 рублей за 0,5 л, на шампанское — в размере 164 рубля за 0,75 л. Кроме.

Сайменский канал.

В 1826 году на заседании городских судов Саволакса и Карелии решено было отправить в Санкт-Петербург депутацию крестьян к только что вступившему на престол императору Николаю I, чтобы тот нашел возможность соединить озерный край с приморскими городами.
Николай I принял и выслушал депутатов, повелел произвести необходимые изыскания.
Но реальных средств не было, поэтому к прокладке канала так и не приступили.

Читать еще:  Тоннель Сэйкан, Япония - обзор

В 1834 году губернатор Выборгской губернии Август Рамзай вновь поднял вопрос о канале. Ход делу дали генерал-губернатор Финляндии князь Александр Меньшиков и начальник финансовой экспедиции, энергичный сенатор Ларс (Лаврентий) фон Гартман.
В Выборге был учрежден комитет для составления плана и сметы, были подготовлены технические расчеты.
Интерес Николая I к этому проекту объяснялся тем, что растущая российская столица испытывала постоянную потребность в пиломатериалах, поступавших в нее с территории Саймы.
Проект канала был принят и в мае 1845 года начались строительные работы.

Строительство шло с мая 1845 по 1856 год.
Строительство канала обошлось Финляндии дороже, чем годовой бюджет, около 3 миллионов рублей.

Срок окупаемости рассчитали без малого 25 лет. Это было крупнейшее строительство того времени. Активно использовали помощь иностранцев, главным образом шведских специалистов, поскольку в России не было опыта строительства каналов в скальном и холмистом ландшафте.
В Швеции уже были построены каналы Трольхеттан и Гёта-канал, которые послужили образцом.
Впервые в Финляндии был использован порох в горных работах.
Канал проходил по территории двух уездов Выборгской губернии: Лаппвесиский и Страндасский.

В начале 1855 года Николай I скоропостижно скончался, не застав завершения строительства Сайменского канала. На российский престол взошёл его сын, Александр II.

При строительстве Сайменского канала в 1845 – 1856 годах на канале были сооружены 15 шлюзов из гранита, укрепленных цементом.
В некоторых источниках можно встретить сведения о 28 шлюзах на Сайменском канале.
Эта цифра объясняется тем, что некоторые шлюзы старого Сайменского канала были двух- и трёхкамерные. Камеры шлюзов имели сквозную нумерацию. Поэтому двухкамерные шлюзы имели двойные номера, а трёхкамерные – тройные.
Всего на старом Сайменском канале имелось 7 однокамерных, 3 двухкамерных и 5 трёхкамерных шлюзов.
Общее количество шлюзовых камер на всех шлюзах Сайменского канала равнялось 28.

Сайменский канал стал крупнейшим шлюзовым каналом Финляндии,
его доля в канальных грузоперевозках во второй половине XIX века превышала 50 %, да и в первые годы XX века оставалась значительной.
Помимо этого, канал способствовал развитию туризма.

После 1917 года и появления государственной границы между каналом и Петроградом
судоходство по каналу продолжалось, хотя пассажирские перевозки сильно сократились, лишившись основных пассажиров – состоятельных петербуржцев.

В 1920-х годах началась первая реконструкция Сайменского канала, в ходе которой размер шлюзов должен был быть увеличен, и количество шлюзов сокращено.
Реконструкция канала проводилась без остановки судоходства на канале.
Новые шлюзы строились рядом со старыми, в то время как старые продолжали работать.

Реконструкция канала не была закончена из-за начавшейся в 1939 году Советско-Финской войны, после которой Сайменский канал оказался разделён на две части Советско-Финляндской границей.

Непосредственно перед Советско-Финской войной финны провели подготовку для использования канала в качестве заграждения.
Были построены плотины, чтобы обеспечить затопление территории, прилегающей к каналу, если советские войска прорвут линию Маннергейма.
Затопление было произведено, но это не остановило Красную Армию.

После Советско-Финской войны граница СССР и Финляндии
прошла таким образом, что канал оказался частично на советской, частично – на финской территории, так что для его использования требовалось межгосударственное соглашение, для достижения которого условия были неподходящие.

После того, как в 1941 году Финляндия завоевала отошедший в предыдущем году Советскому Союзу Карельский перешеек, канал привели в рабочее состояние и использовали для снабжения армии, а позже – для эвакуации военных и мирных жителей Карельского перешейка.

После заключения перемирия канал снова оказался на территориях двух стран, и движение по нему прекратилось. Кроме того, за почти сто лет, прошедшие с момента постройки, сооружения канала обветшали и нуждались в масштабной реконструкции.

Уже с 1948 года по инициативе Финляндии велись переговоры о предоставлении южной части канала, оказавшейся в СССР, в аренду Финляндии.
Процесс шёл медленно, главным образом из-за противодействия идее в самой Финляндии – оппозиция активно критиковала политиков, пытавшихся договориться об аренде, поскольку заключение такого договора стало бы косвенным признанием Финляндией установившихся по завершении войны границ с СССР.

Тем не менее, 27 сентября 1962 года был заключён договор о передаче в аренду Финляндской Республике советской части Сайменского канала и острова Малый Высоцкий для перегрузки и складирования грузов на 50 лет до 2013 года.
В арендованные территории также вошёл участок между автодорогой Нуйямаа – Брусничное и самим каналом. Площадь переданных в аренду земель (без острова Малый Высоцкий) составила 9,67 кв. км, водной акватории – 1,91 кв. км. В 1963 году двумя странами договор был ратифицирован.

По договору Финляндия приняла обязательства в течение пяти лет провести коренную реконструкцию Сайменского канала, а Советский Союз – построить на этом канале мосты и некоторые другие сооружения на средства, выделенные Финляндией.

Сайменский канал стал для Юго-Восточной Финляндии ключевой транспортной артерией, которая обеспечила ей доступ на мировой рынок и способствовала экономическому росту этого региона.

Cрок аренды Финляндией российской части канала истекал 1 января 2013 г. Договор между Российской Федерацией и Финляндской Республикой об аренде Финляндской Республикой российской части Сайменского канала и прилегающей к нему территории и об осуществлении судоходства через Сайменский канал вступил в силу 17 февраля 2012 г., а аренда канала была продлена до 2063 г.

Читать еще:  Бангладеш, Бангладеш - обзор

Правовой режим канала определяется межгосударственным договором. На арендуемой территории Финляндия может осуществлять строительство инфраструктуры, необходимой для эксплуатации канала, а также сдавать определённую часть территории в субаренду, но не имеет права использовать недра и леса на арендуемой территории.

Финляндия ежегодно в своём бюджете закладывает до 10 млн евро на содержание гидротехнических сооружений и минимизацию тарифов, чтобы обеспечить рабочие места и поддержать грузопоток озёрной части Финляндии.

Максимальная проектная пропускная способность канала за навигационный период составляет 11,5 тыс. судов в обоих направлениях, максимальный грузооборот оценивается в 4,6 млн т. Продолжительность навигации устанавливается ежегодно по согласованию сторон в зависимости от ледовых условий (в 2014 г. канал был закрыт с 27 января до 5 апреля для проведения ремонтных работ). Движение осуществляется круглосуточно.
Финны сразу же начали реконструкцию. В 1963 – 1968 годах шлюзы были укрупнены. Вместо старых 14 шлюзов были построены 8 современных шлюзов большего размера. Канал был заново открыт 5 августа 1968 года президентом Финляндии Урхо Кекконеном.

Большая часть новых шлюзов были построены рядом со старыми, поэтому многие старые шлюзы частично сохранились. Некоторые из них стали использоваться в качестве водосливных каналов.

В результате характеристики судоходной трассы канала следующие:

Наименьшая гарантированная глубина 5 м, проходная рекомендуемая осадка 4,2 м.
Перепад уровня воды между озером Сайма и Финским заливом 75,64 м.

· длина:
— общая протяженность – 57,3 км (34 км – в России, 23,3 км – в Финляндии);
— внутреннего водного пути – 42,9 км (19,6 км – в России, 23,3 км – в Финляндии);
— морского фарватера – 14,4 км.
· ширина – от 34 до 55 м;
· глубина (наименьшая) – 5 м;
· перепад уровней между озером Сайма и Финским заливом – 75,7 м.

· Размеры камер шлюзов:
— длина – 85,0 м,
— ширина – 13,0 м,
— глубина на пороге – 5,2 м.

На территории Финляндии расположены три шлюза:
· Мялкия (Мялкиа) Mälkiä (12,4 м)
· Мустола Mustola (7,2 м)
· Соскуа Soskua (8,3 м)

На территории России — пять:
· Пялли Pälli
· Илистое
· Цветочное
· Искровка
· Брусничное

Самый большой шлюз – Мялкия, перепад уровня – 12,4 м. Самый маленький шлюз – Цветочное, перепад уровня – 5,5 м.

Использованы материалы:

163 года назад в российской Финляндии построили Сайменский канал

7 сентября 1856 года в честь коронации императора Александра II открыт Сайменский канал в Финляндии.

Торжественное открытие Сайменского канала было приурочено ко дню коронации Александра II. Новый канал соединил озеро Сайма (сегодня — Финляндия) и Финский залив в районе Выборга (Россия). Длина канала составила 54,5 (57,3 км) версты, на нем было построено 28 шлюзов.

Попытки построить этот канал предпринимались еще в начале 16 века. Более серьезно к этому проекту подошли в период правления Екатерины II, но из-за дороговизны реализация так и осталась только на бумаге.

Только в 1834 году в Выборге был создан специальный комитет для составления плана и сметы постройки канала. И в 1845 году строительство началось в царствование Николая I. Однако, готового проекта он увидеть не успел. Торжественное открытие канала состоялось (26 августа) 7 сентября 1856 года и было приурочено ко дню коронации нового российского императора Александра II.

Значение Сайменского канала было знаковым для Финляндии, которая в то время находилась в составе Российской Империи. Канал стал символом экономического роста Финляндии, придал ритм ее хозяйственной жизни.

После 1917 года Финляндская республика получила независимость. В связи с этим она получила территории Карелии, Выборг и Сайменский канал, который до Второй мировой войны являлся основной водной транспортной магистралью страны.

В 1944 году, по соглашению о перемирии, к СССР снова отошел юго-восток Финляндии, включая часть Сайменского канала. Из-за этого канал по большому счету перестал работать. Для возобновления судоходства по нему была необходима не только реконструкция оборудования и сооружений, но и заключение соглашения между странами.

Обсуждение данного вопроса на межгосударственном уровне было начато в 1954 году и продолжалось до подписания договора в 1962 году, по которому советская часть канала была передана в аренду на 50 лет Финляндской Республике. Именно Финляндия и взяла на себя ремонт и содержание канала в рабочем состоянии.

На сегодняшний день Сайменский канал успешно функционирует, движение судов осуществляется круглосуточно. Из общей протяжённости канала Финляндии принадлежат 23,3 км, России — 34 км (включая 14,4 км подходного фарватера в Выборгском заливе). Финляндия взяла в аренду 19,6 км российской части канала (от шлюза «Брусничное») и прилегающую территорию. Срок аренды пролонгирован до 2063 года.

16 ноября 2011 года президент России Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Финляндской Республикой об аренде Финляндской Республикой российской части Сайменского канала и прилегающей к нему территории и об осуществлении судоходства через Сайменский канал». А уже в феврале 2012 года договор вступил в силу.

А на берегу самого канала в финской части до сих пор стоят две гранитные плиты, на которых выгравированы имена двух русских царей — Николая I и Александра II.

Источники:

http://finobzor.ru/78033-plany-na-saymenskiy-kanal-finny-gotovy-razvivat-marshrut-cherez-rf.html
http://7dogs.livejournal.com/823437.html
http://desktop.aftershock.news/?q=node/786592

Ссылка на основную публикацию