Шоссе Лех-Манали, Индия — обзор

Шоссе Лех-Манали, Индия — обзор

Высокогорное шоссе Манали-Лех считается одним из самых красивых в мире и точно самым-самым в Индии во всех рейтингах. Прелесть конкретно этой дороги относительно почти всего мирового «топа» в том, что это не 20 минут красоты, не 2 часа, а 2-3 дня пути нескончаемых красот без перерыва. Когда короткая дорога, ощущение прекрасного не успевает накрыть, а здесь с головой и не дает вынырнуть. По моему личному мнению, это самая красивая дорога мира.

Здесь ролик, коротко показывающий всю мякотку. А внутри поста дам гору подробных практических советов тем, кто туда соберется поехать, чего мне не хватало, ну и все остальные ролики из путешествия с чувством, с толком.

Итак, советы.

1. Дорога открыта несколько месяцев в году, открывается где-то в конце мая или июне. Знакомые индийцы, увлеченные треккингом, советовали ехать где-нибудь в конце июля или в августе. Я сам не люблю пики сезона и стараюсь ездить чуть раньше или чуть позже, чтобы поменьше людей было. В Гималаях это не очень актуально — вы будете крайне редко видеть людей, можно ехать в самое пиковое время. Раньше июля есть проблема с тем, что, во-первых, холоднее, но это решается нормальной экипировкой, и другая проблема, что больше грязи и талого снега по обочинам. Смысла ехать раньше посмотреть на снег нет, потому что он грязный в копоти от грузовиков. Уж россиянам точно эта картина не нова. В июле-августа тепло (я половину дороги без перчаток ехал, к примеру) и более сухо, хотя грязных участков предостаточно.

2. Почему не нужно бояться толпы? Манали-Лех — очень высокогорная дорога, построенная для военных целей, где посередине пути есть место с поселениями и все. Утром путешественники отправляются из дальних точек в направлении друг друга и встречный транспорт, не считая редких военных грузовиков и бензовозов, начинается где-то в полдень. Ехать совсем быстро невозможно, поэтому у всех плюс-минус одна скорость передвижения. Т.е. можно ехать полчаса и не встретить ни одной души. Когда я выезжал обратно из Лех в 5 утра, я вообще часа полтора ни одной машины не видел.

3. Если цель арендовать мотоцикл, то лучше лететь в Лех. Если арендовать мотоцикл в Лех, можно свободно получить разрешение съездить еще в долину Нубра, к озеру Банг Тао и т.д. беспрепятственно. С арендованными мотоциклами в Манали (другой штат) возникают проблемы из-за новых правил. А если вы поедете в одиночку, то начинайте лучше с Манали, все равно дальше Лех пускают только группами от двух мотоциклов, либо придется с какой-то группой туристов проехаться. Опять же, я не пробовал, так мне объяснили в бюро Лех, где выдают пермиты (разрешения) на посещение окрестных пограничных районов. Эту же информацию подтвердили два человека из разных турбюро.

4. Да, Лех более высокогорный, чем Манали, и возможно развитие горной болезни, а это совсем не шутки. Например, небезызвестного Сергея Долю из Лех фактически эвакуировали, не помогли даже кислородные баллоны. Все, кого я знаю из тех, кто ездил по этой дороге, имели горнячку первых стадий и когда уезжали, были счастливы, что все это, наконец, закончилось (с другой стороны, конечно, печальны). Если вы знаете, что у вас есть склонность к горнячке, начинайте в любом случае с Манали для мягкой адаптации к высоте. Если из Лех, то рекомендуется перед выездом побыть там дня 3-4. Я не медик, но мне кажется, это можно в домашних условиях определить так. Если вы не можете переносить отсутствие свежего воздуха и бежите открывать окна в любой непонятной ситуации, и никогда не были в горах выше 4000 м — с высокой вероятностью будете страдать.

5. Обязательно наберите с собой таблеток, витаминок и т.д. для профилактики горной болезни, лечения горной болезни и т.д. Информации полно на сайтах альпинистов, как подготовиться и т.д. Я, честно говоря, пропустил момент, что надо заранее начинать пропивать таблеточки перед восхождением, поэтому ничего и не делал, но даже если нет склонности к горнячке, уж лучше перестраховаться, чем мучиться.

6. Ночевку планируйте в Кейлонге или Джиспе (они рядом и не принципиально). Даже если тихоходом ехать из Лех или Манали — туда к вечеру доберетесь 100%, и не надо планировать ночевку в палаточных лагерях — все они будут выше 4000 м и это только обострение горнячки. Я из Манали в Джиспу туда ехал в дождливую погоду где-то часов 5 максимум. Обратно в хорошую погоду и подпривыкнув к мотоциклу — 3 с половиной часа. И это я не гнал со всей дури. Из Манали вообще излишне аккуратно полз. Из Лех в Джиспу у меня получилось 10 часов дороги с едой, перекрытиями дороги на 2 часа, очередью на заправке, беготней на перевалах и т.д. Т.е. ничего сложного даже за день проехать все шоссе.

Читать еще:  Международный музей НЛО, США - обзор

7. Полезная информация есть по шоссе в Википедии. Русская статья про Лех-Манали унылая, а английская, которая ищется по «Leh–Manali Highway», имеет массу пользы. Обязательно ее почитайте и где-то зафиксируйте (я скриншотов понаделал).

8. Большую часть дороги нет не то, что интернета, а связи вообще, имейте ввиду. Даже в поселке Джиспа у меня ни одна индийская симка не ловила вообще. Предупредите родных и близких, что может быть ситуация, когда вы на пару дней пропадете по техническим причинам.

9. Как навигатор использовал Google-карты в оффлайн-режиме, но вообще им не пользовался, дорога одна. Возле Кейлонга есть развилка, откуда можно поехать не в Манали, а восточнее, но тоже не проморгаете. Я сам обычно в горах навигатор включаю, чтобы углы поворотов заранее видеть, но по этой дороге избыточно, т.к. скорость движения очень низкая и всегда есть риск, что выскочит на тебя грузовик, дорога очень узкая. Соответственно, закрытые повороты все равно проходятся предельно аккуратно, чтобы можно было спрятаться на обочину и т.д.

10. В Манали и Лех можно купить все недостающее. Канистры, баффы, перчатки, экипировку, дождевики, гермомешки, рюкзаки и т.д. Это все стоит копейки относительно российских цен, поэтому можно с собой не тащить. Например, канистру в Манали я купил рублей за 60, два баффа (свой дома забыл) тоже рублей по 50. Настоятельно рекомендую купить резиновые сапоги, т.к. на участке Джиспа-Лех достаточно много приходится ехать через ручьи. Да, на обратном пути я дерзко проезжал, не касаясь ногами воды, и ноги не промокли, а когда в первый раз ехал, промочил прям с утра. При этом, у меня сапоги с гортексом, но чуток порвана мембрана — туда все и протекло.

11. Заправки есть на выезде из Манали, на выезде из Лех и в Кейлонге. Больше нет. Если прям совсем край, можно будет купить из бутылок — изредка по пути попадаются ларьки с чаем и перекусом, но он может быть разбодяженный. Все едут с канистрами, поэтому, опять же, у путешественников тоже можно чуток отлить. Для Himalayan нужно взять одну канистру бензина 5 л — это избыточно, но пусть будет, вдруг у вас карбюратор переливает бенз. Если начнутся проблемы с карбюратором, хотя бы можно всегда точно определить, что дело не в недостатке бензина, прежде чем бездумно накручивать регулировки. Для Буллета и Тандербёрда возьмите либо 2 канистры по 5 литров, либо одну по 10 литров.

12. Если разница в цене аренды небольшая и по росту подходит, берите Himalayan, а не Bullet. У Himalayan подвеска идеально заточена для путешествия по этим местам. Во-первых, скорость передвижения выше, мягче попке, при этом не важно, если вы на скорости в яму попадете или что-то подобное. На Bullet на кочках все стучат днищем. И стоковая резина у Himalayan хорошая. Идеальный мотоцикл для такого маршрута — не разочаруетесь. Если путешествуете вдвоем, то лучше Bullet 500, а еще лучше Thunderbird 500. 350 и 400 см очень плохо тянут двоих человек даже в обычных горах, даже когда с кислородом проблем нет. Особого бездорожья нет, на этот счет можно не заморачиваться — проедет любой скутер, в крайнем случае. Вопрос только в комфортности подвески.

13. Экипировка. Я брал с собой куртку и штаны с гортексом. Идеально подходит для здешних мест, потому что то моросит дождь, то не моросит, и утром влажный туман, от которого одежда промокает, но в то же время особого холода и нет — я под куртку только майку надевал. Но дождевик и пара теплых кофт тоже пойдут. По качеству защиты говорить ничего не стану — это субъективно. Брал с собой обычные перчатки летние перфорированные — мне было их вполне достаточно. Играться с газом и сцеплением приходится часто, поэтому лучше не брать толстые. Если холодно, под обычные перчатки надевайте внутренние тонкие термоперчатки (в туристических и лыжных отделах продают такие). Обязателен бафф, который закроет лицо и шею, т.к. все открытые участки тела обязательно обгорят.

14. Чуть не забыл. Нужно получить отдельный пермит на проезд по этой дороге. Оформить можно онлайн на паре индийских сайтов — заполняете все данные, оплачиваете рублей 50 картой и вуаля. Остается только распечатать, в Манали и Лех полным полно мест, где можно распечатать.

Поехали. Будут вопросы — спрашивайте, отвечу.


Шоссе Лех-Манали, Индия — обзор

Это самый яркий эпитет, который я слышал о путешествии по Лех-Манальскому шоссе на мотоцикле. Говорят, что сочетание мощной Гималайской красоты, древней культуры и большой высоты при правильном подходе может вогнать тебя в перманентное состояние счастья. Чтобы вы понимали что это такое, напишу подробнее о маршруте нового мотопутешествия.

Читать еще:  Каньон Кали Гандаки, Непал - обзор

Эта дорога соединяет два мира. Один — зеленая тропическая Индия, другой — желтые Гималайские пустыни, отделенные стеной высоких гор. Древние индийцы считали, что известный мир как раз заканчивается этой стеной с перевалом Ротанг на севере долины Куллу. А дальше начинается открытый космос. Это примерно как лететь в наше время на самолете и понимать, что выше поднимаются только космонавты и это вроде бы известно, но лично для тебя совсем непонятно. Также и там. Через эти перевалы проходил Великий шелковый путь, но ходили по нему единицы. Как космонавты сейчас.

Через четыре высокогорных перевала древние торговцы попадали из энергичной Индии в спокойное королевство Ладакх, спрятанное далеко в Гималаях. Ладакх был частью Тибета, но потом отсоединился и чудом сохранил древнейшую бонскую и буддийскую культуру, которая в настоящее время практически уничтожена в самом Тибете. Долина реки Инд в его верхнем течении, где расположена столица Ладакха Лех до сих пор усыпана действующими монастырями, гомпами и храмами. С помощью которых можно прочувствовать древнюю Гималайскую культуру.

Все это мирно существовало до мрачного XX века, когда после ухода британцев этот регион стал ареной территориальных споров между Индией и Пакистаном. Там было целых три войны, в последней из которых (Каргильской) чуть было не применили ядерное оружие.

Из-за сложной ситуации Индии потребовалось постоянно держать в труднодоступном регионе военные базы (сейчас в Кашмире находятся от 300 до 500 тысяч индийских военных). Именно поэтому и была построена одна из самых высокогорных в мире дорог из Манали в Лех.

Короче, мы живем в удивительном мире, где невероятно красивая дорога, по которой счастливые европейцы катаются на Энфилдах, построена из-за риска ядерной войны.

Теперь про факты. Длина самого интересного участка дороги (Манали-Лех) всего около 500 километров (практически все — серпантин). Но мы собираемся ехать по ней 5-7 дней, чтобы больше останавливаться и попытаться прочувствовать место.

После города Манали (высота — 1950 метров) практически сразу начинается первый перевал Ротанг (3978 м.), после которого пердящие Энфилдами путешественники попадают в регион Лахул.

В Лахуле достаточно обжито, но колоритно потому, что 9 месяцев в году местные жители отрезаны от мира засыпанными снегом перевалами. Столица — Кейлонг (3080 м.), в котором традиционно проходит первая ночевка. Мы хотим там остаться еще на день, чтобы поездить по окрестностям.

После единственного в мире кафе, которое отмечено на картах как поселок (Зинг Зинг бар), начинается долгий подъем на второй перевал — Баралача (5030 м.) за которым начинается действительно открытый космос.

Это абсолютно безлюдная местность, для проезда по которой нужно брать канистры с бензином. Единственное, что там есть — это палаточные городки, в которых можно переночевать. Один из таких — Сарчу (4300 м.), который по совместительству является индийской военной базой на границе штатов Химачал-Прадеш и Кашмир. Там обязательно нужно заночевать!

Проснувшись, мотопутешественники лезут на следующий перевал — Лунгалача (5059 м.), который хоть и высоченный, но считается достаточно легким для пересечения. После него возникает новый палаточный городок — Панг (4600 м.), в котором также обычно все ночуют.

За Пангом находится удивительное место — долина Мор. Это пустынное плоскогорье на высоте 4800 метров, обрамленное с двух сторон Гималайскими пиками. Единственная ровная долина на всем пути.

Затем после неожиданно ровных дорог начинается суперперевал Тангланг (5328 м.), съезжая с которого ты вновь попадаешь в цивилизацию и встречаешься с великой рекой Инд. Через зеленые оазисы деревень ты финишируешь в Лехе (3500 м.), где ешь тибетские момо под звуки поющих чаш.

Но это еще не все. Самое интересное — высокий перевал Кхардунг (5602 м.), которые отделяет Лех от долины Нубра — запрятанного еще дальше в горах приграничного с Китаем региона, для посещения которого нужно получать разрешение. Там на берегу реки Шайок зеленые поселки граничат с пустынями, на которых пасутся верблюды, со скучным видом разглядывающие один из самых больших в мире ледников Сиачен.

Также мы хотим много времени провести в окрестностях Леха и съездить на озеро Пангонг (4350 м.), назание которого с тибетского переводится как «Длинный океан божественной области». В принципе это его максимально полно характеризует.

Как ехать назад пока непонятно. Возможно по той же самой дороге, возможно в объезд через столицу Кашмира Шринагар.

Летим в Дели уже послезавтра!

Буду рад вашим комментариям и замечаниям)

Больше в социальных сетях: Вконтакте Facebook Instagram

Экстремальная горная дорога Лех (Ладакх) – Манали

В Лех мы добрались через Шринагар. В Шринагар прилетели с Дели, билеты купили заранее, обошлись они в 50$, в один конец Дели – Шринагар, с человека, авиакомпания Spicejet. От туда каждое, утро начиная с 5,30 ходят джипы в Лех, можно конечно попытаться поехать на автобусе, но тогда вместо планируемых 10 часов езды, можно ехать все 16-18 часов. Переночевав в Шринагаре в хваленном хаузботе (дом на воде), в принципе было тихо, спокойно, интересно.

Читать еще:  Северо-Восточный Гренландский национальный парк, Дания - обзор

Рано утром в 5,45 отправились в Лех, в джипе сидели одни индусы, марка машины Toyota , с задними местами рассчитан на 8 пассажиров, нас пока было 7 человек. В общем, ехать было занятно, один из индусов попался очень разговорчивым, ранее работал в сфере туризма, он много нам рассказывал про Кашмир, Ладакх, еще такой не понятный для нас регион, с его культурными особенностями, традициями, людьми и огромными суровыми горами. Очень понравился город Каргиль, туристы почти отсутствуют, вовсю просматривается мусульманский образ жизни, ведь в нем 75-85% мусульман, дети ходят в формах, нет шикарных отелей, даже с трудом удалось найти сносное место для обеда. В общем настоящая индийская глубинка, в которой можно увидеть Индию, такой, какая она есть не для туриста.

В 10,00 вечера мы добрались, наконец, в Лех, итого в дороге мы были вместо планируемых 10 часов, все 14. Для Индии это нормально, более того не в далеком будущем мы поймем, что нам сильно повезло, добраться так быстро. У разговорчивого индуса, мы попросили адрес недорогого хостела, водитель прямо туда нас и привез. Про Лех должен быть отдельный рассказ, это действительно уникальное, своеобразное место. Помня про тяжесть дороги с Шринагара, долго решались ехать или не ехать по дороге Лех – Манали. Но был конец туристического сезона (сентябрь) и все дешевые авиабилеты были раскуплены, а ехать за 200 баксов Лех-Дели, не хотелось. Можно было вернутся с Дели дорогой, через которую приехали в Лех, но хотелось увидеть, что-то новое, зачем повторять маршрут. Тем более, что про дорогу Манали – Лех были наслышаны, которая местами проходит на высоте более 5600 тыс. метров. С кем из местных не советовались, все как один отговаривали ехать ею, еще хозяйка нашего хостела за день до отъезда нас обрадовала известием, упавшим автобусом с дороге Лех –Манали. Еще ситуация усугублялось постоянным серпантином, который повторяла дорога, а на высоте 5000 тыс. метров это очень не приятно, может тошнить всю дорогу, и чувствовать себя будешь отвратительно.

Дорого Манали — Лех (Ладакх)

Но мы все-таки решились. Дорога Лех — Манали занимала в лучшем случае 18-20 часов, выезжать нужно было ночью в 12,30, и если все бы закончилось нормально, то были бы в Манали вечером, или ночью. Итак, джип у нас был новенький, индийского происхождения, если не ошибаюсь Тата. Водитель оказался старый индус, причем по английский не говоривший вообще, рядом сидела Кореянка, остальные все были индусы. Старик вел машину, как-то не уверенно, сразу было видно, что за этот автомобиль он сел впервые, позднее мы выяснили, что должен был ехать его сын, но тот почему-то отправил пожилого отца, лет так семидесяти пяти, вместо себя. Ночь прошла относительно быстро, немного спали, смотрели в окно, зрелище было потрясающее высокогорная пустыня, где ничего не растет, никто не живет, такое ощущение, что находишься на отшибе мира, на краю Земли. И если так, случится, что потеряешься, то никто тебя не найдет, да и не станет искать, эта безлюдная территория тянется на тысячи километров, а кругом самые высокие горы мира – Гималаи.

Но тут начались сюрпризы, пошел снег, водитель никак не мог включить щетки, сначала закралась мысль, что просто не знает, как это делается, но потом выяснилось, что они просто-напросто не работает. Машину приходилось останавливать каждые 10-15мин. И протирать стекло тряпкой, а кругом обрывы, дорога очень узкая, машина проезжает в 30 см. от пропасти. Дальше еще интересней, водитель резко тормозит и наш багаж, который был привязан на крыше, слетает вместе с багажником. Первая мысль, неужели в пропасть и мы его никогда уже не увидим. Вылазим из машины, слава богу, он лежит перед машиной на дороге, разбираем, где чей, а в салоне машины места нет. Местные останавливают большой грузовик, и договариваются, забросит багаж ему в кузов, делаю тоже самое. Сажусь в машину, а кореянка, говорит, что багаж потом можно ждать в Манали неделями, и не факт, что найдешь. У нас самолет, через 4 дня обратно в Украину, вариант неделю ждать, явно не подходит. Выхожу из машины, а грузовик уже тронулся, пришлось бежать за ним, заметив меня, остановился.

Источники:

http://bikepost.ru/blog/82449/Puteshestvie-v-Gimalai-Leh-Manali-Highway.html
http://alexanderyork.livejournal.com/80052.html
http://e-x.com.ua/india/reviews/road

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector