Синагога Хасидут Белз, Израиль – обзор
10 синагог мира, от которых захватывает дух
Синагога — это не просто помещение, где иудеи молятся или совершают религиозные ритуалы. Зачастую это еще и красивейшее архитектурное творение с непростой историей. Наряду с другими памятниками и мемориалами синагогы нередко становятся одними из главных достопримечательностей городов. Предлагаем вам убедиться в этом, посмотрев подборку 10 самых красивых иудейских домов собраний со всего мира — от Мьянмы до Германии и от Иерусалима до Буэнос-Айреса.
Синагога Мусмеах Ешуа
Синагога Мусмеах Ешуа — сохранившееся свидетельство того, что в свое время еврейская община в Мьянме была на подъеме. На сегодняшний день это единственная синагога в этой стране. Здание было возведено в 1893-1896 гг. иракскими евреями на месте небольшой синагоги, построенной в 1854 году, и в нем до сих пор ведутся богослужения, хотя в стране осталось всего 20 евреев. Смотритель синагоги господин Сэмюэлс (чей сын организовывает туры по еврейским памятным местам страны), показывает посетителям два оставшихся свитка Торы и отводит их на верхний этаж к маленькому окошку, через которое можно фактически с высоты птичьего полета оценить красоту высоких сводов, канделябров и уникальной внутренней отделки из дерева. К сожалению, учитывая малочисленность еврейской общины в Янгоне, будущее синагоги сейчас неопределенно, поэтому если вы вдруг окажетесь в Мьянме, обязательно зайдите в Мусмеах.
Большая хоральная синагога
Роскошная Большая хоральная синагога была открыта в Санкт-Петербурге в 1893 году — и совсем недавно ее отреставрировали, вернув ей прежнее величие. Эта синагога по-настоящему огромна — ее называют второй по величине в Европе.
Высота этого здания (от центрального купола до фундамента) составляет 47 метров. Синагога, созданная в теплом мавританском стиле, может принять под своими сводами до 1200 людей — туристы также часто заходят и в уютный внутренний двор. На территории синагоги расположен кошерный ресторан и магазин кошерной продукции, где можно купить и пару сувениров — например, матрешку-раввина.
Синагога Хасидут Белз
Синагога Хасидут Белз — самая большая в Израиле. Она спроектирована по образу и подобию синагоги, которая стояла в украинском городе Белзе (Львовская область) и была разрушена во время Холокоста. Поэтому сегодня израильская синагога одновременно служит и местом религиозного служения, и символом победы над нацистским смерчем. На строительство Хасидут Белз — как и в свое время на возведение синагоги в Белзе — ушло 15 лет. В стенах здания одновременно может расположиться до 10 тысяч человек. В ее Синагогальном ковчеге высотой 12 метров может храниться до 70 свитков Торы — за это Хасидут Белз даже внесена в Книгу рекордов Гиннесса, ведь обычно в синагогах хранится не больше шести свитков. Под сводами синагоги висит 9 роскошных канделябров, в каждом из которых более 200 тысяч элементов из чешского хрусталя — благодаря этому интерьер выглядит торжественно и нарядно, словно бальный зал.
Синагога Пардеси
Синагога Пардеси — старейшая действующая синагога Индии. Она была построена в 1568 году общиной сефардских евреев, которые жили на этих землях. Слово Paradesi в некоторых наречиях этого региона означает «чужеземец, чужой», что красноречиво объясняет, насколько «своим» было это строение для местных жителей. Все простые посетители и молящиеся, которые заходят в синагогу, должны снять обувь и босыми пройтись по керамической плитке пола, расписанной вручную. Внутри синагоги собраны уникальные антикварные предметы — там есть и восточный ковер, и золотые короны, и Ковчег, в котором хранится 4 свитка Торы.
Синагога Охель Яков
Синагога Охель Яков — ивр. «Шатер Якова» — была спроектирована архитекторами Реной Вандель-Хоефер и Вольфгангом Лорхом (именно их проект победил в соответствующем конкурсе в 2001 году). Здание построено в модернистском стиле — оно представляет из себя «затянутый» в металлическую сетку куб из стекла, который стоит на каменном фундаменте. Проект символизирует один из множества шатров, в которых евреи жили во времена Исхода. Интерьер синагоги также выдержан в современном стиле — стены обшиты гладким, отполированным деревом и украшены золотыми надписями. История синагоги интересна настолько же, насколько и ее архитектура — первая Охель Яков стояла в паре кварталов от нынешней и была разрушена в 1938 году в период нацистской оккупации. Нынешняя синагога расположена на территории нового Еврейского центра, в котором также находятся Еврейский музей и, собственно, сам Общинный центр. Синагога и здание Центра соединены Коридором памяти, который посвящен 5 тысячам жителей Мюнхена, уничтоженных нацистами.
Большая синагога в Сиднее
Несведущий путешественник может спутать Большую синагогу в Сиднее с католическим собором — настолько сильно она напоминает готические французские или немецкие церкви. Она по праву считается одним из самых красивых зданий религиозной направленности в Австралии. Этот иудейский дом собрания, строительство которого завершилось в 1878 году, расположен в самом центре Сиднея, и в нем сочетаются влияния готического и византийского стилей. Эта синагога прекрасна как внутри, так и снаружи — окно-розетка во фронтоне и мощные колонны придают величественности фасаду, а голубые своды с золотыми звездами — создают торжественную атмосферу внутри здания. В синагоге регулярно проводятся экскурсии — в полдень, по вторникам и четвергам. В синагоге часто проходят культурные мероприятия — она находится в списке объектов города, которые принимают у себя Сиднейский фестиваль искусств. В частности, там проходят музыкальные представления — благодаря великолепной акустике эта синагога идеально для них походит.
Тепмло Либертад
В Аргентине находится самая большая еврейская община в Южной Америке, и там же стоит самая крупная синагога в этой части мира. Этот иудейский дом собрания — Тепмло Либертад (Храм Свободы) — расположен в самом центре Буэнос-Айреса. На фронтальной стене синагоги, как раз под каменной аркой в римском стиле находится огромная Звезда Давида. Внутри синагоги — роскошные канделябры под высокими сводами, ряды красивых деревянных лавок и красный ковер. Еврейская община Аргентины сегодня довольно неоднородна — и это отражается на служениях в синагоге. Там проводят две шаббатние службы — одну традиционную, а другую более либеральную, для молодежи.
Синагога в Сохо
Если вы хипстер и хотите сходить на иудейскую религиозную службу, отправляйтесь в синагогу Сохо. Как и большинство других помещений в этом районе, это место снаружи выглядит не тем, чем является на самом деле. Посетителям нужно попасть внутрь, чтобы понять, что это не очередной магазин (как можно было бы подумать снаружи, глядя на вход-витрину), а место, где молятся. Синагога в Сохо радикально отличается от обычных иудейских домов собрания — там еврейские религиозные практики вполне естественно сочетаются с урбанистической эстетикой. Внутри на стене этой маленькой синагоги можно увидеть нарисованную менору, а у входа — модернистский Маген Давид.
Будапештская Большая синагога
Большая синагога — это настоящее сокровище Будапешта. Построенное в мавританском стиле кирпичное здание украшено двумя высокими башнями с куполами-луковками и огромным окном-розеткой над главным входом. Интерьер синагоги настолько же величествен, как и вид снаружи — внутри расположены фрески с геометрическими узорами и механический орган. У этого здания интересная история — в небольшом доме, который стоял рядом местом, где сейчас находится синагога, родился основоположник сионизма Теодор Герцль (сейчас на этом месте находится Еврейский музей). К синагогальному комплексу также относятся Мемориальный парк Рауля Валленберга, в котором стоит памятник жертвам Холокоста — металлическая плакучая ива, — созданный по проекту скульптора Имре Варга.
Новая синагога
Новая синагога в Берлине была построена в 1866 году под влиянием архитектурного стиля, использованного в проекте укрепленной резиденции Альгамбра в испанской Гранаде. Внушительный купол на высоте 50 метров над землей украшен роскошным золотым плетением и прочими декоративными элементами в восточном стиле. По бокам от главного купола расположены два поменьше — один на левом, а другой на правом крыле. В ходе бомбардировок Берлина союзными войсками синагога (которая была переоборудована нацистами под складские помещения) очень сильно пострадала — значительная часть здания была разрушена. После падения Берлинской стены в 1989 году она стала единственной синагогой, которую отстроили буквально с фундамента — от старого здания остались лишь фронтон и восстановленный купол. В течение весны и лета (с апреля по сентябрь) все желающие могут подняться на на самый верх синагоги, на ее купол.
Двойная родина Белзских хасидов
Знаете ли вы, что на Земле есть два места с географическим названием “Белз”? И то, что находятся два Белза в разных странах и на разных континентах, при этом один из них – прямой, можно так сказать, “наследник” другого? Про городок во Львовской области в Украине слышали, конечно, многие. А его почти тезка расположился в Израиле – это один из районов Иерусалима, носящий название “Кирьят-Белз”. Какая же связь между местами, разделенными тысячами километров?
Украинский Белз – город очень старый, упоминания о нем встречаются в “Повести временных лет”. Белз был одним из крупнейших городов Галицкой Руси, затем – столицей удельного Белзского княжества и центром воеводства в составе Польши. Постепенно Белз утратил стратегическое значение центра региона и превратился в местечко, сегодня это один из самых маленьких городов Украины – приблизительно 2,5 тыс. жителей.
Евреи впервые пришли в Белз еще в начале 15 в. Как и в других городах, еврейская община жила обособленно, основав для себя отдельный район. Впоследствии он получил название Люблинское предместье. После разрушения города татарами в 1502 году король Сигизмунд І в целях восстановления городской экономики разрешил магистрату выдавать жителям право на производство вина, при условии оплаты определенного налога. Это право стали активно приобретать евреи.
В 1517 году местные жители в лучших традициях того времени накатали королю коллективную жалобу – мол, евреи такие-сякие, из-за них мы убытки терпим, нужно запретить им торговать. Однако, у евреев оказались документы, в которых указывалось, что предыдущий правитель предоставил им право на торговлю наравне со всеми жителями города. На этом основании Сигизмунд отклонил жалобу. Но хоть что-нибудь не поиметь с евреев при этом было бы нарушением другой традиции, поэтому для общины был установлен новый налог – 2 польские марки в год на строительство городских укреплений. Налог, что интересно, был не постоянный, а только на то время, пока работы не будут полностью окончены. Т.е. до прихода Машиаха, плюс еще пару лет.
Спустя 40 лет, в 1557 году, аборигены таки напакостили – очередная жалоба была направлена против владельцев питейных заведений. В этот раз король Сигизмунд Август гласу народа внял – евреям была запрещена деятельность в этой области, торговля алкоголем отныне дозволялась только христианам.
К середине 16 века в городе проживало около 200 евреев, которым принадлежало 32 домовладения. В городе действовала синагога, была построена миква и другие общинные здания. К началу 17 века численность еврейского населения немного уменьшилась – по люстрации 1616 года в Белзе числилось 29 еврейских домовладений.
Вовремя хмельниччины казацкие войска подошли к Белзу, но город выплатил большую контрибуцию, и казаки не стали его штурмовать. Большая часть денег для контрибуции была выделена, естественно, еврейской общиной. Тем не менее, в окружающих Белз селах было убито около 200 евреев.
В течение Северной войны между Швецией и Речью Посполитой Белз был практически полностью разрушен. Для его восстановления король Ян ІІ Казимир применил проверенный метод – пообещал евреям привилегии. В 1665 году между городским магистратом и еврейской общиной было заключено соглашение, согласно которому евреям во всех вопросах предоставлялись равные права с христианами; соответственно, на них распространились общие правила налогообложения и ответственности перед городским судом в случаях споров между ними и другими жителями города. Внутренние судебные разбирательства между евреями производились же общинным судом. После принятия этого соглашения евреи стали приобретать земельные участки и за пределами Люблинского предместья, в том числе в центральной части города и вокруг площади Рынок.
В 1765 году в Белзе и соседних деревнях проживало 716 евреев.
В 1816 г. Белз стал одним из центров хасидизма и резиденцией хасидской династии, одной из самых значительных в Галиции, а в последствии и во всем еврейском мире. Основал ее рабби Шалом Рокеах, ученик “провидца из Люблина” Яакова Ицхака га-Леви Горовица, по рекомендации которого и был назначен раввином в Белз.
Рабби Шалом был известным каббалистом и вообще очень незаурядной личностью. Носил он скромное прозвище Сар Шолом – “Князь Мира”. В 1843 году Сар Шолом строит величественную синагогу по уже каноническому к тому времени в еврейском зодчестве образцу оборонных синагог 16 века, хотя надобность в таких защитных сооружениях, естественно, давно отпала. Но не мог же цадик с таким именем молиться в какой-нибудь халупе, в конце концов.
Рабби Шалом Рокеах умер в 1855 году, 23 числа месяца элуль по еврейскому календарю – ровно за неделю до наступления Нового года. Согласно белзской легенде, это произошло не случайно – ангелы специально забрали цаддика в это время, чтобы он на празднике был кантором в Небесной синагоге. Неделя, видимо, понадобилась для репетиций.
Сын и преемник основателя династии, рабби Йегошуа Рокеах, тоже был личностью весьма интересной. Он организовал в Белзе боевую организацию “Махзикей га-дат” (“Держащие религию”), предназначением которой было силовое противодействие организации “Шомер Исроэль”, ориентированной на идеи Гаскалы. Йегошуа Рокеах первым из хасидских лидеров начал издавать собственную газету – еженедельник “Коль махзикей га-дат”.
В середине 19 века Белз начал увядать. К 1859 году в городе насчитывалось всего 3500 жителей, из них 1783 – евреи (51% от всего населения).
Во время Первой мировой войны Белз, принадлежавший в то время Австрии, захватили русские войска. Город был почти полностью разрушен, белзский Ребе со своим двором вынужден был бежать в Венгрию. Только в 1925 году рабби Иссахар Дов восстановил хасидский двор в Белзе.
В начале 20 века в Белзе образовалась сионистская организация. Благодаря ее деятельности часть хасидов репатриировались в Палестину, несмотря на то, что вообще хасидское движение было настроено резко отрицательно по отношению к сионизму.
В октябре 1939 года согласно пакта Риббентропа – Молотова Белз заняли немецкие войска. В городе был создан еврейский рабочий лагерь, в который согнали всех не успевших эвакуироваться евреев Белза, а также евреев из соседних сел и местечек. Всего в лагере оказалось приблизительно 1500 человек. В июне 1942 г. около 1000 из них были депортированы в Собибор, в сентябре того же года – все оставшиеся. Синагога была разрушена.
Четвертый белзский Ребе Аарон Рокеах сумел перебраться из Белза в Краковское гетто. Одним из промежуточных пунктов был оккупированный уже городок Перемышляны, расположенный недалеко от Белза, и здесь рабби Аарон едва не погиб. Нацисты согнали евреев, среди которых был и он, в местную синагогу, заперли вход и подожгли здание. Спас всех местный священник, бывший капеллан Украинской Галицкой армии Омелян Ковч. Он пробился сквозь толпу и на немецком языке, которым владел в совершенстве, закричал на солдат. Те в замешательстве отступили, и отец Омелян сумел открыть двери горящего здания. В перемышлянском городском музее есть картина местного художника с красноречивым названием: “Отец Омелян Ковч спасает из горящей синагоги рабина из Белза”
Омелян Ковч был отправлен в концентрационный лагерь Майданек, где умер в 1944 году. До конца своих дней он оказывал помощь другим заключенным лагеря. Институтом Яд Вашем отец Омелян Ковч удостоен звания Праведника народов мира.
А вот Белзский Ребе вошел в историю, к сожалению, не только фактом своего чудесного спасения украинским священником. Из Краковского гетто он с помощью высокопоставленного офицера венгерской разведки перебрался в Будапешт, и вскоре смог получить право на выезд в английскую подмандатную Палестину. Перед репатриацией он выступил перед своими хасидами в Будапеште и предрек, что с ними никакой беды не случится. Через несколько месяцев начались депортации венгерских евреев в лагеря смерти.
После 1945 года в Белз вернулось около 200 евреев, бывших в эвакуации или служивших в армии. Вскоре все они выехали из СССР.
Так как же появился Белз №2? Белзский Ребе поселился в Бней-Браке, где восстановил хасидский двор. К нему стекалось множество хасидов, потерявших своих цаддиков во время Шоа, и вскоре белзский хасидизм стал одним из самых многочисленных хасидских течений не только в Израиле, но и во всем мире. В отличие от многих других еврейских религиозных движений, белзские хасиды приняли активное участие в политической жизни Израиля, влившись в партию “Агудат Исраель”. Это привело белзский двор к значительным разногласиям с другими хасидскими направлениями, не признающими Государство Израиль.
Со временем белзский хасидизм по количеству приверженцев вышел на второе место среди всех хасидских течений после сатмарского. Двор переезжает в Иерусалим, где основывает отдельный район – Кирьят Белз. В его центре хасиды возводят роскошную синагогу, своим внешним обликом напоминающую разрушенную нацистами синагогу Белза. Сегодня она является крупнейшей синагогой Иерусалима – Сар Шолом был бы доволен. Согласно очередной белзской легенде, приход Машиаха начнется именно отсюда. Поэтому, если хотите в это время оказаться в первых рядах, приезжайте в Кирьят Белз и предъявляйте украинский паспорт – земляки легендарного цаддика вполне могут рассчитывать на льготные условия. Но следует поторопиться, ведь это может произойти совсем скоро.
В оригинальном же Белзе хоть евреи и давно не живут, забыть о них окончательно местным жителям не дают. Ежегодно сюда приезжают до 10 тысяч хасидов со всего мира, желающих помолиться на могилах цаддиков – основателей династии. Для паломников построена гостиница с синагогой, есть миква. И ни в одном бывшем штетле я не видел, чтобы пустое место, на котором стояла давно разрушенная синагога, было занесено в официальный перечень памятников истории Украины.
Примерно так выглядел весь комплекс.
Автор фото: Евгений Шнайдер
Использованы материалы:
Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Hasidic dynasty of Belz, Wikipedia
Еврейская Вики-энциклопедия
Электронная еврейская энциклопедия
Синагога Хасидут Белз, Израиль
Год появления: 1995.
У синагоги много интересных особенностей, с момента постройки она является самой большой на территории Израиля. Высота установленного в ней синагогального ковчега составляет 12 метров, единовременно в нем может поместиться до 70 свитков Торы. Этот уникальный показатель позволил синагоге Хасидут Белз стать рекордсменом Книги рекордов Гиннеса. Особого внимания заслуживают и украшающие зал роскошные канделябры, каждый из них составлен из 200 000 хрустальных элементов. Для изготовления люстр использовали лучший чешский хрусталь. Далее – Синагога в Сохо
Синагога Хасидут Белз и достопримечательности вокруг
Synagogue Hasidut Belz окружен несколькими туристическими развлечениями. Великолепный храм Иерусалима Church of St. Thomas дислоцируется в нескольких минутах езды. Заодно, можно тоже осмотреть замковый ансамбль Rabadh Castle, расположенный в шестидесяти км. Торговый район Ben Yehuda Street), наилучший кандидат для закупок в Израиле, находится всего в двух минутах езды на машине.
Двигаемся далее. Одна из самых знаменитых в Иерусалиме арт-галерей, Jerusalem Artists House, находится всего лишь в двух минутах на машине. Из развлечений в Израиле стоит порекомендовать уникальный зоопарк Jerusalem Bird Observatory недалеко. Плюс к этому, попутно, можно съездить с семьей в тематический парк Nahshonit (сорок километров). Замечательный аквапарк Nachshonit Park предоставляет возможность насладиться водными горками и водопадами лишь в сорока километрах. Вдобавок к этому, к сведению ценителей активного отдыха, в каких-то семи километрах ждет своих посетителей уникальный парк Aqwa Bella.
Источники:
http://jewishnews.com.ua/society/10-sinagog-mira-ot-kotoryix-zaxvatyivaet-dux
http://ujew.com.ua/dvojnaya-rodina-belzskih-hasidov
http://www.orangesmile.com/extreme/ru/famous-synagogues/synagogue-hasidut-belz.htm