Собор Рождества Пресвятой Богородицы, Россия – обзор
LiveInternetLiveInternet
–Рубрики
- АРХИТЕКТУРА (2895)
- Архитектура мостов 1 (34)
- Архитектура мостов 2 (49)
- Архитектура мостов 3 (49)
- Архитектура мостов 4 (1)
- Архитектура театров (25)
- Архитектура удивительная 1 (49)
- Архитектура удивительная 2 (46)
- Архитектура удивительная 3 (4)
- Замки,дворцы Австрии (43)
- Замки,дворцы Азии,Африки 1 (46)
- Замки,дворцы Азии,Африки 2 (23)
- Замки,дворцы Америки (33)
- Замки,дворцы Англии 1 (50)
- Замки,дворцы Англии 2 (50)
- Замки,дворцы Бельгии (43)
- Замки,дворцы Германии 1 (50)
- Замки,дворцы Германии 2 (50)
- Замки,дворцы Германии 3 (50)
- Замки,дворцы Германии 4 (50)
- Замки,дворцы Европы 1 (50)
- Замки,дворцы Европы 2 (50)
- Замки,дворцы Индии (47)
- Замки,дворцы Ирландии (28)
- Замки,дворцы Испании, Португалии1 (49)
- Замки,дворцы Испании, Португалии2 (27)
- Замки,дворцы Италии 1 (48)
- Замки,дворцы Италии 2 (43)
- Замки,дворцы мира (28)
- Замки,дворцы Польши (37)
- Замки,дворцы Прибалтики (30)
- Замки,дворцы России 1 (50)
- Замки,дворцы России 2 (46)
- Замки,дворцы России 3 (25)
- Замки,дворцы Скандинавии 1 (48)
- Замки,дворцы Скандинавии 2 (10)
- Замки,дворцы Украины,Беларуси (45)
- Замки,дворцы Франции 1 (47)
- Замки,дворцы Франции 2 (47)
- Замки,дворцы Франции 3 (47)
- Замки,дворцы Франции 4 (47)
- Замки,дворцы Франции 5 (48)
- Замки,дворцы Франции 6 (46)
- Замки,дворцы Франции 7 (19)
- Замки,дворцы Чехии, Словакии 1 (50)
- Замки,дворцы Чехии, Словакии 2 (20)
- Замки,дворцы Шотландии (48)
- Кремли (48)
- Мечети, мавзолеи 1 (47)
- Мечети, мавзолеи 2 (19)
- Монастыри 1 (45)
- Монастыри 2 (48)
- Монастыри 3 (48)
- Монастыри 4 (48)
- Монастыри 5 (48)
- Монастыри 6 (21)
- Соборы 1 (49)
- Соборы 2 (47)
- Соборы 3 (46)
- Соборы 4 (47)
- Соборы 5 (21)
- Храмы 1 (50)
- Храмы 2 (50)
- Храмы 3 (46)
- Храмы 4 (38)
- Церкви 1 (49)
- Церкви 2 (47)
- Церкви 3 (49)
- Церкви 4 (49)
- Церкви 5 (50)
- Церкви 6 (44)
- Церкви 7 (16)
- АУДИО (46)
- Аудиокниги разных авторов (24)
- Аудиосказки (16)
- Аудиоспектакли (6)
- ВСЁ ДЛЯ ДОМА (156)
- Дачка (34)
- Идеи для дома (23)
- Полезные советы 1 (46)
- Полезные советы 2 (21)
- Полезные советы 3 (33)
- ЗДОРОВЬЕ (435)
- Диабет (43)
- Здоровье (нужное) 1 (33)
- Здоровье (нужное) 2 (35)
- Здоровье (нужное) 3 (33)
- Здоровье (нужное) 4 (18)
- Здоровье – разные вопросы 1 (42)
- Здоровье – разные вопросы 2 (40)
- Косметология (12)
- Массаж, самомассаж 1 (31)
- Массаж, самомассаж 2 (20)
- Релакс голоса птиц 1 (45)
- Релакс голоса птиц 2 (12)
- Упражнения, гимнастика 1 (34)
- Упражнения, гимнастика 2 (37)
- ИНТЕРЕСНОЕ (593)
- Интересное- разное 01 (49)
- Интересное- разное 02 (48)
- Интересное- разное 03 (38)
- Интересное- разное 04 (40)
- Интересное- разное 05 (43)
- Интересное- разное 06 (43)
- Интересное- разное 07 (49)
- Интересное- разное 08 (46)
- Интересные факты 1 (50)
- Интересные факты 2 (50)
- Интересные факты 3 (50)
- Полезные сайты 1 (37)
- Полезные сайты 2 (16)
- С миру по нитке (31)
- ИСКУССТВО (344)
- Антиквариат (23)
- Живопись 1 (46)
- Живопись 2 (46)
- Музеи мира 1 (40)
- Музеи мира 2 (40)
- Музеи мира 3 (3)
- Разное (25)
- Резьба по кости, камню и др. (26)
- Скульптура (39)
- Фарфор, керамика (30)
- Эмаль перегородчатая (22)
- ИСТОРИЯ (604)
- Женщины известные 1 (46)
- Женщины известные 2 (48)
- Женщины известные 3 (47)
- Женщины известные 4 (48)
- Женщины известные 5 (9)
- Личности в истории (20)
- Люди в истории (5)
- Правители Великобритании (40)
- Правители разных государств (45)
- Правители Руси, России (31)
- Правители Франции (32)
- Разное (6)
- Резерв (4)
- Романовы (44)
- Тайное и загадочное (30)
- Факты истории 1 (46)
- Факты истории 2 (46)
- Царская жизнь (29)
- КЛАДОВОЧКА (22)
- КОСМОС (62)
- Космос 1 (33)
- Космос 2 (29)
- КРАСИВАЯ ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ (859)
- Водопады (50)
- Вулканы (42)
- Города 1 (47)
- Города 2 (7)
- Горы 1 (49)
- Горы 2 (48)
- Озёра 1 (50)
- Озёра 2 (43)
- Острова 1 (50)
- Острова 2 (29)
- Парки и сады 1 (25)
- Парки и сады 2 (50)
- Парки и сады 3 (48)
- Пещеры 1 (50)
- Пещеры 2 (15)
- Разное-планета 1 (45)
- Разное-планета 2 (46)
- Разное-планета 3 (38)
- Разное-планета 4 (26)
- Разное-планета 5 (16)
- Страны и континенты (43)
- Таинственные места и чудеса света (41)
- КУЛИНАРНЫЕ РЕЦЕПТЫ (902)
- Блины, оладьи (36)
- Блюда из грибов и овощей (48)
- Блюда из курицы (41)
- Блюда из мяса (36)
- Блюда из рыбы 1 (48)
- Блюда из рыбы 2 (15)
- Блюда из яиц, творога, сыра и др. молочки (37)
- Вторые блюда 1 (36)
- Вторые блюда 2 (14)
- Выпечка 1 (48)
- Выпечка 2 (39)
- Выпечка Тесто (32)
- Готовим на скорую руку (28)
- Десерты, крема 1 (31)
- Десерты, крема 2 (13)
- Заготовки 1 (45)
- Заготовки 2 (22)
- Закуски, намазки (34)
- Кулинарные хитрости 1 (48)
- Кулинарные хитрости 2 (46)
- Мультиварим (31)
- Напитки (41)
- Первые блюда (41)
- Салаты 1 (41)
- Салаты 2 (7)
- Соусы, подливы (43)
- ЛИЧНОЕ (16)
- МИР ВОКРУГ НАС (337)
- Подводный мир 1 (46)
- Подводный мир 2 (39)
- Природная красота (8)
- Природные явления 1 (49)
- Природные явления 2 (25)
- Фауна 1 (42)
- Фауна 2 (28)
- Флора 1 (49)
- Флора 2 (50)
- Флора 3 (2)
- ОБРАЗОВАНИЕ (35)
- ОСВОЕНИЕ КОМПА И ЛИ.РУ (159)
- Компьютерные уроки 1 (48)
- Компьютерные уроки 2 (27)
- Лирушник 1 (48)
- Лирушник 2 (26)
- ПРИЧЁСКИ (33)
- РАЗВЛЕЧЕНИЯ (217)
- Видео, фильмы (41)
- Головоломки (33)
- Игры – времяубивалки (24)
- Разности (39)
- Стихи, музыка (37)
- Экскурсии,путешествия (43)
- РУКОДЕЛИЕ (269)
- Вязание крючком (11)
- Вязание спицами 1 (32)
- Вязание спицами 2 (20)
- Вязание спицами 3 (38)
- МК по рукоделию 1 (44)
- МК по рукоделию 2 (35)
- Полезности для дома (12)
- Шитьё (46)
- Шитьё штор (23)
- СОЦИАЛКА (40)
- ТВОРЧЕСТВО (258)
- Бисер (21)
- Бумажные шедевры (49)
- Бумажные шедевры и Куклы (29)
- Творчество разное 1 (45)
- Творчество разное 2 (44)
- Творчество разное 3 (48)
- Фотографии (22)
- ЭНЦИКЛОПЕДИИ (50)
- ЮМОР (181)
- Афоризмы, цитаты, статусы (50)
- Веселая рубрика (36)
- Перлы и языковое (34)
- Резерв 1 (41)
- Резерв 6 (19)
–Музыка
–Всегда под рукой
–Поиск по дневнику
–Подписка по e-mail
–Друзья
–Постоянные читатели
–Сообщества
–Статистика
Россия Собор Рождества Богородицы Муром
собор Рождества Богородицы (Муром) – ещё один несуществующий собор
Главный православный храм города Мурома, стоявший на вершине Воеводской горы над Окой. Точное время основания собора неизвестно.
Существование в Муроме каменных храмов ранее XVI века не доказано; тем не менее местные краеведы считают, что первый собор Рождества Богородицы был построен в камне ещё в начале XIII века, в связи с утверждением в рязанско-муромских землях традиции почитания Богородицы князем Юрием Всеволодовичем Владимирским. Существует гипотеза, что на место, где позднее высился собор, Муром был перенесён с течением времени, а древнейшие храмы города стояли на территории, занимаемой ныне Благовещенским монастырём.
В 1458 году собор был возобновлён трудами Ивана III Московского. В XVI веке в храме несколько раз молился первый русский царь, Иван Грозный. По случаю взятия Казани в 1552 г. он выделил средства на возведение четырех каменных храмов в Муроме, в число которых попал и городской собор. Храм был поставлен на высокий подклет, служивший арсеналом, где хранили вооружение. По периметру его окружала открытая галерея — гульбище. Судя по гравюре в книге Олеария, до переделок середины XVII века он был трёхверхим.
Писцовая книга Бартенева 1636/37 годов сообщает: «В городе соборная церковь Рождества Пречистыя Богородицы о трех верхах с каменной папертью, в приделе верховных апостол Петра и Павла лежат Муромские чудотворцы — благоверный князь Петр и княгиня Феврония, покрыты сукном черным, а над ракою — их образ с деяньем… Строенье та соборная церковь блаженныя памяти государя царя и великаго князя Ивана Васильевича всея Руси…»
Как следует из этого описания, в Петропавловском приделе (устроенном в правой апсиде) почивали мощи муромских чудотворцев Петра и Февронии. Сохранились фотографии массивной кипарисовой раки, изготовленной для мощей в 1797 году. Деревянная церковь Петра и Февронии стояла рядом с храмом. В конце XVIII века её разобрали, чтобы освободить место для строительства трёхъярусной колокольни. Её гордостью стал благовест в 1049 тонн весом, про который говорили: «Большой колокол из ада душу вызвонит». При колокольне имелись тёплый Спасский храм и устроенный в 1814 году придел в честь Муромской иконы Божией Матери.
В связи с учреждением в Муроме викарной кафедры собор грозненского времени с 1868 года вновь стал кафедральным. Губернский архитектор Н. А. Артлебен приступил к восстановлению «древней византийской архитектуры», в ходе которого храму вернули позакомарное покрытие, а в основании барабанов появились суховато-декоративные кокошники. Вместо крытой паперти была устроена открытая лестница, и все три апсиды были расширены на восток. Иконостасы в приделах были трехъярусными, а в основном храме стоял иконостас в 5 ярусов; некоторые из икон принадлежали кисти местного изографа Казанцева.
В XIX веке протоиерей Леонид Белоцветов составил описание храма: «Внутри собор очень благолепен. Четыре массивные столба поддерживают своды храма. Свет падает из 19 окон, расположенных в два ряда, из 39 окон — в пяти куполах. Под средним куполом висит на балансе массивное, из посеребренной меди, паникадило с 40 свечами, по сторонам повешены такие же два паникадила, меньшего размера, по 36 свеч. Восточная стена храма занята пятиярусным, золоченым, с 62 иконами иконостасом, украшенным колонками из мелкой художественной резьбы».
После революции собор был разграблен, часть древнейших икон и утвари передана в местный краеведческий музей, равно как и мощи Петра и Февронии. В 1924 г. собор был закрыт, а десять лет спустя его передали военному ведомству.
Перед храмом было устроено футбольное поле, причём колокольня была приспособлена под раздевалку для спортсменов. В 1939 г. начали разбирать стены 400-летнего храма. Колокольня простояла на несколько лет дольше, так как использовалась как пожарная каланча. В настоящее время на месте соборного комплекса — городской парк им. В. И. Ленина («Окский»).
От себя: вот еще один собор, убитый в России, даже как архитектурный памятник не оставили.
Чудо России. Собор Рождества Богородицы
Когда оказываешься в соборе Рождества Богородицы, невольно замираешь в безмолвном созерцании чуда. Мир вокруг тебя как будто не существует. Ощущение, что душа воспаряет к Богу. За этим удивительным мигом со всего мира едут в село Ферапонтово…
Вошедший в храм видел, прежде всего, фигуру Богоматери в алтарной апсиде – в полный рост, с величественно поднятыми в молитвенном жесте руками. Богоматерь здесь не одна: вокруг нее – сонмы предстоящих святых, ниже – народ, молящий об избавлении от врагов, окруживших город. Это композиция «Покров Богородицы».
Никогда (!) ранее «Покров» не писали над алтарной аркой. Тем самым он – образ защиты, заступничества, небесного покровительства – получил едва ли не центральное положение в храме, стал смысловой доминантой росписи. Затем взгляд переходит ниже, в углубление алтаря. Здесь Богородица изображена еще раз: сидящей на престоле с Младенцем, как царица, перед ней смиренно склоняются стоящие слева и справа два ангела.
Следующим ориентиром при осмотре собора становится композиция «Собор Пресвятой Богородицы».
Сюжет связан с песнопением, которое он иллюстрирует. Это стихира, написанная святым Космой Маюмским в VIII веке.
В ней говорится, что ангелы воспевают новорожденного Христа неземными песнопениями. Небо зажигает, как лампаду, звезду Рождества. Языческие мудрецы, ориентируясь на нее, находят новорожденного Младенца и приносят ему золото, ладан и благовонную мирру. Пастухи, пришедшие раньше волхвов, в благоговейном трепете склоняются перед Ним, лежащим в кормушке для скота. А люди приносят Христу как самый главный дар лучшее, что у них есть, – саму Матерь-Деву.
Интересно, что небеса здесь «закругляются» в соответствии с формой арки – живопись включается в архитектуру, а не борется с ней.
Так хочется назвать длинный ряд сюжетов, буквально опоясывающих храм и тоже посвященных Богородице. Ее фигура многократно повторяется.
Образ Богородицы буквально окружает вошедшего со всех сторон. Ферапонтовский храм в полном смысле слова – ее Царство, или, точнее, Царство Небесное в росписи Дионисия показано как Царство не только Христа, но и Богоматери.
Царство не от мира сего
На храмовых сводах — 16 сюжетов. Это евангельские сцены и притчи (то есть назидательные рассказы). А именно: все они призваны явить «Царство Небесное, пришедшее в силе» (Мр 9:1).
Кажется, что свет Преображения коснулся всех этих событий. Везде – нежные, чистые, почти прозрачные цвета на основе так называемых холодных тонов или светлой охры. Встречаются вкрапления вишневого или фиолетового, но их немного, и почти всегда это одежды Христа или Богоматери. Поэтому все сюжеты кажутся похожими. Главная цель иконописцев – не подробное повествование с занимательными или заставляющими трепетать подробностями, а единый ровный поток образов, в которых достигнута очевидная победа духа над всем временным и преходящим.
Последняя смысловая и визуальная точка обзора – многочисленные фигуры святых. В соответствии с тем, что собор – монастырский, это, прежде всего, святые иноки, которым в святцах усвоено наименование «преподобных».
Например, Богоматери с Младенцем, изображенным в голубой небесной «славе» в верхней части одной из сцен Акафиста, ниже предстоят две группы иноков, то есть тех, кто в прямом смысле «устранился» от мира.
Иноки поднимают руки в молитвенном жесте («деисис») и чуть запрокидывают назад головы. Этим приемом подчеркивается реальность видения ими Богоматери и Христа.
Теперь можно окинуть общим, уже прощальным взором весь интерьер собора, еще раз увидеть и даже в некотором смысле «услышать» многоголосый хор святых. Он, естественно, не ограничивается преподобными, но включает в себя также многих святых Ветхого и Нового Завета: праотцев, апостолов, мучеников, святителей.
Специалисты отмечают в образах, созданных Дионисием и его дружиной, отсутствие личностных особенностей, характерных для его великого предшественника – Андрея Рублева. Вероятно, сыграло роль то, что программу росписи, скорее всего, создавал не сам Дионисий, а архиепископ Иоасаф Оболенский, проведший последние годы жизни в Ферапонтовом монастыре. Он принадлежал к узкому кругу «книжников» (в него входил, в частности, и преподобный Иосиф Волоцкий), которым Церковь небесная представлялась неким идеальным государством, основанным на духовном совершенстве и красоте.
Но отдельные изображения все же поражают. Например, поясной образ святителя Николая в жертвеннике, его лик, одновременно созерцательный, просветленный, вопрошающий и сострадающий.
Необычны руки, правая благословляющая и левая с Евангелием, гениально вписанные в полукружие апсиды, так что они кажутся протянутыми вперед в жесте открытого объятия. Пусть этот образ и останется в памяти как заключительная веха нашей короткой «виртуальной» экскурсии-паломничества по фрескам Ферапонтова монастыря. Теперь нужно просто приехать туда…
Кафедральный Собор Рождества Богородицы в России, курорт Ростов-на-Дону
История храма началась в 1766 году, когда при крепости Дмитрия Ростовского выстроили деревянную церковь, которая заменила ветхую часовню. Через 25 лет церковь сгорела от удара молнии, и в 1975 году на Старобазарской площади города возникла каменная церковь Рождества Пресвятой Богородицы, которой вскоре присвоили статус храма. К середине 19 века храм перестал вмещать всех верующих, что привело в 1854 году к началу строительства столичным архитектором К.А. Тоном нового собора. Храм внешне напоминает Храм Христа Спасителя в Москве, паперти выполнены из белого мрамора, а сам собор – из камня. Финансировалось строительство исключительно купцами, на чьи деньги также расписали внутренние помещения, приобрели иконы, кресты и покрытие для пяти куполов. С 1875 по 1877 год инженером-архитектором А.А. Кампиони возводится колокольня, высота которой составляет 75 метров. На сооружении укрепили колокол весом в 1032 пуда, а также часы с боем, которые пожертвовали граждане Ростова.
Главная церковь города спокойно просуществовала до 1920 года, когда к власти пришли большевики, и была открыта кампания по ликвидации церквей. В 1922 году коммунисты послали в город комиссию с целью изъятия церковных ценностей, которая, впрочем, не увенчалась успехом: рассерженные жители избили посланцев власти и не дали осквернить храм. В результате революционным трибуналом были казнены несколько священников и прихожан, а в храме через некоторое время открыли зоопарк, предварительно сбив с него кресты. Позже собор использовали в качестве склада, у колокольни взорвали два верхних яруса.
Открыли храм Рождества Пресвятой Богородицы, как это ни странно, немцы, во время оккупации времен Второй мировой войны. С 1950 года отношение власти к религии стало меняться, и произошла частичная реконструкция церкви: местный архитектор Эберг восстановил внутреннюю роспись, иконостас, а также перекрыл заново колокольню.
Настоящий расцвет храма начался в 80 годах 20 века. В честь празднования 1000-летия крещения Руси собор засиял позолоченными куполами, а внутри реконструировали амвон и кафедру. Также произошло расширение территории, принадлежащей храму, появилось здание воскресной школы, полностью была восстановлена колокольня, освящение которой состоялось в 1999 году.
Сейчас Кафедральный Собор Рождества Пресвятой Богородицы – один из главных религиозных символов Ростова-на-Дону, потрясающий посетителей своей величественной монументальностью и роскошью.
Источники:
http://www.liveinternet.ru/users/5153342/post395455663
http://fund.cyrillitsa.ru/history/2743-chudo-rossii-sobor-rozhdestva-bogorodicy-2.html
http://www.vipgeo.ru/countries/russia_showpl/dostoprimechatelnosti/kafedralniy_sobor_rozhdestva_bogoroditsi_rostovndonu.html