Собор Св. Петра, Ватикан – обзор

0

Собор Св. Петра, Ватикан – обзор

Собор Святого Петра в Ватикане

Собор Святого Петра в Ватикане – центральная и одна из важнейших достопримечательностей Ватикана, пройти мимо которой невозможно. Как бы кто не относился к религии, и к католичеству в частности, этот католический Собор действительно великолепен во всем своем громадном многообразии, веками формировавшимся интерьером, и мастерски выполненном декоре фасадов.

На фотографи – Собор Св. Петра в Ватикане (in-rome.ru)

Для начала небольшое отступление. Как известно, к строительству и оформлению Собора так или иначе приложили свою руку почти все великие итальянские мастера, в том числе, архитекторы, скульпторы, художники. И то, что в итоге мы сегодня можем видеть на главной площади Ватикана – заслуга прежде всего уникального сотрудничества не только разных людей из разных эпох, но и общего, национального отношения к трудам своих предков всех жителей Италии.

Возможно в какой то степени итальянцам повезло, так как даже их диктаторы старались сохранить то, что веками создавала и накапливала Римская цивилизация, видимо понимая, как велика ценность наследия. Что касается роли католичества в создании этого шедевра, лично я не стал бы преувеличивать эту роль, хотя конечно именно религия стала основой при создании комплекса Собора Святого Петра и всего Ватикана.

Итак, вернемся к личному опыту осмотра Собора Святого Петра в Ватикане.

Вход в Собор для всех бесплатный.

Впервые в Собор мы попали в первый же день посещения Рима и Ватикана. Сначала было восхищение площадью перед Собором, потом нам довелось подняться на купол Собора, а спустившись с купола мы оказались в самом Соборе.

Трудно сказать, какая из этих трех достопримечательностей, посещенных в этот день оказала на нас большее эмоциональное воздействие. Даже сейчас, через некоторое время, после этого путешествия трудно сделать вывод, что интереснее. И я до сих пор считаю, что это все интересно, и все достойно внимания.

В Собор мы вышли из лифта, который спустил нас с крыши, после посещения купола. Мы сразу оказались в Соборе слева от центрального входа.

Первым делом в глаза бросается простанство центрального нефа (план и расположение достопримечательностей в центре Собора) в Соборе. Огромное, высокое, широкое, действительно впечатляющее сооружение. С обоих сторон от центрального нефа расположены ряды колонн, богато украшенные декором, скульптурами, фресками, барельефами – все это работы великих мастеров.

Особенности организации пространства в Соборе

Центральный нэф Собора Слева и справа, за колоннами расположены боковые нефы (южный и северный нефы) , однако в них пространство разгорожено на отдельные помещения, и потому они кажутся менее значительными в интерьере Собора, чем центральная его часть. Но наиболее ценные шедевры искусства расположены именно в боковых нефах Собора.

Народу очень много, однако в большом пространстве совершенно не тесно, воздух достаточно свежий, не душно. В общем в Соборе достаточно комфортно находиться и спокойно разглядывать окружающее пространство. А разглядывать тут действительно есть что. Я пытался фотографировать, однако из-за сумрака, хороших кадров всего пара-тройка. На будущее надо знать, что сюда лучше идти со светлыми объективами.

На фотографии – Центральный неф Собора и Балдахино в центре Собора (in-rome.ru)

Немного привыкнув к освещению и окружению становится понятно устройство внутреннего пространства Собора. Теперь взгляд притягивает его центральная часть с Балдахино. Такое же огромное, как и все в Соборе, сооружение из бронзы работы Бернини, расположено над папским алтарем в центре Собора, и соответственно над предполагаемой могилой Апостола Петра. Это поистине самое мистическое место в Соборе.

На фотографии – Вершина Балдахино в центре Собор (in-rome.ru)

В центральной части Собора народу больше всего, приходится отойти немного в сторону, чтобы просто хорошо рассмотреть весь центр. В центре Собора над головой высоченное пространство купола, сплошь покрытое мозаикой на евангельские темы и ритуальными надписями на латыни. Все грандиозно выглядит, но не подавляет. Мелочи в оформлении декора делают всю картину Собора цельной, единой, как будто так и задумывалось, много много лет назад. В центральной части Собора размещены наиболее ценные католические реликвии.

На фотографии – Вентилляционная решетка над Гротами в Соборе (in-rome.ru)

Я намеренно не описываю достопримечательности и уникальные артефакты, которые есть в Соборе по одной простой причине, это невозможно сделать в небольшом обзорном описании.

Читать еще:  Парк над водой Гудзон Ривер, США - обзор

Более подробно практически о всех уникальных артефактах в Соборе можно прочитать на описаниях плана Собора здесь . Обратите внимание на деление плана Собора на 4 части, там собрано всё!!

На самом деле значимость и тем более ценность коллекции артефактов и предметов искусства, которые расположены в здании Собора гораздо выше даже самого Собора.

На фотографии – Скульптуры в интерьере Собора (in-rome.ru)

На фотографии – Кованые детали в интерьере Собора (in-rome.ru)

На фотографии – Кованые детали в интерьере Собора (in-rome.ru)

Беглый осмотр достопримечательностей Собора занимает больше двух часов, а на детальный уйдет весь день, к сожалению у нас не было возможности бродить по Собору больше двух часов. Честно говоря я и не расчитывал на такой объем впечатлений. Остается только надеяться, что мне еще удастся посетить это грандиозное и величественное сооружение.

Стоит сказать, что через некоторое время нахождения в Соборе возникло желание выйти из него, не могу понять почему, однако выйдя из Собора, буквально через пару минут мне снова захотелось туда вернуться. Думаю что сумрачное освещение и некая сакральность этого места влияет на отношение к увиденному и происходящему. Потому если вы попали в Собор и у вас возникнет желание покинуть его – не торопитесь уходить, выйдите на улицу на некоторое время, и вам снова обязательно захочется туда вернуться.

И еще, при посещении Собора Св. Петра нельзя забывать, что кроме всего прочего Собор еще и огромное кладбище, так как в самом Соборе и под ним расположены сотни захоронений, а сам Собор фактически расположен на самом наполненном трагедией месте в Риме, а может и во всем мире. Возможно этот факт и делает Собор и его содержимое одной из самых ценных реликвий Ватикана.

На фотографии – Кованые детали на главном фасаде Собора – папский герб (in-rome.ru)

Выйдя из Собора мы стали разглядывать его великолепное оформление главного фасада, кованые решетки, папские гербы изящной ручной работы, все в отличном, ухоженном состоянии. На площадке перед Собором туристы буквально отдыхают от увиденного, группы обсуждают впечатления от песещения самого большого католического храма. Мы тоже остановились, чтобы перевести дух и посмотреть на площадь перед Собором, которая отсюда кажется просто бесконечной. Здесь же можно найти гида, который вам проведет экскурсию по Собору, в том числе и на русском языке.

На фотографии – Вид на площадь от входа в Собор (in-rome.ru)

Спустившись с лестницы перед Собором мы шли вдоль правого крыла колоннады, здесь расположены сувенирный магазин, туалеты, книжная лавка. Весь день, насыщенный впечателниями от первого посещения Ватикана уже не умещался в памяти, приходилось мысленно выдергивать фрагменты увиденного, чтобы осознать и восстановить впечатления. Уникальный день подходил к концу, нам надо было торопиться к метро, чтобы успеть на поезд в Чампино.

Всем приятных и полезных путешествий, надеюсь этот небольшой обзор поможет вам в Риме и в Ватикане, не забывайте ставить отметки на эту статью в своих социальных сетях.

Гостиницы в Риме удобно выбирать и бронироваь тут

Авиабилеты в Рим или еще куда нибудь я ищу и покупаю тут

Платный, но очень подробный Видеогид по Риму

Если эта статья вам помогла или вдохновила, лайкайте, а еще лучше, подписывайтесь на канал, всем успехов.

В следующей статье будет много подробностей об артефактах в Базилике Святого Петра .

banallex

Обзор. 21 век .

Никто не застрахован от будущего.

Ватикан — одно из самых маленьких и в то же время самых могущественных государств мира, суверенная территория Святого Престола. Кстати, де-юре государство это возникло по историческим меркам совсем недавно — в 1929 году в результате Латеранских соглашений, заключённых правительством Бенито Муссолини. Главное здание Ватикана, известное практически каждому, — собор Святого Петра с двумя вытянутыми, словно клешни рака, барочными колоннадами работы Бернини, с крыши которых на нас заботливо смотрят 140 фигур различных святых. Про это место за последние несколько веков было написано так много, что удивить кого-то своими скромными записями я даже и не надеюсь. Однако, я надеюсь, что мой взгляд через объектив чем-то отличается от сотен подобных и позволит вам взглянуть на одну из главных католических святынь хоть немного, но всё же с другой стороны.

Читать еще:  Туалет в отеле Sofitel Queenstown, Новая Зеландия - обзор

Главный собор католической церкви расположен рядом с тем местом, где когда-то располагался цирк Нерона, ставший известным, благодаря проводимым здесь массовым казням первых христиан. На месте собора раньше находилось кладбище. Здесь же, согласно преданию, был распят святой Пётр. Над его могилой в III веке нашей эры императором Константином была построена первая базилика. Есть, конечно, альтернативная версия — что святой Пётр никогда в жизни не бывал в Риме. Но, давайте, не будем блуждать в запутанных коридорах истории, тем более дело это, как известно, неблагодарное, и примем каноническую версию жизни апостола на веру.

Здание собора, которым мы любуемся сегодня, строилось в XVI-XVII веках. К созданию собора приложили руку самые известные архитекторы эпохи Возрождения — Рафаэль, Микеланджело, Бернини, Браманте. Причём каждый из мастеров значительно менял проект предшественников, внося свои изменения и решения.

Фасад собора. Высота — 45 метров, ширина — 115. В центре, под фронтоном, — знаменитый балкон, с которого папа Римский обращается к верующим.

Базилика построена в форме латинского креста. До 1989 года собор являлся крупнейшим храмом в мире, пока его не обогнала базилика Нотр-Дам-де-ла-Пэ, построенная в Ямусукро, столице Кот-д’Ивуара, кстати, по образу и подобию главного героя моего рассказа.

Часы на фасаде, с одной стрелкой. На другой стороне — такие же часы, но с двумя стрелками.

На крыше собора установлено 13 статуй — Иисуса Христа, Иоанна Крестителя и 11 апостолов, кроме апостола Петра.

Высота каждой статуи — почти 6 метров.

Армия Ватикана — швейцарские гвардейцы. В наше время их всего 110, как можно догадаться из названия — все они граждане Швейцарии. Считается, что их форма шьётся по эскизам Микеланджело. Кстати, это одна из старейших армий мира, сохранившихся до наших дней. Правда, в военных действиях она участвовала всего один раз — в 1527 году, когда Рим был разграблен войсками императора Священной Римской империи.

Собор огромен. Вроде входишь вместе с огромной толпой, но внутри эта толпа неожиданно рассеивается по безразмерному залу и становится абсолютно незаметной. Во времена празднеств собор вмещает до 60 тысяч человек.

Длина центрального нефа — 211 метров.

Всё это впечатляет не меньше собора Святой Софии в Стамбуле, который до постройки собора Святого Петра оставался крупнейшим христианским храмом в мире.

Интерьер собора до ряби в глазах красив и торжественен. Причём, в отличие от православных храмов, эти великолепие и роскошь совершенно не крикливы. Изящными деталями можно любоваться бесконечно долго — здесь действительно есть что поразглядывать.

Отдельно стоит упомянуть огромное количество различных статуй, созданных мастерами Возрождения. Например, Ватиканская пьета — скульптура оплакивания Иисуса Девой Марией. К слову, это — единственная работа, собственноручно подписанная Микеланджело.

Надгробие могилы Бенедикта XV.

Бронзовая статуя Святого Петра, XIII век. Считается, что если к ней прикоснуться — то желаемое исполнится, поэтому к ней всегда стоит внушительная очередь.

Памятник святому Викентию де Полю и монумент папе Александру VII, это, кстати, одна из последних работ Бернини, созданная им в 80-летнем возрасте.

Памятник апостолу Андрею и список всех католических понтификов, похороненных в соборе.

Алтарь. Считается, что это именно то место где был похоронен апостол Пётр. Над алтарём расположен тридцатиметровый киворий на изогнутых колоннах, опять же работы Бернини.

Лестница на нижний ярус собора. Там расположены известные гроты Ватикана — огромный некрополь, где похоронены многие из понтификов.

Голубь — символ Святого духа. Опять же — работа Бернини.

Купол собора считается шедевром мировой архитектуры. Это творение Микеланджело возвышается над полом собора без малого на 120 метров.

Диаметр купола ровно на метр меньше купола Пантеона. С этим фактом связана интересная легенда. Микеланджело, восхищавшийся античной архитектурой, специально не стал умалять величие Пантеона и спроектировал свой купол чуть меньшим, несмотря на то, что Папский заказ подразумевал, что купол собора Святого Петра станет крупнейшим в мире.

Читать еще:  Мост имени луизианских десантников, США - обзор

Наверху расположена смотровая площадка.

Часть пути можно совершить на лифте, далее нужно довольно долго подниматься по лестнице, расположенной внутри купола.

Немного видов сверху.

Ватиканские сады. На переднем плане — резиденция Римской Курии, главного административного органа Ватикана.

Ватиканские музеи. Про них будет отдельный пост.

Северные районы Рима. На переднем плане — Апостольский дворец, резиденция папы Римского.

Самое интересное направление — вид на старую часть Рима.

Можно разглядеть основные достопримечательности, про которые я уже рассказывал — Пантеон, монумент Витториано и дворец Сенаторов. Ну и конечно неисчислимые купола различных церквей и соборов.

Ну и самое последнее — открыточный вид на площадь Святого Петра. Обратите внимание на очередь — всё это желающие посетить собор. В центре площади — египетский обелиск, привезённый когда-то в Рим императором Калигулой и украшавший в былые времена цирк Нерона. Сегодня он является гномоном огромных солнечных часов.

На заднем плане, на берегу Тибра, — замок Святого Ангела. Хорошо видна крепостная стена, внутри которой прячется пассетто — тайный ход, соединяющий Ватикан с замком.

Ватикан и секрет Собора Святого Петра

Считается, что Ватикан, был основан в IV веке н.э. Согласно общепринятой хронологии, именно в то время, император Константин Великий, сделал христианство господствующей религией в Римской империи и принял его сам.

Однако, путеводители по Ватикану сообщают, что все здания расположенные в Ватикане, и которые дошли до наших дней, построены были не ранее второй половины XV века, и самым древним сооружением среди них, считается Собор Святого Петра.

Принято считать, что его возвели в IV веке, еще при самом императоре Константине, и в последствие, только перестраивали. Но это не так!

Сами историки признают, что Константин, повелел поставить на могиле апостола Петра, церковь-базилику, совсем отличную от сегодняшнего собора, от которой сейчас, ничего не осталось.

Сообщается, что вскоре, после постройки, она была сильно повреждена. Виноват в этом, был якобы папа Дамас I, который распорядился прорыть в округе каналы. В результате этого строительства, к базилике стали направляться потоки воды, которые и разрушили церковь. Интересно, что не смотря на это, папа Дамас, все таки был причислен к лику святых, и к тому же в Ватикане, в его честь, был назван двор, двор Святого Дамаса.

После разрушения первой церкви-базилики, был построен Собор, который мы знаем сейчас, и который многие, по ошибке, считают очень древним. Однако построен о был в XVI-XVII веках. В 1626 году, его освятил, папа Урбан VIII.

Но была ли здесь вообще первая церковь-базилика? Для этого, нужно посмотреть на несколько старинных рисунков, на которых изображен Ватикан XVI века.

Например, на старой фреске (1537-1541 гг.), находящейся в замке Святого ангела, что в Риме. На ней изображен театр Браманте, идущие вниз, по склону холма, и соединяющие папский замок Бельведер, расположенный на вершине холма, с апартаментами Борджиа. Справа, вдали, виден замок Святого Ангела. Если это было написано с натуры, то тогда, на переднем плане, или несколько левее, должен быть виден Собор Святого Петра, но его там нет. Нет здесь и станинной церкви-базилики. Вместо них, изображен пруд, на котором разыгрывается морское представление. Вокруг пустырь.

Глядя на эту фреску, становится понятно, почему историки говоря о театре Браманте, слово театр, применяют, как бы в переносном смысле. Имеется в виду, что на самом деле, это был не совсем театр, и получил это название по ошибке. Однако на фреске, совершенно очевидно показано, что часть театра внизу, представляла собой пруд, для представлений. А выше, во дворе Бельвельдера, устраивались рыцарские турниры.

На этой фреска, как и на многих других изображениях того времени, отсутствует даже намек на древнюю церковь-базилику Константина Великого, и Собор Святого Петра. Это говорит о том, что скорее всего еще в XVI веке, никакого собора еще не было.

Эта статья, была написана для того, чтобы развеять немного миф о древности некоторых достопримечательностей Италии, которым приписывают, чуть ли не античное происхождение, и лишь историки знают об истинном возрасте многих архитектурных памятников.

Источники:

http://zen.yandex.ru/media/id/5aba84b89e29a23c43125e3a/5b1801ca256d5c66dd8406d2
http://banallex.livejournal.com/1305300.html
http://turobzorchik.ru/vatikan_i_sekret_sobora_svyatogo_petra/

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии