Сокровищница Атрея, Греция – обзор

0

Сокровищница Атрея, Греция – обзор

Греция, часть 16-я: Микены, гробница Атрея

Все помнят скалы — как попеременно
Сигнальщики годами ночевали
У сложенных костров, как чутко ждали
Заветной вести: близок Агамемнон!

Здесь оказавшись, сожалеть не надо,
Что замолчало время на запястье,
Что скорпионом спит в камнях опасность,
Тоскливо блеет брошенное стадо
Хельга Харен

В III-II тысячелетиях до н. э., в эпоху древнейших культур Египта, Месопотамии, Ирана, Индии, Китая, на островах и побережьях Эгейского моря существовала своеобразная эгейская культура, предшественница древнегре­ческой. Здесь в ту эпоху получили высокое развитие ремесла и торговля, а общественное устройство не характеризовалось крайними формами деспотии, вследствие чего образы искусства были более гуманистичны, в нем впервые в древнем мире проявилось внимание к человеку, его чувствам, повседневной жизни.

Основными центрами эгейской культуры были остров Крит, города Троя (на восточном побережье Дарданелл) и Микены (на юге Балканского полу­острова). В первой половине II тысячелетия до н. э. первенство в этом районе принадлежало Криту, в XIV-XII вв. до н. э. – Микенам. Отряды микенских вождей ворвались на Крит, подвергли разгрому Трою (война меж­ду Микенами и Троей отражена в «Илиаде» Гомера). Но в конце XII в. до н. э. вся территория нынешней Греции, западное побережье Малой Азии и острова Эгейского моря были заняты племенами дорян, пришедшими с севера, из глубин Балканского полуострова, и эгейская культура прекратила свое существование.

Наибольшего расцвета эгейская культура достигла на Крите в XVIII- XV вв. до н. э. Микены в то время находились под влиянием культуры Крита и перенимали многие ее формы, вследствие чего эгейскую культуру на­зывают также крито-микенской. Эгейская культура неоднородна: Крит по своей культуре отличается от Микен и Трои. Критяне являлись коренными жителя­ми этих мест, и в культуре продолжались традиции древнейших племен Сре­диземноморья, памятники искусства которых известны, например, на остро­вах Сардиния, Мальта и далее на запад – в Испании. Жители Микен и Трои были потомками племен, некогда пришедших, как и потом доряне, с севера.

Начало собственно микенской цивилизации обычно связывают с XVI веком до н.э. Эта цивилизация появилась на исторической сцене после довольно продолжительной паузы – культурного упадка периода XXII-XVII вв. до н.э. или раннеэладского III и среднеэлладского периодов.

В Микенах и Трое характерным типом жилища был так называе­мый мегарон – прямоугольный в плане дом с двускатной крышей. Если в жилищах Передней и Средней Азии вход расположен на длинной стороне постройки, то у мегарона – с торца.
Продолжение крыши образовывало над входом навес, поддерживаемый деревянными столбами или продольными сте­нами. Остатки жилищ такого типа обнаружены археологами в разных местах Центральной Европы.

На основе планировки и структуры жилища типа мегарона сформировался древнегреческий храм – знаменитый в истории мировой архитекту­ры тип сооружения, формы которого впоследствии применялись для построек различного назначения в Европе и во всем мире. Глядя на знаменитый Парфенон на Афинском Акрополе даже трудно поверить, что истоки его крылись в сооружениях, созданных за тысячу лет до него.

Акрополь в Микенах

От древних Микен сохранились развалины крепостных сооружений го­рода, в том числе его акрополя. Об акрополе рассказ будет в следующий раз, а сегодня немного поговорим о гробницах. Вид микенских укреплений со стороны дороги к гробницам:

По образцу круглого жилища на Крите стро­или гробницы. Этот тип гробниц был воспринят в Микенах, но здесь они более грандиозны, чем на Крите. Дело в том, что критские гробницы являлись семейными или родо­выми усыпальницами, а микенские – царскими. Гробницы, служившие местом захоронения микенских царей и их ближайших сородичей, были созданы в эпоху наивысшего расцвета Микен – в XIV-XIII веках до н.э.

Самая внушительная по размером гробница, она же самая поздняя, называемая ныне гробницей Атрея, сложена из каменных блоков невероятных размеров. Было подсчитано, что большая из двух балок притолоки весит ок. 120 т. Входной проем обрамляли две полуколонны с затейливой резьбой, своды купола украшали бронзовые розетки и горизонтальный пояс. Свод имел 15 м в диаметре и поднимался вверх на 13 м; с одной его стороны открывался вход в другую погребальную камеру, которая, судя по всему, осталась незаконченной. Как и большинство подобных гробниц, гробница Атрея была ограблена уже в древности.

Микенская гробница или толос представ­ляет собой каменное сооружение, врытое в землю на склоне холма; к нему ведет траншея-коридор, а само оно покрыто землей. Сложенные из камня сте­ны погребального помещения смыкаются наверху, образуя ложный купол. Такие гробницы в древности получили распространение севернее Греции, во Фракии, а затем в Греко-Боспорском царстве, существовавшем в Крыму, в районе нынешней Керчи.

Читать еще:  Озеро Алло, Франция - обзор

Уже подъезжая к микенской цитадели, вы замечаете по обе стороны дороги следы деятельности археологов. В частности, конусообразные гробницы, смахивающие на египетские пирамиды, только зарывшиеся в грунт среди гор, начал раскапывать удачливый коммерсант и самый удачливый из археологов-любителей Генрих Шлиман.

Прежде всего по пути на глаза попадаются остатки жилищ микенцев, расположенные за пределами укрепления, затем толосовые гробницы, которых в округе Микен можно насчитать более десятка. За пределами города найдены 9 купольных гробниц, или толосов, и большое количество камерных гробниц. Купольные гробницы представляют собой подземные сводчатые сооружения в форме архаического улья, с высоким куполом. Купол сооружен по принципу ложного (консольного) свода. Кстати, в гробнице довольно темно и такое можно разглядеть или с помощью фонарика или же вспышки от фотоаппарата:

Чтобы не путаться в терминологии, напомню еще раз, что основные конструктивные элементы толосовых могил – это насыпной курган, ведущий внутрь коридор – дромос, монументальный вход – стомион и просторная внутренняя камера с высоким сводчатым потолком.

Сегодня принято считать, что этот выдающийся памятник микенской эпохи построен одновременно со знаменитыми Львиными воротами Микен примерно в 1250 году до н.э. Львиные ворота микенского акрополя:

В гробницы во времена захоронений попадали по коридору, или дромосу. После погребения входной проем закладывали камнем, а дромос заполняли землей, однако часто его снова разрывали, используя гробницу несколько раз.

Название “гробница Атрея” восходит к временам Павсания, который во II веке н.э. в своем “Описании Эллады” описал руины Микен в том виде, какой они имели в его время. “…Тут были и подземные сооружения Атрея и его сыновей, где хранились их сокровища и богатства. Тут могила Атрея, а также и могилы тех, которые с Агамемноном вернулись из Илиона и которых Эгисф убил на пиру…” (Павсаний, II, 16, 6) Считается, что Павсаний упомянул именно этот толос. Во всяком случае, археологи позапрошлого столетия дали ему такое имя и под ним он вошел в историю микенской архитектуры. Хотя иногда его называют и гробницей Агамемнона.

Дромос этого толоса ориентирован с востока на запад и имеет длину 36 метров при ширине 6 метров. Стены коридора-дромоса облицованы кладкой из хорошо обтесанных блоков конгломерата, постепенно повышающейся к фасаду гробницы. Особенно хорошо это видно на продольном разрезе гробницы:

Некоторые из этих блоков имеют весьма внушительные размеры. Интересно (особенно в свете разговоров о технологиях древних, ведущихся с особой интенсивностью на разных сайтах), что эти блоки, а также блоки для стен укрепления, добывались в непосредственной близости от Микен, на дне речки, протекавшей когда-то у подножия микенского холма.

Фасад гробницы (см. картнку выше), достигающий 10,5 м в высоту, сохранился хорошо, хотя весь декор с него практически исчез. Некоторые его детали хранятся в музеях. Красная и зеленая порода камня, использовавшиеся для отделки фасада, доставлялись сюда из Лаконии, лежавшей в 100 км к югу от Микен. После входного проема-стомиона следовал длинный коридор (5,2 м), открывавшийся в круглую камеру гробницы (диаметр камеры – 14,6 м, высота свода – 13,4 м, камера сложена из 33 рядов прекрасно отесанных камней).

Стомион перекрыт двумя каменными блоками, из которых второй, внутренний, отличается колоссальными размерами (9мх5мх1,2м) и весит 120 тонн.

Чтобы разгрузить входную притолоку от нагрузки, над ней сооружалась ложная арка, под которой обычно оставалось треугольное пустое пространство; можно предполагать, что его заполняли орнаментальные плиты наподобие той, что украшает Львиные ворота.

Пол камеры – это выровненная скала. Толос имеет внутреннюю камеру, высеченную в скале, к которой примыкает кладка толоса. “Сокровищница Атрея” – одно из самых монументальных сооружений микенской цивилизации, к тому же находящееся в прекрасной сохранности.

Кроме “Сокровищницы Атрея” в непосредственной близости от Микен можно видеть т.н. “Гробницу Клитемнестры”, которая предположительно построена на 30 лет позже Атреевой сокровищницы. Размеры этого толоса сопоставимы с ранее описанными. Так же как и предыдущий толос, эта гробница была разграблена еще в древности, и в процессе ее разграбления был разрушен ее купол. Восстановили купол в 1951 году и в процессе восстановления был открыт круг шахтных гробниц В, который находится за пределами стен укрепления Микен.

Добавим, что в эллинистические времена на кургане “гробницы Клитемнестры” был сооружен амфитеатр, остатки рядов которого видны еще и сегодня. Вверху – аксонометрический разрез “гробницы Клитемнестры”, внизу – гробницы Атрея:

Читать еще:  Башни Абрадж аль-Баит, Саудовская Аравия - обзор

Реконструкция прежнего облика интерьеров:

И две фотографии начала 20 века:

Но впереди нас ожидало самое интересное сооружение Микен – древняя цитадель с циклопической кладкой! О ней – в следующий раз.

Сокровищница Атрея – микенская гробница

Впрочем, о восточных влияниях на микенскую культуру свидетельствуют гробницы, составившие важнейшую главу ее искусства.

В конце XVII-XVI веке до н.э. для умерших микенских владык высекали глубокие прямоугольные могилы в скале – «шахтовые» захоронения. Первый круг таких усыпальниц, окруженный двойным рядом вертикально поставленных плит, был открыт внутри акрополя. Второй круг гробниц был обнаружен за городскими стенами.

С конца XVI века до н.э. началось сооружение купольных гробниц – толосов. Монументальные толосы XV- XIV веков до н.э. не уступали в своей грандиозности дворцам и крепостным стенам.

Наиболее известная из этих гробниц названа «сокровищницей Атрея». Греки верили, что это сооружение – хранилище несметных богатств легендарных царей Пелопса, Атрея и его сына Агамемнона. Гробница была врезана в холм, к ней вел открытый проход – дромос, длиной 36 м и шириной 6 м. Десятиметровой высоты вход перекрывала монолитная глыба, весившая около ста тонн. Когда-то его украшали полуколонны из зеленного камня и облицовка из красного порфира, покрытая спиральными узорами. Вход из дромоса в камеру был устроен также, как в «Львиных воротах», над горизонтальной плитой перекрытия было оставлено свободное пространство – ложный свод, закрытый плитой с рельефами. Внутри гробницы – круглое помещение диаметром в 14,5 м, было перекрыто куполообразным каменным сводом высотой в 13,2 м. Прежде чем воздвигнуть такое перекрытие, строителям пришлось располагать ряды каменной кладки так, чтобы каждый следующий ряд слегка нависал над нижним. Круги кладки, постепенно сужаясь кверху, образовывали ложный свод. Добиваясь более совершенного декоративного эффекта, строители стесали уступы кладки внутри помещения и украсили кровлю бронзовыми позолоченными розетками. «Сокровищница Атрея» оставалась самым большим сводчатым сооружением древности до постройки римского Пантеона (II в.н.э.).

10. Акрополь Тиринфа.

Хорошо сохранился и изучен акрополь Тиринфа. Тиринф был расположен на холме, возвышавшемся на 20 м над окружающей местностью. Его стены, сложенные из каменных блоков размерами от 1 до 3 м и массой до 12 тонн, также как в Микенах, имели земляное заполнение между двумя рядами каменной кладки, что объясняло их толщину 7-8 м. Подлинная высота стен неизвестна, сохранившиеся фрагменты достигали 11-17 м. В некоторых местах стены расширялись в бастионы и над ними возвышались башни, охраняющие подступы к крепости. На южной и восточной стороне крепости, внутри циклопических стен, были проложены узкие галереи, крытые ложными стрельчатыми сводами из выступающих один над другим слоёв кладки. В эти галереи выходил ряд камер в виде казематов, служивших, вероятно, местом хранения запасов провианта. Главный вход в город находился на восточной стороне крепости. Здесь, войдя в узкие ворота (ширина их около 3 м), можно было пройти коридором в первый крепостной двор. Далее пропилеи вели на первый парадный двор, откуда вторые пропилеи раскрывали проход во внутренний главный двор, на который выходили приемные и жилые покои базилевса. Второй, запасной, тайный ход размещался на западной стене, под бастионом. Он не имел дверей, но был надежно защищен господствующими над ним башнями, с городом его соединяла длинная и крутая лестница. От этого входа путь к главному помещению дворца — к мегарону— шел через всю крепость.

11. Крепость в Тиринфе. Сводчатая галерея внутри крепостной стены. XIV-XIII вв. до н.э.

От первоначального дворцового комплекса сейчас остались только части фундаментов, но по ним можно понять, что ядром планировочного решения дворца был мегарон с расположенным в центре очагом. К этому центральному помещению, служившему залом для пиршеств, вели многочисленные коридоры, дворцы и колонные портики, пропилеи. Комнаты дворца были расписаны фресками.

Главным зданием акрополя был мегарон, выходивший своим портиком во двор, окруженный колоннадой. двор был покрыт плитами рыжевато-желтого цвета. Стены двора были побелены, и по ним шел широкий фриз с фресковой живописью в зелено-голубой гамме. Входные колонны большого мегарона тоже были раскрашены. В целом дворцовый ансамбль Тиринфа контрастировал с серо-бурыми стенами акрополя, сливавшимся с цветом скалы, на которой он стоял. В системе вхождения на акрополь, в появлении Больших и Малых пропилей, которые вели к мегаронам, уже намечалась дальнейшая линия развития акрополей, которая была доведена до своего апогея в классический период Древней Греции в Афинах.

Раскопки последнего времени позволили изучить еще один город Арголиды – Пилос, где удалось обнаружить остатки большого дворца. Дворцы микенского типа, а также предметы ремесла из городов Арголиды были обнаружены археологами в других районах Пелопоннеса, на Кикладских островах, на Крите, в южной Италии, на малоазийском побережье, в районе будущего Милета. Другими словами, микенская культура имела широкий ареал распространения, что говорило о ее силе и самобытности.

Читать еще:  Храм-памятник Александра Невского, Болгария - обзор

Сокровищница Атрея

Сокровищница Атрея или Гробница Атрея, устаревшее название — Гробница Агамемнона — условное наименование крупной гробницы ульевого типа («толоса») в Микенах на холме Панагица, сооружённой около 1250 года до н. э. Каменная перемычка над входом весит 120 тонн. Срок, в течение которого использовалась гробница, неизвестен; она упоминается у Павсания. В 1879 г. Генрих Шлиман исследовал данную гробницу вместе с другими захоронениями микенского акрополя.

Вероятно, в гробнице хранились останки правителя, завершившего сооружение микенской крепости, или одного из его преемников. Форма гробницы напоминает форму других толосов восточного Средиземноморья, обнаруженных, в том числе, и в окрестностях Микен, однако по своей монументальности и грандиозности является одним из важнейших монументов микенской цивилизации.

По планировке гробница представляла собой круглое полуподземное помещение со сводчатой аркой. Внутренняя высота составляет 13,5 м, а диаметр 14,5 м, [1] благодаря чему гробница была крупнейшим купольным сооружением своего времени вплоть до сооружения Храма Меркурия в Байях и Римского пантеона.

Вход в толос шёл через наклонный зал без крыши, так называемый дромос длиной 36 метров, стены которого были выложены методом сухой кладки. Короткий коридор вёл из толоса в погребальную камеру внутри холма, которая имела почти кубическую форму.

Примечания

  1. Structurae.de: Treasury of Atreus

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое “Сокровищница Атрея” в других словарях:

Сокровищница — (греч. thesauros), здания в ряде городов, где хранились жертвоприношения греч. богам. Наиболее известны С. в Дельфах и Олимпии. С. афинян в Дельфах была восстановлена по сохранившимся остаткам. Назв. «С. Атрея» относится к купольной… … Словарь античности

АРХИТЕКТОРЫ, АРХИТЕКТУРА — •Architecti, Architectura. К древнейшим временам эллинской истории относятся известные колоссальные постройфки, так называемые киклопические или пеластические стены, которыми ограждались кремли древних властителей Греции; они частью состоят из… … Реальный словарь классических древностей

Архитекторы — • Architecti, Architectura. К древнейшим временам эллинской истории относятся известные колоссальные постройфки, так называемые киклопические или пеластические стены, которыми ограждались кремли древних властителей Греции; они частью… … Реальный словарь классических древностей

Микенские древности* — памятники древнейшей догреческой культуры, процветавшей в бассейне Эгейского моря во 2 й половине II тысячелетия до Р. Х. Название свое эта культура и ее памятники получили от города Микены (см.) в Арголиде, где впервые были сделаны Шлиманом… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Микенские древности — памятники древнейшей догреческой культуры, процветавшей в бассейне Эгейского моря во 2 й половине II тысячелетия до Р. Х. Название свое эта культура и ее памятники получили от города Микены (см.) в Арголиде, где впервые были сделаны Шлиманом… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Атрей — Царь Микен, сын Пелопса, отец Агамемнона и Менелая, муж Аэропы, которую соблазнил его брат Фиест. Атрей, притворившись готовым к примирению, позвал его погостить и подал на стол жаркое, приготовленное из мяса сыновей Фиеста (даже солнце… … Античный мир. Словарь-справочник.

АТРЕЙ — Царь Микен, сын Пелопса, отец Агамемнона и Менелая, муж Аэропы, которую соблазнил его брат Фиест. Атрей, притворившись готовым к примирению, позвал его погостить и подал на стол жаркое, приготовленное из мяса сыновей Фиеста (даже солнце скрылось… … Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии

АТРЕЙ — Царь Микен, сын Пелопса, отец Агамемнона и Менелая, муж Аэропы, которую соблазнил его брат Фиест. Атрей, притворившись готовым к примирению, позвал его погостить и подал на стол жаркое, приготовленное из мяса сыновей Фиеста (даже солнце скрылось… … Список древнегреческих имен

Купол — в архитектуре, покрытие круглого, четырехугольного или многогранного пространства, представляющее изнутри вогнутую поверхность полушария, шарового сегмента, отрезка эллипсоида или вообще какого либо тела вращения и имеющего сходство с опрокинутой … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Купол в архитектуре — в архитектуре, покрытие круглого, четырехугольного или многогранного пространства, представляющее изнутри вогнутую поверхность полушария, шарового сегмента, отрезка эллипсоида или вообще какого либо тела вращения и имеющего сходство с опрокинутой … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Источники:

http://renatar.livejournal.com/131604.html
http://studopedia.ru/1_41775_sokrovishchnitsa-atreya–mikenskaya-grobnitsa.html
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/684092

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии