Суэцкий канал, Египет — обзор

Суэцкий канал – граница между двумя материками

Суэцкий канал – искусственный морской путь на территории Египта, отделяющий Евразию от Африки. Почти 150 лет он используется для кратчайшей транспортировки грузов из Средиземноморья в Индийский океан.

Суэцкий канал на карте отыскать очень просто. Он соединяет Средиземное море с Красным. С одной стороны Суэцкого канала находится портовый город Порт-Саид (на побережье Средиземного моря), а на другом — Суэц (на побережье Красного моря). Он «разрезает» самую узкую часть Суэцкого перешейка.

С 1956 года Суэцкий канал полностью принадлежит Египту. До этого им владела Всеобщая организация Суэцкого канала, принадлежащая Франции и Англии.

В разных источниках можно найти различную информацию о длине, ширине и глубине Суэцкого канала. По последним данным, его длина, включая подходные участки и трассу, равна примерно 193 километрам. На всей протяженности Суэцкий канал имеет неодинаковую ширину и глубину. По официальной информации на глубине 11 метров ширина составляет 205-225 метров. В 2010 году максимальная глубина была 24 метра.

Цена за проход

Правила и цену плавания определяет Египет. Его бюджет во многом зависит от Суэцкого канала, ведь каждый год прибыль от использования этого водного пути составляет порядка пяти миллиардов долларов. Проход через Суэцкий канал является для владельцев судов наиболее предпочтительным, так как при использовании альтернативного пути, огибающего Африку, расстояние увеличивается на 8 тысяч километров, соответственно происходит большая потеря времени. К тому же есть вероятность нарваться на сомалийских пиратов. Стоимость прохода через канал зависит от веса груза, осадки судна, высоты груза на палубе, даты подачи заявки и прочих факторов, и составляет 8-12 долларов за тонну. Общая цена прохождения корабля с большим грузом может достигать миллиона долларов.

Роль канала в жизни Египта

Суэцкий канал имеет огромное значение для мирового рынка транспортировки грузов. Через него транспортируется около 20% всей перевозимой нефти и осуществляется около 10% всех мировых торговых грузоперевозок. Кроме того, на Суэцкий канал приезжают посмотреть и сделать фото туристы со всего мира, что тоже способствует увеличению бюджета Египта.

Модернизация Суэцкого канала

После того, как Суэцкий канал стал принадлежать Египту, правительство стало считать одной из своих основных задач его расширение, ведь его изначальная глубина была равна 8 метрам, а ширина – 21 метру.

Сейчас в планах правительства создание нового русла, которое будет проходит рядом с основным. Его длина составит 72 километра. Это позволит извлекать еще большую прибыль в связи с увеличением проходимость канала. Расширение должно сократить время ожидания прохождения пути до трех часов (сейчас это время составляет 11 часов) и в три раза увеличить количество судов, одновременно проплывающих через канал. Кроме того, появится огромное количество новых рабочих мест. На расширение планируется потратить несколько миллиардов долларов.

Обходные пути

Из-за высокой стоимости прохождения владельцы транспортных судов ищут альтернативные пути транспортировки грузов. Правительство Израиля предложило проложить обходной путь по своей территории. Это так называемое «шунтирование» канала. Однако этот маршрут невозможно сделать полностью водным, поэтому в планах есть строительство железнодорожного пути между городом Эйлат и Средиземноморским побережьем.

Росатомфлот также предложил заменить Суэцкий канал. Предположительно, в качестве замены можно использовать Северный морской путь, который соединяет Европу с Азией. Из-за таяния арктических льдов этот путь открыт более продолжительное время и, возможно, в ближайшем будущем, можно будет транспортировать грузы по территории России.

История строительства

Идея о проложении кратчайшего пути в воды Красного моря посещала жителей Египта еще много веков назад. Первые попытки были предприняты фиванскими фараонами в эпоху Среднего царства. Они хотели соединить Красное море с одним из притоков Нила.

История создания самого канала началась в конце VII – начале VI века до нашей эры. Найдены свидетельства Геродота, в которых говорится, что начал строительство фараон Нехо II, но до конца построил канал Дарий I век спустя. Дальше дела шли не очень хорошо. Реконструкция пути произошла в III веке до нашей эры под руководством Птоломея II Филадельфа. Углубление канала произошло через несколько веков по распоряжению императора Траяна, в период его правления в Африке. В VIII веке (в период завоевания Египта арабами) несмотря на то, что этот транспортный путь активно использовался, его засыпали.

В 1854 году французский бизнесмен Фердинанд де Лессепс решает возобновить историю Суэцкого канала. Так как в тот момент Франция имела большое влияние в Египте, ему было разрешено запустить этот процесс. Работы по строительству стартовали в 1859 году, канал был открыт через 10 лет. Большое количество жителей Египта были задействованы в принудительных работах, многие люди погибли от каторжного труда, обезвоживания и болезней.

В результате строительства экономика страны серьезно пострадала, что заставило Исмаила-пашу продать свою часть акций Всемирной организации Суэцкого канала англичанам. В 1882 году в этом месте расположилась британская военная база.

В середине 50-х годов XX века Египет провел национализацию морского пути, и ни Франция, ни Англия, ни Израиль не смогли ему помешать. В 1956 году Суэцкий канал полностью перешел во владения Египта.

Суэцкий канал, Египет — обзор

Египет с большим пафосом открыл второй Суэцкий канал

6 августа 2015, 20:01

Фото: Egyptian President Office/APA Images via ZUMA Wire/ТАСС

Текст: Юрий Зайнашев

Читать еще:  Лима, Перу - обзор

В Египте торжественно открыта вторая «нитка» Суэцкого канала, построенная всего за год. Россию на торжествах представлял премьер Дмитрий Медведев. России удвоение египетского канала в перспективе невыгодно, поскольку Москва уже сейчас лоббирует конкурирующий проект Северного морского пути.

Президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси на круизной яхте «Аль-Махруса» открыл в четверг судоходство по новому руслу Суэцкого канала. Он прибыл на ее борту к трибуне для почетных гостей в бухте города Исмаилия.#

Старейшая в Египте яхта «Аль-Махруса» первой прошла как почти 146 лет назад по старому Суэцкому каналу, так и теперь по новой водной артерии. Это та самая яхта, на которая в августе 1865 года проделала свой первый путь от берегов Темзы до порта Александрии. На ней египетский хедив (вице-султан) Исмаил с коронованными особами из Европы проплыл в 1869 году по новой водной артерии, соединившей воды Средиземного и Красного морей.

За «Аль-Махрусой» проследовал флагманский корабль ВМС – фрегат «Тахиа Маср», ознаменовав тем самым открытие канала. В торжественной церемонии принимали участие высокопоставленные делегации из более чем 50 государств. Россию представлял премьер-министр Дмитрий Медведев.

«Спасибо египетской армии!»

Первое грузовое судно прошло по новому Суэцкому каналу спустя несколько минут после подписания ас-Сиси указа об открытии навигации. «Суэцкий канал имеет колоссальное значение и для Египта, и для всех остальных стран, чье мореходство так или иначе пролегает из Индийского океана в Атлантику, – заявил газете ВЗГЛЯД бывший советский посол в Египте, бывший замглавы МИД СССР Александр Белоногов. – Что касается политической стороны, то каждая крупная стройка идет на пользу авторитету главы государства и правительства. Поэтому можно только поздравить египтян и президента Ас-Сиси».

Четверг объявлен в стране выходным днем. Как сообщает ТАСС, в Каире и других городах начались праздничные демонстрации. Несмотря на сильную жару, на площади Тахрир в центре столицы появились толпы с национальными флагами и портретами ас-Сиси.

«По улицам народ ходит веселый, радуется. Кто-то даже в интернете постит поздравления, – подтвердила газете ВЗГЛЯД одна из жительниц Каира. – Но вообще, судя по подаче, это скорее официальный праздник. Развешанные на улицах плакаты «Спасибо египетской армии!» как-то смущают. Один мой знакомый тоже воспринял событие без пафоса. Он написал: «Это ничего не принесет простому народу, особенно старикам. Каждый раз народ надеется на какие-то улучшения, но ничего не происходит». Но двое других моих знакомых, люди с высшим образованием, написали мне в соцсети, что они «счастливы и горды». Они надеются, что теперь экономика вверх пойдет. Я-то сама в этом не уверена».

Египетский публицист Мона Халиль, напротив, не скрывает своего восхищения. «Это историческое событие! Египтяне надеялись, но до конца не верили, что этот огромный проект удастся реализовать так быстро. Когда принималось решение 5 августа прошлого года о строительстве, то эксперты говорили, что минимальный срок – три года, но президент ас-Сиси сказал: «У вас есть год», – рассказала Мона Халиль газете ВЗГЛЯД.

«Как известно, египтяне даже воевали за Суэцкий канал. Это гордость страны. Новый канал позволяет проходить судам нового поколения, с большей грузоподъемностью. Это абсолютно египетский проект, он финансировался народом Египта. Там не было задействовано ни копейки иностранного происхождения! – воскликнула публицистка. – В такое кризисное время, когда экономика просела, народ собрал восемь с лишним миллиардов долларов в течение недели».

Напомним, что средства на второй канал властям удалось собрать в сентябре прошлого года всего за восемь дней продажи «неторгуемых сертификатов». Облигации под 12 процентов годовых с пятилетним сроком погашения реализовывались исключительно среди граждан страны.

«Сегодня у египтян огромная радость, этот день войдет во все учебники. Экономическая ситуация, безусловно, поменяется. Города вдоль канала – возникнут новые индустриальные и торговые зоны, в течение 5–10 лет. Это новая страница в истории всей глобальной торговли», – предрекает Мона Халиль.

По ее словам, популярность ас-Сиси из-за открытия канала выросла бы, если бы ей «было куда расти». «Невозможно измерить его популярность! С момента отстранения от власти «братьев-мусульман» и второй революции популярность президента беспрецедентна. Это можно сравнить только с народной любовью к Гамалю Абдель Насеру», – утверждает Халиль.

Белоногов не уверен, что популярность ас-Сиси и в самом деле близка к стопроцентной. «Может ли, благодаря этому, нынешний президент, опираясь на значение канала, как-то приравнять себя к президенту Насеру? – задается бывший дипломат риторическим вопросом. – Можно посмотреть по-разному. Канал сооружен намного раньше Насера. Роль Насера заключалась в том, что он национализировал канал, сделал его египетским. Это не совсем сопоставимые вещи и национализация первого канала. Но, безусловно, это пойдет в плюс главе Египта».

Удвоение канала

Как объявил в своей речи сам ас-Сиси, новый Суэцкий канал «сооружен египетским народом, несмотря на экономические трудности и угрозы террористов». По его словам, «банды террористов и экстремистов пытались нанести ущерб египтянам и остановить их движение к прогрессу». Он подчеркнул, что Суэцкий канал только «первый из тысячи шагов», которые предстоит сделать.
Как отметил ас-Сиси, «эта водная артерия открывает путь тысячам новых проектов».

Эксперты не считают, что новая нитка канала станет легкой мишенью для боевиков ИГИЛ*, действующих на Синайском полуострове. «Армия Египта в состоянии обеспечить безопасность канала. У нас есть немножко проблемы на севере Синайского полуострова. Но все это время и старый канал работал успешно, безо всяких террористических угроз», – напомнила Мона Халиль.

«Я хорошо знаком с этой территорией, по обе стороны канала – это пустынная местность, – сказал газете ВЗГЛЯД бывший шеф израильской спецслужбы «Натив» Яков Кедми. – Те боевики, что проводят теракты на Синае, с удовольствием напали бы и на Суэцкий канал. Они ведь не раз взрывали газопровод рядом – на Синайском полуострове. Но, вероятно, их умений и сил недостаточно, чтобы преодолеть довольно эффективную защиту канала, которую организовали армия и спецслужбы Египта. При правильной организации контроля за территорией там можно предотвратить теракты. Надеюсь, так оно и будет».

Читать еще:  Италия в миниатюре, Италия - обзор

Директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве Павел Салин не спешит разделить радость египтян. «Суэцкий канал остается главным элементом транспортного коридора Азия – Европа. Открытие второй очереди этого канала, которая позволяет пропускать больше судов и суда большей грузоподъемности, России по большому счету невыгодно. Россия продвигает свой собственный маршрут – Северный морской путь. Другое дело, что там еще все в самом начале. По уровню сервиса, по доступности услуг пока не является никаким конкурентом Суэцкому каналу», – сказал эксперт газете ВЗГЛЯД.

Москва рассчитывает к декабрю подписать с Каиром меморандум о взаимопонимании и «дорожную карту» по реализации российской промышленной зоны в районе Суэцкого канала, заявил Дмитрий Медведев египетскому изданию «Аль-Ахрам» в преддверии своего визита.

Кроме того, на экспертном уровне прорабатывается возможность подписания соглашения о создании зоны свободной торговли (ЗСТ) между Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и Египтом, добавил Медведев. Как ранее сообщил РИА «Новости» источник в посольстве Египта, Каир ожидает, что делегация от ЕАЭС до 10 сентября посетит арабскую республику для переговоров.

Напомним, новый Суэцкий канал действительно построен в рекордный срок – всего один год. Проложенный за 10 лет и открытый в 1869 году старый Суэцкий канал и сегодня остается важнейшей международной водной артерией. На него приходится до 22 процентов контейнерных перевозок на планете. Только за последние 10 лет его эксплуатация принесла почти 47 млрд долларов.

Новый канал позволит за счет возможности встречного движения судов – по старому и новому руслу – увеличить пропускную способность с 47 до 97 судов и сократит время ожидания с 18 до 11 часов. Как надеются египетские экономисты, к 2023 году доходы от канала вырастут почти втрое – до 13,5 млрд долларов.

История Суэцкого канала.

Суэцкий канал — бесшлюзовый судоходный канал в Египте, соединяющий Средиземное и Красное моря. Зона канала считается условной границей между двумя материками, Африкой и Евразией. Кратчайший водный путь между Индийским океаном и акваторией Средиземного моря Атлантического океана (альтернативный маршрут протяжённее на 8 тыс. км).Суэцкий канал имеет длину в 160 километров, ширину по зеркалу воды до 350 м, по дну — 45—60 м, глубину 20 м.

До открытия канала транспортировка осуществлялась путём разгрузки судов и сухопутной перевозкой между Средиземным и Красным морями. Канал состоит из двух частей — к северу и к югу от Большого Горького озера, соединяя Средиземное море с Суэцким заливом на Красном море.

Возможно, ещё во времена Двенадцатой Династии фараон Сенусерт III (1888—1878 года до н. э.) проложил с запада на восток канал, прорытый через вади Тумилат, соединяющий Нил с Красным морем, для беспрепятственной торговли с Пунтом. Позднее строительством и восстановлением канала занимались могущественные египетские фараоны Рамзес II и Нехо II. Геродот (II. 158) пишет, что Нехо II (610—595 до н. э.) начал строить канал от Нила до Красного моря, но не закончил его.

Канал был достроен около 500 года до нашей эры царём Дарием Первым, персидским покорителем Египта. В память этого события Дарий установил гранитные стелы на берегу Нила, в том числе одну близ Карбета, в 130 километрах от Pie.

В III веке до н. э. канал привёл в судоходное состояние Птолемей II Филадельф (285—247). Начинался он несколько выше по течению Нила, чем прежний канал, в районе Факуссы. Не исключено, впрочем, что при Птолемее был расчищен, углублён и продолжен до моря старый канал, снабжавший земли вади Тумилат пресной водой. Фарватер был достаточно широк — в нём могли свободно разойтись две триремы.

Император Траян (98-117) углубил канал и увеличил его судоходность. Канал был известен под названием «река Траяна», он обеспечивал судоходство, но затем вновь был заброшен.

В 776 году по приказу халифа Мансура его окончательно засыпали, чтобы не уводить торговые пути от центра Халифата.

В 1569 году по приказу великого визиря Османской империи Мехмеда Соколлу разрабатывался план восстановления канала, но он не был осуществлён.

До следующей попытки прокопать канал прошло более тысячи лет. В 1798 году Наполеон Бонапарт, находясь в Египте, рассматривал возможность строительства канала, соединяющего Средиземное и Красное моря. Производство предварительных изысканий он поручил особой комиссии во главе с инженером Лепером. Комиссия пришла к ошибочному выводу, что уровень воды Красного моря на 9,9 м выше уровня воды в Средиземном море, что не позволяло бы построить канал без шлюзов.

В 1841 году офицеры Великобритании, производившие изыскания на перешейке, доказали ошибочность расчётов Лепера относительно уровня воды в двух морях — расчётов, против которых уже раньше протестовали Лаплас и математик Фурье, исходя из теоретических соображений. Около того же времени французский дипломат Фердинанд де Лессепс, не производя новых самостоятельных изысканий, а опираясь лишь на исследования предшественников, напал на мысль провести канал совершенно иначе — так, чтобы он был «искусственным Босфором» непосредственно между двумя морями, достаточным для прохода наиболее глубоководных судов.

В 1855 году Фердинанд де Лессепс получил концессии от Саида-паши, вице-короля Египта, с которым де Лессепс познакомился, будучи французским дипломатом в 1830-х годах. Саид Паша одобрил создание компании для целей строительства морского канала, открытого для кораблей всех стран. В том же 1855 году Лессепс добился одобрения фирмана со стороны турецкого султана, но только в 1859 году смог основать в Париже компанию. В том же году началось строительство канала, которое возглавила созданная Лессепсом Всеобщая компания Суэцкого канала. Египетское правительство получило 44 % всех акций, Франция — 53 % и 3 % приобрели другие страны. По условиям концессии акционерам полагалось 74 % прибылей, Египту — 15 %, основателям компании — 10 %. Её основной капитал равнялся 200 миллионам франков.

Читать еще:  Аттракционы «Стратосфера», США - обзор

Английское правительство, опасаясь, что Суэцкий канал приведёт к освобождению Египта из-под власти Османской империи и к ослаблению или к потере господства Англии над Индией, ставило на пути к осуществлению предприятия всевозможные препятствия, но должно было уступить перед энергией Лессепса, тем более, что его предприятию покровительствовали Наполеон III и Саид-паша, а потом (с 1863 году) его наследник, Исмаил Паша.

Технические трудности были громадны. Приходилось работать под палящим солнцем, в песчаной пустыне, совершенно лишённой пресной воды. Первое время компания должна была использовать до 1600 верблюдов только для доставки воды рабочим; но к 1863 году она закончила небольшой пресноводный канал из Нила, шедший приблизительно в том же направлении, что и древние каналы (остатками которых кое-где удалось воспользоваться), и предназначенный не для судоходства, а единственно для доставки пресной воды. Этот пресноводный канал идёт от Заказика при Ниле на восток к Исмаилии, а оттуда на юго-восток, вдоль морского канала, к Суэцу; ширина канала 17 м на поверхности, 8 — по дну; глубина его в среднем только 2,2 м, местами даже значительно меньше. Его открытие облегчило работы, но всё-таки смертность среди рабочих была велика. Рабочих предоставляло египетское правительство, но приходилось использовать также европейских рабочих (всего на строительстве трудились от 20 до 40 тысяч человек).

В шестилетний срок, в который Лессепс обещал закончить работы, построить канал не удалось. Земляные работы проводились с использованием принудительного труда бедных слоёв населения Египта (на первых этапах) и заняли 11 лет.

Общая длина канала составила около 173 км, в том числе длина собственно канала через Суэцкий перешеек 161 км, морского канала по дну Средиземного моря — 9,2 км и Суэцкого залива — около 3 км. Ширина канала по зеркалу воды 120—150 м, по дну—45—60 м. Глубина по фарватеру первоначально составляла 12—13 м, затем углублён до 20 м.

Канал официально открылся для судоходства 17 ноября 1869 года. На открытии Суэцкого канала присутствовали императрица Франции Евгения (супруга Наполеона III), император Австро-Венгрии Франц Иосиф I с министром-президентом венгерского правительства Андраши, голландский принц с принцессой, прусский принц. Никогда раньше Египет не знал таких торжеств и не принимал такое количество высоких европейских гостей. Празднование длилось семь дней и ночей и обошлось хедиву Исмаилу в 28 миллионов золотых франков. И только один пункт программы торжества не был выполнен: известный итальянский композитор Джузеппе Верди не успел закончить заказанную по этому случаю оперу «Аида», премьера которой должна была обогатить церемонию открытия канала. Вместо премьеры в Порт-Саиде был устроен большой праздничный бал.

В 1888 году в Стамбуле была подписана Международная конвенция с целью создания определённой системы, предназначенной гарантировать всем государствам свободное плавание по каналу.

В годы Первой и Второй мировых войн судоходство по каналу фактически регулировала Великобритания.

26 июля 1956 года президент Египта Гамаль Абдель Насер национализировал канал. Это привело к вторжению британских, французских и израильских войск и началу недельной Суэцкой войны 1956 года. Канал был частично разрушен, часть кораблей потоплена, в итоге судоходство было закрыто до 24 апреля 1957 года, пока канал не был расчищен с помощью ООН. Миротворческие силы ООН были введены для поддержания статуса Синайского полуострова и Суэцкого канала как нейтральных территорий.

После Шестидневной войны 1967 года канал вновь был закрыт. В ходе следующей арабо-израильской войны 1973 года египетская армия успешно форсировала канал; в дальнейшем израильская армия совершила «ответное форсирование». После окончания войны канал был разминирован силами ВМС США (в тралении подходов к Каналу, в Суэцком заливе, участвовали корабли ВМФ СССР) и открыт для использования 5 июня 1975 года.

В августе 2014 года началось строительство параллельного канала длиной в 72 километра, с тем чтобы обеспечить двустороннее движение судов. Пробная эксплуатация второй очереди канала началась 25 июля 2015 года. В строительстве активно участвовала армия страны. В финансировании участвовало население Египта.

6 августа 2015 года произошла торжественная церемония открытия нового Суэцкого канала.

«Новый Суэц» проходит параллельно старому судоходному пути, проложенному 145 лет назад и являющемуся кратчайшим водным маршрутом между Индийским океаном и Средиземным морем. Новый канал, как и прежний, будет государственной собственностью.

На строительство дублера Суэцкого ушел всего один год (хотя по оценкам должен был быть построен за три года). Реализация проекта обошлась Египту в 8,5 миллиарда долларов. Проект Нового Суэцкого канала состоял в расширении, углублении текущего тракта и создании параллельного тракта. Новое русло должно увеличить пропускную способность канала.

Цель проекта — обеспечить двустороннее движение судов. В дальнейшем с юга на север они будут следовать по старому, а с севера на юг по новому руслу. Таким образом, среднее время ожидания кораблей во время прохода по каналу должно уменьшиться в четыре раза, в то время как его пропускная способность увеличится с 49 до 97 судов в день.

Источники:

http://egyptfan.ru/sights/sueckij-kanal.html
http://vz.ru/politics/2015/8/6/759940.html
http://pikabu.ru/story/istoriya_suyetskogo_kanala_6355705

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector