Сузы, Иран — обзор

Древние Сузы: библейский город в Иране

Шуш (Сузы) едва упоминается в современных путеводителях по Ирану, а вот в Библии это название встречается 23 раза. И неудивительно, ведь древний город видел грандиозные сражения и падения целых государств, служил столицей не одной империи и даже был пристанищем библейского пророка Даниила. Что сохранилось с легендарных времен, рассказывает «Иран сегодня».

История на ходу

Некогда величественная столица эламитов [жители государства Элам 3 тыс.-сер. VI в. до н.э. — прим. «Иран сегодня»] — сегодня едва заметная точка на туристической карте где-то между Ахвазом и Тегераном. Как многие туристы проезжают мимо Шуша, сменяя один крупный город другим, так долгое время обходили своим вниманием небольшой городок и исследователи. Лишь в XIX веке археологам удалось установить соответствие между маленьким Шушем и легендарными античными Сузами.

Древние Сузы манят археологов / источник фото: susachtb.ir

По одной из версий, шипящее название городка восходит к утерянному эламскому языку (Шушун, или Сусан) и в переводе означает «лилия». Однако вовсе не цветами прославился город. Здесь когда-то возвышалась знаменитая стела с законами Хаммурапи [один из древнейших правовых памятников — прим. «Иран сегодня»] и находилась одна из столиц персидских царей. Согласно Библии (Книга Эсфирь), именно здесь состоялось бракосочетание Артаксеркса I (465-424 г. до н.э.) и иудейки Эсфирь, предотвратившей тем самым притеснения еврейского народа.

Зиккурат Чога-Занбиль

Кстати, о руинах. Древнейшие в Иране и одни из самых древних на земле расположились тоже здесь, в 50 км от Шуша. Этот зиккурат, получивший свое название по одноименной местности, воздвиг царь Элама Унташ-Напириша в 1250 году до нашей эры. Он насчитывал пять ярусов, на последнем из которых возвышались фигуры божеств, а каждый кирпич был убористо исписан именами богов и эламских царей.

Реконструкция облика зиккурата Чога-Занбиль / источник фото: iranatlas.info

Храм возводился в честь верховного бога эламского пантеона во главе с Ишушинаком и служил религиозным центром эламского города Дур-Унташ. До нас дошли руины древнего городища.

Городище Дур-Унташ

Этот менее выдающийся, чем Сузы, город эламской цивилизации, раскинулся на 2 километра вперед. Для его защиты эламские цари предприняли самые решительные меры и воздвигли три ряда стен. Первая обороняла непосредственно зиккурат, вторая обособляла царскую резиденцию, а третья скрывала многочисленные хозяйственные постройки, в частности, резервуар, обеспечивающий город водой.

Кирпичи зиккурата покрыты надписями / источник фото: mag.cafegardesh.com

Впрочем, натиска мощной армии не перенесла и такая система. В 647 году до н.э. войска ассирийского правителя Ашурбанипала (669-627 гг. до н.э.) на голову разбили эламитов. Город оказался полностью разрушенным и так и не был восстановлен.

Гробница пророка Даниила

Немало сокрыто и на территории самого города. Причем «сокрыто» во всех смыслах. Ведь довольно сложно распознать в традиционной для Ирана архитектуре усыпальницу библейского пророка. Впрочем, сегодня к святыне стекаются представители разных конфессий: одни почитают пророка под именем Даниила, другим он известен как Дарияр. А ориентир у всех один — белокаменный конус, не заметить который просто невозможно.

Усыпальница пророка Даниила / источник фото: irneda.ir

По преданию, именно гробница святого сохранила Сузы нетронутыми во время завоевательных походов Тамерлана (1336-1405). Великий полководец отказался от набега на город, не желая тревожить праха усопшего. И все же часть мощей он вывез, перезахоронив их в мавзолее Ходжа Дониер в Самарканде. Сегодня, помимо Суз и Самарканда, мощи пророка покоятся еще в двух городах мира: в Александрии (Египет) и Киркуке (Ирак).

Дворец Дария

Дворец Дария в Сузах возводился в годы его правления и был завершен около 500 года до н.э. Примерно в 440 году он сгорел и был восстановлен только в царствование Артаксеркса II (404-358 гг. до н.э). По легенде, дворец славился своими несметными богатствами. Недаром одна из площадок двора именовалась «площадкой сокровищниц». Как указывает древнегреческий историк и географ Страбон, Александр Македонский вывез из Суз 49000 талантов золота и серебра.

Декоративная панель с изображением стражников из дворца Дария I в Сузах / источник фото: wikipedia.org

Сегодня до нас дошло немало: пять археологических дворцовых насыпей, разбросанных на 250 га в провинции Хузестан, часть настила дороги, по которой ездил царь и цветные барельефы, почти не тронутые временем.

Французская крепость

Французская крепость — еще один приметный символ города, который, однако, гораздо «моложе» своих собратьев. Дело в том, что с установлением местоположения Суз в XIX веке в этот иранский городок стали активно стекаться группы археологов. Правда, стекались они сюда на свой страх и риск. Ведь тогда Иран переживал не лучшие времена и обеспечить безопасность ученых, ведущих продолжительные раскопки на окраинах, просто не мог. В результате французский археолог Жак де Морган взялся за решение сразу нескольких вопросов — как прошлых, так и насущных.

Он воздвиг массивную крепость, которая должна была служить исследователям надежной защитой. Сегодня крепость не менее знаменита здесь, чем ее создатель.

15 самых древних, но до сих пор существующих городов

Древние города выстояли и выжили, несмотря на различные трудности — войны, природные катастрофы, миграцию населения, современные стандарты. Они немного видоизменились благодаря прогрессу, но не потеряли своей самобытности, сохранив и архитектуру, и память людей.

Читать еще:  Ресторан Opaque, США - обзор

15. Балх, Афганистан: 1500 г д.н.э.

Город, который на греческом языке звучал, как Бактра, был основан в 1500 г д.н.э., когда первые люди поселились на этой территории. «Мать арабских городов» прошла испытание временем. И действительно с момента его основания началась история многих городов и империй, включая Персидское царство. Эпохой процветания считается период расцвета Шелкового пути. С того времени город пережил и падения, и рассветы, но до сих пор является центром текстильной промышленности. Сегодня не осталось былого величия, но сохранилась загадочная атмосфера и неподвластность времени.

14. Киркук, Ирак: 2 200 д.н.э.

Первое поселение появилось здесь в 2200 г д.н.э. Город контролировали и вавилоняне, и медийцы – все оценивали выгодное его расположения. И сегодня можно увидеть крепость, которой уже исполнилось 5 000 лет. Хотя это только руины, но выдающаяся часть ландшафта. Город расположен в 240 км от Багдада и является одним из центров нефтяной промышленности.

13. Эрбиль, Ирак: 2 300 г д.н.э.

Этот загадочный город появился в 2300 г д.н.э. Он был главным центром торговли и сосредоточения богатства. Столетиями его контролировали разные народы, включая персов и турок. Во время существования Шелкового пути город стал одной из основных остановок караванов. Одна из его крепостей до сих пор является символом древнего и славного прошлого.

12. Тир, Ливан: 2750 г д.н.э.

Первое поселение здесь появилось в 2750 г д.н.э. С того времени город пережил многие завоевания, многих правителей и полководцев. В свое время Александр Македонский завоевывал город и правил несколько лет. В 64 г н.э. он стал принадлежать Римской империи. Сегодня это красивый туристический город. Упоминание о нём есть и в Библии: «Кто определил это Тиру, который раздавал венцы, которого купцы [были] князья, торговцы — знаменитости земли?».

11. Иерусалим, Средний Восток: 2800 г д.н.э.

Иерусалим, наверно, самый известный из упомянутых в обзоре городов Среднего Востока, если не мира. Он был основан в 2800 г д.н.э. и сыграл важную роль в истории человечества. Кроме того, что город является мировым религиозным центром, в нем множество исторических построек и артефактов, например Храм Гроба Господня и Мечеть аль-Акса. Город имеет богатую историю – его осаждали 23 раза, нападали на город 52. Кроме этого, его два раза разрушали и восстанавливали.

10. Бейрут, Ливан: 3 000 г д.н.э.

Бейрут был основан в 3 000 г д.н.э. и стал главным городом Ливана. Сегодня это столица, известная своим культурным и экономическим наследием. Уже много лет Бейрут является туристическим городом. Он просуществовал 5000 лет, несмотря на то, что переходил из рук в руки римлян, арабов турок.

9. Газиантеп, Турция: 3 650 г д.н.э.

Как и множество древних городва Газиантеп пережил правление многих народов. С момента основания, а это 3 650 г д.н.э., он был в руках вавилонян, персов, римлян и арабов. Турецкий город гордится своим мультинациональным историческим и культурным наследием.

8. Пловдив, Болгария: 4000 г д.н.э.

Болгарский город Пловдив существует уже более 6000 лет. Он был основан в 4 000 г д н.э. До контроля Римской империи город принадлежал тракийцам, а позже был под властью Османской империи. Разные народы оставили свой культурный и исторический след в его истории, например, турецкие бани или римский стиль в архитектуре.

7. Сидон, Ливан: 4 000 г д.н.э.

Этот неповторимый город был основан в 4 000 г д.н.э. В своё время Сидон был захвачен Александром Македонским, в нем был Иисус Христос и святой Павел. Благодаря славному и богатому прошлому, город ценится в археологических кругах. Это самый старое и важное финикийское поселение, которое существует и сегодня.

6. Эль-Файюм, Египет: 4 000 г д.н.э.

Древний город Файюм, основанный в 4 000 г д.н.э., является исторической частью древнего египетского города Крокодилополиса, почти забытого города, в котором люди поклонялись священному крокодилу Петсухосу. Неподалеку находятся пирамиды и большой центр. Повсюду в городе и за его пределами есть признаки древности и культурного наследия.

5. Сузы, Иран: 4 200 г д.н.э.

В 4 200 г д.н.э. был основан древний город Сузы, который сейчас называется Шуш. Сегодня в нём живет 65 000 жителей, хотя когда-то их было больше. В свое время он принадлежал ассирийцам и персам и был столицей империи эламитов. Город пережил долгую и трагическую историю, но остается одним из самых древних городов в мире.

4. Дамаск, Сирия: 4 300 г д.н.э.

Историки называют Дамаск самым старым обитаемым городом в мире. По некоторым источникам Дамаск был основан в 10 000 г д.н.э., хотя официальной датой основания считается 4300 г д.н.э. Споры продолжаются, так как находятся тому разные аргументы. Дамаск сегодня — это самый старый город в мире и остается важным и обитаемым городом. Его захватывали Александр Македонский, арабы, римляне и турки, но в нём сохранилось много достопримечательностей для туристов до трагических событий «сирийской весны».

3. Алеппо, Сирия: 4 300 г д.н.э.

Алеппо был основан в 4300 г д.н.э. Древний и один из самых населенных городов Сирии, до событий «сирийской весны» его население насчитывало 4,4 миллиона человек. Он гордится своей древностью, историческим и культурным наследием и атрибутами современности. Город был осажден крестоносцами и монголами, но он выстоял и остается живым уже более 6 000 лет.

2. Библ, Ливан: 5 000 г д.н.э.

Более 7 000 лет назад город был основан как Гебал финикийцами, а современное название ему дали греки. Библейский город гордится своими достопримечательностями, среди них замки, церкви и храмы, которым уже тысячи лет.

1. Иерихон, Палестина: 9000 г д.н.э.

Иерихон на сегодняшний день считается самым древним существующим городом. Он был основан в 9000 г д.н.э., ему уже 11 000 лет. Трудно представить, но до основания города люди только 500 лет как одомашнили животных. Сегодня в нём проживает 20 000 жителей.

Читать еще:  Индепенденс-холл, США - обзор

Сузы в Иране

Древний город, библейский город, неоднократно упоминавшийся в Ветхом Завете, Сузы прожили долгую и насыщенную событиями жизнь. Менялась вера, менялись правители, город разрушали войны, и он возрождался вновь. Основанный задолго до эпохи расцвета царства Элам, город расширялся и процветал. Он полюбился даже таким свирепым захватчикам, как цари Персии, которые поспешили построить в нем дворцы, впрочем, просуществовавшие относительно недолго недолго и разрушенные вместе с их царством.

Современный иранский город Шуш как будто почтительно обнимает древние Сузы, окружая их с трех сторон. На переднем плане — Французская крепость, справа от нее — Музей Суз, за ним вдалеке возвышается конус гробницы пророка Даниила.

СУЗЫ — ОТ РАСЦВЕТА ДО ЗАКАТА

Город просуществовал тысячи лет и вполне мог бы совсем исчезнуть из памяти человечества, если бы не многократное упоминание о нем в Ветхом Завете.

Развалины Суз занимают холмистую возвышенность (телль) на берегу реки Керхе у подножия гор Загрос, на восток от общего русла рек Тигр и Евфрат.

В глубоком прошлом тут существовала разветвленная сеть каналов, воды текло так много, что везде росло множество цветов. Особенно лилий, и, предположительно, в честь них город и получил свое название. Вероятнее всего, мы имеем дело с легендой, а на самом деле название происходит от эламского имени бога и покровителя города — Ишуншинака.

В ходе раскопок города обнаружена древняя, еще доэламская культура, существовавшая около 7 тыс. лет до н. э. Ее назвали сузианской, а ее земли — Сузианой.

Мы не знаем пока, как на месте Сузианы появилось царство Элам. Известно лишь, что Сузы — город настолько древний, что уже в первой половине 4-го тыс. до н. э. тут уже стояло крупное поселение. Точно установлено, что в 3-1-м тыс. до н. э. Сузы являлись столицей Элама.

Город с полным основанием можно назвать ветхозаветным, упоминание о его местонахождении на реке Улдай содержится в Библии, в Книге пророка Даниила: «. я был в Сузах, престольном городе в области Еламской, и видел я в видении, как бы я был у реки Улая» (Дан 8:2).

Наивысшего расцвета Сузы достигли при царе Унташ-Напирише (УнташГале), правившем около 1275-1240 гг. до н. э. Царь провозгласил Сузы столицей страны, воздвиг большой зиккурат
с храмом наверху, а город окружил многокилометровой кирпичной стеной.

О жизни в эламских Сузах можно судить разве что по библейским источникам, в основном по Книгам Неемии, Есфири и пророка Даниила. Однако сведения, почерпнутые из Ветхого Завета, в ряде случаев подтверждаются результатами археологических раскопок.

Несколько раз Сузы — один из важнейших торговых городов Переднего Востока — захватывали более сильные соседи: в 2330-2340 гг. до н. э. — аккадский царь Саргон, в 2112-2003 гг. до н. э. — царь Шумера, около 1110 г. до н. э. — вавилонский царь Навуходоносор I. Но всякий раз эламские Сузы возрождались.

В 668 г. до н. э. (называются также 665 и 645 гг.) ассирийский царь Ашшурбанипал напал на Элам и захватил Сузы. Сражение оказалось скоротечным, но после него Ашшурбанипал устроил страшную резню, которую гордо описал на каменной стеле, обнаруженной в Ниневии.

У ассирийцев Сузы отобрали мидяне, а у тех — Кир Великий, персидский царь династии Ахеменидов, в 540-538 гг. до н. э. Персидским царям Сузы нравились красотой местности и удачным расположением: в стороне от потенциальных врагов. Сын Кира — Камбиз II — превратил Сузы в зимнюю резиденцию Ахеменидов. Дарий I перестроил древний дворец эламских царей.

В 331 г. до н. э. Александр Македонский уничтожил Персидскую империю.

Утратив столичный статус, Сузы продолжали существовать при греках под названием Селевкия.
При Селевкидах Сузы получили статус полиса с новыми правами и привилегиями, делавшими город почти независимым от царя.

Власть над Сузами пытались установить парфяне и сасаниды, но пришлось уступить римлянам. Однако римляне недолго удерживали город. Крупное Месопотамское восстание, в котором движущей силой были иудеи и парфяне, прокатилось по всему Ближнему Востоку. Императору Траяну не хватало легионов, чтобы обуздать восточные окраины империи. В итоге римляне отказались от идеи превратить Сузы в дальний форпост и, по воле императора, оставили их.

Утратившие свое влияние и значение Сузы постепенно пустели. В 638 г. их захватили арабы-мусульмане, а в 1218 г. окончательно разрушили монголы.

Жители еще оставались в городе до X в., позднее произошло полное запустение, здания разрушались. Постепенно многие жители перебрались в соседний Дизфуль, о городе начали забывать, о нем напоминало только арабизированное название поселка Шуш. И, возможно, забыли бы вовсе, если бы не святыня восточного мира — гробница пророка Даниила.

ПАМЯТНИКТРЕХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

В археологическом отношении город Сузы — уникальный памятник почти полностью исчезнувших цивилизаций — эламской, персидской и парфянской.

Спустя десять веков на странные развалины около тихого городка Шуш обратил внимание английский археолог Уильям Кеннет Лофтус (1820-1858 гг.), в 1852 г. исследовавший бассейн Тигра и Евфрата. Лофтус первым догадался, что перед ним руины библейских Суз.

Систематические раскопки начались в конце XIX в., ими занималась французская археологическая экспедиция под руководством Марселя-Огюста Дьёлафуа (1844-1920 гг.). В 1885 г. он работал в Сузах, исследовал дворцы Дария I и Артаксеркса II и вывез во Францию барельефы из глазурованного кирпича. Сегодня они и другие находки из Суз выставлены в зале Лувра, названном именем Дьёлафуа.

В ходе раскопок обнаружились руины огромной крепости, колоннад и зданий эпохи Дария и Ксеркса, ансамбль «Царского города», акрополь, статуя Дария Великого (ныне выставленная в Археологическом музее Тегерана), «стела побед» царя Нарамсина, ке- изделия, а также несметное количерамические, медные и бронзовые ство глиняных клинописных табличек.

Ценнейшей находкой, сделанной в конце 1901 — начале 1902 г. стала каменная стела с клинописным текстом — сводом законов вавилонского царя Хаммурапи, созданным в 1750-х гг. до н. э. — один из древнейших правовых памятников в мире. Стела — экспонат парижского музея Лувр.

Читать еще:  Курорт Six Senses Yao Noi, Таиланд - обзор

Руины города (именуемые также городищем Шуш) занимают четыре исторических холма (телля), каждый — со своей особенной застройкой.

На холме акрополя стоит царский город Элама. Холм Ападаны — руины сооружений эпохи Ахеменидов: дворца, парадного зала и храма Огня. Холм царского города — дома знати эпохи Ахеменидов и Сасанидов. Холм города ремесленников — местонахождение парфянского и селевкидского некрополя.

Сузы построены по классическому для того времени плану: в самой высокой части — крепость с дворцами, обнесенная широким рвом с водой и тремя стенами с башнями. Дома горожан — вне стен, в долине.

Дворец эламских правителей, перестроенный в дворец Дария, стоит на искусственном холме. От величественной постройки, разрушенной армией Александра Македонского, мало что осталось. Стены дворца сложены из кирпичей, колонны — целиком каменные. Дворец включал парадный зал, зал для увеселений, помещения для царского гарема и три основных двора. Дворец украшали всемирно знаменитые рельефы с изображением воинов и крылатых львов, сегодня выставленные в Государственном музее в Берлине и в Лувре. На месте сохранились отдельные скульптуры, а также часть покрытия парадной царской дороги.

Согласно Ветхому Завету (Книга Есфирь), именно тут происходили события, связанные с легендой об иудейке Эсфири, сумевшей упросить царя персов Артаксеркса I спасти еврейский народ от истребления.

Необычный элемент комплекса рядом с дворцом Дария — так называемая крепость Моргана. Французская экспедиция Жака де Моргана произвела большие раскопки в 1897-1911 гг. Чтобы уберечь жизнь археологов и сохранить находки от местных жителей, промышлявших разбоем, и построена эта крепость. Сооруженная по образцу замков средневековой Франции, она сложена из кирпичей, принесенных с других раскопок. После окончания раскопок крепость оставили в дар городу.

Сузы — объект Всемирного наследия ЮНЕСКО с 2015 г.

Сегодня на месте библейских Суз стоит иранский город Шуш — место паломничества верующих разных религий. Согласно легенде, в местности Шуш-Далиэль находится Наби-Даньял — могила пророка Даниила, священное место для мусульман-шиитов, персидских иудеев и христиан.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

Археологический комплекс города Сузы:

■ Погребения протоэламского периода (конец 4-го — начало 3-го тыс. до н. э.)

■ Остатки царского города эламского периода (акрополь с храмовой платформой, 4-е тыс. до н. э.).

■ Дворец Ахеменидов (дворец Дария, включая парадный зал и храм Огня, 521 г. — первая половина IV в. до н. э.).

■ Некрополь парфянского (III в. до н. э. — III в.) и селевкидского времени (312-64 гг. до н. э.).

■ Крепость Моргана (конец XIX в.), Музей города Шуш.

■ Наби-Даньял (могила пророка Даниила).

■ Древний эламский город и храмовый комплекс ДурУнташ (около 1250 г. до н. э.).

■ Гробница поэта Дабил ибн Хазаи (765-863 гг.).

ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

■ Во время раскопок Суз обнаружена бронзовая статуя царицы Напир-Асу, супруги Унташ-Напириша, — в человеческий рост, весом более 1,7 т, но без головы. Того, кто отделил голову, не остановило проклятие, заключенное в надписи на статуе: «Да не найдется ему места под солнцем и да не сохранится у него потомства!».
■ Французский исследователь Суз Марсель-Огюст Дьёлафуа не был ученымвостоковедом. Он служил чиновником по снабжению в разных городах Франции, а когда его направили в Алжир, там увлекся археологией, бросил службу и обратился в правительство Франции с просьбой направить его на раскопки в Персию. Власти охотно согласились, так как ученые-археологи сторонились беспокойного края с его разбойниками и землетрясениями. По сути любитель-археолог, Дьёлафуа представлял себе задачу ученого в том, чтобы вывезти с раскопок как можно больше ценного во Францию, а не исследовать их на месте. Ценой огромных усилий ему удалось отправить в Париж многотонные фрагменты дворцов, что подорвало здоровье непривычного к такому труду Дьёлафуа, и он вернулся на службу, став железнодорожным чиновником. Известно, что в экспедициях его сопровождала жена Жанна, переодетая мужчиной и коротко стриженая, чтобы не провоцировать гнев религиозных фанатиков. По возвращении во Францию она не сменила стиль одежды и даже получила особое разрешение полиции.

■ Вавилонский царь Навуходоносор I, захвативший Сузы, в них особо и не нуждался. Но царем двигало чувство мести. Пятьюдесятью годами ранее царство Элам захватило Вавилон и вывезло оттуда в Сузы священную реликвию — каменную стелу с текстом законов царя Хаммурапи.

О победоносном походе свидетельствует обнаруженный в Сузах обломок статуи Иммерии — вавилонского бога сил природы.

В ярости Навуходоносор I сравнял Сузы с землей. Затем Элам еще 300 лет не упоминался в письменных источниках — вплоть до 821 г. до н. э.

■ Раскопки привели к неожиданному открытию, косвенно подтверждающему правдивость библейской легенды об Эсфири.

В Книге Есфирь (Есф. 5:1,2) говорится, что царь персов Артаксеркс, находясь в своем дворце, «увидел царицу Есфирь, стоящую на дворе». Детальные раскопки показали, что гарем царского дворца в Сузах и внутренний двор соединялись переходом, а в тронный зал со стороны двора вход оставался открытым, и поэтому царь должен был сразу увидеть пришедшую по переходу Эсфирь.

■ О доэламской Сузиане известно,что в ней уже существовала письменность. Однако те обрывки записей, что найдены при раскопках, не дают возможности прочитать ни слова на языке древней Сузианы.

■ В Ветхом Завете (Первая книга Ездры) содержится указание на то, что после завоевания Элама ассирийцами Аснафар (Ашшурбанипал) переселил жителей Суз (в Библии они именуются Сусанцами и Еламитянами) в Самарию (Езд. 4:9,10). Подобная «депортация» практиковалась уже в те древние времена: считалось, что царь оказал величайшую милость изгнанным уже тем, что лишил их только крова, а не жизни.

■ Усыпальница пророка Даниила построена в типично мусульманском стиле. Считается, что именно пророк Даниил принес в эти места идею о едином боге, почему персы считают его — отчасти — одним из своих пророков. Существует еще несколько мест, претендующих на то, чтобы называться местом захоронения пророка (или частей его тела): Александрия (Египет), Эль-Хилла и Киркук (Ирак), а также Самарканд (Узбекистан).

Источники:

http://iransegodnya.ru/post/view/2553
http://vsegda-tvoj.livejournal.com/19469860.html
http://mirchudes.net/cities/1528-susa.html

Ссылка на основную публикацию