Святилище Исэ-дзингу, Япония — обзор

Исэ Дзингу

В небольшом японском городе Исэ расположен древнейший храм, который является одной из главных святынь Японии. С давних пор считалось, что все ритуалы, которые проводились на его территории, напрямую влияли на судьбу императорской семьи и всей страны.

История Исэ Дзингу

Согласно японским легендам, святилище было построено для божества Аматэрасу о-миками и ее помощницы Тоеукэ. В первое время оно располагалось прямо в покоях императора. Спустя несколько веков император Суйнин поручил принцессе Ямато-химэ-но микото найти более подходящее место для святилища. С тех пор именно принцессы являются жрицами главного синтоистского храма в Исэ.

С самого начало было принято решение, что этот храм будет содержаться за счет государства, потому что его деятельность напрямую влияла на жизнь страны. Но с приходом к власти сегунов финансирование святилища Исэ Дзингу прекратилось. До XVII века оно заключалось лишь в редких пожертвованиях. Это привело к обветшанию и частичному разрушению храмового комплекса. В конце XV – начале XVI веков начались восстановительные работы, в ходе которых храм Исэ Дзингу был реконструирован практически с нуля.

Структура Исэ Дзингу

Эта синтоистская святыня расположена на территории национального парка, за высоким деревянным забором. Она поделена на два комплекса:

  • Найку – внутреннее святилище, посвященное богине Аматэрасу;
  • Гэку – внешнее святилище, посвященное помощнице богини – кухарке Тоеукэ.

Обе части храма Исэ Дзингу отдалены друг от друга на 4 км. Вплоть до 1945 года между ними и остальным миром протекала река Миягава, которая исполняла роль священной границы. В то время, равно как и сейчас, доступ в главный синтоистский храм в Исэ был только у священнослужителей высокого ранга и членов императорской семьи.

Помимо основных и второстепенных святилищ, здесь расположены следующие подсобные хозяйства:

  • сады и огороды;
  • соляная мельница;
  • конюшни для лошади божества (синмэ);
  • курятник для священных петухов (синкэй);
  • помещения, в которых осуществляется производство сакэ.

Считается, что на территории храма Исэ в Японии обитают духовные сущности, ками. Для них на чистом огне готовятся специальные кушанья, которые подаются на простых глиняных тарелках и в чашках.

От внешнего святилища к Найку ведет паломническая тропа. Вдоль нее работают сувенирные лавки и небольшие магазины, в которых туристы и паломники могут купить необходимую снедь. Паломническая дорога выходит к мосту, расположенному над рекой Исудзу, а от него к внутреннему храму Исэ Дзингу. Раньше перед посещением святыни нужно было совершить обряд омовения в реке Исудзу, но сейчас достаточно просто омыть руки и рот. Для этого предусмотрен павильон тэмидзуя. При необходимости любой желающий может спуститься к реке и провести полный обряд омовения.

Считается, что духовные божества ками любят чистоту и новизну, поэтому каждые 20 лет в Исэ Дзингу возводятся новые святилища. Последняя реконструкция проводилась в 1993 году, а следующая будет в 2023 году. Несмотря на то, что в строительстве участвуют сотни тысяч добровольцев, на него уходит несколько десятков миллионов долларов.

Деятельность Исэ Дзингу

После длительной изоляции храмового комплекса, в течение которой он был исключен из государственного финансирования, началась его активная пропаганда. Этим занимались почтенные наставники (онси), которые посещали провинции и агитировали местное населения совершить паломничество в главный синтоистский храм Японии в Исэ. Дело в том, что до этого агитация была запрещена, но с наступлением мира число паломников резко возросло.

Благодаря деятельности онси, которые распространяли среди местного населения кусочки материи и бумаги с именем Аматэрасу, к XIX веку 90% семей уже имели у себя амулеты дзингу.

Читать еще:  Вниз не смотреть. Самые глубокие каньоны планеты - обзор

Сейчас на территории храма Исэ Дзингу отмечается:

  • праздник рисовых полей (Отауэ-сай);
  • праздник освящения риса (Ниинамэ-сэй);
  • праздник урожая риса (Каннамэ-сэй) и другие.

Дважды в год, в середине июня и декабря, здесь отмечают праздник Цукунами-сай. Прежде чем отправиться в путешествие к храму Исэ в Японии, нужно запомнить, что фотографировать на его территории запрещено. Также здесь не разрешается курить, пить и кушать. Для этого предусмотрены специальные площадки. Перед посещением основных святилищ нужно провести ритуал омовения рук и рта тэмидзуй (Temizu). Только после этого паломники приступают к основной молитве.

Как добраться до храма Исэ Дзингу?

Это священное место расположено на 4 км южнее центра города Исэ. Добраться до него можно метро или автомобиле. Двигаясь по дорогам Prefectural Route 37 или Route 32, можно доехать до святилища Исэ Дзингу за 17-20 минут.

Для того чтобы добраться до храма на метро, нужно сначала попасть на станцию Outer Miyamae. Здесь каждый день в 17:49 формируется поезд, который менее чем за 30 минут доставляет туристов к Исэ Дзингу. Стоимость билета составляет $3,76.

Святилище Исэ

Исэ-дзингу – главное синтоистское святилище Японии, и доступ паломникам или простым посетителям открыт далеко не во все его храмы и здания. Вход в главное святилище разрешен только членам императорской фамилии и служителям культа высшего ранга. В основную кумирню и вовсе могут входить только император и его супруга. Все прочие могут увидеть только крыши святилища, огражденного четырьмя высокими заборами.

Храм Исэ состоит из двух комплексов – внутреннего святилища Найку, посвященного Аматэрасу, и внешнего Гэку, построенного в честь богини еды.

В древности святилища Аматэрасу и Окунитамы находились во дворце императора и следовали за императором, если он менял место жительства. В IV веке император Судзин нарушил эту традицию и велел переместить святилища в деревню, расположенную недалеко от его дворца. Его преемник император Суйнин поручил принцессе найти постоянное место для святилища Аматэрасу. В Исэ к принцессе обратилась сама богиня и указала место для строительства храма. А позднее, вновь по воле богини, в храме было основано святилище божества Тоёукэ, которое состоит кухаркой при Аматэрасу. Также в храмовом комплексе имеются постройки для лошади и для петухов Аматэрасу, а в прихрамовом огороде выращивают овощи, из которых готовят кушанья для богини.

В Исэ-дзингу хранятся национальные сокровища, одно из которых – императорская регалия Священное Зеркало. Вокруг святилища расположен национальный парк Исэ-сима, на территории которого находятся несколько исторических объектов.

До 1945 года храм был отделен от остального мира рекой Миягава, по которой проходила граница священной земли. Священники не могли покидать храм и пересекать реку, чтобы не нарушить чистоту, необходимую для служения божествам. Паломники же, наоборот, должны были переходить реку вброд, чтобы совершить ритуальное омовение. В настоящее время достаточно пересечь реку по мосту, омыть руки и прополоскать рот.

В Японии синтоисткие божества наделены свойствами живых людей: им требуется пища и – время от времени – обновленное жилище. Считается, что святилища должны иногда перестраиваться. В Исэ перестройка происходит каждые 20 лет, последняя была проведена в 1993 году. Однако с середины XV по вторую половину XVI века эта традиция не соблюдалась из-за междоусобных конфликтов и финансовых трудностей государства.

Храм Исэ (Исэ-дзингу)

Храм Исэ — главное святилище синтоистов в Японии. Исэ находится в одноименном городе префектуры Миэ и посвящен богу Аматэрасу о-миками. Полное название храма – Исэ-дзингу. От него начинается паломническая тропа до других синтоистских святилищ: Кумано-Хонгу-тайся, Кумано-Нати-тайся и Кумано-Хаятама-тайся.

Читать еще:  Канатная дорога Масада, Израиль - обзор

Главный храм закрыт высоким деревянным забором, доступ в главное святилище ограничен — вход разрешён только священнослужителям высшего ранга и членам императорской фамилии. Основная кумирня огорожена в общем счёте четырьмя заборами, и посетители могут увидеть только фрагменты крыши. Весь комплекс обслуживают около ста священнослужителей. В основную кумирню имеют право входить только император и императрица.

Вокруг храмового комплекса располагается национальный парк Исэ-сима, на территории которого имеется несколько исторических памятников.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Храм Исэ

Храм Исэ состоит из двух комплексов. Первое, внутреннее святилище Найку посвящено прародительнице императорского рода, богине Аматэрасу. Второе, внешнее святилище Гэку посвящено богине еды, Тоёукэ, исполняющей роль кухарки при Аматэрасу. Расстояние между внешним и внутренним святилищами — около 4 километров. До 1945 года храм был отделен от остального мира рекой Миягава, исполняющей роль границы священной земли. Священникам запрещалось пересекать эту реку, дабы не нарушить необходимой для служения ками чистоты. Нарушение этого запрета, как считалось, навлечет на страну множество бед. До 12 века когда власть перешла в руки сёгунов, священники порой использовали этот запрет, шантажируя правительство что в случае невыполнения их требований, пересекут священную реку и лично явятся в столицу.

Внутри огромного храмового комплекса размещены различные второстепенные святилища, а также подсобные хозяйства. В частности, в Исэ есть собственные сады, огороды, соляная мельница и производство сакэ. На этих полях и огородах производится пища для почитаемых на территории святилища ками. Вся она готовится в святилище Тоёукэ, на чистом огне добываемом исключительно трением. Посудой ками служат простые глиняные тарелки и чашки без какой либо росписи или эмали. Они также изготовляются на территории Исэ. Считается что свою еду ками должны получать два раза в день. Раньше Аматэрасу питалась вареным рисом, а также фруктами и овощами выращенными на территории храма. В период Мэйдзи, с возвращением власти императору, в рацион Аматэрасу добавились сушеный тунец, морской лещ, моллюски, водоросли и сакэ. При этом самому Мэйдзи до сих пор подносят лишь рис и воду.

К внутреннему святилищу ведет тянущаяся вдоль реки Исудзу паломническая дорога. Рядом с ней располагаются магазинчики и забегаловки в которых усталый путник может купить различную снедь или сувениры на память. В былые времена поблизости от дороги можно было даже встретить район красных фонарей. Дорога в итоге выводит к мосту через реку Исудзу, ведущему на территорию внутреннего святилища. Раньше вместо пересечения моста, полагалось пересечь реку вброд, тем самым совершая обряд омовения. Теперь, однако, достаточно лишь вымыть руки и прополоскать рот. От моста в самому святилищу ведет широкая дорога. Рекомендуется идти по её обочине, так как середина предназначена для ками. Однако, сейчас мало кто помнит об этом. В святилище ведут две пары тории. Рядом с первыми расположен павильон для омовений, тэмидзуя. Неподалеку от него можно найти спуск к речке, где можно совершить более полный обряд омовения. Рядом с ним расположено святилище Такимацури ооками, божество истоков реки Исудзу. Пройдя вторые тории можно увидеть конюшни в которых живет синмэ — лошадь божества. Согласно древним традициям, во внутреннем святилище живет одна такая лошадь, а во внешнем две. Также в святилище Исэ держат священных петухов синкэй. Данные петухи почитаются посланцами Аматэрасу.

Считается что ками любят все новое и чистое. Поэтому все строения должны регулярно перестраиваться. В Исэ строго блюдут эти традиции и каждые 20 лет для Аматэрасу и Тоёукэ возводится новое жилище. Последний раз святилища обновлялись в 1993 году. Для этого было привлечено около 200 тысяч человек, большая часть которых была добровольцами и участвовала в строительстве бесплатно. Тем не менее, несмотря на значительное число добровольцев, строительство обошлось примерно в 30 миллионов долларов.

Читать еще:  Синагога Охель Яков, Германия - обзор

Первоначально святилища Аматэрасу и Окунитамы располагались в императорских покоях и кочевали вместе с императорской семьей. В четвертом веке император Судзин устрашился соседства с божествами и повелел вынести их святилища в деревню Касануи, расположенную поблизости от тогдашнего расположения дворца. В четвертом веке унаследовавший от Судзина престол император Суйнин задался целью найти место для постоянного святилища Аматэрасу. Поиск места был поручен принцессе Ямато-химэ-но микото. Когда девушка достигла Исэ к ней обратилась сама Аматэрасу и сказала что именно здесь она и хочет обитать. Сама же принцесса стала первой из принцесс сайо исполняющих роль верховных жриц и медиумов одновременно. Традиция назначать принцесс жрицами важнейших святилищ прекратилась в 12 веке, вместе с упадком императорской власти. В 478 году, спустя почти 500 лет после основания святилища Аматэрасу, по воле богини в Исэ было перемещено и святилище богини Тоёукэ. Так как оно расположилось поблизости от реки Миягава выступающей границой святой земли, святилище Тоёукэ стали именовать внешним святилищем или палатами Гэку. За святилищем Аматэрасу же закрепилось название внутреннего святилища Найку.

Считалось что от правильности и чистоты проводимых в Исэ обрядов, зависит судьба императорского рода, а вместе с ним и всей остальной страны. Никакие частные интересы не должны были мешать данному процессу и все ритуалы были направлены лишь на достижение блага государства в целом. Поэтому, храм Исэ содержался только на государственные деньги и никакие частные подношения не принимались. Однако, в 12 веке власть перешла в руки сёгунов и финансовая поддержка со стороны государства прекратилась. Это вынудило священников нарушить вековые традиции. Древние норито были изменены, а синтоистский обряд очищения хараэ был представлен как необходимое условие для достижение буддийского просветления. Тем не менее, в условиях всеобщей нестабильности о материальном благополучии храма речи не шло. До начала 17 века когда страна была объединена родом Токугава, финансовая поддержка сводилась к редким пожертвованиям сильных мира сего.

Из-за постоянных междуусобиц перестал собираться специальный налог на содержание храмов и в итоге денег не осталось даже на важнейший ритуал — обновление жилища бога. Традиция перестройки святилищ прервалась более чем на сотню лет. Перестройка внутреннего святилища не происходила с 1462 по 1585 годы и постепенно оно разрушалось из-за нехватки финансирования. Внешнее святилище было в последний раз перестроено в 1434 году и сгорело в 1487 году. Ходили слухи что при этом сгорел и синтай соответствующего божества. Внешнее святилище было вновь отстроено лишь в 1563 году. Из-за отсутствия нужных сооружений часть ритуалов была сокращена, а часть и вовсе отменена. Когда в конце 15, начале 16 века власти взялись за восстановление храмового комплекса, его пришлось отстраивать практически с нуля.

С наступлением мира храм занялся активной пропагандой среди простого населения. Для этого были сформированы целые корпорации почтенных наставников (онси или оси) отправляющихся в провинции агитировать население совершить паломничество в храм. Раньше это было запрещено, а позже невозможно из-за постоянных междуусобиц. Однако, с наступлением мира данные паломничества стали крайне популярны. В своих странствиях наставники раздавали таблички, полоски бумаги или материи с именем Аматэрасу. К 19 веку такие амулеты, называемые дзингу таима и почитаемые как своеобразное вместилище духа ками получили 90 % семей.

Источники:

http://womanadvice.ru/ise-dzingu
http://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=18100
http://wikiway.com/japan/ise/khram-ise/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×