Святыни Цюйфу, Китай — обзор

Цюйфу – город трёх святынь конфуцианства

12 октября 2017 г.

Небольшой, по китайским меркам, городок Цюйфу ежегодно посещают миллионы туристов и паломников

Небольшой, по китайским меркам, городок Цюйфу (его население всего около 700 тысяч человек), находящийся на севере провинции Шаньдун, так бы и остался, никому не известен, если бы не один из его знаменитых жителей – Конфуций. Здесь находятся три архитектурно – парковых комплекса связанные сего именем. Храм поклонения Конфуцию — Кунмяо (Храм Конфуция), родовая усадьба Конфуция и его потомков — Кунфу (Усадьба Кунов) и кладбище рода Кун — Кунлинь («Лес Кунов»). Ежегодно миллионы паломников и туристов приезжают в Цюйху, что бы увидеть места жизни и служения великого человека и философа, почтить его помять и поклониться его могиле.

Неудивительно, что для участников информационного тура организованного Компанией «Чайна Трэвел» (Москва) при непосредственном участии Главного Управления по Туризму Провинции Шаньдун, посещение Цюйфу было обязательным.

Наверное, найдётся немного людей, которые не слышали о Конфуции. Этот древнекитайский философ и мыслитель, посредством основанной им философской системы, ныне известной как конфуцианство, оказал огромное влияние на жизнь в Китае и всей Юго-Восточной Азии, и определил её течение на столетия вперёд. Не являясь религией, конфуцианство достигло статуса государственной идеологии. Этот статус в той или иной мере сохраняется до сих пор, наряду с буддизмом и даосизмом.

Цюйфу – город, в котором родилась мать Кун Цю (настоящее имя Конфуция). Здесь же, после смерти отца, будущий философ провел годы юности, здесь же и последние годы жизни, уча людей и систематизируя свои труды.

Храм поклонения Конфуцию

Небольшой храмовый комплекс из трёх деревянных строений, посвящённых Конфуцию, был основан в Цюйфу его последователями через два года после смерти учителя в 478 году до.н.э. Расположен комплекс был примерно в том месте, где Конфуций преподавал.

В последствие на протяжении двух с половиной тысяч лет комплекс неоднократно перестраивался и достиг к настоящему моменту огромных размеров.

Происходило это в основном потому, что каждый из одиннадцати, посещающих комплекс, императоров Китая хотел оставить память о себе в виде храмов, триумфальных входных ворот и прочих строений. Вместе с увеличением количества строений увеличивалась и площадь комплекса.

Сегодня он занимает более 20 гектаров, имеет 9 дворов, соединенных между собой многочисленными воротами и павильонами, насчитывает 466 отдельных помещений, и 54 мемориальные арки.

Окончательный облик храмовой ансамбль приобрел в XIV – XVII веках. Впоследствии серьёзно пострадал от пожара, но был восстановлен в 1725 году.

Родовая усадьба Конфуция

Потомки Конфуция проживали рядом с посвященным ему храмовым комплексом, практически, с момента его основания. Но только в 1055 году, после пожалования потомку Конфуция в 46 поколении титула «Яньшэн-гун» — «продолжатель рода из поколения в поколение», их родовая усадьба превратилась в подлинно дворцовый ансамбль. Здесь проживали потомки старшего внука по прямой линии наследников Конфуция.

В1935 году последний из носителей титула «Яньшэн-гун», потомок Конфуция в 77 поколении, покинул её. К тому моменту усадьба занимала площадь 160 тысяч квадратных метров и насчитывала 480 строений. В таком виде она прибывает и сейчас.

Все здания усадьбы выстроены в характерном для традиционной китайской архитектуры стиле. Её устройство отражает жизни феодального общества того времени. Усадьба представляет собой крепость с оборонительной стеной, лабиринтом из двориков, переходов и галерей. Как и было положено в то время, всё поместье разделено на мужскую и женскую половину.

Кроме жилых помещений усадьба включает в себя большой сад с различными плодовыми и декоративными деревьями.

Во всей истории Китая не было ни одного рода, который бы на протяжении 1000 лет неизменно пользовался таким высоким общественным положением, как род Конфуция.

Кладбище рода Кун и могила Конфуция

Недалеко от усадьбы Конфуция расположено родовое кладбище рода Кун (потомков Конфуция). Здесь же находится могила самого учителя. Правда, прах Конфуция был перенесён сюда только через двадцать лет после его кончины.

Также на кладбище покоятся сын Конфуция, внук и ещё более 100 тысяч его потомков. Гигантский рукотворный парковый комплекс, на котором и находится кладбище, в настоящее время превышает территорию в два квадратных километра.

Как мы уже сказали ранее, кладбище насчитывает более 100 тысяч могил. Многие из них украшены надгробными камнями, статуями, и стелами с эпитафиями.

Во времена культурной революции в Китае хунвэйбинами (красногвардейцами) могила Конфуция была вскрыта. Тело в захоронении обнаружено не было. Было ли тело Конфуция перепрятано, или его вообще никогда не было в этой могиле – история умалчивает.

Интересен тот факт, что сегодня любой китаец, носящий фамилию Кун, является потомком Конфуция. И, как потомок Конфуция имеет право быть захороненным на этом кладбище. Правда для этого он или его родные должны уплатить в казну 200 юаней, тело усопшего должно быть кремировано, и на месте захоронения урны с прахом не устанавливается никакой памятной доски.

А ещё на этом парковом кладбище обитают синие сороки. Таких птиц нет более, нигде. Говорят, что это души потомков Конфуция охраняют его.

Святыни Цюйфу, Китай — обзор

9 интересных храмов Китая

Храмы Китая, построенные под влиянием китайского буддизма, поражают своими изящными очертаниями и богатым убранством. Остроконечные многоярусные крыши — один из главных символов этой страны, и странно представить себе путешествие по Китаю, лишенное внимательного изучения его религиозных сооружений.

В южной части Пекина расположен Храм Неба (Тяньтань). Известен он прежде всего нетрадиционной для китайских храмов круглой формой. Храм Неба включен в храмовый комплекс «Парк Храма Неба», который считается одним из самых большим храмово-монастырских комплексов страны. Возведен он был при династии Мин императором Юн Лэ в 1420 г.

При входе на территорию парка можно увидеть огромный алтарь, на котором может постоять каждый желающий. От алтаря в северную часть комплекса ведет 30-ти метровой ширины дорога. В этой части парка и находится Храм Неба — его еще называют Храмом Моления об урожае. Круглая форма сооружения согласно китайской традиции символизирует небо.

Читать еще:  Большой каньон Цангпо, КНР - обзор

Сюда ежегодно в день зимнего солнцестояния прибывал император — помолить Небо о богатом урожае и оставить щедрые дары.

Храм Нефритового Будды

Храм Нефритового Будды получил свое название благодаря двум скульптурным изображениям Будды Шакьямуни, привезенным из Бирмы. Основан Храм был в 1882 году — именно тогда первая статуя была привезена в Китай. Храм Нефритового Будды можно увидеть издалека — стены выкрашены в яркий желтый цвет, крыша с карнизами увенчана статуями.

Главный зал Храма — Дом Нефритового Будды, в центре которого возвышается двухметровая статуя, сделанная из белого нефрита и украшенная драгоценными камнями. Статуя изображает Будду в момент размышления. Изваяние меньшего размера символизирует Будду в момент нирваны.

Несомненный интерес также представляют Зал Небесных Владык, Зал Великого Мудреца, залы созерцания внутреннего бытия и залы чтения сутры.

Монастырь Шаолинь

Монастырь Шаолинь — не просто известное место в Китае: с ним связно множество легенд и историй. Расположен он на горе Суньшань. Название монастыря происходит от его географического положения, и буквально означает «монастырь в лесу на горе Шао-ши». Основан он был V веке н.э. монахом из Индии, Бодхидхармой, проповедовавшим чань (дзэн) буддизм.

Добравшись до горы Суньшань, Бодхидхарма 9 лет медитировал в пещере на вершине горы, сидя перед огромным камнем. Своим ученикам монах передал уникальный метод медитации и поддержания физической формы. Ученики Бодхидхармы имитировали естественные движения птиц и зверей, с течением столетий эти движения превратились в высшую форму боя без оружия, которыми собственно говоря, и славится Шаолинь.

Монахи Шаолиня, как считается, принимали участие практически во всех войнах и восстаниях в Китае. Однако именно в связи с такой боевой активностью монастырь на протяжении веков подвергался многочисленным разрушениям и пожарам. К 20 веку в монастыре уцелело лишь несколько павильонов и стен. Но Правительство Китая приняло решение восстановить Шаолинь.

Сам монастырь представляет собой череду двориков, расположенных на склоне горы — они находятся один выше другого, от площадке к площадке ведут лестницы. Окружает монастырь стена высотой 3 метра. Попасть на территорию можно через южные ворота. Всего периметр стены равен порядка 900 метров. Снаружи стены находится Лес Дагоб — каждая дагоба поставлена в память о конкретном монахе. Есть в монастыре также музей боевых искусств и статуя гигантского Будды.

Храм Вон Тай Син

Храм Вонг Тай Син, расположенный в самом сердце района Кoулун, входит в число известнейших храмов Гонконга. Этот популярный даосский храм регулярно посещают миллионы паломников, в том числе и приверженцы буддизма и конфуцианства. Легенда гласит, что основатель храма утверждал, что это бессмертный Вонг Тай Син явился ему и сказал, где нужно построить новый храм и как его назвать.

В 1921 году началось строительство храмового комплекса, включающего в себя несколько залов и павильонов. Здесь есть Зал трех святых, Бронзовый павильон, доступ в который разрешен только мужчинам, Зал архивов, усыпальница Юэ Хин со статуей Будды, библиотека китайской религиозной литературы, а также живописный Сад добрых пожеланий. Особый зал отведен для последователей Конфуция. В архитектуре храма строго соблюдены традиционные методы и приемы — большие красные столбы, великолепная золотая крыша, декорированная фризами с разноцветными фигурками.

Легенда гласит, что однажды юный пастух Вонг Тай Син повстречал бессмертного, который научил его способу изготовления лекарства от всех болезней. С тех пор Вонг Тай Син снискал славу целителя и чудотворца. В народе его любили и почитали как божество. Поэтому если у вас есть заветное желание, то непременно стоит побывать в храме Вонг Тай Син и, может быть, оно исполнится!

Храм Гуансяосы

Храм Гуансяосы является одним из древнейших архитектурных памятников Гуанчжоу и самым большим буддийским храмом. Сооружение было построено более 1700 лет назад как резиденция наньеского царя. Храмовый комплекс отличается богатством и великолепием, здесь находится множество культурных и исторических ценностей.

Основное сооружение комплекса — дворец Дасюнбаоцзян, в восточной и западной частях которого возвышаются самые древние в Китае железные пагоды. Помимо того, в монастыре находится, терем спящего Будды, павильон Шести патриархов чань-буддизма, колокол Дабэйчжун, бронзовая статуя Будды.

Храм Кумбум Чортер

Храм Кумбум Чортер является визитной карточкой древнего монастырского комплекса Пелкор Чёде, расположенного в горах Тибета. «Кумбум» также известен как «Ступа 10 000 Будд, божеств и бодхисаттв».

Основание храма было заложено в 1560 году. Под крышей многоэтажного строения скрывается 108 комнат, украшенных настенными изображениями. Название «10 000 Будд, божеств и бодхисаттв» не обманывает — именно такое количество изображений украшает интерьеры Кумбум Чортер. Венчает храм статуя Будды Майтрейи, благодаря чему храм имеет очередное название — «Кумбум Джампалинг».

Кумбум Чортер является действующим монастырём. Здесь расположено четыре монастырских колледжа. Наиболее крупный из них — Колледж дебатов. Другие колледжи храма — Нгагпа Драцанг, Дукхор Драцанг Ригден Лосел Линг, Санг-Нгаг Деченлинг Дацанг.

Храм Юаньтун

В центре Куньмина расположен величественный Храм Юаньтун — единственный в городе буддистский храм. Построен он был в эпоху правления династии Тан (618 — 907). Уникальность сооружения состоит в том, что к центральному залу ступени ведут не вверх, как традиционно, а вниз. В зале находится большая статуя Будды и драконы, обвивающие колоны.

За пределами сооружения можно увидеть живописный пруд с мостами, а в центре возвышается восьмиугольный павильон. Это место привлекает большое количество паломников.

Храм Шуанлинь в Шаньси

Также известный как Музей Древней скульптуры, храм Шуанлинь расположен в деревне Чиаотоу, в шести километрах от городка Пиньяо. Его коллекции содержат более 2000 образцов скульптур, выполненных с виртуозным мастерством ремесленниками эпох разных династий. В 1997 году Храм Шуанлинь был включен в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО.

Храм включает в себя десять больших и малых помещений, а также залы, предназначенные для чтения сутр, и комнаты, в которых жили монахи. В одном из залов хранится скульптура богини Квон-йин. Она восседает на пьедестале. Ее правая нога согнута, левой она наступает на лист лотоса. В этом же зале находится Веда — сборник самых древних священных писаний индуизма на санскрите. Это ее лучший образец в Китае, потому он и заслуживает особого внимания со стороны посетителей музея.

Даосский храм

Расположенная в окрестностях города Тайань гора Тайшань, или Гора Восхода, входит в число пяти священных гор, почитаемых приверженцами даосизма.

По сложившейся традиции эта гора почиталась как место обитания даосских святых и божеств, она ассоциируется с восходом Солнца, зарождением жизни, обновлением. На протяжении вот уже 3000 лет расположенный на вершине горы храм притягивает многочисленных паломников.

Храм Божества Горы Тай, построенный в эпоху династии Цинь — крупнейший и самый древний даосский храмовый комплекс на горе Тайшань. Его площадь составляет 96 тысяч кв. метров. С III века до н.э. в архитектуре храма стали появляться элементы, схожие с декором императорского дворца и Храма Конфуция в Цюйфу.

Читать еще:  Лифт ду Карму, Португалия - обзор

Комплекс построек состоит из пяти главных залов и множества дополнительных помещений. В самом центре расположен Дворец Небесного Благословения. Он был возведен в 1008 году, а спустя ровно год его стены были покрыты росписями «Путешествие божества горы Тай». Основной сюжет настенной росписи посвящен тому, как Божество горы инспектирует Поднебесную.

Вокруг храма растут кипарисы, возраст которых насчитывает несколько столетий.

Открывайте для себя новое вместе с Вокруг Света!

ООО «Вокруг света»
УНП 100997632

Город Цюйфу (Qufu)

Цюйфу — город Конфуция, самый почтенный город Китая. Многочисленные достопримечательности связаны с именем Великого Учителя, который родился здесь, а в 479 г. до н. э. был похоронен.

Сэкономь на путешествии в Цюйфу!

Жертвенные ритуалы в честь Конфуция

Учителю должно воздавать по его заслугам: почитание мудреца посредством жертвоприношений было делом его потомков по прямой мужской линии, но с начала н. э. оно происходило по императорскому поручению. Наследникам рода предоставлялись благозвучные титулы и материальные привилегии. Императорская надпись от 1468 г. гласит: «Со времен Конфуция прошло более десяти династий. Были ли их властители мудрыми или нет, . все равно в своем правлении они опирались на его учение. Поэтому церемонии поклонения ему со временем становились все великолепнее и блистательнее». При этом росли также храмовые постройки и благосостояние семьи Кун. Глава рода получал ренты с земельных угодий, а также храмовую землю с тысячами крестьян-арендаторов. Сотням «поставщиков двора» вменялось в обязанность поставлять все необходимое для пожертвований и содержания семьи Кун: убойных животных, вино, зерно, музыкальные инструменты (и ноты), фейерверки, причитания над покойником, лошадей. В резиденции рода были заняты сотни наследных слуг, а также отряд полиции и большое число административного персонала. Наследник рода, который с 1055 г. носил титул князя, вершил суд над всеми своими подданными и, кроме того, творил многочисленные ритуалы: ежегодно только в честь Конфуция проходило пятьдесят больших и малых церемоний, сюда добавлялись регулярные жертвоприношения в храме далеких предков и у могил непосредственных предков, а также другие культовые службы. Таким образом, весь город вместе с окрестностями был постоянно занят не чем иным, как постоянными жертвенными ритуалами.

Цюйфу надо посмотреть, но вряд ли есть смысл оставаться здесь дольше чем на один день (с одной ночевкой). Большинство достопримечательностей расположено в непосредственной близости друг от друга, до более отдаленных можно добраться на рикше, на такси или на велосипеде, взятом напрокат.

Храм Конфуция

Храм Конфуция в Цюйфу — грандиозный комплекс потрясающий своими размерами (650 м в длину) и оформлением (два десятка ворот, высокие залы, сучковатые деревья-ветераны). Храм полностью соответствует достоинству и торжественности, сопутствующим культовым действиям, ради которых, собственно, он и возводился. Это одновременно самый большой и самый древний храм Конфуция на Земле. И по сей день это место подкупает посетителей своей атмосферой, хотя весь храмовый инвентарь был уничтожен во время культурной революции. Время работы: ежедн. 8.00-17.00

Южные ворота

Обязательно следует избегать боковых входов! Нужно пройти с самого юга через все ворота, чтобы получить представление о размерах храма. Осмотр начинается еще на подходах к комплексу у южных ворот бывшей городской стены, находящихся на храмовой оси; хотя они не слишком высоки, имеет смысл подняться на них.

Первые декоративные ворота

«Звон металла и дрожание нефрита» написано на первых из восьми ворот, которые нужно пройти, прежде чем вы достигнете первого зала. Эти четыре иероглифа указывают на жертвенную музыку, потому что под «металлом» подразумеваются колокола, а под «нефритом» — фонолитовые погремушки. Но образованный конфуцианец сразу же распознавал также намек на цитату из философа Мэнцзы: тот сравнивает совершенство Конфуция с гармониями церемониальной музыки, которая начинается звоном колоколов и завершается игрой фонолитовых погремушек. Подобные отсылки к классическим текстам заключены во всех названиях ворот и залов. Поэтому хотя бы несколько лет перед посещением храма позубрить конфуцианскую классику — отнюдь не лишнее!

Передние дворы 1-3

Через ворота, построенные в 1754 г., путь ведет на территорию храма. Далее следуют декоративные ворота с надписями «Космическая творческая сила» и «Храм величайших святых». Ворота своевременности святых ведут во второй передний двор; его разделяет Река нефритового пояса, ров с водой. Слева перед ним — павильон с двумя статуями эпохи Хань. В третий двор ведут Ворота могучего Дао.

Четвертый передний двор и библиотека

За Воротами великой (то есть золотой) середины на северной стороне 4-го двора располагается библиотека Куйвэньгэ: «Литературная студия господствующего созвездия Куй», роскошное трехэтажное деревянное строение, чей первый этаж, как считается, возведен в 1191 г. Внутри выставлены каменные рельефы, представляющее сцены из жизни Учителя. В залах Поста слева и справа от библиотеки перед крупными жертвоприношениями наследник рода встречался со своими ведущими помощниками.

Павильоны-стелы

Следующий (пятый) двор содержит тринадцать павильонов, которые защищены от погодных невзгод пятьдесятыо императорскими надписями. Древнейшая надпись возникла в 672 г. Справа (на восточной стороне) храм можно покинуть через боковой вход. Далее к северу комплекс становится трехлинейным. Левая боковая линия служила храмом родителей Конфуция.

Главная линия: главный двор

От середины пятого двора Ворота великого свершения ведут в окруженный замкнутым прямоугольником зданий центральный двор. После пожара в 1724 г. все здания вокруг него до 1730 г. были возведены заново. При реконструкции император Юнчжэн возвысил этот храм до наивысшего ранга и снабдил его императорски-желтыми крышами.

Можжевельник

На мраморных ступенях, ведущих в главный двор, справа стоит одинокое можжевеловое дерево, который якобы собственноручно посадил сам Конфуций. Большой пожар 1724 г. уничтожил и его, но в 1732 г. оставшийся пень будто бы пустил новые побеги. Разве кто-нибудь посмеет быть придирчивым и сомневаться в этом?

Абрикосовая терраса

В середине двора стоит павильон. Его название намекает на то место в древнем тексте, где описывается, как Конфуций сидел на возвышении под абрикосовым деревом и музицировал в кругу учеников.

Главный зал

Роскошный центр двора — Зал великого свершения, постройка шириной 47 м и высотой 27 м, которая могла бы послужить и дворцовым залом. Таких великолепных, обвитых драконами каменных колонн не было даже во дворцах у императора — поэтому их будто бы завешивали тканью, когда тот наносил визит. Типичной для всех храмов Конфуция является большая терраса перед залом: здесь проходили ритуалы жертвоприношений. На четыре крупнейшие ежегодные церемонии в полночь, при свете факелов собиралось столько же участников, сколько дней в году: церемониймейстеры, прислужники, танцоры и музыканты. Вся необходимые предметы: колокола, фонолитовые погремушки, гонги, флейты, цитры, гобои, барабаны, а также всевозможные аксессуары — хранилась в боковых зданиях; жертвенных животных забивали и готовили в храмовой кухне (на северном конце комплекса). Интерьер зала сегодня демонстрирует имитации некогда существовавшего оформления: на роскошном резном возвышении в центре восседает на троне Мудрец, окруженный похожими возвышениями своих учеников. Ибо здесь почитается не только великий Учитель и «первый Наставитель», но и его внук, два его ученика, его духовный наследник Менций (кит. Мэнцзы) и еще 12 его приверженцев.

Читать еще:  Дом-музей Зигмунда Фрейда, Великобритания - обзор

Спальный зал

Поскольку в конфуцианстве прообразом общественного порядка считается семья, здесь есть также (на почтительном удалении от задней стены главного зала и связанный с ним общим цоколем) храм жены Мудреца. Его пространственное расположение соответствует обычной древнекитайской практике устраивать женские покои позади мужских (на севере).

Зал следов мудреца

Последний зал, уже вне главного двора, но все еще на главной оси, показывает вырезанные в камне сцены из жизни Учителя — как раз те самые, что выставлены в библиотеке Куйвэньгэ и гораздо более выразительны.

Восточная боковая линия

Среди прочего здесь можно увидеть якобы домашние колодцы самого Конфуция и стоящую отдельно красную стену. Она должна напоминать о той стене дома, при сносе которой более 2000 лет назад на свет явились скрытые в ней конфуцианские писания, которые злой Первый император повелел собрать по всей стране в одно место и сжечь.

Резиденция семьи Кун и храм Яньмяо

Резиденция семьи Кун была одновременно жилищем наследника рода и правительственным зданием Цюйфу. Размеры резиденции — 280 м в длину, до 140 м в ширину — подчеркивают ее значение; впрочем, отдельные здания отличаются скорее скромными размерами, все они одноэтажные — дабы сознательно избежать даже намека на конкуренцию с храмом. Из трехлинейного комплекса наибольший интерес представляет центральная главная линия.

Главная линия, передняя часть

Внешние ворота ведут в передний двор, откуда можно попасть на главную и боковые линии. Если пройти через вторые ворота прямо вперед, то можно попасть в большой главный двор. Стоящие на нем закрытые деревянные ворота открывались только для императорских эмиссаров, доставлявших сюда послания из Пекина, а также по считанному числу других чрезвычайных поводов. С севера примыкают помещения для аудиенций, официальных приемов и заседаний суда (с соответствующими принадлежностями).

Женские покои

Позади третьего зала высокая каменная стена с воротами, которые обычно бывали закрыты, ограждает служебную часть резиденции. За ней располагаются женские покои. Рядом с воротами через отверстие в стене каждый день заливалась вода в специальный резервуар — некогда он служил для обеспечения питьевой и хозяйственной водой женских покоев: женщин, их служанок и детей. В нескольких помещениях здесь сохранилась прежняя обстановка — изысканные китайские апартаменты 1920-1930-х гг. с несколькими европескими креслами и напольными часами. Сзади примыкает сад. На границе с восточной частью храма Конфуция. Время работы: ежедн. 8.00-17.00.

Храм Яньмяо

Уменьшенной копией храма Конфуция является храм Яньмяо (Янь Хуэя), святилище в честь любимого последователя Учителя. На пути к внутренней зоне следует пройти трое ворот. Последние из них называются Врата поднятия взора к святому, потому что ученик смотрел на своего Учителя снизу вверх. Панданом к Абрикосовой террасе является музыкальный павильон (Юэтин). За главным залом следует Спальный зал для поклонения жене Янь Хуэя. Gulou Dajie (к северо-востоку от резиденции семьи Кун у северных ворот Старого города). Время работы: ежедн. 8.00-17.00.

Иметь храм только для себя одного (или почти только для себя) — к этому стремился князь Чжоу, воплощавший для Конфуция идеальный образ властителя. Почти никто не посещает этот храм, а между тем он лишь ненамного меньше, чем храм Конфуция и столь же красивый. Добраться до него можно от северовосточного угла Старого города, особенно удобно — на рикше.

Роща Конфуция (Кунлинь)

Это огромное, запущенное кладбище, напоминающее первобытный лес, — больше, чем весь Старый город Цюйфу — и, пожалуй, самое древнее до сих пор действующее кладбище в мире, поскольку с незапамятных времен — возможно, начиная с самого Конфуция — здесь хоронят членов рода Кун. Конечно, сюда приходят, чтобы посмотреть могилу Конфуция, но останавливаться на этом было бы большой ошибкой. Городской администрации пришла на ум гениальная идея — пустить по 3-километровому обходному пути вокруг кладбища открытые электрокары, которые благодаря своей бесшумности, невысокой скорости и отсутствию вредных выхлопов позволяют вкусить уникальную атмосферу этого «леса мертвых», не прибегая к пешей прогулке. Тем более, что электрокары в некоторых местах останавливаются, а именно у могил наследников рода: каждая из них снабжена статуями животных, каменными почетными воротами, каменным алтарным столом и могильной стелой — тенистая, окруженная растительностью, мертвенно-тихая, таинственная. Еще лучше пройтись здесь на своих двоих — когда поют птицы, шелестит подлесок, тяжелое летнее солнце пробивается сквозь листву, можно остановиться там, где заблагорассудится, у свежих могил, украшенных бумажными цветами, или же у поросших мхом каменных свидетелей давно минувших эпох.

Могила Конфуция

Вдвойне хорошо, что могила Конфуция лежит недалеко от входа (слева): таким образом, недалек путь до «обязательной достопримечательности», и на большей части кладбища бывает малолюдно. Перед могилой стоит каменный почетный караул. Могильный холм Мудреца не слишком приметен и не отличается от двух соседних: могильных холмов сына и внука Учителя. Перед могилой Конфуция стоят две каменные плиты, причем большая перекрывает меньшую. На обеих написано не имя покойного, а его почетный титул, на большей — позднейший, более длинный: «Великий Завершитель, высочайший Святой, распространяющий культуру Царь». К северу от Старого города. Время работы: ежедн. 8.00-17.30.

Могила Шаохао

Каменная пирамида, 18 м высотой, с храмовым домиком на плоской вершине: таков необычный облик этой могилы, ибо тот, кто здесь якобы покоится, праимператор Шаохао, предполагаемый предок Конфуция, — не историческое лицо, а результат исторической спекуляции. Ничего страшного: надгробный памятник легендарного правителя, заложенный в 1012 г. и в 1111 г. приведенный в нынешнюю форму, — очень красивый туристический объект, до которого можно добраться на рикше. 4 км к востоку от Старого города. Время работы: ежедн. 8.00-17.00.

Когда в начале XX в. к Цюйфу подводили железную дорогу, продолжатель рода высказал свой протест: нельзя нарушать покой Конфуция. Поэтому дорога Пекин — Шанхай делает вокруг города дугу, и сходить с поезда надо в Яньчжоу, в 16 км к западу от Цюйфу. Чтобы доехать до Тайяня (а также до священной горы Тайшань, 80 км пути), следует сесть на автобус дальнего следования.

В Цюйфу действует круглогодичный ночной (точнее вечерний) рынок, на котором можно поесть без затей, но зато дешево и в чудесной атмосфере, а именно на Wumaci Jie, восточном продолжении улицы, где расположен также «Queli Hotel».

Источники:

http://100dorog.ru/guide/articles/7018194/
http://news.tut.by/press/563288.html
http://wikiway.com/china/tsyuyfu/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector