Тоннель Лечберг, Швейцария — обзор

Туннели в Альпах

На фоне ЧП в туннелях Французских Альп Швейцария демонстрирует всему миру свои достижения в строительстве коммуникаций в глубине гор.

Объективности ради нужно сказать, что это стало возможным лишь при самом активном участии австрийских фирм, их инженеров и минеров.

На сегодняшний день самым длинным железнодорожным туннелем в мире остается Сейкан в Японии. Его длина 54 километра. На три километра короче Евротуннель, связывающий Францию и Англию. Но через десять лет пальма первенства должна перейти к Швейцарии, где в настоящее время идет сооружение двух базовых альпийских туннелей – Лечберг и Готтард. Их протяженность будет соответственно 35 и 57 километров. Оба этих сложнейших инженерных сооружения прокладываются в Альпах параллельно с севера на юг и призваны стать «становыми хребтами» для скоростных транзитных стальных магистралей, соединяющих Францию и Германию с Италией. Работа идет круглосуточно на глубине до двух с половиной километров при температуре до 35 градусов и влажности воздуха 80 процентов.

Строительство туннеля Лечберг, который будет интегрирован в железнодорожную трассу Берн – Милан, продолжается уже шесть лет. Он должен быть открыт для движения в конце 2007 года и обойдется в 2,7 миллиарда евро. Туннель состоит из двух труб, расположенных в сорока метрах друг от друга. Рельсы закрепляются в бетоне без использования щебеночного балласта. Это позволит пассажирским поездам развивать скорость до 250 километров в час.

Автору этих строк довелось пообщаться с одним из проходчиков. 46-летний австриец Карл Котульски занят на прокладке туннелей с 1975 года. Работал и в своей стране на строительстве тирольских горных трасс, и в Германии. С 2001 года задействован на северном участке туннеля Лечберг.

– Участвовать в сооружении столь масштабного объекта раньше мне не доводилось,– рассказывает он. – Работаем бригадами девять суток по восемь часов, затем три дня отдых. В эти дни иногда удается вырваться к семье в Каринтию, это на юге Австрии. 80 процентов всех минеров, работающих здесь, тоже из Австрии. Заработок у всех нас весьма приличный – более чем три тысячи евро в месяц. 110 евро из этой суммы вычитают каждый месяц за доставляемые обеды, 50 евро – за пользование услугами автопредприятия, привозящего на автобусе персонал на работу и обратно в общежитие, находящееся неподалеку от стройки.

Строительство самого длинного в мире базового туннеля Готтард идет с 1996 года и поражает своими масштабами даже бывалых туннелестроителей. Подсчитано, что в общей сложности будет извлечено на поверхность 24 миллиона тонн горной породы. Предполагаемый срок окончания работ – 2015 год. Сметная стоимость – около шести миллиардов евро. Чрезвычайно большое значение этот туннель, соединяющий Цюрих с железной дорогой, ведущей в Рим, будет иметь для наращивания перевозок железнодорожным транспортом и резкого сокращения числа транзитных грузовиков, проезжающих через Швейцарию с севера на юг и в обратном направлении. Ныне по автомобильным трассам Швейцарию пересекают ежегодно один миллион 250 тысяч трейлеров. В начале 2005 года власти страны в очередной раз повысили плату за пользование грузовым транспортом на всех швейцарских автодорогах. Существенная часть этой выручки идет на финансирование строительства и модернизацию железнодорожной инфраструктуры. Специалисты считают, что уже через два года после начала эксплуатации туннеля Лечберг автоперевозчикам будет выгоднее пересекать Швейцарию по железной дороге, то есть грузовики будут устанавливаться на железнодорожные платформы. А после введения в строй туннеля Готтард его пропускная способность для грузовых поездов при полной допустимой нагрузке составит более двухсот в сутки.

Читать еще:  Королевский дворец в Казерте, Италия - обзор

Длиною в 20 лет. Самый протяженный тоннель в мире открывается 1 июня в Швейцарии

Многие считают железнодорожный транспорт слегка потерявшим свою актуальность в свете бурного роста авиации, однако «железка» не собирается сдавать свои позиции. Подтверждение этому получил корреспондент «Ленты.ру», побывавший рядом с самым длинным железнодорожным тоннелем в мире, который вот-вот должны открыть в Швейцарии.

Фото: Arnd Wiegmann / Reuters

Поход через Альпы

Официальное открытие самого длинного в мире 57-километрового железнодорожного тоннеля — Готардского — состоится в Швейцарии 1 июня. Проложенный через Альпы в окрестностях деревень Эрстфельд и Бодио, он значительно сократит путь в Италию. Уникальное сооружение позволит добраться, к примеру, из Цюриха в Милан всего за один час сорок минут, а сейчас дорога занимает более трех с половиной часов (220 минут).

Первые пассажиры смогут купить билеты и проехать с ветерком через Альпы (или, лучше сказать, под ними) уже в начале июня, но регулярное движение откроют только к концу года, когда будут полностью испытаны все системы, включая самые важные — энергоснабжение и вентиляцию.

Готардский тоннель вместе с другим железнодорожным 15-километровым тоннелем Ceneri (открытие намечено на 2019 год) и тоннелем Летчберг является частью проекта «Новая железнодорожная линия через Альпы» (NRLA). Железнодорожный транспортный коридор должен связать Швейцарию, Германию и северные страны с Италией и далее — с Грецией и Балканами. Стоимость NRLA, по данным Alp Transit, оценивается в 19 миллиардов франков.

Гендиректор оператора проекта Alp Transit Gotthard AG Ренцо Симони на прошлой неделе встретился с журналистами в Цюрихе и рассказал о том, как шло строительство тоннеля. При его прокладке инженерам пришлось преодолевать многочисленные сложности. Одной из них была высокая температура из-за того, что тоннель строился на рекордной глубине, в некоторых местах превышающей две тысячи метров. Для обеспечения работы тоннелепроходческих комплексов (ТПК) специальные вентиляционные системы охлаждали воздух с 45 градусов Цельсия до примерно 28 градусов.

«Из-за высокого давления происходила усадка породы. Непросто было и доставлять оборудование и людей на такую глубину», — рассказал «Ленте.ру» Симони. Для этого, по словам менеджера, была прорыта 800-метровая вертикальная шахта, через которую спускали людей.

Фото: Arnd Wiegmann / Reuters

Для создания тоннеля использовались буровзрывные работы и несколько ТПК, которые сами по себе являются уникальными и технически сложными машинами. Длина одной из таких буровых установок составляет четыре футбольных поля. При проходке из скалы извлекли более 28 миллионов тонн породы, большая часть которой использовалась в составе бетонной смеси при строительстве Готарда.

В тоннеле создана уникальная 32-километровая система вентиляции (общая длина вентиляционных шахт) — самая большая из всех когда-либо построенных в мире. В шведско-швейцарской компании ABB, отвечавшей за создание систем энергоснабжения и вентиляции Готарда вместе с немецкой TLT Turbo GmbH, рассказали «Ленте.ру» о технических нюансах снабжения этого сооружения электричеством: тоннель оснащен десятками тысяч осветительных ламп, сотнями распределительных устройств, трансформаторов и другого электрооборудования. Любой сбой в их работе тут же передается в систему управления Готарда.

Пятерка самых длинных в мире железнодорожных тоннелей:
1) Готардский тоннель в Швейцарии — 57 километров;
2) Японский тоннель Сейкан (соединяет острова Хонсю и Хоккайдо) — почти 54 километра;
3) Евротоннель под Ла-Маншем (между Великобританией и Францией) — 50 километров;
4) Лечберг в Швейцарии — 34,7 километра;
5) Guadarrama Tunnel в Испании — 28 километров.

Читать еще:  Храм Донаторов, Украина - обзор

Железнодорожная компания Швейцарии построила в городах Биаска и Эрстфельд два центра техобслуживания, которые в том числе помогают избежать аварийных ситуаций. Оба центра оборудованы системами бесперебойного питания. «Главными проблемами, с которыми столкнулись строители тоннеля, стали суровые климатические условия и пересеченная местность. Кроме того, энергосеть тоннеля подвергается воздействию агрессивных солей, тормозной пыли, частиц сажи, металла и дорожного покрытия и требует при этом минимального технического обслуживания, — сказал руководитель бизнес-направления „Среднее напряжение“ группы ABB. — Еще больше осложняли ситуацию огромные колебания давления, вызванные движением поездов, пересекающих тоннель с большой скоростью».

Вентиляционная система должна обеспечить максимальную безопасность людей в случае пожара. Для этого в тоннели, многочисленные переходы и технические помещения должно поступать достаточно свежего воздуха во время аварийных остановок поезда. Кроме того, вентиляция должна эффективно выводить дым.

Если сложить протяженность всех переходов, съездов и технических ответвлений Готарда с основной длиной двух основных «трубок» тоннеля, их общая длина составит 152 километра.

Разогнали поезда

Создание Готардского тоннеля продолжалось почти 20 лет: подготовительные работы начались еще в 1996-м. Стройка обошлась примерно в 12,2 миллиарда швейцарских франков (более 800 миллиардов российских рублей), сообщается в презентации Alp Transit Gotthard. Для финансирования был создан специальный фонд с участием госструктур.

Фото: Arnd Wiegmann / Reuters

После того как Готард «обкатают» и передадут заказчику — Федеральным железным дорогам Швейцарии (SBB) — ежедневно он сможет пропускать от 50 до 80 пассажирских и от 220 до 260 грузовых поездов. Пассажиров будут возить со скоростью до 250 километров в час, грузы — до 160 километров в час. Высокая скорость достигается за счет отсутствия крутых поворотов и подъемов. Gotthard Basistunnel (Готардский базисный тоннель, от basis — основание) расположен практически у подножия горного хребта, что позволяет поезду попадать в него с равнинного участка. Благодаря этому возможно увеличить не только скорость прохождения составов, но и их вес. Глава Alp Transit Ренцо Симони отмечает, что при перемещении тяжелых грузовых составов по Готарду можно будет обходиться одним локомотивом вместо двух.

Готард — это два однопутных «коридора» диаметром по восемь метров в одну и в другую сторону, соединенные многочисленными переходами, а также две технические станции для обслуживания составов и несколько съездов. По словам Симони, переходы между тоннелями, которых построено около 200, предназначены для эвакуации пассажиров при чрезвычайных ситуациях.

У швейцарской стройки века непростая судьба. Первый эскиз тоннеля был сделан еще в 1947 году инженером Карлом Эдуардом Грюнером. Для того чтобы его задумка воплотилась в жизнь, потребовалось почти 50 лет. Конкретный проект железнодорожного тоннеля под Альпами был разработан в начале 1960-х по поручению швейцарского правительства специально учрежденным для этого комитетом, но был положен под сукно на фоне разногласий по поводу маршрута и экономического спада в стране. При этом изначальный вариант, предложенный комитетом, много раз перекраивался и в итоге изменился до неузнаваемости. Вместо двухпутного тоннеля с дополнительным техническим тоннелем обслуживания появились два однопутных с многочисленными переходами, а длина их увеличилась с 45 до 57 километров. Согласовать этот проект на всех уровнях удалось лишь в начале 1990-х после обсуждения с кантонами (территориальные единицы) и всенародного референдума — проект поддержали 64 процента жителей Швейцарии.

Море зелени

Через Швейцарию проходит один из основных транзитных маршрутов между севером и югом Европы. В пользу многомиллиардного проекта сыграл растущий объем перевозок между Германией и Италией. Чтобы разгрузить автомобильные дороги через Альпы, а заодно перенаправить контейнеры на более экологичный железнодорожный транспорт, швейцарцы и решили строить тоннель. С этой же целью в 2007 году был открыт другой рекордсмен — 34-километровый тоннель Лечберг.

Читать еще:  Кратер Каракуль, Таджикистан - обзор

По словам главы агентства Infranews Алексея Безбородова, строительство тоннеля прежде всего продиктовано стремлением швейцарцев повысить экологичность и безопасность транспорта: «Во-первых, снижаются расходы на страховки, это немаловажно. Кроме того, снижаются вредные [автомобильные] выбросы». Эксперт добавляет, что строительство железнодорожных и автомобильных тоннелей (в Швейцарии их около 100. — Прим. «Ленты.ру») позволяет экономить время поездок и расход бензина и уменьшает негативное влияние на окружающую среду, что вполне соответствует «общеевропейскому подходу».

Отмечать завершение строительства Готарда швейцарцы планируют с размахом: торжества состоятся 4 и 5 июня, планируются всевозможные выставки и концерты, ожидается до 100 тысяч посетителей. По неофициальной информации, мероприятия, посвященные открытию тоннеля, обойдутся в полтора десятка миллионов франков.

Начинается движение по самому длинному сухопутному тоннелю в мире

15 сентября должны пройти первые пассажирские поезда по недавно открытому туннелю Лёчберг на линии Берн ? Милан, сообщает Travel.ru.

Самый длинный в мире сухопутный тоннель длиной 34 километра спроектирован для движения поездов со скоростью до 200 км/ч. Он соединяет район Берна и Интерлакена с районом Брига и Церматта.

До 9 декабря по тоннелю ввиду требований безопасности будут ходить только челночные поезда из Брига в Шпиц. Они позволят доехать из конца в конец на полчаса быстрее действующей горной линии, а из Шпица в Висп ? на час быстрее.

Поезда будут состоять только из вагонов первого класса. C билетом второго класса в них можно будет сесть, доплатив 10 швейцарских франков (8,5 долларов). Поезда будет ходить дважды в день ? утром и вечером.

Регулярное движение через тоннель для всех поездов, в том числе международных из Италии в Швейцарию и Германию, откроется 9 декабря.

Лёчберг является третьим по протяженности тоннелем после японского тоннеля Сейкан и тоннель под проливом Ла-Манш, каждый из которых проходит под водой. Однако Лёчберг — это самый протяженный наземный тоннель.

Швейцария является одной из основных транспортных перекрестков Европы, и основная цель строительства новой системы тоннелей заключается в том, чтобы доставка грузов осуществлялась посредством не автомобильных, а железных дорог.

Дело в том, что до сих пор Швейцария как транзитная страна от автомобильного грузопотока между Германией и Италией имела больше неудобств, чем выгод.

Средства от введенного в конце 1990-х годов дополнительного сбора на транзитный автотранспорт были направлены на финансирование двух новых базовых тоннелей, строящихся с целью переключения грузопотоков с автомобильного транспорта на железнодорожный.

Строительство тоннеля длиной 34,6 км и стоимостью 3,2 млрд швейцарских франков начато в июле 1999 года, причем не только с обоих концов, но также с трех промежуточных точек. Длина промежуточных участков не превышает 10,2 км.

Компания BLS Alp Transit, созданная для строительства тоннеля, отмечала в свое время, что в случае проходки с одного конца работы продолжались бы на 2,5 года дольше. Приблизительная стоимость проекта составляет 4.3 миллиарда швейцарских франков.

Проект железнодорожного тоннеля включает в себя и второй, параллельно проходящий тоннель, протяженностью в 60 км, что делает его самым длинным в мире. Строительство будет завершено в 2015 году, и тогда время переезда из Цюриха в Милан сократится до двух с половиной часов.

По завершении строительства Лёчберг, новый тоннель и реконструированный Симплонский тоннель создадут первую в Европе трансальпийскую железнодорожную ось с тоннелями увеличенного габарита.

Еще одним достоинством является то, что тоннель Лёчберг по характеристикам инфраструктуры вписывается в развивающуюся европейскую сеть высокоскоростных железных дорог.

Источники:

http://www.gudok.ru/newspaper/?ID=752836
http://news.tut.by/world/498691.html
http://travel.newsru.com/article/13sep2007/chloetschberg

Ссылка на основную публикацию