Традиционные постройки народа ашанти, Гана — обзор

Обычаи и традиции Ганы

Многочисленные ганские племена имеют древнюю историю. По данным археологов первые крупные поселения на территории страны появились в IV тысячелетии до н. э. С тех пор здесь прокатилось несколько волн переселения, основные из которых двигались в широтном направлении из районов Сахары и Сахеля. Поэтому многочисленные местные этносы обладают колоссальным набором культурных и исторических традиций, и каждое из них заметно отличается от соседей как по фенотипу, так и по обычаям и традициям.

Жители Ганы в большинстве своем прекрасно говорят по-английски, преподавание которого входит во все школьные программы страны. Даже в самых отдаленных районах местные жители знают хотя бы простейший набор общеупотребительных английских слов, поэтому общение с ними обычно не вызывает никаких затруднений. Однако местный вариант английского содержит множество слов, заимствованных из языков «тви», «ашанти» и других наречий, поэтому некоторые слова зачастую несут совсем иной смысл, чем в каноническом английском. В северных областях и среди ганских мусульман широко распространен язык «хауса».

Гана — очень консервативная страна. Уже пару веков здесь господствует христианство, причем в самой строгой — пресвитерианской его разновидности. Христиане преобладают на юге страны, в то время как на севере царит ислам. И при этом представители всех конфессий мирно уживаются между собой и даже более того — нередки всевозможные «совместные мероприятия» и общее участие в различных праздниках и церемониях. Во многих местах наблюдается интересное сращивание христианских и исламских культов с традиционными местными верованиями, образующее сложный комплекс верований и традиций. Многие ганцы, считая себя христианами, продолжают поклоняться предкам, духам и «меньшим богам», а святыни анимистических культов до сих пор в изобилии разбросаны по всей стране.

Результатом столь сложного смешения верований стало формирование огромного количества всевозможных ритуалов и обычаев, которые сопровождают каждый этап жизни человека, начиная с рождения и обучения, и заканчивая смертью человека и следующим за ней перевоплощением личности. Даже сбор урожая или строительство дома здесь являются причиной целого комплекса обрядов и церемоний, призванных обеспечить благополучное завершение начинания. Соблюдение многочисленных обычаев и связанных с ними церемоний для ганцев крайне важно. Часто эти церемониалы служат и более обширным целям — все они подразумевают участие всех семейств и кланов, поэтому служат еще и местом разрешения споров и конфликтов, а также используются для передачи молодому поколению народных традиций. В большинстве обрядов используются специальные ритуальные троны, символизирующие власть и душу места (помещения). Атеисты же в большинстве районов страны просто считаются «пустыми» или «мертвыми изнутри».

Эти же причины объясняют консервативность ганцев практически во всех аспектах жизнедеятельности. Они бывают буквально потрясены видом европейской женщины в бикини, хотя ганские женщины считаются одними из самых красивых в Африке и уж точно — самыми грациозными жительницами континента. Столь же мощное неприятие у местных жителей вызывает купание топлесс или появление в общественном месте в шортах. Вообще местные жители используют для обозначения всех поступков туристов, не укладывающихся в их систему ценностей, слово «обурони» или «тубаб», что не является чем-то оскорбительным, а просто обозначает все неафриканское.

Племена акан или ашанти являются самой большой этнической группой Ганы и одной из немногих матриархальных общин Западной Африки. Некогда населявшие блестящую Империю Ашанти, славившуюся богатством их правителей, в наши дни они широко известны своими ремесленниками, особенно мастерами-резчиками и ткачами, изготавливающими красочную ткань «кенте». Интересно, что «кенте», представляющая собой яркие узкие полосы из хлопчатобумажной ткани, всегда ткется на открытом воздухе и исключительно мужчинами. «Кенте» очень популярна в южной части страны и, в отличие от других форм традиционного ткачества, носится только в особо торжественных случаях.

Читать еще:  Последние из могикан. Самые чистые водоемы планеты - обзор

Женщины ашанте имеют гораздо больше полномочий, чем в других африканских культурах. Согласно местным верованиям, люди получают свою кровь от матери, а дух — от отца. Поэтому мать и отец в местных верованиях занимают важнейшее место, а уважение к старшим, почитание предков и вера в бога являются здесь краеугольным камнем общественной морали. Все члены общества могут рассчитывать на достижение признания или социального положения только через клан или семейство. Родственники обычно живут близко друг к другу, иногда даже в пределах одного дома. Бездомности в небогатой в общем-то стране не существует, взаимопомощь и поддержка даже между членами разных кланов воспринимаются здесь как нечто само собой разумеющееся. Даже если кто-то переезжает из деревни в город, вся община поддерживает как их переселение, так и возможное возвращение обратно. До сих пор молодой паре просто необходимо согласие их семей для вступления в брак, даже если они живут далеко за границей.

В отличие от других западноафриканских племен, жители Ганы почти не используют в своих культах ритуальные маски, хотя нельзя сказать, что они не верят в сверхъестественные силы этих традиционных изделий. В Гане для этих целей чаще используются деревянные или глиняные статуэтки, которые помещают на алтари святилищ. Такие куколки или просто искусно выполненные головки можно увидеть практически повсеместно — в домах, на одежде и в храмах. Характерной чертой таких фетишей являются несколько гипертрофированные части тела, особенно голова, ягодицы, грудь и пупок. А маски, в изобилии встречающиеся на рынках, либо привозятся из соседних стран, либо являются просто точными копиями каких-то известных образцов. Но в любом случае при покупке их следует проявлять особую осторожность — многие из них использовались ранее в качестве каких-то культовых предметов (особенно привозные), поэтому, как считается, могут нести определенную опасность их владельцу.

Рассказывание сказок и притч — одно из любимых способов времяпрепровождения местных жителей. Типичные образцы местного фольклора включают в себя различные исторические повествования, поэмы, легенды и, обязательно, музыкальные и песенные образцы. Часто такие истории сопровождаются ритмичным подыгрышем на барабанах «атсимеву», «кпалого», «кагану», «киди» или «сого», в сопровождении «ганкоги» (железный гонг), «аксатсе» (род маракаса) и продольных флейт. Очень популярны различные легенды, пересказываемые стариками. Они обычно используются для воспитания молодежи в духе местных традиций. Ну а любимый герой большинства сказок — паучок Ананси, широко известен далеко за пределами Африки.

Похороны — одна из важнейших церемоний в обрядовости местных жителей. Обычно это печальное событие собирает всех жителей общины и обязательно сопровождается всевозможными обрядами и церемониями. Характерной чертой местных традиций является особое оформление гробов — ганцы считают, что он должен передавать род деятельности усопшего при жизни. Поэтому здесь можно встретить гроб в виде самолета или ботинка, причем изготавливаются они лучшими мастерами и зачастую представляют собой настоящие произведения искусства. Считается, что лучшие резчики по дереву живут на западном побережье Ганы, в исторических городах Дуаква и Менса-Кром.

Правилами хорошего тона рекомендуется обращение к друг другу с соблюдением всех формальных званий, поэтому нередко можно услышать представление вроде «доктор Мбанга, коммерсант» и сокращать эти титулы не рекомендуется. Как и в большинстве стран Западной Африки, здесь не стоит использовать левую руку для приветствия или приема пищи. Принято назначать любые встречи заранее, пунктуальность настоятельно рекомендуется.

Читать еще:  Заповедник Окапи, Конго - обзор

В одежде принят достаточно неофициальный, но не спортивный, стиль. Легкое «тропическое» платье будет уместно практически для всех случаев, кроме официальных приемов. Но следует избегать шорт, мини-юбок и излишне открытой одежды — это может вызвать неадекватную реакцию у местных жителей.

Традиционные постройки народа ашанти, Гана — обзор

Форты и замки Вольты, Большой Аккры, Центрального и Западного регионов

Гана — африканская «страна замков», на юге которой находится Аккра. С приходом на Гвинейское побережье европейских купцов город превратился в крупный торговый центр и в 1850 г. вошел в состав английской колонии Золотой Берег. С 1876 г. это резиденция колониальных властей. В 1957 г. Аккра становится столицей, здесь сохранились форты, построенные европейцами: Ушер (1605 г., бывший голландский Крёвкер), английский Джеймс (1673 г.), датский Кристиансборг (1657-1659гг.). Вдоль всего берега реки Вольты, на протяжении 250 км, между городами Кета и Бейин находится 15 фортов, замков и сотни рыбацких деревень, вобравших в свой облик как местные традиции, так и каноны европейской архитектуры. В деревне Сенья Бераку находится форт Гуд Хоуп (1706 г.). Деревня Апам знаменита своим фортом Патиенсе (1697г.), переоборудованным под отель. Главный город этого региона — Кейп-Кост, славится своими замками Кейп-Кост (1652г.), Мори и Форт-Нассо (1612г., первый голландский замок, все камни его стен привезены сюда из Голландии). Форт Вильям (1730г.) сохранился в местечке Анумабу, Сен-Джонс (1482г.) -в Элмина и форт Метал Кросс (1691 г.) в Босуа.

Традиционные постройки народа ашанти

Ашанти — негритянский народ из племени Оджи в западной Африке, населяющий центральные и южные районы современной Ганы. Первые прибывшие в страну европейцы назвали ее Золотым Берегом, обнаружив здесь богатые залежи золота. В 1896 г. англичане подчинили аборигенов, взяв под контроль всю торговлю в прибрежных районах. Ашанти — один из самых колоритных африканских этносов, широко известен своим традиционным прикладным искусством и оригинальной архитектурой, сохранившейся со времен конфедерации (XVII-XIX вв.). В районе города Кумаси («Город Золотого Трона») — древней столицы королевства Ашанти, встречаются жилые традиционные постройки, для которых характерны внутренние дворы, богатая резьба по дереву и стены, украшенные орнаментами из цветной глины и пучков травы. Жилища, построенные из земли, дерева и соломы, подверглись сильному влиянию времени. В Национальном Культурном Центре города хранится множество ценных экспонатов, повествующих об истории этого народа.

Постройки Ашанти, Гана — традиции и произвол

Ашанти, Гана

Распорядитель королевского двора страдальческим выражением лица словно заранее предупреждает о неприятном известии. Одетый в «кенте», национальный костюм народа ашанти, он столь же вежливо, сколь и недвусмысленно сообщает: — Дни бывают хорошие и плохие. Сегодня плохой день, так как король никому больше не дает аудиенции». Разочарованным посетителям никогда не узнать, почему его величество Отумфуо Опоку Варе II не удостоил делегацию давно назначенного приема во дворце, расположенном в Кумаси, втором по величине городе Ганы. Теперь осталось только надеяться, что когда-нибудь им доведется хотя бы на приличествующем расстоянии увидеть своенравного монарха и его гордых придворных во время юдурбараю, легендарного празднества в стране ашанти, свято чтящих традицию.

Жителям бывшего государства Ашанти. которое в XVIII веке располагалось в центральной части нынешней Ганы, простираясь до Берега Слоновой Кости. чувства собственного достоинства не занимать. С дипломатической ловкостью. а при необходимости и с применением силы короли-ашанти подчиняли себе одно племя за другим, способствовали развитию искусств и создали со временем высокоразвитую форму государственной жизни, в которой каждому поддаиому отводилось твердо определенное место. В качестве резиденции правитель выбрал окруженный холмами Кумаси на реке Оваби, который благодаря великолепию домов и дворцов заслужил название «Золотой город».

Читать еще:  Северо-Восточный Гренландский национальный парк, Дания - обзор

Легенда рассказывает, будто верховный жрец короля Осей Туту посалил в разных местах две ветки. Одна из них пустила побеги, а поскольку’ росла она неподалеку от дерева кум. то город назвали Кумаси. «цветущий». И более того: в знак своей милости боги с небес послали городу короля Осей некую овеянную легендой «Золотую скамейку». Она была выполнена из литого золота и стала символом мощи и единства народа ашанти. Бережно хранили се в святилище королевского дворца на городском холме, строго стерегли, чтобы она не попала в руки врага. Борьба с колонизаторами Намерение британцев причислить Ашанти к землям на побережье. где располагались их торговые представительства. привело в начале XIX века к целому ряду столкновений. Но только военное поражение в 1896 году и провал последнего восстания в 1900 сломили мощь королевства. О Кумаси. некогда цветущем «городе-саде», напоминали теперь лишь развалины, а гордого короля отправили в ссылку на Сейшельские острова. Но все-таки колонизаторам так и не удалось завладеть «Золотой скамейкой».

Только в 1924 году, когда монарху дозволено было вернуться, появилась вновь и она. Сегодня ее можно увидеть только в дни самых больших праздников. Богато украшенные дворцы К сожалению, после сожжения Кумаси почти ничего не осталось от великолепных построек Ашанти, стиль которых позже стал определяющим для всей архитектуры Ганы. В 13 соседних с ним деревнях иногда еще попадаются традиционные дома с крышами из пальмовых листьев и глинобитными стенами с каркасом из плетеного тростника, украшенными богатым орнаментом. А современный королевский дворец представлен всего лишь прозаически функциональным зданием XX века. Только старые фотографии в Музее военного искусства напоминают о павильонах во внутренних дворах, со стенами из резного дерева и ставнями с вкраплениями серебряных и золотых пластин.

Городские дома с богато украшенными фасадами и укрепленными на колоннах галереями. где обычно принимали гостей, тоже почти не встречаются в городе, облик которого отмечен печатью современности. Чтобы познакомиться со старинным искусством народа ашанти, следует отправиться в Центр культуры, который знаменит не в последнюю очередь своей богатой библиотекой и ремесленными мастерскими. Музей Примпеха И, где в саду посажено дерево Эдвене — символ мудрости, являет собой уменьшенную копию традиционного жилища правителя. Там находится и так называемый юсанааю. мешок с драгоценностями первого правителя Ашанти. Но что за сокровища в нем хранятся, неизвестно никому, ибо таинственный юсанааю открывали последний раз в XVIII веке. Воссозданном деревня и производство какао Второй после «Золотой скамейки святыней была гробница королей. Ома полностью разрушена, и на территории Центра культуры ее отстроили заног.о но модели Королевского мавзолея Бреман. Посещение гробницы запрещено. поскольку там располагают» я саркофаги восьми правителей Ашанти. Неподалеку находится «Анокиекром . воспроизведенная по старинному образцу ашантийская деревня и ферма, где вырабатывают какао.

Лучший сезон для поездки

С июля по сентябрь и с декабря но март (нет дождей).

Средства сообщения

Международный аэропорт Аккра. Местные авиарейсы до Кумаси. Дороги большей частью асфальтированы. Автобусное сообщение и железная дорога. «Mammy-Trucks-(негритянские «такси») курсируют между поселками и городками близ Кумаси. Информация: авиакомпания Ghana Airways. Проживание Отели и пансионы различных категорий.

Центральный рынок и зоопарк в Кумаси. Золотой город Области. Заповедник Какум (Центральный регион). Водохранилище Вольта. Посещение ткацкого предприятия. Португальские крепости на побережье.

Источники:

http://guide.travel.ru/ghana/people/traditions/
http://tulaguide.ru/cntrs/gana.html
http://xn—-8sbzdfdkkigfrhec4km.xn--p1ai/razdely/ob-ekty-vsemirnogo-naslediya?view=entry&id=693

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector