Церковь Св. Максимa Исповедникa, Грузия – обзор

0

Церковь Св. Максимa Исповедникa, Грузия – обзор

«Грузия всегда хранила память о преподобном Максиме Исповеднике»

Беседа с архиепископом Цагерским и Лентехским Стефаном (Калаиджишвили)

Недавно в Москве побывал архиепископ Цагерский и Лентехский Стефан (Грузинская Православная Церковь). Владыка познакомил общественные и церковные круги российской столицы с результатами изысканий, при которых в древнем монастыре близ Цагери были обнаружены мощи преподобного Максима Исповедника, его учеников и святого Арсения. О том, как было обнаружено место погребения преподобного Максима, о епархии, которую возглавляет владыка, о его пути в Церковь – беседа с архиепископом Цагерским и Лентехским Стефаном (Калаиджишвили).

– Моя бабушка была верующей, и от нее я еще в детстве кое-что знал, но церковным не был. А бабушка постоянно говорила один тост: «Пресвятая Богородица, помогай нам», но мне было непонятно, Кто это – Пресвятая. Я думал, просто какая-то святая или все святые. Затем, когда подрос, понял, Кем была Богородица. Потом узнал, что вся Грузия говорит этот тост, оканчивая застолье. Бабушка по праздникам, приготовив праздничный стол, сама, раз не было священника, читала молитву; у нее всегда была святая вода, и этой водой она окропляла трапезу, затем все садились за стол. Это было в некотором смысле мое первое соприкосновение с верой.

В 1976 году я поступил на факультет автоматики и вычислительной техники Грузинского политехнического института. Появились друзья, которые ходили в церковь; иногда вместе с ними – ради интереса – заходил в церковь и я. Долго не оставался: зажигал свечи и уходил.

Приход на патриарший престол Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха Илии II изменил всю общественную жизнь Грузии. Тогда мы еще не понимали, что такое Церковь, но чувствовали, что происходит что-то новое и важное для всего общества. И у молодежи появилась тяга к Церкви. Все мои друзья потянулись к Церкви, и я, конечно же, вместе с ними. Но тогда наша «церковность» имела не совсем религиозный характер. Мы просто были против коммунистов, и раз они запрещали ходить в Церковь, мы из принципа ходили туда. Раз коммунисты были против веры – мы были за веру. Мы считали, что ограничивать веру и жить без веры было неправильным, но в чем была истинность веры, мы не совсем понимали. Мы знали, что Бог существует и что нужно ходить в церковь, но как и что надо делать, чтобы обрести веру, этого не знали. Во всяком случае, для нас ходить в церковь в то время было делом чести.

– А как получилось, что вы стали священником?

– Случилось это так. Я жил в городе Ахалцихе. В 1983 году наш город вновь стал епархиальным центром. Мы с друзьями в то время создали фольклорный ансамбль и решили петь в епархиальном храме. Владыка Анания (Джапаридзе) с любовью принял нас, и вот мы стали певчими.

В 10 км от города есть древний монастырь – Сафара. В 1988 году по благословению патриарха монастырь возобновили. Тогда я был председателем региональной организации Общества Шота Руставели и старался помогать Церкви всем, чем только мог. Поэтому, когда узнали, что в монастырь пришли монахи, мы вместе с моими соратниками подались в монастырь для помощи. Некоторое время я жил там – помогал. Именно живя в монастыре я стал понимать, что такое Церковь и что значит быть церковным. Появился и духовный наставник – настоятель Сафарского монастыря преподобного Саввы Освященного отец Сергий (Чекуришвили). Потом он стал епископом Ахалцихским и Самцхе-Джавахетинским (сейчас – митрополит Некресский. – Ш.О.).

Вскоре я ушел из монастыря, так как считал, что не смогу вести монашескую жизнь, и в 1990 году поступил на исторический факультет Ахалцихского филиала Тбилисского государственного университета. Но потом так сложились обстоятельства, что я вернулся в монастырь уже с твердым решением стать монахом.

В 1994 году владыка Сергий рукоположил меня в диакона. Некоторое время он меня испытывал – я был преподавателем Ахалцихской духовной семинарии, которая действовала при монастыре, – и только в 1996 году постриг в монахи. Так я стал иеродиаконом Сафарского монастыря. В том же году владыка рукоположил меня в иеромонахи, и я стал настоятелем Сафарского монастыря. Затем владыка назначил мне послушание быть проректором семинарии и настоятелем храма Александра Невского в городе Абастумани.

В 1999 году патриарх Илия II и владыка Феодор (Чуадзе) благословили меня вместе с тремя семинаристами, которые были на 4-м курсе и изъявили желание подвизаться в монастыре, восстановить Чулевский монастырь святого Георгия Победоносца. Там фактически были одни развалины. Вначале мы жили в кузове машины – есть такие военные машины, у которых утепленный кузов, – потом военные нам привезли один вагончик, и мы перешли в эту «новую квартиру». Потом построили монашеские кельи, но я не успел пожить в келье, так как в 2002 году по благословению патриарха на заседании Синода была рассмотрена и одобрена моя кандидатура на архиерейство. Так я стал епископом Цагерским и Лентехским.

– Расскажите, пожалуйста, о вашей епархии.

Ко времени моего назначения на служение в этой епархии там был всего один священник и два-три действующих храма. Сейчас в епархии четыре монастыря, каждый год освящаем от семи до десяти храмов. Но не хватает священнослужителей.

На данный момент в епархии девять священнослужителей. Там, конечно, сложные условия, поэтому желающих служить в этих условиях не очень много. Для подготовки собственных кадров пришлось организовать маленькую семинарию. Пока существует только 1-й курс, на курсе десять человек, всего будет четыре курса. Параллельно с семинарией, которая функционирует в Ласуриашском мужском монастыре Рожества Пресвятой Богородицы, мы основали такой же небольшой Богословский институт для девушек в Цагерском женском монастыре святой Нино. В Цагери с 2003 года работает православная гимназия. Дальше посмотрим, как все сложится.

– Вы выступили в Москве с докладом «Новые археологические исследования на месте погребения святого Максима Исповедника». Расскажите, пожалуйста, о ходе этих исследований. Что удалось обнаружить?

Дело в том, что в первоисточниках указана как место ссылки и кончины преподобного Максима крепость Схимарис, находящаяся в горах Лазики. Надо отметить, что в VII веке Лазикой греки называли всю западную часть Грузии, которая находилась под протекторатом Византии, – по названию самой южной причерноморской провинции Грузии Лазети, центром которой был Трапезунт.

В первоисточниках дается описание местоположения крепости Схимарис: это место находится в труднодоступной горной местности в Лазике, у «самой высокой горы в мире», неподалеку от Алании.

У ученых, занимавшихся этим вопросом, не было единого мнения о местоположении крепости Схимарис. Выдвигались различные предположения, но так как предание указывало, что место погребения преподобного Максима Исповедника находится у крепости Мури близ Цагери, то большая часть ученых все же склонялась к мнению, что Схимарис – это Ц(и)хе Мурис (то есть крепость Мури).

Надо сказать, что такое решение этого вопроса меня не удовлетворяло, так как крайне трудно представить крепость Мури как находящуюся в труднодоступной местности, у «самой высокой горы в мире».

Что касается предания, указывающего, что местом погребения преподобного Максима Исповедника был древний монастырь его же имени у крепости Мури, то оно восходит к источникам IX века, где говорилось, что преподобный Максим Исповедник был погребен в монастыре святого Арсения, название которого впоследствии переменилось, и он стал именоваться монастырем преподобного Максима Исповедника.

Церковь, в которой, по преданию, был похоронен преподобный Максим Исповедник, выглядит довольно невзрачно, так как монастырь в течение предыдущих трех веков несколько раз разрушался. После последнего разрушения местными жителями в 1988 году на старом фундаменте была восстановлена лишь малая церквушка, под алтарем которой, как гласит предание, покоятся мощи святого. Поэтому было принято решение обновить интерьер этой церкви, а потом, с Божией помощью, над этой церквушкой построить большой храм таким образом, чтобы она оказалась на нижнем этаже, под алтарем большого храма.

Читать еще:  Дорога смерти, Боливия - обзор

Когда мы начали проводить работы, переставили престол, сняли иконостас, убрали бетонное покрытие пола, под бетоном оказалась, так сказать, нечисть XX века: осколки бутылок, кости съеденных «жертвоприношений» и т.п. Этот слой мы сняли. Затем все-таки решились проложить крестообразно две разведывательные траншеи, и в конце одной из траншей показался череп.

В нем говорится, что обнаружено четыре человеческих скелета, погребенных друг поверх друга. Из них три неполных, явно перенесенных из другого места, а самый нижний, как видно, был погребен изначально в этом месте. Три перенесенных скелета принадлежат, как видно по потертым коленным чашечкам – из-за долгого стояния на коленях – и другим признакам, монахам. По потертости зубов установлен примерный возраст: одного – 80–84 года, другого – 65–69 лет и третьего – 70–74 года. Видны следы пыток, ударов по голове, режущих ударов по рукам и ногам, явно отсутствуют кисти рук, видны следы инфекции в полости рта, вероятно вследствие отрубания языка. По предварительным предположениям, это должны быть мощи: нижние – святого Арсения, которому вначале был посвящен монастырь, а трое верхних – преподобного Максима (80–84 года) и двух его учеников, мощи которых перенесли в этот монастырь из мест их первоначального погребения. Преподобного Максима – из Схимариса, а святого Анастасия-монаха и святого Анастасия Апокрисиария – из мест их прежнего погребения, нам неизвестных. Видимо, монахи монастыря святого Арсения знали, где были их могилы, и собрали все мощи вместе в монастыре святого Арсения.

В октябре 2010 года в Грузии состоялась III Международная научно-богословская конференция, посвященная преподобному Максиму Исповеднику. На всех заседаниях этой конференции обсуждался вопрос о находках. Известные максимологи, такие как Жан-Клод Ларше, епископ Афанасий (Евтич), Григорий Беневич, представители московского ПСТГУ, грузинские ученые, в том числе археолог и антрополог, непосредственно проводившие исследования, вновь и вновь возвращались к обсуждению этого вопроса, и в результате был принят итоговый документ конференции.

– Я могу уверить вас, что почитание в простом народе всегда было (всегда – в обозримом прошлом). Сохранилось рукописное сообщение о погребении Максима Исповедника в монастыре у крепости Мури – приписка, сделанная на рукописи XII века в том же XII веке. Все время это предание передавалось от поколения к поколению, оно не забывалось. Простые люди, может быть, и не знали доподлинно, кем был святой Максим, но знали, что если прийти туда, где лежат его мощи, и помолиться, то, если стоит плохая погода, например дождь, он прекратится, а если засуха и давно не было дождя, то после молитвы дождь пойдет. И в наше время люди просят у преподобного хорошей погоды – и она неизменно улучшается, молятся об исцелении – и исцеляются, так что чудеса на могиле святого не прекращаются. В XIX веке это зафиксировали письменно. Также существуют легенды и со сказочными сюжетами, которые, несмотря на это, все сводятся к тому, что именно в этом месте похоронен святой Максим.

– Владыка, возникают ли дискуссии с теми, кто не верит, что именно в том месте похоронен святой Максим Исповедник? Указывается ли какое-нибудь иное место, которое, с вашей точки зрения, называется безосновательно?

– В принципе каких-либо весомых разногласий нет. Может быть, кто-то и не согласен с нами, но каких-либо научно обоснованных аргументов не приводится. Мне, по крайней мере, они не встречались. Есть в «Патрологии» Ж.-П. Миня, во второй его серии, сообщение, будто бы мощи святого Максима перенесены в Константинополь, но это мнение не имеет абсолютно никакого подтверждения. Что это именно так, то есть что не существует относительно этого никаких подтверждений, писал еще А. Бриллиантов в начале прошлого века. В мире нет иного места, где бы были мощи преподобного Максима Исповедника. Только в монастыре святого Павла на Афоне есть частица мощей (рука) преподобного. Я очень старался, чтобы кто-нибудь дал хоть какие-то данные насчет Константинополя, но до сих пор никаких результатов не добился.

– Какой-либо особый международный вердикт, я думаю, выносить не обязательно. Работа продолжается; кто хочет исследовать эту тему – милости просим, только при условии соответствующей квалификации. Мы также приглашаем всех желающих принять участие в обсуждении спорных вопросов. А выносить вердикт… Я думаю, это будет не совсем правильным. Если будет какое-то мнение, обсудим его, ни в коем случае не станем игнорировать. До сих пор все наши исследования проводились открыто и в диалоге. III Международная конференция – подтверждение этому. Были дискуссии по всем вопросам, рассматривались все аспекты, какие только возможны: и антропологические, и археологические, и краеведческие, и исторические. Международные конференции, посвященные преподобному Максиму Исповеднику, уже стали регулярными, так что все вопросы можно вынести на обсуждение.

– Могут ли верующие уже сейчас поклониться мощам преподобного Максима Исповедника, приложиться к ним?

– Раскопки еще не закончены. Мощи положены в ковчег, но еще не все готово для того, чтобы открыть свободный доступ к ним. Даст Бог, после Пасхи это будет возможно.

– Владыка, скажите, пожалуйста, есть ли в Грузии такое место, которое вы особенно любите посещать? И если да, то почему?

– Честно сказать, я не выделяю особо какое-то одно место в Грузии. Я люблю посещать все ее святые места. К сожалению, мало свободного времени для частого посещения святых мест, но у могилы преподобного Максима я бываю почти каждый день, когда нахожусь в своей епархии.

Житие Максима Исповедника

Христиане в первые века нашей чаще всего заканчивали свои жизни под пытками или в результате смертной казни — вера в Христа была опасна. Однако именно благодаря тем страдальцам сегодня каждый из нас имеет возможность посещать храм и расти в вере.

Одним из известных мучеников 6 века н.э. был Максим Исповедник, который был известен не только своими богословскими трудами, но и активной борьбой со всякой ересью. Он одним из первых сформировал и высказал теорию диофелитства — идея о двух природных волях в Иисусе, и за нее же принял пытки и был изгнан в Колхиду.

Труды этого христианского богослова впоследствии использовали впоследствии неоднократно для написания доктрин православной веры, а его стойкая вера и воля вдохновляют многих христиан и сегодня.

О юности и молодости угодника известно немного, много позже, когда Максим стал важной фигурой в богословии его противники и сторонники стали собирать и документировать информацию о нем, вследствие чего миру теперь известны две противоположные версии. Официальное жизнеописание говорит, что будущий святой родился в Константинополе, в то время альтернативное указывает на Палестину.

Про семью юноши известно немногое, судя по его дальнейшей карьере при дворе, родители были известными богатыми вельможами Византии, в противном случае получить место секретаря при императоре было невозможно. Некоторые ученые утверждают, что мученик был в родстве с самим императором, однако, достоверных фактов эта теория не имеет.

Согласно этой версии, юношей Максим получил отличное на то время образование: изучил риторику, философию, грамматику, читал древних авторов и богословов. Благодаря начитанности и образованности служил секретарем при канцелярии императора Ираклия.

Монашеский путь

Несмотря на видное положение и успешную карьеру Максим в 630 году оставляет свою деятельность и, утомившись от дворцовых интриг, отправляется в Хрисополь — небольшой город в Босфорском проливе. Другая теория говорит, что секретарь императора не смог смириться с новым законом, по которому ересь могла беспрепятственно распространяться в обществе.

В Хрисопольском монастыре он принимает постриг и становится иноком, а со временем занимает пост настоятеля. Прочие монахи, отзывались о Максиме как о человеке смиренном и кротком, всегда приходящем на помощь. В монастыре богослов пробыл около 10 лет.

Читать еще:  Замок Шенонсо, Франция - обзор

С приходом персов в Анатолию (современная Турция) христиане стали убегать в Западную Африку от притеснений мусульман. В это же время на византийском троне сменился император — к власти пришел жестокий Констанс II, который поддерживал различные ереси, в частности монофелитство.

Максим Исповедник в это время переходит в монастырь, который располагался поблизости от Карфагена, этому способствовали не только внешние обстоятельства, но и поручение патриарха Софрония. В Тунисе святой угодник изучал труды псевдо-Дионисия Ареопагита, а также христологию Григория Нисского, вскоре начал писать собственные богословские работы.

Интересно! Многочисленные речи и труды угодника вызвали восторги местного духовенства и этот период времени считается началом богословского пути Максима Исповедника.

Позже он переезжает по просьбе Софрония в Александрию и уже там продолжает активно работать и трудиться на благо Церкви. Он не только стал известным духовным лидером Африки, но и неофициальным политическим советником Григория, правителя той провинции.

Распространение ереси монофелитства

В 638 году ересь монофелитства набирает силу и начинает раскалывать Церковь. Суть этой ереси заключается в теории одной природы Христа, т.е. Иисус был не Человеком и Богом одновременно (это есть две природы), а только Богом (Божественная природа). При этом официальная позиция христианства соответствовала догмату IV Вселенского Собора (Халкидон) о двух соединенных природах Христа.

Противостояние диафизитов (православных) и монофизитов набирает силу и начинает постепенно раскалывать христианские общины по всей Византии, Греции и Африке.

Из-за ереси в Византийской империи целые церкви стали отпадать от верного учения — копты, армяне, греки, ассирийцы стали принимать теорию одной природы и просто покидать общины. Помимо раскола в духовном мире противостояние усиливали и националистические споры — копты противостояли египтянам в борьбе за независимость от греков.

Внешние враги Византии (авары, германцы, арабы) усиливали напряжение внутри империи и обостряли все конфликты. Из-за политических и националистических взглядов ересь усиливалась в дальних провинциях империи. Кроме того, в самой Церкви назревал раскол, поскольку три престола патриарха в империи были заняты сторонниками монофелитства — Константинопольский, Антиохийский и Александрийский.

Глава Церкви в Константинополе неоднократно выпускал указы и труды, которые были направлены на разрушение псевдотеории, но окраины империи упорствовали и отказывались принимать эти указы. Святой Максим осудил монофелитов и посоветовал святому Мартину (он был Папой Римским в то время) осудить публично ересь.

Для этого был собран IV Вселенский собор, на котором монофелитство было осуждено, а теория о двух природах Христа была принята как догмат Вселенской Церкви. Такая позиция христиан отличалась от официальной политической позиции Византийской империи, за что Максима и Мартина осудил император.

Борьба Максима Исповедника с ересью

Будучи видны духовным лидером, святой Максим просто не мог оставаться в стороне от конфликта монофизитов и диафизитов. Впервые он столкнулся с распространением еретических теорий на Крите, когда путешествовал в Александрию. Престол там был занят патриархом Киром, которые активно поддерживал моноприроду Христа.

Исповедник начал свою работу в Александрии не только с написания трудов, в которых доказывал и аргументировал двойственную природу Мессии, но и с личных бесед. Он часто встречался с видными вельможами и состоятельными людьми Церкви для общения, в котором убеждал их не следовать ложным теориям и держаться официального и верного учения Церкви.

Интересно! По свидетельству многих современников, слова Исповедника достигали своих слушателей и люди просто тянулись к нему и свету истины.

Помимо активной поддержки официального учения Церкви, патриарха Константинополя Сергия и Папы Римского, Максим Исповедник открыто вступал в диспуты с деятелями-монофизитами Церкви. Так, летом 645 года преподобный Максим начал открытый диспут с патриархом Пирром, который был сторонником ереси и бежал в Александрию из Константинополя из-за потери своего сана.

Исповедник настолько был красноречив и умело аргументировал свою позицию, что Пирр публично признался в своих ошибках, раскаялся и отказался от теории одной природы. Более того, он написал письменное раскаяние, и Папа Римский в ответ на это восстановил Пирра в сане.

После того, как в 648 году император Констант II и патриарх Константинополя Павел опубликовали указ «Типос», который не только противоречил «Экфесису», но и запрещал вообще рассуждать о природах и волях Христа, т.е. фактически допускал существование двух противоположных позиций в Церкви, Максим Исповедник убеждал Папу Римского Мартина созвать Вселенский Собор, на котором он активно выступал против ереси, за что они со святым Мартином впоследствии и были покараны императором.

Суд и изгнание

После завершения Вселенского Собора и публичного осуждения ереси монофелитства, император Констант II, чувствуя угрозу своему авторитету, отдал приказ о конвоировании Мартина и Максима в столицу. Папу Римского судили за государственную измену, требовали аннулировать решение Собора, а когда тот отказался признали виновным и отправили в ссылку в Херсонес. Там святой Мартин закончил свою жизнь, по некоторым сведениям, умерев от голода в монастырской келье.

В 653 году в Константинополь был доставлен и Максим Исповедник. Председатель суда долго допрашивал богослова, стремясь если не заставить отказаться от своих слов, то хотя бы поймать на противоречии или неуверенности. Тем не менее, кроткий Божий слуга отвечал блестяще на все вопросы, оставаясь стойким в своих убеждениях.

Помимо долгих допросов на суде выступали и лжесвидетели, которые пытались оболгать богослова, но это также не удалось. Главной особенностью спора обвинителя и подсудимого было то, что богослов не только обличал тех, кто впал в ересь, но и самого императора за то, что тот пытается влезть в церковные дела, хотя не имеет на это духовного права.

Весь процесс над богословом продолжался около 2 лет и в 655 году, когда патриарший престол в столице Византии занял Петр, который подчинялся императору. Во время заключения Максима пытались переубедить стоящий на стороне императора епископы, но богослов был непреклонен и отстаивал свои убеждения кротко, но твердо.

Когда обвинитель спросил святого, если все епископы подчиняться Патриарху и причащаться вместе, что сделает он? На что Максим ответил: «Если и весь мир причаститься, я нет». Палачи многократно избивали его и учеников, которых пытались заставить свидетельствовать против учителя.

Однако Максим и его сторонники не сдались, поэтому их отпустили за неимением доказательств вины, предварительно избив и проведя по улицам города в крови. В 662 году священника вновь призвали на суд, перед этим пытаясь убедить хотя бы согласиться с указом «Типос», который выдавали за средство сохранения мира в Церкви.

В этот раз Исповедника и его сторонников выдали за еретиков и публично предали анафеме. Им отрезали языки и правые руки, чтобы они не могли ни говорить «ересь», ни писать о ней. После пыток и унижений святые были отправлены в изгнание, предварительно разделенные.

Святому Исповеднику было более 70 лет, когда его изгнали в отдаленный район Грузии — Колхиду. Он умер там же 12 августа 662 года, в городе Цагери, на том мест сейчас стоит монастырь, названный в честь святого. Его ученик Анастасий-монах умер по дороге в ссылку на Кавказ также, а другой ученик пережил учителя только на 4 года.

Через 18 лет после смерти Максима Исповедника состоялся VI Вселенский Собор, на котором были осуждены действия Константинопольского патриарха, а он сам и его епископы, способствующие пыткам и изгнанию святого Максима и его учеников, были признаны еретиками и отлучены от Церкви. Но только на VII Соборе Максим и его сторонники были реабилитированы и признаны невиновными.

Интересно! Уже после смерти на могиле священника были замечены три лампады, которые не угасали никогда. Поэтому после реабилитации его на Соборе, христиане всего мира стали почитать Максима Исповедника как святого.

Читать еще:  Дом Моцарта в Вене, Австрия - обзор

Греческие документы Православной Церкви содержат данные о перенесении мощей святого в Константинополь около 9 века, но точных данных об этом не имеется, как и указания о месте их сохранения. Считается, что правая рука преподобного хранится на горе Афон в монастыре Павла.

Несмотря на это христиане почитают день обретения мощей 21 января. Сегодня Православная Церковь ведет раскопки в Скимере, Грузия, в монастыре святого Максима, где по заявлениям архиепископа Цагерского Стефана были найдены мощи замученного святого и учеников.

Столп Кацхи в Грузии. Церковь на столпе Кацхи в Грузии

Грузия – очень красивое государство, расположенное в западной части Закавказья. Здесь много природных и архитектурных достопримечательностей, которые заслуживают осмотра. А насколько уникален грузинский колорит! Одним из важных мест в республике является столп Кацхи. В Грузии это место для туристов считается сравнительно новым, но уже успело заработать популярность. Говорят, что скоро оно станет туристическим центром Имеретии.

Где находится достопримечательность?

Столп располагается в Имеретии – регионе и исторической области в западной части государства, неподалеку от города Чиатура. Поселок, в котором находится достопримечательность, называется Кацхи. Собственно, от него и происходит название столпа. Скала возвышается над окружающей местностью, благодаря чему ее видно издали. Но впечатление, что столп близко, обманчиво: после того, как достопримечательность попадает в поле зрения, необходимо еще около часа ехать к ней по горной дороге.

Что представляет собой столп Кацхи в Грузии

Эта возвышенность – 40-метровая каменная скала, состоящая из известкового монолита, распространенного в Имеретии. На его вершине располагается храм, который тоже хорошо виден издалека. Скала узкая, с ее вершины вниз ведет металлическая лестница. Кацхийский столп является уникальной природной достопримечательностью. Местные жители считают, что возвышенность была создана богом, и символизирует единение неба и земли, а именно, Господа и народа. Когда человек поднимается по лестнице вверх, он приближается к Богу.

История имеретинского столпа

Первое упоминание о столпе датируется XVIII веком. Тогда о нем писал грузинский географ и историк Вахушти Багратиони. Но сравнительно новая достопримечательность появилась гораздо раньше. Историки предполагают, что расположенная наверху церковь была построена язычниками в VI-VII веках в качестве благодарности богу плодородия за его щедрые дары.

Когда в республику пришло христианство, столп Кацхи в Грузии народ стал воспринимать как культовое сооружение. Это место как будто специально было создано для ведения аскетичного образа жизни. Местные верили, что, когда человек пребывает наверху, он становится максимально близок к Богу. Но в период правления Оттоманской Турции храм потерял свое значение. Сначала здесь прекратили проводить религиозные обряды, а потом и вовсе забросили.

Свою известность храм вернул лишь в 44 году прошлого столетия, когда на вершину решил подняться известный альпинист Александр Джапаридзе с Леваном Готуа. Они и определили, что ранее на скале располагался храм. После установления данного факта к столпу стали совершать паломничества местные жители.

Церковь на столпе Кацхи в Грузии (Имеретия) в наши дни

Храм, построенный на скале между VI-XVII веками, плохо сохранился. Когда на вершину сумели взобраться А. Джапаридзе и Л. Готуа, они увидели, что здесь остались лишь развалины, несколько элементов фрески и склеп с захоронением последнего монаха-столпника. Чуть позже местными жителями был инициирован сбор финансов на восстановление обители. Основные средства из государственного бюджета были выделены в 1999 году. Строительство нового храма было завершено спустя 10 лет.

Еще до восстановления храма, в 1993 году, в поселок переехал Максим Исповедник. Он в течение двух лет проживал в гроте под каменной колонной, укрываясь практически под одним только брезентовым тентом. Собственно, это и сподвигло народ на сбор финансов для восстановления столпа Кацхи в Грузии.

Сначала материальная помощь поступила от друга Максима Исповедника. Тогда он обратился к местной епархии с прошением разрешить ему восстановить храм. После получения одобрения открыли фонд и начали собирать средства. Восстановление осуществлялось собственными силами – этим занимались местные жители и монахи. Устройство для поднятия строительных материалов наверх также было сооружено самостоятельно. Новый храм был назван в честь отшельника Максима. Немного позже один из местных жителей проложил подъездную дорогу, затем установили лестницу и провели освещение.

Обитель одного монаха

Отцу Максиму 55 лет, он родился и вырос в этих местах. Живет в своей обители с 1993 года, и об этом он мечтал с детства.

«Когда мы с друзьями приходили сюда развеяться, я всегда, глядя на столп, завидовал монаху, который когда-то жил здесь». (Отец Максим).

Церковь на столпе Кацхи в Грузии, фото которой наглядно демонстрирует интерьер и экстерьер, выполнена в довольно минималистичном стиле: небольшой церковный зал с иконами, книгами и другими религиозными предметами. Отец Максим любит это место, но поселиться прямо в храме ему запретил патриарх Грузии в Тбилиси. Однако монах не теряет надежды, что однажды это осуществится.

Отцу Максиму было дозволено приходить туда, но не жить там. Мотивировалось это тем, что он слишком молод. Сейчас монах, смеясь, предполагает, ему скажут, что он слишком стар.

Отец Максим принял монашество после отбывания срока наказания в тюремной колонии. Когда он освободился, то решил, что ему нужно измениться, очиститься от грехов своих. Тогда Максим Исповедник принял решение продолжить дело столпников, живших в обители в XV веке.

«В молодости много пил и продавал наркотики. Когда это довело меня в тюрьму, я понял, что пора меняться». (Отец Максим).

Монах практически все свое время проводит в крепости на столпе Кацхи (Грузия). Лишь дважды в неделю он спускается вниз, чтобы поговорить с местными жителями. К отцу Максиму приходят люди, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации, чтобы получить утешение и совет или просто поговорить по душам. На спуск по металлической лестнице у 55-летнего мужчины уходит примерно 20 минут, а на подъем и того больше. Поэтому бывают недели, когда он спускается лишь один раз.

Максим Исповедник говорит, что, когда думал о восстановлении храма, в качестве прообраза использовал греческую Метеору. До 2012 года наверх с личного благословения монаха могли подняться только лишь мужчины, что является еще одним сходством с Метеорой.

Что еще есть на вершине Кацхийского столпа

За последние несколько лет территория храма стала больше. Помимо церкви и обители отшельника, на территории проживают еще два монаха, один послушник и дьякон. Но они размещаются внизу, в построенных недавно домиках. Здесь же организован небольшой музей, в котором хранятся археологические артефакты, найденные при раскопках руин старого храма, и фотографии церквушки.

Возможность посещения Кацхийского столпа

С некоторых пор подъем наверх запрещен не только женщинам, но и мужчинам. Если есть желание попасть в храм, придется просить одобрения у патриарха Грузии в Тбилиси, который и дал указание запретить подъем наверх абсолютно всем.

Как добраться до столпа Кацхи

GPS-координаты для тех, кто едет по навигатору: N42°17.248; E43°12.953.

Как добраться до столпа Кацхи в Грузии? Поселок, где находится религиозная достопримечательность, расположен в 28 км от города Зестафони, к которому необходимо ехать по автодороге S22 в сторону Чиатуры. Если планируется маршрут по Грузии, удобно будет включить этот пункт между осмотром Тбилиси и Кутаиси. Также до поселка можно добраться из Тбилиси на общественном транспорте, а там спросить дорогу у местных жителей. Для того, чтобы понять месторасположение достопримечательности, рекомендуется посмотреть карту.

В этом месте, оказавшись наедине с уникальной природой и культовой архитектурой, можно ощутить духовность, почувствовать успокоение и в некоторой степени уют. Не стоит бояться обрушения скалы – как считают специалисты, это ей не грозит. Более того, те люди, которым удавалось побывать у столпа Кацхи в Грузии и на его вершине, говорят, что там чувствуешь не страх высоты, а полную безопасность.

Источники:

http://pravoslavie.ru/43827.html
http://molitva-info.ru/svyatye/zhitie-maksima-ispovednika.html
http://fb.ru/article/373847/stolp-katshi-v-gruzii-tserkov-na-stolpe-katshi-v-gruzii

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии