Церковь Вознесения в Коломенском, Россия – обзор

0

Церковь Вознесения в Коломенском, Россия – обзор

Церковь Вознесения в Коломенском: история, архитектор, фото, интересные факты

На территории бывшего села Коломенское (ЮАО Москвы) находится уникальный архитектурный памятник XVI века – Церковь Вознесения Христова. Ее создание и последующая история связаны с именем первого российского царя из рода Рюриковичей – Ивана III Васильевича, вошедшего в отечественную летопись с титулом Грозный.

Грех московского правителя

В 1525 году Великий князь Московский Василий III, портрет которого приведен выше, насильно постриг в монахини свою первую жену Соломонию Сабурову, а год спустя повел под венец дочь литовского князя Елену Глинскую. Хотя у такого поступка была веская причина – бесплодие Соломонии, лишавшее княжество законного наследника престола, по церковным канонам сие деяние считалось великим грехом, подобным двоеженству.

То ли Господь прогневался на князя и затворил чрево его новой супруги, то ли отвергнутая жена прокляла его, но в первые годы брака, детей у новой пары не было. Не помогла и двухгодичная епитимья, наложенная на него митрополитом для очищения от греха. Отчаявшийся супруг решил возвести дивную церковь Вознесения в Коломенском – подмосковном селе, где помещались его княжеские хоромы, и которое он уже не раз украшал храмами. Этим благочестивым деянием надеялся он умилостивить Бога, и вымолить долгожданного сына.

Приезд итальянского мастера

В историю Москвы первая половина XVI века вошла, как эпоха «великих строек», произведенных итальянцами, выписанными в Россию. Они украсили столицу выдающимися архитектурными памятниками. Не отступил Василий III от сложившейся традиции и в этот раз. Обратившись лично к Папе Римскому Клименту VII, он уговорил его отпустить в Москву известного в то время итальянского зодчего Анибале, которому и намеревался поручить строительство церкви Вознесения в Коломенском. Архитектор прибыл в Россию летом 1528 года.

Сам же Великий князь в это время отправился вместе с молодой женой Еленой в многомесячное паломничество по монастырям, ставя перед образами пудовые свечи, и вымаливая у Господа сына-наследника.

Поправки к первоначальному проекту

Место для строительства церкви было выбрано на крутом берегу Москвы-реки, вблизи бившего из земли чудодейственного ключа. Это в полной мере соответствовало и русским православным традициям, и канонам, изложенным в итальянских богословских трактатах.

Первоначальный макет церкви Вознесения в Коломенском, краткое описание которого сохранилось до наших дней, разительно отличается от ее окончательного варианта. Дело в том, что преступая к работе, Анибале не планировал создания высокой подклети – нижнего хозяйственного этажа, отчего все оно должно было быть ниже и приземистей. Кроме того, он намечал строительство боковых приделов и звонницы расположенной в западной части здания. Осенью 1528 года соорудили фундамент, соответствующий данной планировке здания.

Однако стало очевидным, что при такой конструкции церковь не будет видна со стороны чудодейственного родника, так как ее закроет крутой выступ берега. Это являлось серьезным упущением, поскольку нарушалась зрительная связь со святым местом.

Пришлось срочно переделывать весь проект. Для лучшей обзорности церкви, решили поднять ее на высокий подклет. Благодаря новому проекту церковь Вознесения в селе Коломенском стала хорошо видна со всех сторон, но архитектору пришлось отказаться от возведения ее боковых приделов и звонницы. После соответствующей переделки фундамента работы были продолжены.

Рождение наследника

Усердие строителей церкви и многомесячные паломничества княжеской четы не пропали даром. В начале 1530 года княгиня обрадовала мужа долгожданным известием. С этого времени начались приготовления к появлению на свет долгожданного наследника. Им стал будущий царь Иван III Васильевич, получивший за свои кровавые деяния титул Грозного. Похоже, что именно в нем воплотилось проклятие, посланное несчастной Соломонией из монастырской кельи, в которую ее насильно заточил бывший супруг.

Коснулись общие хлопоты и работ, производившихся в Коломенском. Церковь Вознесения на этом этапе вновь претерпела ряд изменений в своей планировке. По желанию князя в ней было оборудовано «царское место», не предусмотренное ранее. Оно представляло собой белокаменное овальное основание, вмонтированное в настил паперти. Для размещения примыкавшей к нему резной спинки пришлось сделать глубокую выемку в уже готовой к тому времени внутренней стене здания. Спустя почти три столетия, в 1836 году по проекту архитектора Е. Д. Турина над «царским местом» был установлен объемный герб России.

Читать еще:  Гора Вашингтон, США - обзор

Праздничный пир и смерть Василия III

Строительство церкви Вознесения в Коломенском было завершено в 1532 году, когда юному Ивану – сыну и наследнику Великого князя Василия III, едва исполнилось два года. Освящал ее особо близкий ко двору князя человек – епископ Коломенский Вассиан (Топорков), приходившийся племянником преподобному Иосифу Волоцкому. Великий князь на радостях одарил церковь богатыми дарами в виде драгоценных сосудов и золотых риз для икон. В Коломенском устроили праздничный пир, продолжавшийся три дня. Однако жизнь царя уже была на исходе.

Епископ Вассиан в декабре 1533 года исповедовал и причащал царя Василия на смертном одре. Как полагают современные исследователи, он умер от онкологического заболевания. После него власть перешла к малолетнему сыну.

По свидетельствам современников, Иван Грозный любил бывать в Коломенском.Церковь Вознесения, ставшая воздаянием Богу за его рождение, была чрезвычайно близка государю. Он не жалел средств для ее украшения. Особенно по сердцу ему был вид, открывавшийся с высокой галереи. С нее он обозревал построенный им в селе «увеселительный дворец», не сохранившийся до наших дней, но многократно упоминаемый в исторических документах.

Легенды, связанные с Вознесенской церковью

Село Коломенское занимало важное место в жизни Ивана Грозного. Здесь он формировал полки для покорения Казанского ханства. Известно, что окрестности села были излюбленным местом его охоты. Реальная жизнь царя дала толчок появлению многих легенд, связанных с ним и с церковью Вознесения в Коломенском. Интересные факты, получившие документальное подтверждение, чередуются в них с явным вымыслом. Например, уже несколько столетий волнует любителей истории рассказ о том, что в тайных подземельях, вырытых при строительстве церкви, до сих пор хранятся несметные богатства, вывезенные Иваном Грозным из разоренного Новгорода.

Некоторые исследователи полагают, что там же спрятана и его знаменитая библиотека, которую уже давно и безуспешно разыскивают тысячи охотников за кладами. Их не пугает даже проклятие, которое, согласно легенде, наложено царем. Оно гласит, что каждый, приблизившийся к его фолиантам, неминуемо ослепнет. Впрочем, еще ни у кого не было случая подтвердить или опровергнуть это утверждение.

Храм, устремленный ввысь

Церковь Вознесения в Коломенском, фото которого представлены в статье, является уникальным архитектурным памятником, символизирующим Елеонскую гору, с которой некогда вознесся Иисус Христос. Даже при беглом взгляде она поражает своим устремлением ввысь. Именно с нее в России берет начало строительство каменных шатровых церквей.

Наряду с шатром, который является основным элементом архитектурной композиции, столь удивительный «летящий» эффект удалось достичь благодаря пристенным пилонам – вытянутым вверх элементам конструкции, придающим стенам дополнительную прочность. Сложенная из оштукатуренного кирпича, и являющая в плане равноконечный крест, церковь украшена богатым декоративным убранством, что придает ей изысканный вид. Общая высота сооружения равна 62 метра. При сравнительно небольшой площади внутреннего помещения, не превышающей 100 м², отсутствие колонн создает впечатление простора.

Сочетание двух архитектурных стилей

Давая характеристику церкви Вознесения в Коломенском, нельзя оставить без внимания двухъярусную «галерею-гульбище», к которой ведут три лестницы, придающие ей своеобразный вид. Они являются весьма характерным элементом русского средневекового зодчества. Кроме того, архитектор Анибале при составлении проекта использовал ряд элементов, характерных для эпохи Возрождения.

Это пилястры (вертикальные выступы стен), увенчанные капителями, и готические вымперги, представляющие собой остроконечные арки, более характерные для католических храмов. Однако у зрителя никакого ощущения чужеродности не возникает, так как все элементы удачно сочетаются с рядами килевых арок, выполненных в традиционном московском стиле.

Церковь Вознесения в Коломенском была построена с использованием элементов как русского, так и западно-европейского стилей. Объединив в себе эти два художественных направления, она явила миру неповторимый архитектурный шедевр.

Заключение

При всей исторической и художественной ценности Вознесенской церкви, ее состояние в наши дни вызывает серьезные опасения. В стенах здания появились глубокие трещины, разделившие его на четыре отдельных блока. Образовались они, потому что церковь расположена на берегу, почва которого подвержена оползням.

Кроме того, в 70-х годах для улучшения судоходства реки был проведен цикл работ, после которых уровень воды повысился. Из-за этого вблизи церкви образовались опасные промоины. Несмотря на всю опасность данной ситуации, серьезных мер для предотвращения обрушения здания принято не было.

Читать еще:  Город Верона, Италия - обзор

Церковь Вознесения Господня, Коломенское, Москва

Для первой половины XVI века — времени, когда строилась церковь — такое церковное здание было крайне необычным, оно резко отличалось от прежних каменных храмовых построек византийского или русско-византийского стиля (преимущественно крестово-купольных). Создание церкви в Коломенском дало начало новому стилю церковной архитектуры — шатровому. Немалое значение для истории страны приобрело и событие, в честь которого храм был воздвигнут.

Подмосковное село Коломенское, находившееся на южных подступах к столице, имеет длительную историю. По преданию оно было основано в середине XIII века жителями Коломны, которые были вынуждены бежать из родного города во время нашествия Батыя. В XIV-XV столетиях селом владели представители московской ветви династии Рюриковичей, потомки князя Ивана Калиты — Владимир Храбрый и Василий I. В дальнейшем Коломенское стало великокняжеской, а затем и царской загородной резиденцией — здесь строились жилые и хозяйственные сооружения, крепостная ограда, церкви. Особенно красиво выглядело Коломенское при царе Алексее Михайловиче. Тогда по соседству с каменными храмами на высоком берегу Москвы реки находился великолепный царский дворец, состоявший из множества нарядных теремов и палат разнообразной формы, связанных в единое целое причудливыми галереями, лестницами и переходами. Однако к моменту воцарения Алексея Михайловича церковь Вознесения стояла в Коломенском уже более века. Ее воздвигли в 1530—1532 годах при великом князе Василии III.

Непосредственно на выбор места закладки церкви повлияло наличие родника, бьющего из основания берега под церковью, прямо на продолжении продольной оси храма. Случайное совпадение здесь полностью исключено — на ключи всегда смотрели как на «чудо», им поклонялись с древнейших дохристианских времен. Старинная легенда гласит, что будто бы по дну оврага в Коломенском Георгий Победоносец гнался на коне за змием. Копыта коня ударяли о землю и под ними чудесно открывались родники с чистой водой, исцеляющей и глазные, и почечные болезни, и особенно бесплодие у женщин. И с тех пор женщины молились в Коломенском о даровании потомства.

Новая белокаменная церковь удивляла современников необычностью своей архитектуры. Однако точно установить имя зодчего, построившего этот выдающийся памятник, нельзя — предположительно, его построил итальянский архитектор Петр Францизск (Франческо) Анибал (в русских летописях — Петр Фрязин или Петрок Малый). По ряду версий, Петрок приехал с готовой идеей вертикальной композиции Вознесенской церкви, которая оттачивалась на образцах архитектуры разных стран: в первую очередь на образцах итальянских и лишь в последнюю очередь — русских. В пользу «итальянской» версии говорит декор, не встречавшийся прежде в русской архитектуре, а также проставленная на капители колонны дата арабскими цифрами по новому летоисчислению (от Рождества Христова). Ни арабские цифры, ни летоисчисление от Рождества Христова на Руси в то время не использовались.

Храм соединялся крытым переходом с дворцом. Кроме того, он имел важное оборонное значение сторожевой башни, с которой дозорные принимали из Подмосковья «телеграфные» огненные сигналы об опасности. С помощью факелов или зажженной бересты их передавали дальше — в Симонов монастырь и на колокольню Ивана Великого. Ведь именно с юга тогда грозила наибольшая опасность рубежам Москвы — татарские набеги.

Церковь Вознесения была построена из большемерного кирпича, при строительстве в кладку подклета были заложены кованые железные связи. Храм опоясывают галереи-гульбища, опирающиеся на аркады; на галереи ведут крытые лестницы. Первоначально гульбища были открытыми, а за алтарем на них находилось царское место с «теремной» крышей, по всей вероятности, устроенное при Алексее Михайловиче. Оттуда царь раздавал милостыню после богослужения. Здесь же Иван Грозный мог принимать челобитные.

В 1917 в храме была обретена чудотворная икона Богоматери «Державной» — по сведениям, в тот самый день, когда император Николай II отрекся от престола.

Церковь Вознесения в Коломенском

Характерные черты древнерусского православного храма

Закомара ― полукруглое завершение стены, повторяющее очертаниями внутренний свод.

Кокошники ― ложная закомара, не повторяющая формой внутренний свод.

Световой барабан ― цилиндрическое завершение храма, окна в котором освещают интерьер.

Алтарная апсида ― выступ храма, ориентированный на восток.

Читать еще:  Вышка в Пуэрто-Вальярта, Мексика - обзор

Купол ― конструкция покрытия храма, близкая по форме к полусфере.

Зодчий (предположительно, итальянец Петрок Малый) без колебаний отбросил каноны византийского монументализма и обратился к изящной эстетике Возрождения. В церкви все было по-новому. Отсутствие традиционных для русских церквей более раннего периода архитектурных элементов ― закомар, световых барабанов ― и скромный по габаритам интерьер, всего 100 квадратных метров. Вместо традиционного купола здание завершалось многогранником. Опираясь на традиции своей родной страны, архитектор, тем не менее, с уважением отнесся к опыту раннего древнерусского зодчества и использовал элементы деревянных шатровых церквей.

Характерные черты шатрового храма

Восьмерик (четверик) ― многоугольное основание шатра.

Шатер ― многогранная пирамида, служащая для завершения храма.

После окончания строительства на молельную церковь династии Рюриковичей съезжались посмотреть из разных мест. О ней говорили как о чуде. «Бе же церковь та велми чюдна высотою и красотою и светлостию, такова не бывала преже сего в Руси», ― восхищался в летописи современник. Удивительным образом слава церкви не будет увядать вопреки законам времени. Через триста с лишним лет с момента постройки парижский композитор Гектор Берлиоз после визита в Москву напишет: «Ничто меня так не поразило в жизни, как памятник древнерусского зодчества в селе Коломенское. Много я видел, многим любовался, многое поражало меня, но время, древнее время в России, которое оставило свой памятник в этом селе, было для меня чудом из чудес».

Коломенское уже давно стало частью Москвы, здание церкви неоднократно ремонтировали и перестраивали, но оно ничуть не утратило обаяния.

В начале 90-х храм занесли в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, а в 2007 году воссоздали древний иконостас с царскими вратами и заново открыли церковь для посещений. Теперь сюда приходят рассматривать экспонаты в церковном музее и слушать службы по большим праздникам. Под резной колокольней храма раскинулась терраса-гульбище, которая потом была превращена в галерею. По трем крытым лестницам некогда гуляли великие князья, а теперь здесь отдыхают все желающие.

Тайны и легенды церкви Вознесения

Место

Храм построили на берегу, где, по преданию, бил ключ, считавшийся чудодейственным. Высокая коломенская церковь должна была стать символом Елеонской горы, на которой совершилось Вознесение Христа. Недаром кажется, что громада белоснежного резного храма словно стремится в небеса. Кроме того, по соседству с храмом лежат оставшиеся от капища валуны, одним из которых святой Егорий якобы сбил змия.

Время

Наиболее распространенная версия гласит, что храм был построен в честь рождения Ивана IV. Однако некоторые историки считают, что столь сложная архитектурная конструкция не могла быть создана всего за два года ― с 1530-го по 1532-й. Согласно этой точке зрения, церковь была возведена на несколько лет раньше для моления о чадородии великокняжеской четы. По еще одной версии церковь Вознесения и вовсе была заложена в благодарность за победу над крымским царевичем Ислам-Гиреем.

Библиотека

Существует легенда, по которой под церковью Вознесения хранилась библиотека Ивана Грозного. Бесценное собрание рукописей дали в приданое Софье Палеолог, вышедшей замуж за Ивана III. Среди бумаг хранились редчайшие экземпляры античных авторов, трактаты по магии и естествознанию. Сейчас библиотека считается бесследно исчезнувшей.

Послушать службу

Хотя собор уже почти не действует, он имеет высокий статус храма Патриаршего подворья. Богослужения здесь проходят только по крупным церковным праздникам.

Полюбоваться убранством

Благодаря проведенной в 2007 году реставрации в храме снова появился тябловый иконостас и царские врата, восстановленные с подлинников конца XVI века. Современный интерьер собора почти досконально повторяет богатое убранство домового храма русских царей.

Погулять по галерее

Галерея Вознесенского храма ― лучшее место для обзора необъятных коломенских лугов. Можно бродить по ренессансным лестницам двухъярусного крытого гульбища и представлять себя древнерусскими князьями. В путеводителе 1833 года писали, что раньше к кресту вместо лестницы вела железная цепь, по которой в дни приходских праздников любили забираться смельчаки, споря на штоф вина или ведро пива.

Сходить в музей

В подклете здания находится экспозиция, посвященная строительству церкви Вознесения. Здесь также выставлена копия чудотворной иконы «Богоматерь Державная».

Источники:

http://fb.ru/article/8622/tserkov-vozneseniya-v-kolomenskom
http://spratto.livejournal.com/11981.html
http://www.culture.ru/institutes/7825/cerkov-vozneseniya-v-kolomenskom

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии